Научная статья на тему 'Учебные военные центры и военные кафедры глазами дальневосточных студентов'

Учебные военные центры и военные кафедры глазами дальневосточных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ВОЕННАЯ КАРЬЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокол Л.Н.

Военное образование в гражданских вузах значительно расширяет человеческий потенциал вооруженных сил. В настоящее время к традиционному институту военных кафедр (ВК) добавился новый учебные военные центры (УВЦ), на который Министерство обороны РФ возлагает большие надежды. В статье представлены результаты социологического опроса, проведенного в вузах Дальнего Востока (N=600), позволяющие оценить отношение обычных студентов, студентов ВК и курсантов УВЦ к различным формам военного образования. Выявлено, что, в отличие от студентов ВК, значительная часть курсантов (около 30%) разочарована своим выбором и перспективами военной карьеры как таковой. Полученные данные показывают, что МО РФ следует усилить работу по профориентации абитуриентов и курсантов, а также по формированию понятных и привлекательных военно-профессиональных траекторий карьерного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сокол Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебные военные центры и военные кафедры глазами дальневосточных студентов»

Учебные военные центры и военные кафедры глазами дальневосточных студентов

Сокол Л.Н.

Военное образование в гражданских вузах значительно расширяет человеческий потенциал вооруженных сил. В настоящее время к традиционному институту военных кафедр (ВК) добавился новый - учебные военные центры (УВЦ), на который Министерство обороны РФ возлагает большие надежды. В статье представлены результаты социологического опроса, проведенного в вузах Дальнего Востока (N=600), позволяющие оценить отношение обычных студентов, студентов ВК и курсантов УВЦ к различным формам военного образования. Выявлено, что, в отличие от студентов ВК, значительная часть курсантов (около 30%) разочарована своим выбором и перспективами военной карьеры как таковой. Полученные данные показывают, что МО РФ следует усилить работу по профориентации абитуриентов и курсантов, а также по формированию понятных и привлекательных военно-профессиональных траекторий карьерного роста.

Ключевые слова: учебный военный центр, военная кафедра, высшее военное образование, военная служба, военная карьера

Введение

Потребность в профессионализации военной сферы и увеличении интеллектуального и человеческого потенциала вооруженных сил - не менее важный элемент обеспечения обороноспособности современного государства, чем наличие современной техники или качество управления войсками. Хотя основой военного образования в России, как и в других развитых странах, являются специализированные военные академии, они не способны обеспечить массовую подготовку офицерского состава необходимого уровня квалификации, соответствующего современному уровню развитию науки и техники. Одним из главных способов решения этой проблемы является кооперация с гражданской системой высшего образования [1]. Традиционно, такая кооперация осуществлялась посредством военных кафедр, которые готовили офицеров запаса в гражданских вузах, однако начиная с 2008 года Министерство обороны РФ ведет активную работу по созданию сети учебных военных центров (УВЦ) при гражданских вузах, которые, как предполагается, способны значительно повысить качество военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе в

сравнении с обучением на военной кафедре (ВК) [2-4]. Курсанты УВЦ, хоть и не являются военнослужащими и продолжают обучение по основной программе, значительно больше времени уделяют военной подготовке и военно-

профессиональному образованию, а также явным образом выбирают как

минимум временную военную карьеру.

В настоящее время обучение в УВЦ носит во-многом экспериментальный характер, однако уже первые исследования показали, что курсанты образуют самостоятельную социальную группу со своими ценностными и мотивационными особенностями, жизненными стратегиями и планами [5-7]. При этом есть основания полагать, что курсанты УВЦ характеризуются определенной маргинальностью своего социального положения, вызванной сложностями самоидентификации и неопределенностью своих жизненных и карьерных перспектив, которые им предлагают военные институты и которые не всегда соответствуют ожиданиям обучающихся [5; 8-10]. Необходимость научной оценки эффективности и проблем новой формы военного образования стала основанием для проведения нами социологического исследования, направленного на выявление достоинств и недостатков разных форм военного образования с точки зрения самих обучающихся - потенциальных будущих офицеров ВС РФ.

Метод

Для оценки достоинств и недостатков получения высшего военного образования в УВЦ и ВК использовался метод анкетного социологического опроса. Обследо-

вание курсантов УВЦ и студентов военных кафедр проводилось в рамках комплексного социологического изучения отношения к военному образованию и военной службе, проведенного в дальневосточных гражданских вузах (N=600). В данной статье представлены преимущественно данные, относящиеся к двум названным группам, численность которых составила: 148 чел. (24,7%) - курсанты УВЦ, 69 чел. (11,5%) - студенты ВК. Обследование проводилось с использованием гнездовой выборки, методом сплошного опроса внутри каждого кластера (учебной группы). Отбор гнезд осуществлялся случайным образом, с учетом квотирования по типу получаемого образования, в трех вузах Дальнего Востока, реализующих программы военного образования: Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), Ком-сомольского-на-Амуре государственного университета (КнАГУ). Сбор данных проходил в январе-феврале 2019 г., статистическая обработка полученных результатов осуществлена с использованием программы IBM SPSS 21.

Результаты и обсуждение

В ходе проведенного социологического исследования были выявлены общие установки в отношении военного образования и военной службы у разных категорий обучающихся. Поскольку курсанты УВЦ занимают в системе военного образования промежуточное положение между курсантами военных академий и студентами ВК, а поступление в УВЦ

означает принятие осознанного решения о заключении контракта с МО РФ сроком как минимум на 3 года, мы предположили, что общие установки в отношении военной службы для этой группы будут более положительными, чем у студентов ВК - об этом свидетельствовали и некоторые предыдущие исследования [7; 10]. Однако ситуация оказалась прямо противоположной. Респондентам, в частности, было предложено оценить по 10-бальной шкале, насколько близкой для них является военная сфера. Предсказуемо, те, кто получают военное образование, воспринимают военную сферу как более близкую в сравнении с обычными студентами. Однако неожиданно студенты ВК оценили ее значительно выше, чем курсанты УВЦ: 6,67 и 5,43 балла, соответственно. Аналогично, студенты ВК продемонстрировали гораздо более выраженные установки в отношении военной службы. Более половины опрошенных (50,7%) однозначно связывают свою карьеру с Вооруженными силами, тогда как среди курсантов УВЦ таких оказалось только 6,1%. Более подробно особенности установок и жизненных стратегий рассмотренных групп анализируются в отдельной статье, однако полученные результаты позволяют заключить, что для курсантов УВЦ, в сравнении со студентами ВК, в целом, более характерны:

- значительная неопределенность в понимании своих жизненных перспектив;

- более высокий уровень ожиданий в отношении военной службы;

- рассогласование между ожиданиями и фактическим опытом обучения в УВЦ;

- определенное разочарование своим выбором;

- более выраженное доминирование материальных потребностей, удовлетворение которых связывается с возможной военной карьерой.

В то же самое время полученные данные подтверждают представление о студентам УВЦ как о самостоятельной социальной группе, а определенная маргиналь-ность и неопределенность их социального статуса и идентичности уже отмечалась исследователями ранее [5; 9].

Можно предположить, что на данном этапе реформы военного образования, насколько можно судить, по-прежнему отсутствуют конкретные карьерные и жизненные траектории, которые были бы понятны и привлекательны для курсантов УВЦ, тогда как студенты ВК имеют значительно большее «пространство для маневра» при выстраивании своих жизненных стратегий, что положительно сказывается на их оценке не только выбранной формы обучения, но и военной карьеры в целом. Очевидно, что УВЦ как новый формат сохраняет преимущественно экспериментальный характер и характеризуется определенными системными, институциональными проблемами. Ряд вопросов позволил лучше понять, что именно студенты ВК и курсанты считают преимуществами и недостатками УВЦ в сравнении как с военными кафедрами, так и с военными вузами.

При сравнительной оценке основных преимуществ УВЦ в срав-

ц Гп::а 1

нении с ВК проведенный ^тест не выявил значимых различий между группами. И студенты ВК, и курсанты УВЦ в равной мере согласны с тем, что обучение в рамках нового образовательного формата предоставляет больше возможностей для военной карьеры (степень согласия с утверждением равна 3,66 балла по 5-бальной шкале), позволяет лучше понять особенности военной службы и свое отношение к ней (3,62), дает более глубокую военную подготовку (3,59), а также профессиональную подготовку (3,52). Значение также имеет более высокая стипендия (3,52) и больше возможностей для самореализации и саморазвития (3,51).

Оценки недостатков УВЦ также оказались весьма схожими. Единственным спорным моментом оказалась ключевая институциональная особенность УВЦ - необходимость заключения контракта на прохождение военной службы. Хотя в целом обе группы не склонны считать это недостатком, среди курсантов средняя оценка согласия с таким утверждением равна 2,93 балла, тогда как среди студентов ВК - 2,55. Поясним, что студенты выражали степень своего согласия с утверждением о том, что необходимость заключения контракта с МО является недостатком УВЦ, причем 1 балл соответствовал варианту «совершенно не согласен», а 5 баллов - оценке «полностью согласен». Как можно видеть, при в целом слабо-положительном отношении к необходимости заключения контракта именно курсанты УВЦ как социальная группа выражают более скептическое отношение к принимаемым обязательствам. Причем это различие явля-

ется статистически значимым: ^ критерий Стьюдента равен 2,07 (ст. св. = 215), значимость 0,04. В остальном, мнения двух групп в значительной мере совпали. Главным недостатком УВЦ респонденты считают отсутствие понятных дальнейших перспектив, хотя и в этом случае значимость данного недостатка является довольно умеренной - 3,06 балла. В отношении остальных предложенных вариантов оценки носят слабо выраженный отрицательный характер. Иными словами, баланс оценок при сравнении УВЦ и ВК, в целом, является нейтральным, несколько смещенным в положительную сторону, хотя курсанты демонстрируют несколько больший скептицизм в отношении этого формата обучения, а его главным недостатком считается неопределенность будущих жизненных траекторий.

При сравнении УВЦ с обучением в военном вузе различия между двумя группами оказались заметно более выраженными, что может быть результатом недостатка информированности и различий в восприятии военной карьеры как таковой. Респонденты оценивали относительные преимущества УВЦ в сравнении с военным вузом по 5 параметрам. По трем из них наблюдались существенные различия. Особенно сильно группы разделились в отношении утверждения о том, что УВЦ предоставляет больше возможностей для выбора как военной, так и гражданской карьеры. Если курсанты, в целом, согласились с этим утверждением (3,15 балла), то студенты ВК - нет (2,29 балла). Аналогичные оценки были даны и в отношении утверждения о том, что обучение в

УВЦ предоставляет больше личной свободы (3,28 балла против 2,65). Наконец, статистически значимым, хотя и менее выраженным стала более высокая степень согласия курсантов с утверждением о том, что УВЦ предоставляет больше возможностей для самореализации и саморазвития (3,48 балла и 3,14, соответственно). Сложно объяснить наличие таких расхождений в оценках, но, возможно, они отражают более высокую степень информированности курсантов УВЦ относительно образования в военном вузе, поскольку многие из них, очевидно, сравнивали два данных варианта построения военной карьеры при поступлении в вуз. При этом обе группы согласились с тем, что УВЦ предоставляет больше возможностей для сохранения и поддержания значимых социальных связей.

В отношении недостатков УВЦ в сравнении военными вузами были выявлены значимые различия по двум параметрам из пяти. Так, курсанты согласны с утверждением о том, что УВЦ предоставляет меньше возможностей для испытания себя и личностного роста (3,22 балла), а студенты ВК - скорее не согласны (2,74). Также две группы различаются в оценке вероятности того, что выпускников УВЦ не будут воспринимать как «настоящих» офицеров (2,98 балла против 2,48). В отношении других возможных негативных моментов оценки существенно не различаются, и обе группы склонны согласиться с тем, что качество военной и военно-профессиональной подготовки в УВЦ хуже, чем в военном вузе (3,21).

Суммируя, можно предположить, что если обе группы примерно оди-

наково оценивают достоинства и недостатки УВЦ в сравнении в ВК, то в отношении обучения в военном вузе курсанты выглядят более информированными и осознают реальные ограничения нового формата в сравнении с классическим военным образованием. Тем не менее, общий баланс положительных и отрицательных сторон УВЦ смещен в сторону первых, хотя этот эффект и не очень сильно выражен и близок к нейтральным оценкам.

Таким образом, сам по себе институт УВЦ воспринимается теми, кто рассматривает перспективы военной карьеры скорее положительно. Можно было бы предположить, что сложности адаптации и определенное разочарование, отмеченное выше, могут быть связаны с недостатками и проблемами реализации возлагаемых на него задач и функций. Опросив курсантов, имеющих непосредственный опыт обучения в УВЦ мы выявили наиболее острые проблемы обучения, с которыми они сталкиваются (рис. 1). Как можно видеть, курсанты высоко оценивают обучение в УВЦ и в целом удовлетворены им. Эти данные находятся в видимом противоречии с ответами, согласно которым для курсантов характерны достаточно умеренные установки в отношении военной службы, относительно высокий уровень разочарования своим выбором, а также слабо выраженные планы относительно дальнейшей военной карьеры.

В этой связи, показательными являются ответы на прямой вопрос о том, какую форму обучения выбрали бы респонденты, если бы у них была полная свобода выбора. Результаты ответов по всей выборке (N=600) отражены в таблице 1.

Рисунок 1. Удовлетворенность курсантов отдельными аспектами обучения в УВЦ, средняя оценка по 5-бальной шкале

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Если бы у Вас была возможность свободного выбора между различными формами получения высшего военного образования, Вы бы выбрали...»,

Категория обучающихся Варианты ответа

ВК УВЦ Военный вуз Гражданское образование

Курсанты УВЦ 4,7 56,1 9,5 29,7

Студенты ВК 88,4 5,8 0 5,8

Гражданские студенты 25,1 12,0 5,2 56,2

Полученные данные показывают, что достаточно большая часть студентов готова изменить свой выбор или жизненную стратегию, если бы у них была такая возможность. Наибольшую устойчивость жизненных планов и установок при этом демонстрируют студенты ВК. Очевидно, что они вполне удовлетворены своим выбором и считают, что сочетание гражданских и военных компетенций при сохранении возможности выбора типа карьеры обеспечивает наибольшие жизненные возможности, удовлетворяющие их потребности. Что касается курсантов УВЦ, то, хотя большин-

ство и сохраняет верность выбранному курсу, среди них имеется достаточно большая группа, почти треть, тех, кто понял, что военная сфера не для них и кто предпочел бы остаться в рамках гражданского образования. Отметим, что эти данные хорошо согласуются с результатами московских специалистов, которые выявили, что при возможности изменить свой выбор только 46% курсантов вновь поступили бы в УВЦ [10, с.45]. Это означает, что выявленный эффект отражает реальную ситуацию, носит системный и устойчивый характер, а положительной динамики за по-

следние годы не наблюдается. Наконец, важно отметить, что среди тех, кто учится по обычным гражданским программам существует нереализованный запрос на военное образование. Военная кафедра при этом остается наиболее привлекательным вариантом.

Мы полагаем, что разочарование собственным выбором курсантами УВЦ может быть связано с тем, что, оказавшись внутри военного института, они начинают гораздо лучше понимать специфику военной службы и приходят к выводу, что она не вполне соответствует их жизненным планам и ожиданиям. При этом к самому обучению в УВЦ больших претензий у них нет. Однако обратим внимание, что наименьшее удовлетворение вызывает профориентаци-онная работа в УВЦ. Это согласуется с приведенными выше результатами и, на наш взгляд, свидетельствует о том, что именно отсутствие ясных перспектив, карьерных и профессиональных траекторий в настоящее время является главной проблемой нового образовательного института, сохраняющей свою значимость. Важно подчеркнуть, что запрос на высшее военное образование у студенческой молодежи очевидно есть, однако на данный момент УВЦ не смогли продемонстрировать и убедительно доказать свои преимущества как для действующих, так и для потенциальный курсантов, которые, по-видимому, считают, что более традиционная военная кафедра предоставляет им больше возможностей в жизни.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило, что курсанты УВЦ являются самостоятельной социальной

группой, отличающейся как от курсантов военных вузов, так и от студентов военных кафедр. С точки зрения качества и эффективности нового института высшего военного образования, главный вывод исследования заключается в том, что на восприятие как самих УВЦ, так и военной карьеры в целом негативно влияет отсутствие четкого понимания дальнейших профессиональных и жизненных перспектив. Это приводит к ослаблению установок в отношении военной службы непосредственно в ходе обучения. Высокий уровень неопределенности относительно своего будущего и отсутствие достаточной информационной, консультационной и профориентацион-ной поддержки заставляет курсантов переосмысливать свое решение и меняет отношение к военной службе как таковой, безотносительно к качеству и условиям обучения в конкретном УВЦ. Эта информация должна приниматься во внимание органами управления системой военного образования, поскольку очевидно, что модель работы с абитуриентами и курсантами УВЦ требует значительного повышения эффективности профориентационной работы и создания условий для рационального и осознанного выбора траектории профессионального развития уже на начальных этапах взаимодействия с военными институтами.

Литература

1. Бородавкин В.А., Бурко-вецкий К.А., Бутко В.В., Прядкин А.С. Интеграция гражданского и военного образования - основа качественной подготовки специалистов военного профиля // Наука. Общество. Оборона. -2016. - №3. - С.6.

2. Ендовицкий Д.А. Проблемы и перспективы развития военного образования в классическом вузе // Высшее образование в России. -2012. - №4. - С.25-32.

3. Костин К.В., Палачев Н.И. Военные учебные центры в системе подготовки военных кадров // Динамика развития системы военного образования: Материалы МНПК, посвященной 75-й годовщие военной подготовки в ОмГТУ / Под ред. К.В.Костина. - Омск: ОмГТУ, 2019. - С.99-103.

4. Сокол Л.Н., Ярулин И.Ф. Учебные военные центры - современная система военно-профессиональной подготовки офицеров Вооруженных сил России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2017. - №4. - С.188-192.

5. Самохвалов Ю.П. Учебные военные центры в системе современного военного образования: социологический анализ: Автореф. дисс.... Канд. соц. наук. - Екатеринбург, 2015.

6. Марков К.В. Личностные особенности курсантов учебного военного центра при высшем учебном заведении // Педагогическое образование в России. - 2014. -№7. - С.21-25.

7. Сокол Л.Н. Ценностные ориентиры, формирующие привлекательность получения военной специальности в гражданском вузе (на примере вузов Дальнего Востока) // Социология. - 2017. - №4. -С.142-146.

8. Карлова Е.Н., Жаркова Л.С., Морозова Н.В., Суханов П.В. Факторы неопределенности социального статуса студентов учебных военных центров как новой социальной группы военной молодежи //

Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. -№1. - С.181-185.

9. Суханов П.В., Карлова Е.Н. Воинская идентичность студентов учебных военных центров // Социально-гуманитарные знания. -2012. - №5. - С.167-275.

10. Суханов П.В., Карлова Е.Н., Морозова Н.В. Проблема воинской идентичности студентов учебных военных центров // Армия и общество. - 2012. - №4. - С.42-47.

Military training centers and military departments through the eyes of the far-east students Sokol L.N.

Komsomolsk-on-Amur State University Military education in civil universities enhances the human potential of the armed force. Currently, Russian Ministry of Defense introduces a new educational institution, military training centers (MTCs) in addition to a more traditional institution of military departments (MD). The article reports the results of a sociological survey, conducted in universities of Russia's Far East. The study allows to reveal students' perceptions and attitudes toward various educational forms of military education. It was found that, in contrast to MD students, a significant share (appr. 30%) of MTC cadets are disappointed by their choice and the prospects of military service in general. The findings show that the Russian MoD should pay greater attention to current and future cadets' career guidance and planning, making their possible career trajectories more visible and attractive. Keywords: military training center, military department, higher military education, military service, military career References

1. Borodavkin V.A., Burkovetsky K.A., Butko V.V., Pryadkin A.S. Integration of civil and military education is the basis of high-quality training of military specialists // Science. Society. Defense. - 2016. - No. 3. -C.6.

2. Endovitsky D.A. Problems and prospects of

the development of military education in a classical university // Higher education in Russia. - 2012. - No. 4. - S.25-32.

3. Kostin K.V., Palachev N.I. Military training

centers in the system of training military

personnel // Dynamics of the development of the military education system: Materials of the ISTC dedicated to the 75th anniversary of military training at OmSTU / Ed. K.V. Kostina. - Omsk: OmSTU, 2019 .--S.99-103.

4. Sokol L.N., Yarulin I.F. Military training cen-

ters - a modern system of military-vocational training of officers of the Armed Forces of Russia // State and Municipal Administration. Scientists notes. - 2017. -No. 4. - S.188-192.

5. Samokhvalov Yu.P. Military training centers

in the system of modern military education: a sociological analysis: Abstract. diss .... Cand. social sciences. - Ekaterinburg, 2015.

6. Markov K.V. Personal characteristics of ca-

dets of a military training center at a higher educational institution // Pedagogical education in Russia. - 2014. - No. 7. - S.21-25.

7. Falcon L.N. Value guidelines that form the

attractiveness of obtaining a military specialty in a civilian university (for example, universities in the Far East) // Sociology. -2017. - No. 4. - S.142-146.

8. Karlova E.N., Zharkova L.S., Morozova N.V.,

Sukhanov P.V. Uncertainty factors of the social status of students of military training centers as a new social group of military youth // Historical and socio-educational thought. - 2012. - No. 1. - S. 181-185.

9. Sukhanov P.V., Karlova E.N. Military identity

of students of military training centers // Social and humanitarian knowledge. -2012. - No. 5. - S.167-275.

10. Sukhanov P.V., Karlova E.N., Morozova N.V. The problem of military identity of students of military training centers // Army and society. - 2012. - No. 4. - S. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.