Научная статья на тему 'Модель поэтапной физической и специальной психофизической подготовки курсантов инженерных вузов вооруженных сил России'

Модель поэтапной физической и специальной психофизической подготовки курсантов инженерных вузов вооруженных сил России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Частихин А. А., Евланников Л. Н.

The theoretical, methodological and research justification of the developed model of stage-by-stage physical and special psychophysiological applied vocational training of cadets of technical military institutions of the Russian Armed Forces is presented. The conclusion on high efficiency of military specialist training under modern conditions and on the methods incorporating common physical and special physical and psychological training of future military engineers is made up.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Частихин А. А., Евланников Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of stage-by-stage physical and special psychophysiological training of cadets of technical military institutions of the Russian Armed Forces

The theoretical, methodological and research justification of the developed model of stage-by-stage physical and special psychophysiological applied vocational training of cadets of technical military institutions of the Russian Armed Forces is presented. The conclusion on high efficiency of military specialist training under modern conditions and on the methods incorporating common physical and special physical and psychological training of future military engineers is made up.

Текст научной работы на тему «Модель поэтапной физической и специальной психофизической подготовки курсантов инженерных вузов вооруженных сил России»

1. Газман О.С., Иванов A.B. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992. С. 37.

2. Яновский Р.Г. // Безопасность Евразии. 2003. № 2. С. 119.

3. Табуне A.A. Ценностные ориентации и мотив поведения. М., 1999. С. 89.

4. Макаренко, A.C. Воспитание гражданина. М., 1988. С. 112.

5. Глебов A.A. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения. Волгоград, 2004. С. 50.

6. Сергеев В.М. Методика социальной диагностики подростковой группы. Н. Новгород, 1994. С. 28.

7. Хамматова С.А. Введение в проблему духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях социальных перемен. Уфа, 2000.

Поступила в редакцию 12.12.2006 г.

МОДЕЛЬ ПОЭТАПНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

А.А. Частихин, Л.Н. Евланников

Chastikhin A.A., Evlannikov L.N. The model of stage-by-stage physical and special psychophysiologi-cal training of cadets of technical military institutions of the Russian Armed Forces. The theoretical, methodological and research justification of the developed model of stage-by-stage physical and special psychophy-siological applied vocational training of cadets of technical military institutions of the Russian Armed Forces is presented. The conclusion on high efficiency of military specialist training under modern conditions and on the methods incorporating common physical and special physical and psychological training of future military engineers is made up.

Современная международная обстановка, геополитическая стратегия НАТО, позволяющая приблизить сферу своих интересов вплотную к границам России, не оставляет сомнений в необходимости поддержания высокой боеготовности и боеспособности наших Вооруженных сил. В то же время физическое состояние подрастающего поколения катастрофически ухудшается, резко снижая потенциальные возможности государства в обеспечении качественной и своевременной подготовки призывного контингента.

Эта закономерность сказывается и на абитуриентах военно-учебных заведений. С каждым годом показатели их физического состояния и общеобразовательной подготовленности снижаются. В то же самое время требования профессиональной деятельности и боевой практики войск к уровню их подготовленности постоянно, видоизменяясь, растут. В этих условиях гиподинамический режим образовательного процесса, сопровождаемый большими умственными напряжениями курсантов инженерных вузов военно-

воздушных сил (ВВС), становится дополнительным отрицательным фактором.

Противостоять этому неблагоприятному влиянию на организм курсантов объективных и субъективных факторов образовательного процесса, способствующих умственному, сенсорному и частично физическому утомлению, могут средства и методы общей физической и специальной психофизической подготовки. При этом под психофизической подготовкой нами понимается специализированный педагогический процесс одновременного взаимосвязанного совершенствования физических (двигательных), психический и эмоционально-волевых способностей курсанта, осуществляемый с учетом специфических особенностей его учебно-профессиональной деятельности.

Анализ литературы и служебных документов, регламентирующих повседневную деятельность специалистов авиационных инженерно-технических средств (АИТС), свидетельствует о том, что процесс взаимодействия компонентов в системе «человек-техника» по ряду параметров совпадает с

режимом образовательного процесса, а по некоторым характеристикам превосходят его по напряженности физических нагрузок и психофизических функций.

Результаты научных изысканий [1-9], посвященные инженерному труду, труду летного и инженерно-технического состава ВВС, свидетельствуют о том, что профессиональная деятельность специалистов АИТС требует проявления быстроты в действиях, силовой, скоростной и общей выносливости, ловкости, эмоционально-волевой устойчивости, разнообразных проявлений памяти, мышления, внимания.

Наши педагогические наблюдения, результаты анкетирования курсантов и преподавателей, обобщение собственного опыта работы подтверждают факт значительного умственного утомления курсантов на теоретических, практических и лабораторных занятиях по общественным, общенаучным, военно-техническим и военно-специальным дисциплинам. Оно наступает к концу учебных занятий между 4, 5 и 6 часами, в зависимости от предшествующей нагрузки, самочувствия и других причин объективного и субъективного характера.

Таким образом, диапазон воздействия физических упражнений, объединенных различными методиками обучения и тренировки, предусматривающий только решение задач физической подготовки военнослужащих, коррекции их физического развития и функционального состояния, должен быть расширен в интересах коррекции управления вниманием, оперирования чувственным образом, словесными внушениями, регуляции мышечного тонуса и управления ритмом дыхания.

О том, что профессионально-прикладная физическая подготовка такими возможностями обладает, доказано многочисленными научными исследованиями отечественных и зарубежных ученых [1, 9-20].

Учитывая зависимость процесса физической подготовки от требований военнопрофессиональной деятельности и одновременно от специфических требований образовательного процесса, нами, прежде чем обосновать модель специальной психофизической подготовки курсантов, были разработаны общая структура модели деятельности человека-оператора, модель среды обучения

курсантов в инженерном вузе ВВС, модель готовности курсанта к профессиональной деятельности.

В соответствии в предложенной нами рабочей гипотезой, целевыми установками и задачами исследования нами была обоснована концепция поэтапной физической и специальной психофизической подготовки в инженерных вузах ВВС, представляющая собой совокупность взглядов на ее назначение и направленность влияния на физическое состояние и профессиональную работоспособность курсантов на всех этапах их обучения. Свое теоретико-методическое преломление она получила в модели поэтапного построения физической и специальной психофизической подготовки курсантов инженерных вузов ВВС.

При разработке модели мы исходили из предпосылки о том, что физическая подготовка в вузе направлена на решение задач общей и специальной физической подготовки будущего офицера-специалиста, необходимые ему в учебно-боевой деятельности. Вместе с тем, что касается воздействия неблагоприятных факторов самого образовательного процесса, то оно зачастую не принимается в расчет. В то же время негативное воздействие этих факторов на организм курсантов достаточно велико. Оно неблагоприятно сказывается на общем тонусе центральной нервной системы, вызывает застойные явления в отдельных частях тела, снижает продуктивность умственной деятельности. Все это вызывает необходимость подбора специальных упражнений и методов их воздействия для управления адаптивными возможностями организма человека; повышения устойчивости к недостатку кислорода; для ликвидации застойных явлений в отдельных частях тела; для выпрямления позвоночника; для ликвидации умственной деятельности за счет притока крови к головному мозгу; для формирования навыков активной реабилитации после умственного утомления; для формирования устойчивого внимания в условиях действия световых и звуковых раздражителей, при гиподинамии.

В разработанной нами модели физической и специальной психофизической подготовки курсантов инженерных вузов ВВС принципы, целевые установки, средства, методы и формы организации процесса их фи-

зического совершенствования подобраны с учетом этапов военно-профессионального обучения, отличающихся по характеру воздействий на организм и психику занимающихся и степенью готовности их функциональных систем.

Первый этап представляет собой месячную общевойсковую подготовку принятых в училище кандидатов в курсанты. Перед физической и психофизической подготовкой на этом этапе стоит цель по формированию адаптации молодых курсантов к непривычным условиям воинской службы в образовательном процессе вуза. Средства физической подготовки на этом этапе носят преимущественно характер общеразвивающих физических упражнений, а для психофизической подготовки характерны упражнения, вырабатывающие мотивацию к занятиям по физической подготовке и к военной службе.

Второй этап завершается по окончании 1-го семестра обучения и условно назван как этап общефизической подготовки. Основная цель занятий физическими упражнениями в ходе этого этапа заключается в формировании механизма биологической и социальнопсихологической адаптации к неблагоприятным факторам образовательного процесса вуза. Решение вытекающих из этой целевой установки задач осуществляется дальнейшим усвоением упражнений из всех разделов физической подготовки, а в сфере специальной психофизической подготовки - путем управления действиями обучаемых, благожелательного разбора, оценки и стимулирования к самосовершенствованию.

Третий этап охватывает 2-6-й семестры обучения и условно назван этапом базовой физической и психофизической подготовки. В качестве целевой установки определяется совершенствование механизма долговременной адаптации к неблагоприятным факторам и гиподинамическому режиму образовательного процесса вуза. В качестве средств для решения задач физической подготовки используются все программные упражнения из разделов физической подготовки, военно-прикладных видов спорта. Для решения задач психофизической подготовки наряду со словесными установками и инструктажами используются упражнения для расслабления мышц; приемы массажа и са-

момассажа; упражнения для улучшения мозгового кровообращения; для реабилитации кистей рук, глаз, для снятия головной боли.

Четвертый этап завершает 7-10-й семестры обучения. Он условно назван этапом специальной физической и психофизической подготовки. В качестве целевой установки определяется формирование механизма заблаговременной адаптации курсантов к предстоящей военно-профессиональной деятельности специалиста АИТС. К средствам физической подготовки относятся физические упражнения из различных ее разделов, обеспечивающие решение специальных задач. Средствами психофизической подготовки представлены упражнения для совершенствования способности к сосредоточению, распределению и переключению внимания; для профилактики расстройства мышления; для развития моторной памяти; для регулирования психоэмоционального состояния при операторской деятельности.

В качестве теоретической базы исследования были использованы основные положения теории адаптации [1, 4, 5, 7- 9, 11, 13, 16,

17, 21], теории переноса подготовленности (тренированности), в основе которой положена теория функциональных систем [6, 9, 10, 14, 18, 22, 23, 24].

Под адаптацией понималась способность организма целенаправленно изменять свое состояние и деятельность в ответ на внешние воздействия в соответствии с их характером и силой.

Адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе регулярных занятий является биологической основой тренировочного эффекта, главным механизмом, на основе которого он достигается. Замечательное свойство адаптации - точное изменение деятельности организма в соответствии с силой и характером воздействия на него извне. В результате систематических воздействий физических упражнений или при повторяющихся воздействиях окружающей среды (учебной, профессиональной) регулирующие системы приобретают способность количественно и качественно изменить реакцию первичного ответа и реакцию платы. Вместо гиперфункции организма происходит экономизация функций: в ответ на возмущающее воздействие адекватный первичный ответ и

минимизация платы за реакцию. В этом и заключается сущность адаптации.

В процессе кумулятивной адаптации организм существенно повышает и уровень функциональных возможностей и оказывается в состоянии выполнить большой объем интенсивной и сложной работы, т. е. происходит переход адаптированных систем организма в качественно новое состояние. Иными словами, достигается прогрессивное повышение возможностей организма, его развитие.

В настоящее время влияние одного вида деятельности на другой объясняется теорией переноса подготовленности (тренированности). В объяснении механизма переноса лежит понятие о функциональных системах. Любые виды работ, в том числе учебной и профессиональной деятельности, сопровождаются мышечными сокращениями, активизацией функций вегетативного обеспечения соответствующих двигательных структур, сенсорным контролем и управляющими воздействиями центральной нервной системы.

В связи с тем, что количество элементов (двигательных единиц мышц, органов, систем организма, координационных структур, отдельных звеньев динамических стереотипов), которые служат своеобразным строительным материалом создаваемых функциональных систем, ограничено количественными рамками, то часть этих элементов совпадает, например, при выполнении ряда профессиональных приемов и физических упражнений. Поэтому в основе переноса лежат общность ведущих структурных элементов и адекватность режимов функционирования различных функциональных систем, формирующихся при выполнении ими различных видов профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности. При этом обеспечение влияния одного вида деятельности на другой характеризует форму переноса подготовленности, а сопровождающие его процессы адаптации, характеризуемые глубинными морфологическими, функциональными, физиологическими, психическими и биохимическими изменениями, составляют его содержание.

Представленные здесь закономерности физического воспитания имеют прямое отношение не только к процессу физической подготовки курсантов инженерных вузов, но

и к процессу специальной психофизической подготовки, который составили аутогенная тренировка как способ психической коррекции функционального состояния человека-оператора, комплексы упражнений для снятия умственного и физического утомления специалистов данного профиля, комплексы упражнений для регулирования психоэмоционального состояния и формирования профессионально значимых психофизических качеств.

1. Анохин П.К. // Успехи физиол. наук, 1970. Т. 1. С. 19-41.

2. Ашмарин Б.А., Виленский М.Я., Грантынъ К.Х. и др. Теория и методика физического воспитания. М., 1979.

3. Белов А.И. Методика преодоления напряженности в полете. Ейск, 1981.

4. ВыдринВ.М., Гужаловский A.A., Крелс В.Н. и др. Основы теории и методики физической культуры. М., 1986.

5. Макаров Р.Н. Научно-педагогические основы организации психофизической подготовки летного состава. М., 1980. С. 107.

6. МарищукВ.Л. // Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. Л., 1985. С. 5-10.

7. Родионов И.Н. // Военная мысль. 1993. № 9. С. 42-48.

8. Судаков К.В. Теория функциональных систем. М., 1996.

9. Шередан Т.Б., Феррел У.Р. Система человек-машина. М., 1988. С. 399.

10. Агаджанян H.A. // Физиологические проблемы адаптации. Тарту, 1984. С. 3-13.

11. Анцупов А.Я., Бондаренко В.H., Буянов В.И. и др. Военная психология и педагогика. М., 1998. С. 23-36.

12. Баландин В.И., Голубев В.Н. и др. Физиология физической подготовки и военного труда. Л., 1991.

13. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

14. Горелов A.A. Основы специальной физической подготовки летного состава. СПб., 1993.

15. Дружинин В.П. // Военная мысль. 1993. № 9. С. 52-59.

16. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., 1980.

17. Меерсон Ф.З. Пластическое обеспечение функций организма. М., 1967.

18. Сапожинский В.А. // Военная мысль. 1997. № 4. С. 44-50.

19. Сорокин Ю.М. // Военная мысль. 1992. № 12. С. 53-58.

20. Юрченко A.A. // Подходы к разработке модели человека-оператора в педагогике: тез. межвуз. науч.-метод. конф. Воронеж, 1999. С. 74-77.

21. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971. С. 256.

22. Ендальцев Б.В. // Н. П. Ж. Теория и методика физической подготовки: сб. ВИФК. 1994. № 1. С. 136-146.

23. Цибулевский И.Е. Ошибочные реакции человека-оператора. М., 1982. С. 5-9.

24. Макаров Р.Н. Педагогические проблемы организации психологической подготовки в ВВС. Монино, 1979. С. 4-17.

Поступила в редакцию 26.01.2007 г.

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ-ЗАОЧНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

E.A. Намаконова

Namakonova E.A. Problems of external students’ training and professional education in educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. The quality of contemporary education is determined by the quality of the forming of specialist personality. In the process of training in higher educational institutions the complex management of formation of professionally mature person is needed.

Введение. Роль высшего образования в развитии личности слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России в настоящее время усиливается. Это обусловлено как необходимостью подготовки будущего специалиста, способного актуализировать свой потенциал, проявлять компетентность, способность связывать свои действия с ожидаемым результатом, видеть проблемы, совершенствовать свое профессиональное мастерство, так и переносом акцента в вузовском образовании с информативности на создание ситуации востребованности, само-созидания, творческого развития. Для учащихся особое значение имеет умение адекватно оценивать сложившиеся жизненные и профессиональные ситуации, принимать решения и строить перспективы дальнейшей деятельности. В свете этого становится актуальной проблема профессионального воспитания слушателей и курсантов с позиций ценностного подхода.

Теоретический анализ. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определяют ее мотивацию, тип деятельности, влияют на выбор, дают возможность соблюдать определенные нормы. Ценностные ориентации - это устойчивые доминанты в сознании и поведении, которые

определяются ценностями личности. На основе сформировавшихся ценностных ориентаций осуществляется выбор сферы профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность представляет собой наиболее значимую сферу жизнедеятельности человека, посредством которой удовлетворяются потребности материального и духовного плана. Поэтому выбор профессии является важным и ответственным шагом в жизни каждого. Характер причин, обусловливающих этот выбор, может быть различным: личные склонности и интересы, материальная заинтересованность, престижность профессии, желание родителей и др. Однако профессиональные цели и планы в дальнейшем будут строиться на основе имеющихся ценностных ориентиров. Дальнейшая же профессиональная деятельность, ее характер и успешность во многом будут зависеть от профессиональных ориентаций личности, заложенных в процессе обучения в высшем учебном заведении. Перед высшим учебным заведением стоит актуальная задача, решение которой заключается в создании условий значимости и ценности профессии для личности обучающегося, формирование ценностного отношения к содержанию осваиваемой специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.