УДК: 796.01:612
ПРОБЛЕМЫ
мониторинга здоровья и функционального состояния курсантов военно-физкультурного вуза
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Курьянович Кандидат педагогических наук А.И. Кравцов
Кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАНЭБ Е.Д. Марцинкевич Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
PROBLEMS OF MONITORING OF HEALTH AND FUNCTIONAL STATUS OF CADETS OF MILITARY INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE E.N. Kur"yanovich, associate professor, Ph.D. A.I. Kravtsov, Ph.D. E.D. Martsinkevich, Ph.D., member-correspondent of International Academy of Ecology Man and Nature Protection Sciences
Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Key words: monitoring, problem, health, body's functional status, adaptability, physical training, cadets.
Practical problems of professional military, sports and other activities related to management and control of all spheres of human activity in special or exceptional conditions urgently need searching for constructive solutions to the problem of evaluation, analysis and management of human functional states.
The dynamic study of the health status of cadets is an effective system for monitoring of the body's adaptation to conditions of studies and military service. Thus, based on the submitted materials it was found that there are no significant differences in the indices of functional status of girls and boys. The formed after a year of studies level of functional status and physical fitness of cadets corresponds to the trained body, providing for high results in general physical standards. However, it is achieved by the significant stress of body's functional reserves, as evidenced by the indicators of immune status and incidence of cadets.
The faculty of the university, unit commanders in planning and conducting training and educational activities need to take into account the specifics of the educational process of military-sports university (hyperactive motor mode), to use an individual approach to dosing of physical loads in view of health and functional status of cadets.
Ключевые слова: мониторинг, проблема, здоровье, функциональное состояние организма, адаптированность, физическая подготовка, курсанты.
Введение. Во все времена люди считали здоровье самой большой ценностью. По определению Всемирной организации здравоохранения,здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. В. П. Казначеев определяет здоровье индивидуума как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительной и активной жизни [4].
На здоровье современного человека оказывают негативное влияние большое число факторов, среди которых можно выделить: нарушенную экологию, вредные привычки, неблагоприятные условия труда и быта, режим труда и отдыха, недостаточное физическое развитие, низкий уровень тренированности, климатические условия, нерациональное питание, гигиенические условия, перенесенные болезни, недостаточную двигательную активность, частые эмоциональные напряжения, хроническое утомление и др. Все факторы риска условно делятся на две группы: первичные, или экзогенные (внешние), - зависят от образа жизни и условий окружающей среды; вторичные, или эндогенные (внутренние), - патологические изменения в организме, развивающиеся под воздействием внешних факторов [3].
Здоровый человек обладает высокой сопротивляемостью организма к негативным воздей-
№ 9 • 2014 Сентябрь | September
41
ствиям психического, физического и социального характера.
Заболеваемость справедливо рассматривается как результат истощения адаптационно-приспособительных механизмов. Снижение уровня адаптации организма при переходе от нормы к патологии в различных группах протекает неодинаково, зависит от возраста, пола, исходного уровня физического развития, функционального состояния, психологической устойчивости, тренированности, направленности тренировочного процесса.
В последние годы обостряется необходимость заботы о здоровье человека, его профессиональном долголетии. В процессе обучения в военно-физкультурном вузе вопросы сопровождения профессиональной подготовки офицерских кадров данного профиля являются важными для реализации в системе военного образования.
Значимость здоровья как главной составляющей процесса профессионального образования связана прежде всего с прямой зависимостью успешного овладения всем необходимым объемом знаний, а также с формированием позитивной мотивации на сохранение здоровья и на здоровый образ жизни в период получения профессионального образования.
Известно, что эффективность учебной деятельности курсантов в значительной мере определяется уровнем и особенностями физической подготовленности, состоянием здоровья и степенью развития значимых для каждой специальности отдельных физических качеств.
Однако подготовка специалистов в области физической культуры и спорта имеет ряд существенных особенностей в организации учебного процесса, связанного в первую очередь со спецификой обучения в военном учебном заведении. Учебный процесс предполагает высокие физические нагрузки и имеет выраженный тренировочный характер. Физическая нагрузка и двигательная активность курсантов военно-физкультурного вуза согласно распорядку дня составляет 30 ч в неделю, а для курсантов - членов сборных команд вуза по отдельным видам спорта - до 48 ч.
Анализ распределения времени по видам учебных занятий показал, что из общего количества часов учебного времени 56,7 % приходится на практические занятия, причем большая их часть (73,2 %) - на военно-профессиональных дисциплинах, где курсанты получают основную физическую нагрузку.
Гиперактивный режим деятельности оказывает существенное влияние на организм курсан-
тов военно-физкультурного вуза. Постоянное повышение двигательной активности способствует утомлению нервной системы, нарушению биохимических процессов, угнетению иммунной системы организма, увеличению энергостоимости работы, уменьшению функциональных резервов организма. По данным наших исследований, суточный расход энергии у курсантов военно-физкультурного вуза, определяемый с помощью хронометражно-табличного метода, составляет от 3900 до 6200 килокалорий, в зависимости от массы тела, спортивной специализации и квалификации [6].
На современном этапе изучение индивидуального здоровья военнослужащих должно проводиться с учетом их изменяющихся во времени взаимосвязей и информационной значимости различных показателей функционирования организма. Неотъемлемой часть здоровья является сформированное функциональное состояние организма.
С учетом степени напряжения регуляторных механизмов гомеостаза выделяют: нормальные, пограничные, патологические состояния. В этой классификации учитываются также здоровье и болезнь. Основным признаком здоровья является соответствие физиологических систем предъявляемым к ним требованиям. Когда требования к физиологическим системам превышают их резервные возможности, появляются условия для развития болезни. Пограничные состояния по сути своей - переходные, свидетельствующие о дезадаптации, иначе говоря, предболезни.
Процесс обучения и воспитания можно считать эффективным тогда, когда он гарантирует достижение результатов в учебной деятельности и способствует самореализации личности каждого, к тому же не допускает психических и физических перегрузок организма.
Динамическое изучение состояния здоровья курсантов - эффективная система контроля приспособления организма к условиям учебы и военной службы.
Одновременный учет различных составляющих здоровья позволит наиболее эффективно оценить влияние занятий физической подготовкой на организм военнослужащего.
Исследование было проведено на курсантах военно-физкультурного вуза в процессе их обучения на 1-м (первый срез) и 2-м (второй срез) курсах. В исследовании приняли участие юноши и девушки, проживающие в одинаковых условиях, имеющие один и тот же режим труда и отдыха; имеющие разную спортивную специализацию, но приблизительно одинаковую квалификацию.
42
№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег
Анализировались:
1) уровень функционального состояния (коэффициент выносливости ССС, индекс функциональных изменений, индивидуальный уровень физического здоровья, жизненный индекс, проба Штанге, максимальное потребление кислорода, индекс Кетле, относительная сила, концентрация и переключение внимания, волевая мобилизация функций);
2) уровень физической подготовленности (по результатам бега на 100 м, 3000 м и подтягивания на перекладине);
3) рост спортивного мастерства (по квалификации спортсменов);
4) оценка (анализ) состояния здоровья и заболеваемости курсантов по данным отчетной медицинской документации - форма 3/мед. Критериями состояния здоровья являлись: результаты диспансеризации, общие трудопотери в году и трудопотери, связанные с отдельными заболеваниями по классам болезней.
Структура заболеваний определялась в процентах, уровень - в промилях.
Полученные данные позволили оценить динамику изменения исследуемых параметров и сопоставить их со спортивными результатами.
Результаты исследования и их обсуждение. На 1-м курсе практически все курсанты военно-физкультурного вуза имели достаточно высокий уровень физического развития и общей физической подготовленности, что предполагает успешность развития физической подготовленности на последующих курсах обучения в ввузе, что подтверждается данными и других авторов [1, 5]. Динамика функциональных показателей представлена в таблице.
Улучшение показателей функционального состояния курсантов военно-физкультурного профиля достигается общей и специально направленной физической подготовкой. Динамика функциональных показателей, %
В результате систематической и правильно организованной физической подготовки происходит улучшение функциональных возможностей организма в отношении сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Применение разнонаправленных нагрузок приводит к развитию быстроты, скоростной выносливости, силы и выносливости к длительной работе.
Однако анализ годовых отчетов по заболеваемости в вузе показал, что с улучшением спортивных результатов значительного улучшения в состоянии здоровья курсантов не наблюдается, даже отмечается незначительное увеличение после болезней органов дыхания и травм. Это говорит о том, что высокая двигательная активность способствует утомлению нервной системы, угнетению иммунной системы организма, увеличению энергостоимости работы и уменьшению функциональных резервов организма.
Наши данные подтверждаются исследованиями, проведенными Е. А. Гавриловой. Они показали, что стресс, связанный с интенсивными физическими и психоэмоциональными нагрузками, как правило, приводит к депрессии гуморального иммунитета, а в ряде случаев и к развитию вторичного иммунодефицита: частота клеточного иммунодефицита в среднем составила 37,5 %. Наибольшие изменения выявлены в группе спортсменов, тренирующих выносливость (48,4 %), затем следуют футболисты (41,7 %) и лица, занимающиеся тяжелой атлетикой, - 36,8 % (тренирующие силу), а наименьшие - у представителей спортивных игр (26,9 %) (тренирующие быстроту и ловкость). С повышением уровня спортивного мастерства растет также частота случаев и риск возникновения иммунодефицита [2].
На наш взгляд, мониторинг изменений со стороны здоровья и функционального состояния организма курсантов в процессе обучения в вузе -
Показатели Девушки Юноши
Коэффициент выносливости ССС -11,56 -13,81
Индекс функциональных изменений -6,69 -10,48
Индивидуальный уровень физического здоровья 19,36 21,05
Жизненный индекс 6,52 10,36
Проба Штанге 9,42 4,80
Максимальное потребление кислорода 9,21 11,84
Индекс Кетле -0,82 0,34
Относительная сила 12,34 1,72
Концентрация и переключение внимания 4,17 4,68
Волевая мобилизация функций 1,27 1,44
Бег на 100 м -2,07 -1,28
Бег на 3000 м -2,41 -4,62
Подтягивание на перекладине 12,46 13,18
Повышение спортивного разряда 18,20 47,40
№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег
43
залог профессионального долголетия будущего специалиста по физической культуре и спорту.
• За период первого года обучения у курсантов наблюдается незначительное увеличение весоростового индекса Кетле за счет естественного роста молодого организма и адаптации к условиям военно-спортивного вуза.
• В течение первого года обучения показатели вегетативных систем и опорно-двигательного аппарата у курсантов улучшились, что свидетельствует о расширении функциональных резервов организма спортсменов.
• В течение 1-го курса были улучшены показатели физической подготовленности в беге на 100 и 3000 м и в подтягивании на перекладине, что привело к повышению спортивной квалификации. Данная динамика, по-видимому, объясняется существенным совершенствованием функциональных систем организма курсантов в процессе долговременной адаптации организма.
• Выработка определенных двигательных навыков, развитие физических и психических качеств в процессе систематических тренировок по физической подготовке оказывают существенное положительное влияние на физическое развитие и общую физическую подготовленность курсантов.
• Заболеваемость в военно-физкультурном вузе имеет ряд особенностей, отличающих ее от заболеваемости курсантов других военных вузов более высоким уровнем заболеваемости и своеобразием ее структуры: превалируют заболевания органов дыхания (Х класс), высокий травматизм (XIX класс) и болезни кожи и подкожно-жировой клетчатки (XII класс), существенные сдвиги в иммунном статусе, различия в динамике физиологических резервов организма, которые имеют тенденцию к снижению в процессе обучения от 1-го к 5-му курсу.
Выводы. Таким образом, на основании полученных материалов было установлено, что в показателях функционального состояния девушек и юношей нет достоверных различий. Сформированный за год обучения уровень функционального состояния и физической подготовленности курсантов соответствует тренированному организму, что позволяет им показывать высокие результаты по общефизическим нормативам. Однако это достигается значительным напряжением функциональных резервов организма, о чем свидетельствуют показатели иммунного статуса и уровень заболеваемости курсантов.
Профессорско-преподавательскому составу вуза, командирам подразделений при планировании и проведении учебной и воспитательной работы необходимо учитывать специфику образовательного процесса военно-физкультурного вуза (гиперактивный двигательный режим), индивидуально подходить к дозированию физических нагрузок с учетом здоровья и функционального состояния курсантов.
Литература
1. Аржаков В.В. Физическое развитие и морфофункциональные особенности первокурсников военного физкультурного ВУЗа / В.В. Аржаков, Т.И. Вихрук, Л.Г. Шагеева / Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 65-летию кафедры МБД и 175-летию П.Ф. Лесгафта // Под ред. докт. пед. наук, проф. В.Л. Пашута и канд. пед. наук, доц. Е.Н. Курьянович. Ч. 1. - СПб.: ВИФК., 2012. - С. 135-139.
2. Бесхохлова Е.Д. Уровень физического развития курсантов ВИФК на первом году обучения / Е.Д. Бесхохлова, Е.Н. Курьянович, В.В. Сыченков / Матер. междунар. научной конф., посвященной 70-летию со дня рождения профессора Б.А. Ни-китюка «Актуальные проблемы спортивной морфологии и ин-тегративной антропологии». - М.: МГАФК, 2003. - С. 39-41.
3. Гаврилова Е.А. Стрессорный иммунитет у спортсменов / Е.А. Гаврилова. - М.: Советский спорт, 2009. - 192 с.
4. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография / Б.В. Ендальцев. - СПб.: МО РФ, 2008. - 198 с.
5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. - Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1980. - 192 с.
6. Кравцов А.И. Динамика состояния здоровья курсантов военно-физкультурного вуза / А.И. Кравцов / Сб. науч. статей и докладов итоговых конференций профессорско-препод. состава, слушателей, курсантов и соискателей института за 2012 год / Под ред. докт. пед. наук. проф. В.Л. Пашута. - Часть 1. - СПб.: ВИФК, 2012. - С.110-116.
References
1. Arzhakov, V.V. Physical development and morphofunctional peculiarities of first-year students of military sports university / V.V. Arzhakov, T.I. Vikhruk, L.G. Shageeva / Proceedings of the All-Rus. theor.-pract. conf. with internat. part., dedicated to the 65th anniversary of the department of MBD and the 175th anniversary of P.F. Lesgaft // Ed. by Dr.Hab., prof. V.L. Pashuta and Ph.D., associate prof. E.N. Kur'yanovich. P. 1. - St. Petersburg: MIPC., 2012. - P. 135-139. (In Russian)
2. Beskhokhlova, E.D. The level of physical development of MIPC first year cadets / E.D. Beskhokhlova, E.N. Kur'yanovich, V.V. Sychenkov / Proceedings of the intern. scient. conf. devoted to the 70th anniversary of professor B.A. Nikityuk "Actual issues of sport morphology and integrative anthropology". - Moscow: MSAPC, 2003. - P. 39-41. (In Russian)
3. Gavrilova, E.A. Stressor immunity in athletes / E.A. Gavrilova. -Moscow: Sovetsky sport, 2009. - 192 P. (In Russian)
4. Endal'tsev, B.V. Physical culture, health and human working capacity in extreme environmental conditions: monograph / B.V. Endal'tsev. - St. Petersburg: MD RF, 2008. - 198 P. (In Russian)
5. Kaznacheev, V.P. Modern aspects of adaptation / V.P. Kaznachev. - Novosibirsk: Nauka, Sib. branch, 1980. - 192 P. (In Russian)
6. Kravtsov, A.I. Health dynamics of cadets of military sports university / Collected research works and reports of final conferences of staff, students, cadets and candidates of the institute for 2012 / Ed. by Dr.Hab., prof. V.L. Pashuta. - Part 1. - St. Petersburg: MIPC, 2012. - P.110-116. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 28.05.2014 г.
44
№ 9 • 2014 Сентябрь | September