20/у//-
В. А. Корытков
УДК 335.23(4)(73)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ В УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
ассмотрение процесса подготовки военнослужащих вооруженных сил государств-членов НАТО к профессиональной деятельности обусловлено тем обстоятельством, что комплектование вооруженных сил этих стран осуществляется на контрактной основе, что представляет особый интерес в условиях завершения перехода Вооруженных сил Российской Федерации на профессиональную основу.
Исследование опыта профессиональной подготовки военнослужащих этих государств позволит вскрыть положительный опыт и негативные явления данного процесса и учесть их в прогнозировании дальнейшего совершенствования военно-профессиональной подготовки военнослужащих российской армии.
Профессиональная подготовка военнослужащих вооруженных сил США, Великобритании и Германии осуществляется на протяжении всего периода прохождения ими военной службы. Особое место в ней занимает отбор на службу и подготовка в учебных подразделениях.
Командование вооруженными силами Великобритании уделяет пристальное внимание качественному отбору кандидатов на контрактную службу. В этих целях создано 39 центров набора рекрутов, оборудованных по последнему слову технического прогресса [7, с. 20-27]. Конкурсный отбор включает медицинское освидетельствование, проверку на судимость и профпригодность и завершается проведением собеседования.
Военно-профессиональная подготовка в войсках проводится в три этапа. На первом этапе ставится задача осуществить подготовку военнослужащих до уровня, обеспечивающего готовность военнослужащих выполнить боевую задачу в любом месте планеты как самостоятельно, так и в составе сил коалиции. Второй этап подразумевает службу в стране как на самом континенте, так и в море. На третьем этапе проводится боевая подготовка военнослужащих на полигонах, цель которой -поднять боеготовность на ступень подготовки, соразмерную программе первого этапа.
Важной особенностью военно-профессиональной подготовки военнослужащих является активное использование тренажеров, что позволяет выработать навыки и умения обращения с вооружением и военной техникой без полевых выходов и применения боевых вооружения и военной техники.
Особенностью военно-профессиональной подготовки также является наличие компьютерно-полигонных военных игр. Компьютер руководителя занятий позволяет наносить на электронные карты местности огневые удары артиллерии, минирование и другие элементы обстановки боя.
Для проведения компьютерно-полигонных военных игр применяются тактические полигоны специального назначения, на которых проводится обучение подразделений и проверка их степени готовности. Эти полигоны оборудованы макетами населенных пунктов, пересеченной местностью, водными рубежами. Созданы условия для проведения занятий в ночных условиях. Периметр полигона окружен мощными антеннами.
Проводимые занятия максимально приближены к реальной обстановке боя. Имитируются взрывы разных типов снарядов, мин и гранат, на мониторах отражается информация о поражении техники и военнослужащих, оказавшихся в зоне поражения, определяется степень поражения. На период занятий личному составу выдаются цифровой приемник с виброрежимом, мини-монитор, малогабаритная радиостанция и вР8-навигатор. Это оборудование позволяет руководителю заня-
тии осуществлять контроль за каждым военнослужащим.
Результаты каждого учения сохраняются в памяти компьютера и впоследствии используются для проведения анализа, показа ошибок и сильных сторон подготовки. По оценке английских военных специалистов, эффективность реальнои подготовки, интегрированнои с использованием двусторонних компьютерных учений, дает достаточно хорошие результаты [7, с. 20-27].
Части сухопутных войск, использование которых планируется в боевых действиях, в обязательном порядке должны пройти подготовку на специализированных полигонах. Несколько таких полигонов находятся в регионах, отличающихся своими климатическими условиями (Бруней, Канада, Кения).
В целом организация военно-профессиональной подготовки военнослужащих Великобритании вполне обеспечивает их профессиональную адаптацию к условиям жизни и деятельности вооруженных сил и высокую степень военно-профессиональной подготовленности.
В США в интересах качественного отбора на военную службу новобранцев создана система вербовки на конкурсной основе, обеспечивающая проведение качественного отбора кандидатов на службу в армии. Следует отметить, что при отборе предпочтение отдается тем кандидатам, которые имеют родственные военным гражданские специальности. В интересах принятия объективного решения об использовании кандидатов на той или иной специальности с поступающими на службу проводятся медицинские обследования и организуются квалификационные испытания. Для проведения профессионального отбора используются тестовые материалы, позволяющие всесторонне изучить претендентов и уточнить профессиональное предназначение. В каждом виде вооруженных сил существуют научно-исследовательские структуры, занимающиеся разработкой и совершенствованием методического обеспечения профессионального отбора, оценкой его эффективности [3].
Каждый вид вооруженных сил имеет свои учебные подразделения, где добровольцы про-
ходят начальную военную подготовку и подготовку по специальности [1].
В 2010 г. командование армии США впервые за последние тридцать лет пересмотрело базовый курс профессиональной подготовки для солдат [11]. Согласно новой программе боевой подготовки профессиональная подготовка новобранцев проводится в два этапа общей продолжительностью восемь недель.
На первом этапе занятия проводятся по программам начальной военной подготовки в составе учебного подразделения. Причем на первом этапе курс занятий является общим для всех независимо от избранного кандидатами направления службы. В содержание подготовки новобранцев включено проведение занятий по физической подготовке, приобретению необходимых знаний, навыков и умений для грамотного действия в бою, занятия по строевой подготовке, оружию массового поражения, изучению правил ношения военной формы одежды, основам военного законодательства, воинскому этикету и воинской дисциплины.
Главное внимание на втором этапе обращается на проведение огневой подготовки. Новобранцы изучают правила обращения с оружием, материальную часть техники и оружия, теорию стрельбы. Значительное место отводится приобретению навыков по оказанию первой медицинской помощи, по тактике ведения боя. Обучение заканчивается выполнением двух зачетных боевых стрельб из винтовки в ночных и дневных условиях, а также тактическим занятием в поле с выполнением элементов стрельбы.
Завершается обучение сдачей зачетов. Полевая выучка новобранцев проверяется на полигоне. На полосе местности протяженностью 3200-3500 м новобранцам следует:
- преодолеть препятствия и заграждения;
- огнем из штатного оружия поразить цель № 1 «снайпер противника»;
- совершить тактический маневр, сблизиться с условным противником и ручной гранатой уничтожить пулеметный расчет -цель № 2;
- оказать раненому военнослужащему первую медицинскую помощь;
20/у//
- разобрать и собрать оружие;
- в конце полосы одиночным и автоматическим огнем из окопа поразить цели в широком спектре обстрела на дистанции от 25 до 250 м [10].
Военнослужащие, которые успешно сдали зачеты и зарекомендовали себя положительно, направляются на курсы повышения одиночной подготовки в учебные центры в военные училища, на учебные курсы в воинских частях регулярной армии.
Курс обучения (в сухопутных войсках 7 недель, в военно-воздушных силах 6 недель, в военно-морских силах 7 недель [1]) содержит комплекс теоретических и практических занятий, которые нужны для выполнения своих функциональных обязанностей войсках.
Для военнослужащих, служба которых будет проходить в пехоте или в танковых экипажах, главным является углубление знаний и навыков по огневой, тактической подготовке и вождению. Последняя неделя посвящена проведению полевых занятий в составе экипажа БМП или танка, отделения в условиях, приближенных к условиям современного боя. В завершении военнослужащие сдают зачеты и участвуют в суточных тактических учениях. После этого военнослужащие направляются в войска.
В частях и подразделениях вооруженных сил Германии профессиональная подготовка состоит из воспитания и боевой подготовки. Ее задача заключается в развитии у военнослужащих духовных и физических сил, привитии им навыков, обеспечивающих качественное решение задач военной службы, формировании выдержки в тяжелых условиях современного боя.
При проведении отбора на службу в армию учитываются знания, навыки и опыт, который приобрели военнослужащие в период гражданской жизни. Это, во-первых, дает возможность значительно сэкономить средства и время на военную подготовку. Во-вторых, повышает заинтересованность военнослужащего в выборе военной специальности родственной гражданской, способствует проявлению самостоятельности и инициативы.
Военная служба начинается с общей подготовки военнослужащих, которая продолжается до полугода. При этом рядовой состав получает также специальную подготовку, соответствующую его функциональным обязанностям по предназначению. После этого военнослужащие привлекаются к прохождению совместной военной подготовки в первичных подразделениях. При подготовке офицеров и младших командиров предусмотрены также меры по развитию у них необходимых командных качеств.
Оснащенность войск сложной военной техникой и оружием, специализация войск требуют всесторонней глубокой профессиональной подготовки военных специалистов и командиров. В этих целях в войсках используются многочисленные тренажеры, макеты, полосы препятствий со звуковыми и световыми эффектами, динамика мишеней способствует максимальному приближению боевой учебы к реалиям современного боя. Приобретение необходимых навыков в стрельбе осуществляется на специальном тренажере с применением макетов винтовок, пистолетов, пулеметов и гранатометов. Прицеливание осуществляется по лазерному лучу, наводимому на экран, куда выводится имитация местности. Все данные выводятся на компьютеры, за которыми сидят инструкторы. После сдачи нормативов на тренажерах военнослужащие допускаются к боевым стрельбам [8].
Вместе с тем, несмотря на широкое применение в войсках новейших технических средств, военная доктрина ФРГ обращает внимание на то, что «...это не должно вести к снижению физических нагрузок. Армия должна требовательно воспитывать солдат в обстановке, приближенной к боевой обстановке, со всеми ее физическими и психологическими нагрузками, свойственными условиям войны» [2].
Составной частью профессиональной подготовки военнослужащих вооруженных сил основных государств-членов НАТО военное руководство считает морально-психологическую подготовку личного состава и рассматривает эту проблему как одну из приоритет-
ных в сфере обеспечения национальной безопасности.
Как показывает практика, положительно влияют на морально-психологическое состояние военнослужащих государств-членов НАТО такие факторы, как «высокий уровень личной профессиональной подготовки и постоянное стремление к его совершенствованию» [5], высокая психологическая готовность к началу боевых действий. В вооруженных силах этих государств ученые-психологи разрабатывают различные формы и методы всесторонней подготовки военнослужащих к войне и организации их морально-психологической подготовки в процессе всех видов занятий, вырабатывают рекомендации по совершенствованию боевой подготовки и пр.
В систему военно-профессионального обучения офицеров входит их подготовка к работе с военнослужащими, в том числе по морально-психологической подготовке личного состава. Например, в военных учебных заведениях США значительное время выделяется на изучение гуманитарных дисциплин. Если объем военных дисциплин составляет 15 % общего количества учебных часов, то на гуманитарные дисциплины в военных колледжах отводится до 50% учебного времени на первом курсе, до 30 % - на втором, до 60 % - на третьем и до 70 % - на четвертом [6]. Здесь изучаются такие предметы, как общая психология, основы военного руководства, методика обучения, социология и проблемы управления личным составом.
Организация работы по морально-психологической подготовке осуществляется командирами и специальными инструкторами. В основе подготовки военнослужащих лежат принципы обязательного обучения военнослужащих в обстановке, максимально приближенной к боевой обстановке, систематических тренировок в условиях возрастающих психологических нагрузок, дифференцированного подхода к каждому военнослужащему с учетом его военной специальности, географических и климатических условий вероятных боевых действий.
Командиры и специальные инструкторы для психологической подготовки используют
специально для этого оборудованные полигоны, центры и учебные поля, специализированные классы и тренажеры, имитирующие обстановку реального боя: взрывы снарядов, свист пуль, проволочные и минные заграждения, крики и стоны раненых, тошнотворный запах, муляжи трупов людей и животных, горящие объекты и техника.
С целью выработки у военнослужащих нервно-психической устойчивости взводные и ротные учения обычно завершаются на специально оборудованных полигонах, где военнослужащие атакуют позиции условного противника под реальным пулеметным и оружейным огнем с риском для жизни. Укрываясь от пуль в бетонированных желобах, обучаемые движутся ползком вперед, выбирая наиболее безопасные маршруты, наблюдая за полем боя и ведя стрельбу из личного оружия. Цель такой подготовки, по утверждению американского военного специалиста Ригга, «приучить солдат к дьявольской атмосфере огня и смерти, добиваться того, чтобы они чувствовали себя среди огня, дыма и смятения как в обычной обстановке и сражались» [9].
В вооруженных силах Германии психологическая подготовка считается обязательной для военнослужащих всех родов войск. В Гамбурге, Альтенштадте и других городах созданы учебные центры по воспитанию у личного состава определенных морально-психологических качеств путем суровых методов обучения. Практикуются частые тревоги, марш-броски на 30 км, действия отдельных солдат и подразделений ночью в плохую погоду, военнослужащие учатся преодолевать голод, одиночество, отрабатывают умение сохранять неподвижность в течение длительного времени.
В целях психологической закалки военнослужащих США и Великобритании используется широкий спектр тренировочных средств и программ. В этом плане особого рассмотрения заслуживает опыт армии США. В 2004-2006 гг. в армии США велась разработка всеармейской программы, способной заполнить пробелы в специальной психологической подготовке военнослужащих. В 2006 г. в Форте Брегг начал работу первый армей-
SO/?//
ский Центр повышения эффективности, в 2010 г. этот центр стал частью всеармейской программы комплексной подготовки солдат (Comprehensive Soldier Fitness - CSF), направленный на укрепление состояния здоровья военнослужащих и показателей эффективности их служебной деятельности. В 2010 г, когда стало очевидным, что невозможно повышать эффективность служебной деятельности военнослужащих и их устойчивости к явлениям боевого и служебного стресса без решения их домашних и семейных проблем, в программу подготовки были включены члены семей военнослужащих. В связи с этим обстоятельством Программа получила название «Комплексная подготовка солдата и членов семьи» (Comprehensive & Family Fitness (CSF2) [14].
Для реализации программы было открыто 12 центров подготовки. В систему подготовки CSF2 включены более 1 млн человек (военнослужащие, резервисты, национальная гвардия, вспомогательные службы, гражданский персонал, члены семей военнослужащих) [4]. Руководящим документом по программе является постановление Army Regulation 350-53 [12]. Программа CSF2 осуществляется в пяти измерениях:
1. Физическое измерение.
2. Эмоциональное измерение.
3. Социальное измерение.
4. Духовное измерение.
5. Семейное измерение.
Целью программы является формирование таких вооруженных сил, которые состоят из физически здоровых и психологически сильных солдат и гражданского персонала, которых поддерживают члены их семей, чья профессиональная пригодность, высокая адаптивность и устойчивость к явлениям боевого и служебного стресса позволяет им процветать в военной и гражданской сфере и удовлетворить широкий спектр оперативных требований Армии США [12]. Исходя из цели, задачей программы является обеспечение военнослужащих навыками и умениями для формирования эффективных механизмов защиты от воздействия неблагоприятных и травмирующих психологических факторов,
чтобы участие в боевых действиях и неблагоприятные факторы несения повседневной службы приводили к меньшему количеству стресс-зависимых психических расстройств. Здесь нужно уточнить, что модель программы С8Б2 предусматривает выход за пределы исключительно профессиональной жизни, предполагая целостную программу личностного роста и развития, где профилактика стресса является лишь одним из элементов системы подготовки [13].
Курс комплексной психологической подготовки проводится на всех основных уровнях системы военной подготовки: базовой боевой подготовки, командирских и командных курсах, сержантских курсах, курсах подготовки офицеров резерва, при подготовке кандидатов в офицеры.
Курсы С8Б2 проводятся в системе профессионального военного образования Армии США.
Новички в армии или кадеты в военных академиях получают детальные инструкции и тренинги по развитию прикладных физических и психических навыков для повышения эффективности в службе, обучения и действия в современном бою. Младшие командиры проходят специальные тренинги в учебных центрах программы С8Б2. Для высшего армейского командования разработаны краткие четырех-, восьми- и шестнадцатичасовые тренинги для улучшения показателей их служебной деятельности. В соответствии с Программой дважды в год проводятся оценки психического и физического состояния военнослужащих с использованием инструмента глобальной оценки вАТ2.0 в пяти основных измерениях, факторов умственной и физической работоспособности (сон, физическая активность, питание) и мотивирующей условной оценки биологического возраста по показателям физической подготовки и физиологических функциональных проб. Мониторинг состояния сопровождает военнослужащего с момента отбора на военную службу и до выхода на пенсию.
Таким образом, с помощью программы вАТ2.0 отслеживается уровень психологической и физической боеспособности армии,
каждого подразделения и степень профессиональной пригодности каждого военнослужащего и гражданского специалиста.
Физический компонент подготовки оценивается дважды в год по результатам армейского теста физической подготовки, который состоит из трех элементов: бег на две мили, приседания и отжимания. Минимальный проходной балл составляет 180 пунктов (60 пунктов по каждому тесту). Дополнительно к тесту физической подготовки оценивается процент содержания жировой ткани в организме, уровень артериального давления, концентрация в крови липидов и глюкозы, максимального потребления кислорода. Совокупность результатов используется для оценки уровня физической подготовки и выдаче рекомендаций по тренировкам и питанию. Тренинги и занятия по программе С8Б2 приводят к уменьшению выраженности у военнослужащих острых дезадаптивных реакций боевого стресса и отдельных последствий в виде посттравматического стрессового расстройства [4].
Таким образом, в вооруженных силах США, Великобритании и ФРГ накоплен значительный положительный опыт по профессиональной подготовке военнослужащих. Реализуя разные по содержанию программы подготовки в этих странах, общим для них являются сроки подготовки - начальная подготовка длится один месяц, подготовка по специальности - от одного до трех месяцев. Обязательно используются тренажеры и компьютерные программы обучения для быстрого и качественного получения профессионального образования. Значительное место военно-политическое руководство этих стран отводит морально-психологической подготовке, воспитанию морального духа, его закалке, обучению управлению своими эмоциями в любой обстановке. При этом в практике военно-профессиональной и морально-психологической подготовке есть как общие принципы и механизмы реализации, так и специфические для каждой страны особенности их претворения в жизнь.
Данный опыт следует учитывать при планировании и проведении работы по профес-
сиональной подготовке военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации с учетом особенностей нашего государства.
Рассмотрение состояния работы по профессиональной подготовке военнослужащих Российской Федерации и положительного опыта этой работы в ведущих странах-членах НАТО позволит выработать основные направления работы по совершенствованию процесса профессионализации военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе их развития.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается процесс профессиональной подготовки военнослужащих вооруженных сил основных государств-членов НАТО - США, Великобритании и ФРГ, проанализирована система профессионального отбора новобранцев на военную службу по контракту. Раскрыто основное содержание профессиональной подготовки военнослужащих - общевоенной, военно-специальной, тактико-специальной, гуманитарной. Центральное место в статье отводится анализу педагогических технологий, среди которых важную роль играют тактико-специальные учения на местности в обстановке приближенной к боевой, использование информационных технологий, электронных систем, аудио- и видеооборудования, имитационных тренажеров.
Ключевые слова: военнослужащие; профессиональная подготовка; морально-психологическая подготовка; профессиональная адаптация.
SUMMARY
The article discusses the military personnel professional education process of the main NATO member states - the United States, Britain and Germany, the system of professional selection of recruits for enlistment by contract. The main content of the actual training of military personnel - general-military, military-special, tactical-special, humanitarian is discovered. The central place in the article is devoted to the analysis of pedagogical technologies, among which an important role is played by tactical and special exercises on the ground in an environment close to combat, the use of information technologies,
electronic systems, audio and video equipment, and simulators.
Key words: military personnel; professional training; moral and psychological training; professional adaptation.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов В. Комплектование вооруженных сил США личным составом, его военная и специальная подготовка [Электронный ресурс]. - URL: http://war1960.ru/vs/complectvcu sa.shtml (дата обращения: 20.12.2018).
2. Военная доктрина Германии [Электронный ресурс]. - URL: http://mognovse.ru/sbh-voennaya-doktrina-germanii.html (дата обращения: 20.12.2018).
3. Давыдов Н.А. Поляков С. П. Сравнительный анализ опыта подготовки молодежи к военной службе в России и США // Юридическая психология. - 2012. - № 3. - С. 16-20.
4. Демкин А. Общеармейская программа Комплексная подготовка солдат и членов семьи Comprehensive & Family Fitness (CSF2) [Электронный ресурс]. - URL: http://enures.dacha-dom.ru/boevoi-stress-csf2.shtml (дата обращения: 20.12.2018).
5. Зеленков М. Морально-психологическая подготовка войск в армиях зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. - 2000. -№ 11. - С. 5-11.
6. Кудрявцев Ю. Подготовка командных кадров к воспитательной деятельности в вузах США, Германии, Великобритании // Зарубежное военное обозрение. - 2001. - № 5. -С. 10-14.
7. Мосов С. Профессиональная армия Великобритании: приоритеты и особенности // Атташе. Военная дипломатия. - 2007. - № 4. -С. 20-27.
8. Норштейн М. Бундесвер - армия профессионалов // «Partner». - 2012. - № 8 (179).
9. Психологическая подготовка солдат империалистических армий к войне // Зарубежное военное обозрение. - 2014. - 15 февраля.
10. Содержание боевой подготовки сухопутных войск армии США [Электронный ресурс]. - URL: http://www.warstar.info/page2.1. htm (дата обращения: 20.12.2018).
11. Сычев В. Штыки шестого поколения, Армия США меняет программу обучения солдат рукопашному бою [Электронный ресурс]. -URL: https://lenta.ru/articles/2010/03/23/bayo-net/ (дата обращения: 20.12.2018)
12. Comprehensive Soldier and Family Fitness. Army Regulation 350 - 53. Headquarters, Department of the Army. Washington, DC - 2014.
13. Cornum Rh. et al. Comprehensive Soldier Fitness // American Psychologist. - 2011. -Vol. 66. - No. 1. - Pp. 4-9.
14. Hammermeister J., Pickering M. Military Application of Performance Psychology Methods and Techniques: an Overview of Practice and Research,/ The Journal of Performance Psychology. - 2011. - Iss. 3. - URL: https://www. nu.edu/wp-content/uploads/2019/01/The-Jou rnal-of-Performance-Psychology-Issue-Three.pdf (arcessed: 20.12.2018).
■Щ
И. А. Носков, Е. А. Кирина
УДК: 378.016
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
ключенность российских вузов в реализацию Болонской конвенции актуализирует потребность овладения обучающимися иностранными языками и в то же время генери-