1УДК 796:378.146/.147 ББК 75.1
ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Т. А. Нескреба, С. И. Михайлюк
Аннотация. В данной статье раскрывается проблема подготовки учителей физической культуры и спорта в Донецкой Народной Республике. В сложившейся политической ситуации в нашем регионе, связанной с уменьшением профессорско-преподавательского состава, перед обществом ставится задача подготовить к профессиональной деятельности качественно новых учителей физической культуры, которые смогли бы не просто вывести из кризиса систему образования, но поставить ее на новый уровень, где субъект-субъектное взаимодействие будет иметь динамическое движение к успеху.
Целью исследования является определение уровня готовности современного учителя физической культуры к работе в общеобразовательных организациях с использованием инновационных технологий в системе непрерывного образования.
Методология исследования заключалась в поэтапной работе с учителями физической культуры на курсах повышения квалификации, где они прослушали курс лекций, на которых использовался метод проблемного обучения с различными вариациями. Было проведено тестирование и анкетирование, по завершении проведен анализ полученных данных.
Нами было определено, что при возобновлении норм ГФСК «ГТО ДНР» необходимо модернизировать систему подготовки учителя физической культуры, и для этого мы предлагаем использовать инновационные средства повышения качества дисциплины.
Ключевые слова: учитель, физическая культура, инновации, готовность, профессиональная деятельность.
INNOVATIONS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE PHYSICAL CULTURE TEACHER
T. A. Neskreba, S. I. Mikhaylyuk
Abstract. The article deals with the issue of the problem of physical culture and sports in the Donetsk People's Republic. In the current political situation in the region, the reduction in the number of faculty, society is faced with the task of preparing for the professional work of qualitatively new teachers of physical culture who could not only take the education system out of the crisis, but also put it on a new level, where the subject -subject interaction will have a dynamic movement to success.
The purpose of the research activity is to determine the level of readiness of a modern teacher of physical culture to work in general education organizations using innovative technologies in the system of continuing education.
The research methodology consisted of phased work with teachers of physical culture in the courses of advanced training, where they listened to the course of lectures, during which a method of problem training with different variations was used. In the process of research, testing and questioning were conducted, and an analysis of the data was completed.
It has been defined that with the resumption of the standards of Unified Sports Classification Sys-
tem it is necessary to modernize the system of training a physical education teacher and for this it has been proposed to use innovative tools to improve the quality of discipline.
Keywords: teacher, physical culture, innovations, readiness, professional activity.
Современное общество диктует новые правила жизни и требует от системы образования качественного изменения, в частности, требования к уроку физической культуры приобретают стратегический характер. Но тенденция нынешней образовательной системы такова, что мотивация занимающихся к занятиям физической культурой снижается, в связи с этим Донецкой Народной Республике (ДНР) требуются новые учителя, способные использовать инновационные технологии в проведении учебных занятий. Для этого требуется высококвалифицированный специалист, обладающий высоким уровнем знаний, компетентный в своей области, готовый продолжать учиться и применять инновационные технологии в своей деятельности.
Основные задачи:
1) повышение интереса к профессиональному самосовершенствованию в системе непрерывного педагогического процесса;
2) совершенствование ценностных ориентиров, устойчивых нравственных принципов и норм профессиональной деятельности, укрепление активной жизненной позиции, профессионально-педагогических способностей;
3) развитие гуманистической направленности и формирование высоконравственных идеалов педагогов, повышение их мастерства и уровня профессиональной культуры;
4) совершенствование и развитие педагогического мышления, профессионально-педагогических умений и навыков;
5) развитие коммуникативных навыков, навыков психической саморегуляции и рефлексии, самовоспитания и самосовершенствования.
Многие педагоги выделяют следующий ряд факторов, препятствующих успешности развития профессиональных компетенций:
1) среди учителей до сих пор существует устоявшееся убеждение, что для успешного преподавания достаточно иметь хорошую предметную подготовку и желание квалифици-
рованно передать обучающимся учебную информацию;
2) многие преподаватели не признают необходимости каких-либо изменений или усовершенствований в своей работе. Они уверены в своем профессионализме и не считают нужным вносить какие-либо коррективы в процесс самосовершенствования;
3) мотивация некоторых преподавателей к участию в программах развития еще достаточно низка.
Именно поэтому разработка программ совершенствования профессионально-педагогического мастерства педагогов общеобразовательных школ и их организация требует значительных усилий со стороны авторов и руководителей таких программ.
Для того чтобы проникнуть в суть проблемы, нам необходимо определить, что мы понимаем под готовностью учителя физической культуры, что берем за основу программы совершенствования профессионально-педагогического мастерства педагогов общеобразовательных организаций. Также необходимо уточнить, какие инновационные технологии мы бы смогли использовать на уроках физической культуры.
Программа учебного предмета «Физическая культура» раскрывает технологию и особенности организации профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры на различных этапах его деятельности. Определяющим фактором формирования готовности учителя физической культуры к профессиональной деятельности является уровень развития его компетенций [1].
Под компетенцией мы понимаем совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), необходимых для продуктивной деятельности. Компетенции - это сложные профессионально-индивидуальные новообразования на основе интеграции социального, профессионального и личного опыта, приобретенных знаний,
сформированных умений и навыков, личностных качеств, обусловливающих готовность и способность специалиста к успешному выполнению профессиональной деятельности.
Согласно образовательному стандарту ДНР, учитель должен обладать следующими компетенциями:
1) общекультурными компетенциями.
2) общепрофессиональными компетенциями.
3) профессиональными компетенциями [2].
Структурные компоненты профессиональной готовности учителей физической культуры можно рассмотреть как систему компетенций общепрофессионального компонента по разделам:
1. Уровень профессиональной готовности учителя физической культуры.
2. Профессиональные качества учителя физической культуры, умения и навыки учителя физической культуры.
3. Профессионально-педагогическая деятельность и личность учителя физической культуры.
4. Способности учителя физической культуры.
Компетенции общекультурного компонента по разделам:
1. Общекультурные знания и реализация их в поведении.
2. Педагогическое мастерство.
3. Педагогическое общение.
Остановимся на компонентах профессиональной деятельности учителя физической культуры, который содержит профессиональный компонент:
1. Этика учителя физической культуры.
2. Самовоспитание, самообразование и самосовершенствование; саморегуляция.
Уточнив компетенции педагога, структурные компоненты деятельности учителя физической культуры, мы переходим к этапу повышения уровня сформированности профессиональной готовности. В данный этап входит освоение учителями инновационных технологий в области физической культуры, без которых невозможна продуктивная деятельность, невозможен профессиональный рост педагога, повышение уровня здоровья занимающихся и развитие мотивации обучающихся к занятиям физической культурой. Здоровье подрастаю-
щего поколения приобретает приоритетное значение в развитии ДНР.
Необходимо выявить готовность учителя физической культуры к восприятию и применению новых для него технологий, формирования связанных с ними профессиональных компетенций с учетом нормативно-правовой базы. Анализируя подходы различных ученых к исследованию понятия «профессиональная готовность» и учитывая специфику физической культуры, ее научно-теоретическое и прикладное влияние как учебного предмета, мы заключаем, что профессиональная готовность учителя физической культуры включает сформированность приобретенных профессиональных знаний, умений, навыков, овладение способами и приемами их реализации, возможность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности и общении.
Профессиональная готовность учителя физической культуры - это целостное, сложное личностное образование, интегративное качество личности, сочетающее уровень сфор-мированности и адекватной реализации необходимых знаний, умений, навыков, способностей, профессионально важных качеств для эффективного выполнения профессиональной деятельности, при достаточной мотивации обеспечивает самореализацию, самообразование и самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности.
Рассматривая профессиональную готовность учителя физической культуры в процессе использования инновационных технологий, мы должны основываться на следующих качествах: нравственных, коммуникативных, когнитивных, эмоционально-волевых, индивидуально-типологических, личностно-характерологи-ческих и рефлексивных.
При рассмотрении нормативно-законодательной базы - Закона ДНР о физической культуре и спорте - мы видим, что возможности учителя физической культуры не ограничиваются применением стандартных средств и методов проведения урока, а создается возможность творчески подходить к занятиям, реали-зовывать новые способы деятельности обучающихся, при этом совершенствовать профессиональные умения учителей физической куль-
туры [1]. Повышая компетентность, формируя готовность к профессиональной деятельности в системе непрерывного образования, педагог получает возможность ориентироваться в новообразованиях в данной области.
На современном этапе стоит вопрос о совершенствовании профессиональной компетентности учителя физической культуры. Рост профессиональной компетентности педагога в системе физической культуры позволит улучшить показатели здоровья обучающихся на протяжении образовательного процесса.
Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что это понятие сформулировано в ключе системного подхода, к процессу преподавания образовательного материала учителем и усвоения знаний обучающимися с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, задача которого - оптимизация форм образования.
Рассматривая связь инновационных технологий в педагогическом процессе учителя физической культуры и его профессиональной готовности, мы заметили, что эти два компонента взаимосвязаны, их стоит рассматривать в целостности. Это дает нам возможность комплексно рассматривать повышение уровня профессиональной компетентности учителей физической культуры в системе непрерывного образования.
Ставя цель использования инновационных технологий для повышения компетентности специалиста по физической культуре, мы хотим предложить ряд дисциплин, которые не используются на уроках физической культуры, но все о них знают или имеют представление.
Для качественного преобразования в данной области нам необходимо применять новые подходы, требуется обновить содержание советской системы проведения урока. За последние 30 лет решение проблемы физического воспитания подрастающего поколения было отодвинуто на второй план, наблюдалась подмена ценностей физической культуры и спорта. Внедрение современных инновационных технологий преподавания предмета «Физическая культура», согласно требовани-
ям современного общества, приведет к более качественному проведению занятий, на которых преподаватель становится способным привить любовь к физической культуре [3; 4]. Применяя данную систему в своей практике, современный учитель повышает мотивацию обучающихся, реализует стратегическую задачу повышения уровня физического развития, физической подготовленности и здоровья обучающихся.
В целях определения единой государственной политики в сфере физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания населения ДНР, издан Указ Главы ДНР «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики», введен в действие с 01 января 2017 г. В ДНР Государственный физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» - программная нормативная основа системы воспитания с учетом половозрастных и иных факторов [5]. В рамках образовательных программ «Физическая культура», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях ДНР по соответствующим образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2017-2018 учебном году (приказ Министерства образования и науки ДНР № 629 от 15.06.2017) рекомендует акцентировать особое внимание на требованиях к нормам комплекса ГФСК «ГТО ДНР». Основными формами подготовки к сдаче тестов обучающимися являются уроки физической культуры, учебно-тренировочные занятия, самостоятельные занятия физическими упражнениями, соревнования по видам спорта [6].
Представленные нами методики совершенствования урока физической культуры позволяют без особых затрат и изменений рабочих программ повышать мотивационный фон на уроках физической культуры и улучшать показатели обучающихся при сдаче нормативов «Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики», что позволяет констатировать: профессиональная готовность учителя физической культуры имеет постоянную положительную динамику.
1. Использование плиометрических упражнений1 [7, с. 91-98].
2. Пилатес - безопасный комплекс упражнений. Созданный Йозефом Пилатесом, подходит и для реабилитации раненых на полях сражений, в учебном процессе может применяться в специальных медицинских группах(подготовительные группы) и группах лечебной физической культуры (ЛФК). Развивает гибкость и силу различных групп мышц, полезен для больных, перенесших травму позвоночника, делает тело более гибким и стройным, укрепляет тело и формирует дух2.
3. Фитнес-технологии (стрейчинг, аква-аэробика, степ-аэробика, слайд, бодибилдинг для построения тела, коррекции физического развития, лишнего веса и т. д.), калланетика3 [8].
4. Восточные практики. Хатха-йога (дыхание, асаны на координацию)4.
5. Кроссфит - комплекс высокоинтенсивных упражнений, которые объединены в программу, выполняются последовательно друг за другом за минимальное время и направлены на развитие всех групп мышц5,6 [9].
Инновационные технологии организации профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры направлены на формирование позитивного имиджа здорового и социально активного гражданина ДНР, и их претворение в жизнь зависит от компетентности и творческой направленности современного учителя физической культуры.
Таким образом, невозможно повысить уровень профессиональной компетентности учителя физической культуры без использования инновационных технологий. Процесс формирования профессиональной готовности учителя физической культуры является ключевой задачей системы образования и науки ДНР. Невозможно дробление профессиональной готовности в системе непрерывного образования на части, так как это может привести к узкой направленности педагога в его деятельности, к снижению компетентности, а самое глав-
ное - к снижению интереса молодого поколения к занятиям физической культурой.
Поэтому, если современный педагог будет находиться в постоянном поиске новых технологий, он будет саморазвиваться, самосовершенствоваться, повышать уровень «самости» во всех плоскостях реализации знаний, умений, навыков, способностей, что в свою очередь приведет к систематическому оздоровительному эффекту обучающихся, повышению престижа занятий физической культурой.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Физическая культура 1-11 класс. Программа для общеобразовательных организаций, рекомендованная Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 825 от 14.08.2017). - URL: https://drive.google. com/file/d/0BykFxJGb5o3kU1NUeTU1MEIwdH c/view?usp=sharing (дата обращения: 29.10.2017).
2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» № 55-IHC от 19.06.2015, ред. 29.03. 2016. - URL: http://dnrsovet.su/ zakon-dnr-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 29.10.2017).
3. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики. - URL: https://gmkol.ucoz. ua/vospitanie/koncepcija_zdorovogo_obraza_ zhizni.pdf (дата обращения: 24.10.2017).
4. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики. - URL: https://gmkol. ucoz.ua/vospitanie/koncepcija_nepreryv_ vospitanija.pdf (дата обращения: 24.10.2017).
5. Постановление от 17 декабря 2016 г. № 1332 «Об утверждении нормативных правовых актов, направленных на внедрение и реализацию государственного физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики». - URL: https://old.dnronline.ru/wpcontent/uploads /201 7/01/Postanov_N13_32_17122016_ch ange.pdf (дата обращения: 24.10.2017).
1 https://indiada.ru/yoga/khatkha-yoga.html
2 http://opace.rU/a/tipy_vidy_silovyh_sposobnostey
3 https://indiada.ru/yoga/khatkha-yoga.html
4 https://indiada.ru/yoga/khatkha-yoga.html
5 http://opace.rU/a/tipy_vidy_silovyh_sposobnostey
6 http://xxl.ua/sport/dose/denis-minin-kak-bez-deneg-i-sportzala-postroit-krasivoe-telo.html
6. Закон «О Физической культуре и Спорте Донецкой Народной Республики». - URL: http:// минспорт.рус/doc/zakon-o-fizicheskoy-kul ture-i-sporte-doneckoy-narodnoy-respubliki (дата обращения: 24.10.2017).
7. Абрамова Н. Ю., Дубинин В. И. Круговая тренировка в тренажерном зале для новичков // Атлетизм на рубеже веков: сб. науч. тр. / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2001. - С. 91-98.
8. Ермаков П. ПРОкачали. - Ханты-Мансийск: Югра-Спорт, 2013.
9. Дударев И. Л., Путивльский И. И. Тренируйся сам. - Киев: Здоров'я, 1986. - 152 с.
10. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов вузов: в 2 т.. Т. 1: Общие основы теории и методики физического воспитания / под ред. Т. Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
REFERENCES
1. Fizicheskaya kultura 1-11 klass. Programma dlya obshcheobrazovatelnykh organizatsiy, rekomendovannaya Ministerstvom obrazovani-ya i nauki Donetskoy Narodnoy Respubliki (prikaz № 825 ot 14.08.2017). Available at: https://drive.google.eom/file/d/0BykFxJGb 5o3kU1NUeTU1MEIwdHc/view?usp=sharing (accessed: 29.10.2017).
2. Zakon Donetskoy Narodnoy Respubliki "Ob ob-razovanii" № 55-IHC ot 19.06.2015, red. 29.03.2016. Available at: http://dnrsovet.su/za-kon-dnr-ob-obrazovanii/ (accessed: 29.10.2017).
3. Kontseptsiya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni detey i molodezhi Donetskoy Narodnoy
Respubliki. Available at: https://gmkol.ucoz.ua/ vospitanie/koncepcija_zdorovogo_obraza_zhiz-ni.pdf (accessed: 24.10.2017).
4. Kontseptsiya razvitiya nepreryvnogo vospitani-ya detey i uchashcheysya molodezhi Donetskoy Narodnoy Respubliki. Available at: https://gm-kol.ucoz.ua/vospitanie/koncepcija_nepreryv_ vospitanija.pdf (accessed: 24.10.2017).
5. Postanovlenie ot 17 dekabrya 2016 g. № 13-32 "Ob utverzhdenii normativnykh pravovykh ak-tov, napravlennykh na vnedrenie i realizatsiyu gosudarstvennogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone Donetskoy Narodnoy Respubliki". Available at: https://old. dnr online.ru/wpcontent/uploads/2017/01/Post-anov_N13_32_17122016_change.pdf (accessed: 24.10.2017).
6. Zakon "O Fizicheskoy kulture i Sporte Donetskoy Narodnoy Respubliki". Available at: http:// MHHcnopT.pyc/doc/zakon-o-fizicheskoy-kul-ture-i-sporte-doneckoy-narodnoy-respubliki (accessed: 24.10.2017).
7. Abramova N. Yu., Dubinin V. I. Krugovaya tre-nirovka v trenazhernom zale dlya novichkov. In: Atletizm na rubezhe vekov. Coll. of scient. works. St. Petersburg, 2001. Pp. 91-98.
8. Ermakov P. PROkachali. Khanty-Mansiysk: Yugra-Sport, 2013.
9. Dudarev I. L., Putivlskiy I. I. Treniruysya sam. Kiev: Zdorov'ya, 1986. 152 p.
10. Krutsevich T. Yu. (Ed.) Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya: uchebnik dlya studen-tov vuzov. Vol. 1: Obshchie osnovy teorii i meto-diki fizicheskogo vospitaniya. Kiev: Olim-piyskaya literatura, 2003. 424 p.
Нескреба Тарас Анатольевич, преподаватель, ГОУ ВПО Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького e-mail: [email protected]
Neskreba Taras A., lecturer, M. Gorky Donetsk National Medical University e-mail: [email protected]
Михайлюк Светлана Ивановна, заведующий отделом физической культуры и спортивно-массовой работы, Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования e-mail: [email protected]
Mikhaylyuk Svetlana I., chairperson, Physical culture and sports and mass work Department, Donetsk Republican Institute of Additional Teacher Training e-mail: [email protected]