Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА'

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КУРСАНТ / УЧЕБНО-ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / MILITARY TRAINING CENTER / MILITARY PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / CADET / TRAINING AND BUSINESS GAMES / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куксов Алексей Юрьевич

Статья посвящена применению учебно-деловых игр в образовательном процессе с целью развития профессиональной ответственности у курсантов военных учебных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF EDUCATIONAL AND BUSINESS GAMES IN THE PRACTICE OF FORMING MILITARY PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AMONG CADETS OF THE MILITARY TRAINING CENTER

The article is devoted to the disclosure of the practice of using educational and business games in the educational process in order to form and develop military professional responsibility among cadets of military training centers.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА»

А. Ю. Куксов

(г. Краснодар)

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО

ЦЕНТРА

APPLICATION OF EDUCATIONAL AND BUSINESS GAMES IN THE PRACTICE OF FORMING MILITARY PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AMONG CADETS OF THE MILITARY TRAINING

CENTER

Статья посвящена применению учебно-деловых игр в образовательном процессе с целью развития профессиональной ответственности у курсантов военных учебных центров. Ключевые слова: военный учебный центр, военно-профессиональная ответственность, курсант, учебно-деловые игры, формирование.

The article is devoted to the disclosure of the practice of using educational and business games in the educational process in order to form and develop military professional responsibility among cadets of military training centers.

Key words: military training center, military professional responsibility, cadet, training and business games, formation.

Формирование военно-профессиональной ответственности у курсантов военного учебного центра (ВУЦ) организовано с учетом будущей профессиональной деятельности и предусматривает:

- во-первых, опору на контекстное обучение по анализу конкретных ситуаций из практики военно-профессиональной деятельности. Процесс развития профессиональной ответственности следует реализовать на фоне жизненного и профессионального опыта курсанта центра как субъекта активной профессиональной деятельности. Особо при этом следует опираться на реальные практики в воинских частях и войсковой стажировки (приобретение навыков командования боевым постом, отделением, взводом) [1];

- во-вторых, курсант в условиях военного учебного центра, выполняя задания

военно-служебного характера, использует весь свой багаж общего развития, политической культуры, и это особо отражается в процессе формирования, в частности, социальной ответственности, с утверждением «правового поля» служения Отечеству;

- в-третьих, профессиональная ответственность курсанта формируется в режиме «опережения», когда в ходе постановки учебно-деловых заданий командир (преподаватель) учитывает изменение служебного статуса курсанта как будущего офицера.

Важным условием формирования военно-профессиональной ответственности курсантов является создание в ВУЦ специализированной ценностной среды. Это позволяет качественно и эффективно применить учебно-деловые игры, понимаемые как метод актуализации ситуаций, моделирующих военно-профессиональную дея-

Куксов А.Ю. Применение учебно-деловых игр в практике формирования военно-профессиональной.,

тельность в игровом процессе по заданным условиям. Их использование базируется на следующих положениях [2]:

- имитационное моделирование функциональных обязанностей и служебной деятельности офицеров ВС РФ отражает мотивы, связанные с профессиональной ответственностью;

- содержание учебно-деловой игры актуализирует проблемность учебно-профессиональной деятельности курсантов;

- в процессе игры происходит разделение имитируемых функций военных специалистов;

- диалогическое общение способствует взаимодействию курсантов при принятии ответственных решений [2].

В процессе обучения в военном учебном центре наиболее эффективными являются следующие виды игр: групповые, ролевые, имитационные, ситуативные, интерактивные и др. [2, 3].

Групповые игры используются для формирования военно-профессиональной ответственности у всей группы курсантов. Командиры, преподаватели и воспитатели осуществляли воспитательное воздействие на всю группу, выдавая им всем одинаковые задания и поручения.

Имитационные игры применяются для выработки определенных навыков профессиональной ответственности при анализе конкретной ситуации, когда в свободной от риска ситуации актуализируются знания и профессиональные способности слушателей, происходит критическая оценка, анализ и поиск оптимального пути решения проблемы.

Ситуативные игры реализуются на основе реальных практик, когда объектом имитации является смоделированная конкретная ситуация из военно-профессиональной деятельности.

Ролевые игры закрепляют навыки функционирования курсантов в роли рядового, командира отделения, заместителя командира взвода и др. Участники игры проигрывают определенные служебные роли.

Интерактивные игры выступают важнейшим показателем динамизма имитации отношений, а в процессе неинтерактивных

игр участники действуют самостоятельно и принимают решения независимо от других.

Подбирая конкретный вид учебно-деловой игры, преподаватель продумывает её тематику, цель, тип (интеллектуальная, обучающая, дидактическая), условия и ход игры, подведение итогов. Уровень, форма и характер игр изменяется на каждом из этапов формирования военно-профессиональной ответственности.

К примеру, тематика индивидуальных заданий: а) составьте алгоритм действий военнослужащих по выполнению конкретного приказа командира роты; б) разработайте план беседы с новобранцами; в) нарисуйте эскиз комнаты психологической разгрузки военнослужащих; г) дайте характеристику воинского коллектива вашего подразделения; и др.

Тематика групповых заданий: а) напишите эссе на тему: «Мое отношение к воинскому долгу»; б) на самостоятельной подготовке подготовьте сообщение о Днях Воинской славы России; в) разработайте презентацию по пройденной теме и др.

Приведем пример проведения учебно-деловой игры «Экзамен» [4].

Цель: Психологически подготовить курсантов к процессу сдачи экзамена по конкретной воинской дисциплине.

Условия игры: из числа курсантов создается «экзаменационной комиссия». Остальные обучающиеся делятся на «экзаменующихся» и независимых наблюдателей, которые готовят примерные билеты.

Ход. Экзамен проходит в устной форме по билетам. Экзаменующийся курсант выступает перед «комиссией». Остальные курсанты наблюдают и анализируют смоделированную ситуацию.

Подведение итогов. Руководитель игры подводит итоги, отмечает положительные моменты, выделяет имеющиеся недостатки, разбирает их причины и дает необходимые рекомендации.

Рассмотрим основные организаторские и воспитательные мероприятия, произведенные в ходе педагогического эксперимента:

1) совершенствование форм и методов учебно-воспитательной деятельности преподавательского состава. Проведен ана-

лиз рабочих учебных планов и учебно-методических комплексов преподавателей ВУЦ, что позволило уточнить потенциальные возможности каждой учебной дисциплины в формировании военно-профессиональной ответственности у курсантов;

2) уточнен теоретический и практический материал, позволяющий приобщить каждого курсанта к социальным и профессиональным ценностям, развивающий мо-тивационную и эмоционально-волевую сферу курсантов, содействующий формированию умений и навыков, образующих содержание деятельностно-рефлексивного компонента;

3) специальное внимание уделено пересмотру и обогащению учебной дисциплины «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации», имеющей главенствующее положение в формировании у курсантов комплекса знаний, относящихся к сфере личных обязанностей и военно-профессиональной ответственности военнослужащих. Отдельные темы подверглись качественным изменениям, расширяющим и обогащающим их содержание с позиций знаний о военно-профессиональной ответственности. К примеру, тема «Военнослужащие и взаимоотношения между ними» пополнилась вопросом «Военно-профессиональная ответственность военных кадров». Для темы «Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации» был разработан учебный вопрос «Дисциплинарная ответственность как компонент формирования военно-профессиональной ответственности военнослужащих»;

4) конкретным изменениям была подвернута тематика учебной дисциплины

«Организация боевой подготовки». При изучении темы «Организация военной подготовки офицеров запаса по военно-учетной специальности на военной кафедре» добавлен отдельный учебный вопрос «Военно-профессиональная ответственность как базовое качество военных кадров» при рассмотрении которого, курсанты знакомятся с назначением, сущностью, содержанием и спецификой военно-профессиональной ответственности офицеров ВС РФ. В процессе изучения темы «Организация и методика боевой подготовки» с курсантами проработан отдельный вопрос «Роль военно-профессиональной ответственности офицеров за состояние и качество боевой подготовки, результативность проведения занятий, тренировок и учений». При овладении курсантами темой «Основы организации войскового (корабельного) хозяйства в Вооруженных Силах Российской Федерации» отдельно был рассмотрен учебный вопрос «Забота каждого офицера о состоянии войскового (корабельного) хозяйства - один из показателей военно-профессиональной ответственности военных кадров».

Таким образом, применение в образовательном процессе военного учебного центра различных видов учебно-деловых игр, индивидуальных и групповых заданий позволяет курсантам сформировать военно-профессиональную ответственность, умение аргументированно, логично и критически размышлять, обсуждать проблемы воинской деятельности, способствует развитию добросовестности, дисциплинированности, исполнительности, честности, выработке собственного опыта высоко результативной воинской службы.

Куксов А.Ю. Применение учебно-деловых игр в практике формирования военно-профессиональной...

Литература

1. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.

2. Рымарева Т. Ф. Технология развития профессиональной ответственности у курсантов авиационных технических училищ // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2444/ (дата обращения: 11.10.2020).

3. Телеева Е. В. Технологии: учебное пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2006. - 20 с.

4. Учебная деловая игра: сущность и классификация - URL: https://nsportal.ru/shkola/ klassnoe-rukovodstvo/library/2013/07/11/imitatsionnye-igry (дата обращения: 11.10.2020).

-Ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.