УДК 355
Кабалин Владимир Львович
кандидат военных наук
Инюшева Елена Александровна
кандидат военных наук
Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье рассматривается и обобщается исторический опыт подготовки и обучения военных специалистов, пути совершенствования воинского обучения и воспитания в русской армии. Делаются выводы по системе отечественного военного психолого-педагогического эмпирического знания. Определяются проблемы личностного развития и основные направления исследования профессионального развития личности в рамках личностно-развиваю-щего подхода. Приводятся основными положениями, характеризующие систему воинского обучения и воспитания. В статье сделан вывод о том, что, наряду с общедидактическими подходами к рассмотрению проблем подготовки военных кадров в них нашли отражение специфические приемы психолого-педагогических воздействий на личность военных специалистов в практике обучения и воспитания. Сделан вывод о том, что для повышения качества подготовки военного специалиста необходимо доскональное изучение структурных элементов психической организации личности, раскрытие корреляционного механизма их взаимосвязи и ситуаций развития. При этом психолого-педагогические воздействия, реализуемые в процессе обучения и воспитания военнослужащих, будут преломляться через их внутренние свойства и эффект той или иной отдельной реакции даже на изолированный одиночный стимул будет определяться системным механизмом поведения будущих офицеров. Также в статье определен перечень основных профессионально-важных качеств офицера, к которым отнесены устойчивость и готовность к самоотверженным действиям, способность сохранять присутствие духа, действовать разумно и уверенно, находясь под воздействием различных факторов боевой обстановки.
Ключевые слова: обучение, воспитание, подготовка, личность, развитие, армия, поведение, воздействие, психика, педагогика.
Исторический опыт подготовки и обучения военных специалистов показывает, что проблема их личностного развития, всегда были в центре внимания военно-педагогической науки и практики.
Первые действия психолого-педагогического содержания проявлялись еще в древние времена существования славянских народностей на территории нынешней России, Украины и Белоруссии. Военачальники того времени уже понимали роль психологического состояния воинов в бою и применяли в целях его поднятия специальные религиозные обряды и воинские ритуалы.
Начиная с XVII века система отечественного военного психолого-педагогического эмпирического знания приобретает более четкие очертания и реализуется в указах, приказах, уставах и наставлениях. Считается, что у его истоков стоит первый русский император Петр I. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. в результате проведенных им реформ (упрочение государственности, строительство регулярной армии и флота и др.) проблема обучения, воспитания и психологической подготовки солдата и матроса к бою становится особенно актуальной.
Сформированная Петром I система воинского обучения и воспитания характеризовалась следующими основными положениями:
- воинское обучение было подчинено единой цели. В ее основу положено требование Петра I обучать солдат тому, «как в бою поступать»;
- система обучения включала в себя два периода: первый - одиночная подготовка молодых ре-
крутов, второй - подготовка в составе подразделений;
- в подготовку войск введены полевые тактические учения, двухсторонние маневры, на которых создавалась обстановка «яко в самом деле».
В основу воспитания созданного в этот период национального офицерского корпуса были положены идеи формирования строгой дисциплинированности, твердости характера, сознательного отношения к исполнению воинского долга, личной примерности служения Отечеству. В воинском уставе 1698 г. впервые были закреплены принципы военно-профессиональной деятельности офицера:
- начальнику быть образцом нравственности и относится к солдату, как отцу к детям;
- в солдате формировать и развивать чувство воинской чести, товарищества и взаимной поддержки;
- в личном поведении не допускать грубых, безнравственных и некультурных поступков.
Важным элементом складывающейся системы подготовки войск стали идеи Петра I о единстве обучения и воспитания, зависимости воспитания от практических задач, нравственном элементе в работе с людьми, воспитания в процессе воинской деятельности, реализованные в «Уставе воинском» 1716 г. Устав в то время являлся своего рода сводом правил в области военного дела и был проникнут главной идеей - подготовить российскую армию к эффективному ведению военных действий, исключив из ее деятельности все, что не нужно для достижения победы.
© Кабалин В.Л., Инюшева Е. А., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
179
В стремлении поднять качество подготовки войск на уровень, соответствующий национальным традициям и геополитическим устремлениям российского государства того времени, Петр I опирается на ценностные ориентиры личности русского человека. Следовательно, не системой «палочного» воспитания, не плац-парадной муштрой создавал он систему воинского воспитания и обучения, а эффективной боевой подготовкой и действительно высоким искусством психологического и педагогического влияния на солдата и офицера, использованием тех внутренних сил русских воинов, к развитию которых сводилась их военно-профессиональная подготовка.
Активными участниками развития психолого-педагогического наследия Петра I в вопросах подготовки войск и флота к войне в последующие годы выступали П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и М.И. Кутузов. Их усилиями в российской армии была создана эффективная система обучения и воспитания воинов, учета в их подготовке индивидуальных психологических особенностей. По их мнению, решающей силой на войне являются люди, обладающие высокими морально-боевыми качествами, дисциплинированностью, знаниями «таинства побиения неприятеля». Особое внимание полководцами уделялось подготовке офицеров, от качества которой зависел боевой дух войск.
Видному отечественному полководцу генералиссимусу А.В. Суворову удалось не только творчески обобщить все лучшее, что было достигнуто отечественной военной наукой и практикой, но и внести существенный вклад в развитие системы обучения и воспитания войск, основные идеи которого изложены в его всемирно-известном труде «Наука побеждать». О качестве профессиональной подготовки в Суворовских войсках ходят легенды. Он учил своих солдат и офицеров только тому, что реально может пригодиться в ходе боевых действий. При обучении Суворов выбирал максимально простые и в тоже время максимально точно моделирующие ситуацию боевого столкновения тренировки. В ходе постоянных тренировок отрабатываемые задачи доводились до автоматизма и совершенства, и эта тактика его никогда не подводила. В самом деле, в ходе реального боевого столкновения солдату некогда думать о сложных схемах и алгоритмах, ему нужно действовать.
Суворовские идеи подготовки войск также нашли свое продолжение в деятельности генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова. В воспитании полководец исходил из того, что послушание и дисциплина, «будучи душой службы воинской», зиждется не на наказании, а на сознательном отношении к делу защиты России. Основными методами обучения и воспитания солдат М.И. Кутузов считал убеждение и поощрение за доблестный ратный труд. Он
требовал от офицеров быть примером дисциплинированности, нравственной и боевой доблести. В обучении ценил простоту, целесообразность, последовательность, прочность, экономию времени и приближение к боевой обстановке.
Сформированные к середине XIX века теоретические и прикладные основы воинского воспитания и обучения реализуются в деятельности видных военачальников, находят отражение в публикуемых трудах. Основное внимание уделяется нравственному воспитанию, формированию высокого морального духа личного состава.
Особенно ярко это проявилось в военной деятельности героя Крымской войны адмирала П.С. Нахимова. Наиболее действенным средством воспитания он считал личный пример офицера. Как и А.В. Суворов адмирал требовал инициативы от подчиненных в боевой обстановке. В связи с этим, в приказе на сражение под Синопом он напишет: «...все предварительные наставления при переменившихся обстоятельствах могут затруднить командира, знающего свое дело, и поэтому я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг».
Совершенствование воинского обучения и воспитания в русской армии и последующее становление целостной системы военных психолого-педагогических знаний на основе их последовательного теоретического обоснования связано с именем генерала М.И. Драгомирова. Основываясь на большом опыте службы в войсках, М.И. Драгомиров разработал систему обучения и воспитания, которая в наиболее полной мере учитывала конкретно исторические реальности русской армии и специфику русского национального характера, соответствовала последним достижениям мировой военно-теоретической мысли. Его военно-педагогические идеи отличались тесной связью с потребностями боевой практики войск, стремлением к всестороннему развитию личности солдат, привитию им лучших нравственных начал.
В деле подготовки войск М.И. Драгомиров главное внимание отводил вопросам нравственного воспитания. В связи с этим он выделял следующие педагогические задачи: привитие военнослужащим боевого духа («нравственной энергии»), патриотизма и дисциплины. С его точки зрения воинская дисциплина «есть совокупность нравственных, физических и умственных навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению». При этом он замечал, что духовный потенциал военнослужащего может раскрыться лишь в условиях строгого соблюдения дисциплины и через дисциплину. Большие требования предъявлял генерал к офицеру, который, по его мнению, «должен обладать искренней преданностью и любовью к военному
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
делу, которое требует от него значительного напряжения, как духовных, так и физических сил...».
Достаточный интерес для военной науки представляет военное психолого-педагогическое наследие генерала М.Д. Бонч-Бруевича. Во многих своих трудах он выделял мысль о том, что «основным фактором в военном деле был, есть и будет человек». Поэтому главной задачей воспитания и образования в армии он также считал «обращение новобранца в солдата, не ломая в нем человека». В связи с этим он призывал видеть в любом военнослужащем, будь то солдат, офицер или генерал, прежде всего личность.
Кузницей военного воспитания М.Д. Бонч-Бруевич считал профессиональные военно-учебные заведения, которые призваны, прежде всего, «воспитывать воспитателей». Он писал: «..воспитать и обучить солдата в состоянии только офицер,... да и то только тогда, когда он будет вести дело по строго продуманной программе, когда сам он будет в достаточной степени подготовлен к этому трудному делу.».
В годы Великой Отечественной войны проблема подготовки офицерских кадров и комплектования Вооруженных Сил получила импульс к развитию. В публикациях этого периода нашли отражение психолого-педагогические идеи, направленные на совершенствование процесса формирования личностных качеств военных специалистов в условиях боевых действий, раскрытие социально-психологических явлений в воинских коллективах, всестороннее изучение людей и активное использование психологических знаний офицерами в руководстве, обучении и воспитании воинов.
Объективно существующая необходимость сокращения времени подготовки офицеров обусловила необходимость поиска педагогических приемов развития личности военных специалистов через разъяснение и убеждение, яркое и действенное слово, тренировку воли, критику и самокритику, обобщение боевого опыта. При этом процесс обучения и воспитания офицеров должен продолжаться в войсках посредством сочетания самообучения и самовоспитания, с обучением тому, чем владеют бойцы. Такие взаимоотношения командиров и подчиненных, по мнению военных исследователей, не только повышали качество подготовки военных специалистов, но и укрепляли морально-психологический климат в воинском коллективе и повышали морально-психологическую готовность к ведению боевых действий.
Исследования педагогов и психологов этого периода также имели направленность на повышение эффективности боевых действий. В качестве приоритетной выдвигалась проблема повышения качества руководства войсками путем раскрытия педагогических основ деятельности командиров,
умения решать тактические и стратегические задачи, развития практического мышления командира.
В целом, анализ публикаций военных лет свидетельствует о том, что, наряду с общедидактическими подходами к рассмотрению проблем подготовки военных кадров в них нашли отражение специфические приемы психолого-педагогических воздействий на личность военных специалистов в практике обучения и воспитания. Военными исследователями, педагогами и психологами, с учетом активного ведения Вооруженными Силами СССР боевых действий, был определен перечень основных профессионально-важных качеств офицера, к которым отнесены устойчивость и готовность к самоотверженным действиям, способность сохранять присутствие духа, действовать разумно и уверенно, находясь под воздействием различных факторов боевой обстановки. Развитие личности военного специалиста было сведено к мобилизации человеческих возможностей, формированию психологического настроя и благоприятного морально-психологического климата в воинском коллективе. Иными словами, личностное развитие офицеров в этот период рассматривалось как составная часть системы обеспечения боя.
В последующие годы накопление экспериментальных данных при решении задач, связанных с повышением качества подготовки военных специалистов, определило обращение исследователей к проблемам развития отдельных элементов личностной структуры будущих офицеров: интеллектуальных способностей, волевых качеств, педагогического такта, авторитета и т.д. Проникновение в сущность закономерностей развития личности военного специалиста и исследование личностной структуры будущих офицеров с позиций поэтапного формирования качеств и свойств представлено в трудах А.И. Александрова (1978), В.П. Петрова (1984). Анализ работ показал, что процесс профессионального становления военных специалистов динамичен и противоречив по своей природе. При этом переход к очередной фазе развития возможен при условии наличия предпосылок, сложившихся на предшествующем этапе, и, следовательно, периодизация любого процесса - это не механическое членение его на части, произвольно избранные исследователем, а строго объективное разграничение в соответствии с качественными изменениями личностной структуры курсанта.
Движущие силы развития личности глубоко раскрыты А.В. Барабанщиковым, Г.А. Давыдовым, М.И. Дьяченко, К.К. Платоновым. По мнению авторов, развитие качеств личности будущего офицера происходит не на голом месте, а осуществляется на базе тех психических функций и свойств, которые сложились в предшествующий период жизни. Данный процесс не является простым, эволюционным развитием тех или иных свойств и черт, а представ-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
181
ляет собой качественное преобразование личности курсанта, его взглядов и убеждений, потребностей и мотивов, характера и поведения. Движущими силами такого развития, по мнению исследователей, выступают «.противоречия между сформировавшимися потребностями и новыми способами деятельности, которые могут выступать движущей силой, если их смысл и необходимость разрешения понятны курсантам».
Соглашаясь с авторами, выделяющими в качестве платформы развития личности курсанта в военной образовательной системе - сложившиеся психические функции и свойства, можно сделать вывод о том, что для повышения качества подготовки военного специалиста необходимо доскональное изучение структурных элементов психической организации личности, раскрытие корреляционного механизма их взаимосвязи и ситуаций развития. При этом психолого-педагогические воздействия, реализуемые в процессе обучения и воспитания курсантов, будут преломляться через их внутренние свойства и эффект той или иной отдельной реакции даже на изолированный одиночный стимул будет определяться системным механизмом поведения будущих офицеров. Таким образом, изучение личности курсанта представляет собой базовый этап воздействий на обучающихся.
Реализация личности военного специалиста в «совокупности многообразных деятельностей» определила возможность проведения исследований по оценке влияния различных факторов на показатели учебной и служебной деятельности.
Единство профессионального и личностного развития, в основе которого лежит принцип саморазвития, создало предпосылки для объединения рядом исследователей существующих концепций профессионального становления специалистов в рамках личностно-развивающего подхода. К основным направлениям исследования профессионального развития личности в рамках личностно-развивающего подхода относятся следующие:
- содержательное, включающее разработку концептуальных и технологических моделей профессионального развития личности;
- динамическое, охватывающее все временное поле профессионального развития личности;
- институциональное, содержащее характеристики типа социума, в котором функционирует «рынок профессий», вида образовательной системы и особенностей конкретных социальных групп, в которых реализуется процесс профессионального развития.
Последовательная и системная реализация мероприятий психолого-педагогического характера в контексте профессиональной деятельности раскрыта в работах В.Л. Васильева, В.П. Давыдова, Г.С. Никифорова, А.А. Реана, А.Т. Ситникова, А.М. Столяренко, А.Т. Шестакова. В трудах этих авторов представлены концептуальные положения об организации непрерывного сопровождения специалиста, рассматриваемого в качестве обязательного условия его становления и профессионального совершенствования. В качестве основного принципа организации сопровождения исследователи определяют принцип «этапности», сущность которого состоит в разработке определенной последовательности мероприятий, обеспечивающих накопление информации о человеке на разных этапах его профессиональной деятельности.
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований, исторических документов, специальных литературных источников показал, что проблемы личностного развития военных кадров в процессе профессионального становления нашли отражение в военной педагогической науке, теории профессионального развития, теории управления персоналом. Личностный рост военных специалистов происходит в процессе обучения и воспитания под влиянием значительного количества факторов, условий и характера деятельности.
Библиографический список
1. Бобровский П.О. Военное право в России при Петре Великом. Ч. 2. Вып. репринт. - СПб.: Издание Военно-Ученого комитета Главного Штаба, 1898. - 449 с.
2. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. - М.: Воениздат, 1985. - 142 с.
3. Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. - М.: ВПА, 1981. - С. 23-38.
4. Вдовюк В.И., Шабанов Г.А. Педагогика высшей школы: Современные проблемы. - М.: ВУ, 1996. - 68 с.
5. Дерман В.И. Драгомиров о воспитании и обучении войск. - М.: Воениздат, 1946. - 37 с.
6. Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениз-дат, 1987. - 38 с.
7. Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1990. - С. 15-49.
8. Фролов Ю.П. Изучение человека - бойца. О практическом применении психофизиологических методов к укомплектованию Красной Армии, отбору по родам войск и рационализации трудовых процессов. - М.: Гос. изд-во, 1926. - 48 с.
182
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21