Научная статья на тему 'Формирование интеркультурной компетенции студентов педагогических направлений подготовки'

Формирование интеркультурной компетенции студентов педагогических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INTERCULTURAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER TRAINING / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Яна Викторовна

В статье рассматриваются проблемы формирования интеркультурной компетенции студентов педагогических специальностей. Автор анализирует основные документы в сфере образования, которые ставят задачу подготовки будущих учителей к интеркультурному воспитанию школьников. Предлагаются рекомендации для повышения эффективности процесса формирования интеркультурной компетенции средствами иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of intercultural competence development of students in teacher training. The author analyzes some main documents in the field of education, which set the task of preparing future teachers for intercultural education of schoolchildren. Recommendations are offered for increasing the efficiency of the process of intercultural competence development with the means of foreign languages.

Текст научной работы на тему «Формирование интеркультурной компетенции студентов педагогических направлений подготовки»

1. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. Пер. с англ./ Г. Болингброк. - М.: Наука, 1978. - 359 с.

2. Донецк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%94% D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA#.D0.9E.D0.B1.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.BE.D 0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B5. - Заголовок с экрана (дата обращения 17.04.2017).

3. Донецкая область [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D 0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C. - Заголовок с экрана (дата обращения 17.04.2017).

4. Дьюи Дж. Школа и общество. / пер. с англ. / Дж. Дьюи. - М.: Госуд. изд-во, 1924. -174 с.

5. История городов и сел Украинской ССР. - В 26 т. - Донецкая область / Ред. кол. Г.П. Ерхов [председатель] и др. - Киев: Институт Истории Академии Наук,1976. - 811 с.

6. Серафимович А.С. Собрание сочинений / А.С. Серафимович. - Т. 1. - М., 1959. - 434 с.

Полякова Яна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 372.881.111.1

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

INTERCULTURAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF STUDENTS

IN TEACHER TRAINING

В статье рассматриваются проблемы формирования интеркультурной компетенции студентов педагогических специальностей. Автор анализирует основные документы в сфере образования, которые ставят задачу подготовки будущих учителей к интеркультурному воспитанию школьников. Предлагаются рекомендации для повышения эффективности процесса формирования интеркультурной компетенции средствами иностранного языка.

Ключевые слова: интеркультурная компетенция, педагогическое образование, иностранный язык.

The article deals with the problems of intercultural competence development of students in teacher training. The author analyzes some main documents in the field of education, which set the task of preparing future teachers for intercultural education of schoolchildren. Recommendations are offered for increasing the efficiency of the process of intercultural competence development with the means of foreign languages.

Key words: intercultural competence, teacher training, foreign language.

Современный мир переживает глубокий и многоаспектный кризис, среди последствий которого - экологические проблемы, широкомасштабные военные конфликты в ряде стран, обезличивание субъектов Интернет-коммуникации. Исторический опыт развития общества убедительно

показывает невозможность преодолеть кризис путем насильственных преобразований социально-экономических отношений. Для прогрессивных изменений социокультурных отношений необходимы глубокие изменения в сознании и поведении людей, закладываемые системой образования.

Все это актуализирует задачи подготовки и развития личности будущего педагога в противоречивых условиях глобализации современного образовательного пространства. Ситуация осложняется тем, что подготовка педагогических кадров нередко ведется без учета широкого контекста мировой и отечественной культуры.

Социальный заказ общества выдвигает ряд базовых документов, таких как Закон об образовании Донецкой Народной Республики, государственные образовательные стандарты, которые ставят задачу подготовку будущих педагогов к культурно-просветительской деятельности, формирование умения организовывать культурное пространство, способность формировать и развивать навыки поликультурного общения и толерантности.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию между людьми, обеспечивать формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями [5, с. 153].

Согласно Закону Российской Федерации «Об Образовании», одной из задач общего образования является способствование интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру. Такие же принципы заложены и в законодательстве Донецкой Народной Республики. В Законе «Об Образовании» важное место занимают основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, среди которых следующие:

«1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) доступность для каждого гражданина всех форм и типов образования, которые предоставляются Донецкой Народной Республикой;

4) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

5) единство образовательного пространства на территории Донецкой Народной Республики, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народа Донецкой Народной Республики;

6) связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями;

7) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Донецкой Народной Республики с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе» [1].

Достойный статус Республики в современном мире может обеспечить только такая система образования, которая сможет реализовать функцию

бережного сохранения и преемственности традиций отечественной и мировой культур, культуры Русского мира, которая отвечает потребностям устойчивого общественного развития.

Таким образом, актуализируется объективная необходимость подготовки учителя, способного не только передать обучающимся прочные знания по предмету, но и научить их уважать культуру, традиции и обычаи своего и других народов, использовать эти знания в повседневной коммуникации, стремясь найти взаимопонимание с представителями других культур, то есть, подготовки будущего педагога к решению задач интеркультурного воспитания школьников.

Анализ научно-педагогической литературы по проблемам, связанным с социокультурным и интеркультурным подходом к образованию, предусматривающим подготовку обучающихся к эффективной межкультурной коммуникации, позволяет сделать вывод о том, что структура и функции межкультурной коммуникации общения и отношений межличностного взаимодействия подробно изучены и детально освещены в теоретических трудах философов (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Э.А. Баллер, М.С. Каган и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Петровская и др.), педагогов (В.И. Гинецинский, Г.Н. Михалевская, В.А. Сластенин), культурологов и исследователей коммуникативной и интеркультурной компетенции (В.Б. Помелов, А.Н. Утехина, Г.С. Трофимова, М.Г. Яновская).

В российской педагогике личностно-ориентированные культурологические основания образования рассматривались в работах В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, Е.Е. Боровковой, Э.П. Задорожной, О.Е. Ломакиной, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, Т.С. Сухобского, В.К. Шаповалова, В.Н. Шевякова, М.И. Шиловой и других авторов.

Следует отметить, что в практике советской школы и педагогики был накоплен богатый опыт интернационального воспитания, хотя он мог казаться несколько односторонним. Изначально интернациональное воспитание предусматривало классовое единение народов разных национальностей в борьбе за уничтожение капиталистического строя и построение коммунистического общества. Таким образом, интернационализм на заре становления советской школы рассматривался как принцип отношений между нациями и связывался в основном с областью политики. Однако в более поздний период можно говорить, как раз о реализации задач интеркультурной коммуникации, хотя и в рамках одной страны - Советского Союза.

Условия открытого образовательного пространства, развитие международных экономических и культурных связей объективно диктуют необходимость трактовки интернационализции общества на основе принципа толерантности и уважительного отношения к представителям различных культур. Следовательно, в системе среднего и высшего педагогического

образования необходимо разработать соответствующее содержание и методы интеркультурного воспитания.

В целом можно сказать, интеркультурное воспитание школьников привлекает внимание философов и педагогов, однако специального исследования процесса подготовки будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников на данный момент не было. Значимость решения задач интеркультурного воспитания школьников и подготовки будущего учителя к их решению, недостаточная разработанность научно-методической организации этих процессов подтверждают актуальность данной проблематики.

Решением задачи интеграции молодого поколения в национальную, российскую и мировую культуру призвано стать интеркультурное воспитание. Во многих исследованиях понятие интеркультурного воспитания рассматривается как социализация в духе сотрудничества. В числе основных компонентов интеркультурного воспитания рассматриваются: воспитание чувства гордости за свою культуру, уважения к представителям иных культур, восприимчивости к их нуждам, осознания значимости многообразия культурных ценностей, способности к оказанию помощи представителям иноязычных культур.

Государственный образовательный стандарт высшего

профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование включает ряд требований к формированию компетенций будущего учителя, среди которых на первом месте находятся общекультурные. Согласно Стандарту, «выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском, украинском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5)» и т.д. [2]

Анализ содержания учебных планов направлений подготовки, рабочих учебных программ дисциплин общенаучного и профессионального блоков, подготовленных преподавателями Донецкого педагогического института, свидетельствует о наличии предпосылок к организации когнитивной подготовки будущего учителя к интеркультурному воспитании школьников, а эмоционально-волевая и операциональная подготовка пока не занимает значительного места.

Готовность будущего учителя к интеркультурному воспитанию и уровни ее сформированности можно определить на основе разработанных в диссертационном исследовании С.Н. Вельгушевой критериев и показателей: «чувство гордости за свою культуру, уважение к представителям инокультур, восприимчивость к их нуждам (эмоционально-волевой критерий); осознание значимости многообразия культурных ценностей, понимание сущности интеркультурного воспитания, осознание значимости и необходимости интеркультурного воспитания (когнитивный критерий); способность к оказанию помощи представителям инокультур, опыт интеркультурного взаимодействия, опыт педагогической деятельности по интеркультурному воспитанию (операциональный критерий)» [3].

Недостаточно четкое определение параметров сформированности интеркультурной компетенции студентов педагогического направления, условий, обеспечивающих успешность межкультурной коммуникации, обусловлена недостаточной разработанностью понятийного и диагностического инструментария для количественного и качественного измерения уровня сформированности интеркультурной компетенции.

Теоретический анализ проблемы формирования интеркультурной компетенции студентов педагогического направления подготовки показал, что особое внимание к совершенствованию процесса интеркультурного педагогического образования тесно связано с тенденциями и закономерностями развития нашего общества и его культурного возрождения. Неоспоримость факта о том, что высококультурный человек, знающий несколько иностранных языков и способный вести эффективную межкультурную коммуникацию, способен добиваться значительно больших успехов как в профессиональной карьере, так и в социальной жизни, привела к актуализации интеркультурного подхода в обучении студентов педагогического направления подготовки и соответственно формированию интеркультурной компетенции будущего учителя. Немаловажное значение в этом играет введение в учебные планы педагогического направления подготовки изучения двух иностранных языков, наряду с увеличением объема изучения родного языка и культуры в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». Современное понимание социокультурных факторов обусловило использование иностранного языка как средства освоения иноязычной культуры и как средства, способствующего развитию и саморазвитию личности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, касающейся исследований межкультурного образовательного пространства, а также собственного опыта работы на языковых и неязыковых специальностях, можно обозначить основные дидактические условия, пути и приемы, влияющие на эффективность формирования и развития интеркультурной компетенции, обучающихся средствами иностранного языка.

Важным элементом процесса обучения иностранным языкам является овладение технологией работы с аутентичными текстами, комбинаторные приемы их интерпретации, составляющие суть ситуативного моделирования -

метода обучения, обеспечивающего наиболее эффективное формирование интеркультурной компетенции.

Результативность процесса формирования интеркультурной компетенции студентов педагогических специальностей средствами иностранного языка значительно возрастет при использовании в учебном процессе следующих дидактических условий, путей и приемов:

- отбор содержания образования, в нашем случае дисциплин языковой подготовки, по критерию его ценности для культурного развития студентов педагогического направления подготовки;

- построение содержания обучения, исходя из компонентного состава цели обучения и компетентностного подхода;

- интегративный характер отбора и построения содержания учебных дисциплин;

- организация учебного процесса с учетом творческой деятельности, реализуемой через креативные задания, возможности самостоятельного выбора студентами индивидуальных образовательных траекторий;

- использование форм и методов интерактивного обучения, использование современных информационных технологий;

- реализация индивидуально-личностного, коммуникативно-деятельностного, проблемно-тематического подходов через интерактивные формы построения занятий, приемы обучения и содержание аутентичных текстов;

- опора на самостоятельную деятельность, межпредметные связи в обучении;

- использование опыта межкультурной коммуникации студентов;

- системное осуществление текущего контроля и оценивания знаний, умений, навыков, уровня сформированности компетенций.

Позитивные тенденции в формировании интеркультурной компетенции, обучающихся в рамках интеркультурного педагогического образования, показали необходимость дальнейшей разработки проблемы, как на теоретическом, так и на практическом уровне, в том числе в исследовании технологий формирования интеркультурной компетенции обучающихся. В этой связи рассматривается возможность разработки и введения педагогического спецкурса, интегрирующего знания по общекультурному, психолого-педагогическому блоку дисциплин и предмету «иностранный язык», с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и профессиональной направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон ДНР «Об образовании» от 19.06. 2015 (Постановление №1-233П-НС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) от 20.04.2016 (Приказ № 422) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mondnr.ru/dokumenty

3. Вельгушева С.Н. Подготовка будущего учителя к решению задач интеркультурного воспитания школьников. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Н. Вельгушева.

- Красноярск, 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika- 13-00-01/dissertaciya-podgotovka-buduschego-uchitelya-k-resheniyu-zadach-interkulturnogo-vospitaniya-shkolnikov#ixzz4eVugiabL

4. Карташова В.Н. Воспитание гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка в университете: монография / В.Н. Карташова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 157 с.

5. Кузьмина Д.Ю. Формирование интеркультурного мировидения бакалавров педагогического профиля обучения на уроке английского языка / Д.Ю. Кузьмина // Человек и образование. - №3 (40). - 2014. - С.133-138.

6. Лаврова Т.Б. Современное интеркультурное образование. Опыт Германии: монография / Т.Б. Лаврова; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. -Нижний Тагил, 2007. - 160 с.

7. Рафикова Н.Н. Организационно-педагогические условия формирования интеркультурной компетентности студентов языкового факультета вуза: На основе технологии коммуникативного обучения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Рафикова / Мурман. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2004. - 22 с.

8. Abidzhanova M.A. Development of intercultural competence of a future teacher considering the specific features of a foreign language culture // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития - 2015. - №13 (eng). [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/development-of-intercultural-competence-of-a-future-teacher-considering-the-specific-features-of-a-foreign-language-culture (дата обращения: 01.05.2017).

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аллахвердиева Лейла Мадат кызы

доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент организации»

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

(г. Москва, РФ) Султанова Муслима Каримджоновна кандидат экономических наук, зав. кафедрой «Бухгалтерскийучет»

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

(г. Москва, РФ)

УДК 378.17

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Статья посвящена изучению проблемы значения физической культуры и спорта в социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Показан большой креативный потенциал физической культуры и спорта и его использование в системе инклюзивного образования.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, инклюзивное образование, социальная адаптация, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности.

Article focuses on the problem of the value of physical culture and sport in social adaptation ofpersons with disabilities. A great creative potential of physical culture and sports and its use in the system of inclusive education were shown in the article.

Key words: physical culture, sports, inclusive education, social adaptation, disabilities, special educational needs.

Физическое развитие и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровый стиль жизни - все это в настоящее время является теми важными человеческими ценностями, которые формируются в процессе занятий физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.