Научная статья на тему 'Анализ динамики отношения курсантов военного вуза к выбранной профессии'

Анализ динамики отношения курсантов военного вуза к выбранной профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОТНОШЕНИЕ К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ / PROFESSIONAL IDENTITY / LEARNING MOTIVATION / ATTITUDE TO THE CHOSEN PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микрюков Юрий Валерьевич

Введение. В статье обоснована актуальность изучения изменения отношения курсантов к выбранной профессии, путем формирования профессиональной идентичности. Цель статьи рассмотреть динамику изменения отношения курсантов к выбранной специальности с момента поступления в вуз до его окончания, а так же в течении первых пяти лет службы в качестве офицера в Вооруженных Силах. Материалы и методы. Основными теоритическими методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме отношения обучающихся к своей будущей специальности; синтез, аналогия: к эмпирическим методам в нашем исследовании относится: диагностические методики, включающие, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных, изучение результатов служебной деятельности, документов персонального учета. Результаты. С помощью разработанной анкеты, проведен анализ изменения влияния различных условий на успешность освоения образовательной программы курсантами военного вуза. Проведен анализ служебной деятельности выпускников на протяжении первых пяти лет службы в качестве офицера. Обсуждение. Рассматривается, что процесс изменения отношения обучающегося к выбранной военной специальности схож для всех учебных заведений, как в России, так и в других странах. Заключение. Делается вывод о том, что изменение отношения курсантов к избранной ими специальности динамичен, протекает не линейно, имеет свои кризисы и требует особого психолого-педагогического внимания, особенно на 1 и 2 курсе.Introduction The article substantiates the urgency of studying changes in the cadets’ attitude to their chosen profession by forming a professional identity. The purpose of the article is to consider the dynamics of changes in cadets attitude to their chosen specialty from the moment of entering the university until its graduation as well as during the first five years of service as an officer in the Armed Forces. Materials and methods. The main theoretical research methods are the analysis of scientific literature on the problem of students' attitudes towards their future specialty; synthesis, analogy; the empirical methods in our study include: diagnostic methods, including questionnaires, testing, methods of statistical data, the study of performance results, personal records. Results. Using the developed questionnaire, an analysis is made of the change in the influence of various conditions on the success of the development of the educational program by cadets of a military university. The analysis of the performance of graduates during the first five years of service as an officer is carried out. Discussion. It is considered that the process of changing the student’s attitude to the chosen military specialty is similar for all educational institutions, both in Russia and in other countries. Conclusion It is concluded that the change in the attitude of cadets to their chosen specialty is dynamic, does not proceed linearly, has its own crises and requires special psychological and pedagogical attention, especially in the 1st and 2nd year students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики отношения курсантов военного вуза к выбранной профессии»

REFERENCES

1. Lojfman I.Ja. Kategorii dialektiki (teoretiko-metodologicheskie problemy): cikl lekcij [Categories of dialectics (theoretical and methodological problems)]. In I.Ja. Lojfmana (ed.). Ekaterinburg: Izd-vo Ural, un-ta, 2003. 255 p.

2. Fedorov A.Je., Metelev S.E., Solov'ev A.A., Shljakova E.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nom processe: monografija [Competence approach in the educational process]. Omsk: Omskblankizdat, 2012. 210 p.

3. Makarova E.A. Kompetentnost' kak integral'noe kachestvo lichnosti [Competence as an integral quality of personality]. Ippolitova N.V. (eds.) Nepreryvnoe obrazovanie v 21 veke: problemy, tendencii, perspektivy razvitija. Ch. IV. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitija obuchajushhihsja na razlichnyh urovnjah obrazovanija: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 28 okt. 2016 g. [Continuing education in the 21st century: problems, trends, development prospects. IV. Psychological and pedagogical support for the development of students at various levels of education]. Shadr. gos. ped. un-t. Shadrinsk: ShGPU, 2016, pp. 168-171.

4. Nevelev A.B. Bytie cheloveka: ot prioriteta predmetnosti k prioritetu jenergijnosti [Human being: from the priority of objectivity to the priority of energy]. Azarenko S.A., et al. Chelovek i mnogomernost' sotvorennogo im mira: monografija [Man and the multidimensionality of the world he created]. In E.V. Bakeevoj (ed.). Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skoj akademii gossluzhby, 2010, pp. 97-107.

5. Hudjakova N.L. Chelovek kak celostnost' [Man as a whole]. VestnikCheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Chelyabinsk State University Bulletin], 2019, no. 2 (424), Filosofskie nauki. Vyp. 51 [Philosophical sciences. Vol. 51], pp. 35-43.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.А. Макарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: makare2208@gmail.com, ORCID: 0000-0003-1612-326Х.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.A. Makarova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department Theories and Practices of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: makare2208@gmail.com, ORCID: 0000-0003-1612-326Х.

УДК 378

Юрий Валерьевич Микрюков

г. Челябинск

Анализ динамики отношения курсантов военного вуза к выбранной профессии

Введение. В статье обоснована актуальность изучения изменения отношения курсантов к выбранной профессии, путем формирования профессиональной идентичности. Цель статьи - рассмотреть динамику изменения отношения курсантов к выбранной специальности с момента поступления в вуз до его окончания, а так же в течении первых пяти лет службы в качестве офицера в Вооруженных Силах.

Материалы и методы. Основными теоритическими методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме отношения обучающихся к своей будущей специальности; синтез, аналогия: к эмпирическим методам в нашем исследовании относится: диагностические методики, включающие, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных, изучение результатов служебной деятельности, документов персонального учета.

Результаты. С помощью разработанной анкеты, проведен анализ изменения влияния различных условий на успешность освоения образовательной программы курсантами военного вуза. Проведен анализ служебной деятельности выпускников на протяжении первых пяти лет службы в качестве офицера.

Обсуждение. Рассматривается, что процесс изменения отношения обучающегося к выбранной военной специальности схож для всех учебных заведений, как в России, так и в других странах.

Заключение. Делается вывод о том, что изменение отношения курсантов к избранной ими специальности динамичен, протекает не линейно, имеет свои кризисы и требует особого психолого-педагогического внимания, особенно на 1 и 2 курсе.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; мотивация обучения; отношение к выбранной профессии.

Yuri Valerevich Mikryukov

Chelyabinsk

Analysis of the dynamics of the attitude of military university cadets to a chosen profession

Introduction The article substantiates the urgency of studying changes in the cadets' attitude to their chosen profession by forming a professional identity. The purpose of the article is to consider the dynamics of changes in cadets attitude to their chosen specialty from the moment of entering the university until its graduation as well as during the first five years of service as an officer in the Armed Forces.

Materials and methods. The main theoretical research methods are the analysis of scientific literature on the problem of students' attitudes towards their future specialty; synthesis, analogy; the empirical methods in our study include: diagnostic methods, including questionnaires, testing, methods of statistical data, the study of performance results, personal records.

Results. Using the developed questionnaire, an analysis is made of the change in the influence of various conditions on the success of the development of the educational program by cadets of a military university. The analysis of the performance of graduates during the first five years of service as an officer is carried out.

Discussion. It is considered that the process of changing the student's attitude to the chosen military specialty is similar for all educational institutions, both in Russia and in other countries.

Conclusion It is concluded that the change in the attitude of cadets to their chosen specialty is dynamic, does not proceed linearly, has its own crises and requires special psychological and pedagogical attention, especially in the 1st and 2nd year students.

Keywords: professional identity; learning motivation; attitude to the chosen profession.

1. Введение (Introduction)

Сложная геополитическая обстановка диктует новые требования к условиям успешного существования нашего государства в мире. Это неминуемо сказывается на отношении государства в своим вооруженным силам. Так, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем обращении к Федеральному собранию 20 февраля 2019 года определил: «Мы продолжим развивать наши Вооружённые Силы, повышать интенсивность и качество боевой подготовки, в том числе с учётом опыта антитеррористической операции в Сирии. Для устойчивого и долгосрочного развития нам нужен мир. И вся работа по повышению обороноспособности имеет только одну цель: она направлена на обеспечение безопасности страны и наших граждан, чтобы никто не только не мог помыслить об агрессии против России, но даже о том, чтобы попытаться использовать методы силового давления в отношении нашей страны» [7].

Главным фактором повышения эффективности армии на ряду с внедрением новых образцов вооружения и военной техники является улучшение качества подготовки военных специалистов. Армии нужны высококлассные специалисты, профессионалы своего дела. Подготовка таких специалистов возлагается на образовательные организации Министерства обороны Российской Федерации.

В данной работе мы предлагаем рассмотреть динамику изменения отношения курсанта к выбранной им специальности, как ключевого фактора, от которого зависит качество его обучения. Рассмотрим этот процесс от поступления курсантов в военный вуз, как изменяется его отношение к выбранной специальности в ходе обучения, а так же в процессе прохождения военной службы после окончания военного ВУЗа. Проведем анализ динамики изменения восприятия курсантом себя, как специалиста, в ходе учебы, его мотивов и стимулов. При этом оценивалась эффективность профессионально-психологического отбора при поступлении на обучение, проанализируем динамику процесса формирования профессиональной идентичности у курсантов и их детерминанты в процессе обучения и воспитания, а также качество служебной деятельности выпускников на протяжении первых пяти лет после окончания военного ВУЗа.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Вопросы изменения отношения обучаемого к выбранной профессии рассматриваются в свете процесса формирования профессиональной идентичности такими учеными, как Казакова Л.П., Ка-раяни А.Г., Кузьмина Е.И., Маклакова Т.Ю., Рас-сказова Е.И., Тхвостов А.Ш., Шнайдер Л.Б.

Отношение курсантов к выбранной специальности является сложным процессом, который зависит от факторов социального (отношения государства и общества к армии), психологического (индивидуальные психологические особенности личности) и педагогического (степень воздействия на обучаемого) характера.

Профессиональная идентичность курсанта -сложный интегративный психолого-

педагогический феномен, ведущая характеристика профессионального развития личности курсанта, которая свидетельствует о степени принятия им своей будущей профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей принадлежности к Вооруженным Силам и ценность для него этой принадлежности.

Процесс формирования профессиональной идентичности у курсантов носит не линейный характер и имеет свои кризисы. У каждого этот процесс протекает по своему, и для того, чтобы выявить основные закономерности этого процесса мы предлагаем рассматривать динамику развития этого процесса на различных группах курсантов. Для чистоты эксперимента сравнение в формировании идентичности у курсантов необходимо производить не только в одном вузе, не только на одном курсе, но и по одной специальности, так как разница в программах обучения может оказать существенное влияние на результат исследования.

Изучение динамики изменения отношения к выбранной специальности мы провели у курсантов выпускного курса филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (г. Челябинск). Был составлен бланк анкеты, содержащий как простые вопросы с вариантами ответа, так и вопросы требующие дифференцированной оценки по пятибалльной шкале, а также вопросы, требующие свободного ответа.

Все участники исследования были разделены на три группы. Критерием для их распределения

явился средний балл по итогам сдачи сессий в период обучения. Он служит числовым показателем успешности освоения курсантом образовательной программы и является объективным показателем.

В первую группу вошли курсанты со средним баллом по результатам обучения от 5 до 4,46; во 2 группу со средним балом 4,45 до 4,04: в 3 группу со средним балом 4,03 и ниже. В каждой группе одинаковое количество участников (по 50 человек). Тестирование всех участников проводилось одновременно. Руководителем тестирования был зачитан список участвующих в алфавитном порядке с указанием цифры, которую необходимо поставить в правом верхнем углу анкеты. По итогам обработки, анкет с не проставленными номерами не выявлено, количество анкет соответствовало количеству участников в группе.

Анализ результатов служебной деятельности выпускников, окончивших обучение в 2013 году, нами проведен по документам персонального учета военнослужащих, а также с помощью автоматизированной системы учета военнослужащих.

3. Результаты (Results)

Вопросы, содержащиеся в анкете можно условно разделить на три блока. Первый блок содержит вопросы, связанные с поступлением в вуз (знания о будущей профессии, а так же определение влияния на выбор вуза). Второй блок содержит вопросы, связанные с процессом обучения (оценка интереса к дисциплинам и кафедрам, отношения к стимулам и мотивам). Третий блок содержит вопросы, связанные с удовлетворенностью обучением (готовность к выполнению задач по полученной специальности, качеством обучения, перспективы военной службы). Для выявления закономерностей предлагаем рассмотрение ответов на анкеты, согласно этим блокам.

Представление о своей будущей профессии у абитуриентов выявлено не достаточным. Как видно из диаграммы, все три группы имели слабое представление о своей будущей профессии, результаты отображены на рисунке 1. Всего 26 человек ответили, что знали все (4 человека) или много (22 человека), тогда как ничего не знали 26 человек. Остальные респонденты распределились в показателях: что-то знал и знал мало (98 человек).

40

30

1_

" A ■

Родители Родственики Знакомые Друзья ■ группа 1 ■ группа 2 ■ группа 3 Личное мнение Другое

Рис. 1. Влияние на поступление в военное училище

На вопрос, «Кто оказал влияние на выбор специальности» - 95 человек ответили - что это их личное мнение, результаты представлены на рисунке 2. Распределение ответов по группам однородно и практически не отличается. К подобным результатам пришел С.М. Кетько, проводивший подобное исследование в 2010 году при подготовке учебно-методического пособия - «Самостоятельная работа курсанта: теория и практика учебной работы». Согласно его данным, от 65% до 75% опрошенных сообщили, что решение на поступление в вуз - их личное мнение, а от 39% до 45%, что знали о будущей специальности мало [4]. Это доказывает, что

выбор абитуриента во многом случаен и обусловлен многими социальными факторами. Поступающий хочет стать военным, а вопрос выбора специальности отходит на второй план. При поступлении в вуз абитуриенты, не прошедшие отбор по одной специальности (состояние здоровья не позволяет осваивать летные специальности, высокий конкурс на данную специальность и др.), легко соглашаются на зачисление и успешно проходят обучение по другой специальности, в том числе и в другом военном вузе. Отношение общества к армии, является детерминирующим в процессе выбора юношей своего жизненного пути - офицера.

Рис. 2. Представление курсантов о будущей профессии при поступлении в военное училище

Рассмотрение второго блока мы предлагаем начать с вопроса, где предлагалось оценить по шкале от 1 до 5 интерес к изучаемым дисциплинам и качество преподавания этих дисциплин по кур-

Оценка интереса курсантов к изучае!

сам (Таблица 1). В ходе обработки анкет установлено, что интерес к изучаемым специальностям растет от 1 к 5 курсу, при этом если на первом курсе составляет - 3,15, то к 5 курсу - 4,7 балла.

Таблица 1.

>1м дисциплинам по курсам обучения

Курс обучения Группа 1 Группа 2 Группа 3 Среднее

1 курс 3,36 2,86 3,22 3,15

2 курс 3,62 3,08 3,38 3,36

3 курс 4,52 4,08 4,26 4,29

4 курс 4,82 4,54 4,68 4,68

5 курс 4,78 4,58 4,74 4,70

Необходимо обратить внимание на то что 2 группа более критична в оценке интереса к учебе. Оценки выставленные этой группой гораздо ниже двух других групп. Так на первом курсе оценка составила 2, 86, тогда как в других группах 3,36 и 3,22 соответственно. Это говорит о том, что для 2 группы большее значение имеет интерес к учебе, чем в остальных группах. Значительное повышение интереса происходит на третьем курсе, когда интерес к изучению дисциплин возрастает с 3,36 до 4,29. Это, на наш взгляд связано с завершением изучения общетехнических дисциплин и переходом к изучению военных и военно-специальных дисциплин.

Шпг1

1 каф 2 каф В каф 4 каф 5 каф 6 каф 21 каф 22 каф 23 каф ■ группа 1 ■ группа 2 ■ группа 3

Рис. 3. Распределение интереса курсантов к дисциплинам преподаваемым по кафедрам

Удовлетворенность качеством, преподаваемых дисциплин, возрастает от курса к курсу и если на первом и втором курсе составляет соответственно 4,0 и 4,07, то на третьем 4,40, а четвертом и пятом 4,58. И в этом показателе вторая группа была в оценках также ниже двух других.

В анкете содержался вопрос, согласно которому необходимо было отдать 3 голоса в пользу кафедры, которая проводит более интересные занятия. Явным лидером оказались военные кафедры, осуществляющие подготовку по военной специальности, результаты изображены на рисунке 3.

Суммарно за 3 кафедры было отдано 301 голос. Второе место заняла группа, состоящая из кафедры: тактики, физической подготовки, и иностранного языка, с результатом 125 балов. Остальные 3 кафедры: математики, общетехнических и гуманитарно-экономических дисциплин набрали только 22 балла. Это доказывает, что курсант в ходе обучения испытывает больший интерес к получению военной специальности, а не изучению общетехнических и гуманитарных дисциплин. Однако полноценное формирование офицера, как личности, как технически грамотного специалиста, невозможно без изучения этих дисциплин. Результаты показывают большую необходимость усиления междисциплинарных связей, при изучении дисциплин приводить примеры практического применения получаемых знаний на практике в военном деле.

Как интегративный показатель формирования профессиональной идентичности был задан вопрос

о влиянии преподавателей на формирование личности курсанта, как будущего офицера, результаты представлены на рисунке 4.

Результаты показывают, что влияние преподавателей на группы курсантов не одинаково. Так в первой группе всего 2 опрошенных (4%) заявили, что таких преподавателей нет и 12 (24%) затруднились с ответом, то в третьей группе таких 8 (16%) и 22 (44%) соответственно. Результаты второй группы являются точным средним значением всех трех групп. Так же отличается и количество педагогов, указанных в анкетах. Если первая группа упомянула фамилии педагогов 112 раз, то вторая 77, а третья 49. Это доказывает, что курсанты, имеющие более высокие результаты в учёбе, сильнее подвержены влиянию педагогов в процессе формирования у них профессиональной идентичности.

60 40 20 0

I I I

группа 1 группа 2 группа 3 ■ да ■ затрудняюсь «нет

Рис. 4. Влияние преподавателей на курсанта, как на будущего офицера

С целью оценки качества обучения, был задан вопрос - «Рекомендовали бы Вы, знакомым поступление на обучение в наш вуз?» Положительно на данный вопрос ответили практически во всех группах одинаково: 44, 45, 45 опрошенных соответственно, это на наш взгляд говорит о том, что отношение к вузу - как к учебному заведению не зависит от успеваемости.

Для оценки на сколько легко дается процесс обучения, на сколько он важен для обучающихся.

показывают результаты опроса, о желании продолжить дальнейшее обучение в академии, результаты представлены на рисунке 5. Если в первой группе желают продолжить обучение в академии 35 опрошенных, то в третьей только 20. Это показывает, что курсантом из первой группы обучение дается более легко и они испытывают удовольствие от процесса. Большее количество курсантов из первой группы видят хорошие перспективы дальнейшей службы.

30

20

10

(лил

группа 1

группа 2

группа 3

|да ■ нет ■ неопредел

Рис. 5. Количество курсантов желающих продолжить обучение в академии

Предлагаем рассмотреть мотивационные вопросы, возникающие в процессе обучения. Эти процессы рассматривались нами более подробно ранее (анализ проводился именно на этих курсантах). Мы провели анкетирование и получили подтверждение наших результатов опубликованных ранее [6].

Для определения влияния материальных стимулов на результат учебной деятельности, предлагаем рассмотреть на выплате денежной надбавки за квалификационный уровень по физической подготовке. Указанную надбавку в разных группах получает различное количество курсантов, результаты отображены на рисунке 6.

Рис. 6. Количество курсантов получающих надбавку за квалификационный уровень по физической подготовке

На рисунке видно, как в группах изменяется соотношение курсантов получающих денежную надбавку за квалификационный уровень по физической подготовке. Если в первой группе таких курсантов 39, то в третьей группе их только 26.

Анализ отношения к справедливости заключения контрактов в зависимости от успеваемости представил следующие результаты, рисунок 7.

Рис. 7. Отношение курсантов к порядку заключения контракта

Как мы видим по диаграмме результаты полностью идентичны. Но мы пошли дальше и проанализировали, кто из получающих надбавку за физическую подготовку считает систему заключения контрактов справедливой. В первой группе оказалось таких - 31, во второй - 20, а третьей только 11. Это доказывает, что стимулы материального плана существенно влияют на результаты как в спорте, так и учебе, достигаемых обучаемыми.

Мы проанализировали изменение количества курсантов, потерявших интерес к учебе, в процессе обучения. В результате обработки анкет мы получили следующие результаты, о желавших отчислится от обучения, но завершивших обучение, сопоставив с этим численность курсантов, отчисленных в процессе обучения, мы получили данные представленные в таблице 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2.

Изменение числа курсантов утративших интерес к учебе

Курс обучения Отчислялись в процессе обучения Желали отчислится Всего утратили интерес к обучению

Группа 1 Группа 2 Группа 3

1 курс 10 4 4 6 24

2 курс 5 5 4 4 18

3 курс 4 2 3 0 9

4 курс 1 0 0 1 1

5 курс 0 0 0 0 0

Итого 20 11 11 11 36

Мы видим, что количество курсантов, желавших прекратить обучение, но его завершили, равномерно распределилось между тремя группами, количество курсантов нежелающих продолжать обучение от курса к курсу снижается, а на пятом курсе равно нулю, график изменения представлен на рисунке 8.

Количество курсантов, изменивших свое отношение к учебе и продолжило обучение составляет по курсам 14, 13, 5 и 1. Заметен существенный скачек при переходе на 3 курс, что подтверждает наши предположения о повышении интереса к обучению на 3 курсе.

Третий блок вопросов анкеты содержит вопросы, связанные с удовлетворенностью обучением, представлены на рисунке 9, и самооценки готовности к выполнению задач как в мирное, так и в военное время, результаты изображены на рисунке 10. Проанализировав результат, мы приходим к выводу, что в первой группе удовлетворенность полученным образованием и полученной специальностью составляет - 94%, а во второй и третьей группах по 74%, остальные опрошенные удовлетворены получением высшего образования, но полученная специальность их не устраивает. Лиц, сожалеющих о том, что поступили в наш вуз нет.

Рис. 8. Динамика изменения численности курсантов утративших интерес к учебе

Рис. 9. Удовлетворенность выпускников полученным образованием

Рис. 10. Готовность к выполнению задач

Свою готовность к выполнению задач по зывает, что готовность к выполнению задач по

служебному предназначению выразили все вы- предназначению не связанна со степенью успеш-

пускники, однако в военное время только 2/3 от ного освоения программы обучения, а только с

числа опрошенных. Из число равномерно распре- внутренними психологическими установками ре-

делилось между всеми тремя группами. Это дока- спондента.

Рис. 11. Желание выпускников проходить военную службу

Обработка ответов по дальнейшему прохождению службы в Вооруженных Сила Российской Федерации показала следующие результаты, представленные на рисунке 11. В этом показателе значения в группах разнятся. Так группа три уверенно лидирует в показателе «буду служить до предельного возраста», а первая группа лидирует в показателях «не решил» и «затрудняюсь ответить», однако из 14 человек первой группы ответивших так, 7 респондентов уверенно ответили, что намерены поступить в академию, следовательно выбор стоит между ответами «до предельного возраста» или «до получения права на пенсию». Лиц, высказавших желание - в ближайшей перспективе уволится - нет, за исключением одного из первой группы, желающего уволится по истечении срока первого контракта (анкета № 28). Мы рассмотрели эту анкету более подробно и заметили, что данный респондент желал прекратить обучение ещё на первом курсе, больший интерес проявляет к кафедре физической подготовки и математики, но все же полностью удовлетворен полученной специальностью и образованием и готов к выполнению задач, в том числе и в военное время.

На основании изложенного мы приходим к выводу что продолжительность военной службы выпускника в войсках никак не связана с успешностью освоения им образовательной программы, а зависит от других факторов, которые мы рассмотрим позже.

Мы предлагаем также проанализировать зависимость успешности освоения образовательных программ от категории профессионально-

психологической пригодности, полученной кандидатом при поступлении.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2015 года № 185 «Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» по итогам прохождения кандидатом профессионально-психологического отбора ему присваивается определенная категория. Пунктом 92 (этого же приказа) определено - «Кандидаты, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к третьей категории профессиональной пригодности, располагаются в конкурсном списке после кандидатов, отнесенных к первой и второй категориям профессиональной пригодности, независимо от полученной суммы баллов» [9]. Следовательно, что кандидаты набравшие большее количество балов, но имеющие третью категорию профессионально-психологической пригодности (далее - ППП), имеют меньше шансов быть зачисленными на обучение.

Мы сопоставили списки групп (определенных нами по степени успешности освоения учебной программы) и конкурсные списки на зачисление, где указана категория ППП и установили, что распределение не равномерно (таблица 3). Просчитав средний бал всех кандидатов 1 и 2 категории ППП мы получили, что он разный во всех группах и отличается на 33 балла, что очень существенно.

Рассмотрев вопрос отчисления курсантов разных категорий ППП мы получили следующий результат (таблица 4).

Таблица 3.

Распределение по группам курсантов с разными категориями ППП

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Имели 1 и 2 категория ППП

19

15

10

44

Имели 3 категорию ППП

31

35

40

106

Средний бал у 1 и 2 категории ППП

170

155

137

Таблица 4.

Отчислено курсантов с разными категориями ППП

Категория ППО Всего зачислено Отчислено Окончили обучение % отчисл.

1 и 2 категория 46 1 45 2,17

3 категория 124 19 105 15,45

Всего 170 20 150 11,83

По результатам мы видим, что отчисление курсантов 1 и 2 категории ППП на много ниже и составляет - 2,17%, тогда как у третьей категории 15,45%.

Из этого делаем вывод, что система профессионально-психологического отбора эффективна, она позволяет набрать на обучение наиболее мотивированных, эрудированных кандидатов, однако успешное освоение образовательных программ в большей степени зависит от имеющихся у кандидата знаний и его умения учится.

Подводя итоги обработки анкет приходим к выводу:

1. Предложенный нами метод оценки динамики изменения отношения курсантов к получаемой специальности, заключающийся в разделении респондентов на группы по предложенным крите-

Результаты служебной деятел

риям, эффективен. Он отражает общие вопросы, где расхождения в оценках не значительны, и выделяет те значимые показатели, где расхождения в оценках велики.

2. Отношение курсанта к выбранной специальности очень динамично и развивается в процессе обучения от стадии «ничего не знал» до готовности к выполнению задач в военное время.

3. Кризисная точка в изменении отношений наступает на 2 курсе, когда происходит некое разочарование в выбранной специальности.

С целью проверки полученных результатов мы провели анализ результатов служебной деятельности офицеров, окончивших обучение в 2013 году, по летной специальности. В результате обработки данных мы получили следующие результат (таблица 5).

Таблица 5.

ности выпускников 2013 года

Служат в прежней должности - 66%

Назначены на высшую воинскую должность - 27%

Проходят службу на должностях не связанных с летной работой - 3%

Поступили на учебу - 2%

Уволились по истечению срока контракта - 2%

Полученные данные на практике подтверждают результаты, полученные по средствам анкетирования. Анализ персональных данных уволившихся военнослужащих показал, что один из них по окончании обучения получил диплом с отличием, в процессе службы был назначен на высшую воинскую должность. Обратили мы внимание на то, что все уволившиеся по истечению срока контракта из одной воинской части. Хотя 80% выпускников, походивших службу с ними в этой же части, продолжают военную службу.

Это подтверждает наше предположение о том, что продолжительность службы офицера не зависит от успешности освоения образовательной программы, а зависит от аспектов социально-бытового плана, условий военной службы. 4. Обсуждение (Discussion) Слабое представление о своей будущей профессии имеют все абитуриенты при поступлении в вуз, вне зависимости от его принадлежности. К подобным выводам приходит Баскин Ю.Г. и Свидзинская Г.Б. проводившие подобные исследования в вузах Министерства по чрезвычайным ситуациям. Проблемой для курсантов, обучающихся на этой специальности,

является то, что с особенностями своей будущей профессии (судебный эксперт) они знакомятся только в вузе. Большинство абитуриентов считает, что судебный эксперт - это юрист [1, С.9].

Не смотря на рост интереса абитуриентов к военным специальностям и расширение набора в военные образовательные организации, структура мотивов поступления в военный вуз и система ценностных ориентаций курсанта остаются достаточно стабильными [3, С. 158].

На основании этого приходим к выводу, что при поступлении в военный вуз, ни знание абитуриента о его будущей профессии, ни внешнее влияние на выбор специальности не сказывается на успешности освоения им образовательной программы. Однако проведение агитационной работы, по разъяснению условий обучения в вузе, специальности по которым происходит обучение, позволяет создать конкурс в военный вуз и отобрать на обучение кандидатов с более высокими баллами по ЕГЭ. Исторический опыт тому свидетельствует, так Римский военный историк и теоретик - Флавий Вегеций Ренат писал: «И насколько мы знаем это и по опыту, и на исторических примерах, самые

сильные поражения были нанесены везде и всюду тогда, когда вследствие долгого мира набор воинов производился без большой осмотрительности и все более достойные молодые люди шли работать в гражданских должностях» [2, С. 168].

Падение интереса к специальности в ходе первого и второго курсов обучения так же характерно для всех учебных заведений. Разочарование в будущей профессии как таковой и большое количество мер дисциплинарного воздействия в связи с низкой успеваемостью по естественнонаучным дисциплинам приводит к депрессивным настроениям у первокурсников, желание бросить учебу. Как уже было отмечено, молодые люди крайне негативно воспринимают свою будущую профессию на первом году обучения [1, С.9].

К схожим результатам пришла Смойлик Н.А, изучавшая данные процессы на курсантах Федеральной службы исполнения наказания. Значимость профессиональных умений и качеств при выполнении служебных обязанностей на заключительном этапе обучения, естественно, возрастает в связи с пониманием необходимости достижения определенного уровня квалификации полноценного осуществления своих функциональных обязанностей в практической деятельности [8, С. 112].

Вопросы изменения отношения получаемой специальности изучается как у нас в нашей стране, так и за рубежом. В работе N. Savage и R. Brich на примере обследования английских студентов, обучающихся по техническим специальностям, выделены факторы влияющие на мотивацию учебной деятельности, и приводятся статистические данные отчисления обучаемых. По мнению авторов это происходит из-за сложности инженерных дисциплин, требующих глубоких знаний, полученных до поступления в учебное заведение (хорошая базовая подготовка); поверхностного подхода студентов к обучению (ради вознаграждения, похвалы, признания). Исследователями установлено, что интерес студентов к избранной предметной области падает (внутренняя мотивация) теряет позиции пропорционально увеличения продолжительности пребывания студента в университете [10].

В такой близкой нам в культурологическом плане стране - как Украина так же проводились исследования данной проблемы. Е.П. Макарова, проводившая исследование на курсантах Харьковского национального университета внутренних дел констатирует: «Выбор места профессионального обучения

выступает первым этапом профессиональной идентификации, если этот выбор не сделан под влиянием окружающей среды, он не ситуативный, а является результатом своего осознанного выбора» [5, С. 34].

Мы думаем, что такие данные свидетельствуют о том, что курсанты первого курса однозначно не определились, будут ли работать в правоохранительных органах после окончания данного учебного заведения, так как на первом курсе они мало изучают профильных предметов, не проходят практику в подразделениях милиции и поэтому им тяжело представить, где они будут работать, и будут ли они служить в будущем [5, С. 36].

5. Заключение (Conclusion)

На основании проведенных исследований мы приходим к выводу:

Отношение обучающегося к выбранной им специальности - динамический процесс, изменение осуществляется на протяжении всего процесса обучения. Он зависит: от уровня базовых знаний курсантов на момент поступления, их навыков получать знания, а также мотивов и стимулов, применяемых в процессе обучения. У курсантов возрастает интерес к получаемой специальности в процессе учёбы и достигает максимального значения при окончании вуза.

Существуют критические моменты (1 и 2 курс), когда стремление к процессу обучения, как и получению специальности у обучаемых угасает и требуется психолого-педагогического влияния, с целью поддержание его на должном уровне.

Действующая система профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение эффективна и позволяет осуществлять отбор на учебу наиболее настроенных на учебу кандидатов.

Успешность освоения программы обучения по военной специальности связана в большей степени с результатами Единого государственного экзамена, чем категорией профессионально-психологической пригодности.

Мотивация курсантов проявляется во всех направлениях как в учебе, так и в физической подготовленности. Если курсант мотивирован слабо, то он не достигает высоких результатов ни в учёбе, ни в уровне физической подготовленности.

Таким образом динамика отношения курсантов к выбранной профессии показала необходимость методических разработок по формированию профессиональной идентичности курсантов в период обучения в вузе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баскин, Ю.Г. Анализ отношения учащихся вузов МЧС Росси к своей будущей профессии с использованием метода семантического дифференциала [Текст] / Ю.Г. Баскин, Г.Б. Свидзинская // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 4. - С. 3-12.

2. Вегеций Флавий Ренат. Греческие полиоркетики [Текст] / Флавий Ренат Вегеций. - СПб. : Алетейя, 1996. - 350 с.

3. Карлова, Е.Н. Динамика ценностных ориентаций и установок курсантов военных образовательных организаций [Текст] / Е.Н. Карлова // Высшее образование в России. - 2018. - № 5. - С. 152-159.

4. Кетько, С.М. Самостоятельная работа курсанта: теория и практика учебной работы [Текст] : учеб. пособие / С.М. Кетько. - Челябинск : ВУНЦ ВВС «ВВА», 2011. - 184 с.

5. Макарова, Е.П. Особенности профессиональной идентичности правоохранителей на этапе профессиональной подготовки [Текст] / Е.П. Макарова // Наука. Мысль. - 2014. - № 7. - С. 32-42.

6. Микрюков, Ю.В. Формирование мотивации у курсантов военных вузов в условиях профессиональной подготовки [Текст] / Ю.В. Микрюков // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2018. - № 8. - С. 74-87.

7. Путин, В.В. Обращение к Федеральному собранию Российской Федерации 21 февраля 2019 года [Электронный ресурс] // Архив интроверта. - Режим доступа: https://introvertum.com/ poslanie-putina-federalnomu-sobraniyu-2019-polnyj-tekst/. - 10.06.2019.

8. Самойлик, Н.А. Динамические характеристики становления системы профессионально-ценностных ориента-ций курсантов образовательных организаций ФСИН России [Текст] / Н.А. Самойлик // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2018. - № 3. - С. 104-113.

9. Российская Федерация. М-во обороны. Об утверждении Порядка и условий приёма в образовательные организации высшего образования, находящихся в ведении Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министра обороны от 07 апр. 2015 г. // Гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71003986/53f89421bbdaf741eb 2d1ecc4ddb4c33/#friends/. - 10.06.2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Savage, N. Motivation of engineering students in hig-her education / N. Savage, R. Birch, E. Noussi // Engineering Education = Journal of the Higher Education Academy. - 2011. - Vol. 6, Issue 2. - Pp. 39-46. - Mode of access: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.11120/ened.2011.06020039. - 10.06.2019.

REFERENCES

1. Baskin Ju.G., Svidzinskaja G.B. Analiz otnoshenija uchashhihsja vuzov MChS Rossi k svoej budushhej professii s ispol'zovaniem metoda semanticheskogo differenciala [Analysis of the attitude of students of universities EMERCOM of Russia to their future profession using the method of semantic differential]. Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur [Actualproblems of physical and special training of power structures], 2017, no. 4, pp. 3-12.

2. Vegecij Flavij Renat. Grecheskie poliorketiki [Greek polyorhetics]. Saint-Petersburg: Aletejja, 1996. 350 p.

3. Karlova E.N. Dinamika cennostnyh orientacij i ustanovok kursantov voennyh obrazovatel'nyh organizacij [The dynamics of value orientations and attitudes of cadets of military educational organizations]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2018, no. 5, pp. 152-159.

4. Ket'ko S.M. Samostojatel'naja rabota kursanta: teorija i praktika uchebnoj raboty: ucheb. posobie [Independent work of a cadet: theory and practice of academic work]. Cheljabinsk: VUNC VVS «VVA», 2011. 184 p.

5. Makarova E.P. Osobennosti professional'noj identichnosti pravoohranitelej na jetape professional'noj podgotovki [Features of the professional identity of law enforcement officers at the stage of training]. Nauka. Mysl' [Science. Concept], 2014, no. 7, pp. 32-42.

6. Mikrjukov Ju.V. Formirovanie motivacii u kursantov voennyh vuzov v uslovijah professional'noj podgotov-ki [The formation of motivation among cadets of military universities in terms of training]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstven-nogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [South Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin], 2018, no. 8, pp. 74-87.

7. Putin V.V. Obrashhenie k Federal'nomu sobraniju Rossijskoj Federacii 21 fevralja 2019 goda [Elektronnyi resurs] [Appeal to the Federal Assembly of the Russian Federation February 21, 2019]. Arhiv introverta [Introvert Archive]. URL: https://introvertum.com/ poslanie-putina-federalnomu-sobraniyu-2019-polnyj-tekst/ (Accessed 10.06.2019).

8. Samojlik N.A. Dinamicheskie harakteristiki stanovlenija sistemy professional'no-cennostnyh orientacij kursantov obrazovatel'nyh organizacij FSIN Rossii [Dynamic characteristics of the formation of a system of professional and value orientations of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Teorija i praktika nauchnyh issle-dovanij: psihologija, pedagogika, jekonomika i upravlenie [Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management], 2018, no. 3, pp. 104-113.

9. Rossijskaja Federacija. M-vo oborony. Ob utverzhdenii Porjadka i uslovij prijoma v obrazovatel'nye organiza-cii vysshego obrazovanija, nahodjashhihsja v vedenii Rossijskoj Federacii: prikaz Ministra oborony ot 07 apr. 2015 g. [Elektronnyi resurs] [Russian Federation. Defense Ministry. On approval of the Procedure and conditions for admission to educational institutions of higher education administered by the Russian Federation]. Garant [Guarantor]. URL: https://base.garant.ru/71003986/53f89421bbdaf741eb 2d1ecc4ddb4c33/#friends/ (Accessed 10.06.2019).

10. Savage N., Birch R., Noussi E. Motivation of engineering students in hig-her education. Engineering Education = Journal of the Higher Education Academy, 2011, vol. 6, issue 2, pp. 39-46. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.11120/ened.2011.06020039 (Accessed 10.06.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.В. Микрюков, Начальник отдела, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал г. Челябинск), г. Челябинск, Россия, e-mail: mikr-yurik@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0978-6495.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Yu.V. Mikryukov, Head of Department, Military Training and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy" (branch of Chelyabinsk), Chelyabinsk, Russia, e-mail: mikr-yurik@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0978-6495.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.