Научная статья на тему 'Педагогические средства развития творческого мышления как части процесса формирования мировоззрения'

Педагогические средства развития творческого мышления как части процесса формирования мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / THINKING / CREATIVE THINKING / CREATIVE THINKING AS AN INTEGRAL PART OF THE WORLDVIEW / PEDAGOGICAL MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курлянова Наталья Васильевна

В статье анализируется содержательно-технологическое обеспечение процесса развития творческого мышления обучающихся, включающее следующие структурные компоненты: материальные педагогические средства, идеальные педагогические средства, игровые технологии, коммуникативные технологии. Научно обоснован комплекс педагогических средств, обеспечивающих эффективное развитие творческого мышления обучающихся как части процесса формирования мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FACILITIES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING AS A PART OF THE FORMATION OF THE WORLDVIEW

The article analyzes the content-technological support of the process of development of creative thinking of students, which includes the following structural components: material teaching tools, ideal teaching tools, gaming technology, communication technologies. The complex of pedagogical means providing the effective development of students’ creative thinking as part of the process of forming a worldview has been scientifically grounded.

Текст научной работы на тему «Педагогические средства развития творческого мышления как части процесса формирования мировоззрения»

УДК 377 ББК 74.57

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЧАСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Н. В. Курлянова

В статье анализируется содержательно-технологическое обеспечение процесса развития творческого мышления обучающихся, включающее следующие структурные компоненты: материальные педагогические средства, идеальные педагогические средства, игровые технологии, коммуникативные технологии. Научно обоснован комплекс педагогических средств, обеспечивающих эффективное развитие творческого мышления обучающихся как части процесса формирования мировоззрения.

Ключевые слова: мышление, творческое мышление, творческое мышление как составная часть мировоззрения, педагогические средства.

Непрерывные изменения, происходящие во всех сферах жизни общества, приводят к необходимости реализации в личности гибкого творческого мышления, без которого познавательное развитие и становление личности будущего специалиста невозможно. С этой целью ведется поиск эффективных педагогических средств развития творческого мышления обучаемых в образовательном процессе.

Мышление имеет биологический и социальный аспекты. На способность мышления к производству идей обращает внимание Г. Г. Гранатов. Производство или создание новых идей есть процесс творческий, что подчеркивает творческий характер мышления [1]. В результате взаимодействия сознательного, бессознательного и эмоций рождаются идеи, формируются убеждения как структурные компоненты мировоззрения личности.

Мы рассматриваем развитие творческого мышления как часть процесса формирования мировоззрения, а мировоззрение характеризуется глубиной и устойчивостью его структурных компонентов: знаний, взглядов убеждений, идеалов.

Раскрывая положение о том, что творческое мышление — это составная часть мировоззрения, мы исходили из того, что мировоззрение — это одна из форм сознания, а мышление — это процесс взаимодействия конкретно-чувственных и понятийных образов, позволяющий в постоянно меняющемся мире формировать соразмерные представления, взгляды, убеждения, отношение к ценностям. Творческое мышление — это процесс, с помощью которого структурные компоненты мировоззре-

ния связываются между собой в единое целое. Анализ мировоззрения как категории позволяет уяснить сущность, содержание и структуру мировоззрения как явления, специфику мировоззренческого отражения и освоения действительности, а, следовательно, определить средства, способы его формирования у обучаемых, что сделать достаточно сложно.

Структурные компоненты творческого мышления как составной части мировоззрения находятся в постоянном развитии, видоизменении. С целью развития творческого мышления нами разработан комплекс педагогических средств. Разрабатывая данный комплекс, мы опираемся на понятие «педагогические средства», данное в педагогическом словаре Г. М. Коджаспиро-вой [2].

Средства обучения П. И. Пидкасистый и С. М. Смирнов делят на материальные и идеальные [3; 4]. Следует обратить внимание на использование материальных и идеальных средств обучения вместе с целью их дополнения.

Мы применяем понятие «средства обучения» к уровню организации и проведения учебного занятия.

Педагогические средства призваны воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную сферу мышления обучаемых и должны быть использованы в комплексе. Поскольку мы рассматриваем развитие творческого мышления как части мировоззрения при изучении дисциплин «История» и «Обществознание», необходимо применение документальных материалов, к которым мы относим исторические источники и философские произведения. Особое значение имеют исторические документы.

Они являются памятниками прошлого и поэтому обладают убедительностью и доказательностью, уменьшают возможность модернизации отдельных событий. Работа с документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию. Документы помогают в усвоении важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения обучаемых. Исторический документ рассматривается как вспомогательное средство обучения к основному источнику знаний — учебно-методическому пособию, способствует конкретизации учебного материала, поскольку помогает обучаемым понять исторические факты.

По В. П. Беспалько, учебное пособие — это информационная модель педагогической системы [5]. Разработанное учебно-методическое пособие «Обществознание» отражает алгоритмы функционирования и управления процессом познания обучающегося. Цели заданы диагностично, для всей дисциплины в целом, а также для каждой темы. Дидактический цикл включает ориентировочный, исполнительный и контрольный этапы учебной деятельности обучаемых. Структура и учебные темы представлены в виде логической структуры, которая отражает последовательность изучения тем и внутрипредметную связь между ними. Учебный материал представлен в алгоритмическом изложении информации. Первоначально формулируются основные понятия, затем проводится более точное, подробное и последовательное описание действий по применению этих понятий к решению практических заданий. К каждой теме прилагаются тестовые задания для самопроверки. Работа с описанными информационными источниками, безусловно, способствует развитию мышления обучаемых, поскольку оказывает воздействие на интеллектуальную сферу личности. Но для развития творческого мышления как части мировоззрения огромное значение имеет воздействие на эмоциональную сферу личности.

В качестве педагогического средства, воздействующего на эмоциональную сферу личности, мы предлагаем использовать произведения искусства. Они являются интересным и своеобразным средством обучения, но, используя произведения искусства, необходимо проводить различие между первичным художественным образом, который сложился в сознании художника и нашел знаковое воплощение в художественном произведении, и вторичным, который создается при исполнении художественных про-

изведений. В педагогических целях проводить это различие обязательно, так как воспитание обучаемых средствами искусства в том и другом случае будет различным. Формируя художественный образ, художник воплощает в нем свое мировоззрение, свои взгляды и убеждения. Художник выражает философские, научные, религиозные убеждения. Таким образом, с помощью произведений искусства можно влиять на формирование убеждений.

Все современные средства обучения соответствуют концепции информатизации образования. Применительно к педагогике под информатизацией образования мы понимаем внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки педагогических работников на основе широкого использования вычислительной и информационной техники. Для выделения конкретных форм и способов применения информатизации образования необходимо использовать понятие «компьютерные средства обучения». Но компьютерные средства лишены тех возможностей, которые дает непосредственное общение педагога и обучаемого. С педагогической точки зрения функции общения наиболее полно описал А. В. Мудрик. Он утверждает, что в педагогическом процессе общение выполняет четыре функции: нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую. Эти важные функции педагогического общения реализуются с помощью вербальных и невербальных средств [6].

Огромная роль в развитии творческого мышления отводится игре. Для педагога и психолога игра — это деятельность обучаемого, объектом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства обучения и воспитания. В педагогической литературе дается описание и классификация ролевых учебных игр. На занятиях, цель которых состоит в развитии творческого мышления, игра — это обыкновенный, постоянно включаемый в процесс обучения компонент. Она может быть представлена в форме:

- викторины, головоломки и др.;

- научной лаборатории (изучение исторических явлений, их характеристика, овладение методикой научного эксперимента);

Рис. 1. Схема содержательно-технологического обеспечения процесса развития творческого мышления обучаемых

- конференции в научно-исследовательском институте (более глубокое и широкое изучение общественных явлений, процессов, законов, теорий).

При подготовке к деловым играм обучаемые осуществляют самостоятельный поиск информации, учатся работать с дополнительной научно-популярной литературой, проводят мини-исследования, социологический опрос, готовят творческие отчеты о проделанной работе, которые используют в ходе урока-игры. Как при подготовке к игре, так и в течение игры каждый обучаемый вовлечен в творческий поиск новых знаний и действий. Он находится в условиях, требующих выбора альтернатив, интуитивного нахождения решения, постоянного продуцирования идей, самостоятельного принятия решения, т. е. он активен в течение всего учебного процесса, так как им постоянно осуществляется работа по осмыслению полученной информации, ее переработке и применению для получения качественно нового результата (модели, проекты проблемы, таблицы). В. В. Дрозина, исследовавшая синоптический синтез как компонент творчества, считает целесообразным выделить игры, которые непосредственно оказывают влияние на формирование и развитие творческой самостоятельности. Это директориальные игры [7]. При решении задачи (проблемы и т. п.) обучаемый находится под незначительным влиянием эмоциональных проявлений. Объясняется это тем, что решения принимаются в спокойной ситуации, без внешнего воздействия. Такое качество решения позволяет оценить только его правильность, в то время как нет возможности увидеть поведение обучаемого, проявление моральных, творческих, психологических качеств и, следовательно, невозможно целенаправленно воздействовать на их формирование и развитие. Директориальные игры эффективны, так как, взяв на себя определенную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с дру-

гом. Взгляды обучающихся могут совпадать или не совпадать. В результате возникает приближенная к жизни ситуация, которая сопровождается естественной эмоциональной окрашенностью, что создает интерес (стимулы начинают активно действовать), дает возможность обучающимся показать свои знания, эрудицию и т. п.; они получают возможность включить в работу механизм творческого мышления. Необходимо внедрение в педагогическую практику и компьютерных игр. Педагог может сам создавать игровые программы или программы с игровыми элементами.

Итак, исходя из положения о том, что целостный педагогический процесс представляет собой единство процессов обучения и воспитания, мы определяем педагогические средства как комплекс, включающий в себя предметную поддержку образовательного процесса (материальные и идеальные средства), деятельность педагога и обучающегося в процессе общения и компоненты игровых технологий [8]. Для более эффективного развития творческого мышления как части мировоззрения обучаемых предлагаем использовать на уроках истории и обществознания содержательно-технологическое обеспечение развития творческого мышления, в которое включены педагогические средства (рис. 1). Сочетание средств обучения в этом комплексе является оптимальным, поскольку отвечают таким требованиям, как смена видов восприятия (включая наиболее эффективные виды восприятия перцептивной системы, взятые из области психологии, — восприятие пространства по бинокулярному закону И. Мюллера, восприятие времени, восприятие движений [9]) и равномерное распределение нагрузки на различные анализаторы. В комплексе предусмотрена постоянная активизация мыслительной деятельности обучаемых в сочетании с воздействием на эмоциональную сферу их личности.

Библиографический список

1. Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий : Педагогика и психология мышления [Текст] / Г. Г. Гранатов. — Магнитогорск : МаГУ, 2000. — 195 с.

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. — М. : Академия, 2005. —176 с.

3. Пидкасистый, П. И. Педагогика [Текст] / П. И. Пидкасистый. — М. : Роспедагентство, 1995. — 602 с.

4. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : От деятельности к личности [Текст] / С. Д. Смирнов. — М. : Академия, 2001. — 304 с.

5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989. — 191 с.

6. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьника [Текст] / А. В. Мудрик. — М. : Знание, 1984. — 174 с.

7. Дрозина, В. В. Творчество — удел избранных? [Текст] / В. В. Дрозина // Начальная школа. — 2011. — С. 91-95.

8. Курлянова, Н. В. Содержательно-технологическое обеспечение процесса развития творческого мышления студентов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Курлянова. — Магнитогорск, 2005. — 173 с.

9. Фархутдинова, С. Г. Технические средства обучения и их роль в практике преподавания [Электронный ресурс] / С. Г. Фархутдинова. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ tehnicheskie-sredstva-obucheniya-i-ih-rol-v-praktike-prepodavaniya.

10. Бичева, И. Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие непрерывного познания и профессионального развития [Электронный ресурс] / И. Б. Бичева // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 6. — Режим доступа: http://web.snauka. ru/issues/2016/06/67897.

11. Коваленко, В. А Организация творческого мышления [Текст] / В. А. Коваленко // Вопросы философии. — 2002. — С. 78-88.

12. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А. М. Матюшкин. — М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 720 с.

13. Чернецкая, Н. И. Творческое мышление как высшая форма мышления [Текст] / Н. И. Чернецкая // Вестник Адыгейского государственного университета. — Сер. 3 : Педагогика и психология. — 2009. — С. 115-117.

For citation: Kurlyanova, N. V. Pedagogical facilities in the development of creative thinking as a part of the formation of the worldview [Text] / N. V. Kurlyanova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 23-28.

PEDAGOGICAL FACILITIES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING AS A PART OF THE FORMATION OF THE WORLDVIEW

N. V. Kurlyanova

The article analyzes the content-technological support of the process of development of creative thinking of students, which includes the following structural components: material teaching tools, ideal teaching tools, gaming technology, communication technologies. The complex of pedagogical means providing the effective development of students' creative thinking as part of the process of forming a worldview has been scientifically grounded.

Key words: thinking, creative thinking, creative thinking as an integral part of the worldview, pedagogical means.

References

1. Granatov G. G. Metod dopolnitel'nosti v razvitii ponjatij: Pedagogika i psihologija myshlenija. Magnitogorsk: MaGU, 2000, 195 p. (In Russian)

2. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskij slovar': dlja studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zave-denij. Moskva: Akademija, 2005, 176 p. (In Russian)

3. Pidkasistyj P. I. Pedagogika. Moskva: Rospedagentstvo, 1995, 602 p. (In Russian)

4. Smirnov S. D. Pedagogika i psihologija vysshego obrazovanija: Ot dejatel'nosti k lichnosti. Moskva: Akademija, 2001, 304 p. (In Russian)

5. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989, 191 p. (In Russian)

6. Mudrik A. V. Obshhenie kak faktor vospitanija shkol'nika. Moskva: Znanie, 1984, 174 p. (In Russian)

7. Drozina V. V. Tvorchestvo — udel izbrannyh? Nachal'naja shkola, 2011, pp. 91-95. (In Russian)

8. Kurljanova N. V. Soderzhatel'no-tehnologicheskoe obespechenie processa razvitija tvorchesko-go myshlenija studentov. Candidate's thesis, 2005, 173 p. (In Russian)

9. Farhutdinova S. G. Tehnicheskie sredstva obuchenija i ih rol' v praktike prepodavanija, available at: https://cyberleninka.ru/article/n7tehnicheskie-sredstva-obucheniya-i-ih-rol-v-praktike-prepo-davaniya. (In Russian)

10. Bicheva I. B. Razvitie tvorcheskogo myshlenija obuchajushhihsja kak uslovie nepreryvnogo poznanija i professional'nogo razvitija. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2016, no 6, available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/67897. (In Russian)

11. Kovalenko V. A. Organizacija tvorcheskogo myshlenija. Voprosy filosofii, 2002, pp. 78-88. (In Russian)

12. Matjushkin A. M. Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo. Moskva: Izd-vo Moskovskogo psiholo-go-social'nogo instituta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODJeK», 2003, 720 p. (In Russian)

13. Cherneckaja N. I. Tvorcheskoe myshlenie kak vysshaja forma myshlenija. Vestnik Adyge-jskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologija, 2009, pp. 115-117. (In Russian)

Курлянова Наталья Васильевна, преподаватель ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», кандидат педагогических наук, Челябинская обл., г. Магнитогорск, е-шай: nkurlyanova@mail.ru

Kurlyanova N. V., lecturer, Magnitogorsk technological college, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: nkurly-anova@mail.ru

Сведения для цитирования: Молодцова, М. Ю. Использование САПР «КОМПАС-3Б» в преподавании дисциплины «Инженерная графика» [Текст] / М. Ю. Молодцова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 28-34.

УДК 372.016:62 ББК 74.263

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САПР «КОМПАС-Эй» В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

М. Ю. Молодцова

В статье представлен опыт применения САПР «КОМПАС-3Р» на занятиях по учебной дисциплине «Инженерная графика» (компьютерное моделирование) в организации среднего профессионального образования.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, сборочный чертеж, САПР «КОМПАС-Эй у16».

Для процессов информатизации современного общества и тесно связанных с ними процессов информатизации всех форм образовательной деятельности характерны совершенствование и массовое распространение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Для технических специальностей среднего профессионального образования при создании чертежей эффективно использовать продукты программного обеспечения САПР (система автоматизированного проектирования), такие как «AutoCAD», «ADEM», «КОМПАС» и др. Рассмотрим некоторые из них.

«AutoCAD» — это программное обеспечение, относящееся к классу САПР, разработанное компанией Autodesk. Данная программа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.