Научная статья на тему 'Научная и художественная акцентуации формирования мировоззрения студенческой молодёжи'

Научная и художественная акцентуации формирования мировоззрения студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLD-OUTLOOK / SCIENTIFIC THINKING / EMOTIONS / STUDENTS / CONNECTION / PEDAGOGIC TECHNOLOGY / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лезина В.В., Плиева Т.А.

Статья посвящена проблеме формирования мировоззрения студенческой молодежи в современных условиях. Автором раскрыты научная и художественная акцентуции этого явления. В качестве научной акцентуации рассмотрено научное мышление, в качестве художественной художественное мышление и эмоции. Доказана их связь в процессе формирования мировоззрения. Предложена педагогическая технология формирования мировоззрения студентов на основе интегративного развития научного и художественного мышления. Авторы предлагают технологию самовоспитания, компонентами которой являются: самодиагностика: рефлексия своего отношения к миру и своего места в нем, выделение наиболее значимых для себя проблем, поиск путей их решения с опорой на прерогативы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND ARTISTIC ACCENTUATION OF DEVELOPING WORLD VIEW OF STUDENTS

The article is dedicated to the problem of students world-outlook foundation in modern conditions. The authors expose scientific and art accents of this phenomenon. The authors consider scientific accent as a scientific thinking, art accent as an art thinking and emotions. The work proves its connection in the world-outlook foundation. The result of the research is pedagogic technology of students world-outlook foundation in base of integrative development of scientific and art thinking. The authors propose a technology of self-education, the components of which are: self-diagnosis: reflection of their attitude to the world and their place in it, the allocation of the most important problems for themselves, the search for ways to solve them based on prerogatives. The technology provides for the study of the nomenclature of personal self-development goals, identification of the content of self-education, on the basis of which personal qualities and the main areas of individuality develop.

Текст научной работы на тему «Научная и художественная акцентуации формирования мировоззрения студенческой молодёжи»

4. Babaskina E.G. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti kak veduschij faktor v processe ovladeniya perevodcheskoj strategiej. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; 4: 155 - 159.

5. Bochkareva T.N. Poznavatel'naya aktivnost' studentov vuzov kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017; Tom 8, № 1.

6. Scherbinin V. A. Nauchnoe mirovozzrenie i zhiznennaya poziciya lichnosti. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk, Moskva, 1991.

7. Zaharyan M.A. Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh shkol sredstvami obobscheniya znanij: na primere shkol'nogo kursa fiziki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2005.

8. Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya uchaschihsya. Pod redakciej 'E.I. Monoszona. Moskva, 1985.

Статья поступила в редакцию 05.02.19

УДК 37

Lezina V.V., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: lezina07@rambler.ru

Plieva T.A., postgraduate, Department of Pedagogy, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: plieva@mail.ru

RESEARCH AND ARTISTIC ACCENTUATION OF DEVELOPING WORLD VIEW OF STUDENTS. The article is dedicated to the problem of students world-outlook foundation in modern conditions. The authors expose scientific and art accents of this phenomenon. The authors consider scientific accent as a scientific thinking, art accent - as an art thinking and emotions. The work proves its connection in the world-outlook foundation. The result of the research is pedagogic technology of students world-outlook foundation in base of integrative development of scientific and art thinking. The authors propose a technology of self-education, the components of which are: self-diagnosis: reflection of their attitude to the world and their place in it, the allocation of the most important problems for themselves, the search for ways to solve them based on prerogatives. The technology provides for the study of the nomenclature of personal self-development goals, identification of the content of self-education, on the basis of which personal qualities and the main areas of individuality develop.

Key words: world-outlook, scientific thinking, emotions, students, connection, pedagogic technology.

В.В. Лезина, д-р социол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: lezina07@rambler.ru

Т.А. Плиева, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: plieva@mail.ru

НАУЧНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКЦЕНТУАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Статья посвящена проблеме формирования мировоззрения студенческой молодежи в современных условиях. Автором раскрыты научная и художественная акцентуции этого явления. В качестве научной акцентуации рассмотрено научное мышление, в качестве художественной - художественное мышление и эмоции. Доказана их связь в процессе формирования мировоззрения. Предложена педагогическая технология формирования мировоззрения студентов на основе интегративного развития научного и художественного мышления. Авторы предлагают технологию самовоспитания, компонентами которой являются: самодиагностика: рефлексия своего отношения к миру и своего места в нем, выделение наиболее значимых для себя проблем, поиск путей их решения с опорой на прерогативы

Ключевые слова: мировоззрение, научное мышление, художественное мышление, эмоции, студенческая молодежь, интеграция, педагогическая технология.

Существенное преобразование картины мира во втором десятилетии III-го тысячелетия, сопряженное с трехкратным увеличением численности человечества, двадцатикратным увеличением промышленного производства, ростом информационных потоков, изменением общественной психологии мышления,-актуализирует необходимость исследования жизнеутверждающих акцентуаций мировоззрения студенческой молодежи.

При этом акцентуацию мы интерпретируем как расстановку приоритетов, выделение, подчеркивание чего-либо. В трактовке мировоззрения мы придерживаемся его толкования Педагогическим энциклопедическим словарем, авторы которого полагают, что это - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества [1]. Молодёжь тот же терминологический источник определяет как социально-демографическую группу людей со свойственными им возрастными особенностями, социальным положением, местом и функциями в социальной структуре общества, интересов и ценностей. Объектом исследования нашей статьи является студенчество (в переводе с латинского - «усердно работающий, занимающийся» [2], являющееся прогрессивной частью молодежи в силу наибольшей выраженности у студенческой группы интеллектуальных, исследовательских, творческих, эмоциональных, художественных личностных составляющих.

Вернемся к отправному тезису нашего исследования: жизнеутверждающие акцентуации мировоззрения студенческой молодежи детерминируются стилевыми характеристиками их мышления. Под стилевыми характеристиками мы понимаем обусловленность мышления эпохой. А.А. Ивин образно сравнивает стиль мышления исторической эпохи с 1) «окулярами», через которые смотрят люди, живущие в данный исторический период, или 2) «ветром, непреодолимо гнущим мышление людей того временного периода в одну сторону» [3].

Общая проблематика стилей мышления представлена в научных трудах Э. Гуссерля и М.Хайдеггера. Идея меняющихся «стилей теоретизирования» была предметом дискуссий О. Шпенглера, М. Шелера, Т. Парсонса, Р Барта, Ж.-П. Сартра. Стили научного мышления в контексте «исторической школы» осмысливались Т. Куном, И. Лакатосом, К. Манхеймом, П. Фейерабендом, М. Фуко и др.

Стилевые характеристики мышления современной студенческой молодежи формируются на основе величайших достижений науки XX века: теории развития, эволюционирования, относительности, квантовой механики, биологии, космологии, синергетики (самоорганизации), информатизации. Научный подход

является базовым в разработке содержания школьного и вузовского образования, где системно воплощаются фундаментальные идеи, идеалы, принципы науки вообще, её методологический и методический инструментарий, в частности. С их учетом складываются духовная культура, ценности, жизненные позиции студенческой молодежи. Кто, как не она в наибольшей степени воплощает в социальную и профессиональную жизнь ценности развитого интеллекта, творчества и научной рациональности, участвует в создании нового знания? Авторитет общественного института науки формирует высокий личностный статус студента, своего приверженца. Высшая школа как общественный институт служит задачам социальной стратификации, выполняя функцию «социального лифта», обеспечивающего студенчеству вертикальную социальную мобильность.

Знаниево-гуманистическая цель современного высшего образования включает не только новейшую научно-техническую информацию, но и выражаемое искусством эмоционально-ценностное отношение личности к миру и человеку в нём, а также систему нравственно-эстетических чувств. Отражение мира в искусстве ориентировано не столько на объективность, сколько на выражение его глубинной сущности, что является несомненным атрибутом истины. По этой причине познавательной особенностью искусства является «прямое усмотрение истины» [4], не нуждающееся в доказательствах.

В художественном мышлении реализуются чувства, разум, воля, совесть, способности, интересы, что позволяет сравнивать искусство с наукой. По мнению великого Леонардо да Винчи (1452 - 1519), искусство, как и наука, познает мир, однако использует при этом другие методы. Если научная мысль исследует сущность вещей и явлений природы, объясняя их взаимосвязь и взаимозависимость, то искусство отражает эти связи и отношения через художественные образы, интуицию творца художественного произведения. Если для науки целеполагающим регулятивом выступает закономерность, то для искусства - эстетический идеал. Как ученый Леонардо преклонялся перед мудростью законов природы, а как художник - перед совершенством ее красоты. Для него наука была искусством, а искусство - наукой [5].

Итак, искусство как продукт художественного мышления отличает самодостаточность, самоочевидность, самодоказательность. Оно обеспечивает «надэм-пирическую трансляцию человеческого опыта» [6], личностно-объективное отображение мира на основе художественных образов. Искусство, в отличие от науки, выражает личностные смыслы жизни человека, народа, поколения. Именно искусство демонстрирует, насколько отражение действительности зависит от способа ее восприятия.

Художественный образ как основная матричная единица искусства «конвертируется» наукой. Он мобилизует воображение, являющееся неотъемлемым механизмом любого научного исследования. В этом - синкретическая связь искусства и науки. Синкретизм научного и художественного мышления современного представителя студенчества проявляется в слиянии рационального мышления с чувственным опытом, эстетической перцепцией, нравственным переживанием.

Помимо когнитивных процессов молодой человек обладает психической реальностью, включающей эмоционально-личностную сферу и состояния сознания, отражающие «образ мира» и «образ самого себя».

В психологии эмоции рассматриваются как сложные образования, которым свойственны отражательные (познавательные) и регуляторные функции. Представители западной психологии (У.Джеймс, К.Ланге) полагают, что воздействие на организм внешних стимулов вызывает вегетативные (органические), вазомоторные и нервно-мышечные изменения. Переработка в центральной нервной системе импульсов о возможных изменениях в организме, поступающих от внутренних органов и органов движения, ведет к возникновению эмоций и эмоциональных переживаний.

Отечественными психологами: Л.С. Выготским, В.К. Вилюнасом, С.Л. Рубинштейном сформулированы положения о единстве эмоций и познания. По этому поводу Л.С. Выготский писал, что существует тесная связь между познавательными и эмоциональными процессами (связь «интеллекта с аффектом»), что проявляется в виде «интеллектуализации» эмоций и «эмоционализации» интеллекта [7]. Психология XXI века подтверждает, что эмоциональный интеллект столь же важен в познании и исследовательской деятельности, как и Ю. Эмоции стимулируют мышление и творческий потенциал человека.

Таким образом, путем слияния когнитивно выраженного научного и эмоционально окрашенного художественного мышления формируется мировоззрение современного студента. Общими качествами «интегрированной» личности являются: научно-художественная направленность, интеллект, эмоциональность.

В условиях вуза формирование таких качеств достигается посредством педагогической поддержки, усиления и дополнения самостоятельного действия студента педагогическим воздействием. Общим основанием дидактического

Библиографический список

процесса является его ориентация на развитие личности как субъекта учебной деятельности и жизнедеятельности в целом. Мы разделяем мнение Д. Медоуза и Л. Перельмана, что в основу курсов традиционных дисциплин должны быть заложены программы, отражающие особенности научных глобальных проблем современности и их чувственного преломления. Такие программы будут начинаться с определения причин и сути возникновения определённой проблемы современности, сопровождаться ее личной эмоциональной оценкой, разрешаться заинтересованным поиском методов её решения. Реализуемая таким образом этика академического образования основывается на новом подходе к решению современных проблем: обучение должно осуществляться не в виде применения готовых формул, а с переносом акцента на развитие личностного чувственно окрашенного познавательного интереса к самостоятельному поиску.

В концептуальной структуре построения такого образования реализуется корреляция содержания учебных программ с современным уровнем научно-технического знания, проблемами общечеловеческого значения, моральной ответственностью студенческой молодежи за последствия своей деятельности. Усиливается эмоциональный аспект обучения и его эстетическая направленность за счёт использования произведений художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства, иллюстрирующих смысл, эстетическую и общекультурную значимость изучаемых явлений и закономерностей.

Технологии воспитания многоварианты. Мы предлагаем технологию самовоспитания, компонентами которой являются: 1) самодиагностика: рефлексия своего отношения к миру и своего места в нем, 2) выделение наиболее значимых для себя проблем, 3) поиск путей их решения с опорой на прерогативы а) научного мышления, б) художественного мышления, 4) переход в новое состояние мироощущения и миропонимания. Наша технология направлена на развитие научного и художественного мышления студента в их интегративной направленности на формирование его мировоззрения. Технология предусматривает исследование номенклатуры целей личностного саморазвития, выявление содержания самовоспитания, на основе которого развиваются личностные качества и основные сферы индивидуальности (интеллектуальная, эмоциональная, волевая, экзистенциальная, саморегуляции).

1. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия». Москва, 2002.

2. Столяренко Л.Д. Возрастная психология: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

3. Ивин А.А. Современная философия науки. Москва: Высшая школа, 2005. С.484.

4. Хрусталев Ю.М. История философии и науки. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.

5. Реаже Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В IV т. Т. 3. Новое время: с. 7.

6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2008.

7. Выготский Л.С. Проблема эмоций. Вопросы психологии. 1958; 3: 45.

References

1. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Nauch. izd-vo «Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya». Moskva, 2002.

2. Stolyarenko L.D. Vozrastnaya psihologiya: uchebnik. Rostov-na-Donu: Feniks, 2017.

3. Ivin A.A. Sovremennaya filosofiya nauki. Moskva: Vysshaya shkola, 2005. S.484.

4. Hrustalev Yu.M. Istoriya filosofii i nauki. Rostov-na-Donu: «Feniks», 2009.

5. Reazhe Dzh., Antiseri D. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashih dnej. V IV t. T. 3. Novoe vremya: s. 7.

6. Leshkevich T.G. Filosofiya nauki: uchebnoe posobie. Moskva: INFRA-M, 2008.

7. Vygotskij L.S. Problema 'emocij. Voprosy psihologii. 1958; 3: 45.

Статья поступила в редакцию 05.02.19

УДК 371.016

Lobacheva N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Humanities and Education Science Academy Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: lobachevana@ua.fm

IMPROVING COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE FRAMEWORK OF THE COURSE ON RHETORIC. The

article presents ways of interaction between a teacher and students with hearing impairments in the classroom of rhetoric. These are rhetorical skills that contribute to the resolution of the internal contradiction between the degree of adaptation of a student with disabilities to society and the degree of his isolation in society. Education of students with disabilities requires special strategies and tactics in teaching, based on personality-oriented, activity-based approaches. The author offers general and specific recommendations of adaptive forms and methods of work at lectures and practical classes with students with hearing impairment, which contributes to a comprehensive approach to improving the communicative competence of students.

Key words: communicative competence, students with disabilities, rhetoric, work technology, visual, hearing.

Н.А. Лобачева, канд. филол. наук, доц. Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (филиал), г. Ялта, E-mail: lobachevana@ua.fm

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ КУРСА «РИТОРИКА»

В статье представлены способы взаимодействия преподавателя со студентами, имеющими нарушения слуха на занятиях по риторике. Именно риторические навыки способствуют разрешению внутреннего противоречия между степенью адаптации студента с ограниченными возможностями здоровья к обществу и степенью его обособления в социуме. Обучение студентов с ограничениями возможностей здоровья требует особых стратегий и тактик в преподавании, основанных на личностно ориентированном деятельностном подходе. Автором предложены общие и частные рекомендации адаптивных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.