Научная статья на тему 'Социологическое сопровождение учебного и воспитательного процесса курсантов высших военных учебных заведений России'

Социологическое сопровождение учебного и воспитательного процесса курсантов высших военных учебных заведений России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
243
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОФИЦЕРЫ / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ / ВС РФ) / MILITARY SOCIOLOGY / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ARMED FORCES / EDUCATIONAL PROCESS / ENTIREPROCESS / OFFICERS / CADETS / MILITARY HIGH SCHOOL / MILITARY-POLITICAL BODIES / RESEARCH CENTER (SOCIOLOGICAL / ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терешонок Т.А.

В статье обосновывается необходимость комплексного внедрения результатов социологических исследований в практику принятия управленческих решений руководством военных вузов, в частности в деятельность офицеров военно-политических органов. Выделяются и описываются особенности социальнопсихологической атмосферы в курсантском коллективе, раскрываются факторы адаптации будущих офицеров к военно-учебным условиям. Дается краткая историческая справка становления и развития военной социологии. особое внимание обращается на деятельность научно-исследовательского центра (социологического, Вооруженных cил российской Федерации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL AND ENTIRE PROCESS OF CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article substantiates the need for integrated implementation of the results of sociological research into the practice of making management decisions by the leadership of military universities, in particular, in the activities of officers of militarypolitical bodies. The features of the socio-psychological atmosphere in the cadet team are identified and described, and factors for the adaptation of future officers to military training conditions are revealed. A brief historical background of the formation and development of military sociology is given. Particular attention is paid to the activities of the Research Center (Sociological, Armed Forces of the Russian Federation).

Текст научной работы на тему «Социологическое сопровождение учебного и воспитательного процесса курсантов высших военных учебных заведений России»

уДК 316, 355.1 Т. А. Терешонок

младший научный сотрудник научно-исследовательского центра (социологического, Вооруженных сил российской Федерации); е-таН: tanyusha.tereshonok@gmail.com

социологическое сопровождение учебного и воспитательного процесса курсантов высших военных учебных ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ

В статье обосновывается необходимость комплексного внедрения результатов социологических исследований в практику принятия управленческих решений руководством военных вузов, в частности в деятельность офицеров военно-политических органов. Выделяются и описываются особенности социально-психологической атмосферы в курсантском коллективе, раскрываются факторы адаптации будущих офицеров к военно-учебным условиям. Дается краткая историческая справка становления и развития военной социологии. Особое внимание обращается на деятельность Научно-исследовательского центра (социологического, Вооруженных сил Российской Федерации).

Ключевые слова: военная социология; социологическое исследование; Вооруженные силы; учебный процесс; воспитательный процесс; офицеры; курсанты; военный вуз; военно-политические органы; Научно-исследовательский центр (социологический, ВС РФ).

Т. A. Tereshonok

Junior Researcher, Scientific Research Center (Sociological) Armed Forces of the Russian Federation; e-mail: tanyusha.tereshonok@gmail.com

The article substantiates the need for integrated implementation of the results of sociological research into the practice of making management decisions by the leadership of military universities, in particular, in the activities of officers of military-political bodies. The features of the socio-psychological atmosphere in the cadet team are identified and described, and factors for the adaptation of future officers to military training conditions are revealed. A brief historical background of the formation and development of military sociology is given. Particular attention is paid to the activities of the Research Center (Sociological, Armed Forces of the Russian Federation).

Key words: military sociology; sociological research; Armed Forces; educational process; entireprocess; officers; cadets; military high school; military-political bodies; Research Center (sociological, Armed Forces of the Russian Federation).

sociological support of the educational AND entire process of CADETS of HIGHER MILITARY educational institutions

Введение

Особенности современного развития Вооруженных сил Российской Федерации проявляются в высоких требованиях к профессиональным и общечеловеческим качествам военнослужащих. Офицерская служба - это особая духовная философия, пример служения Отечеству и интересам его защиты [Картаполов 2019].

В 2018 году было создано Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации. Заместитель Министра обороны Российской Федерации Андрей Картаполов на вводной лекции в Военном университете сказал, что главная цель создания военно-политических органов - «формирование воина-государственника - надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества - государственности, духовности и патриотизма» (ТАСС 01.09. 2018).

В связи с этим в армии и на флоте, в том числе и в военных вузах были введены новые должности - заместители командира полка (корабля 1-го ранга), батальона, роты, эшелона и гарнизона по военно-политической работе. Военнослужащие, находящиеся на данных должностях, являются прямыми начальниками для всего личного состава и отвечают за формирование высоких военно-профессиональных, боевых, морально-политических и психологических качеств. Вместе с тем в зоне ответственности заместителя командира по военно-политической работе осведомленность о наркотической обстановке, случаях правонарушения и девиантного поведения внутри личного состава (ТАСС 01.09. 2018).

По словам заместителя начальника 1-го управления Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации Валентина Клюжева, воспитательное воздействие в военных вузах должно базироваться на уважении и доверии к личности курсанта. Нельзя допускать грубость, хамство, унижение человеческого достоинства в любых проявлениях, от кого бы они не исходили. Весь уклад жизни должен формировать у будущего офицера сознательное отношение к воинскому долгу [Клюжев 2019].

Особое значение в свете новых условий приобретает разработка эффективных путей, направленных на совершенствование учебного и воспитательного процесса курсантов военных учебных заведений Министерства обороны РФ, в частности качественное повышение их

мотивации к учебе и дальнейшему прохождению военной службы. Для того чтобы разработать данные меры, следует обладать соответствующей актуальной информацией, необходимой для принятия своевременных управленческих решений, получение которой во многих случаях осуществляется путем проведения военно-социологических исследований.

Сущность и историческая справка военной социологии

Военная социология - одна из отраслей социологической науки, ее основой выступает гуманитарная концепция строительства военной организации, где человек выступает главным субъектом вооруженной борьбы. Основной задачей военной социологии является создание благоприятных условий для полноценного существования и трудоспособности военнослужащих, поддержание и своевременное возобновление физических и духовных сил. Вместе с тем данная наука рассматривает военную организацию страны как социальный институт с определенными закономерностями жизнедеятельности, включая ее взаимодействие с другими социальными объединениями и обществом в целом, а также социальные процессы и межличностные отношения внутри самой военной организации [Певень 2003].

Впервые систематические работы военных социологов, посвященные исследованиям социальных процессов и явлений, протекающих в воинских коллективах, появились в ХХ в. В 1920-1930-х гг. в Красной армии начали проводиться широкомасштабные социально-статистические обследования войск, изучающие военно-социальные процессы. Большое внимание в данный период получили исследования, связанные с молодым пополнением войсковых соединений и курсантами и слушателями военных школ [Сергеев 1990]. В 1965-1970 гг. социологические исследования начали активно внедряться в органы военного управления и управленческую систему военно-учебных заведений, в этот период создавались нештатные социологические подразделения [Образцов 1998].

Деятельность Научно-исследовательского центра (социологического, Вооруженных сил Российской Федерации)

Особо значимым событием в истории военной социологии стало образование Научно-исследовательского центра (социологического,

Вооруженных сил Российской Федерации) (далее НИЦ (с, ВС РФ)) в 2002 г., который на сегодняшний день является единственной штатной социологической структурой в Вооруженных силах Российской Федерации. НИЦ (с, ВС РФ), осуществляет мониторинг социальных процессов в армии и на флоте в целях разработки научно-обоснованных предположений для Министерства обороны РФ, Главного военно-политического управления ВС РФ, и в целом для Вооруженных сил Российской Федерации.

В своей научной деятельности НИЦ (с, ВС РФ) опирается на социологические отделения в войсках, созданные 1 июля 2013 года при управлениях по военно-политической работе в военных округах.

Для обеспечения высокого качества проведения социологических исследований, они проходят в плановом порядке [Певень 2019].

Одной из постоянных задач, выполняемых лабораториями НИЦ (с, ВС РФ), является социологическое сопровождение учебного и воспитательного процесса курантов высших военных учебных заведений.

Адаптация курсантов первого курса к условиям военного вуза

Успешная адаптация курсантов первого курса к условиям военного вуза способствует развитию у них военно-профессиональных качеств, повышению эффективности выполнения боевых задач будущими офицерами, а также имеет большое значение для дальнейшего совершенствования функционирования Вооруженных сил РФ [Крас-ноголова 2012].

Процесс обучения в вузах Министерства обороны тесно связан не только с учебными занятиями, но и с выполнение курсантами служебных обязанностей и условиями быта. Кроме того, курсантский коллектив отличается своей специфической социально-психологической атмосферой, которая включает в себя в первую очередь отношения курсантов между собой и с командирами, а также обычаи и традиции. В военном коллективе курсант берет на себя различные социальные, нравственно-практические профессиональные роли с проявлением индивидуальных черт характера, образа мышления, особенностей чувств, настроений, состояний и т. д. [Савенкова 2006].

В целом социально-психологическая адаптация в военном коллективе - это процесс вступления человека во внутригрупповую систему отношений и приспособление к ней, сопровождающийся выработкой

свойственных ей стандартов мышления и поведения, отражающих ценности и нормы конкретного военного коллектива.

Процесс адаптации обучения в военном учебном заведении затрагивает все аспекты функционирования личности и его протекание зависит как от личностных факторов курсанта, так и от объективного и субъективного воздействия.

К личностным факторам относятся:

- факторы личностного развития курсанта до начала учебного процесса в военном вузе (дисциплинированность, уровень базовой подготовки);

- восприятие курсантом учебного процесса (специально отведенные часы для занятий и самоподготовки, периодические отрывы от учебы, отсутствие возможности постоянного использования интернет-ресурсов);

- факторы внеучебной деятельности (приспособление к строгому армейскому распорядку дня, ограничения свободного выхода за территорию вуза);

- социально-бытовые (переезд на новое место жительства).

Объективные воздействия возникают под влиянием потребностей

общественного развития и включат в себя факторы, оказывающие влияние на мотивацию курсантов в независимости от предпочтений, потребностей и деятельности их самих, а также конкретных должностных лиц учебного заведения. К ним относятся деятельность офицеров, психологов, социологов [Грабовский 2007]. Остановимся подробнее на деятельности социологов.

Социологическое сопровождение учебного и воспитательного процесса курсантов

С 2009 г. НИЦ (с, ВС РФ) ежегодно проводятся социологические исследования, связанные с адаптацией, мотивацией, ценностями, удовлетворенностью учебным процессом, военно-профессиональной ориентацией курсантов, а также сплоченностью учебных воинских подразделений. Стоит указать на то, что Инструментарий сбора социологической информации для младших и старших курсов различен. Обязательным условием обеспечения репрезентативности выборки данного исследования является то, что в ней должны быть представлены военные вузы, расположенные в разных регионах страны.

Желание стать офицером Чувство причастности к защите Отечества Возможность стать грамотным специалистом Достижение материального благополучия Интересное и престижное дело Продолжение семейной традиции

Склонность к порядку и дисциплине

Возможность получения бесплатного образования

Уважение окружающих

Рис. 1. Основные причины выбора курсантами первых курсов вузов МО РФ (в %) [Ромахин 2017]

Исследование включает в себя следующие блоки:

- нравственные качества курсантов;

- индивидуально-психологические особенности военнослужащих;

- характер межличностных отношений в конкретном воинском коллективе;

- удовлетворенность курсантов условиями военной службы и учебно-воспитательным процессом;

- социальные факторы, влияющие на успешность адаптации военнослужащих;

- эффективность профессиональной подготовки при исполнении служебных обязанностей;

- стремление курсантов к прохождению дальнейшей военной службы.

В каждой анкете присутствует открытый вопрос, и у курсанта есть возможность донести информацию до руководства МО РФ по вопросам деятельности своего вуза.

1 Сумма ответов превышает 100 %, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов на данный вопрос.

Для примера обратимся к некоторым результатам одного из социологических исследований НИЦ (с, ВС РФ) «Военно-профессиональная ориентация и мотивация курсантов первого курса военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации» [Ромахин 2017]. Всего было опрошено 1324 курсанта I курса в 13 вузах МО РФ.

Большинство курсантов (74 %) первых курсов опирались при поступлении в вузы МО РФ на военно-профессиональный мотив — желанием в будущем стать офицером (см. рис. 1).

Практическая польза военно-социологических исследований в военно-учебном процессе курсатов

Недостаточное внимание к изучению данных вопросов и игнорирование результатов социологических исследований может привести к трудностям, возникающим в военно-учебном процессе, что может послужить причиной деформация личности военнослужащего, как в психологическом, так и нравственном плане. Наряду с этим могут возникнуть и групповые проблемы:

- нарушение взаимодействий (деловых, моральных, личных) между курсантами и их группами, а также курсантами и командным составом;

- ослабление уровня коммуникации в процессе служебной деятельности;

- разрушение устоявшихся нравственных ценностей воинского коллектива;

- увеличение военнослужащих, настроенных к выбору ложных асоциальных и антиармейских групповых ориентиров;

- недостаточная укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами, знакомых со спецификой воспитательной работы в войсках и имеющих достаточный опыт работы;

- дефицит в военных учебных заведениям технических средств воспитания.

Накопление личностных и коллективно-групповых проблем может повлечь снижение эффективности службы курсантов, что может привести к ошибкам и авариям, а также проступкам и преступлениям [Александров, Глушко 2007].

Выводы

Так, социологические исследования направлены на совершенствование и оптимизацию системы мотивирования и стимулирования курсантов военных вузов к дальнейшему прохождению военной службы. На основе результатов исследований разрабатываются направления социально-психологической поддержки курсантов и научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию военно-управленческого воздействия на процесс адаптации и мотивации курсантов [Дубограй 2008].

В целом, роль социологического сопровождения образовательной деятельности военного вуза можно резюмировать в следующих положениях:

- разработка прогноза и практических рекомендаций по эффективности адаптационного процесса абитуриентов на основе выявленных социально-психологических особенностей курсантов, связанных с успешностью их адаптации;

- определение уровня адаптации и мотивации к дальнейшему прохождению военной службы в конкретном воинском коллективе;

- выявление проблем в учебном и воспитательном процессе, в том числе проблем, связанных с взаимоотношениями, как между курсантами, так и между курсантами и командованием;

- определение основных социальных факторов, влияющих на успешность адаптации военнослужащих;

- обобщение российского и зарубежного опыта регулирования процесса адаптации и мотивации будущих офицеров и изучение возможностей его применения к тому или иному военному вузу.

Таким образом, использование в управленческой деятельности результатов социологических исследований может способствовать повышению в военной организации общего уровня морально-психологической атмосферы, налаживанию нравственно здоровых взаимоотношений, предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций, из чего можно сделать вывод, что практика военного управления должна учитывать фундаментальные и прикладные достижения современной военной социологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александров А. Н., Глушко А. А. Социально-психологическая адаптация военнослужащих, проходящих службу по контракту // Военно-социологические исследования / под общ. ред. канд. полит. наук генерал-лейтенанта В. Н. Бусловского. 2007. № 19. С. 55.

Грабовский И. В. Факторы позитивного воздействия на мотивационный компонент морально-психологического состояния курсантов военно-учебных заведений Минобороны России // Военно-социологические исследования / под общ. ред. канд. полит. наук генерал-лейтенанта В. Н. Бусловского. 2007. № 19. С. 16.

Дубограй Е. В. Мотивация будущих офицеров-воспитателей / на примере курсантов Новосибирского ВВКУ // Военно-социологические исследования / под общ. ред. канд. полит. наук генерал-лейтенанта А. А. Башла-кова. 2008. № 22. С. 15-18.

Картаполов А. В. Приветствие участников конференции «Военно-политическая работа в Вооруженных силах Российской Федерации: теория и практика» // Военно-политическая работа в Вооруженных силах Российской Федерации: теория и практика: сборник материалов научно-практической конференции / под общ. ред. канд. юрид. наук, доцента генерала-лейтенанта И. В. Мишуткина. М. : ВУ 2019. С. 9.

Клюжев В. А. Подготовка специалистов (кадров) Военно-политических органов Вооруженных сил Российской Федерации // Военно-политическая работа в Вооруженных силах Российской Федерации: теория и практика: сборник материалов научно-практической конференции / под общ. ред. канд. юрид. наук, доцента генерал-лейтенанта И. В. Мишуткина. М. : ВУ, 2019. С. 22.

Красноголова Е. О. Особенность адаптации первокурсников военного вуза // Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы Междунар.науч.-прак. конф. Краснодар : ВУНЦ ВВС «ВВА» : Кубанский гос. ун-т, 2012. С. 104-107.

Образцов И. В. Военная социология в России: история, современное состояние, перспективы // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. С. 144-147.

Певень Л. В. Становление и развитие отечественной военной социологии // Военно-социологические исследования. 2003. № 11. С. 4-7.

Певень Л. В. Социологическое сопровождение в Вооруженных силах: практический аспект // Военно-политическая работа в Вооруженных силах Российской Федерации: теория и практика: сборник материалов научно-практической конференции / под общ. ред. канд. юрид. наук, доцента генерал-лейтенанта И. В. Мишуткина. М. : ВУ, 2019. С. 178.

Ромахин А. П. Состояние военно-профессиональной ориентации и мотивации курантов первого курса военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации // Военно-социологические исследования. 2017. № 57.

Савенкова И. Ю. Социометрическая методика оценки взаимоотношений в воинских коллективах // Военно-социологические исследования / под общ. ред. генерал-полковника Н. И. Резника. 2006. № 15. С. 32.

Сергеев В. П. Эмпирические социологические исследования в РККА и РККФ в 20-е годы: состояние, проблемы. Опыт // В. И. Ленин и актуальные проблемы военного строительства : сб. науч. ст. М. : ВПА, 1990. С. 134-154.

REFERENCES

Aleksandrov A. N., Glushko A. A. Social'no-psihologicheskaja adaptacija voenno-sluzhashhih, prohodjashhih sluzhbu po kontraktu // Voenno-sociologicheskie issledovanija / pod obshh. red. kand. polit. nauk general-lejtenanta V. N. Buslovskogo. 2007. № 19. S. 55.

Grabovskij I. V. Faktory pozitivnogo vozdejstvija na motivacionnyj komponent moral'no-psihologicheskogo sostojanija kursantov voenno-uchebnyh zavedenij Minoborony Rossii // Voenno-sociologicheskie issledovanija / pod obshh. red. kand. polit. nauk general-lejtenanta V. N. Buslovskogo. 2007. № 19. S. 16.

Dubograj E. V. Motivacija budushhih oficerov-vospitatelej / na primere kursantov Novosibirskogo VVKU // Voenno-sociologicheskie issledovanija / pod obshh. red. kand. polit. nauk general-lejtenanta A. A. Bashlakova. 2008. № 22. S. 15-18.

Kartapolov A. V. Privetstvie uchastnikov konferencii «Voenno-politicheskaja rabota v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii: teorija i praktika» // Voenno-politicheskaja rabota v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii: teorija i praktika: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obshh. red. kand. jurid. nauk, docenta generala-lejtenanta I. V. Mishutkina. M. : VU, 2019. S. 9.

Kljuzhev V. A. Podgotovka specialistov (kadrov) Voenno-politicheskih organov Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii // Voenno-politicheskaja rabota v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii: teorija i praktika: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obshh. red. kand. jurid. nauk, docenta general-lejtenanta I. V. Mishutkina. M. : VU, 2019. S. 22.

Krasnogolova E. O. Osobennost' adaptacii pervokursnikov voennogo vuza // Lichnost' kursanta: psihologicheskie osobennosti bytija: materialy Mezhdunar. nauch.-prak. konf. Krasnodar : VUNC VVS «VVA» : Kubanskij gos. un-t, 2012. S. 104-107.

Obrazcov I. V. Voennaja sociologija v Rossii: istorija, sovremennoe sostojanie, perspektivy // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. 1998. S. 144-147.

Peven' L. V. Stanovlenie i razvitie otechestvennoj voennoj sociologii // Voenno-sociologicheskie issledovanija. 2003. № 11. S. 4-7.

Peven'L. V. Sociologicheskoe soprovozhdenie v Vooruzhennyh silah: prakticheskij aspekt // Voenno-politicheskaja rabota v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii: teorija i praktika: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obshh. red. kand. jurid. nauk, docenta general-lejtenanta I. V. Mishutkina. M. : VU, 2019. S. 178.

Romahin A. P. Sostojanie voenno-professional'noj orientacii i motivacii kurantov pervogo kursa voenno-uchebnyh zavedenij Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii // Voenno-sociologicheskie issledovanija. 2017. № 57.

Savenkova I. Ju. Sociometricheskaja metodika ocenki vzaimootnoshenij v voins-kih kollektivah // Voenno-sociologicheskie issledovanija / pod obshh. red. general-polkovnika N. I. Reznika. 2006. № 15. S. 32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sergeev V. P. Jempiricheskie sociologicheskie issledovanija v RKKA i RKKF v 20-e gody: sostojanie, problemy. Opyt // V I. Lenin i aktual'nye problemy voennogo stroitel'stva : sb. nauch. st. M. : VPA, 1990. S. 134-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.