УДК 378. 18
В. И. Вассерман
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В современных условиях, в связи с большой конкуренцией на рынке труда, одной из основных задач высшей школы является подготовка профессионала, не только владеющего узкими знаниями своей специальности, но и способного к творческой деятельности, к применению инновационного мышления в своей будущей профессии. В связи с этим формируется новая парадигма образования, частью которой является компетент-ностный подход. В статье рассматриваются дефиниции «компетенция», «компетентностный подход», «инновация», «инновационное мышление», «творчество». Рассмотрев особенности и принципы творческой деятельности, автор обосновывает значение формирования творческой активности студента в процессе обучения в вузе. Представлен опыт проведения нетрадиционной формы обучения - организации и проведения театрализованного представления как средства повышения творческих способностей студентов.
Ключевые слова: компетентностный подход, инновационное мышление, творчество, творческая деятельность, театрализованный конкурс.
Высшая школа является неотъемлемым элементом воспитания личности и важнейшим этапом профессиональной подготовки студента. Мы полагаем, что в настоящее время в условиях интенсивной динамики развития общества, продолжающейся глобализации, укрепления в общественном сознании тотальности рынка, формируется новая парадигма образования, которая требует иных компетенций от будущего специалиста.
А. В. Хуторской [1] поясняет, что компетенция это - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетентность же - это совокупность личностных качеств ученика (ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), это способность к деятельности в определенной личностно значимой сфере. Исследователь выделяет следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личного самосовершенствования.
Развитие и формирование данных компетенций является основой компетентностного подхода в процессе обучения студентов. О. Е. Лебедев рассматривает сущность компетентностного подхода в контексте следующих положений:
- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
- Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного ре-
шения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения [2].
Из вышеперечисленных условий мы видим, что компетентностный подход является сложно организованным механизмом, который включает в себя совокупность общих принципов определения целей образования, отбор содержания образования, организацию образовательного процесса и оценку образовательных результатов. В рамках данного подхода к специалисту, получившему образование в высшем учебном заведении, в рамках новой модели предъявляются иные требования, среди которых инициативность, мобильность, гибкость, динамизм, ориентация на инновации.
Рассмотрим понятия «инновация» и «инновационное мышление». Так, исследователь В. Л. Моло-жавенко определяет инновацию «как явление, направленное на качественное изменение системы, вносящее в нее новые, относительно стабильные элементы, в результате которых данная система приобретает новое, более совершенное состояние» [3]. По мнению Д. М. Степаненко [4], инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрение и последующее практическое применение. Опираясь на данные высказывания, мы можем трактовать инновационное мышление как способность к принятию решений, выходя за рамки предложенных или существующих аналогий и способов, внесению и изобретению новых методов для разрешения поставленной задачи. Основой инновационного мышления является твор-
Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2015. 7 (160)
ческий процесс. Способность к творческому мышлению - это способность видеть альтернативные варианты решения задач. Инновационное мышление предполагает отказ от привычного взгляда на явления и предметы, порождает оригинальные решения поставленных задач, т. е. является составляющей творческой деятельности. «Субъект, владеющий опытом творческой деятельности, всегда находится на более высоком уровне по отношению к тем, кто руководствуется стандартными, устоявшимися методами. Он способен развиваться и саморазвиваться в любом познавательном процессе, успешно повышать свой уровень творческой мыслительной деятельности, легко адаптироваться к потребностям времени, творчески подходить к поставленным задачам, находить нестандартные способы решения проблем профессионального плана» [5]. Следовательно, одной из задач высшей школы является подготовка студента, не только в совершенстве владеющего специальными знаниями, умениями и навыками, но и способного к творческой деятельности, применению инновационного мышления в своей будущей профессии, готового быть лидером в современных условиях жизни. Рассмотрим дефиницию «творчество» и принципы творческой деятельности.
Творчество и творческая деятельность всегда привлекали внимание мыслителей прошлого и настоящего. «Отношение к творчеству различалось от эпохи к эпохе. В древнем мире в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен - не преследовались ни плагиат, ни подделки. В средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, а ежели он дерзал проявлять самостоятельность, то должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Мольер был придворным обойщиком, великий М. В. Ломоносов ценился за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков» [6]. Рубеж XIX и XX вв. стал отправной точкой формирования «науки о творчестве» - психологии творчества. Среди исследователей, занимавшихся данным вопросом, следует выделить П. К. Энгельмейера. «Творчество вечно стремится вперед: ему не сидится в привычных креслах, его манит в сторону от торной дороги в тенистые чаши неизведанного: оно развенчивает авторитеты и доверяет только своему чутью, оно верит в свои силы и охотно увлекается неудержимым колесом времени» [7].
Творчество - характерный признак жизнедеятельности индивида, обусловленный существованием, сознанием, мышлением, мировоззрением, жизненными установками и потребностью создавать «новое». Подобное определение понятия «творчество» мы находим у В. И. Загвязинского:
«Творчество - это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Новизна и преобразование - две наиболее существенные характеристики творчества» [8].
Анализируя перечисленные теоретические позиции относительно творчества, мы можем заметить, что объединяющей функцией является процесс формирования личности. Главным отрезком жизненного пути формирования личности является молодость, а наиболее активным периодом -студенческие годы. «Согласно схеме периодизации возрастов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. В. Эльконина, именно в молодости, когда складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, творческая деятельность, становится реальной личностной потребностью, именно студенческий возраст наиболее благоприятен для стимулирования, педагогического сопровождения творческой деятельности студента, его личностно-профессионального становления» [9]. Среди ученых, посвятивших свои работы творческой готовности и активности обучающихся, В. И. Андреев, М. А. Данилов, И. Я. Лернер и др.
Анализируя исследования сущности творческих способностей студенческой молодежи, Г. А. Ива-щенко, А. П. Шкуратова описывают свое видение данного вопроса: «...творческие способности - это способности, позволяющие выполнить деятельность оригинально, умение находить нестандартные решения, используя различные варианты выполнения деятельности» [10].
«Студенты начинают осознавать возможности самовоздействия и самопреобразования в соответствии со своими потребностями. Это проявляется в активной позиции субъекта, способности самостоятельно, творчески осуществлять свою деятельность и осознанно управлять ею, брать на себя ответственность за результаты своих действий и поступков. Для этого возраста характерна чувствительность к инновациям, повышенный социальный оптимизм, интенсивность „поиска себя"» [11]. Данное высказывание является подтверждением того, что период студенчества наиболее благоприятен для формирования творческих способностей личности.
Таким образом, обобщая различные дефиниции, мы можем сказать, что творчество - это такой способ бытия человека, который не только удовлетворяет потребности личности, но и является процессом саморазвития, самосовершенствования, среди характерных признаков которого мы выделяем открытие существенно нового, инновационно-
Широкое многообразие форм и методов образовательного процесса (среди которых существуют
нетрадиционные формы) эффективно влияют на формирование инновационного мышления и качество творческой активности студентов. К традиционным видам занятий относятся лекция, семинар, коллоквиум, контрольная работа и т. д., к нетрадиционным формам - экскурсия, деловая игра, организация театрализованного представления и т. д. «Нетрадиционные занятия - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» [10].
С целью развития творческих способностей у студентов II курса, получающих высшее образование по специализации «Социально-культурный сервис и туризм» в Казанском государственном университете культуры и искусств, в процессе традиционного обучения в течение 3-го семестра был проведен ряд нетрадиционных занятий. Формой нетрадиционного обучения являлась организация театрализованного конкурса «Венец Афродиты»1. Организационный процесс театрализованного конкурса содержит большое количество этапов подготовки театрализованного действа. Каждый этап характеризуется синтезом разного рода заданий. Среди основных этапов организации театрализованного представления выделим: подготовительный, организационный, этап проведения. Подготовительный этап содержит в себе следующие действия: разработка и утверждение плана мероприятия, разработка и утверждение сметы мероприятия, подбор и утверждение постановочной и административной групп. Организационный этап включает в себя: определение идейно-тематической основы театрализованного представления, сбор и анализ литературы по теме, отбор и просмотр номеров, написание сценария, мизансценирование, написание и оформление документации мероприятия (режиссерская партитура, партитура по свету, партитура по звуку, выписка по костюмам, выписка по гриму, выписка по декорациям), репетиционный процесс (репетиции номеров, репетиции блоков, сводные репетиции, генеральные репетиции), оформление и верстка афиши, пригласительных и рекламных буклетов, монтаж декораций. Этап проведения содержит в себе: организацию безопасности мероприятия, организацию размещения артистов, контроль над проведением театрализованного представления.
Весь процесс подготовки и проведения театрализованного представления - сложно организован-
ный механизм, который способствует формированию инновационного мышления и творческих способностей студентов. Перед студентами стояли такие задачи, как помощь в написание сценария, режиссерской партитуры и другой документации мероприятия, а также работа с видео-, свето-, звуковой аппаратурой, подготовка с конкурсантами танцевального, интеллектуального и творческого этапов, мизансценирование представления. Особым этапом данной нетрадиционной формы обучения являлась работа по оформлению зала, которая включала подготовку и декорирование сцены семиметровыми колоннами древнегреческого стиля, а также пошив костюмов для главных персонажей: Гомер (ведущий театрализованного конкурса), нимфы (танцевальное оформление пролога), муза Клио (ведущая интеллектуального этапа), муза Терпсихора (ведущая танцевального этапа), муза Мельпомена (ведущая творческого этапа).
Перед включением студентов в организацию мероприятия был проведен тест (написание сценария) и ряд семинаров, содержащих творческие задания. Основными формами выявления творческого потенциала являлись такие, например, задания: чтение басни, вокальный номер, танцевальный этюд, импровизационная миниатюра. Результаты творческого испытания были систематизированы в балльную систему, где показатели творческих способностей делились на уровни: от 10-30 баллов - низкий уровень, от 30-70 баллов - средний уровень, 70100 баллов - высокий уровень. По результатам данных заданий у 87 % тестируемых показатели творческой активности находились на низком уровне, у 10 % - на среднем уровне. Высокий уровень творческого потенциала был выявлен у 3 % студенческой группы. После организации и проведения театрализованного конкурса повторное тестирование показало, что у 62 % студенческого коллектива творческий потенциал достиг среднего уровня, 30 % учащихся достигли высокого уровня, и лишь 8 % остались с низким уровнем творческой активности. Благодаря формированию творческой личности студента в процессе обучения раскрываются все грани индивидуальности личности, развиваются воображение, фантазия, креативность, артистизм индивида, происходит самоактуализация и самоопределение студента в будущей профессии, формируется инновационное мышление, что является неотъемлемой компетенцией будущего специалиста. Необходимо отметить, что в процессе нетрадиционных форм обучения наряду с повышением творческих способностей у студентов замечен ряд дру-
1 Конкурс «Венец Афродиты»- это традиционный конкурс среди девушек, обучающихся в КазГУКИ . Конкурс проходит в несколько этапов: видео визитка, интеллектуальный, танцевальный, творческий . Победителя выбирает жюри, членами которого являются заслуженные деятели искусств
гих положительных изменений, среди которых сплоченность коллектива, повышение интереса к образовательному процессу и улучшение посещаемости традиционных форм обучения.
Таким образом, современное образование находится в процессе становления и предъявляет студентам новые требования: ориентацию на компе-тентностный подход, инновационное мышление и т. д. Рассмотрев особенности нетрадиционной формы обучения - организации театрализованного конкурса, мы пришли к выводу, что развитие творческих данных у студентов формирует мотиваци-онно-творческую активность личности, тренирует
индивидуальность, фантазию, воображение, что позволяет проявлять инновационное мышление и достигать высокие результаты в профессиональной деятельности. Данные качества помогут будущему специалисту не только найти желаемое место работы, но и проявить себя, свои способности, завоевать вершину на трудовом пьедестале. Увеличение количества специалистов, владеющих не только «сухими» профессиональными навыками, а умеющих найти «изюминку» в исполнении своей работы - залог улучшения социально-экономической сферы общества, а значит - стабильности государства в целом.
Список литературы
I. Хуторской А. В . Ключевые компетенции и образовательные стандарты [официальный сайт Интернет-журнала «Эйдос»] . URL: http:// www eidos. ru/journal/2002/0423. htm (дата обращения 25.04.2014) .
2 . Лебедева О . Е . Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии . 2004. № 5 . С . 3-12 .
3 . Моложавенко В . Л . Педагогическая концепция подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе: авто-
реф . дис .... д-ра пед . наук. Челябинск, 2010 . 400 с .
4 . Степаненко Д . М . Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации .2004. № 7 .С .77-79 .
5 . Рафикова Р . С . Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов: автореф .дис .... канд .
пед . наук. Казань, 2007 . 206 с.
6 . Семаков М . П . Формирование творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е . Б . Вахтангова:
дис . ... канд . пед . наук. М . , 2007 . 193 с.
7 . Энгельмейер П . К. Теория творчества . СПб. : Образование, 1910 . 208 с.
8 . Загвязинский В . И . Педагогическое творчество учителя . М .: Педагогика, 1987 . 160 с.
9 . Тлегенова Т . Е . Студент как субъект формирования опыта творческой деятельности // Молодой ученый . 2011. № 8 . Т . 2 . 140 с.
10 . Иващенко Г . А. , Шкуратов А. П . , Организация нетрадиционных форм проведения занятий в соответствии с индивидуальными особен-
ностями студента как способ повышения творческих способностей // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 6 (147) . С.14-17 .
II. Астахова В . И . Студент XXI века: его сущностные черты и характерные особенности // Alma Mater. 2010 . № 8 . С . 60-63.
Вассерман В. И., аспирант.
Казанский государственный университет культуры и искусств.
Оренбургский тр-т, 3, Казань, Россия, 420059. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 26.06.2014.
V. I. Vasserman
DEVELOPMENT OF THE STUDENT'S CREATIVE PERSONALITY DURING STUDYING PROCESS IN HIGHER EDUCATIONAL
INSTITUTION
One of the main objectives of the higher education in the modern conditions, including significant competition on the labor market, is training of the professional, who possesses not only specific knowledge obtained from the degree, but who is also capable of creative activity and appliance of innovative thinking in the future profession. In this regard, formation of a new paradigm of education, with competence approach as its part, is taking place. This article discusses the definition of "competence", "competence approach", "innovation", "innovative thinking", "creativity". After the analysis of creative activity characteristics and principles the author justifies the value of students' creative activity formation in the studying process in university. This article describes the experience of non-traditional forms of education - theatrical performance as a way to improve students' creative abilities.
Key words: competence approach, innovative thinking, creativity, creative activity, theatrical competition.
References
I. Khutorskoy A . V. Klyuchevye kompetentsii I obrazovatel'nye standarty [Key competencies and educational standards] . Ofitsialnyy sayt internet -zhurnal Eydos - Official site of online journal "Eidos" (in Russian) . URL: http://www. eidos . ru/journal/2002/0423. htm (accessed 25 April 2014) .
2 . Lebedeva O . E . Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competence Approach in Education] . Shkol'nye tekhnologii - School Technology,
2004, no . 5, pp . 3-12 (in Russian) .
3 . Molozhavenko V. L . Pedagogicheskaya kontseptsiya podgotovki innovatsionnykh kadrov v regional'nom universitetskom komplekse: Avtoref.
dis. doct. ped. nauk [Pedagogical concept of innovation staff training in the regional university complex. Abstract of thesis doc . of ped . sci . ] . Chelyabinsk, 2010 . 400 p . (in Russian) .
4 . Stepanenko D . M . Klassifikatsiya innovatsiy I ee standartizatsiya [Classification of innovation and standardization] . Innovatsii - Innovations,
2004, no . 7, pp . 77-79 (in Russian) .
5 . Rafikova R . S . Interaktivnye tekhnologii obucheniya kak sredstvo razvitiya tvorcheskikh sposobnostey studentov: Avtoref. dis. kand. ped. nauk
[Integrative learning technologies as a means of developing students' creative abilities Abstract of thesis candidate of ped sci ] Kazan, 2007 206 p . (in Russian) .
6 . Semakov M . P. Formirovanyie tvorcheskoy lichnosti studenta pedvuza na osnove ispofzovaniya teatral'nogo metoda E. B. Vakhtangova: Dis.
kand. ped. nauk [Formation of creative personality of pedagogical university student through the use of Vakhtangov E . B . theatrical method . Dis . cand . of ped . sci . ] . Moscow, 2007 . 193 p . (in Russian) .
7 . Engel"meyer P. K . Teoriya tvorchestva [Theory of creativity] . Saint-Petersburg, Pedagogika Publ ., 1910 . 208 p . (in Russian) .
8 . Zagvyazinskiy V. I . Pedagogicheskoye tvorchestvo uchitelya [Pedagogical creativity of a teacher] . Moscow, Pedagogika Publ . , 1987 . 160 p .
(in Russian)
9 . Tlegenova T. E . Student kak sub'ekt formirovaniya opyta tvorcheskoy deyatel'nosti [Student as the subject of creative activity formation
experience] . Molodoy ucheniy- Young Scientist, 2011, no . 8, vol . 2, p . 140 (in Russian) .
10 . Ivashchenko G .A. , Shkuratov A. P. Organizatsiya netraditsionnykh form provedeniya zanatiy v sootvetstvii s individual'nymi osobennostyami
studenta kak sposob povysheniya tvorcheskikh sposobnostey [Organization of Non-traditional Forms of Classes in Accordance with the Individual Characteristics] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2014, no . 6 (147), pp . 14-17 (in Russian) .
II. Astakhova V. I . Student XXI veka: ego sushchnostnye cherty I kharakternye osobennosti [Student of the XXI century: essential features and characteristics] . Al'ma mater - Alma Mater, 2010, no . 8, pp . 60-63 (in Russian) .
Kazan State University of Culture and Arts.
Orenburgskiy tr-t, 3, Kazan, Russia, 420059. E-mail: [email protected]