РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ
Н.В. Молоткова, А.Н. Груздев, В.А. Гриднев
Molotkova N.V., Gruzdev A.N., Gridnev V.A. The Role of «Physical Training» in Higher Education Institution Specialist’s Professional Formation. The article considers the influence of physical culture and sport on the effectiveness of moral education, people’s culture formation, especially the youth’s; describes the opportunities of using non-traditional types of physical training and sport.
Занятия физической культурой и спортом требуют постоянного совершенствования и таким образом заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они немыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю.
Физическая культура и спорт оказывают многоплановое и достаточно ощутимое влияние на эффективность нравственного воспитания, формирование культуры людей, особенно молодежи.
Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием - готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса.
Обучение в вузе призвано, прежде всего, оказывать существенное влияние на общее интеллектуальное развитие студентов. Исследования интеллектуального уровня, проводимые Л.В. Меньшиковой по шкале Векслера, показали, что за время обучения в техническом вузе происходит интеграция интеллекта как целостного образования за счет увеличения связей между отдельными его сторонами. Обучение способствует развитию вербальных структур интеллекта, значительно менее затрагивая глубинные, образные его основы, играющие важнейшую роль при овладении технической профессией.
Интеллект способен к саморазвитию, но он и весьма отзывчив на индуцирующие его формы воздействия: обучение и воспитание.
Обучение и воспитание в техническом вузе специфичны, поскольку они направлены на процесс образования специалиста-инженера.
Спецификой высшего образования в техническом вузе является не только освоение фундаментальных научных знаний, общеинженерных и специальных дисциплин, но и формирование технического, инженерного типа мышления, присущего инженерной области деятельности.
Наряду с инженерной и гуманитарной подготовкой высшее образование в техническом вузе должно ставить своей задачей формирование, стремление личности к самореализации. Высшее техническое образование должно не только ориентировать студентов на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствовать их выходу на новый уровень культуры, соответствующей этим технологиям.
От выпускников высшей школы требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальной и научной областях, но и умели ставить и защищать, прежде всего, свои идеи и предложения. Для этого требуется, чтобы они были достаточно подготовлены к самостоятельному анализу и обобщению научных фактов и явлений.
Признавая, что главная цель высшей технической школы - подготовка специали-ста-профессионала, нельзя забывать о том, что высшее образование выступает как основной механизм трансляции культуры в «теле» общества.
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Физическая культура - это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.
Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Все это свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества и профессиональной культуры.
Имеет смысл подчеркнуть значение физической культуры словами великого Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Производственная физическая культура -целенаправленная, методически обоснованная система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительноспортивных мероприятий, задачи которых -повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовность успешно действовать в условиях определенной трудовой деятельности, обусловленной способностями и требованиями конкретного рабочего места.
Истинную природу и значение физической культуры в социуме, ее опережающее глубинное понимание можно познать только с учетом постоянного расширения взгляда на мир, меняющегося под влиянием научнотехнической революции и социально-экономических условий, в связи с возникновением экологической проблемы, а также участившимися опасными и чрезвычайными ситуациями. Поэтому важно раскрывать глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленно-
стью человека, но и прежде всего с формированием целостной, многогранной личности, и особенно в системе образования.
Целью физической культуры как учебной дисциплины является формирование физической культуры личности как одного из факторов ее социокультурного бытия, обеспечивающей биологический потенциал жизнедеятельности, как способ и меру реализации своих сущностных сил и способностей. Результатом образования в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании.
Основной целью физического воспитания студентов всех факультетов является формирование физической культуры личности студента. Ориентация студентов на творческое освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную, эмоциональноволевую и мировоззренческую среду, т. к. современное представление о физической культуре личности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
В новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социальнопрофессиональной деятельности. Физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе вуза выступают как средство социального становления будущих специалистов, активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств, как средство достижения ими физического совершенства.
Современному человеку трудно успевать за требованиями, предъявляемыми научнотехническим прогрессом, справиться с потоком информации даже в узкой области своей профессиональной деятельности, что в значительной степени относится и к выпускникам высших учебных заведений. Для большинства из них работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием роли внима-
ния, точности движений, быстроты реакции. Сочетание физической растренированности организма и повышения нервно-эмоционального напряжения организма человека в условиях интенсификации производства и ускоряющегося ритма жизни приводит к преждевременной утомляемости, ошибкам в производственной деятельности, которые тем серьезнее, чем более сложной техникой управляет человек, а также к различным заболеваниям и ранней потери трудоспособности.
Однако фатальной неизбежности таких негативных последствий для специалистов, работающих в условиях современного производства, нет. Чтобы избежать их, необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, научиться пользоваться своими скрытыми до времени способностями, вести здоровый образ жизни, систематически пользоваться средствами физической культуры в широком смысле этого понятия. Все это позволит сохранить на долгие годы крепкое здоровье и продлить период творческой активности.
Среди задач, стоящих перед физическим воспитанием в вузе, нет другой, более важной и более сложной, чем формирование у студентов положительной и устойчивой мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности, которая побуждала бы их к самостоятельной работе. Физическое совершенствование и укрепление здоровья должно стать для студента личностно важной целью, а не средством достижения менее значимых мотивов (получение зачета, выполнение требований преподавателя и т. д.).
Перед высшей школой ставится задача придать физкультурному движению студенчества массовый характер, создать научно обоснованную систему физического воспитания учащейся молодежи.
Высшая школа обязана не только отражать, но и в известной мере опережать достижения практики. Она должна не только обеспечить получение студентами определенной квалификации по специальности, но и научить овладеть методикой «пергаментного приобретения знаний». Речь идет о привитии студентам навыков самостоятельного получения знаний (т. е. студент из пассивного объекта воспитания должен превратиться в активный объект самовоспитания). Это
способствует качественной подготовке специалистов. Это положение чрезвычайно важно и для обязательного предмета высшей школы «Физическое воспитание».
Понятие «качество подготовленного специалиста» включает в себя совокупность наиболее устойчивых свойств, обусловливающих пригодность к профессиональной деятельности: знания и умения в профессиональной сфере, психофизиологическая подготовленность. Однако установлено, что успешность обучения и подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности в определенной степени зависит от уровня их всесторонней подготовленности, в том числе и физической. Недостаточная физическая подготовленность будущих специалистов приводит к их недостаточной профессиональной «отдаче», что в свою очередь приводит к определенным экономическим и моральным издержкам в подготовке специалистов.
Специфическая работоспособность студентов достигается тренировкой тех физических и психических качеств, которые определяют успешность учебной деятельности. Физические упражнения с этой целью выполняются, прежде всего, на учебных занятиях. Возможно также самостоятельное проведение специально направленных физических тренировок во внеучебное время. Очень полезны в этом плане спортивные игры, единоборства, бег на короткие дистанции, тренирующие внимание, быстроту мыслительной деятельности, оперативную память и другие качества.
Учебные формы занятий составляют основу физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах вузов по всем специальностям, включаются в учебное расписание на всем периоде обучения.
Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности, необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.
Педагогический процесс физического воспитания предусматривает теоретическую, методико-практическую и практическую на-
правленность воздействий с целью формирования у студентов системы научнопрактических знаний, умений, навыков по физической культуре.
Вуз - не школа, вуз не обучает, вуз создает условия для того, чтобы учиться тому, естественно, у кого хватит сил и возможностей, чтобы самопознать себя, объективно развить, довести свое «я», качества, умения, навыки, наконец, состояние здоровья, высокий уровень умственной и физической работоспособности, интеллекта, культуры.
Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования. Вуз предоставляет такую возможность.
Важно использование средств физической культуры, спорта в психологической подготовке будущего специалиста. Именно спорт, физическое воспитание ставит студента в те условия, которые формируют его психологическую готовность к профессиональным негативным воздействиям.
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.
Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти и т. п., их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервноэмоционального напряжения, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.
Естественное стремление людей к физическому совершенствованию, к оздоровлению побуждает специалистов в области физического воспитания вести поиск новых средств и методов достижения этих целей. Известные виды спорта традиционно оста-
ются в арсенале средств физической культуры. Однако поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической культуре и массовых оздоровительнофизкультурных мероприятий, формирования у студентов устойчивой потребности в двигательной активности предполагает использование нетрадиционных видов физических упражнений и спорта, пользующихся большой популярностью у студенческой молодежи. Условно их можно объединить в следующие группы: технические виды, игры, единоборства, гимнастика и танцы.
Технические виды включают в себя ак-ватлон, виндсерфинг, керлинг, триатлон, снежный серфер, фристайл, пауэрлифтинг, шорт-трек и др.
Игры: бейсбол, сквош, шафл-болд, се-пактакроу.
Единоборства: армрестлинг, каратэ, сумо, ушу.
Гимнастика и танцы: гидроаэробика, йога, стретчинг, шейпинг, джаз-гимнастика, дискогимнастика, акробатический рок-н-ролл.
Наиболее популярны и доступны сегодня занятия следующими видами спорта и системами физических упражнений: бег на длинные дистанции, кросс, ходьба и бег на лыжах, велоспорт, плавание, спортивные игры, особенно баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол, мини-футбол, тренажерная гимнастика, восточные виды единоборств и стилей рукопашного боя и самозащиты, туризм, скалолазание, спортивное ориентирование, альпинизм, а также горнолыжный спорт и его разновидности, конькобежный спорт.
Начинают входить в моду и культивироваться оздоровительные системы, сочетающие физические упражнения и средства закаливания, общей и локальной коррекции тела, мышечной массы, упражнения реабилитационного характера для ликвидации последствий нервных срывов, стрессовых состояний. Как всегда студенческая молодежь с интересом откликается на экзотические нововведения, нетрадиционные виды спорта и отдыха.
Поэтому мы считаем необходимым более широко использовать в секционной работе нетрадиционные виды физических упраж-
нений и спорта в современных условиях с современной молодежью.
Поступила в редакцию 17.05.2006.