Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ'

КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1131
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО КОНТРАКТУ / КОНЦЕПЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / MAIDENHOOD / DIALECT / TRADITIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутов Андрей Игоревич

Введение. Обоснована актуальность обращения к проблеме политического воспитания военнослужащих по контракту на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ. Целью является обоснование идей, выступающих основой разработки концепции военно-политической подготовки военнослужащих по контракту как учебной дисциплины. Материл и методы. Материалом исследования послужили нормативно-правовые документы по организации политического воспитания в Вооруженных Силах РФ, а также материалы педагогических исследований, посвященных разработке концепций учебных дисциплин в целом и их содержания в частности. Анализ данных материалов позволил сформулировать основные идеи концепции военно-политической подготовки военнослужащих по контракту как новой учебной дисциплины в политическом воспитании военнослужащих, организации процесса ее освоения. Концепция отражает обусловленность политического сознания военнослужащих по контракту характером их военно-профессиональной деятельности, формой участия в системе отношений, присущих их профессиональной группе. Исследование основывается на теоретических положениях деятельностного подхода к конструированию педагогических процессов, субъект-субъектной парадигме построения педагогического взаимодействия в профессиональных коллективах, компетентностном подходе к отбору содержания профессиональной подготовки. Результаты и обсуждение. Согласно разрабатываемой концепции, целью военно-политической подготовки военнослужащих по контракту как учебной дисциплины является формирование у военнослужащих компетенций, необходимых для выполнения профессиональных задач с политическим содержанием, субъективных образов (личных смыслов, значений и отношений), составляющих когнитивную основу политического сознания военнослужащих. Концепция предполагает активное включение военнослужащих в систему общественных отношений и явлений государственной военной политики. Отбор материала базируется на общей цели подготовки специалиста, системе познавательных целей и возможностей учебной дисциплины. Концепция акцентирует внимание на выделении ведущих, стержневых понятий (идей) в содержании дисциплины, определении базового (инвариантного) ядра и вариантной части содержания учебных модулей, соотнесении этого материала с уровнем познавательной деятельности обучающихся, выделении укрупненных проблем профессионально-прикладного характера, разрешение которых требует знаний и умений по данной учебной дисциплине, отборе содержания и определении объема учебных модулей, методов познавательной деятельности. Использование «содержательных узлов» учебного материала (понятийного, мировоззренческого, предметнообразного, деятельностного) позволяет конкретизировать контрольно-оценочную систему, ориентированнуюна проверку сформированности компетенций военнослужащих по контракту в решении установленного набора учебно-профессиональных задач. Заключение. Разработанная концепция выступает ориентировочной основой для решения задач развития политического сознания военнослужащего по контракту. Результаты исследования позволяют уточнить способы и средства развития политического сознания военнослужащих по призыву в период изменения идеологических приоритетов в профессиональном воспитании и профессиональной подготовке военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF MILITARY AND POLITICAL TRAINING MILITARY PERSONNEL UNDER CONTRACT

Introduction. The article substantiates the relevance of addressing the problem of political education of military personnel under contract at the present stage of development of the Armed Forces of the Russian Federation. Aim and objectives. The purpose of this research is to substantiate the ideas that serve as the basis for the development of the concept of military-political training of military personnel under contract as a discipline. Material and methods. The material of the research is normative legal documents on the organization of political education in the Armed Forces of the Russian Federation, as well as materials of pedagogical research devoted to the development of concepts of educational disciplines in General and their content in particular. The analysis of these materials allowed us to formulate the main ideas of the concept of military-political training of military personnel under contract as a new academic discipline in the political education of military personnel, the organization of the process of its development. The concept reflects the conditionality of the political consciousness of military personnel under contract by the nature of their military professional activities, the form of participation in the system of relations inherent in their professional group. The research is based on the theoretical provisions of the activity approach to the construction of pedagogical processes, the subject-subject paradigm of building pedagogical interaction in professional teams, and the competence approach to the selection of the content of professional training. Results and discussion. According to the developed concept, the purpose of military-political training of military personnel under contract as a discipline is to form the military personnel’s competencies necessary to perform professional tasks with political content; subjective images (personal meanings, meanings and relationships) that form the cognitive basis of the political consciousness of military personnel. The concept assumes active inclusion of military personnel in the system of public relations and phenomena of state military policy. The selection of material is based on the General purpose of training a specialist, the system of cognitive goals and opportunities of the discipline. Carried out conceptualization focuses on the need for leading, core concepts (ideas) in the course content; definition of the basic (invariant) core and variant parts of the content of the training modules, to correlate this material with the level of cognitive activity of students; allocation of consolidated problems of professionally-oriented nature, the resolution of which requires knowledge and skills in the academic discipline; select content and determine the scope of a training module, selection of methods of cognitive activity. The use of «content nodes» of educational material (conceptual, worldview, subject-image, activity) allows us to specify the control and evaluation system aimed at checking the formation of military personnel’s competencies under the contract in solving a set of educational and professional tasks. Conclusion. The developed concept serves as an indicative basis for solving the problems of developing the political consciousness of a military serviceman under a contract. The results of the research allow us to clarify the ways and means of forming the political consciousness of conscripts during the period of changing ideological priorities in professional education and training of military personnel.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ»

УДК 377 . 1

DOI 10 . 23951/1609-624Х-2020-6-185-190

КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ

А. И. Бутов

Омский автобронетанковый инженерный институт, Омск

Введение. Обоснована актуальность обращения к проблеме политического воспитания военнослужащих по контракту на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ.

Целью является обоснование идей, выступающих основой разработки концепции военно-политической подготовки военнослужащих по контракту как учебной дисциплины.

Материл и методы. Материалом исследования послужили нормативно-правовые документы по организации политического воспитания в Вооруженных Силах РФ, а также материалы педагогических исследований, посвященных разработке концепций учебных дисциплин в целом и их содержания в частности. Анализ данных материалов позволил сформулировать основные идеи концепции военно-политической подготовки военнослужащих по контракту как новой учебной дисциплины в политическом воспитании военнослужащих, организации процесса ее освоения. Концепция отражает обусловленность политического сознания военнослужащих по контракту характером их военно-профессиональной деятельности, формой участия в системе отношений, присущих их профессиональной группе. Исследование основывается на теоретических положениях деятельностного подхода к конструированию педагогических процессов, субъект-субъектной парадигме построения педагогического взаимодействия в профессиональных коллективах, компетентностном подходе к отбору содержания профессиональной подготовки.

Результаты и обсуждение. Согласно разрабатываемой концепции, целью военно-политической подготовки военнослужащих по контракту как учебной дисциплины является формирование у военнослужащих компетенций, необходимых для выполнения профессиональных задач с политическим содержанием, субъективных образов (личных смыслов, значений и отношений), составляющих когнитивную основу политического сознания военнослужащих. Концепция предполагает активное включение военнослужащих в систему общественных отношений и явлений государственной военной политики. Отбор материала базируется на общей цели подготовки специалиста, системе познавательных целей и возможностей учебной дисциплины. Концепция акцентирует внимание на выделении ведущих, стержневых понятий (идей) в содержании дисциплины, определении базового (инвариантного) ядра и вариантной части содержания учебных модулей, соотнесении этого материала с уровнем познавательной деятельности обучающихся, выделении укрупненных проблем профессионально-прикладного характера, разрешение которых требует знаний и умений по данной учебной дисциплине, отборе содержания и определении объема учебных модулей, методов познавательной деятельности. Использование «содержательных узлов» учебного материала (понятийного, мировоззренческого, предметно-образного, деятельностного) позволяет конкретизировать контрольно-оценочную систему, ориентированную на проверку сформированности компетенций военнослужащих по контракту в решении установленного набора учебно-профессиональных задач.

Заключение. Разработанная концепция выступает ориентировочной основой для решения задач развития политического сознания военнослужащего по контракту. Результаты исследования позволяют уточнить способы и средства развития политического сознания военнослужащих по призыву в период изменения идеологических приоритетов в профессиональном воспитании и профессиональной подготовке военнослужащих.

Ключевые слова: политическое воспитание, военнослужащие по контракту, концепция содержания учебной дисциплины, политическое сознание.

Введение

Военно-политическая подготовка вошла в программу профессиональной подготовки военнослужащих по контракту как учебная дисциплина в 2018 г. после десятилетнего периода сворачивания политического воспитания Вооруженных Сил РФ. Проводившаяся «деполитизация», устранение влияния коммунистической идеологии в армии заключались в том числе в замене политического воспитания на патриотическое, которое, как замечают Т. Л. Лопуха и А. А. Подмаренко, при всей своей значимости неспособно решить весь спектр задач политического воспитания [1]. Осуществляемое в войсках морально-психологическое обеспечение

военной службы также напрямую не ориентировано на формирование направленности личности военнослужащего на сознательное и активное выполнение воинского долга [2, 3]. Кроме того, востребованность обращения к проблеме политического воспитания военнослужащих по контракту обусловлена рядом отчетливо проявившихся тенденций:

- усложнением геополитической обстановки и принятием новых приоритетов и принципов государственной военной политики; сложившаяся ситуация требует эффективных действий военнослужащих, осознающих меняющийся политический контекст военной службы, особенно в условиях применения Вооруженных Сил РФ за ее пределами;

- усилением информационного воздействия в русле идеологической борьбы, одной из приоритетных целей которой является создание у военнослужащего смысло-ценностного конфликта в области государственной военной политики;

- возросшими требованиями к профессиональному сознанию современных военнослужащих по контракту, составляющих значительную часть сержантского состава, чьим основным предназначением является управление первичными воинскими коллективами (отделение, экипаж, расчет и пр.) и высокотехнологичными образцами вооружения, техники, оборудования.

Современной наукой и социальной практикой доказывается важность формирования на основе общественного политического сознания личной позиции конкретного человека по отношению к политическим явлениям и процессам [4, 5]. Однако несмотря на то, что цели политического воспитания военнослужащих определены уже достаточно четко, смена воспитательных приоритетов до сих пор не привела к перестройке содержания, форм и методов дисциплины, направленной на развитие политического сознания военнослужащих по контракту. В силу этого разработка военно-политической подготовки как учебной дисциплины требует прежде всего определения ее концепции.

Материал и методы

Концепция как общий замысел, основная мысль чего-либо [6] применительно к учебной дисциплине, по нашему мнению, должна определять основные идеи по организации процесса ее освоения. Субъектами учебной деятельности в данном случае выступают военнослужащие по контракту, поэтому в разработке концепции военно-политической подготовки представляется важным опираться на общую характеристику военнослужащих по контракту как отдельной категории субъектов военно-профессиональной деятельности. Авторы, в исследованиях которых совокупным субъектом профессиональной подготовки и профессионального воспитания выступают военнослужащие по контракту [7-9], сходятся во мнении, указывая на значительные трудности в обучении и воспитании данной категории военнослужащих. В частности, интересующие вопросы организации их обучения не совпадают с существующим опытом боевой подготовки военнослужащих срочной службы. Из-за относительной новизны практики комплектования по контракту вопросы обучения контрактников на настоящий момент недостаточно разработаны в современной педагогической теории. При организации военно-политической подготовки военнослужащих по контракту особое значение имеет согласование их личных жизненных целей с общест-

венными ценностями, нормами и требованиями, образовательными целями, которые ставят командиры.

Как видится, идеи организации военно-политической подготовки связаны с особенностями политического сознания военнослужащих. Поиск ценностных смыслов формирования идейно убежденной личности военнослужащего тем более важен, если учитывать, что разработка официальных документов, раскрывающих и обосновывающих систему военно-политической работы в Вооруженных Силах РФ, еще только ведется и организация политического воспитания военнослужащих в них в целом пока не представлена.

Политическое сознание военнослужащих по контракту отличает их принадлежность:

1) к социальной (возрастной) группе - с этой стороны оно отражает состояние политической культуры современной российской молодежи [10], к которой по своему возрасту относится подавляющее большинство военнослужащих, и несет все признаки ее низкой политической грамотности в совокупности с аполитичностью;

2) к профессиональному сообществу, что обеспечивает единство и нормативность установленных взглядов на политические явления и процессы, обусловливает политическое сознание военнослужащего содержанием профессиональных задач, для решения которых выработаны общие подходы, базирующиеся на принципах военной политики РФ и воинских уставах.

Следовательно, несомненной является обусловленность политического сознания военнослужащих по контракту характером их военно-профессиональной деятельности, формой участия в системе отношений и процессах, присущих его профессиональной группе. При этом, согласно положениям деятельностного подхода, средством и условием развития политического сознания военнослужащих выступает учебная деятельность [11].

Исследование выполнено в рамках деятель-ностного подхода к конструированию педагогических процессов, субъект-субъектной парадигмы построения педагогического взаимодействия в профессиональных коллективах, компетентностно-го подхода к отбору содержания профессиональной подготовки.

Результаты и обсуждение

Концепция военно-политической подготовки военнослужащих по контракту как учебной дисциплины разрабатывается как часть системы их военно-политического воспитания, направленного в том числе на развитие их политического сознания.

Первая из идей, заложенных нами в концепцию, базируется на цели, которую выполняет эта подго-

товка в общей системе политического воспитания военнослужащих. Она заключается в формировании у военнослужащих компетенций, необходимых для выполнения профессиональных задач с политическим содержанием; субъективных образов (личных смыслов, значений и отношений), составляющих когнитивную основу политического сознания военнослужащих. Выделены четыре основных группы задач с политическим содержанием: задачи, связанные с практической реализацией государственной военной политики; задачи обеспечения целостности государства и политического единства армии; задачи самозащиты и защиты личного состава от идеологического воздействия в условиях информационно-психологической войны; задачи политического воспитания личного состава и обеспечения политической сознательности его действий. Соответственно, развитие политического сознания военнослужащих по контракту требует организации учебной деятельности, способствующей осмыслению, переживанию и оценке явлений и процессов государственной военной политики на современном этапе и в исторической ретроспективе, формированию (развитию) личного опыта политической деятельности, который будет поддерживать формирование компетенций в выполнении профессиональных задач с политическим содержанием, рефлексии собственного развития в качестве субъекта политики.

Вторая идея, на которой строится концепция военно-политической подготовки, предполагает активное включение военнослужащих в систему общественных отношений и явлений государственной военной политики. Исходя из современного понимания направленности политического воспитания [12], идеологическая работа с военнослужащими должна быть напрямую связана с обеспечением принятия ими системы оценок и идейно-ценностных основ военно-профессиональной деятельности. К сожалению, научная разработка военной идеологии находится еще в начале пути. В. Л. Разгонов говорит о ней как о формирующейся системе, «.. .совокупности базовых идей и идеалов военно-профессиональной деятельности, которые, будучи восприняты (военнослужащим) как лично значимые ценности, регулируют его отношение окружающему миру, явлениям и процессам военно-профессиональной деятельности, мотивируют поведение, принятие и исполнение профессиональных решений» [13, с. 9]. Ключевыми для профессионального воспитания идеологемами В. Л. Разгонов называет, с одной стороны, идеи государственности и социальности военной службы и ее субъектов, единства армии и общества (общественно-государственные идеи) и идеи патриотизма, дисциплинированности, подчинения и ответст-

венности (идеи личностного развития военнослужащего) - с другой стороны.

В свою очередь, на организацию военно-политической подготовки как учебной дисциплины естественным образом будут оказывать влияние следующие обстоятельства: конкретная практика, условия каждой воинской части, учреждения Министерства обороны РФ, в которых служат контрактники, специфика выполняемых ими профессиональных задач, внутренняя система социальных отношений со своими традициями и культурой, характеристика личного состава, условия его обучения и воспитания. Тем не менее существует потребность в общем замысле, выполняющем функции ориентировочной основы в разработке учебной дисциплины, который, помимо уже названных цели и задач, определяет общие подходы к отбору и структурированию, подготовке к реализации содержания учебной дисциплины, а также предполагаемые результаты обучения и воспитания, уровни их достижения.

В условиях проходящей модернизации образования активно предлагаются и используются различные подходы к отбору и проектированию содержания учебной дисциплины, основывающиеся на компетентностном, аксиологическом, культурологическом и других подходах. Опираясь на принцип отбора содержания на основе компетенций, формируемых в ходе освоения учебной дисциплины, Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Н. А. Не-удахина предложили порядок отбора материала, опирающийся на общую цель подготовки специалиста, систему познавательных целей и возможностей дисциплины [14]. В концепции военно-политической подготовки использовалась логика авторов в проектировании учебного материала, заключающаяся в выделении ведущих, стержневых понятий (идей, концепций), определении базового (инвариантного) ядра и вариантной части содержания учебных модулей, соотнесении этого материала с уровнем познавательной деятельности обучающихся, выделении укрупненных проблем профессионально-прикладного характера, разрешение которых требует знаний и умений по учебной дисциплине, отборе содержания и определении объема учебного модуля, отборе методов познавательной деятельности.

Определить механизм формирования содержания военно-политической подготовки помогают теоретические положения, сформулированные Л. И. Гурье. Автор предлагает четыре блока проектирования содержания учебной дисциплины, в которые включает: разработку таксономии целей; предварительное наполнение ведущего компонента содержания; структурирование содержания (определение функционально-логической схемы,

структурирование содержания учебной темы, поэлементный анализ учебной темы); экспертизу содержания [15]. Согласно выполненной Л. И. Гурье классификации, военно-политическую подготовку следует отнести к гуманитарным дисциплинам, воспитывающим преимущественно отношения, которые и должны выступать единицей содержания.

Используемые подходы к отбору содержания учебной дисциплины, нацеленной на развитие политического сознания, обусловили включение в него системы политических знаний (ее укрупненные структуры - геополитика, внутренняя и внешняя государственная политика, государственная военная политика, региональная политика и пр.); идейно-ценностные основы военной службы; исторический опыт государственной военной политики, участия Вооруженных Сил РФ в политических процессах, прежде всего в войнах и вооруженных конфликтах. Содержание каждого из трех источников объединяется в «содержательные узлы», что позволяет структурировать и уплотнить учебный материал, конкретизировать контрольно-оценочную систему, ориентированную на проверку сформированности компетенций военнослужащих по контракту в решении установленного набора учебно-профессиональных задач. Для военно-политической подготовки используются следующие содержательные узлы: понятийный (система понятий политики); концептуальный (основные положения государственной военной политики); мировоззренческий (общая характеристика профессиональной деятельности военнослужащих по контракту с политическим содержанием); предметно-образный (политическая история, опыт и прогностика военной политики и деятельности Вооруженных Сил РФ); деятельностный (опыт постиже-

ния государственной военной политики на основе полученных знаний и умений).

Заключение

Таким образом, концепция военно-политической подготовки, новой для профессиональной подготовки военнослужащих по контракту учебной дисциплины, призвана конкретизировать в целом сущность и характер планируемого результата их политического воспитания. Целеполагание в концепции ориентирует военно-политическую подготовку на развитие политического сознания военнослужащих как цели, к которой возвращаются Вооруженные Силы РФ в современных социально-политических условиях. Востребованным в субъект-субъектной педагогической парадигме становится активное включение военнослужащих в систему общественных отношений и явлений государственной военной политики, обеспечение принятия военнослужащими системы оценок и идейно-ценностных основ военно-профессиональной деятельности. Компетентностный подход ориентирует содержание военно-политической подготовки как учебной дисциплины на формирование таких компетенций, которые обеспечивают успешное выполнение военнослужащим учебно-профессиональных задач, имеющих политическое содержание.

В целом разработка концепции военно-политической подготовки находится в русле поиска путей обеспечения Вооруженных Сил РФ военнослужащими по контракту с развитым профессиональным сознанием, в том числе политическим сознанием, позволяющим им успешно выполнять свое основное предназначение - управлять первичными воинскими коллективами и высокотехнологичными образцами вооружения, техники, оборудования.

Список литературы

1. Лопуха Т. Л., Подмаренко А. А. Политическое воспитание курсантов военного вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53). С. 63-65.

2. Володин Р. В., Лопуха А. Д., Лопуха Т. Л. Государственно-политическое воспитание курсантов военных вузов: к постановке проблемы профессионального воспитания Новосибирск: НВВКУ, 2017. 228 с.

3. Заец О. Г. Совершенствование профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов и приоритетные пути повышения его эффективности. Серпухов: Изд-во Военной акад. РВСН, 2015. 171 с.

4. Борисенков А. А. О политическом сознании // Философская мысль. 2013. № 4. С. 1-29.

5. Настявин И. М. Феномен политического сознания. Казань: Изд-во КНИТУ, 2018. 1075 с.

6. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный: в 2 т. М.: Рус. яз., 2000. Т. 1. 1209 с.

7. Арбузов А. И. Педагогические условия формирования правовой культуры военнослужащих по контракту (на должностях солдат, сержантов и старшин) в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Новосибирск: НВИ войск национальной гвардии, 2018. 70 с.

8. Бурьян С. В. Педагогические пути формирования морально-боевых и военно-профессиональных качеств военнослужащих СВ по контракту. Казань: Отечество, 2014. 179 с.

9. Томилин А. Н., Писаренко Г. П. Формирование личностной готовности к лидерской деятельности воинов-контрактников. Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2015. 100 с.

10. Колобродова В. А., Мельникова В. С. Политическая культура молодежи в современной России: состояние и перспективы // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. № 1. С. 188-194.

11. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012. 448 с.

12. Коршунова О. С. Политическое воспитание и его сущностные характеристики // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2019. № 4. С. 118-122.

13. Разгонов В. Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2016. 23 с.

14. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. Ч. 2. 185 с.

15. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем. Казань: Казанский гос. технолог. ун-т, 2004. 212 с.

Бутов Андрей Игоревич, начальник отделения учебно-боевых танков, Омский автобронетанковый инженерный институт (п. Черемушки, 14-й военный городок, 119, Омск, Россия, 644109). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 19.05.2020.

DOI 10 . 23951/1609-624X-2020-6-185-190

CONCEPT OF MILITARY AND POLITICAL TRAINING MILITARY PERSONNEL UNDER CONTRACT

А I. Butov

Omsk Automobile Armored Engineering Institute, Omsk, Russian Federation

Introduction. The article substantiates the relevance of addressing the problem of political education of military personnel under contract at the present stage of development of the Armed Forces of the Russian Federation.

Aim and objectives. The purpose of this research is to substantiate the ideas that serve as the basis for the development of the concept of military-political training of military personnel under contract as a discipline.

Material and methods. The material of the research is normative legal documents on the organization of political education in the Armed Forces of the Russian Federation, as well as materials of pedagogical research devoted to the development of concepts of educational disciplines in General and their content in particular. The analysis of these materials allowed us to formulate the main ideas of the concept of military-political training of military personnel under contract as a new academic discipline in the political education of military personnel, the organization of the process of its development. The concept reflects the conditionality of the political consciousness of military personnel under contract by the nature of their military professional activities, the form of participation in the system of relations inherent in their professional group. The research is based on the theoretical provisions of the activity approach to the construction of pedagogical processes, the subject-subject paradigm of building pedagogical interaction in professional teams, and the competence approach to the selection of the content of professional training.

Results and discussion. According to the developed concept, the purpose of military-political training of military personnel under contract as a discipline is to form the military personnel's competencies necessary to perform professional tasks with political content; subjective images (personal meanings, meanings and relationships) that form the cognitive basis of the political consciousness of military personnel. The concept assumes active inclusion of military personnel in the system of public relations and phenomena of state military policy. The selection of material is based on the General purpose of training a specialist, the system of cognitive goals and opportunities of the discipline. Carried out conceptualization focuses on the need for leading, core concepts (ideas) in the course content; definition of the basic (invariant) core and variant parts of the content of the training modules, to correlate this material with the level of cognitive activity of students; allocation of consolidated problems of professionally-oriented nature, the resolution of which requires knowledge and skills in the academic discipline; select content and determine the scope of a training module, selection of methods of cognitive activity. The use of «content nodes» of educational material (conceptual, worldview, subject-image, activity) allows us to specify the control and evaluation system aimed at checking the formation of military personnel's competencies under the contract in solving a set of educational and professional tasks.

Conclusion. The developed concept serves as an indicative basis for solving the problems of developing the political consciousness of a military serviceman under a contract. The results of the research allow us to clarify the ways and means of forming the political consciousness of conscripts during the period of changing ideological priorities in professional education and training of military personnel.

Keywords: maidenhood, dialect, traditional culture.

References

1. Lopukha T. L. Ponomarenko A. A. Politicheskoye vospitaniye kursantov voyennogo vuza [Political education of military University cadets]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - International Research Journal, 2016, no. 11(53), pp. 63-65 (in Russian).

Вестник ^m (TSPUBulletin). 2020. 6 (212)

2. Volodin R. V., Lopukha A. D., Lopukha T. L. Gosudarstvenno-politicheskoye vospitaniye kursantov voyennykh vuzov: k postanovke problemy professional'nogo vospitaniya [State and political education of cadets of military universities: towards the formulation of the problem of professional education]. Novosibirsk, NWCU Publ., 2017. 228 p. (in Russian).

3. Zayets O. G. Sovershenstvovaniye professional'nogo vospitaniya kursantov voyenno-inzhenernykh vuzov i prioritetnyye puti povysheniya ego effektivnosti [Improving professional education of cadets of military engineering universities and priority ways to improve its effectiveness]. Serpukhov, Military Academy RVSN Pub., 2015. 171 p. (in Russian).

4. Borisenkov A. A. O politicheskom soznanii [On political consciousness]. Filosofskaya mysl', 2013, no. 4, pp. 1-29 (in Russian).

5. Nastyavin I. M. Fenomen politicheskogo soznaniya [The Phenomenon of political consciousness]. Kazan, KNITU Publ., 2018. 1075 p. (in Russian).

6. Efremova T. F. Novyy slovar' russkogo yazyka. V 2 tomakh. Tom 1 [New dictionary of the Russian language. Interpretative and educational. In 2 volumes. Vol. 1]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 2000. 1209 p. (in Russian).

7. Arbuzov A. I. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniyapravovoy kul'tury voyennosluzhashchikh po kontraktu (na dolzhnostyakh soldat, serzhantov i starshin) v voyskakh natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii [Pedagogical conditions for the formation of legal culture of military personnel under contract (as soldiers, sergeants and foremen) in the troops of the national guard of the Russian Federation]. Novosibirsk, NVI of the national guard troops Publ., 2018. 70 p. (in Russian).

8. Bur'yan S. V. Pedagogicheskiye puti formirovaniya moral'no-boyevykh i voyenno-professional'nykh kachestv voyennosluzhashchikh SVpo kontraktu [Pedagogical ways of forming morally-combat and military-professional qualities of military personnel under contract]. Kazan, Otechestvo Publ., 2014. 179 p. (in Russian).

9. Tomilin A. N., Pisarenko G. P. Formirovaniye lichnostnoy gotovnosti k liderskoy deyatelnosti voinov-kontraktnikov [Formation of personal readiness for leadership activity of contract soldiers]. Novorossiysk, State Medical University named after Adm. F. F. Ushakov Publ., 2015. 100 p. (in Russian).

10. Kolobrodova V. A., Mel'nikova V. S. Politicheskaya kul'tura molodezhi v sovremennoy Rossii: sostoyaniye i perspektivy [Political culture of youth in modern Russia: status and prospects]. Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniyaRoSMU, 2018, no. 1, pp. 188-194 (in Russian).

11. Serikov V. V. Razvitiye lichnosti v obrazovatel'nomprotsesse [Personal development in the educational process]. Moscow, Logos Publ., 2012. 448 p. (in Russian).

12. Korshunova O. S. Politicheskoye vospitaniye i ego sushchnostnyye kharakteristiki [Political education and its essential characteristics]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Kostroma State University, 2019, no. 4, pp. 118-122 (in Russian).

13. Razgonov V. L. Tsennostnyye oriyentiryprofessional'nogo vospitaniya kursantov v uchebno-vospitatel'nomprotsesse voyennogo vuza. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Value orientations of professional education of cadets in the educational process of the military University. Abstract of thesis. ... kand. ped. sci.]. Barnaul, 2016. 23 p. (in Russian).

14. Lavrent'yev G. V., Lavrent'yeva N. B., Neudakhina N. A. Innovatsionnyye obuchayushchiye tekhnologii v professional'noy podgotovke spetsialistov. Chast' 2 [Innovative training technologies in professional training of specialists. Part 2]. Barnaul, Altai State University Publ., 2002. 185 p. (in Russian).

15. Gur'ye L. I. Proyektirovaniye pedagogicheskikh sistem [Design of pedagogical systems]. Kazan, Kazan State Technological University Publ., 2004. 212 p. (in Russian).

Butov A I., Head of the training tank division, Omsk Automobile Armored Engineering Institute Omsk (p. Cheryomushki, 14th military town, 119, Omsk, Russian Federation, 644109). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.