Научная статья на тему 'Развитие познавательного интереса к физической культуре как средство формирования здорового образа жизни'

Развитие познавательного интереса к физической культуре как средство формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосев А. Н., Бельская О. А.

Losev А.N., Belskaya О.А. development of cognitive interest to physical training as means of healthy lifestyle formation. Within the cultural-education resource centre there is a laboratory of sport-mass activity. The major objective of the laboratory work is formation of healthy life style among healthy and physically weak people by means of innovation technologies application. To cause students' learning interest and deliberate need to go in for physical training and sport, the laboratory supposes the alternative system of learning - classes in sport sections by interests. Beside health strengthening and preservation, physical-sport activeness of students, moral, aesthetic, volitional and other properties of a personality are formed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лосев А. Н., Бельская О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного интереса к физической культуре как средство формирования здорового образа жизни»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

А.Н. Лосев, О.А. Бельская

Losev A.N., Belskaya О.А. Development of Cognitive Interest to Physical Training as Means of Healthy Lifestyle Formation. Within the cultural-education resource centre there is a laboratory of sport-mass activity. The major objective of the laboratory work is formation of healthy life style among healthy and physically weak people by means of innovation technologies application. To cause students’ learning interest and deliberate need to go in for physical training and sport, the laboratory supposes the alternative system of learning - classes in sport sections by interests. Beside health strengthening and preservation, physical-sport activeness of students, moral, aesthetic, volitional and other properties of a personality are formed.

Проблемы укрепления здоровья приобретают все более весомое значение, главная роль в формировании здорового образа жизни принадлежит физической культуре и спорту. При малоподвижном образе жизни ухудшается в первую очередь работа мозга и других внутренних органов, снижен уровень иммунной защиты; а человек, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять большую работу. Поэтому немаловажное значение для сохранения и повышения уровня физической и умственной работоспособности имеет достаточная двигательная активность. Но у многих студентов учебных заведений занятия физической культурой и развитие двигательной активности не являются осознанной потребностью, а рассматриваются лишь как необходимость выполнения нормативных показателей спортивной дисциплины. При работе со студентами недостаточное внимание уделяется развитию учебного интереса к физической культуре и повышению престижности занятий студентов в спортивных секциях, а известно, что оптимальный эффект от движения без заинтересованности в совершении двигательных действий не будет достигнут. Воспитание физической культуры современной вузовской молодежи должно осуществляться на основе личностно-деятельностного подхода, который ориентирует студентов не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на развитие познавательных способностей и творческого потенциала, на стремление овладеть способами физкультурной деятельности. Тут возникает необходимость в построении альтернативной системы занятий физической культурой. Такую систему предлагает лаборатория спортивно-массовой деятельности учебно-методического

центра «Сильная Россия», созданная на базе Института физической культуры и спорта.

Основной задачей лаборатории спортивно-массовой деятельности является разработка и реализация программы «Формирование здорового образа жизни как инструмент сохранения здоровья нации». В своей работе она определяет формы и методы формирования ЗОЖ у здоровых людей и физически ослабленных, создает системы ЗОЖ с применением инноваций: важнейшая роль в формировании познавательного интереса принадлежит современным педагогическим технологиям; эффективность разработки системы занятий зависит, прежде всего, от того, насколько содержание учебно-познавательной деятельности соответствует ее целям. Следовательно, и новые технологические возможности формирования познавательного интереса (как структурирован учебный материал, каковы возможности адаптации содержания учебного материала к индивидуальным качествам студентов) должны использоваться полно и обоснованно.

Поэтому вместо обычных занятий физической культурой студентам предлагаются занятия в спортивных секциях по интересам. На сегодняшний день работает двенадцать спортивных секций:

- атлетической гимнастики;

- аэробики;

- фитнесса;

- йоги;

- калланетики;

- оздоровительного бега;

- волейбола;

- каратэ;

- футбола;

- баскетбола;

- бадминтона;

- настольного тенниса.

Это предложение дает возможность проводить занятия с учетом потребностей, интересов и мотивов занимающихся, изменить стремление педагогов физической культуры работать по общепринятой методике физического воспитания студентов; добиться на занятиях положительных сдвигов показателей физической подготовленности и воспитания мотивации к занятиям физической культурой.

Целями занятий в спортивных секциях являются:

1) развитие физических качеств (кондиционных: выносливости, гибкости, силы, быстроты; и координационных);

2) укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после болезней и травм;

3) овладение системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков;

4) развитие способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями;

5) обучение технике и тактике спортивных игр, правилам и судейству;

6) формирование нравственных, эстетических, волевых и иных свойств и качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.

Для реализации этих целей используются различные методы проведения занятий (игра, показ и выполнение упражнений, сочетание различных видов восточных гимнастик и специальных дыхательных упражнений, комплексы упражнений танцевального характера и др.) и форм (групповые, индивидуальные).

То есть, занятия в спортивных секциях по интересам построены таким образом, что позволяют развить личностный потенциал и дать возможность студентам проявить себя. Предлагается не механически делить их на «сильных», «средних», и «слабых», а использовать дифференцированный подход, учитывая при этом индивидуальные способности каждого. Тогда можно судить об учебных умениях, которые характеризуют уровень познавательного интереса, умение контролировать свою деятельность, осуществлять само-

контроль. Это и есть показатель сформированного интереса, который, в конечном счете, характеризует осознанную потребность в занятиях физической культурой. Проследить динамику роста количества заинтересованных студентов, желающих посещать секционные занятия, можно по таблице (табл. 1):

Таблица 1

Динамика роста количество студентов, занимающихся в спортивных секциях

Год 2005 2006 2007

Общее количество студентов 4800 5100 5500

Количество студентов, занимающихся в спортивных секциях 63 216 441

Процент увеличения студентов, занимающихся в спортивных секциях 100% 343% 700%

Как видно из данных, процент желающих посещать секции постоянно увеличивается, и в связи с этим необходимость постоянного расширения спортивной базы не перестает быть актуальной. Тогда большее количество студентов сможет заниматься интересующим их видом спорта (заинтересованно развивать свою двигательную активность).

Организация занятий студентов в секциях по интересам не только дает возможность студентам развивать физические возможности, но направлена на реализацию образовательных и воспитательных задач, которые также являются составляющими формирования здорового образа жизни.

Возможность выбора студентами занятий спортивной деятельностью, исходя из их потребностей, интересов и способностей значительно улучшает показатели успеваемости студентов по дисциплине «Физическая культура». Считается, что зачет сдан, если студент выполнил нормативы и набрал минимум двенадцать баллов. Занятия в спортивных секциях направлены на совершенствование тех или иных двигательных умений (за это и начисляются баллы); соответственно и оцениваются способы выполнения движений, а не способность укладываться в установленные нормативы, которые не могут быть одинаковыми для студентов с различиями в телосложении, и индивидуальной способности переносить

физические нагрузки. Поэтому и показатели дентов, посещающих традиционные занятия сдачи зачета у студентов, занимающихся в физической культуры.

спортивных секциях, выше показателей сту- Это можно увидеть на графике (рис. 1):

Рис. 1. Показатели сдачи студентами зачетов по дисциплине «Физическая культура»

Воспитательный аспект занятий реализуется в организации досуга, а также в развитии самостоятельности и становлении личности студента: занятия спортом возбуждают у них стремление к деятельности, к преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения; воспринимая увлекательный материал, постоянно работая, они видят цель своей работы в приобретении новых физических навыков. Преимуществом занятий в спортивных секциях по интересам является и то, что возрастная дифференциация отсутствует, и посещать спортивные секции могут не только студенты 1-3-х курсов (у которых занятия физической культурой предусмотрены программой), а также желающие со старших курсов. Так как занятия проходят в основном по вечерам, свое свободное время студенты будут использовать с пользой для себя и своего развития (физического, которое, в свою очередь повысит уровень умственной работоспособности).

Таким образом, проведение занятий по физической культуре, построенных по принципу личностно-деятельностного подхода повышает эффективность обучения за счет изменения характера учебной деятельности. Совершенствуя такую функцию процесса обучения, как формирование познавательного интереса, можно добиться положительных результатов и в формировании мировоззрения, убеждений, готовности к профессиональной деятельности. Студенты, предпочитающие заниматься активными видами деятельности (физической культурой и спортом), развивающие свои физические силы и здоровье, становятся наиболее конкурентоспособными, а занятия, вызывающие осознанную заинтересованность и желание посещать их, адаптированные под индивидуальные особенности, положительно влияют на умственное развитие и способствуют формированию здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.