Научная статья на тему 'О роли офицеров военно-политических органов в формировании у личного состава морально-боевых качеств'

О роли офицеров военно-политических органов в формировании у личного состава морально-боевых качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-политическая работа / формирование / воспитание / офицер / военнослужащий / подготовка / коллектив / дисциплинированность / боевая выучка / готовность / military-political work / formation / education / officer / serviceman / training / team / discipline / combat training / readiness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В И. Марченков, Р Н. Зенин

В статье раскрывается авторский подход к роли офицеров военно-политических органов в формировании у личного состава морально-боевых качеств. Подчеркивается необходимость нормативно-правового закрепления в деятельности офицеров военно-политических органов задач по формированию у личного состава морально-боевых качеств. В статье дана краткая характеристика морально-боевых качеств, таких как дисциплинированность, боевая выучка, морально-психологическая готовность к боевым действиям. Раскрывается взаимосвязь между ними. Показаны возможности учебно-воспитательного процесса по повышению эффективности процесса их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В И. Марченков, Р Н. Зенин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF OFFICERS OF MILITARY-POLITICAL BODIES IN THE FORMATION OF PERSONNEL MORAL AND COMBAT QUALITIES

The article reveals the authors’ approach to the role of officers of military-political organs in the formation of moral and combat qualities in personnel. The need for normative legal consolidation in the activities of officers of military-political organs of the tasks of the formation of moral and combat qualities among the personnel is emphasized. The article gives a brief description of moral and combat qualities, such as discipline, combat training, and moral and psychological preparedness for hostilities. The relationship between them is revealed. The possibilities of the educational process to increase the efficiency of the process of their formation are shown.

Текст научной работы на тему «О роли офицеров военно-политических органов в формировании у личного состава морально-боевых качеств»

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10154

Marchenkov V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, chief researcher (Scientific Supervisor) FGKVOU VO "Military University' of the RF Ministry of Defense (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Zenin R.N., adjunct, Department of Pedagogy, Federal University for Higher Education "Military University " of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

ON THE ROLE OF OFFICERS OF MILITARY-POLITICAL BODIES IN THE FORMATION OF PERSONNEL MORAL AND COMBAT QUALITIES. The article reveals the authors' approach to the role of officers of military-political organs in the formation of moral and combat qualities in personnel. The need for normative legal consolidation in the activities of officers of military-political organs of the tasks of the formation of moral and combat qualities among the personnel is emphasized. The article gives a brief description of moral and combat qualities, such as discipline, combat training, and moral and psychological preparedness for hostilities. The relationship between them is revealed. The possibilities of the educational process to increase the efficiency of the process of their formation are shown. Key words: military-political work, formation, education, officer, serviceman, training, team, discipline, combat training, readiness.

В.И. Марченков, д-р пед. наук, проф., глав. науч. сотр. (науч. рук.), ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

Р.Н. Зенин, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

О РОЛИ ОФИЦЕРОВ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ В ФОРМИРОВАНИИ У ЛИЧНОГО СОСТАВА МОРАЛЬНО-БОЕВЫХ КАЧЕСТВ

В статье раскрывается авторский подход к роли офицеров военно-политических органов в формировании у личного состава морально-боевых качеств. Подчеркивается необходимость нормативно-правового закрепления в деятельности офицеров военно-политических органов задач по формированию у личного состава морально-боевых качеств. В статье дана краткая характеристика морально-боевых качеств, таких как дисциплинированность, боевая выучка, морально-психологическая готовность к боевым действиям. Раскрывается взаимосвязь между ними. Показаны возможности учебно-воспитательного процесса по повышению эффективности процесса их формирования.

Ключевые слова: военно-политическая работа, формирование, воспитание, офицер, военнослужащий, подготовка, коллектив, дисциплинированность, боевая выучка, готовность.

Качественные изменения в техническом оснащении Вооруженных Сил Российской Федерации, характерные особенности театра военных действий и современного боя обусловливают изменения требований к военнослужащим, их морально-боевым качествам и боевой активности, дисциплине и организованности, подготовленности к бою.

Формирование морально-боевых качеств у военнослужащих - управляемый процесс, который реализуется в первую очередь в целеустремленной, планомерной, систематической деятельности офицеров военно-политических органов. Важное место в этом процессе занимает деятельность офицеров военно-политических структур частей и подразделений. Деятельность эта имеет многоплановое содержание, сложную структуру и характеризуется наличием многоуровневой системы руководства.

Содержание работы офицеров военно-политических органов по руководству формированием морально-боевых качеств у военнослужащих определяется военной доктриной, военной присягой, уставами и наставлениями Вооруженных Сил, приказами и директивами Министра обороны и другими нормативно-правовыми актами [1, с. 3].

Важнейшей задачей офицеров военно-политических органов, вытекающей из требований этих документов, является формирование у личного состава дисциплинированности как качества личности военнослужащего, как черты его характера, основу которого составляет правомерное поведение. Поэтому одним из важных направлений руководства офицерами военно-политических органов формированием дисциплинированности у военнослужащих является четкая организация правовой пропаганды и правового информирования, систематического разъяснения в ходе правового обучения требований законов, уставов и других документов, регламентирующих порядок службы, мероприятий правовоспитательного характера. Важным условием эффективности этой работы является активное включение в нее всех офицеров частей и подразделений.

Руководство формированием дисциплинированности у личного состава со стороны офицеров военно-политических органов предполагает организацию системы оценок поведения военнослужащих по внешним его проявлениям: характеру поступков (проступков), общественной активности, результатам учебной и служебной деятельности. Главное в этой работе - научить офицеров военно-политических органов выявлять и распознавать мотивы поведения военнослужащих и в соответствии с их характером определять меры корректировки с целью стимуляции развития положительных качеств или пресечения отрицательных [2, с. 431].

На основе дисциплинированности у военнослужащих формируется боевая выучка, будучи важнейшим морально-боевым качеством, оно включает в свою структуру знания, навыки и умения обращения с техникой и оружием в условиях современного боя и успешно выполнять служебно-боевые задачи. Основным направлением работы офицеров военно-политических органов по руководству формированием у личного состава высокой боевой выучки является обеспечения единства воспитания, обучения, развития и психологической подготовки военнослужащих. Особое место в этой работе занимает формирование офицерами военно-политических органов у личного состава познавательных интересов как

важного мотива совершенствования боевой выучки. Офицеры военно-политических органов, развивая боевую выучку военнослужащих, руководствуются требованием принципа обучения - учить войска тому, что необходимо на войне.

На базе дисциплинированности и боевой выучки у военнослужащих формируется морально-психологическая готовность к боевым действиям. Это сложное морально-боевое качество развивается на основе постоянно поддерживаемого состояния психики военнослужащих, которое характеризуется их внутренней готовностью к переходу с мирного положения на военное в любой обстановке и в строго установленные сроки. Одной из центральных задач работы офицеров военно-политических органов по формированию мораль-но-психологической готовности является воспитание личного состава в духе бдительности, сохранения государственной и военной тайны.

Постоянная боевая готовность предъявляют повышенные требования к надежности и устойчивости психики военнослужащих. Офицеры военно-политических органов обращают особое внимание на проведение специальных мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих таких качеств психики, как долговременная выносливость нагрузок и перенапряжения, помехоустойчивость, адекватная реакция на непредвиденные раздражители, переключаемость, устойчивость к действию факторов внешней среды, способность действовать в ситуации риска, опасности, предельной ответственности и др. Офицеры военно-политических органов разъясняют психологическую сущность этих качеств, принимая непосредственное участие в планировании и проведении специальной психологической подготовки, совершенствуя системы упражнений, направленных на повышение эмоционально-волевой устойчивости личного состава.

Высшим проявлением морально-психологической готовности военнослужащих является боевая активность и самоотверженность. Способность и готовность действовать в сложных ситуациях и условиях боя активно, противостоять страху и панике воспитывается в ходе выполнения служебно-боевых задач. Кроме того, система боевой и психологической подготовки должна быть направлена на выработку таких интеллектуальных качеств, которые позволили бы военнослужащему трезво оценить обстановку, глубину опасности, правильно рассчитать свои возможности, степень необходимого риска. Разум и интеллект, будучи регулятором поведения солдат в бою, не должен позволять астеническим эмоциям господствовать над их поступками. Задача офицеров военно-политических органов состоит в том, чтобы научить военнослужащего, опираясь на боевую выучку, развитые интеллектуальные качества, использовать механизм саморегуляции чувств для приведения себя в состояние боевого возбуждения.

Огромное значение в системе мероприятий по формированию боевой активности и самоотверженности имеет развитие волевых качеств, в особенности самообладания, мужества, отваги. Решая эту задачу, офицеры военно-политических органов должны мобилизовать военнослужащих на улучшение нормативных показателей служебно-боевой деятельности.

Руководство формированием морально-боевых качеств у военнослужащих со стороны офицеров военно-политических органов осуществляется на всех уровнях, обусловленных штатной организацией части (подразделения). Объектами воздействий офицеров военно-политических органов являются воинские

коллективы. Мощным фактором формирования у военнослужащих высоких морально-боевых качеств является воинский коллектив. Поэтому важнейшая задача офицеров военно-политических органов - сплочение воинских коллективов, создание в них атмосферы высокой коллективной ответственности. Это достигается работой по формированию правильных взаимоотношений в коллективе, направленных на обеспечение единства мышления членов коллектива, развитие самостоятельности и инициативы, создание оптимальных условий для формирования навыков коллективных действий [3, с. 278].

Руководство формированием морально-боевых качеств у военнослужащих со стороны офицеров военно-политических органов, будучи процессом управляемым, имеет сложную структуру, которая отражает его динамику, взаимосвязь между отдельными компонентами, их последовательность.

Начальным этапом руководящей деятельности офицеров военно-политических органов является программирование, которое предполагает:

- четкое уяснение целей и задач военно-политической подготовки, разъяснение их всему личному составу, определение конкретных путей, приемов и средств формирования дисциплинированности, боевой выучки, морально-психологической готовности с учетом специфики каждого из этих качеств;

- определение исходного уровня развития у военнослужащих тех или иных морально-боевых качеств. С этой целью путем использования всех методов психодиагностики осуществляется непрерывное изучение военнослужащих, направленное на выявление их личностных качеств, способностей, уровня подготовки. Офицеры военно-политических органов осуществляют руководство этой работой и принимают в ней участие;

- постановка перед каждым воинским коллективом и его членами четкой задачи, определяющей, на формирование каких морально-боевых качеств он должен обратить особое внимание, развитие каких отрицательных качеств ему необходимо приостановить;

- самовоспитания военнослужащих. Одна из обязанностей офицеров военно-политических органов является осуществление общего руководства этой работой, организация разъяснения военнослужащим психолого-педагогической сущности процесса самовоспитания, путей и методов самостоятельного формирования основных морально-боевых качеств.

Важным структурным элементом руководства формированием морально-боевых качеств является психологический профессиональный отбор военнослужащих на воинские должности. Офицеры военно-политических органов должны организовать эту работу в части (подразделении) и обеспечить ее высокий научный уровень. Тем самым создаются оптимальные условия каждому военнослужащему для развития своих способностей, морально-боевых и военно-профессиональных качеств.

Главным звеном руководства формированием морально-боевых качеств у военнослужащих со стороны офицеров военно-политических органов является научная организация целенаправленных педагогических воздействий на воинские коллективы, отдельных военнослужащих с целью их морально-боевой и психологической закалки. Решение этой задачи достигается:

- научно обоснованным планированием всех направлений подготовки, обеспечивающих единство обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих, участием офицеров военно-политических органов в составлении планов боевой подготовки, тесной увязкой с ними планов военно-политической работы;

- продуманной организацией военно-политической работы во всех видах деятельности, постановкой конкретных воспитательных задач, задач развития и психологической подготовки, направленных на формирование морально-боевых

Библиографический список

качеств на каждом занятии, при проведении каждого мероприятия, выполнении служебных и боевых задач и обязанностей;

- обеспечением единства, согласованности и преемственности педагогических воздействий, направленных на формирование у коллективов и отдельных военнослужащих морально-боевых качеств, со стороны командиров и начальников;

- совершенствованием методики обучения и воспитания военнослужащих, творческим отношением офицеров военно-политических органов к организации учебно-воспитательной работы, постоянным изучением, обобщением и распространением передового опыта, поиском и внедрением новых приемов и средств военно-политической подготовки;

- организацией контроля и педагогической оценки каждого учебного, воспитательного и служебного мероприятия, работы каждого воинского коллектива, отдельного военнослужащего по формированию дисциплинированности, совершенствованию боевой и психологической закалки.

Деятельность офицера военно-политических органов по руководству формированием у военнослужащих морально-боевых качеств требует от него специфических профессиональных компетенций [4, с. 29]. Они совершенствуются и развиваются в процессе практической деятельности офицера военно-политических органов как руководителя формирования морально-боевых качеств у военнослужащих на базе их сформированных и формируемых качеств. Определяющее значение в этой деятельности имеет направленность офицеров военно-политических органов как руководителей формированием у военнослужащих морально-боевых качеств. Она характеризуется установками и мотивами, определяющими его положительное отношение к военной службе, воинскому порядку, к воинской субординации и дисциплине [5, с. 109].

Особенности деятельности офицеров военно-политических органов по формированию морально-боевых качеств у военнослужащих требуют от него знания основных положений военной науки, военной доктрины, прочных специальных, технических и тактических знаний, а также знания уставов и наставлений, документов, регламентирующих все виды деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, воспитания у военнослужащих морально-боевых качеств.

Опыт показывает, что для повышения воспитательного характера обучения, формирования у военнослужащих высоких морально-боевых качеств в процессе боевой и военно-политической подготовки большое значение имеют психолого-педагогические знания офицеров военно-политических органов. Наряду со знаниями, офицерам военно-политических органов как военным руководителям необходимо иметь развитые навыки и умения организации, проведения и контроля боевой и военно-политической подготовки, боевого управления, службы войск [6, с. 56].

Таким образом, роль офицеров военно-политических органов в формировании у личного состава морально-боевых качеств в своевременных условиях значительно возросла. Развитие у них профессионально-педагогической компетентности позволяет эффективней формировать морально-боевые качества у военнослужащих. При этом педагогическая деятельность офицеров военно-политических органов в области данной работы должна носить творческий характер. Она связана с постоянным поиском новых возможностей повышения качества и эффективности привития навыков и умений боевого поведения, новых приемов и методов обучения и воспитания военнослужащих, формирования их моральной способности и психологической готовности к успешным боевым действиям.

1. Алехин И.А. Перспективные направления подготовки кадров для военно-политических органов Вооруженных сил Российской Федерации. Военно-политическая работа в Вооруженных силах Российской Федерации: теория и практика: сборник материалов Научно-практической конференции. Под общей редакцией канд. юрид. наук, доц., генерал-лейтенанта И.В. Мишуткина. Москва: ВУ 2019.

2. Бусловский В.Н. Комиссары Великой победы. Москва: Издательство «Планета», 2016.

3. Ермаченков А.В. Влияние уставных взаимоотношений в воинском коллективе на поведение и дисциплинированность военнослужащих. Мир образования - образование в мире. 2017; № 2 (66): 277 - 280.

4. Слепов В.Я. Окопная педагогика. Жестокость и покаяние (личное мнение участника Великой Отечественной войны). Мир образования - образование в мире. 2019; 2 (74): 26-30.

5. Поляков С.П., Старков Р.В. Актуализация использования воинских и боевых традиций в военно-патриотическом воспитании курсантов. Военный академический журнал. 2015; № 2 (6): 106 - 111.

6. Масягин В.П. Муштруйте и воспитывайте.... сначала себя, потом солдата. Военно-исторический журнал. 2005; № 3.

References

1. Alehin I.A. Perspektivnye napravleniya podgotovki kadrov dlya voenno-politicheskih organov Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii. Voenno-politicheskayarabota v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii: teoriya i praktika: sbornik materialov Nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej kand. yurid. nauk, doc., general-lejtenanta I.V. Mishutkina. Moskva: VU, 2019.

2. Buslovskij V.N. Komissary Velikojpobedy. Moskva: Izdatel'stvo «Planeta», 2016.

3. Ermachenkov A.V. Vliyanie ustavnyh vzaimootnoshenij v voinskom kollektive na povedenie i disciplinirovannost' voennosluzhaschih. Mirobrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; № 2 (66): 277 - 280.

4. Slepov V.Ya. Okopnaya pedagogika. Zhestokost' i pokayanie (lichnoe mnenie uchastnika Velikoj Otechestvennoj vojny). Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2019; 2 (74): 26 - 30.

5. Polyakov S.P., Starkov R.V. Aktualizaciya ispol'zovaniya voinskih i boevyh tradicij v voenno-patrioticheskom vospitanii kursantov. Voennyjakademicheskjzhurnal. 2015; № 2 (6): 106 - 111.

6. Masyagin V.P. Mushtrujte i vospityvajte.... snachala sebya, potom soldata. Voenno-istoricheskijzhurnal. 2005; № 3.

Статья поступила в редакцию 11.12.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.