Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, доктор философских наук,
профессор кафедры теории и технологии социальной работы Ярычев Насруди Увайсович
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); преподаватель кафедры огневой подготовки Кучмезов Расул Абдулмуталифович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ УСТАНАВЛИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ
Аннотация. В статье выявлены уровневые характеристики способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий Сделан вывод о том, что именно способность сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий значительно снижают материальные и психологические затраты в борьбе с преступниками. Чем выше уровень сформированной у полицейских способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения, тем выше эффективность профилактических мероприятий, результаты в разрешении поставленных целей и задач по обеспечению общественного порядка на местах.
Ключевые слова: уровень, сотрудник полиции, доверительные отношения, население разных категорий.
Annotation. The article reveals the level characteristics of the ability of police officers to establish trust relations with the population of different categories.it is concluded that the ability of police officers to establish trust relations with the population of different categories significantly reduces material and psychological costs in the fight against criminals. The higher the level of police officers ' ability to establish trusting relations, the higher the effectiveness of preventive measures, the results in resolving the goals and objectives to ensure public order on the ground.
Keywords: a level, a police officer, a relationship of trust, the population of different categories.
Введение. В демократическом государстве эффективность власти полностью зависит от того, насколько она качественно взаимодействует со своими гражданами. Необходимость установки доверительных отношений граждан с полицейскими органами обусловлена огромной ролью в создании эффективной формы взаимодействия социальных институтов для достижения общего благосостояния государства и решения общественно значимых целей.
Изложение основного материала статьи. Уровневый подход, классически выделяя три уровня (высокий, средний, низкий) к усвоению обучающимися определенных ЗУНов и профессиональных компетенций, позволяет осуществлять обучение и воспитание в соответствии с возможностями и способностями каждого ученика, слушателя, курсанта. Применение уровневого подхода также позволило осуществлять работу педагогам с различными группами обучающихся, выделяя овладение компетенциями на различных уровнях. При этом, низкий уровень сформированной способности полицейского устанавливать доверительные отношения предполагает минимальный уровень владения данной способностью, охватывает нижнюю границу образованности и воспитанности слушателя курсов. Средний уровень предполагает среднее значение в овладении способностью полицейского устанавливать доверительные отношения с разными категориями граждан и высокий уровень предполагает то, что курсант, достиг приличный уровень владения искомой способности. В этом случае, в условиях уровневого подхода особенность оценки сформированности способности полицейского устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий заключается в ярко выраженной адекватности уровню усвоения экспериментальной программы, которая отражает тот или иной уровень развития слушателя курсов. Основными компонентами в структуре способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий являются: когнитивно-педагогический, коммуникативно-рефлексивный, эмпатийно-доверительный и организационно-партнерский.
Когнитивно-педагогический компонент. Высокий уровень предполагает, что полицейский очень хорошо знает возрастную педагогику и психологию, особенности подростков, юношества, особенности взрослого населения и граждан пенсионного возраста; хорошо знает теоретическую базу, психологию развития разных категорий граждан, проявляет умеет высоко охарактеризовывать отдельные возрастные периоды каждой категории, с которой ему приходится сталкиваться, психологические особенности взаимодействия; прекрасно знает основные возрастные психологические особенности каждой категории граждан, понимание полицейским основного предмета возрастной психологии - изучение психологических закономерностей воспитания и коммуникации с разными категориями людей; блестяще знает подростковую и молодежную преступность, ориентируется в ней, знает проблемы пенсионеров, которые также как подростки имеют собственную специфику, особенности, а значит, требуют собственного подхода и иного отношения.
Средний уровень предполагает, что полицейский средне знает возрастную педагогику и психологию, особенности подростков, юношества, особенности взрослого населения и граждан пенсионного возраста; средне знает теоретическую базу, психологию развития разных категорий граждан, проявляет умение охарактеризовать отдельные возрастные периоды каждой категории, с которой ему приходится сталкиваться, психологические особенности взаимодействия; недостаточно знает основные возрастные психологические особенности каждой категории граждан, понимание полицейским основного предмета возрастной психологии - изучение психологических закономерностей воспитания и коммуникации с разными категориями людей; хорошо знает подростковую и молодежную преступность, ориентируется в ней, знает проблемы пенсионеров, которые также как подростки имеют собственную специфику, особенности, а значит, требуют собственного подхода и иного отношения.
Низкий уровень предполагает, что полицейский средне не знает возрастную педагогику и психологию, особенности подростков, юношества, особенности взрослого населения и граждан пенсионного возраста; слабо знает теоретическую базу, психологию развития разных категорий граждан, проявляет умение высоко охарактеризовать отдельные возрастные периоды каждой категории, с которой ему приходится сталкиваться, психологические особенности взаимодействия; не знает основные возрастные психологические особенности каждой категории граждан, понимание полицейским основного предмета возрастной психологии - изучение
психологических закономерностей воспитания и коммуникации с разными категориями людей; не владеет знаниями подростковой и молодежной преступности, не ориентируется в ней, не знает проблемы пенсионеров, которые также как подростки имеют собственную специфику, особенности, а значит, требуют собственного подхода и иного отношения.
Коммуникативно-рефлексивный компонент. Высокий уровень предполагает твердое владение полицейским искусством общения, которое позволяет человеку разрешать многие профессиональные задачи и многие профессиональные проблемы; очень эффективная коммуникация и рефлексия - важный атрибут в профессиональной деятельности полицейского в ходе общения с разными категориями граждан; хорошее умение поддерживать диалог, потому что умение поддерживать диалог - путь к эффективной деятельности и в итоге - к успеху; глубоко искренне интересуется своим собеседником и стремится получить удовольствие от восприятия его речи; продуктивно завоевывает симпатию и интерес, прилагает максимум усилий, чтобы во время разговора установить взаимопонимание, демонстрация открытости, искренности, доступности в общении; умеет глубоко слушать и слышать своего собеседника; прекрасно рефлексирует до и после взаимодействия с населением, хорошо осуществляет рефлексивное управление в ходе взаимодействия с населением, от чего напрямую зависит качество установки психологического контакта с гражданами разных категорий, эффективно оказывать правомерное психологическую помощь людям, грамотно и уверенно держит речь перед населением, хорошо владеет психотехникой саморегуляции и серьезной эмоциональной профессиональной нагрузки.
Средний уровень предполагает хорошее владение полицейским искусством общения, которое позволяет человеку разрешать многие профессиональные задачи и многие профессиональные проблемы; эффективная коммуникация и рефлексия - важный атрибут в профессиональной деятельности полицейского в ходе общения с разными категориями граждан; среднее умение поддерживать диалог, потому что умение поддерживать диалог - путь к эффективной деятельности и в итоге - к успеху; искренне интересуется своим собеседником и стремится получить удовольствие от восприятия его речи; хорошо завоевывает симпатию и интерес, прилагает максимум усилий, чтобы во время разговора установить взаимопонимание, демонстрация открытости, искренности, доступности в общении; умеет глубоко слушать и слышать своего собеседника; хорошо рефлексирует до и после взаимодействия с населением, хорошо осуществляет рефлексивное управление в ходе взаимодействия с населением, от чего напрямую зависит качество установки психологического контакта с гражданами разных категорий, хорошо оказывает правомерное психологическую помощь людям, достаточно уверенно держит речь перед населением, хорошо владеет психотехникой саморегуляции и серьезной эмоциональной профессиональной нагрузки.
Низкий уровень предполагает среднее владение полицейским искусством общения, которое позволяет человеку разрешать многие профессиональные задачи и многие профессиональные проблемы; слабо проявляет коммуникацию и рефлексию как важный атрибут в профессиональной деятельности полицейского в ходе общения с разными категориями граждан; не умеет поддерживать диалог, потому что умение поддерживать диалог - путь к эффективной деятельности и в итоге - к успеху;не всегда искренне интересуется своим собеседником и стремится получить удовольствие от восприятия его речи; не пытается завоевать симпатию и интерес, не прилагает максимум усилий, чтобы во время разговора установить взаимопонимание, демонстрирует закрытость, неискренность, недоступность в общении; не умеет глубоко слушать и слышать своего собеседника; не рефлексирует до и после взаимодействия с населением, слабо осуществляет рефлексивное управление в ходе взаимодействия с населением, от чего напрямую зависит качество установки психологического контакта с гражданами разных категорий, не эффективно оказывает правомерное психологическую помощь людям, неграмотно и неуверенно держит речь перед населением, не владеет психотехникой саморегуляции и серьезной эмоциональной профессиональной нагрузки.
Эмпатийно-доверительный компонент. Высокий уровень рассчитывает на хорошее умение полицейского располагать к себе людей разных статусов, разных категорий, уметь их слышать и слушать, глубоко понимать проблему населения и реагировать на нее оперативно; уметь вовремя или сказать какое-то нужное слово или промолчать, возможно отвлечь или, наоборот, заострить внимание на каком-то слове; твердое желание помочь, предупредить неблагоприятные поступки, постараться убедить, не в коем случае, не скрывать главные детали события; проявление полного беспокойства за близких людей, установление добрых, открытых отношений, умение представлять себя в качестве другого лица, изображать различные социальные и профессиональные типы людей, убедительное «вживание» в образ другого человека возможно только в том случае, если сотрудник не просто понимает реальную мотивацию его поведения, а чувствует другого человека; желание оказания помощи, эмоциональный отклик.
Средний уровень рассчитывает на среднее умение полицейского располагать к себе людей разных статусов, разных категорий, уметь их слышать и слушать, средне понимать проблему населения и реагировать на нее оперативно; не всегда уметь вовремя или сказать какое-то нужное слово или промолчать, возможно отвлечь или, наоборот, заострить внимание на каком-то слове; определенное желание помочь, предупредить неблагоприятные поступки, постараться убедить, не в коем случае, не скрывать главные детали события; проявление определенного беспокойства за близких людей, установление добрых, открытых отношений, умение представлять себя в качестве другого лица, изображать различные социальные и профессиональные типы людей, убедительное «вживание» в образ другого человека возможно только в том случае, если сотрудник не просто понимает реальную мотивацию его поведения, а чувствует другого человека; желание оказания помощи, эмоциональный отклик.
Низкий уровень демонстрирует неумение полицейского располагать к себе людей разных статусов, разных категорий, не умеет их слышать и слушать, слабо осознает и понимает проблему населения и не всегда реагирует на нее оперативно; не всегда умеет вовремя или сказать какое-то нужное слово или промолчать, возможно отвлечь или, наоборот, заострить внимание на каком-то слове; нет желания помочь, предупредить неблагоприятные поступки, постараться убедить, не в коем случае, не скрывать главные детали события; не проявление беспокойства за близких людей, нежелание установить добрых, открытых отношений, неумение представлять себя в качестве другого лица, изображать различные социальные и профессиональные типы людей, убедительное «вживание» в образ другого человека возможно только в том случае, если сотрудник не просто понимает реальную мотивацию его поведения, а чувствует другого человека; желание оказания помощи, эмоциональный отклик.
Организационно-партнерский компонент. Высокий уровень показывает умение работы с группой людей - это могут быть просители и жители целого подъезда, дома; хорошее владение организаторскими способностями, которые включают в себя целый комплекс личностных качеств - проявление самообладания, проявление твердости, спокойствия, которые помогают ему осуществлять профессиональную деятельность -общаться с людьми, решать их вопросы, мирить конфликтующих; глубокое умение сосредоточиться на проблемах, понимать, что происходит у тебя в участке или не территории, куда пришел на собрание, проявление твердой выдержки и хладнокровия, даже если ситуация имеет высокий градус эмоциональности; умение полицейского хорошо сохранять собственное внутреннее спокойствие, то есть действовать взвешенно и четко в самых сложных, критических, жизненных ситуациях; хорошее чувство времени, развитие у себя самоменеджмента, позволяющие полицейскому грамотно распределять свою работу, планирование мероприятий; умение отслеживает собственную речь и слова, собственным пояснением каких-либо новых статей гражданского кодекса, слушать вопросы граждан и следить за временем, чтобы не опоздать на следующее мероприятие.
Средний уровень показывает среднее умение работы с группой людей - это могут быть просители и жители целого подъезда, дома; среднее владение организаторскими способностями, которые включают в себя целый комплекс личностных качеств - проявление самообладания, проявление твердости, спокойствия, которые помогают ему осуществлять профессиональную деятельность - общаться с людьми, решать их вопросы, мирить конфликтующих; хорошее умение сосредоточиться на проблемах, понимать, что происходит у тебя в участке или не территории, куда пришел на собрание, проявление твердой выдержки и хладнокровия, даже если ситуация имеет высокий градус эмоциональности; среднее умение полицейского хорошо сохранять собственное внутреннее спокойствие, то есть действовать взвешенно и четко в самых сложных, критических, жизненных ситуациях; среднее чувство времени, развитие у себя самоменеджмента, позволяющие полицейскому грамотно распределять свою работу, планирование мероприятий; умение отслеживает собственную речь и слова, собственным пояснением каких-либо новых статей гражданского кодекса, слушать вопросы граждан и следить за временем, чтобы не опоздать на следующее мероприятие.
Слабый уровень показывает неумение работы с группой людей - это могут быть просители и жители целого подъезда, дома; слабое владение организаторскими способностями, которые включают в себя целый комплекс личностных качеств - проявление самообладания, проявление твердости, спокойствия, которые помогают ему осуществлять профессиональную деятельность - общаться с людьми, решать их вопросы, мирить конфликтующих; слабое умение сосредоточиться на проблемах, понимать, что происходит у тебя в участке или не территории, куда пришел на собрание, проявление твердой выдержки и хладнокровия, даже если ситуация имеет высокий градус эмоциональности; слабое умение полицейского хорошо сохранять собственное внутреннее спокойствие, то есть действовать взвешенно и четко в самых сложных, критических, жизненных ситуациях; среднее чувство времени, развитие у себя самоменеджмента, позволяющие полицейскому грамотно распределять свою работу, планирование мероприятий; неумение отслеживает собственную речь и слова, собственным пояснением каких-либо новых статей гражданского кодекса, слушать вопросы граждан и следить за временем, чтобы не опоздать на следующее мероприятие.
Выводы. Итак, именно способность сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий значительно снижают материальные и психологические затраты в борьбе с преступниками. Чем выше уровень сформированной у полицейских способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения, тем выше эффективность профилактических мероприятий, результаты в разрешении поставленных целей и задач по обеспечению общественного порядка на местах.
Литература:
1. Дамашкан Т.М. Создание и автоматизация сверхэффективного отдела продаж / Умение общаться. -М.: Бизнес. Экономика. Финансы. 2017. - 188 с.
2. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др. - М.: Мысль, 2010. - 744 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Синева Надежда Леонидовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); ассистент кафедры экономики и менеджмента Исламова Гузаль Илгизовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) (г. Москва)
РАЗВИТИЕ КАРЬЕРНЫХ ТРАЕКТОРИЙ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
РЕСУРСАМИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития трудовой карьеры менеджера по управлению человеческими ресурсами. Выявляется, что развитие карьеры является важным фактором привлечения, мотивации и удержания передовых менеджеров по персоналу в организации. Определяется необходимость в активном использовании инновационных методов, технологий и подходов при построении карьерных траекторий. Исследуются вопросы персональной компетентности как специфической характеристики менеджера по персоналу. В целях развития карьерных траекторий менеджера по персоналу авторами предлагается к внедрению подход, предполагающий оценку уровня сформированности компетентности. Ключевые слова: менеджер, персонал, инновации, технологии, компетенции, эффективность. Annotation. The article deals with the problem of developing the career of a human resources manager. It reveals that career development is an important factor in attracting, motivating and retaining advanced HR managers in an organization. The need for active use of innovative methods, technologies and approaches in the construction of career paths is determined. The issues of personal competence as a specific characteristic of the personnel manager