Научная статья на тему 'Формирование творческого потенциала студентов вуза культуры'

Формирование творческого потенциала студентов вуза культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1117
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ТРЕНИНГИ / EDUCATION IN THE SPHERE OF CULTURE / CREATIVE POTENTIAL / PROFESSIONAL TRAINING / UNIVERSITIES OF CULTURE / CREATIVE PROJECT / ROLE-PLAYING GAMES / TRAININGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курина Вера Алексеевна, Проценко Елена Геннадьевна

Актуализируется проблема формирования творческого потенциала студентов вуза культуры как будущих специалистов социокультурной сферы. В связи с этим проведено уточнение основных понятий рассматриваемой проблемы. Авторы анализируют методические основы формирования творческого потенциала, так как современный мир требует от выпускников вузов культуры готовности креативно и продуктивно решать возникающие профессиональные задачи. Гипотеза исследования состоит с том, что использование таких методов, как творческий проект, ролевые игры, тренинги в процессе обучения, способно максимально содействовать развитию способностей студентов и формированию их творческого потенциала. Организация такого обучения позволяет разнообразить профессиональное обучение студентов. Основная проблематика данной статьи связана с тем, что несмотря на имеющиеся методы формирования творческого потенциала уровень его сформированности остается крайне низким; далеко не все современные методы в обучении служат потребностям учащегося. В работе представлен один из возможных вариантов решения этой проблемы на примере методики проведения занятий по разработанному курсу по дисциплине «История искусств: история кино» со студентами вуза культуры направления подготовки 51.03.03«Социально-культурная деятельность». Представлены особенности организации занятий, выполнения практических заданий студентами, разнообразие использованных форм, методов и средств обучения, способствующих формированию творческого потенциала студентов. Подведены итоги проведенной работы и показаны результаты, полученные в конце обучения по дисциплине «История искусств: история кино». Авторы определили основные подходы при организации занятий (системный, личностно-ориентированный, компетентностный, междисциплинарный). В работе подчеркивается важность создания условий для творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the creative potential of students of the of vuz (institute of higher education) of cultural

In this article the problem of creative potential of students of higher educational institution of culture as future specialists of the social and cultural sphere is actualized. In this regard, the clarification of the basic concepts of the problem. The authors analyze the methodological foundations of the formation of creative potential, as the modern world requires graduates of universities of culture readiness to creatively and productively solve emerging professional problems. The hypothesis of the study is that the use of such methods as creative project, role-playing games, training in the learning process can maximize the development of students' abilities and contribute to the formation of their creative potential. The organization of such training allows to diversify professional training of students. The main problem of this article is connected with the fact that, despite the existing methods of creative potential formation, the level of its formation remains extremely low; not all modern methods in teaching serve the needs of the student. The paper presents one of the possible solutions to this problem on the example of the methodology of classes on the developed course in the discipline "History of arts: history of cinema" with students of the University of culture of the direction of training 51.03.03 Socio-cultural activities. The features of the organization of classes, performance of practical tasks by students, a variety of used forms, methods and means of training, contributing to the formation of creative potential of students. The results of the work and the results obtained at the end of training in the discipline "Istria of arts: the History of cinema"are summed up. The authors identified the main approaches to the organization of classes (system, personality-oriented, competence-based, interdisciplinary). The paper emphasizes the importance of creating conditions for creative activity.

Текст научной работы на тему «Формирование творческого потенциала студентов вуза культуры»

УДК 378.18

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ

В.А. Курина50, Е.Г. Проценко51

1 Самарский государственный институт культуры Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167 1E-mail: [email protected]

2Самарский государственный институт культуры Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167 2E-mail: [email protected]

Аннотация

Актуализируется проблема формирования творческого потенциала студентов вуза культуры как будущих специалистов социокультурной сферы. В связи с этим проведено уточнение основных понятий рассматриваемой проблемы. Авторы анализируют методические основы формирования творческого потенциала, так как современный мир требует от выпускников вузов культуры готовности креативно и продуктивно решать возникающие профессиональные задачи. Гипотеза исследования состоит с том, что использование таких методов, как творческий проект, ролевые игры, тренинги в процессе обучения, способно максимально содействовать развитию способностей студентов и формированию их творческого потенциала. Организация такого обучения позволяет разнообразить профессиональное обучение студентов. Основная проблематика данной статьи связана с тем, что несмотря на имеющиеся методы формирования творческого потенциала уровень его сформированности остается крайне низким; далеко не все современные методы в обучении служат потребностям учащегося. В работе представлен один из возможных вариантов решения этой проблемы на примере методики проведения занятий по разработанному курсу по дисциплине «История искусств: история кино» со студентами вуза культуры направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Представлены особенности организации занятий, выполнения практических заданий студентами, разнообразие использованных форм, методов и средств обучения, способствующих формированию творческого потенциала студентов. Подведены итоги проведенной работы и показаны результаты, полученные в конце обучения по дисциплине «История искусств: история кино». Авторы определили основные подходы при организации занятий (системный, личностно-ориентированный, компетентностный, междисциплинарный). В работе подчеркивается важность создания условий для творческой деятельности.

Ключевые слова: образование в сфере культуры, творческий потенциал, профессиональная подготовка, вузы культуры, творческий проект, ролевые игры, тренинги.

Благодарность: Выражаем глубокую признательность и благодарность всем тем, кто имел непосредственное и косвенное отношение к организации, проведению исследования и публикации его результатов.

Введение

Коренные изменения в развитии вузовского образования, интенсивное внедрение европейского опыта в российскую систему образования обозначили ряд проблем

50Курина Вера Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, директор факультета культурологии и социально-культурных технологий.

51 Проценко Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурных технологий.

перед вузами страны, среди которых особое место занимают вузы культуры, имеющие определенный контингент и специфику подготовки. Вузы культуры относятся к категории творческих, представляя собой учреждения, в которых осуществляется соединение культурной и образовательной деятельности, в результате которой происходит освоение и воспроизводство студентами культурных норм, ценностных ориентаций, знаний через педагогические формы, методы и средства обучения [2]. Студенты, сделавшие выбор в пользу вузов культуры, спецификой которых является творческий процесс, так или иначе определяют в своей будущей профессиональной деятельности творчество в различных областях. Учитывая богатый опыт высшего профессионального образования в сфере культуры и современные тенденции в подготовке бакалавров в контексте Болонского процесса, педагогическая наука уделяет большое внимание разработке основных подсистем развития творческого потенциала студентов. Одной из актуальных проблем в этой связи становится формирование творческого потенциала студентов вузов культуры.

Стремительный ритм жизни современного общества провоцирует динамичный характер профессиональной деятельности человека. Для того чтобы быть востребованным на рынке труда, будущему специалисту необходимо быть всесторонне развитым, мобильным и творчески активным. Кроме того, такие же задачи перед обучающимися ставят регламентирующие документы. В рамках освоения программы бакалавриата по направлению 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» выпускники готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: технологической; педагогической; организационно-управленческой; проектной; художественно-творческой. Основная образовательная программа бакалавра этого направления предполагает формирование следующих общепрофессиональных компетенций в области творческо-производственной деятельности, связанных с творческим потенциалом будущих специалистов: создание культурных программ и социально-культурных мероприятий, направленных на творческое развитие детей, подростков и взрослых, организацию свободного времени населения; участие в разработке и реализации социально-культурных технологий в учреждениях культуры, индустрии досуга и рекреации; постановка культурно-досуговых программ (информационно-просветительных, художественно-публицистических, культурно-развлекательных) на основе оригинального сценарно-режиссерского решения; организация социально-культурного творчества и развивающего рекреативно-развлекательного досуга; продюсирование культурно-досуговых программ, организация и проведение различных форм социально-культурной деятельности населения (фестивали, конкурсы, смотры, праздники, программы социально-культурной анимации и рекреации, выставки); разработка целей и приоритетов творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культур-но-досуговые, рекреативные) [21].

Современная ситуация в обществе требует от человека качеств, позволяющих продуктивно и творчески подходить к любым сложившимся обстоятельствам. Для того чтобы реализовывать успешную профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях, чтобы адекватно реагировать на возникающие проблемные ситуации, специалисту необходимо активизировать свой творческий потенциал.

1. Обзор литературы

Проанализировав понятие «творчество» с философской, социологической, психологической и педагогической точек зрения, мы определяем «творчество» как вид человеческой деятельности, направленный на разрешение проблемных ситуаций, причем творческий результат решения задач должен обладать новизной и оригинальностью. Для него важно учитывать объективные (социальные, материальные), личностные (знания, умения, навыки, творческие способности) и субъективные (творческий потенциал) условия.

Справочные ресурсы определяют «потенциальность» как «возможность, наличные силы, которые могут быть пущены в ход, использованы» [10], как «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» или «необходимых для чего-нибудь» [18]. В таком случае применительно к обществу логично говорить о разновидностях потенциала: экономический, научный, технический и др. Применительно к личности человека рассматривают познавательный, морально-нравственный, коммуникативный, эстетический и творческий потенциал.

С философской точки зрения, творческий потенциал личности представляет продукт общественного развития. Становление и формирование творческого потенциала личности начинается с того уровня развития творческого потенциала общества, который достигнут к началу формирования творческого потенциала конкретной личности [3]. Человек застает уже сложившийся общественно-исторический опыт, который включает определенные способности людей предшествующего поколения.

По мнению доктора психологических наук Ю.Н. Кулюткина [11, с. 84], творческий потенциал личности, повышающий эффективность ее деятельности в трансформирующемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их.

Исследователь Б.Д. Парыгин определяет творческий потенциал личности как определенный уровень психических возможностей личности, ее внутренней энергии, направленной на ее творческое самовыражение и самоутверждение [13].

В.В. Сартаков рассматривает понятие «творческий потенциал» как характеристику уровня организации (развития) субъекта в том или ином отношении (профессиональном, квалификационном, культурном и т. д.); как интегративную характеристику, отражающую его системное качество [17].

Ученый-педагог Л.А. Даринская раскрывает «творческий потенциал» как сложное интегральное понятие, соединяющее природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих морально-нравственных норм [5, с. 293].

Наиболее убедительной по вопросу о сущности творческого потенциала нам представляется точка зрения В.Ф. Овчинникова, который определяет творческий потенциал личности в общефилософском плане как фонд, совокупность возможностей реализации новых направлений деятельности. Применительно же к индивидуальному человеку, по его мнению, это синтетическое качество личности, определяющее меру ее возможностей ставить и разрешать новые задачи в сфере своей деятельности, имеющей общественное значение [12].

Можно предположить, что потенциал развития - системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:

- количеством потребностей и интересов личности, ее ориентированностью на самореализацию в профессиональной и общественной сферах;

- уровнем сформированности интеллектуальных способностей, которые позволяют личности результативно разрешать новые для нее жизненные и профессиональные проблемы (предполагается, что творческий потенциал связан со способностью к дивергентному мышлению, так как установлена положительная корреляция между показателем JQ и показателем творческого потенциала [20]);

- трудоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем развития его психофизиологических возможностей.

По нашему мнению, творческий потенциал - это категория, которая направленна скорее в будущее, то есть проекция возможностей человека, которые он может раскрыть в перспективе или уже реализовал в своей деятельности. Иными словами, творческий потенциал - это некоторый аванс, которым в той или иной степени наделен каждый человек. Для того чтобы раскрыть его, необходимы некоторые условия. Нас интересуют условия формирования творческого потенциала студентов. Рассмотрим особенности данной категории.

Студенчество - это образованная и организованная часть молодежи, ее передовая группа. Студенческий возраст - период, который корректирует и закрепляет ин-тегративные процессы в психике: развиваются и реализуются индивидуальные задатки и способности, приобретается жизненный опыт, происходит профессиональное становление студента, которое во многом зависит от его внутренней творческой активности [1, с. 47-48].

Студент, имеющий высокий уровень творческого потенциала, творчески мыслит, способен использовать разнородную информацию в стремительно меняющихся условиях, а также создавать нечто качественно новое, направленное на благо человечества. Современные условия системы образования в этой связи имеют ряд противоречий. «Традиционные формы обучения чаще всего не в состоянии выявить и развить творческий и новаторский потенциал, заложенный в каждом человеке» [16]. Многие исследователи (Самохин Ю.С., Робинсон К.) констатируют факт стандартизации педагогического процесса (многочисленные тестирования, опросы), что, безусловно, не способствует формированию творческого потенциала.

Изучая опыт ведущих вузов мира, следует отметить, что практически во всех странах вектор направлен в сторону формирования творческого потенциала студентов. Робина Шеин, профессор Бэкингемского университета (Великобритания), в своей статье «Творчество и образование» говорит о том, что высшие учебные заведения в настоящее время рассматриваются в качестве мест для поощрения творчества, потому что с помощью университетов можно развивать творческие и аналитические способности обучающихся более эффективно, чем в малых элитных группах, а далее приводит ряд примеров, как это делается в разных странах. В Канаде дисциплина, направленная на развитие «творческого мышления», является одной из базовых в процессе обучения. В США одной из целей обучения является использование творческих навыков и мышления для создания новых, конструктивных идей и продуктов. В национальной учебной программе Кореи образованный человек определяется как «здоровый, независимый, творческий и моральный». В Швеции Национальный план развития дошкольного, школьного и высшего образования (1997 г.) предусматривает, что образование должно обеспечивать «условия для развития творческих способностей личности». Японский Национальный совет по реформе образования наметил развитие творческих способностей как важнейшую цель образования XXI века [15]. К преимуществам обучения в Германии можно отнести возможность

создания собственных творческих проектов в профессиональных студиях, которые имеют всестороннюю поддержку различных организаций: немецкого центра популяризации культурной сферы, Федерального фонда культуры и творчества, а также стипендиальных программ вузов, заинтересованных в привлечении ярких талантов. Двигатель прогресса - инновационные идеи, которые невозможно реализовать без творческого потенциала. Однако мы не можем требовать от студента проявить творческий потенциал лишь потому, что он поступил в вуз культуры, - необходимы соответствующие условия, чтобы его проявлять.

2. Материалы и методы

Рассмотрим пути формирования творческого потенциала студентов вуза культуры направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».

Особое значение в формировании творческого потенциала бакалавров направления 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» приобретают творческие проекты, применяющиеся на занятиях по дисциплине «История искусств: история кино».

В рамках проведения семинара по теме «Тенденции развития современного киноискусства» предполагаются такие формы занятий, как просмотр видеоматериала и выполнение творческого проекта. Студентам предлагается просмотр фильма, спектакля, клипа. При просмотре обучающийся фиксирует и анализирует монтаж различных эпизодов. Определяет тему и идею произведения, формы и приемы монтажа, а также цели его использования. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение творческого проекта «Монтажер». «Монтажер» - это человек, ответственный за основные монтажные решения, он выполняет чистовую «сборку» картины. Студентам необходимо представить на следующее занятие свой вариант монтирования фильма (спектакля, клипа), сместив акценты, определив и продемонстрировав свою идею. Творческий проект «Монтажер» направлен на формирование готовности использовать инновационные режиссерские технологии в создании современных проектов.

На семинаре «Эпоха немого кино, мой Чарли» студентам предлагается создать своего колоритного (комедийного или нет) персонажа и презентовать его: продумать костюм, походку, грим, характер; историю, которая с ним произошла; возможных друзей, врагов. Творческий проект предполагает создание сценария, где главные герои - Чарли Чаплин и придуманный студентом персонаж. Студентам предстоит смонтировать звукоряд своего ролика согласно коллизиям сюжета и темпоритму действа, а затем представить его аудитории, презентуя сценарий под музыкальное сопровождение.

Семинар «Мир кино» проходит в форме дискуссии. Формирование творческого потенциала невозможно без вдохновения, которое мы зачастую черпаем из достойных произведений искусства, будь то литература, живопись, музыка, скульптура или кино. Студенты получают задание просмотреть фильмы различных периодов и стран: кинематограф 20-х годов XX в.; звуковое кино 30-х годов XX в.; кино второй половины 40-х, 50-х годов XX в.; 60-х,70-х годов XX в. (Франция, Великобритания, Германия, США). Затем необходимо провести сравнительный анализ кинофильмов представленных стран и периодов.

В рамках проведения семинара «Кино мира» используются следующие средства: просмотр видеоматериала, дискуссия. Рассмотрение вопроса «Сравнительный анализ японского, американского, индийского, русского кино» проходит в форме дискуссии. Цель обсуждения - обобщить идеи и мнения относительно сходств и разли-

чий киномира. Раскрываются такие вопросы, как своеобразие киноискусства Японии, история развития и современное состояние; Голливуд и премия «Оскар»; планета «Болливуд», история развития и современное состояние индийского кино; отечественная киноиндустрия.

В ходе семинаров «Мир кино» и «Кино мира» обучающиеся получают вдохновение, обогащаются знаниями, отрабатывают навык формулировать мысли, обосновывать свою позицию, толерантно относиться к чужому мнению, дискуссировать. Обучающиеся составляют блок-схему (сравнительную таблицу), фиксируют аргументы, тезисы.

На семинаре «Эффекты монтажа» рассматриваются такие вопросы, как географический эффект Л.В. Кулешова; принципы монтажа Л.В. Кулешова; теория монтажа В.И. Пудовкина, С.М. Эйзенштейна («Монтаж 1938»), М.И. Ромма («Вопросы киномонтажа»); виды монтажа по логике построения видеоряда. На семинаре используется ряд методов: презентация, просмотр и обсуждение видеоматериала, творческий проект.

На первом этапе семинара «Эффекты монтажа» студенты просматривают презентацию, которая знакомит их с приемами творческого монтажа. Студенты должны уловить суть компиляции; усвоить, что последующий кадр способен полностью изменить смысл предыдущего. Затем студентам предлагается попробовать себя в роли кинорежиссера, чтобы добиться с помощью компиляции тех или иных кадров определенных эмоций у зрителя, т. е. создать свои видеоролики. Задача состоит в создании 9 видеороликов (2 эффекта монтажа: эффект Л. Кулешова, географический эффект; 7 видов монтажа по логике построения видеоряда: последовательный, параллельный, строящийся, сравнительный, ассоциативный, интеллектуальный, психологический). В период реализации творческого проекта студент проявляет творческий потенциал: выступает в роли актера и режиссера. Кроме усвоения материала происходит формирование компетенций: создание сценария; создание коллектива для реализации ролика; репетиционный процесс; решение организационных вопросов (подбор локации, декораций, кастинг).

Семинар «Секреты продюсирования» проходит в форме ролевой игры и творческого проекта. Ролевая игра «Лучший проект» предполагает два типа ролей: продюсер и автор проекта. К числу обязанностей участников игры, выполняющих роль автора проекта, относятся: подготовка сценарного плана кинофильма (клипа, рекламы); убедительное представление сценарного плана и сметы; создание проекта декораций фильма, костюмов; умение ориентироваться при ответе на вопросы продюсера. Цель автора проекта - доказать, что именно его фильм достоин быть реализованным. К числу обязанностей участников игры, играющих роль продюсера, относятся: выбор жанра проекта; подготовка корректных вопросов по сценарному плану, смете, подбору актерского состава; подготовка комментариев по итогам представленных материалов, оценка. Ролевая игра «Лучший проект» направлена на формирование творческого потенциала студентов.

Во время семинара «Угадай режиссера» студентам предлагается прослушать несколько фрагментов фильмов различных режиссеров: Э. Кустурицы, К. Тарантино, А. Тарковского, В. Меньшова, С. Спилберга, К. Нолана, Т. Бертони т. д. Игра направлена на расширение диапазона знаний в области различных жанров кино, на формирование воображения и творческого потенциала. Задание для студентов заключается в том, чтобы по музыкальным фрагментам определить жанр фильма, режиссера, год выпуска.

Семинар «Какие люди в Голливуде» предполагает постановку шоу-пародий на звезд Голливуда. Студенты создают театрализованное представление по мотивам премии «Оскар». Каждый обучающийся выбирает один из образов голливудских фильмов, обдумывает его воплощение и выходит на «красную дорожку». Студенты создают сценарий комедийного представления, проявляют творческий потенциал в жанре пародии.

Ролевая игра «Киноман» предлагает два типа ролей: участники заседания киноклуба и его ведущие. К числу обязанностей участников игры, играющих роль ведущих киноклуба, относятся: подготовка вступительного слова; отбор наиболее ярких эпизодов обсуждаемого кинофильма для демонстрации в ходе игры в качестве иллюстративного материала для обсуждения; подготовка комментария по итогам демонстрации фрагментов кинофильма, плана обсуждения, заключительного слова. План обсуждения кинофильма в рамках заседания киноклуба должен предполагать три основных структурных компонента: определение темы, которой посвящен кинофильм; выявление позиции авторов кинофильма по этой теме, идеи фильма; анализ художественных средств, используемых авторами для выражения своей позиции. Важным моментом для формирования творческого потенциала студентов является выполнение заданий на выявление монтажных стыков фильма и смысла использования монтажа. План дискуссии определяется участником игры, играющим роль ведущего заседания, в соответствии с содержанием обсуждаемого кинофильма. К числу обязанностей студентов, играющих роли участников заседания киноклуба, относятся: предварительное ознакомление с кинематографическим материалом (фильм, спектакль, телевизионная программа), обсуждение которого является программой заседания киноклуба; подготовка к участию и включенность в обсуждение. Ролевая игра «Киноман» предполагает формирование творческого потенциала студентов, дает возможность преподавателю имитировать конфликтные ситуации из жизни общества, а студентам - открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения.

3. Результаты исследования

С помощью таких методов, как творческий проект, ролевые игры, тренинги, в процессе обучения развивается способность к аналитическому, критическому и творческому мышлению, формируется познавательный интерес, достигается высокий уровень самостоятельности студентов, осуществляется междисциплинарный подход, когда во время решения проблемы на занятии необходимо включить в познавательный процесс знания по другим предметам [4].

Следует уделить внимание подготовке преподавательского состава. Педагог должен быть ориентирован на поощрение студентов, выражающих инновационные идеи. Искать творческие решения проблем вместе со студентами, быть открытым к оригинальным подходам - задача педагога, ориентированного на формирование творческого потенциала. Для реализации этой задачи используется проектное и проблемное обучение, которое нацелено не только на результат научного познания, но и на сам процесс получения этих результатов. Знания, полученные во время проектной и исследовательской деятельности, используются для решения новых познавательных проблем и задач [6]. Преподаватели готовят студентов таким образом, чтобы они могли творчески подходить к решению новых и сложных проблем в реальной профессиональной деятельности.

В процессе проведения исследования использовались следующие подходы, которые позволили эффективно организовать процесс формирования творческого потенциала у студентов:

- системный подход в организации творческого процесса (творчество достигает наивысшего уровня, когда во время образовательного процесса налажены междисциплинарные контакты подразделений);

- личностно-ориентированный (в центре внимания - студент, который развивается в партнерстве с профессорско-преподавательским составом);

- компетентностный (набор компетенций специалистов в области культуры в большинстве своем состоит из развития самостоятельности мышления, высокой степени развития творческого мышления и творческих инициатив, обеспечивающих принципиально новое решение профессиональных задач);

- междисциплинарный (позволяет создавать новые, иногда парадоксальные междисциплинарные связи).

На наш взгляд, не менее важными условиями формирования творческого потенциала студентов вуза культуры являются создание творческой атмосферы на всех уровнях проектной работы, а также использование инновационных методов обучения, направленных на развитие самостоятельной творческой личности студента и преподавателя.

Обсуждение и заключение

При соблюдении перечисленных условий мы формируем созидательного профессионала, творческую личность, обладающую оригинальными идеями, способную к принятию нестандартных решений, готовую проявлять свой творческий потенциал в полной мере. В основе этого процесса - движение от стандартного к нестандартному мышлению, от репродуктивного к продуктивному воспроизводству знаний, от реферативно-исполнительского к творческому сознанию. Творчество возможно реа-лизовывать в процессе преподавания и изучения любой дисциплины, а развитие творческого потенциала студентов в вузе культуры должно стимулироваться всей системой образования в целом. Задача вузов на современном этапе - раскрывать творческий потенциал студента и создать условия для его дальнейшего развития и совершенствования.

Кроме того, современная профессиональная среда требует способности синтеза междисциплинарных знаний и творческого потенциала. В связи с этим традиционное образование становится недостаточным, необходим новый формат специалиста, обладающего творческим потенциалом, развитым широким и гибким мышлением, умеющего быстро адаптироваться в новых условиях и преодолевать стереотипы, владеющего способностью видеть альтернативные пути решения профессиональных задач.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. - 1974. - Вып. 2.

2. Багрова Е.О. Теоретические и методические основы преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств: дис. ... канд. пед. наук: / Е.О. Багрова. - М., 2005. - 218 с.

3. Байгильдина З.Ф. Творческий потенциал личности // Вестник Башкирского университета. - Т. 13. - 2008. - № 3. - С. 693-696.

4. Гуткевич А.Е. Методология междисциплинарного экзамена / А.Е. Гуткевич, А.Е. Леонтьева, С.Л. Еремина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. -№ 1. - С. 122-126.

5. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. - СПб., 2005. - 293 с.

6. Дульзон А.А. Опыт обучения управлению проектами // Высшее образование в России. -2013. - № 10. - С. 83-90.

7. Кайтукова ЗХ. Структура и факторы развития творческого потенциала студентов педагогического вуза // Вестник ЯрГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2017. - № 2 (40). - С. 110-113.

8. Колесникова Н.Н. Развитие творческого потенциала студентов колледжа в процессе самостоятельной и исследовательской деятельности / Н.Н. Колесникова, Н.В. Шумакова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-1. - С. 73-77.

9. Комарова М.Ю. Развитие творческого потенциала студентов вуза во внеаудиторной деятельности [Электронный ресурс] // Психология. - 01.03.2017. - Режим доступа: https://lib.kreatiffchik.ru/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-vuza-vo-vneauditomoy-deyatelnosti.html

10. КондаковН.И. Логический словарь. - М.: Наука, 1991. - С. 402.

11. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. - 84 с.

12. Овчинников В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. - Л., 1984. - С. 6.

13. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. - М.: Наука, 1998. - С. 182.

14. Пастухова Д.А. Развитие творческих способностей как условие профессионального становления специалистов сервиса // Технологии бизнеса и сервиса. - 2017. - Т 3. Вып. 4. -С. 60-72.

15. Robina Shaheen. Creativity and Education // Creative Education. - 2010. - Vol. 1, №. 3. - Р. 166-169 .

16. Робинсон К. Образование против таланта. - М.: Манн, Иванов и Фербер. Экспо, 2013. - 313 с.

17. Сартаков В.В. Понятие деятельности в философской науке. - Томск, 1998. - С. 105.

18. Словарь иностранных слов. - М.: Политиздат, 1984. - С. 395.

19. Тузова Н.Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - № 25. - С. 316-319. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/ 159/44865/ (дата обращения: 23.09.2018).

20. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. - 2013.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт ВО: Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2017 г. № 1179 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность».

Поступила в редакцию 24.09.2018 В окончательном варианте 13.11.2018

UDC 378.18

FORMATION OF THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS

OF THE OF VUZ (INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION) OF CULTURAL

V.A. Kurina52, E.G. Protsenko53

1 Samara State Institute of Culture

167, Frunze str., Samara, Russian Federation

1E-mail: [email protected]

2Samara State Institute of Culture

167, Frunze str., Samara, Russian Federation

2E-mail: [email protected]

52Vera A. Kurina, Doc. Ped. Sci., Professor, Director of Cultural Studies and Social Techniques Faculty.

53 Elena G. Protsenko, Cand. Ped. Sci., Senior Lecture of Socio-Cultural Technologies Department.

Abstract

In this article the problem of creative potential of students of higher educational institution of culture as future specialists of the social and cultural sphere is actualized. In this regard, the clarification of the basic concepts of the problem. The authors analyze the methodological foundations of the formation of creative potential, as the modern world requires graduates of universities of culture readiness to creatively and productively solve emerging professional problems. The hypothesis of the study is that the use of such methods as creative project, role-playing games, training in the learning process can maximize the development of students' abilities and contribute to the formation of their creative potential. The organization of such training allows to diversify professional training of students. The main problem of this article is connected with the fact that, despite the existing methods of creative potential formation, the level of its formation remains extremely low; not all modern methods in teaching serve the needs of the student. The paper presents one of the possible solutions to this problem on the example of the methodology of classes on the developed course in the discipline "History of arts: history of cinema" with students of the University of culture of the direction of training 51.03.03 Socio-cultural activities. The features of the organization of classes, performance of practical tasks by students, a variety of used forms, methods and means of training, contributing to the formation of creative potential of students. The results of the work and the results obtained at the end of training in the discipline "Istria of arts: the History of cinema"are summed up. The authors identified the main approaches to the organization of classes (system, personality-oriented, competence-based, interdisciplinary). The paper emphasizes the importance of creating conditions for creative activity.

Key words: education in the sphere of culture, creative potential, professional training, universities of culture, creative project, role-playing games, trainings.

Aknowledgements: We express our deep appreciation and gratitude to all those who had a direct and indirect relationship to the organization, conduct of the study and publication of its results.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ananiev B.G. Psychophysiology of student age // Psychological problems of Modern higher school. L., 1974. Vol. 2.

2. Bagrova E.O. Theoretical and methodical bases of teaching of scenic speech in higher education institutions of culture and arts: dis. ... kand. PED. Sciences: Moscow, 2005. 218 p.

3. Baygildina Z.F. Creative potential of personality // Bulletin of the Bashkir University. Vol. 13. 2008. № 3. Pp. 693-696.

4. Rutkevich A.E. Methodology of interdisciplinary exam / A.E. Rutkevich, E.A. Leontieva, S.L. Eremina // Professional education in Russia and abroad, 2010. № 1. Pp. 122-126.

5. Darinskaya L.A. Students ' Creative potential: methodology, theory, practice: monograph. -Saint-Petersburgh, 2005. 293 p.

6. Experience in project management / Higher education in Russia, 2013. № 10. Pp. 83-90.

7. Katukova Z.H. Structure and factors of development of creative potential of students of pedagogical universities // Bulletin of the Yaroslavl state University. Series of Humanitarian Sciences, 2017. № 2 (40). Pp. 110-113.

8. Kolesnikova N.N. Development of creative potential of College students in the process of independent research activity / N.N. Kolesnikova, N.In. Shumakova // International journal of experimental education, 2016. № 4-1. Pp. 73-77.

9. Komarov Yu.M. Development of creative potential of students in extracurricular activities // Psychology. 01.03.2017. Mode of access: https://lib.kreatiffchik.ru/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-vuza-vo-vneauditornoy-deyatelnosti.html

10. Kondakov N.I. Logical dictionary. - Moscow: Science, 1991. 402 p.

11. Kulyutkin Yu.N. The changing world and the problem of developing the creative potential of the individual. Value-semantic analysis. - Saint-Petersburgh: Spbgup, 2001. 84 p.

12. Ovchinnikov V.F. Scientific and technological progress and development of creative potential of the worker of production. - L., 1984. 6 p.

13. Parygin B.D. Scientific and technical revolution and personality. - Moscow: Science, 1998. 182 p.

14. Pastukhova D.A. The development of creative abilities as a condition of professional development of service specialists // Technology of business and service. 2017. Vol. 3, Issue № 4, 2017. Pp. 60-72.

15. Robina Shaheen. Creativity and Education // Creative Education. 2010. Vol. 1, no. 3. Pp. 166-169.

16. Robinson K. Education versus talent. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. Expo, 2013. 313 p.

17. Sartakov V.V. The Concept of activity in philosophical science. - Tomsk, 1998. 105 p.

18. Dictionary of foreign words. Moscow: Politizdat, 1984. 395 p.

19. Tuzova N.N. Development of creative potential of teachers of educational organization // Young scientist, 2017. № 25. Pp. 316-319. URL: https://moluch.ru/archive/159/44865/ (accessed: 23.09.2018).

20. Encyclopedic dictionary of psychology and pedagogy, 2013.

21. Federal state educational standard IN: Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of December 6, 2017 № 1179 "on approval of the Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 51.03.03 Social and cultural activities".

Original article submitted 24.09.2018 Revision submitted 13.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.