Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ'

РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / КУРСАНТ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников Максим Викторович

В представленной статье раскрываются сущность педагогического условия «развитие коллективной ответственности у военнослужащих по призыву» и влияние данного условия на функционирование модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ. В кратком изложении рассматриваются актуальность и современное состояние проблемы формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ в целом. В схематичном виде, без содержательного наполнения, показана разработанная модель формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ. Проведен краткий анализ понятия «педагогические условия» и его влияния на педагогическую модель. Представлены определенные нами педагогические условия успешного функционирования разработанной модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ: развитие коллективной ответственности у военнослужащих по призыву, применение витагенного опыта и обучение дефицитным военно-учетным специальностям. Проведен анализ понятия «коллективная ответственность» и его сущности, рассмотрена классификация и влияние данного понятия на формирование воинского коллектива. Раскрывается специфика коллектива курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ и этапы его становления. Уточняется значение каждого из этапов становления для развития и укрепления отношений среди коллектива курсантов учебных центров. Раскрыты мероприятия, осуществляемые в воинском коллективе в рамках применения педагогического условия «развитие коллективной ответственности у военнослужащих по призыву». Подводится итог исследования и раскрывается значение рассматриваемого педагогического условия для процесса формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесников Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COLLECTIVE RESPONSIBILITY IN MILITARY SERVICES AS ONE OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE SUCCESSFUL FUNCTIONING OF THE MODEL FOR FORMING MILITARY PROFESSIONAL IDENTITY OF TRAINERS OF TRAINING CENTERS OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The presented article reveals the essence of the pedagogical condition «the development of collective responsibility among conscripts» and the influence of this condition on the functioning of the model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation. In a brief summary, the relevance and current state of the problem of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation as a whole are considered. In a schematic form, without content, the developed model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the RF Armed Forces is shown. A brief analysis of the concept of «pedagogical conditions» and its influence on the pedagogical model is carried out. The pedagogical conditions we have defined for the successful functioning of the developed model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation are presented: the development of collective responsibility among conscripts, the use of vitagenic experience and training in scarce military registration specialties. The analysis of the concept of «collective responsibility» and its essence is carried out. The classification and influence of this concept on the formation of a military collective are considered. The specificity of the collective of cadets of the training centers of the Armed Forces of the Russian Federation and the stages of its formation are revealed. The importance of each of the stages of formation for the development and strengthening of relations among the collective of cadets of training centers is specified. The activities carried out in the military collective in the framework of the application of the pedagogical condition «the development of collective responsibility among conscripts» are disclosed. The results of the research are summarized and the significance of the pedagogical conditions under consideration for the process of formation of military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation is revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ»

Сведения для цитирования: Колесников, М. В. Развитие коллективной ответственности у военнослужащих как одно из педагогических условий успешного функционирования модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ / М. В. Колесников // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 132-139.

УДК 378 ББК 74.58

РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

М. В. Колесников

В представленной статье раскрываются сущность педагогического условия «развитие коллективной ответственности у военнослужащих по призыву» и влияние данного условия на функционирование модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ. В кратком изложении рассматриваются актуальность и современное состояние проблемы формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ в целом. В схематичном виде, без содержательного наполнения, показана разработанная модель формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ. Проведен краткий анализ понятия «педагогические условия» и его влияния на педагогическую модель. Представлены определенные нами педагогические условия успешного функционирования разработанной модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ: развитие коллективной ответственности у военнослужащих по призыву, применение витагенного опыта и обучение дефицитным военно-учетным специальностям. Проведен анализ понятия «коллективная ответственность» и его сущности, рассмотрена классификация и влияние данного понятия на формирование воинского коллектива. Раскрывается специфика коллектива курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ и этапы его становления. Уточняется значение каждого из этапов становления для развития и укрепления отношений среди коллектива курсантов учебных центров. Раскрыты мероприятия, осуществляемые в воинском коллективе в рамках применения педагогического условия «развитие коллективной ответственности у военнослужащих по призыву». Подводится итог исследования и раскрывается значение рассматриваемого педагогического условия для процесса формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.

Ключевые слова: идентичность, коллективная ответственность, педагогическое условие, курсант учебного центра Вооруженных Сил РФ.

Многочисленные реформы, реализуемые в настоящее время Министерством обороны в Вооруженных Силах РФ, интенсивная пропаганда военной службы, в том числе по призыву и по контракту, а также активно возрастающая потребность в качественной подготовке квалифицированных военных специалистов дают нам все основания обратить особое внимание на военно-профессиональную идентичность военнослужащих, проходящих службу в учебных центрах Вооруженных Сил РФ (курсанты учебных центров), а точнее, на проблемы ее формирования.

Отсутствие внимания к направленному процессу формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ (далее — УЦ ВС РФ) на первых этапах их воинской службы и в дальнейшем может привести к необратимым последствиям и представлять определенную угрозу не только для качества и уровня подготовки по военной специальности, но и для воинской среды, а также для общества в целом. При всем этом процесс формирования военно-профессиональной идентичности, его наполнение и интенсивность обусловлены рядом особенностей, в частности

касающихся порядка прохождения военной службы самими курсантами УЦ ВС РФ. Так, если военнослужащий, проходящий службу по контракту, самостоятельно и осознанно сделал свой выбор, более активно участвует в процессе идентификации, и, соответственно, формирования военно-профессиональной идентичности, то солдат, проходящий воинскую службу по призыву, как правило, нуждается в дополнительном сопровождении и контроле в период обучения в учебном центре и требует к себе большего внимания в рамках процесса формирования его военно-профессиональной идентичности.

Для обеспечения успешного процесса формирования военно-профессиональной идентичности курсантов УЦ ВС РФ нами разработана модель формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ. Схематично она представлена на рисунке 1.

Тем не менее для эффективного достижения требуемого результата необходимо создать комплекс педагогических условий, обозначающих определенную среду.

Проведенный анализ работ по проблеме идентичности общенаучного и педагогического характера, исследований военно-профессиональной идентичности курсантов и военнослу-

жащих привел нас к необходимости уточнения комплекса специфических для нашей модели педагогических условий. При определении этих условий учитывалось назначение модели и наполнение, соответствие особенностям использования на практике, т. е. специфике прохождения службы курсантами в УЦ ВС РФ и его подразделениях, а также соответствие выявленных условий требованиям нормативно-правовой базы Вооруженных Сил РФ.

Выполняя вышеуказанную задачу, мы исходили из того, что педагогическими условиями будем считать совокупность внешних по отношению к рассматриваемому явлению педагогически целесообразных мер, организующих положительную среду для его результативного формирования. При этом, как показал проведенный нами анализ научной литературы [1—5], педагогические условия должны быть не статичными, а скорее процессно-деятельностными. Как правило, педагогические условия носят искусственный характер (т. е. намеренно создаются) по отношению к базовому явлению и, как предполагается, оказывают на него внешние позитивные воздействия. Помимо этого, педагогические условия всегда обращаются к использованию ресурсов педагогического процесса, и их реализация происходит с учетом его фундаментальных принципов.

Рис. 1. Модель формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ

Принимая во внимание потенциал разработанной модели в отношении повышения результативности ее функционирования, социальные и государственные требования (к специальной подготовке курсантов УЦ ВС РФ), имеющие отражение в нормативно-правовых актах, а также специфику военной деятельности учебного центра ВС РФ и деятельности его субъектов (пре-

подавателей циклов, гражданского персонала, командного состава, курсантов), мы выявили следующий комплекс педагогических условий:

- развитие коллективной ответственности у военнослужащих по призыву;

- применение витагенного опыта;

- обучение дефицитным военно-учетным специальностям (рис. 2).

Рис. 2. Комплекс педагогических условий, примененных при реализации модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов УЦ ВС РФ

Рассмотрим более подробно первое выявленное нами педагогическое условие — «развитие коллективной ответственности у военнослужащих». Это и будет основной целью исследования настоящей статьи.

Развитие коллективной ответственности у военнослужащих, в нашем случае у курсантов УЦ ВС РФ, является фактором, оказывающим положительное влияние на снижение общей напряженности в воинском коллективе, на налаживание дружественных (товарищеских) отношений между военнослужащими, улучшение микроклимата коллектива курсантов и соответственно на процесс их идентификации, формирование военно-профессиональной идентичности в целом. Как следствие, все это способствует повышению эффективности функционирования разработанной нами модели.

Военнослужащий по призыву (курсант УЦ ВС РФ), взаимодействуя с другими членами коллектива, на этапе знакомства начинает лучше осознавать специфику общения в воинском подразделении (коллективе). На этом же этапе он выясняет психологические особенности других курсантов, у военнослужащего появляется спо-

собность анализировать свои действия и действия товарищей, увеличивается круг общения. Все это в целом способствует снижению количества случаев нарушения не предусмотренных уставом правил взаимоотношений между военнослужащими до минимума; курсант становится менее тревожным, а процесс идентификации и, соответственно, формирования военно-профессиональной идентичности протекает более устойчиво и интенсивно.

Проблема формирования коллектива разрабатывались как классиками отечественной педагогики (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.), так и современными исследователями (В. В. Глухов, Е. И. Мазилкина, В. В. Тарасевич и др.). Вопросы формирования коллективных отношений в среде военнослужащих и курсантской среде в частности рассматривались Н. Я. Большуновой, В. В. Бондалетовым, Н. Н. Исаевой, Р. Н. Шмат-ковым и др.

Современная литература определяет коллектив как «социальную общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций,

совместной деятельности и общения» [6, с. 43]. Мы под коллективными отношениями будем понимать возникающие в процессе совместной деятельности членов общности отношения взаимной ответственности.

Анализ современной литературы показал, что любому коллективу, в том числе и коллективу курсантов УЦ ВС РФ, свойственны следующие характерные черты: общие социально обозначенные цели, совместная деятельность, общение, равноправие членов коллектива, наличие формальной структуры [7-9].

Классификация видов коллективов достаточно многообразна: их принято различать по роду деятельности, официальному статусу, продолжительности существования и др. Коллектив курсантов УЦ ВС РФ, в частности, как мы считаем, является первичным, формальным, постоянным и неоднородным.

Стоит отметить, что, как и другие виды коллективов, коллектив курсантов УЦ ВС РФ имеет свою определенную специфику:

- взаимодействие в рамках совместной деятельности и общения, а также внешний вид его членов определены в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов;

- взаимоотношения связаны с экстремальными ситуациями и ситуациями риска;

- выполнение поставленных задач и реализация намеченных целей подразумевают использование вооружения и военной техники (ВВТ);

- в данном виде коллектива субъектом является организованная личность — повзрослевший человек;

- основополагающий вид военной деятельности в данном коллективе — подготовка по военно-учетной специальности (ВУС);

- военно-профессиональная подготовка курсантов осуществляется наряду с их служебной деятельностью.

Упрочение отношений в коллективе курсантов возможно только в непрерывной и целенаправленной организованной совместной деятельности всех членов этого коллектива, в котором каждый курсант, взаимодействуя с другими военнослужащими и исполняя свои обязанности в рамках общей задачи коллектива, всецело несет ответственность за результаты своего труда, контролируя их, и результаты работы других субъектов [10]. Для этого необходимо установление правильных отношений курсанта с другими субъектами коллектива, организация устойчивых связей взаимоответственности при выполнении задач военной и военно-профессиональной детальности.

Становление коллектива курсантов УЦ ВС РФ подчиняется логике, представленной и обоснованной в работах А. С. Макаренко, выделившего четыре основных этапа этого процесса (рис. 3).

Каждый из указанных на рисунке 3 этапов способствует развитию и укреплению отношений в коллективе курсантов УЦ ВС РФ, выражающимся в следующем:

- постановка более сложных задач для совместного выполнения (усложнение задач активизирует совместную деятельность по поиску решения и повышает ответственность при достижении поставленной цели: у курсантов возникает возможность проявить себя, оказать взаимопомощь, а это, в свою очередь, способствует упрочению коллективных отношений);

- выполнение заданий с дальнейшей перспективной (задания, имеющие перспективу на будущее, требуют установления более тесных взаимоотношений и контактов, продолжительной совместной деятельности, а это позволяет воинскому коллективу развиваться);

- взаимная помощь (помощь более опытных курсантов менее опытным содействует укреплению коллективных отношений, более глубокому пониманию значимости воинской дружбы и взаимной поддержки);

- деятельность коллектива курсантов, совмещенная с деятельностью других коллективов;

- почитание и развитие традиций в воинском коллективе (подготовка и совместное участие в воинских и торжественных ритуалах, традиционных мероприятиях, введение новых традиций, которые принимаются и выполняются членами коллектива).

Реализация рассматриваемого педагогического условия «развитие коллективной ответственности у военнослужащих» происходит посредством осуществления ряда мероприятий в воинском коллективе курсантов УЦ ВС РФ, в том числе:

- совместное выполнение задач военной и военно-профессиональной деятельности (проекты, расчеты и др.);

- выполнение различной учебной деятельности во время проведения практических занятий на учебном полигоне;

- совместное выполнение работ по обслуживанию вооружения и военной техники;

- производство работ по подготовке и проведению мероприятий военно-политического направления;

- организация и проведение информирования курсантов;

- принятие участия в ритуалах военной службы и праздничных мероприятиях учебного центра ВС РФ;

- проведение различных спортивных состязаний и учебных занятий по физической подготовке с курсантами УЦ ВС РФ;

- непосредственное участие преподавательского и командного состава в организации и проведении самоподготовки курсантов и др.

При реализации модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ данное педагогическое условие выражалось главным образом в совместной деятельности, а именно:

- в выполнении коллективных проектов (в том числе «Улучшение процесса подготовки вооружения и военной техники в экстремаль-

ной ситуации», «Приемы стрессоустойчивости при выполнении боевых задач», «Модификации и виды современного вооружения и военной техники в Вооруженных Силах РФ и за рубежом» и др.);

- организации совместной деятельности курсантов и управлении ею («Действия по сигналу тревоги», «Полевой выход», «Контроль и сопровождение действий, направленных на выполнение задач по обслуживанию различных образцов военной техники» и др.);

- решении проблемных ситуаций с использованием кейсов («Предупреждение самовольного оставления места службы», «Формы асоциального поведения и способы их преодоления», «Контроль деятельности военнослужащих» и др.) и т. п.

Рис. 3. Этапы становления воинского коллектива

Исходя из материалов, полученных нами при рассмотрении педагогического условия «развитие коллективной ответственности у военнослужащих» (в рамках исследования проблемы формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ), мы делаем вывод, что данное условие носит ценностно-ориентирую-щий и деятельностно-оптимизирующий харак-

тер. Результативность процесса идентификации повышается за счет понимания и усвоения курсантами УЦ ВС РФ специфики взаимодействия в воинском коллективе, в совместной деятельности и укрепления ценностного отношения к воинской службе и, соответственно, способствует успешному формированию военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.

Библиографический список

1. Баланов, С. А. Формирование дисциплинированности у курсантов вузов ВВ МВД России на основе рефлексивной модели воспитания : дис. ... канд. пед. наук / С. А. Баланов. — Махачкала, 2013. — 203 с.

2. Бочкарева, И. А. Пути создания рефлексивно-инновационной среды в процессе профессиональной практической подготовки студентов / И. А. Бочкарева // Инновации в подготовке учителя : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. А. Бочкаревой, Е. Н. Солововой ; Моск. гос. пед. ун-т, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Москва : АСТИ-ИЗДАТ, 2002. — С. 54-64.

3. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. — 2-е изд., изм. и доп. — Москва : Прогресс, 1992. — 245 с. — ISBN 5-01-002570-1.

4. Голубева, Э. А. Борис Михайлович Теплов — ученый / Э. А. Голубева, Е. П. Гусева // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 6. — С. 51-59.

5. Присяжная, А. Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика) : дис. ... д-ра пед. наук / А. Ф. Присяжная. — Челябинск, 2006. — 380 с.

6. Краткий словарь современной педагогики / сост. Т. Б. Санжиева, Ю. Г. Резникова, Т. К. Солодухина [и др.] ; под. ред. Л. Н. Юмсуновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2001. — 100 с. — ^N-5-85213-477-5.

7. Бондалетов, В. В. Межличностное взаимодействие в воинских коллективах Вооруженных Сил Российской Федерации / В. В. Бондалетов, Е. Е. Кротов // Сб. науч. тр. кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии. — Москва : Перспектива, 2015. — С. 26-35.

8. Глухов, В. В. Управление высококвалифицированными коллективами : учеб. пособие / В. В. Глухов, В. Г. Черненко. — Санкт-Петербург : Изд-во ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2014. — 163 с.

9. Исаева, Н. Н. Социально-психологические явления, протекающие в курсантском коллективе / Н.Н. Исаева // Междисциплинарные исследования в сфере интеграции образования и науки : сб. науч. тр. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского военного ин-та внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2014. — С. 72-76.

10. Уварина, Н. В. Профессиональная социализация молодых специалистов в условиях сетевого взаимодействия / Н. В. Уварина // Профессиональное образование: методология, технологии, практика : сб. науч. ст. ; под ред. В. В. Садырина. — Челябинск : Цицеро : Челяб. гос. пед. ун-т, 2016. — Вып. 9. — С. 47-54.

For citation: Kolesnikov, M. V. Development of collective responsibility in military services as one of the pedagogical conditions of the successful functioning of the model for forming military professional identity of trainers of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation / M. V Kolesnikov // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 132-139.

DEVELOPMENT OF COLLECTIVE RESPONSIBILITY IN MILITARY SERVICES

AS ONE OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE SUCCESSFUL FUNCTIONING OF THE MODEL FOR FORMING MILITARY PROFESSIONAL IDENTITY OF TRAINERS OF TRAINING CENTERS OF THE ARMED FORCES

OF THE RUSSIAN FEDERATION

M. V. Kolesnikov

The presented article reveals the essence of the pedagogical condition «the development of collective responsibility among conscripts» and the influence of this condition on the functioning of the model

of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation. In a brief summary, the relevance and current state of the problem of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation as a whole are considered. In a schematic form, without content, the developed model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the RF Armed Forces is shown. A brief analysis of the concept of «pedagogical conditions» and its influence on the pedagogical model is carried out. The pedagogical conditions we have defined for the successful functioning of the developed model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation are presented: the development of collective responsibility among conscripts, the use of vitagenic experience and training in scarce military registration specialties. The analysis of the concept of «collective responsibility» and its essence is carried out. The classification and influence of this concept on the formation of a military collective are considered. The specificity of the collective of cadets of the training centers of the Armed Forces of the Russian Federation and the stages of its formation are revealed. The importance of each of the stages of formation for the development and strengthening of relations among the collective of cadets of training centers is specified.

The activities carried out in the military collective in the framework of the application of the pedagogical condition «the development of collective responsibility among conscripts» are disclosed. The results of the research are summarized and the significance of the pedagogical conditions under consideration for the process of formation of military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation is revealed.

Key words: identity, collective responsibility, pedagogical condition, cadet of the training center of the Armed Forces of the Russian Federation.

References

1. Balanov S. A. Formirovanie disciplinirovannosti u kursantov vuzov VVMVD Rossii na osnove reflek-sivnojmodeli vospitanija [Formation of discipline among cadets of higher educational institutions of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of a reflexive model of education], Cand. ped. sci. diss. Makhachkala, 2013, 203 p. (In Russian)

2. Bochkareva I. A. Puti sozdanija refleksivno-innovacionnoj sredy v processe professional'noj praktiches-koj podgotovki studentov [Ways of creating a reflective and innovative environment in the process of professional practical training of students], Sb. nauch. st «Innovacii v podgotovke uchitelja» [Digest of articles «Innovations in teacher training»], ed. I. A. Bochkareva, E. N. Solovova. Moscow, ASTI-Izdat, 2002, pp. 54-64. (In Russian)

3. Mamardashvili M. K. Kak ja ponimaju filosofiju [As I understand philosophy, 2nd ed.]. Moscow, Progress, 1992, 245 p., ISBN 5-01-002570-1. (In Russian)

4. Golubeva E. A. Boris Mihajlovich Teplov — uchenyj [Boris Mikhailovich Teplov — scientist], Psiho-logicheskij zhurnal [Psychological journal], 1996, Vol. 17, no. 6, pp. 51-59. (In Russian)

5. Prisyazhnaya A. F. Pedagogicheskoe prognozirovanie v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija (metodologija, teorija, praktika) [Pedagogical forecasting in the system of continuous pedagogical education (methodology, theory, practice)]. Dr. ped. sci. dis. Chelyabinsk, 2006, 380 p. (In Russian)

6. Sanzhieva T. B., Reznikova Yu. G., Solodukhina T. K. [et al.], L. N. Yumsunova (ed.) Kratkij slovar' sovremennoj pedagogiki [A short dictionary of modern pedagogy]. Ulan-Ude, Publishing house of the Buryat State University, 2001, 100 p., ISBN-5-85213-477-5. (In Russian)

7. Bondaletov V. V., Krotov E. E. (ed.) Mezhlichnostnoe vzaimodejstvie v voinskih kollektivah Vooru-zhennyh Sil Rossijskoj Federacii [Interpersonal interaction in military collectives of the Armed Forces of the Russian Federation]. Moscow, Perspective, 2015, pp. 26-35. (In Russian)

8. Glukhov V. V., Chernenko V. G. Upravlenie vysokokvalificirovannymi kollektivami : ucheb. posobie [Management of highly qualified teams: textbook. allowance]. St. PetersburgIzd-vo FGAOU VO «Sankt-Peter-burgskij politehnicheskij universitet Petra Velikogo», 2014, 163 p. (In Russian)

9. Isaeva N. N. Social'no-psihologicheskie javlenija, protekajushhie v kursantskom kollektive [Social and psychological phenomena occurring in the cadet collective], Sb. nauch. tr. Mezhdisciplinarnye issledovanija v sfere integracii obrazovanija i nauki [Digest of articles «Interdisciplinary research in the field of integration of education and science»]. St. Petersburg, Publishing house of the St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2014, pp. 72-76. (In Russian)

10. Uvarina N. V. Professional'naja socializacija molodyh specialistov v uslovijah setevogo vzaimodejstvija [Professional socialization of young specialists in the context of network interaction], Sb. nauch. st. Professional'noe obrazovanie: metodologija, tehnologii, praktika [Digest of articles «Professional education: methodology, technology, practice»]. ed. V. V. Sadyrin, Chelyabinsk, Tsitsero, Chelyab. State ped. un-t, 2016, issue. 9, pp. 47-54. (In Russian)

Колесников Максим Викторович, преподаватель Учебного центра (по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы, г. Челябинск) ФГКВОУ ВО «Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва» МО РФ в г. Омске; аспирант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Kolesnikov Maxim Viktorovich, lecturer at the Training Center (for the training of junior specialists of the armored service, Chelyabinsk) «Branch of the Military Academy of Logistics named after General of the Army A. V. Khrulev» of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Omsk; postgraduate student of South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Колодий, Е. Е. Система социально-правового сопровождения студентов колледжа как фактор успешной профилактики правонарушений / Е. Е. Колодий // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 139-146.

УДК 37.0 ББК 74.57

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Е. Е. Колодий

В статье освещены актуальные вопросы профилактики правонарушений среди молодежи. Представлена статистика случаев девиантного поведения среди подростков в масштабах РФ за период 2019-2020 гг., обусловливающая важность взаимодействия педагогических коллективов образовательных организаций и сотрудников правоохранительных органов в работе по профилактике правонарушений в студенческой среде. Рассмотрен опыт создания в Челябинской области социообразовательной среды, ориентированной на социально-правовое сопровождение студентов колледжа. На примере деятельности ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» (далее — ГБПОУ «ЮУМК») по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся, в том числе суицидального, показана практика создания системы социально-правового сопровождения студентов. Сделан акцент на том, что воспитательная система ГБПОУ «ЮУМК» базируется на совокупном взаимодействии всех принципов и элементов воспитательного процесса с опорой на основополагающие нормативные документы. Описана социообразовательная среда, концептуально поддерживаемая и конструируемая согласно основным направлениям инновационной деятельности региональной инновационной площадки по теме «Система социально-правового сопровождения студентов колледжа как фактор успешной профилактики правонарушений». Представлены инструменты, способствующие формированию новых установок позитивной социальной ориентации студентов. Приведены результаты деятельности педагогических работников в системе профилактики правонарушений среди студентов колледжа.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, отклоняющееся поведение подростков, профилактика суицидального поведения, социально-правовое сопровождение подростков, позитивная социальная ориентация подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профилактика отклоняющегося поведения детей и молодежи является актуальной междисциплинарной проблемой современности, опре-

деляется государственными и общественными институтами в качестве приоритетной в деле реализации стратегии опережающего развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.