РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Е.С. Проказин, аспирант
Армавирский государственный педагогический университет (Россия, г. Армавир)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10847
Аннотация. Усложнение военно-профессиональных задач современных военных специалистов актуализирует значимость личностного развития курсантов военных вузов. В статье представлены подходы к анализу рефлексии в философско-психологической литературе. Рассмотрена роль рефлексии в успешности военно-профессиональной деятельности и доказана необходимость развития рефлексивных умений у курсантов военных вузов. Автор выделяет и характеризует систему педагогических условий развития рефлексивных умений курсантов при изучении социально-гуманитарных дисциплин. Среди них -мотивационно-целевые условия; структурно-содержательные условия; научно-методические условия.
Ключевые слов: военное образование, курсанты, рефлексия, рефлексивные умения, социально-гуманитарные дисциплины.
Современные геополитические реалии актуализируют научный поиск и практическую апробацию в военных вузах инновационных образовательных концепций, моделей и подходов. Наиболее значимыми их характеристиками является ориентация на личностно-профессиональное развитие курсантов, подготовку будущих офицеров к профессиональной деятельности в условиях неопределенности, высокой ответственности за успешное решение боевых задач при одновременном сохранении здоровья и безопасности военнослужащих.
Ведущим фактором успешности и эффективности военно-профессиональной деятельности выступает целенаправленное развитие у курсантов рефлексивных умений.
В современной научной литературе глубоко и всесторонне раскрыты философские и психологические аспекты рефлексии как особого вида познания (В.А. Лекторский), свойства сознания и самосознания (И.С. Кон,
В.И. Слободчиков), компонента теоретического и творческого мышления (В.П. Зинченко, И.Н. Семенов), условия личностного развития (В.А. Петровский) и
др. [1; 2].
Н.В. Тельтевская, А.В. Шорина провели глубокий анализ имеющихся в научной
литературе подходов к выявлению сущности, особенностей, видов и функций рефлексивных умений. Это позволило им определить рефлексивные умения как «...самостоятельно выполняемые и осознаваемые интеллектуальные действия (анализ, прогнозирование, регулирование, самоконтроль» [3, с. 43]. В большинстве научных работ выделены такие виды рефлексивных умений, как аналитические, проективные и прогностические умения. Особая значимость рефлексивных умений заключается в их влиянии на творческое выполнение разнообразных профессиональных задач с опорой на приобретенный опыт осознанной самостоятельной деятельности.
Усложнение профессиональных задач современных военно-инженерных специалистов детерминируют активный исследовательский интерес к выявлению и научному обоснованию педагогических особенностей развития рефлексии у курсантов в процессе обучения в военном вузе.
Е.В. Анфалов [4] разработал структурно-функциональную модель формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов, характеристика условий проектирования рефлексивной образовательной среды с учетом структурно-содержательных особенностей
организации образовательного процесса в вузах внутренних войск МВД России изучена М.В. Аникановым [5].
В контексте нашего исследования особый интерес вызывает исследование особенностей использования в военном вузе рефлексивных технологий обучения при изучении педагогических дисциплин А.Л. Веревкиным [6]. Исследователи [7] характеризуют значимую роль социально-гуманитарных учебных дисциплин в профессиональной подготовке будущих офицеров, подчеркивая их влияние на социализацию курсантов, развитие их интеллектуально-исследовательских, аналитических компетенций, расширение их научного и культурно-исторического кругозора, способности к самоанализу и эффективным коммуникациям в условиях высокого риска и ответственности при решении поставленных задач.
Обобщение результатов выполненных исследований [3-7] позволило нам выявить систему педагогических условий развития рефлексивных умений курсантов военного вуза при изучении социально-гуманитарных дисциплин:
- мотивационно-целевые условия: развитие познавательных интересов курсантов в процессе овладения предметным содержанием и методами социально-гуманитарных дисциплин; развитие у курсантов аналитических навыков как основы осознанного целеполагания в учебно-
профессиональной деятельности; мотивация курсантов к развитию рефлексивных умений как фактору профессионально-личностного развития военного специалиста в условиях быстрых социальных и технологических изменений; развитие интереса к овладению современными инструментами саморазвития на протяжении всей жизни;
- структурно-содержательные условия: обоснованное включение в учебные планы социально-гуманитарных дисциплин, определение логики их изучения в соответствии с требованиями ФГОС ВО; выявление дидактической структуры содержания социально-гуманитарных учебных дисциплин, актуализирующего рефлексивный аспект подготовки курсанта с учетом актуальных требований к военно-профессиональной деятельности;
- научно-методические условия: научное обоснование принципов выбора образовательных технологий с учетом деятель-ностного содержания военно-профессионального образования; разработка методического обеспечения целостного образовательного процесса с акцентом на самостоятельную учебно-познавательную деятельность курсантов творческого, исследовательского характера; совершенствование научно-методических компетенций преподавателей военного вуза в создании рефлексивной образовательной среды.
Библиографический список
1. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования: сб. ст. / под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск: Наука, 1987. - 241 с.
2. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 154 с.
3. Тельтевская Н.В., Шорина А.В. Сущность и структура рефлексивных умений // Педагогика и психология образования. - 2018. - № 2. - С. 38-47.
4. Анфалов Е.В. Модель процесса формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 27-29.
5. Аниканов М.В. Условия создания рефлексивной образовательной среды в военном вузе внутренних войск МВД России // Мир науки, культуры, образования. - 2015. -№ 3 (52). - С. 22-24.
6. Веревкин А.Л. Проектирование рефлексивных технологий для курсантов в предметной области педагогики // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 1 (29). - С. 38-44.
7. Фарберова О.Е., Баранов Д.А., Анисимов В.П. Высшее военное образование на современном этапе (к вопросу о рассмотрении процесса освоения дисциплин социально-гуманитарного цикла в отечественном и зарубежном научном дискурсе) // Научное обозрение / Под ред. Э.Н. Рябинина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 126-141.
DEVELOPMENT OF REFLEXIVE SKILLS OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES IN THE STUDY OF SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES
E.S. Prokazin, Graduate Student Armavir State Pedagogical University (Russia, Armavir)
Abstract. The complexity of military professional tasks of modern military specialists actualizes the importance of personal development of cadets of military universities. The article presents approaches to the analysis of reflection in the philosophical and psychological literature. The role of reflection in military professional activity is considered and the necessity of developing reflexive skills in cadets of military universities is proved. The author identifies and characterizes the system of pedagogical conditions for the development of students ' reflexive skills in the study of social and humanitarian disciplines. Among them are motivational and target conditions; structural and content conditions; scientific and methodological conditions.
Keywords: military education, cadets, reflection, reflexive skills, social and humanitarian disciplines.