фессиональные проблемы. Не нужно объяснять, что жизнь и деятельность сотрудника полиции, да и любого современного человека, нельзя представить без позитивного, эффективного общения и коммуникации. Всегда люди старались наладить общий язык друг с другом для эффективного взаимодействия, учились слышать и слушать друг друга. Именно коммуникация и рефлексия - важный атрибут в профессиональной деятельности полицейского в ходе общения с разными категориями граждан. Сегодня разработаны и реализуются определенные условия успешной коммуникации и общения с населением, соблюдая которые сотрудники полиции решают свои запланированные мероприятия с гражданами разных категорий.
Известный психолог, социалист по коммуникации и общению, практик в рамках проведения тренингов коммуникации, Тамара Михайловна Дамашкан пишет, что «главные условия успешного общения - это искренне интересоваться собеседником и стремиться получить удовольствие от восприятия его речи. Показное внимание здесь не годится. Благодаря этим условиям, ваш собеседник станет общаться с вами более откровенно и заинтересованно. Следует стремиться завоевать его симпатию и интерес, приложить максимум усилий, чтобы во время разговора установить взаимопонимание. Это и есть основные составляющие в процессе коммуникации. Умение общаться - это и умение слушать. Говорят, что люди предпочитают хороших слушателей хорошим ораторам. Все знают, что далеко не каждый человек способен выслушать собеседника. Тем не менее, умение слушать - это одно из основных правил общения, которое высоко ценится» [2, с. 22 - 28].
Эмпатийно-гуманистический компонент. Важным качеством, способствующим становлению доверительных отношений между полицией и населением, является проявление сотрудником полиции - эмпатии. В процессе общения сотрудники обязаны уметь располагать к себе людей разных статусов, разных категорий, уметь их слышать и слушать, понимать проблему населения и реагировать на нее оперативно. Сотрудник в ходе общения должен вовремя или сказать какое-то нужное слово или промолчать, можно отвлечь или, наоборот, заострить внимание на каком-то слове. Эмпатийное слушание должно вести за собой же-
Библиографический список
лание помочь, предупредить неблагоприятные поступки, постараться убедить, ни в коем случае, не скрывать главные детали события. Общение с разными категориями граждан должно осуществляться на основе нравственно-этических норм, чего часто не хватает сотрудникам полиции. Именно эмпатийно-гуманисти-ческие отношения эффективно меняют жизнь в нравственно-правовом направлении «полицейский-население». Беспокойство за близких людей, установление добрых, открытых отношений обязательно приводят к эффективным расследованиям, способствуют оперативному раскрытию правонарушений.
Организационно-партнерский компонент. Сотрудник полиции часто имеет дело ни с одним отдельным человеком на вверенном ему участке, а часто с целой группой людей. Работа с группой людей - это могут быть просители и жители целого подъезда, дома и т. д. Для решения данной задачи от полицейского требуется владение организаторскими способностями, которые включают в себя целый комплекс личностных качеств. Первое - проявление самообладанием, потому что не каждый человек, имеющий публичную профессию, относящийся к профессии «человек-человек», может проявлять твердость, спокойствие, которые помогают ему осуществлять профессиональную деятельность - общаться с людьми, решать их вопросы, мирить конфликтующих и т. д. То есть, самообладание позволяет хорошо сосредоточиться на проблемах, дума и продумывать разрешение, понимать, что происходит у тебя в участке или не территории, куда пришел на собрание, например, собрания микрорайона или отдельного дома. То есть, способность владения собой, проявляется в проявлении выдержки и хладнокровия, даже если ситуация имеет высокий градус эмоциональности.
Итак, разработанные нами основные компоненты способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий: когнитивно-педагогический, коммуникативно-рефлексивный, эмпатий-но-доверительный и организационно-партнерский, обеспечат продуктивность профилактической деятельности, осуществление проведения превентивных мероприятий с гражданами разных категорий способствуют усилению доверия общества к полиции.
1. Дамашкан Т.М. Создание и автоматизация сверхэффективного отдела продаж. Умение общаться. Москва: Бизнес. Экономика. Финансы. 2017.
2. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин ГЮ., Огурцов А.П. и др. Москва: Мысль, 2010.
References
1. Damashkan T.M. Sozdanie i avtomatizaciya sverh'effektivnogo otdela prodazh. Umenie obschat'sya. Moskva: Biznes. 'Ekonomika. Finansy. 2017.
2. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. V 4 tomah. Red. sovet: Stepin V.S., Gusejnov A.A., Semigin G.Yu., Ogurcov A.P. i dr. Moskva: Mysl', 2010.
Статья поступила в редакцию 08.02.19
УДК 378
Lezina V.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kerimov M.M., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE PROCESS OF FORMATION OF SCIENTIFIC OUTLOOK OF STUDENTS. The article is dedicated to one of the urgent problems of pedagogy - the ways of forming the scientific outlook of students. The subject of the analysis is cognitive activity and the conditions of its development. The author aims to show the best ways to solve this crucial task. The authors conclude that the task of the modern educational space of the university is to educate students, taking into account the prospects for the growth of scientific information, the need for a deep understanding of knowledge about the world. The success of ideological education of students depends on the correct use of methods and means by the teacher. Students who have this need will be formed in this process of understanding, will be guided in the vicissitudes of our time, in the future to build their relationships with the outside world.
Key words: cognitive activity, scientific worldview, personality formation, problem-based learning.
В.В. Лезина, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: [email protected]
ММ Керимов, д-р филос. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена одной из актуальных проблем педагогики - способам формирования научного мировоззрения студентов. Предметом анализа выступают познавательная активность и условия развития. Авторы делают вывод о том, что задача современного образовательного пространства вуза - воспитать у студентов с учетом перспектив роста научной информации потребность к глубокому осмыслению знаний о мире. Успешность мировоззренческого воспитания студентов во многом зависит от правильного использования преподавателем методов и средств, которыми он обладает Студенты, у которых эта потребность будет сформирована в указанном процессе осмысления, будут ориентироваться в перипетиях нашего времени, в дальнейшем строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Ключевые слова: познавательная активность, научное мировоззрение, формирование личности, проблемное обучение.
Современный этап развития общества характеризуется сложным сплетением политических, экономических, научно-технических процессов. Человеку становится все труднее справляться с изменениями в окружающем его мире и темпами этих перемен. В связи с этим возрастает роль научного мировоззрения, которое служит средством понимания, объяснения и является одной из основных задач отечественной педагогики. Об этом говорится в «Национальной доктрине
образования в Российской Федерации» [1]. Новые условия создают потребность в социально активной личности, ответственной, всесторонне развитой.
Выделяют психическую, социально-психологическую, умственную интеллектуальную, познавательную активность [2]. Несмотря на многочисленные формулировки познавательной активности, в них прослеживается общий подход к характеристике данного термина. Познавательная активность, - по мнению
Г И. Щукиной, - есть интегральное свойство личности, влияющее на весь учебный процесс, одновременно являясь предпосылкой и результатом развития [9]. Для познавательной активности характерна поисковая направленность в обучении, стремление удовлетворить познавательный интерес, как в учебной, так и во внеучебной деятельности студентов [3].
Всестороннее развитие личности, формирование мировоззрения и развитие познавательной активности - явления, находящиеся в тесной между собой связи. Мировоззрение - структурообразующая основа личности. Связь эта может представляться как процесс и вместе с тем как результат.
Овладение сущностью законов развития природы и общества происходит в процессе деятельности. Степень активности познания находится в прямой зависимости от глубины, устойчивости преобразовательных отношений к объектам познания (к знаниям о мире или реальному миру).
Необходимо отметить, что сознание студента в процессе обучения выступает не как объект, который пассивен и лишь ожидает, что кто-то его изменит по своему усмотрению.
Формирование научного мировоззрения означает, что студент активно выступает в качестве субъекта, то есть формирует свое мировоззрение. Самовоспитание является основой формирования мировоззрения личности, основой прекращения обыденного, стихийно складывавшего мировоззрения в мировоззрение научное, базирующееся на общечеловеческом опыте. И преподавателю необходимо добиваться такого эффекта, который вызывал бы у студента внутреннюю потребность самостоятельно разбираться в мировоззренческих проблемах, совершенствоваться в этой области, исходя из твердо усвоенных принципов. Самостоятельное и активное творческое мышление, связанное со многими сопоставлениями, жизненными наблюдениями, «борьбой с собой», сомнениями, переосмыслением раннее принятых, но недостаточно обоснованных установок, играет незаменимую роль в деле утверждения действительно твердых, незыблемых мировоззренческих принципов. Ибо всякое воспитание достигает цели лишь в тесной связи с самовоспитанием, с созданием и использованием условий, необходимых для развития активной творческой деятельности самих воспитуемых, студентов.
Глубина и полнота отношений человека, с которыми мы связываем овладение сущностью законов, понятий зависит не столько от новизны его впечатлений, сколько от сущности наблюдаемых явлений. Сложные понятия, предусматривающие соответствующие способы мыслительной и практической деятельности молодого человека, способны вызвать у него глубокое к ним отношение. Это обстоятельство имеет принципиальное значение в учебно-воспитательном процессе вуза.
Осмысление различных знаний, способствующее всестороннему развитию личности, начинается, когда у каждого студента появляется ощущение собственного незнания, когда восприятие нового предмета, явления или возникающее понятие не укладывается в те представления, которыми каждый из них владеет. Нечеткость нового восприятия, неполная его адекватность имеющимся представлениям побуждают искать разрешения загадки, стараться разрешить возникшую проблему.
Очевидно, что указанная деятельность должна быть активной и целеустремленной, направленной не столько на получение новых впечатлений, хотя это тоже очень важно, сколько на установление причинно-следственных связей различных явлений, событий, что, несомненно, способствует развитию личности. В условиях вуза соответствующая педагогическая задача решается вовлечением студентов в исследовательскую деятельность. Научность содержания познавательной деятельности студентов делает оправданной постановку перед ними некоторых проблем из числа тех, которые занимают и ученых. Способы решения названных проблем неодинаковы, равно как глубина и масштабы выясняемых связей.
Мыслительная деятельность студента, в процессе которого происходит отражение и преобразование окружающего мира, представляет плод его усилий, которые он совершает, в соответствии с его знаниями, возможностями и настроением, его отношением к объектам познания [4].
Библиографический список
Принимая во внимание это обстоятельство, следует сделать вывод, что приобретаемые студентом знания и умения, а равно и формирующиеся у него в процессе его обучения мировоззрение есть результат самообразования. (Самообразование в данном случае понимается нами как сущностный признак активности познавательной деятельности). Аналогично результату самообразования студента, условием его всестороннего развития является его мировоззрение, формирующееся в процессе и на основе знаний, приобретаемых им в отражательно-преобразовательской деятельности, а именно, обобщенных знаний (философских, научных, нравственных, этико-эстетиче-ских), являющихся основой взглядов, убеждений и жизненной позиции человека в обществе [5]. Вовлечение студентов в ситуации поисков решения проблем способствует открытию ими для себя новых знаний и формированию их убежденности в правомерности этих знаний, основа которой - в умении самостоятельно разбираться в сущности событий и явлений и связях между ними. Ведь для того чтобы система стимулов «сработала», воплотилась в действие, она должна быть внутренне осознана, всецело осмыслена студентами в своих целях, принципах, планируемых результатах. Отсюда и утверждение в их сознании созидательного отношения к реальному миру. Этому будут способствовать систематическая модернизация содержания и способов деятельности студентов, одной из которых постановка преподавателем перед студентами определенных проблем с учетом индивидуальных особенностей студентов и организация их решения. Существуют разные способы создания проблемных ситуаций. Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности студентов. Можно выделить несколько этапов:
I этап - создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема должна быть достаточно трудной, но посильной для студентов, введением и осознанием завершается первый этап.
На II этапе - разрешение проблемы - студент перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.
III этап направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Он завершается возникновением «озарения».
Проблемный метод обучения затрагивает внутренний мир личности и мобилизует личность на формирование новых установок. Истинная мысль проблемного метода состоит в том, что он затрагивает личность,интересы и представления. Это умение ставить вопросы не только общетеоретического, но личностного смысла, вызывающие внутренний интерес, умственную и моральную активность личности. Проблема всегда есть схваченное в мышлении противоречие и тот внутренний толчок, импульс мыслительного процесса, который содержится как в научном познании, так и в процессе обучения и воспитания. Проблема, поставленная преподавателем перед студентами, может, однако и не стать их проблемой. Последнее должен обеспечить преподаватель, приняв необходимые меры, проведя некоторую подготовительную работу. Он должен побудить студентов искать способы решения проблемы, соответствующие творческой индивидуальности каждого, в деталях.
Проблемный метод обсуждается многими в педагогической и философской литературе. Однако, как отмечает В.А. Щербинин [6], встречается чрезмерное увлечение проблемностью. Она не должна стать самоцелью, такой подход снижает информативное назначение занятий и негативно влияет на формирование мировоззренческих убеждений у студентов. Для развития диалектического мышления существенное значение имеет овладение особым умственным приемом -поиском противоречий [ 7; 8].
Таким образом, успешность мировоззренческого воспитания студентов во многом зависит от правильного использования преподавателем методов и средств, которыми он обладает.
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Available at: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
2. Аристова Л.П. Активность учения школьника. Москва: Просвещение, 1968.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва, 1979.
4. Бабаскина Е.Г. Развитие познавательной активности как ведущий фактор в процессе овладения переводческой стратегией. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013; 4: 155 - 159.
5. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема. Современные исследования социальных проблем. 2017; Том 8, № 1.
6. Щербинин В.А. Научное мировоззрение и жизненная позиция личности. Диссертация ... доктора философских наук, Москва, 1991.
7. Захарян М.А. Формирование научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ средствами обобщения знаний: на примере школьного курса физики. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2005.
8. Формирование научного мировоззрения учащихся. Под редакцией Э.И. Моносзона. Москва, 1985.
References
1. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Available at: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
2. Aristova L.P. Aktivnost' ucheniya shkol'nika. Moskva: Prosveschenie, 1968.
3. Schukina G.I. Aktivizaciya poznavatel'nojdeyatel'nosti uchaschihsya v uchebnomprocesse. Moskva, 1979.
4. Babaskina E.G. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti kak veduschij faktor v processe ovladeniya perevodcheskoj strategiej. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; 4: 155 - 159.
5. Bochkareva T.N. Poznavatel'naya aktivnost' studentov vuzov kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017; Tom 8, № 1.
6. Scherbinin V. A. Nauchnoe mirovozzrenie i zhiznennaya poziciya lichnosti. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk, Moskva, 1991.
7. Zaharyan M.A. Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh shkol sredstvami obobscheniya znanij: na primere shkol'nogo kursa fiziki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2005.
8. Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya uchaschihsya. Pod redakciej 'E.I. Monoszona. Moskva, 1985.
Статья поступила в редакцию 05.02.19
УДК 37
Lezina V.V., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: [email protected]
Plieva T.A., postgraduate, Department of Pedagogy, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
RESEARCH AND ARTISTIC ACCENTUATION OF DEVELOPING WORLD VIEW OF STUDENTS. The article is dedicated to the problem of students world-outlook foundation in modern conditions. The authors expose scientific and art accents of this phenomenon. The authors consider scientific accent as a scientific thinking, art accent - as an art thinking and emotions. The work proves its connection in the world-outlook foundation. The result of the research is pedagogic technology of students world-outlook foundation in base of integrative development of scientific and art thinking. The authors propose a technology of self-education, the components of which are: self-diagnosis: reflection of their attitude to the world and their place in it, the allocation of the most important problems for themselves, the search for ways to solve them based on prerogatives. The technology provides for the study of the nomenclature of personal self-development goals, identification of the content of self-education, on the basis of which personal qualities and the main areas of individuality develop.
Key words: world-outlook, scientific thinking, emotions, students, connection, pedagogic technology.
В.В. Лезина, д-р социол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: [email protected]
Т.А. Плиева, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: [email protected]
НАУЧНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКЦЕНТУАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Статья посвящена проблеме формирования мировоззрения студенческой молодежи в современных условиях. Автором раскрыты научная и художественная акцентуции этого явления. В качестве научной акцентуации рассмотрено научное мышление, в качестве художественной - художественное мышление и эмоции. Доказана их связь в процессе формирования мировоззрения. Предложена педагогическая технология формирования мировоззрения студентов на основе интегративного развития научного и художественного мышления. Авторы предлагают технологию самовоспитания, компонентами которой являются: самодиагностика: рефлексия своего отношения к миру и своего места в нем, выделение наиболее значимых для себя проблем, поиск путей их решения с опорой на прерогативы
Ключевые слова: мировоззрение, научное мышление, художественное мышление, эмоции, студенческая молодежь, интеграция, педагогическая технология.
Существенное преобразование картины мира во втором десятилетии Ш-го тысячелетия, сопряженное с трехкратным увеличением численности человечества, двадцатикратным увеличением промышленного производства, ростом информационных потоков, изменением общественной психологии мышления,-актуализирует необходимость исследования жизнеутверждающих акцентуаций мировоззрения студенческой молодежи.
При этом акцентуацию мы интерпретируем как расстановку приоритетов, выделение, подчеркивание чего-либо. В трактовке мировоззрения мы придерживаемся его толкования Педагогическим энциклопедическим словарем, авторы которого полагают, что это - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества [1]. Молодёжь тот же терминологический источник определяет как социально-демографическую группу людей со свойственными им возрастными особенностями, социальным положением, местом и функциями в социальной структуре общества, интересов и ценностей. Объектом исследования нашей статьи является студенчество (в переводе с латинского - «усердно работающий, занимающийся» [2], являющееся прогрессивной частью молодежи в силу наибольшей выраженности у студенческой группы интеллектуальных, исследовательских, творческих, эмоциональных, художественных личностных составляющих.
Вернемся к отправному тезису нашего исследования: жизнеутверждающие акцентуации мировоззрения студенческой молодежи детерминируются стилевыми характеристиками их мышления. Под стилевыми характеристиками мы понимаем обусловленность мышления эпохой. А.А. Ивин образно сравнивает стиль мышления исторической эпохи с 1) «окулярами», через которые смотрят люди, живущие в данный исторический период, или 2) «ветром, непреодолимо гнущим мышление людей того временного периода в одну сторону» [3].
Общая проблематика стилей мышления представлена в научных трудах Э. Гуссерля и М.Хайдеггера. Идея меняющихся «стилей теоретизирования» была предметом дискуссий О. Шпенглера, М. Шелера, Т. Парсонса, Р. Барта, Ж.-П. Сартра. Стили научного мышления в контексте «исторической школы» осмысливались Т. Куном, И. Лакатосом, К. Манхеймом, П. Фейерабендом, М. Фуко и др.
Стилевые характеристики мышления современной студенческой молодежи формируются на основе величайших достижений науки XX века: теории развития, эволюционирования, относительности, квантовой механики, биологии, космологии, синергетики (самоорганизации), информатизации. Научный подход
является базовым в разработке содержания школьного и вузовского образования, где системно воплощаются фундаментальные идеи, идеалы, принципы науки вообще, её методологический и методический инструментарий, в частности. С их учетом складываются духовная культура, ценности, жизненные позиции студенческой молодежи. Кто, как не она в наибольшей степени воплощает в социальную и профессиональную жизнь ценности развитого интеллекта, творчества и научной рациональности, участвует в создании нового знания? Авторитет общественного института науки формирует высокий личностный статус студента, своего приверженца. Высшая школа как общественный институт служит задачам социальной стратификации, выполняя функцию «социального лифта», обеспечивающего студенчеству вертикальную социальную мобильность.
Знаниево-гуманистическая цель современного высшего образования включает не только новейшую научно-техническую информацию, но и выражаемое искусством эмоционально-ценностное отношение личности к миру и человеку в нём, а также систему нравственно-эстетических чувств. Отражение мира в искусстве ориентировано не столько на объективность, сколько на выражение его глубинной сущности, что является несомненным атрибутом истины. По этой причине познавательной особенностью искусства является «прямое усмотрение истины» [4], не нуждающееся в доказательствах.
В художественном мышлении реализуются чувства, разум, воля, совесть, способности, интересы, что позволяет сравнивать искусство с наукой. По мнению великого Леонардо да Винчи (1452 - 1519), искусство, как и наука, познает мир, однако использует при этом другие методы. Если научная мысль исследует сущность вещей и явлений природы, объясняя их взаимосвязь и взаимозависимость, то искусство отражает эти связи и отношения через художественные образы, интуицию творца художественного произведения. Если для науки целеполагающим регулятивом выступает закономерность, то для искусства - эстетический идеал. Как ученый Леонардо преклонялся перед мудростью законов природы, а как художник - перед совершенством ее красоты. Для него наука была искусством, а искусство - наукой [5].
Итак, искусство как продукт художественного мышления отличает самодостаточность, самоочевидность, самодоказательность. Оно обеспечивает «надэм-пирическую трансляцию человеческого опыта» [6], личностно-объективное отображение мира на основе художественных образов. Искусство, в отличие от науки, выражает личностные смыслы жизни человека, народа, поколения. Именно искусство демонстрирует, насколько отражение действительности зависит от способа ее восприятия.