УДК 37.036.5-057.875
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аспирантка Е. А. Курдюкова,
преподаватель кафедры социальной и дошкольной педагогики Ю. Ю. Вяткина, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии Б. Ф. Курдюков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и дошкольной педагогики М. Б. Бойкова, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, [email protected]
в статье представлены материалы, полученные в ходе исследования проблемы развития творческих способностей у студентов вузов физической культуры. Рассматриваются сфера высшего профессионального образования, тенденции её преобразования и условия обучения в системе многоуровневого высшего образования.
Большое внимание уделено раскрытию сущности понятий «компетентностный подход» и «компетенции». Компетентност-ный подход в образовании рассматривается как приоритетная стратегическая государственная позиция. Переход на новые целевые установки профессиональной подготовки специалистов связывается с новыми возможностями достижения необходимого качества компетентности выпускаемых кадров для работы в сфере большого спорта. Приведены доказательства преимущества компетентностного подхода в условиях современного образования в сравнении со знанье-вым подходом. Приводятся разъяснения по сути понятий «творчество», «творческое мышление» и «творческие способности». Представлены результаты проведенных предварительных исследований по изучению знаний, отношений, суждений, оценок и самооценок студентов относительно эффективности, содержания, использования технологий и подходов к организации учебного процесса в вузе. Кроме этого, представлены данные, полученные в ходе проведения экспериментальных исследований по определению эффективности развития творческих способностей отдельных педагогических технологий, доказывающие высокую эффективность мето-
дов обучения с использованием интерактивных средств.
Статья рассчитана на специалистов, работающих в сфере подготовки кадров с высшим профессиональным образованием, в том числе в области физической культуры и спорта. Представленный материал должен быть интересен для ученых, а также полезен для аспирантов, магистрантов и студентов.
Ключевые слова: образовательный процесс; компетентност-ный подход; развитие творческих способностей; бакалавры физической культуры; технологии развития творческих способностей.
Социально-экономические преобразования, технический прогресс и бурное развитие информационных технологий обусловили необходимость перехода высшей профессиональной школы к подготовке специалистов качественно новой формации. В связи с этим в течение двух последних десятилетий ведётся активный поиск адекватных решений по модернизации системы подготовки профессиональных кадров с высшим образованием [3].
Подобная ситуация возникла и в сфере физической культуры и спорта. Надо отметить, что в данной области деятельности вопросы подготовки кадров, особенно тренерских, всегда были актуальными и привлекали внимание представителей общественных и научных кругов. Однако ситуация обострилась, когда спорт высших достижений перешёл в ранг профессионального спорта. На этом этапе традиционная система подготовки тренерских кадров уже не могла удовлетворить потребности современного спорта. В сложившихся условиях многие функционеры от спорта нашли ре-
шение проблемы в привлечении к работе с клубными и, что больше всего обидно, со сборными командами специалистов-тренеров из других стран. Эта ситуация является нетипичной для России, где развитию спорта уделяется огромное внимание, а спортивные достижения и традиции являются предметом гордости нашего народа.
На этом фоне целесообразным и своевременным является преобразование высшей школы. Прежде всего заслуживает внимания предложенная современная модель высшего профессионального образования. Её отличительной чертой является смена парадигмы обучения: «субъект - объективное» обучение меняется на «субъект - субъективное». Преподаватели и студенты во взаимодействии переходят на уровень партнерства. Основной задачей преподавателя становится оказание помощи студенту в обучении в виде консультаций и советов. Кроме этого, «знаньевый» подход уступил место «компетентностному» [4].
Реализуемые в настоящее время Государственные образовательные стандарты третьего поколения ориентированы на результат обучения в виде компетентности выпускников [2]. Среди специалистов в области педагогики существуют разные определения этого понятия. Приведем некоторые из них:
- компетентность - готовность специалиста включиться в определенную деятельность (А. М. Аронов);
- компетентность - атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П. Г. Щедровский);
- компетентность - основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека (И. А. Зимняя);
- компетентность - это качественное использование компетенций (Н. И. Алмазова) и др.
Очень близко к компетентности по сути, смыслу и значению стоят компетенции:
- компетенции - это знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности (Н. И. Алмазова);
- компетенция - это личностно осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл, система знаний, умений, навыков (Е. В. Бонда-ревская);
- компетенция - это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации (А. В. Хуторской) и др.
Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс можно рассматривать с разных сторон:
- как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность;
- как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций;
- как стратегию построения образовательного процесса.
По мнению В. Н. Макаровой, в рамках компетентностного подхода образовательные результаты и приоритеты смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире [2]. Из этого следует, что бакалавры физической культуры должны освоить в процессе обучения целый ряд компетенций, а главное, научиться их использовать адекватно и рационально, независимо от сложности задачи и конкретно сложившейся ситуации. Другими словами, они должны быть готовы к творческой деятельности.
Воспринимая мышление как психологический процесс отражения действительности в сознании человека, творчество является мыслительным процессом, направленным на создание новых ценностей, на преобразование окружающего мира, объектов и процессов. В психологической науке мышление классифицируется по типам, среди которых творческое мышление занимает одно из самых важных мест. Это связано с тем, что творчество и творческое мышление позволяют находить нестандартные решения, рационально использовать знания и навыки, руководствоваться чувственными переживаниями, полагаться на интуицию [1].
Если рассмотреть деятельность в сфере физической культуры и спорта, особенно спортивных тренеров, нетрудно заметить, что они всегда находятся в состоянии постоянного творческого поиска. Это является особенностью их труда и одновременно условием, без выполнения которого невозможно добиться высоких результатов в подготовке высококвалифицированных спортсменов [4].
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что подготовка бакалавров физической культуры должна опираться на развитие у студентов творческих способностей, которые в свою очередь будут обеспечивать формирование навыков реализации приобретенных компетенций в практику.
С целью определения действительного положения дел в данном вопросе было проведено обследование студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура», в общем количестве 186 человек. Основной задачей исследований являлось определение оценок и самооценок, ощущений и чувств, которые проявляются у студентов, обучающихся в условиях бакалавриата. В результате были получены следующие данные.
Установлено, что 86,5 % из числа опрошенных имеют поверхностное представление о системе образования в Российской Федерации и то же (96,0 %) в отношении других стран. Абсолютное большинство (86,5 %) не имеет представления о многоуровневом обучении в высшей школе и квалификационных уровнях профессиональной подготовки (94,5 %). Почти все опрошенные (98,0 %) не знакомы с Государственными образовательными стандартами, по которым осуществляется их подготовка. Только четверть (23,5 %) опрошенных указала на осведомленность в отношении реорганизации системы образования и столько же (24,0 %) знает
о Болонском процессе. При этом 69,0 % опрошенных считают старую отечественную школу более совершенной. Мнение по оценке качества обучения в высшей школе в международном масштабе разделилось: 41,0 % указали «за рубежом», 38,5 % - «у нас» и 20,5 % затруднились ответить. Что касается компетентностно-го подхода и компетенций, то здесь в основном студенты (72,0 %) имеют поверхностные представления. На вопрос «Можете ли Вы сказать, какими компетенциями обладаете?» затруднились ответить 83,0 % опрошенных; «Что такое творчество?» - 21,0 % ответили что знают и 53,0 % что не знают. Положительно ответили (40 %) на вопрос по поводу знания видов творчества. При этом многие (63,0 %) считают, что обучение в вузе только в некоторой (небольшой) степени способствует развитию профессионального творчества. Интересен тот факт, что абсолютное большинство опрошенных (74,5 %) считают себя творческими натурами.
Анализируя и обобщая вышеприведенные данные, можно сделать следующие заключения:
- перестройка высшей профессиональной школы, переход на новые Государственные образовательные стандарты, смена стратегических установок в образовании, внедрение в процесс обучения компетентност-ного подхода являются состоявшимся фактом для всех вузов Российской Федерации. Однако в отношении студентов и процесса их обучения официально принятые преобразования ещё не дошли;
- признавая творчество неотъемлемой частью процесса реализации компетентностного подхода в обучении, технологический процесс его развития пока ещё не стабилизировался, не выполняет поставленные перед ним задачи, малоэффективен и, как следствие, не воспринимается и не ощущается студентами в учебном процессе.
Анализируя причины создавшейся ситуации, было обращено внимание на предложенные установки и подход к подготовке бакалавров физической культуры, рекомендуемые новым Государственным образовательным стандартом. Согласно им, основной целью учебного процесса является подготовка студента к работе широкого профиля, что означает ориентацию на выполнение исполнительских функций [3, 4]. То есть, бакалавр должен хорошо и свободно ориентироваться в рамках своей профессии, но не вносить в неё изменения, что противоречит самой природе студента, который уже в процессе обучения должен проявлять творческую активность.
Если рассматривать данный подход в рамках подготовки бакалавров физической культуры с ориентацией дальнейшей их работы в области спорта, то подобная ситуация неприемлема. Творчество - это самореализация и самоактуализация. Как известно, активная творческая деятельность есть способ самовыражения. Следовательно, развитие творческого мышления, творческих способностей, профессионального творчества является обязательным условием, важным компонентом в системе подготовки бакалавров.
В отечественной и зарубежной психологии способность творческого мышления определяют как креативность, которую делят на семь видов: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентриро-ванность, четкость, чувствительность. В любом вузе, независимо от его профильной принадлежности, образовательная среда, содержание учебного процесса, педагогическое сопровождение должны способствовать развитию творчества и креативности как личностного качества студента [1].
Основываясь на том, что в условиях вуза особое влияние на формирование и развитие творческого мышления оказывает учебный процесс, главной задачей педагога становится активизация творческой деятельности студентов на каждом занятии, независимо от выбора организационной формы [1, 3]. При этом можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы обучения.
Изучая проблему технологического обеспечения процесса развития творческих способностей, было обращено внимание на возможности интерактивного обучения. Так, было установлено, что при использовании интерактивных средств обучения создаются условия, при которых:
- активная роль в обучении отводится обучающемуся, а преподаватель выступает в роли помощника-консультанта;
- совместная деятельность на уровне диалога способствует развитию коммуникативных навыков и компетенций;
- самостоятельное решение учебных задач стимулирует и активизирует работу мозга;
- необходимость принятия адекватных и рациональных комплексных решений подталкивает к проявлению творчества в виде поиска нестандартного использования сформированных компетенций;
- условия интерактивного обучения приближают учебные действия к практическим, близким к реалиям профессиональной деятельности.
Как показали результаты исследований, из 49 студентов, участвовавших в проведении учебных занятий с использованием интерактивных средств, 93,9 % отметили их высокую эффективность. Интерес к занятиям подобного рода проявили 87,0 %; на легкость восприятия учебного материала указали 85,5 %; осознанное понимание связи учебной информации с будущей профессиональной деятельностью отметили 81,8 %; влияние эмоционального фона на проявление творчества
- 77,5 %; желание работать в группе в форме дискуссий
- 82,0 %; возможность на подобных занятиях достичь высокого уровня готовности к профессиональной деятельности - 83,0 %.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать некоторые выводы:
1. Целесообразность внедрения в учебный процесс подготовки бакалавров компетентностного подхода на сегодняшний день не требует доказательств. Однако эффективность реализации его не может быть высо-
кой, пока не будет понята и признана данная идея на уровне студента.
2. Процесс формирования компетенций у студентов, нацеленный на результат свободного и рационального их использования в непредвиденных ситуациях, обусловливает необходимость наличия у них творческих способностей. Последние в этом процессе играют роль стимулятора поиска нестандартных решений.
3. Доказательство причастности творчества к процессу реализации компетентностного подхода указывает на необходимость развития творческих способностей в учебном процессе. Одним из технологических решений этого вопроса является использование методов обучения с применением интерактивных средств обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дьяченко, Е. А. Творческое мышление в структуре профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению «Психология»: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Дьяченко Е. А. - СПб., 2010. -24 с.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
3. Курдюков, Б. Ф Воспитание специалистов в образовательном пространстве вуза / Б. Ф. Курдюков, Ю. Н. Синицын // Пространство современного образования: материалы Всерос. научн.-практ. конф. с между-нар. участием. - Краснодар: Кубань-Книга, 2009. -С. 93-101.
4. Фомин, Н. В. Технология разработки требований к результатам образования в контексте ФГОС СПО / Н. В. Фомин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 4. - С. 23-28.
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AMONG PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH
E. Kurdyukova, Postgraduate student
Y. Vyatkina, Teacher of Social and Pre-school Pedagogy Department. B. Kurdyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
M. Boykovа, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Social and Pre-school Pedagogy Department
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, 161 Budyonnogo str.,
The article presents the materials obtained in the research problem of creative abilities development among students of physical education. We consider higher education, the trends of its transformation and training conditions in the system of multi-level higher education.
Much attention is paid to the disclosure of the meanings "competence approach" and "competence". Competence approach in education is considered as a priority strategic government position. The transition to the new target installation of professional training is connected with new opportunities to achieve the required quality of sport direction graduates' competence.
The advantages of competence approach were proved in today's educational system in comparison with knowledge approach. The explanation of the meanings "creativity", "creative thinking" and "creativity" were given.
The results of the preliminary research for knowledge, attitudes, judgments, and students' self-evaluation studies about efficiency, content, technologies and approaches to the organization of educational process in high schools were presented, as well as the data obtained in the experimental studies to determine the effectiveness of creative abilities development of certain pedagogical technologies which prove highly effective educational methods with the use of interactive instruments.
This article is intended to professionals who teach staff with higher professional education, including physical education and sport area. The material should be interesting for scientists, but it can be also useful for graduate and post-graduate students.
Keywords: educational process; competence-based approach; development of creative abilities; Bachelors of Physical Education; development technology of creative abilities.
References
1. Dyachenko E. A. Creative thinking in the structure of training undergraduate students in the direction of "psychology". Extended abstract of candidate's thesis. St. Petersburg, 2010, 24 p. (in Russian)
2. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata obrazovanija. [Vysshee obrazovanie segod-nja], 2003, no 5, pp. 34-42 (in Russian)
3. Kurdjukov B. F Vospitanie specialistov v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Prostranstvo sovremennogo obrazovanija: materialy Vseros.nauchn.-prakt.konf.,s mezh-dun. Uchastiem] Krasnodar, 2009, pp. 93-101 (in Russian).
4. Fomin N. V. Tehnologija razrabotki trebovanij k rezul'tatam obrazovanija vkonteksteFGOSSPO. [Standarty i monitoring v obrazovanii], 2013, no 4, pp. 23 - 28 (in Russian).