МГПИ ИМ. М.Е. ЕВСЕВЬЕВА КАК ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РЕГИОНА
КАДАКИН Василий Васильевич - ректор, канд. пед. наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация.. В статье рассматриваются основные направления модернизации научно-образовательного процесса и социальной инфраструктуры Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева как концептуального центра социально-экономического развития региона, вуза, являющегося кузницей педагогических кадров для сферы образования, культуры, физической культуры и спорта в регионе.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, модернизация педагогического образования, инноватика, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
Для цитирования:: Кадакин В.В. Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева как центр подготовки педагогических кадров региона // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 94-100.
Современная государственная политика в сфере образования ориентирует вузы на решение вопросов, связанных с качеством подготовки кадров, формированием у выпускников практических компетенций, умений оперативно реагировать на новые веяния в социально-экономическом развитии. В этой связи модернизация педагогического образования снова оказалась в числе приоритетных национальных задач.
В отличие от многих педвузов, переживших укрупнение и перепрофилирование на подготовку специалистов самых разных направлений, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Ев-севьева смог сохранить свой статус и ориентированность на подготовку кадров для образовательных учреждений. Работая уже более полувека на региональном и российском рынке образовательных услуг, он остается единственным вузом в Республике Мордовии, готовящим квалифицированные педагогические кадры для сферы образования, культуры, физической культуры и спорта. Сочетание богатых учебных, научных и воспитательных традиций с эффек-
тивным внедрением инновационных образовательных технологий позволяет ему обеспечивать качественную подготовку выпускников по 144 основным образовательным программам: семи направлениям подготовки бакалавров, включающим 36 профилей, 19 магистерским программам, 24 программам подготовки в аспирантуре, трем программам среднего профессионального образования. Более 6000 студентов из районов Мордовии, другихроссийских регионов, а также из стран ближнего зарубежья обучаются на 10 факультетах вуза по широкому спектру направлений подготовки. Все программы бакалавриата реализуются по совмещенным профилям, что дает евсевьевцам серьезные конкурентные преимущества при трудоустройстве и обеспечивает их социальную защищенность. Кроме того, в институте реализуются различные дополнительные образовательные программы, программы повышения квалификации работников образования, программы обучения иностранных граждан, а также предоставляется широкий спектр услуг довузовской подготовки.
Для успешного становления и профессионального роста педагогических кадров в МГПИ созданы все необходимые условия. На сегодняшний день у нас одна из лучших в Поволжье материально-техническая обеспеченность учебного процесса. Компьютерной и мультимедийной техникой оснащено более 90% аудиторного фонда. Компьютерные классы открыты даже в общежитиях. Все автоматизированные рабочие места подключены к Интернету, доступ к которому можно получить на всей территории института посредством сети Wi-Fi. Электронная библиотечная система МГПИ, включающая базы электронных версий публикаций, круглосуточно доступна для преподавателей и студентов. Все учебные дисциплины также обеспечены современным оборудованием. За последний год существенно обновлена база подготовки информатиков, физиков, психологов, специалистов в области физической культуры. В вузе созданы необходимые условия для освоения современных информационных технологий. Успешно функционируют лаборатории робототехники, 3D-лаборатории, оснащенные SD-принтерами, виртуальными лабораторными обучающими программами, что позволяет готовить учителей будущего, способных внедрять и активно использовать в образовательном процессе школы инновационные возможности новых технологий.
Учебный процесс в МГПИ ориентирован на получение студентами глубоких теоретических знаний, широкого арсенала методических умений, разносторонней подготовки и должной педагогической квалификации. Его качество обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, около 10% которого имеют ученую степень доктора наук, а свыше 70% - кандидата наук. Вуз имеет в составе своего трудового коллектива чле-
на-корреспондента РАО, заслуженных работников высшего профессионального образования РФ и Республики Мордовия, отличников народного просвещения РФ. Средний возраст педагогического коллектива составляет 39 лет, что свидетельствует об имеющемся у него потенциале.
Особое значение в вузе придается инновациям, формирующим и развивающим практические навыки будущих преподавателей. Пристальное внимание уделяется проведению занятий с использованием мультимедийных технологий, электронных источников информации, групповым тренингам, демонстрации навыков и мастер-классам, «проникающим» компьютерным технологиям. Каждому студенту предоставляется возможность овладеть информационными технологиями, технологиями формирования здорового образа жизни и иностранными языками. С целью улучшения практической подготовки будущих педагогов вуз поддерживает тесные связи с общеобразовательными учреждениями Республики Мордовия, на базе которых организованы производственно-педагогические практики. Кроме того, бакалавры и магистры имеют возможность расширять профессиональный арсенал своих теоретических знаний и практических навыков за
счет прохождения дополнительных образовательных программ; их в вузе около 200. Обновляемые с учетом потребностей работодателей, они позволяют получить компетенции в области информационных технологий, организации различныхвидов деятельности школьников, физкультурно-оздоровительной работы, тренинговой практики и др. Благодаря такой подготовке наши студенты способны вести музыкальные, художественные, танцевальные кружки, спортивные секции, проводить различные тренинги.
Один из ключевых принципов подготовки педагогических кадров в МГПИ - сочетание образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности [1]. Важную связующую роль между вузовской наукой и обучением играет Мордовский базовый центр педагогического образования (МБЦПО). Инновационная деятельность центра нацелена на повышение качества профессиональной подготовки в вузе, изменение содержания и технологий педагогической подготовки для обеспечения реализации профессионального стандарта, новых стандартов школьного и дошкольного образования. Его инфраструктура включает, помимо факультетов и кафедр вуза, 32 инновационных структурных подразделения (два научно-образовательных центра, 16 научно-образовательных и на-учно-исследовательскихлабораторий, семь научно-практических центров,научно-об-разовательный комплекс, в составе которого 84 организации системы образования Республики Мордовия, Малая школьная академия, объединяющая шесть учебно-исследовательских школ, два малых инновационных предприятия (ООО «Новые возможности», ООО «Увлекательная реальность»), центр молодежного инновационного творчества «Мир 3D», технопарк со-циогуманитарной направленности, Ассоциация «Молодежный центр информационных технологий »). Такая структура позволяет аккумулировать научно-иссле-
довательский потенциал вуза, реализовы-вать крупные проекты, среди которых 10 федеральных проектов по прикладному бакалавриату, профессиональной (педагогической) магистратуре, академическому бакалавриату, более 30 проектов Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., проекты «Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» и «Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 20162020 годы», проекты, реализуемые в рамках государственного задания вузу, гранты РГНФ и РФФИ.
На базе МБЦПО преподаватели, аспиранты и студенты ведут экспериментальные научные исследования в рамках проектов по модернизации педагогического образования, цель которых - обеспечение подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС общего образования. Апробируя новые модули образовательных программ, институт подтвердил сделанную ставку на практикоориентированность подготовки будущих учителей, что нашло выражение в реализации профессиональной цепочки: преподаватель - супервизор - студент - конкретный результат. В основе последней лежат программы встроенных рассредоточенных и долгосрочных практик, проводимых на площадках базовых кафедр в школах и в детских садах. С целью оптимизации данной работы были созданы ста-жировочные площадки для студентов, назначены кураторы от вуза и супервизоры от школ - гимназии № 19 и 23, школ № 22, № 24 и № 28, лицея № 31 г. Саранска и ряда других образовательных организаций, в том числе специальных (коррекционных) школ. Благодаря полученным результатам была кардинально перестроена технология учебной работы со студентами. В образовательном процессе стали использоваться новые формы работы: критериальное и про-
гностическое оценивание, совместное проектирование и проведение занятий с использованием ИКТ, оценка реальных действий педагога и другие. Созданы проекты мультимедийного портфолио педагога, подготовлены индивидуальные «Органайзеры образовательно-профессиональной деятельности» студентов. Разработана система рейтинговой оценки студента с учетом результатов оценивания супервизором -практикующим учителем [2].
Экспериментальная деятельность по модернизации педагогического образования реализуется в рамках сетевого взаимодействия с ведущими российскими вузами (МПГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Южный федеральный университет и др.). Наряду с этим совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы, Оренбургским государственным педагогическим университетом, Челябинским государственным педагогическим университетом реализуется Программа развития научно-исследовательской деятельности вузов - партнеров сетевого взаимодействия на 2016-2019 гг.
Об успешности подготовки педагогических кадров в МГПИ свидетельствует тот факт, что он получил общественную аккредитацию РАО и закрепил за собой статус экспериментальной площадки по разработке и реализации модели вуза как базового центра педагогического образования (научный руководитель - академик С.Н. Чистякова). В 2015 г. институт награжден дипломом призера Всероссийского конкурса «Лучшая инновационная площадка Российской академии образования», а в 2016 г. удостоен диплома Минобрнауки РФ за участие в проектах модернизации педагогического образования. Эффективность подготовки научных и научно-педагогических кадров обеспечивают также функционирующие на базе МГПИ три диссертационных совета и два научных журнала, один из которых - «Гуманитарные науки и образова-
ние» - включен в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ и имеет один из самых высоких импакт-факторов в Приволжском федеральном округе.
Пединститут стремится быть в лидерах инновационного процесса в российской физической культуре и спорте. Он активно включился в реализацию Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне », стал оператором по реализации программных мероприятий ГТО в регионе. Проект «Комплекс ГТО » позволит вовлечь всех участников образовательного процесса в занятия физкультурой и спортом, поможет сделать культуру здоровья модной среди молодого поколения, стать эффективным средством для отвлечения юношей и девушек от вредных привычек и асоциальных форм поведения. За последние два года в тестированиях по выполнению нормативов комплекса ГТО приняли участие около 300 преподавателей, аспирантов и сотрудников и более 2000 студентов МГПИ. Предметом гордости института является развитая спортивная инфраструктура, в составе которой лыжная база, спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп», учебный корпус со специализированными залами для занятий спортивной и художественной гимнастикой, боксом, единоборствами, тяжелой атлетикой, четыре многофункциональных зала для игровых видов спорта, фитнес-зал, стрелковый тир и др. Особого внимания заслуживает новый спортивный комплекс «Олимпийский», включающий площадку «Воркаут », инерционные тренажеры, бас-кетбольно-волейбольную и хоккейную площадки, поле для мини-футбола, два теннисных корта, беговые дорожки, футбольное поле, полосу препятствий, сектор для толкания ядра, стипль-чез. В ближайших планах вуза - строительство плавательного бассейна [3].
Развитая социальная инфраструктура помогает студентам сосредоточиться на процессе обучения, удовлетворить потреб-
ности в отдыхе, общении. На территории студенческого кампуса компактно располагаются семь учебных корпусов, библиотека, музейный комплекс, столовая, четыре студенческих кафе, объекты спортивной инфраструктуры. Признанные лучшими на всероссийских конкурсах, три благоустроенных общежития предоставляют в распоряжение обучающихся двух- и трехместные комнаты, просторные помещения для самостоятельной работы, компьютерные классы, комнаты досуга и спортивные залы. Столовая и студенческие кафе в каждом учебном корпусе предлагают качественное, полноценное и недорогое питание. Имеются все условия для интересной и разнообразной культурно-досуговой и художественно-творческой деятельности: вокальная и хореографическая студии, школы вожатского мастерства, театрального искусства и др.; спортклуб, штаб студенческих отрядов разного профиля (педагогических, строительных, волонтерских), организован отдых студентов на различных базах Республики Мордовия и на побережье Черного моря.
Повышенное внимание пединститут уделяет мониторингу рынка труда, заказам на подготовку востребованных в республике специалистов с высшим образованием. Перевод старшекурсников на индивидуальный план обучения в связи с трудоустройством в образовательные учреждения, практико-ориентированное обучение позволили несколько сгладить существующий в регионе дефицит учителей информатики, химии, физики, иностранного языка, физической культуры, музыки. Приоритетным направлением деятельности пединститута является также обеспечение кадрами образовательных учреждений, расположенных за пределами Республики Мордовия в местах компактного проживания мордвы. Только в 2016 г. численность поступивших в МГПИ представителей мордовской диаспоры соседних регионов составила порядка 8%, что служит доказа-
тельством востребованности высококвали-фицированныхпедагогических кадров и за пределами республики. Об укреплении имиджа вуза на международном рынке образовательных услуг свидетельствует неуклонный рост числа зарубежных студентов. Существенный вклад в этот процесс внесла реализация совместных с Финляндией международных проектов - «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании» и «Современное финно-угро-ведение: актуальные проблемы и перспективы развития », в рамках которых предусмотрено сотрудничество по таким направлениям, как проведение научных исследований в области финно-угроведения,би-лингвизма и др.
Студенты, магистранты, аспиранты принимают участие в научно-практических мероприятиях международного уровня, в том числе и за рубежом (Штутгарт, Лондон). В самом институте также накоплен богатый опыт проведения международных научно-практических мероприятий в рамках зарубежного сотрудничества. Только за последний год состоялось 12 международных конференций, семинаров, среди которых - международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых «Евсевьевские чтения», международная научно-практическая конференция «Осовские педагогические чтения. Образование в современном мире: новое время - новые решения» [4]. Вуз активно сотрудничает с Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования и Национальным фондом поддержки инноваций в сфере образования (г. Йошкар-Ола) в организации и проведении международных студенческих интернет-олимпиад. Перспективной линией международного сотрудничества является усиление научно-исследовательской составляющей. В рамках международного сотрудничества в области науки издано более 60 статей в журналах, индексируемых в мировых базах данных. Зарубежные
ученые являются членами редакционного совета журнала «Гуманитарные науки и образование».
Успехи вуза характеризует тенденция последних лет: среди выпускников МГПИ возросла закрепляемость в школах. Так, в 2015 г. из 729 выпускников института трудоустроены 82%, пошли работать в школу 77%.
Таким образом, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева по праву является ведущим центром подготовки педагогических кадров в регионе. За годы своего существования он выпустил более 30 тыс. специалистов для учреждений образования, культуры, науки, физической культуры и спорта, а также для других сфер деятельности. В их числе немало известных ученых, педагогов, государственных деятелей, писателей, музыкантов. Особое место в этом ряду занимают титулованные спортсмены, чемпионы и призеры Олимпийских игр, победители чемпионатов мира и Европы. Евсевьевцы востребованы в системе образования, в других социальных сферах. Они составляют основу педагогических и физкультурно-спортивных кадров Республики Мордовия.
Литература
1. Шукшина Т.И., Замкин П.В., Мирошкин
В.В, Паршина Л.Г. Направления активизации научно-исследовательской работы студентов как механизма формирования научно-исследовательской компетентности у педагогических кадров в области физической культуры и спорта (из опыта работы Мордовского пединститута)// Теория и практика физической культуры. 2015. № 10. С. 11-13.
2. Кадакин В.В, Шукшина Т.И. Подготовка
педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 93-99.
3. Kadakin V.V. Mordovian State Pedagogical
Institute as a Leader of Development of Physical Culture and Sport in the Region // Theory and Practice of Physical Culture. 2014. No. 8. P. 3-5.
4. Шукшина Т.И. X Международная научно-
практическая конференция - Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения» // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 156-159.
Статья поступила в редакцию 23.08.16.
MORDOVIAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER M.E. EVSEVIEV AS A TRAINING CENTER FOR TEACHING STAFF IN THE REGION
KADAKIN Vasily V. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Rector, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. This paper examines the main directions of modernization of the scientific and educational process and social infrastructure of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev as one of the centers of social and economic development of the region, as a career lab for preparation teaching staff for varied activities in the spheres of education, culture, physical culture and sport in the region.
Keywords: teaching stafftraining, modernization of teacher education, innovation, region, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev
Cite as: Kadakin, V.V. (2016). [Mordovian State Pedagogical Institute Named after M.E. Evseviev as a Training Center for Teaching Staff in the Region]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 94-100 (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Shukshina, T.I., Zamkin, P.V., Miroshkin, V.V., Parshina, L.G. (2015). [Forms of Activation of
Students' Scientific-Research Work as a Mechanism of Pedagogical Personnel Research Competence Formation in the Sphere of Physical Culture and Sport (by the experience of the Mordovian Pedagogical Institute)]. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice ofPhysical Culture]. No. 10. pp. 11-13.
2. Kadakin, V.V., Shukshina, T.I. (2015). [Teacher Training in Terms of Network Interaction of Educational Institutions]. Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 3 (23), pp. 93-99. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Kadakin, V.V. (2014). [Mordovian State Pedagogical Institute as a Leader of Development of
Physical Culture and Sport in the Region]. Theory and Practice ofPhysical Culture. No. 8, pp. 3-5.
4. Shukshina, T.I. (2016). [The X International Scientific and Practical Conference - Osovskiy Pedagogical Readings «Education in the Modern World: New Time - New Decisions»]. Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 1 (25). pp. 156-159. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 23.08.16.