УДК 373.203.71
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Б.Ф. Курдюков, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления в спорте и образовании,
М.Б. Бойкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления в спорте и образовании, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: [email protected].
Авторы предлагают к рассмотрению весьма популярную проблему, существующую долгие годы в сфере образования, связанную с формированием и развитием творческих способностей у студентов высшей школы. Указывается на то, что в условиях существенных преобразований последней развитие творческого мышления и его значимость в формировании профессиональной готовности приобрели высокую актуальность. Показано, что актуальность обусловлена необходимостью пересмотра подходов к решению проблемы формирования и развития творческого мышления в современной высшей школе.
В тексте представлены основные задачи, раскрывающие особенности обучения в высшей школе на современном этапе развития общества. Раскрыты отличия условий обучения, продиктованные новыми образовательными стандартами и тенденциями развития учебной среды в условиях смены образовательных парадигм.
Ценность в тексте представляют данные собственных наблюдений авторов; результаты, полученные в ходе проведения исследований по изучению состояния рассматриваемого вопроса, а также результаты, полученные в ходе поиска решений по достижению поставленной цели. В частности, представлены сведения: о возможностях развития творческого мышления у студентов бакалавриата; о динамике показателей проявления профессионального творческого мышления в процессе обучения во временном аспекте; о эффективности различных способов развития творческих способностей в рамках основной образовательной программы.
Достаточно убедительно в тексте представлены обоснования значимости развития профессионального творческого мышления у студентов, обучающихся на бакалавриате по направлению подготовки «Физическая культура». Даны общие характеристики профессиональной деятельности в сфере практики физической культуры и спорта. Указано на высокую степень влияния на процесс принятия профессионально обоснованных решений человеческого фактора, который в системе отношений «человек-человек» возрастает в сравнении с другими существующими системами взаимоотношений в профессиональной сфере.
Ключевые слова: творческое мышление, студенты, процесс подготовки бакалавров, физическая культура.
Для цитирования: Курдюков Б.Ф., Бойкова М.Б. Развитие творческого мышления в процессе подготовки бакалавров физической культуры // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 3. - С. 20-25.
For citation: Kurdyukov B., Boikova M. Development of creative thinking in the process of preparation of bachelors of physical education. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 3, pp. 20-25 (in Russian).
Актуальность. Работа специалистов в области физической культуры и спорта весьма специфична, так как всегда нацелена на достижение высокого планируемого двигательного результата. Кроме того, в этом процессе всегда присутствует дух соперничества, стремление к достижению максимального спортивного или личного результата. На все это накладывается человеческий фактор, который в системе взаимоотно-
шений «человек-человек» имеет очень высокое значение.
Все вышесказанное определяет необходимость наличия у специалистов физической культуры (тренеры, учителя, инструкторы) высокого уровня профессионально-педагогического мастерства, приоритетной составляющей которого является творческое мышление. Последнее способствует выбору более рациональных, обоснованно верных решений в процессе взаимодействия между специалистами физической культуры и занимающимися. В связи с этим здесь не действуют шаблоны, стереотипы, тиражирование [3, 6].
Ранее, когда вузовская подготовка специалистов физической культуры осуществлялась по программам специалиста, весь учебный процесс был направлен на обеспечение последовательного формирования готовности у выпускников к образовательной, тренерской или оздоровительной деятельности. С переходом на многоуровневую систему высшего образования, программы бакалавриата переориентированы на общепрофессиональную подготовку - бакалавры физической культуры. При этом, как показывает практика, большинство выпускников довольствуются уровнем бакалавриата, после чего идут работать по специальности. Однако у них отсутствуют навыки творческого мышления, в силу изменившихся целевых установок в реализуемых учебных планах [5].
Сложившаяся ситуация подтолкнула обратиться к проблеме формирования способностей творческого мышления в процессе подготовки бакалавров физической культуры. Данные обстоятельства позволяют весьма обоснованно говорить о актуальности обозначенной проблемы.
Логика исследований. Основываясь на обоснованном мнении специалистов, собственных убеждениях в отношении высокой профессиональной значимости творческого мышления в обеспечении высокой результативности деятельности специалистов-практиков физической культуры и спорта, было решено исследовать, насколько в условиях преобразования высшей профессиональной школы сохранились возможности решения данного вопроса. На основе полученных данных, в случае возникновения противоречий, обосновать приемлемые варианты, обеспечивающие выполнение одного из самых важных условий - формирование творческого мышления в процессе вузовской подготовки бакалавров физической культуры [3, 5].
Методы исследования. В процессе проведения исследований, с целью получения необходимых сведений, использовались общеизвестные, апробированные психолого-педагогические диагностические методики: анализ литературных источников, работа с документацией, педагогические наблюдения, опрос, педагогическое тестирование, анализ и синтез исследовательских данных.
Теоретические предпосылки. По своей сути образовательная система в любом государстве выстраивается и функционирует в соответствии с дей-
ствующим государственным образовательным стандартом. Последний формируется и меняется под влиянием духовно-материальных ценностей, политических предпочтений, социально-экономических условий, сформировавшихся концепций и прочего, доминирующих в определенный период развития конкретного государства. В связи с этим образовательную систему можно представить как динамичную, реагирующую на тенденции развития государства в определенный отрезок времени.
Последние два десятилетия в развитии нашего государства характеризуются существенными преобразованиями, которые коснулись практически всех сфер жизнедеятельности, в том числе и системы подготовки кадров в высшей профессиональной школе. Предпринимаемые подобные действия связаны со стремлением приведения действующих систем в соответствие с прогрессирующими требованиями к качеству производимого продукта.
На данный момент отечественная высшая школа уже работает в режиме многоуровневого образования, где четко определены два квалификационных уровня - бакалавриат, магистратура. Практика показывает, что абсолютное большинство обучающихся в вузе заканчивают свое профессиональное образование на уровне бакалавриата. То есть в настоящее время в производственной сфере происходит последовательная смена специалистов физической культуры на бакалавров физической культуры. Следовательно, в сферу физической культуры и спорта в настоящее время приходят специалисты нового качества профессиональной подготовленности [6].
Обращаясь к вопросу качества подготовки бакалавров физической культуры, следует рассмотреть некоторые из основополагающих положений, определяющих основные позиции бакалаврской подготовки по направлению «Физическая культура». Прежде всего, необходимо отметить, что новые государственные образовательные стандарты определяют компетентност-ный подход как главенствующий в системе вузовского обучения. Основанием для принятия данной установки является: новая стратегия построения процесса подготовки профессиональных кадров; замена квалификационной модели на компетентностную; доминирование компетентностного подхода в обучении над знаниевым [1, 5].
В современной высшей школе приоритетной задачей стало формирование готовности выпускников к творческому труду. Данное положение в полной мере соответствует представлениям о компетентностном подходе, который имеет прямой выход на творчество. При этом творческая деятельность в этом случае воспринимается как неотъемлемая составляющая процесса профессиональной подготовки бакалавров физической культуры. Из сказанного следует, что в современных вузах физической культуры реализация учебного процесса должна опираться на установку -создания педагогических условий, способствующих
развитию творческого мышления. Это позволит подготовить специалиста-творца, способного ставить новые задачи в новых условиях и находить новые решения.
Таким образом, формирование и развитие творческих способностей и творческого мышления должно быть признано приоритетным направлением учебного процесса в системе подготовки бакалавров физической культуры. Однако, подчеркивая позитивные стороны и предпосылки успешного решения данной задачи, необходимо отметить, что вышеприведенные стратегические и целевые установки недостаточно подкреплены нормативно-правовой базой, регламентирующей учебный процесс в высшей школе. В частности, в учебных планах бакалавриата отсутствуют дисциплины, в рамках которых было бы возможным получить необходимые знания о творчестве и его развитии. Также не предусмотрены специальные задания внутри дисциплин, выполнение которых требует проявления творческих способностей [1, 2].
На основе обобщения представленных теоретических сведений были сформулированы предпосылки к проведению научных исследований, результаты которых смогут помочь добиться решения задачи по формированию творческого мышления у студентов в условиях бакалавриата.
Результаты исследований. Проблема формирования и развития творческого мышления в системе высшего образования носит весьма обширный и разноплановый характер [7]. В связи с этим настоящие исследования были сконцентрированы на решении следующих задач:
1. Диагностирование способности творческого мышления у студентов, обучающихся на бакалавриате по направлению «Физическая культура».
2. Анализ возможностей формирования и развития творческих способностей в рамках основной образовательной программы бакалавриата.
3. Выявление потенциальной возможности обеспечения необходимого уровня развития творческих способностей, соответствующих требованиям, обусловленным спецификой практической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
В исследовании принимали участие студенты (п=62) первых-четвертых курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Физическая культура», а также преподаватели вуза (п=12).
При решении первой задачи в большей степени нас интересовал вопрос, насколько в действительности выполняются вышеотмеченные установки и рекомендации по развитию творческого мышления? В связи с этим изучались склонности и отношение студентов к творческой деятельности и их стремление к творческому мышлению [4, 7].
Данные, полученные в ходе исследований, позволили установить, что студенты в своем большинстве (87,1%) положительно воспринимают творчество как феномен жизнедеятельности и личностной ценности в характеристике человека. Абсолютное большинство из
числа опрошенных (92,5%) причисляют себя к творческим людям. Высказывают свое уважение к людям, обладающим творческими способностями, 96,8%. Многие признают (85,5%), что в профессиональной сфере именно творчество способствует достижению высоких результатов. В то же время указывается на то, что далеко не все обладают творческими способностями (82,3%) и далеко не всем необходимо обладать этими способностями (77,4%). Однако, согласно сформировавшемуся мнению, каждый человек должен стремиться обладать способностью творческого мышления (87,1%). Видимо, данное обстоятельство обусловило позицию студентов (91,9%) по поводу необходимости формирования творческих способностей в системе высшего образования.
Перенося разговор в плоскость физической культуры и спорта, были получены весьма интересные сведения. Так, данная сфера профессиональной деятельности признается как наиболее склонная к творчеству и креативу (96,8%). Объясняется это признание рядом обстоятельств: процесс реализации физической культуры и спорта осуществляется на уровне педагогического взаимодействия; в них присутствуют - обучение, воспитание, совершенствование; особое значение играет человеческий фактор; высокий конечный результат обеспечивается нестандартными подходами и решениями в организации и реализации учебного и тренировочного процессов.
Проводя подобные исследования с контингентом преподавателей, были получены идентичные данные, указывающие на сформировавшиеся единые представления и оценки в отношении творчества и его присутствия в сфере физической культуры и спорта. Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что сфера профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта должна быть обеспечена квалифицированными специалистами, обладающими способностью творческого мышления. Следовательно, данное условие должно быть выполнимо в процессе подготовки профессиональных кадров, особенно в высшей школе. Выше уже упоминалось о преобразовании высшей школы. В связи с этим хотелось узнать, насколько возможно решить вопрос о формировании и развитии творческого мышления у студентов, обучающихся в вузах физической культуры по программам бакалавриата [4].
На данном этапе нас в большей степени интересовало, как часто и в какой степени требуется от студентов проявление творческого мышления и принятие творческих решений в процессе их участия в учебном процессе.
Проводя опрос студентов, удалось выяснить, что задания, связанные с проявлением творчества, встречаются редко. Установлено, что подготовка к семинарским занятиям осуществляется с использованием лекционных записей и учебных пособий (77,4%). При подготовке докладов и выступлений, в основном используется информация из интернета (95,2%). Интернет используется также при решении практических
задач (96,8%), контрольных и курсовых работ (100,0%). При составлении комплексов упражнений, конспектов уроков и тому подобного используются данные из специальной литературы (72,6%), а также из интернета
(96,8%).
Обобщая выше представленные данные, можно с уверенностью сказать, что довольно четко просматривается знаниевый подход в организации учебного процесса. Естественно, в этом случае не требуется проявления творчества в виде фантазий, импровизаций, нестандартных решений, моделирования, проектирования и прочего. Однако данные опроса студентов, которые не являются полноценными специалистами, нельзя признать полностью объективными. В связи с этим подтверждение их истинной информативности требует дополнительного подтверждения, что запланировано было в исследовании как вторая задача.
Анализируя основные документы, регламентирующие учебный процесс по основной профессиональной образовательной программе бакалавриата, направление подготовки «Физическая культура», были выявлены некоторые нестыковки, указывающие на наличие противоречий между методологическими установками, определяющими целевые установки в подготовке бакалавров, и реально используемыми содержанием и методами обучения в рамках учебного плана. В частности, было установлено:
- целевой установкой бакалавриата является общая подготовка в области физической культуры. На этом этапе, при отсутствии профильной и специальной подготовки, которые раскрывают суть практической деятельности в данной сфере, выполнение установки на развитие творческих способностей является маловероятным;
- установка на приоритетность компетентностного подхода в обучении, предусматривающего развитие творческих способностей, по существу носит декларативный характер;
- рабочие программы по дисциплинам учебного плана носят в себе знаниевую основу, сдерживающую развитие творческих способностей.
Таким образом, преобразование высшей школы и переход на многоуровневую систему подготовки, направленные на повышение качества современного образования, способствовали не только его дальнейшему развитию, но и возникновению новых проблем.
В частности, как было установлено в ходе исследований, в условиях бакалавриата организация процесса формирования и развития у студентов творческих способностей приобрела форму актуальной педагогической проблемы.
Решение возникшей проблемы, которое представлено в исследовании в виде третьей задачи, требует специально организованного, научно-обоснованного, экспериментального поиска. В связи с этим исследования будут продолжены, так как на данный момент они еще не завершены, а это значит, окончательных решений представлено быть не может. Однако, возможные
варианты формирования и развития творческих способностей у студентов, обучающихся на бакалавриате, могут быть представлены на уровне логически обоснованных предположений. К числу основных, наиболее адекватных к сложившейся ситуации и реально выполнимых в условиях бакалавриата, относятся:
1. В условиях отсутствия возможности введения дополнительных теоретических курсов или изменения содержания тематического плана учебных дисциплин, за счет чего можно было бы решить задачу по формированию способности творческого мышления, решение этой задачи следует рассматривать в рамках реализации инновационных методических достижений, современных подходов и средств обучения, направленных на повышение собственной активности студентов и осознанности в освоении знаний, умений, навыков, компетенций.
2. В эпоху значительно расширенных возможностей доступа к учебной информации приоритетными методами обучения на уровне бакалавриата должны быть - аналитический, поисковый, эвристический, проективный.
3. Анализ и обсуждение учебного материала на семинарских занятиях должны осуществляться на уровне собственных рассуждений студентов, основанных на их мировоззрении, убеждениях, гражданской позиции.
4. Все учебные задания необходимо разрабатывать с учетом приоритетности развития творческих способностей у студентов. Следовательно их выполнение должно быть связано с такими действиями, как обоснование, моделирование, проектирование.
5. В процессе педагогического контроля необходимо переносить акцент с качества усвоения знаний на способность размышлять, используя и основываясь на усвоенных знаниях. Умение размышлять, а значит, творить, должно восприниматься как основная ценность учебного процесса [8].
Заключение. В последнее время, на фоне прошедшего реформирования отечественной высшей школы, обозначилась проблема снижения уровня развития творческих способностей у выпускников вузов физической культуры. Это было подтверждено результатами проведенных исследований. Установлено, что основной причиной сложившейся ситуации является переход на многоуровневую систему высшего образования. В частности, результаты исследований указывают на то, что в рамках образовательных программ бакалавриата, по направлению подготовки «Физическая культура», обеспечить требуемый уровень развития творческого мышления у студентов стало весьма проблематичным. Обусловленность сложившегося положения объясняется недостаточной адаптивностью образовательных программ к особенностям сферы практической деятельности в области физической культуры и спорта.
Решение обозначенной проблемы требует проведения основательных исследований и экспериментального поиска. В связи с этим настоящие исследования будут иметь продолжение. Но и на данный момент уже
есть конкретные результаты, которые дают основания разработать логически обоснованные предположения и прогнозы, определяющие направления поиска решений обозначенной проблемы. Это вселяет уверенность в достижении поставленной цели на следующем этапе исследований.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Виленский М.Я. Профессионально-творческое развитие специалиста физической культуры и спорта в процессе обучения / М.Я. Виленский, С.Н. Бегидова. - М.; Иркутск, 2004.
2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Питер, 2001. -253 с.
3. Иванова И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения / И.П. Иванова. - Ставрополь, 2002.
4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. -М.: Изд-во МПСИ, 2003.
5. Мельников П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / П.П. Мельников. - М.: КноРус, 2013. - 240 с.
6. Петрова В.И. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / В.И. Петрова, А.Ю. Петров, А.Н. Сорокин. - М.: КноРус, 2013. - 304 с.
7. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект, творчество // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2. - С. 29-42.
8. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN THE PROCESS OF PREPARATION OF BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION
B. Kurdyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Management in Sports and Education Department,
M. Boykova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Management in Sports and Education Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
The authors propose to consider a very popular problem that exists for many years in the field of education, associated with the formation and development of creative abilities of students of higher education. It is pointed out that in the conditions of significant transformations of the latter, the development of creative thinking and its importance in the formation of professional readiness have become highly relevant. It is shown that the relevance is due to the need to revise approaches to the solution of the formation and development problem of creative thinking in modern higher education. The text presents the main tasks that reveal the features of higher education at the present stage of development of society. The differences of learning conditions caused by new educational standards and trends in the development of educational environment in terms of changing educational paradigms has been revealed. The data of the authors' own observations are of particular value in the text: the results obtained in the course of the research which study the state of the issue under consideration, as well as the results obtained in the search for the solutions to achieve this goal.
In particular, the information about the possibilities of development of creative thinking of bachelor students; about the dynamics of indicators of professional creative thinking in the learning process in the time aspect; about the effectiveness of different ways of development of creative abilities in the framework of the basic educational program has been presented.
Quite convincingly, the text presents the substantiation of the importance of the development of professional creative thinking among students studying at the bachelor's degree in the training direction «Physical education». General characteristics of professional activity in the field of practice of physical education and sports have been given. The high degree of influence on the process of making professionally informed decisions of the human factor has been indicated, which increases in the system of relations «man-man» in comparison with other existing systems of relationships in the professional area.
Keywords: creative thinking, students, process of preparation of bachelors, physical education.
References:
1. Vilensky M.Ya., Begidova S.N. Professional'no-tvorches-koe razvitie specialista fizicheskoj kul'tury' i sporta vpro-cesse obucheniya. [Professional and creative development of a specialist of physical culture and sports in the learning process]. Moscow, Irkutsk, 2004. (in Russian)
2. Zagvyazinsky V.I. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya [Pedagogical creativity of the teacher]. Moscow: Peter, 2001. - 253 p.
3. Ivanova I.P. Razvitie tvorcheskogo my'shleniya studentov vusloviyaxproblemno-deyatel'nostnogo obucheniya [Development of creative thinking of students in the conditions of problem-activity training]. Stavropol, 2002.
4. Matyushkin A.M. My'shlenie, obuchenie, tvorchestvo. [Thinking, learning, creativity]. Moscow, MPSI Publishing house, 2003.
5. Melnikov P.P. Fizicheskaya kul'tura i zdorovy'j obraz zhizni studenta (dlya bakalavrov). [Physical culture and healthy lifestyle of the student (for bachelors)]. Moscow, KnoRus, 2013, 240 p.
6. Petrov V.I., Petrov A.Yu., Sorokin A.N. Professional'no-ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura studenta (dlya bakalavrov). [Professional-improving physical culture of the student (for bachelors)]. Moscow, KnoRus, 2013, 304 p.
7. Poddiakov A.N. Research behavior, intelligence, creativity. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov [Research work of schoolchildren], 2002, no. 2, pp. 29-42. (in Russian).
8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: Ucheb. posobie dlya stud. vy'ssh. ped. ucheb. Zavedenij [Pedagogy: Studies. benefits for students. higher. PED. studies'. Institutions]. Moscow, Publishing center "Academy", 2002, 576 p.
Поступила / Received 15.06.2019 Принята в печать / Accepted 11.09.2019