АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
TOPICAL ISSUE
УДК 378.2 ББКЧ51
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Л. В. Грызлова, В. В. Поняев
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия
Рассматриваются актуальные вопросы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в условиях модернизации высшего профессионального образования. Проводится анализ действующих образовательных стандартов и раскрываются особенности реализации компетентностного подхода к подготовке профессиональных кадров по физической культуре и спорту.
Ключевые слова: образовательный процесс, физическая культура и спорт, модернизация, подготовка специалиста по физической культуре, компетентностный подход.
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, значительные преобразования происходят в системе образования. Согласно концепции модернизации российского образования необходимо совершенствовать механизм устойчивого развития образовательной системы, который должен соответствовать социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Так, в условиях перехода России к рыночной экономике в образовании произошёл переход к многоуровневой системе образования «бакалавр — магистр». Основным побудительным мотивом к перестройке всего педагогического процесса стало Болонское соглашение, направленное на решение вопросов структурной и качественной сопоставимости образовательных программ, к которому Российская Федерация присоединилась в 2003 г. Традиционное образование, предусматривающее получение общих и профессиональных знаний в период обучения, сменилось образованием, обе -спечивающим приобретение знаний и информации в течение всей социально активной жизни [2].
Совершенствование законодательной базы высшего профессионального образования вызвало такие изменения, которые требуют учёта осо-
бенностей и потребностей страны в подготовке специалистов для обеспечения его квалифициро -ванными кадрами. В сфере физической культуры и спорта также идёт адаптация к новым условиям и новым социальным запросам, в соответствии с которыми к специалистам предъявляются более высокие требования.
Физическая культура опирается на некоторые идеи теории культуры, использует её понятийно-категориальный аппарат. Как вид культуры она в социокультурном представлении являет собой широкое пространство для творческой деятельности, направленной на организацию психофизического стимула для человека через укрепление здоровья, развитие психофизических способностей и двигательных навыков.
Посредством физической культуры и спорта человек всесторонне развивается как физически, так умственно и духовно. Следовательно, в сфере физической культуры и спорта процессы модернизации направлены на развитие системы инновационного профессионального образования, результатом которого должна стать подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области их профессиональной деятельности и, в конечном итоге, в экономике и социальной сфере России. Главная цель реали-
зации государственной политики по модернизации высшего образования в области физической культуры и спорта заключается в том, чтобы как можно большее количество молодёжи нашей страны было вовлечено в процесс физического воспитания. При этом нельзя забывать о том, что в вузе необходимо не только развивать человека, но и научить его развиваться самостоятельно, воспитывая в нём любовь к физической культуре и спорту для сохранения хорошей физической формы не только во время обучения, но и в последующей, внеучебной жизни. В связи с изложенным, возникла необходимость пересмотра действующих образовательных программ по физической культуре и спорту, как в плане функциональной структуры, так и в содержании [1].
Анализ изменений, происходящих в системе высшего профессионального образования, показывает, что сама система организации образовательного процесса по физической культуре и спорту должна выглядеть следующим образом. Прежде всего педагог должен мотивировать студента на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, убедить его в необходимости и оправданности принятия конкретных решений по повышению качества образования. Далее следует сформировать у студента комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления учебного и тренировочно-со -ревновательного процесса. В последующем требуется обеспечить строгий контроль за правильностью выполнения всех перечисленных этапов. При соблюдении описанных условий в процессе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта можно надеяться на общий положительный результат [3. С. 53].
Введённые стандарты второго поколения, которые рассматривались как основа для сравнения разных образовательных систем с целью создания условий повышения академической мобильности российских студентов и признания их дипломов в мировом образовательном сообществе, не ориентированы на подготовку специалиста по конкретному направлению. В большей степени они ориентированы на подготовку бакалавра и магистра «по специальности».
В обществе широко распространена точка зрения, что все Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения созданы на основе единого макета, что в некоторой степени унифици-
рует их структуру и содержание. Однако современное общество предъявляет более жёсткие требования к молодому специалисту, и образование должно обеспечить его готовность выдержать конкуренцию в условиях рыночных отношений. В связи с этим возникла острая необходимость не просто корректировки Государственных образовательных стандартов, а решения достаточно сложных и принципиальных задач:
- изменение базовых дисциплин предметной области знаний;
- разработка и внедрение новых учебных дисциплин;
- введение новых критериев для оценки качества освоения знаний;
- создание нового учебно-методического сопровождения учебного процесса.
Изложенные факты обусловили разработку и внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность. В соответствии со стандартами третьего поколения учебные программы дисциплин определяют не только цели, содержание, объём и порядок их изучения, но и включают перечень формируемых компетенций, основных образовательных технологий, типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных результатов образования. Данные стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций при разработке образовательных программ и возможность индивидуализации процесса обучения. В соответствии с этим образовательные стандарты каждого направления имеют свои структурные и содержательные особенности [1. С. 19].
Практический опыт работы по стандартам третьего поколения показал, что совершенствование образовательного процесса требует внедрения в систему высшего профессионального образования инновационных технологий. В связи с этим в действующие стандарты были внесены значительные изменения, которые привели к созданию и утверждению изменённых стандартов, приведённых в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. В частности, с сентября 2014 г. вступил в силу стандарт третьего поколения направ-
16
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, N01
Современные условия подготовки профессиональных кадров по физической культуре и спорту
ления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». Стандарт предусматривает компетентностный подход в образовании специалиста по физической культуре и спорту, что помогает решать одну из проблем, существующих в отрасли физической культуры и спорта,— подготовки высококвалифицированных, высокомотивированных, мобильных, профессионально компетентных кадров, отвечающих запросам современного общества [4. С. 12].
В стандарте выделены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Рассматривая общекультурные компетенции, можно сделать вывод, что результат обучения ставится в прямую зависимость не только от объёма знаний, накопленных обучающимися. При этом учитываются и личностные качества, приобретённые студентом в процессе обучения. Это принципиально новое правило системы обучения, которое позволяет формировать студента не только как специалиста, но и как личность. Общекультурные компетенции наиболее универсальны, необходимы для любой деятельности и связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.
Профессиональные компетенции следует понимать как круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями и опытом, отражающими стиль его мышления и квалификацию, а также личностные способности, обеспечивающие возможность реализации определённой профессиональной деятельности. Данные компетенции способствуют формированию у выпускников готовности эффективно использовать свои внутренние ресурсы для принятия решений и достижения по -ставленной цели, а также оценивать и анализировать результаты своих действий.
Поступила в редакцию 17 января 2016 г.
Ещё одним преимуществом стандарта третьего поколения является предоставленная организациям возможность выбирать тип практики в зависимости от вида деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата. Кроме того, организация вправе предусмотреть иные типы практик дополнительно к установленным настоящим Федеральным государственным образовательным стандартом.
Всё вышеизложенное позволяет заключить, что система и качество подготовки специалиста по физической культуре и спорту в соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования, введённые в действие на современном этапе, создают условия для успешного формирования у выпускников необходимых профессиональных компетенций и психологической готовности к предстоящей трудовой деятельности.
Список литературы
1. Бальсевич, В. К. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 12. - С. 18-19.
2. Кадакин, В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева) / В. В. Кадакин // Гуманитар. науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 9-12.
3. Кишиков, Р. В. К вопросу о стиле деятельности преподавателя вуза / Р. В. Кишиков // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М. А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. - 2010. - № 3. - С. 53-64.
4. Кокурин, А. В. Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций / А. В. Кокурин, Л. Г. Майдокина // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 08. - С. 12-15.
Для цитирования: Грызлова, Л. В. Современные условия подготовки профессиональных кадров по физической культуре и спорту // Л. В. Грызлова, В. В. Поняев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 15-18.
Сведения об авторах
Грызлова Лариса Владимировна — кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. [email protected]
Поняев Вячеслав Вениаминович — студент 5-го курса факультета физической культуры, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева.
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 1, pp. 15-18.
Preparation of Professional Shots on Physical Culture and Sport in the Conditions of Modernization of Higher Education
L. V. Grizlova, V. V. Ponyaev
Mordovian state teacher training college of M. E. Evsevyev, Saransk, Russia
In the presented work topical issues of training of specialists in the field of physical culture and sport in the conditions of modernization of higher education are considered. The analysis of the existing educational standards is carried out and features of realization of competence-based approach to preparation of professional shots on physical culture and sport reveal.
Keywords: educational process, physical culture and sport, modernization, training of the expert in physical culture, competence-based approach.
References
1. Balsevich V.K., Lubyisheva L.I. Informatsion-naya kultura spetsialista kak faktor vnedreniya novyih tehnologiy v praktiku fizicheskoy kulturyi i sporta [Information Culture of the Expert as a Factor of Introduction of New Technologies in Practice of Physical Culture and Sport]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [The Theory and Practice of Physical Culture], 2001, no. 12, pp. 18-19. (In Russ.).
2. Kadakin V.V. Innovatsionnyie protsessyi v vyis-shem obrazovanii (iz opyita rabotyi Mordovskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo instituta im. M. E. Ev-seveva) [Innovative Processes in the Higher Education (from Experience of the Mordovian State Teacher Training College of M. E. Evsevyev)]. Gumanitarnyie nauki i obrazovanie [The Humanities and Education], 2012, no. 2 (10), pp. 9-12. (In Russ.).
3. Kishikov R.V. K voprosu o stile deyatelnosti prepo-davatelya vuza [To the Question about the Style of Activity of University Teachers]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta imeni M. A. Sholohova. Seriya «Pedagogika i psihologiya» [Bulletin of Moscow State Humanitarian University. M.A. Sholokhov. Pedagogy and psychology], 2010, no. 3, pp. 53-65. (In Russ.).
4. Kokurin A.V., Maydokina L.G. Problema razvitiya psihologicheskoy kompetentnosti v sisteme podgoto-vki sportsmenov raznyih kvalifikatsiy [The Problem of Development of Psychological Competence in the System of Preparation of Sportsmen of Different Qualifications]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and Practice of Physical Culture], 2014. no. 8, pp. 12-15. (In Russ.).
18
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, No 1