Научная статья на тему 'Развитие образования в Донецке в ХХ веке'

Развитие образования в Донецке в ХХ веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4507
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДОНЕЦК / DONETSK / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VALUE ORIENTATION / СОВМЕСТНЫЙ ТРУД / JOINT WORK / ОБЩЕЕ БЛАГО / COMMON GOOD / ИСТОРИЯ / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марченко Галина Владимировна

Темпы развития образования в Донецке в ХХ веке свидетельствуют о правомерности государственного регулирования и управления образовательными учреждениями. Образование нельзя рассматривать как сферу услуг, так как это уничтожает ту ценностную основу, которая позволила системе образования Донбасса показывать такие высокие результаты в ХХ веке. Необходимо менять аксиологические основания построения субъект-субъектных отношений как внутри системы, так и в ее связях с внешним миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pace of the development of education in Donetsk in the XXth century testifies to the advisability of state regulation and management of educational institutions. Education can’t be regarded as a sphere of services, since it destroys the value basis that enabled the Donbass education system to show such high results in the XXth century. It is necessary to change the axiological foundations of the construction of subject-subject relations both within the system and in its relations with the outside world.

Текст научной работы на тему «Развитие образования в Донецке в ХХ веке»

кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК37.014

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНЕЦКЕ В ХХ ВЕКЕ

DEVELOPMENT OF EDUCATION IN DONETSK IN THE XXth

CENTURY

Темпы развития образования в Донецке в ХХ веке свидетельствуют о правомерности государственного регулирования и управления образовательными учреждениями. Образование нельзя рассматривать как сферу услуг, так как это уничтожает ту ценностную основу, которая позволила системе образования Донбасса показывать такие высокие результаты в ХХ веке. Необходимо менять аксиологические основания построения субъект-субъектных отношений как внутри системы, так и в ее связях с внешним миром.

Ключевые слова: образование, Донецк, ценностная ориентация, совместный труд, общее благо, история.

The pace of the development of education in Donetsk in the XXth century testifies to the advisability of state regulation and management of educational institutions. Education can't be regarded as a sphere of services, since it destroys the value basis that enabled the Donbass education system to show such high results in the XXth century. It is necessary to change the axiologicalfoundations of the construction of subject-subject relations both within the system and in its relations with the outside world.

Key words: education, Donetsk, value orientation, joint work, common good, history.

Уже в эпоху Просвещения весьма высоко оценивалась роль истории в формировании личности. К примеру, Г. Болингброк рассматривал историю как «философию, которая учит с помощью примеров», подчеркивая, что «любовь к истории неотделима от человеческой природы потому, что она неотделима от любви к человеку» и всегда обращена к его чувствам [1, с.10-11]. Д. Дьюи подчеркивает, что история человечества - это не только история материальной культуры, это история человеческого интеллекта, развития этических понятий, история переработки условий жизни для того, чтобы они соответствовали цели человечества [4, с.167]. Изучение истории открывает возможности анализировать и оценивать социальную жизнь, дает представление об обстоятельствах, процессах, факторах, которые объединяли людей, двигали общество вперед или мешали его развитию. История раскрывает процесс интеллектуального становления человечества, осознания им собственных потребностей, поиск средств их удовлетворения, познания человеком мира и себя в мире. Педагоги рассматривают историю как средство патриотического, гражданского воспитания, выступают за необходимость критического осмысления исторических процессов, развития специальных

исторических умений и понимания исторических событий, поскольку дорога в будущее лежит через прошлое. Изучение, осмысление, анализ исторического опыта нашего народа создает условия для заимствования того положительного и полезного, что было в нем, и на этой основе проектировать будущее.

Именно это и обусловило наш интерес к становлению и развитию системы образования в Донбассе после социальных потрясений сто лет назад (Октябрьская революция (1917), Гражданская война (1918-1921)), так как сегодня мы создаем систему образования Донецкой Народной Республики тоже в условиях гражданской войны за независимость.

Не углубляясь в седую древность, хотелось бы подчеркнуть тот факт, что в XI-XIII веках часть территории Донбасса входила в состав Половецкой земли. В XVI-XVIÜ веках северная часть территории бывшей Донецкой области входила в состав Слобожанщины, восточная часть - в Область Войска Донского, а южная - частично в состав Кальмиусской и Орельской паланок Войска Запорожского Низового, частично была под контролем кочевых племен ногайцев, подчинявшихся Крымскому ханству.

Русско-турецкая война (1735-1739) привела к подчинению Крымского ханства России, и по мирному договору 1774 года Приазовье вошло в состав Российской империи. С этого момента началось централизованное заселение степи оседлым населением. Среди новых поселенцев было много русских, сербов и греков, которым царское правительство выделило в этих местах обширные земли.

В ходе Гражданской войны на Дону территории Донецкой области входили в состав различных административных формирований противоборствующих сторон: Донецко-Криворожской советской республики (1918), Всевеликого войска донского (1918-1920), Вольной территории (19191921), Донецкой губернии (1920-1925). В 1925 г. Донецкая губерния была расформирована на ряд округов [3].

Освоение земель в районе Донецка было начато казаками Войска Донского и Войска Запорожского в XVII веке. В 1869 году валлийцем Джоном Хьюзом начинается строительство металлургического завода с рабочим посёлком Юзовка (Юзово) Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Дату постройки посёлка принято считать временем основания города Донецка. Развивая промышленность, используя природные богатства нашего края, хозяева-иностранцы забывали о нуждах населения [2].

В Юзовке только в 1877 году открыли одноклассную школу, в которой преподавала одна учительница. Через 2 года школу посещали 80 учеников. Обучение было платным. Для детей англичан открыли отдельную школу. Учитель-англичанин получал жалованье 100 руб. в месяц, а учитель русской школы - 40 руб. А.С. Серафимович, ездивший по горнопромышленным предприятиям Юга и хорошо знавший условия жизни и работы трудящихся, в рассказе «На заводе» (1899) с болью в сердце писал: «Юзовка - это целый город... с огромными рядами каменных лавок, с кипучей торговой деятельностью, и жители его умирают без медицинской помощи, дети вырастают, не зная грамоты, школы» [6, с. 434].

Положение с образованием улучшилось не намного и в последующие годы. В результате настойчивых требований общественности местные власти построили в 1912 году новое школьное здание. В 1913 году в Юзовке и на прилегающих рудниках было 11 школ с 56 учителями, в которых обучалось более 2 тыс. детей. Для детей «имущих» классов действовали 3 частные гимназии и коммерческое училище.

После Октябрьской революции 1917 года решались серьезные задачи в области культурного строительства. Лучшие здания города, ранее принадлежавшие богачам, отводились для школ. К концу 1923 года в Юзовке работало 18 школ, которые охватили 3,5 тыс. учащихся, писал журнал «Просвещение Донбасса».

Для подготовки и переподготовки преподавателей были организованы окружные Политпедкурсы. Сотни учителей привлекались к ликвидации неграмотности. К началу 1923 года в Юзовке имелось 15 ликбезов. Для детей-сирот (а их в городе насчитывалось более 800 человек) специально выделили столовые, где готовили бесплатные обеды, 400 детей поместили в детские дома, многих определили в рабочие. Чтобы накормить и одеть голодных беспризорных детей, проводились сборы средств. При металлургическом заводе стала работать школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в которой училось 160 подростков. Большим событием в культурной жизни всего Донбасса стало открытие в 1921 году в Юзовке Донецкого горного техникума, который работал по планам высшего учебного заведения. Первыми его студентами были рабочие шахт, заводов, участники гражданской войны. С 1922 года при техникуме были созданы высшие инженерные курсы (ВИК), где работники горной промышленности получали среднее техническое образование, становились инженерами. Студенты техникума принимали активное участие в восстановлении города, систематически работали на субботниках и воскресниках, обучали неграмотное население на рудниках, боролись с беспризорностью. Своими силами они организовали детдом, помогли оборудовать учебные лаборатории, где детдомовцы приобщались к науке и технике. Первый выпуск инженеров, закончивших ВИК, состоялся в 1924.

Возобновилась работа школ. Отдел народного образования подбирал учителей, организовывал разработку учебных программ, подготовку учебных пособий. Тогда же были сделаны первые шаги в профессиональном образовании - открывались курсы для горняков в техучилище, вечерние технические курсы, готовившие специалистов для заводов и шахт. Были организованы приют для детей-сирот и первый детский сад для дошкольников. На специальных курсах готовили работников для детских садов и приютов. Открывались школы для взрослых, начал работать народный университет. Уже в первые месяцы 1920 года в городе организовали 2 клуба, несколько библиотек, 3 кинематографа [5].

Все вопросы хозяйственного и культурного строительства приходилось решать в очень трудных условиях. Много усилий требовала борьба с

бандитизмом. Коммунисты и комсомольцы не расставались с оружием - после рабочего дня, ночью они шли в чоновские дозоры охранять предприятия.

Огромная работа проводилась в области народного образования. Если в 1922 году школами было охвачено 15% детей донецких рабочих, в 1923 году - 67%, то в 1924 году - свыше 80%. Через год в городах и селах Донецкой губернии работало 1432 школы, в них обучалось около 200 тыс. школьников. Росла сеть профтехшкол, различных курсов [5].

Задачей огромной государственной важности была ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. По итогам подворной переписи Донецкой губернии, проведенной в начале 1923 года, в городах не умели читать и писать 32,4% мужчин и более 50% женщин. В селах грамотность была еще ниже. Уже весной 1921 года была создана губернская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, такие же комиссии работали во всех уездах. Было организовано свыше 500 школ ликбеза, в которых обучалось более 20 тыс. человек. Но голод первых двух послевоенных лет помешал развернуть эту работу в полной мере. Однако уже в 1925 году в губернии насчитывалось около тысячи школ для малограмотных и пунктов ликбеза. Они работали на всех заводах, шахтах, в рабочих поселках и селах.

В дореволюционном Донбассе более половины населения не умело ни писать, ни читать, а в 1939 в области неграмотными оставались лишь 6,6% населения, преимущественно люди пожилого возраста. В семи вузах области обучалось 6,4 тыс. студентов, в техникумах - 16,7 тыс., в общеобразовательных школах - около 570 тыс. учащихся (в шесть раз больше, чем до революции). Число учителей в общеобразовательных школах по сравнению с 1914 годом увеличилось в 8 раз и достигло в последнем предвоенном году 19,8 тыс. человек.

К середине 1930-х годов сложилась стройная система подготовки кадров: курсы техминимума 1-й и 2-й ступени, курсы мастеров социалистического труда, профессиональные курсы, на которых в 1936 году обучалось более 25 тыс. рабочих. В 1940 году возникла система подготовки квалифицированных рабочих - школы государственных трудовых резервов, которые вели массовую техническую пропаганду и помогали рабочим быстрее освоить и лучше использовать технику, повысить квалификацию, совершенствовать трудовые навыки. Центрами такой пропаганды стали технические станции, созданные почти на всех предприятиях города. Только техстанция треста «Сталь» за 1934 год организовала около 800 лекций, производственных экскурсий, технических конференций, киносеансов и радиопередач, 3 тыс. групповых индивидуальных консультаций.

Из года в год росло число дошкольных учреждений. Если в 1930 году в Сталино было 3 детсада, то в 1939 году -133 детских сада и яслей.

На 1 января 1941 года в городе 1618 учителей обучали свыше 70 тыс. школьников. Расширялась сеть вузов, техникумов, научно-исследовательских институтов. Самым крупным высшим учебным заведением был Донецкий индустриальный институт. На его 4 факультетах - горном, горно-

механическом, металлургическом, углехимическом, на вечернем и общетехническом отделениях обучалось около 3 тыс. студентов. В 1940 году на 39 кафедрах института работало 250 преподавателей, в т. ч. 2 доктора и 51 кандидат наук. Институт имел несколько учебных корпусов, десятки лабораторий и кабинетов, благоустроенные студенческие общежития и жилые дома для сотрудников. К 1941 году он подготовил свыше 4 тыс. инженеров, многие из них стали руководителями крупных промышленных предприятий страны. В феврале 1941 года Президиум Верховного Совета СССР, отмечая заслуги Донецкого индустриального института в подготовке инженерных кадров и развитии науки и техники, наградил его орденом Трудового Красного Знамени [5].

Постепенно расширялся и укреплялся медицинский институт, созданный в 1930 году. В конце 1939 года в нем работало 9 докторов медицинских наук, обучалось свыше 1700 студентов. С 1930 по 1941 год здесь подготовили более 1,1 тыс. врачей.

В сентябре 1937 года открылись новые институты - педагогический и учительский, в которых в 1939/40 учебном году уже обучалось 1378 человек. В начале Великой Отечественной войны состоялся первый выпуск учителей. Кроме вузов, в городе перед войной работали филиал Промакадемии, институт усовершенствования врачей, научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, проектная организация «Донуглепроект», 9 техникумов.

К сожалению, мирный созидательный труд Донбасса и всей страны был прерван Великой отечественной войной 1941-1945. Донбасс был оккупирован с осени 1941 до сентября 1943.

Немецко-фашистские захватчики оставили после себя страшные разрушения: были взорваны шахты, заводы (металлургический, 4 коксохимических, азотный, машиностроительный, ремонтный и др.), сожжены трамвайный и троллейбусный парки и уничтожены 3761 жилой дом, 113 школ, индустриальный, медицинский и педагогический институты, 62 детских сада, 390 магазинов, зимний и летний театры, дворец культуры им. В. И. Ленина, клуб им. Дзержинского, почти все лучшие здания города. Ущерб, нанесенный городу, исчислялся суммой почти в 4 млрд. рублей. В нем осталось лишь 175 тыс. жителей, а накануне войны насчитывалось 474 тысячи. Это были самые страшные потери. Только в шурф шахты 4/4 бис в Калининском районе было сброшено 75 тысяч дончан. А на территории 3 концлагерей в Петровском районе, в ДК им. Ленина и ОЦКБ было уничтожено гитлеровцами 92 тысячи советских людей.

После освобождения Донбасс восстанавливала вся страна. Европа и США прогнозировали, что Донбассу понадобится больше 10 лет на этот процесс, но они ошиблись. Восстановили Донбасс практически за 5 лет.

В 1946 году восстановлено 135 школ. Развертывали работу высшие учебные заведения. Сразу после освобождения Сталино, возобновились занятия в медицинском, а в ноябре 1943 года - в педагогическом институтах. К лету 1944 года почти полностью были восстановлены корпуса

индустриального института. В 1950 году в 7 вузах, 43 техникумах и 1715 дневных школ области училось значительно больше студентов и учащихся, чем в довоенное время.

К концу первой послевоенной пятилетки в городе работали 3 вуза, 10 техникумов и 139 школ, где обучалось свыше 11 тыс. студентов и более 75 тыс. учеников. Была проведена огромная работа по восстановлению и развитию материальной базы высших и средних специальных учебных заведений. Активно участвовала в восстановлении учебных корпусов, общежитий, кабинетов и лабораторий учащаяся молодежь [5].

С 1950 по 1975 год в профтехучилищах города подготовлено более 80,5 тыс. специалистов для народного хозяйства. В 1975 году рабочие кадры для промышленности, строительства и сферы обслуживания готовили 29 профессионально-технических училищ, в которых одновременно училось свыше 15 тыс. человек. Ежегодно училища выпускали более 7 тыс. рабочих различных специальностей. Наряду с профессией, одиннадцать училищ города дают юношам и девушкам среднее образование. Укрепилась учебно-материальная база профтехучилищ города. В 1971-1975 гг. было создано 35 мастерских, 151 учебный кабинет.

В 386 дошкольных учреждениях воспитывалось около 48 тыс. детей. В 192 общеобразовательных школах, включая школы рабочей молодежи, обучалось более 143 тыс. юношей и девушек. Учебно-воспитательную работу вело около 7 тыс. учителей. 16 преподавателям было присвоено почетное звание заслуженного учителя УССР. В 6 высших учебных заведениях, 24 научно-исследовательских и 26 проектных и проектно-конструкторских институтах, их филиалах и отделениях работало около 19 тыс. научных и инженерно -технических работников. Имелось 20 средних специальных учебных заведений, 29 профессионально-технических училищ, 13 музыкальных школ. Ежегодный выпуск молодых специалистов составлял 8,4 тыс. человек. В вузах города училось 45 тыс. студентов.

Специалистов по 24 специальностям готовил Донецкий государственный университет. В 1975/76 учебном году здесь обучалось более 11 тыс. студентов. На 10 факультетах и 62 кафедрах университета трудилось свыше 700 высококвалифицированных специалистов, в т. ч. 4 академика и члена-корреспондента АН УССР, 10 профессоров и 310 доцентов и кандидатов наук.

В Донецком ордена Трудового Красного Знамени политехническом институте обучалось по 28 специальностям свыше 17 тыс. студентов. На 12 факультетах и кафедрах работало более 1000 человек профессорско-преподавательского состава. В Горловке, Красноармейске были открыты филиалы института, в Торезе - технический факультет.

Тысячи врачей и научных работников подготовил Донецкий медицинский институт им. А. М. Горького — самый крупный на Украине и один из крупнейших медицинских вузов страны. На 6 его факультетах обучалось около 6 тыс. студентов, работало более 700 научных сотрудников.

11 тыс. студентов обучалось в Донецком институте советской торговли, который имел филиалы в Ворошиловграде, Запорожье, Кривом Роге и Симферополе.

В 1967 году в городе были открыты Высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи, и филиал Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта.

А через год на базе филиала Харьковского института искусств был создан музыкально-педагогический институт с 5 факультетами, который в 1975 году имел семь факультетов: фортепианный, историко-теоретический, вокальный, дирижерско-хоровой, оркестровый, народный и струнный. 13 марта 1967 года - Приказом Министра обороны СССР, Директивой Генерального штаба ВС СССР ДГШ от 22 апреля 1967 г. и Директивой Командующего войсками Киевского военного округа - были приняты решения о создании Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи - ДВВПУ [5].

До начала гражданской войны (2014) в Донецке функционировали: 5 государственных университетов, 11 институтов, 3 академии, в том числе, Донецкая государственная музыкальная академия, 14 техникумов, а также 5 частных университетов, 6 колледжей. Среди них старейшие и крупнейшие учебные заведения - Донецкий национальный технический университет (1921), Донецкий национальный медицинский университет (1930), Донецкий национальный университет (1937), Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. И. Туган-Барановского. Среднее образование юным дончанам обеспечивали 2 средних школы средней ступени; 38 средних школ 1-2 ступеней; 116 средних школ 1-3 ступеней; 7 детско-юношеских спортивных школ; 2 станции юных техников; 8 центров творчества детей и юношества; 54 детско-юношеских клуба. В системе общего среднего образования подавляющее большинство учеников училось на русском языке, на украинском велась учёба в 34 школах города, где обучалось 21% школьников, при этом в ходе последней переписи населения лишь 11 % жителей города назвали родным украинский язык.

Приведенные в статье факты и цифры дают возможность сделать вывод о том, что всеобщность, бесплатность, доступность советского образования позволили в кратчайшие сроки восстановить Донбасс после Великой Отечественной войны и успешно развивать его промышленный, научный, культурный потенциал. Сравнение фактологических данных об уровне образования в начале ХХ века и в 1930-е годы говорит в пользу государственного управления системой образования, о том, что только совместный творческий труд ради общей высокой цели приносит результаты. Необходимо срочно менять индивидуалистическое, потребительское отношение человека к миру на ответственное, осознанное, деятельностно-творческое. Именно эти ценностные ориентиры должны быть положены в основу системы образования молодежи Донбасса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. Пер. с англ./ Г. Болингброк. - М.: Наука, 1978. - 359 с.

2. Донецк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%94% D0%BE%D0%BD%D00/oB50/oD10/o860/oD00/oBA#.D0.9E.D0Б1.D1.80.D0Б0.D0.B7.D0.BE.D 0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B5. - Заголовок с экрана (дата обращения 17.04.2017).

3. Донецкая область [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D 0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C. - Заголовок с экрана (дата обращения 17.04.2017).

4. Дьюи Дж. Школа и общество. / пер. с англ. / Дж. Дьюи. - М.: Госуд. изд-во, 1924. -174 с.

5. История городов и сел Украинской ССР. - В 26 т. - Донецкая область / Ред. кол. Г.П. Ерхов [председатель] и др. - Киев: Институт Истории Академии Наук,1976. - 811 с.

6. Серафимович А.С. Собрание сочинений / А.С. Серафимович. - Т. 1. - М., 1959. - 434 с.

Полякова Яна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 372.881.111.1

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

INTERCULTURAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF STUDENTS

IN TEACHER TRAINING

В статье рассматриваются проблемы формирования интеркультурной компетенции студентов педагогических специальностей. Автор анализирует основные документы в сфере образования, которые ставят задачу подготовки будущих учителей к интеркультурному воспитанию школьников. Предлагаются рекомендации для повышения эффективности процесса формирования интеркультурной компетенции средствами иностранного языка.

Ключевые слова: интеркультурная компетенция, педагогическое образование, иностранный язык.

The article deals with the problems of intercultural competence development of students in teacher training. The author analyzes some main documents in the field of education, which set the task of preparing future teachers for intercultural education of schoolchildren. Recommendations are offered for increasing the efficiency of the process of intercultural competence development with the means of foreign languages.

Key words: intercultural competence, teacher training, foreign language.

Современный мир переживает глубокий и многоаспектный кризис, среди последствий которого - экологические проблемы, широкомасштабные военные конфликты в ряде стран, обезличивание субъектов Интернет-коммуникации. Исторический опыт развития общества убедительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.