Научная статья на тему 'Ценностные основания военнообразовательной деятельности'

Ценностные основания военнообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ / VALUE GROUNDS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ВУЗЫ СИЛОВЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА / STATE / КУРСАНТЫ / CADETS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ. / MILITARY COLLEGE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котухов А.Н.

В статье автор проанализировал ценностные основания образовательной деятельности курсантов ву-зов силовых органов государства, показал их тенденции и противоречия. Обозначил особенности компетентности будущих офицеров и сформулировал основные цели военного образованияI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котухов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author' attempts to give thorough analysis of value grounds of educational activities of military college cadets as well as to reveal their tendencies and contradictions. In addition the author has brought out particular qualities of the competence of the officers future and has formulated the main goals of military education.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания военнообразовательной деятельности»

А.Н. КОТУХОВ

старший преподаватель кафедры философии и методологии науки Одинцовского гуманитарного института

Ценностные основания военно-образовательной деятельности

Философия с давних времен исследует и даёт объяснение такой категории, как «ценность», характеризует структуру и иерархию ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

Ценности - неотъемлемый элемент в жизни общества. Они отражают социальные тенденции и составляют существенное звено в механизме их формирования и проявления. Выявление ценностных оснований определённого вида деятельности не носит произвольного характера и задаётся, в первую очередь, закономерностями социальной реальности, потребностями и интересами субъектов социального процесса1.

Под ценностными основаниями образовательной деятельности курсантов вузов силовых органов государства мы понимаем важнейшие, наиболее устойчивые социальные, учебные, профессиональные установки, характеризующие целостную личность будущего офицера, которые обусловлены целями и мотивами его деятельности в образовательной системе военного вуза. Ценностные основания образовательной деятельности курсантов представляют собой систему общих, особенных и единичных ценностей, ориентирующих, обусловливающих и влияющих на процесс формирования личности курсанта и становления его как будущего офицера, защитника Родины. Они оказывают важное влияние на поступки курсантов, их действия, смысл и образ жизни, как во время учёбы, так и в дальнейшей жизни.

В связи с этим необходимо всесторонне проанализировать тенденции и противоречия ценностных оснований образовательной деятельности курсантов

См.: Колотуша В.В. Силовое принуждение: сущность, структура, тенденции. Монография. Голицыно, 2008,

с. 66.

вузов силовых органов государства, определить приоритетные направления их формирования и воспитания всесторонне развитых, гармоничных личностей, профессионалов, выполняющих задачи по защите национальных интересов Российского государства.

Слово «образование» в его исторически сложившемся смысле для России означало органическое, т.е. внутренне связанное единство школы, фундаментальной науки, культуры и духовной жизни народа. Проблемы образования актуализируются в кризисные периоды существования общества и нередко принимают форму конкретных вопросов об экономическом и политическом реформировании, о преобразовании мировоззренческих идеалов и нравственных ценностей, национального самосознания и т.д. Их решение упирается в знание, понимание, осмысление реальных процессов, происходящих в обществе1. Немецкий философ М. Шелер утверждал: когда в трудной борьбе за новый мир новый человек дерзает создавать новые формы,

Л

центральной становится проблема образования человека . Образование как центральная проблема получения нового знания означает, что оно есть базовый процесс, направленный на формирование главного субъекта всех преобразований - человека.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» указано, что образование является высшей ценностью гражданина, общества и государства, а в Законе РФ «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г. подчеркивается, что образовательный процесс осуществляется в интересах личности, общества и государства. Уже сам институт образования является важнейшей социальной ценностью, основная социальная функция которого имеет адаптивный характер, поскольку помогает обществу получить индивида, успешно выполняющего его (общества) задачи. Образование,

1

См.: Бельский В.Ю. Роль социально-политических дисциплин в подготовке специалистов вузов силовых ведомств России. Матери алы межвузовской научно-практической конференции. Голицыно, 2008, ч. 1, с. 20.

Шелер М. Избр. произведения. М., 1994, с. 20.

полученное в вузах силовых органов Российской Федерации, имеет особую ценность как для личности, так и для общества и государства. Это определяется тем, что:

- военная служба - особый вид государственной специальной службы, связанный с национальной безопасностью страны;

- образовательная деятельность будущих офицеров характеризуется высокой интенсивностью, сложностью и риском для жизни;

- образовательная деятельность курсантов предполагает наличие особой мотивации профессионального выбора, обусловленной высокой ценностью службы по обеспечению безопасности государства в общественном сознании;

- образовательная деятельность курсантов предполагает выполнение ими в будущем профессиональных обязанностей в самых разнообразных, порой очень неблагоприятных материально-бытовых, погодных и климатических условиях;

- результатом образовательной деятельности будущих офицеров будет являться способность руководимых ими подразделений обеспечивать в конечном итоге конструктивное и безопасное развитие нашего общества;

- образовательная деятельность курсантов имеет интегративный характер, поскольку в военном вузе они получают как специальные знания по предстоящей службе, так и гражданскую специальность.

Исходя из этого, аксиологическая характеристика образования, получаемого в вузах силовых структур государства, включает три взаимосвязанных ценностных элемента - личностный, общественный и государственный.

В указанной взаимосвязи личностный элемент заключается в осознании личной ценности высшего образования, полученного в вузах силовых органов государства, удовлетворении своих потребностей в таком образовании и получении офицерского звания, что находится в тесной связи с мотивами образовательной и самообразовательной активности курсанта. При этом важно разделять внутренние и внешние мотивы деятельности. Первые определяются генетически заложенным стремлением нормального человека к самореализации

в соответствии с врожденными способностями. Отсюда - потребность в знаниях, самосовершенствовании и самопознании. В этом смысле военное образование как личная ценность курсантами осознается всегда. Однако существуют противоречия между целями и желаниями обучаемых. Для курсантов ценность военного образования заключается, в частности, в том, что они рисуют образ желаемой действительности, которая не всегда соотносится с существующей реальностью. Курсанты, поступив в военный институт, ставят перед собой целью удовлетворить личную потребность в учёбе, получить диплом о высшем образовании и офицерские погоны. В то же время некоторые из обучаемых хотят достичь желаемого результата минимальными усилиями, заключающимися в их посредственном отношении к учебно-образовательному процессу. Находясь в военном вузе, курсанты кроме посещения учебных занятий, независимо от их желания обязаны жить по установленному в нём распорядку дня, выполнять требования воинских уставов, приказов командиров и начальников, переносить большие физические и морально-психологические нагрузки. Курсанты не всегда могут выходить за пределы территории учебного заведения, как правило, обучаются в отрыве от дома и родителей. Это противоречие проявляется в морально-психологической напряжённости и является для курсантов серьёзным испытанием, а в некоторых случаях становится одной из главных причин их добровольного отчисления из военного вуза.

Деятельность будущего офицера предполагает сочетание обширных профессиональных знаний с высокими нравственными качествами и наличием гуманистических ценностных ориентации, поэтому главным звеном, ядром образовательного процесса является курсант. Осмысливая современные задачи по его подготовке в качестве будущего офицера, можно констатировать, что образование для курсанта военного вуза есть постижение им мира знаний с целью позитивного изменения себя в соответствии с высшими социально значимыми ценностями, а также обретение обучаемым собственного образа, что в узком смысле предполагает самовоспитание личности. Выпускник военного вуза, сознавая интересы государства (общества), понимая задачу

отстаивания этих интересов как условие удовлетворения собственных интересов, формирует на их основе аксиологическую и целевую составляющие своего образования. Это касается в первую очередь военного аспекта обучения в вузе силовых органов государства. Знания курсанта, его умения и навыки работы с вооружением и специальной техникой являются, прежде всего, общественной и государственной ценностью. Будущему офицеру необходимо понимать её первостепенную важность. Государственная (общественная) направленность личности курсанта может быть определена как его устойчивая готовность к выполнению учебных и служебных обязанностей. Это не какое-то изолированное, существующее само по себе качество личности. Такая направленность, как результат всего образовательного процесса является стержнем нравственного облика будущего офицера, соединяющим его взгляды, чувства и волевую готовность к общественно полезной деятельности.

Когда речь идёт о согласовании личных, общественных и государственных (социальных) образовательных ценностей, то акцент должен делаться на государственных (социальных) идеалах. Такое соотношение между собой аксиологических элементов военного образования создаст необходимые условия для обучения и воспитания офицера-патриота, способного выполнить служебный долг и пожертвовать личным благополучием ради интересов государства и общества.

Военное образование, осуществляемое в интересах личности, общества и государства, имеет такие первостепенные цели, как «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства», записано в Законе РФ «Об образовании». Определяя цели военного образования вузов силовых структур, на первое место необходимо поставить укрепление, совершенствование и защиту правового государства. Отсюда следует, что система профессионального образования, получаемого в вузах силовых органов государства, должна обеспечить воспроизводство и развитие их кадрового потенциала. Это особенно важно в условиях реформирования силовых

структур. Образовательный процесс должен также удовлетворять потребность личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Кроме того, результатом военного образования должно быть достижение требований образовательного стандарта и требований к качествам человека, завершающего определённый курс обучения, к уровню его знаний, навыков и умений.

Второй результат такого образования - это сам человек, прошедший обучение в военном вузе. Его опыт предстаёт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяющих ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации, что будет свидетельствовать и о его профессиональной компетенции. Но формируя ценностные основания образовательной деятельности курсантов, нельзя ограничиваться воспитанием у них одной только ответственности за себя. Необходимо воспитывать у них чувство причастности к общим делам, стремление разделить со всеми ответственность за дела коллектива.

Формирование ценностных оснований образовательной деятельности в процессе обучения в вузе силовых органов государства носит комплексный и междисциплинарный характер. Здесь переплетаются интересы военной педагогики и психологии, философии и социологии, которые должны обеспечить необходимое содержание ценностных оснований образовательной деятельности курсантов и включать следующие компоненты.

- Получение обучаемыми специального профессионального, на уровне специалиста, образования, позволяющего выпускнику успешно проходить военную службу на первичных офицерских должностях в подразделениях силовых органов государства, обладать универсальными и профессиональными знаниями, способствующими эффективному решению задач профессиональной деятельности.

- Формирование высоконравственной личности, патриотизма, чувства гордости за принадлежность к офицерскому корпусу, высокого морального духа, психологической устойчивости и верности конституционному долгу и

военной присяге.

- Привитие уважения к личности, российскому государству, правам и свободам граждан, формирование мотивации к безусловному исполнению российских законов, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

- Развитие профессионального мышления, инициативы, честности, организованности, дисциплинированности, работоспособности, физической выносливости, смелости, мужества, выдержки, решительности и т.д.

Ценность военного образования намного возрастёт, если в формировании профессиональных качеств выпускников вузов силовых органов государства видное место займёт компетентностный подход, делающий акцент на деятельностиый опыт. Рассматривая компетенцию как результат обучения в вузе, можно предположить, что это базовая, интегральная личностная характеристика, проявляющаяся в высоком уровне профессионализма будущего офицера. К ней также относится его способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешного и эффективного решения задач профессиональной деятельности, выполнение обязанностей по функциональному предназначению в силовых органах государства, а также принятие и реализация оптимальных управленческих решений1.

Практика показывает, что призванные для прохождения военной службы в качестве офицеров выпускники гражданских вузов обладают необходимыми знаниями по востребованной военной специальности. В основном это специалисты, которых по различным причинам не в состоянии подготовить вузы некоторых силовых структур, а потребность в них есть. Данная категория военнослужащих в основном не обладает необходимой компетентностью в вопросах военной службы. В служебной деятельности они нередко совершают ошибки, которые не характерны для кадровых военных. В результате чего эта категория офицеров после окончания установленного срока, указанного в

1

См.: Протасов H.A. Управление формированием профессиональной компетентности. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Саратов, 2007, с. 28.

контракте, увольняется в запас. Отсюда компетентностью выпускника вуза силовых органов государства можно считать знания, умения, опыт в сочетании с теоретико-прикладной подготовленностью к применению имеющихся знаний и потенциальной готовностью будущих офицеров решать задачи со знанием военного дела. Профессиональный военный может достичь компетентности только после окончания военного вуза, а в последующем постоянно учась и тренируясь. Формирование же профессиональной компетентности в вузах силовых органов государства позволяет выпускникам не только полноценно осуществлять свою профессиональную деятельность, но и повышает качественную оценку результатов образовательного процесса, направленного на подготовку современного военного специалиста. Исходя из сказанного, можно выделить особенности компетентности будущих офицеров: компетентность проявляется только в период выполнения военнослужащими своих функциональных обязанностей; она развивается как в период обучения в военном вузе, так и в процессе последующей служебной деятельности; компетентностный офицер зачастую характеризуется высоким уровнем когнитивной сложности, основанной на целостном видении службы и развитом мышлении, что определяет его независимость и самостоятельность в принятии решения и т. д.

Образование, обретённое выпускниками в вузах силовых структур России, служит личности, обществу и государству. Как уже отмечалось, интересы каждого из них не тождественны и не паритетны, когда речь идёт о «военной» составляющей образования. Здесь на передний план выходят государственные интересы, затем общественные и, наконец, личные. В контексте изложенного необходимо формулировать три основные цели военного образования.

Государственная цель - удовлетворение потребности силовых органов России в офицерах, соответствующих требованиям времени, стремящихся реализовать себя в сфере, связанной со служением Отечеству, обладающих развитым чувством патриотизма, способных выполнять возложенные на них

обязанности. Государству как «потребителю» военного образования важно обрести профессионала, способного защищать егоинтересы. Однако с позиций гуманизации общества сам военнослужащий предъявляет всё большие требования к своему труду, в том числе к его интеллектуальному, творческому содержанию. В условиях стремления людей к образованности и профессиональной культуре военное образование должно соответствовать развитию всех сфер жизнедеятельности человечества. В противном случае совершенствование кадрового потенциала силовых органов государства будет невозможно из-за деградации уровня обучения и прежде всего его общепрофессиональной составляющей.

Невыполнение соответствующего государственного кадрового заказа влечёт за собой снижение национальной безопасности страны, что, в конечном счёте, может привести к частичной потере суверенитета и её территориальной целостности. Поэтому удовлетворение текущих и перспективных потребностей силовых органов в офицерах, с учётом нынешней реформы силовых структур государства, должно быть гарантированным, устойчивым и планируемым.

Личная цель - овладение курсантом профессией и получение квалификации, позволяющей будущему офицеру проходить службу в силовых структурах в соответствии с его интересами и способностями.

Социальная цель - воспитание социально активной, социально адаптивной и социально мобильной личности с развитой служебно-профессиональной мотивацией, высокими морально-психологическими и боевыми качествами. Перечисленные социальные качества позволят выпускникам вуза силовых органов государства находиться в единстве с обществом, быть «частью целого». Однако заинтересованность в будущем офицере как защитнике государства и общества диктует необходимость формирования (воспитания, развития) его служебно-профессиональной мотивации. Только любовь к выбранной профессии, мотивированные и продуктивные служебные действия обеспечивают реализацию общественной функции. Если отсутствует внутренняя служебно-профессиональная мотивация, то при уменьшении

материальной заинтересованности, служебных неприятностях, возникновении бытовых и других проблем личные интересы перестают совпадать с общественными. В этом случае даже высокое общественное мнение, престиж профессии офицера не заставят его продолжать службу. Следовательно, формирование служебно-профессиональной мотивации является одной из основных целей обучения и воспитания в вузе силовых органов государства. На развитие мотивации необходимо направить прежде всего прогностический аспект высшего образования, получаемого в военном вузе: содержательное раскрытие сущности профессии офицера, развитие стремления к её получению, обоснование перспектив личного совершенствования, службы и должностного роста и т. д. Образование в стенах военного вуза должно помочь будущему офицеру найти смысл жизни в служении обществу и народу. Задача трудная, но выполнимая, если с первого дня включить курсанта в интегративную образовательно-служебную деятельность, предоставляющую огромные возможности для воспитания любви и преданности избранной профессии.

В решении этой важной задачи видное место должны занимать проанализированные ценностные основания военно-образовательной деятельности.

Котухов А.Н. Ценностные основания военно-образовательной деятельности. В статье автор проанализировал ценностные основания образовательной деятельности курсантов вузов силовых органов государства, показал их тенденции и противоречия. Обозначил особенности компетентности будущих офицеров и сформулировал основные цели военного образования.

Ключевые слова: ценность, ценностные основания, образование, образовательная деятельность, вузы силовых органов государства, курсанты, личность, общество, государство, компетентность.

Kotukhov A.N. Value Grounds of military- educational activities. In the article the author' attempts to give thorough analysis of value grounds of educational activities of military college cadets as well as to reveal their tendencies and contradictions. In addition the author has brought out particular qualities of the competence of the officers future and has formulated the main goals of military education.

Key words: value, value grounds, education, educational activities, military college, cadets, personality, society, state, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.