Научная статья на тему 'Учебные заведения и учреждения культуры в городских поселениях Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале ХХ века'

Учебные заведения и учреждения культуры в городских поселениях Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ЦЕНТРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РЕАЛЬНЫЕ И ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА / ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ / МАСТЕРА / СПЕЦИАЛИСТЫ / ПАЛОМНИКИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕНТРЫ / УЧЕНЫЕ / МУЗЕИ / СВЯТЫНИ / URBAN CENTRES / EDUCATION / LITERACY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / REAL AND MILITARY-OWNED SCHOOLS / WOMEN''S AND MEN''S EDUCATION / SKILLED WORKERS / CRAFTSMEN / PROFESSIONALS / PAL-NICKY / RELIGIOUS CENTERS / SCHOLARS / MUSEUMS / SHRINES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещенко А. А., Терещенко Д. А.

На фоне модернизационных процессов, проходивших в стране, рассматриваютсяобщие закономерности развития сферы образования и культуры, процесс формирования системы профессиональной подготовки городского населения Центрального Черноземья во второй половине XIX века, в условиях становления рыночных отношений в многофункциональных городских центрах. В статье представлено состояние сферы учреждений культуры и образования, характеристика процесса формирования сети учебных заведений, в том числе профессиональных, горожан Российской провинцииЦентрального Черноземья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Терещенко А. А., Терещенко Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the background of the modernization process that took place in the country, considers the general regularities of development of sphere of education and culture, the process of formation of the system of occupational training of the urban population of the Central Chernozem region in the second half of the XIX-th century, in the conditions of formation of market relations in multifunctional urban centres. The article presents the over-standing sphere of culture and education, characteristics of the process of forming a network of educational institutions, including professional, citizens of the Russian province Central Black Earth region.

Текст научной работы на тему «Учебные заведения и учреждения культуры в городских поселениях Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале ХХ века»

УДК 371.631.94

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

EDUCATIONAL AND CULTURAL INSTITUTIONS IN URBAN SETTLEMENTS OF THE CENTRAL BLACK EARTH REGION IN THE SECOND HALF OF THE XIX-TH - XX-TH CENTURY

А.А. Терещенко, Д.А. Терещенко A.A. Tereschenko, D.A. Tereshchenko

Курский государственный университет, Россия, 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33

Kursk State University, 33 Radischeva St., Kursk, 305000, Russia

e-mail: [email protected]

Аннотация. На фоне модернизационных процессов, проходивших в стране, рассматриваются общие закономерности развития сферы образования и культуры, процесс формирования системы профессиональной подготовки городского населения Центрального Черноземья во второй половине XIX века, в условиях становления рыночных отношений в многофункциональных городских центрах. В статье представлено состояние сферы учреждений культуры и образования, характеристика процесса формирования сети учебных заведений, в том числе профессиональных, горожан Российской провинции - Центрального Черноземья.

Resume. On the background of the modernization process that took place in the country, considers the general regularities of development of sphere of education and culture, the process of formation of the system of occupational training of the urban population of the Central Chernozem region in the second half of the XlX-th century, in the conditions of formation of market relations in multifunctional urban centres. The article presents the over-standing sphere of culture and education, characteristics of the process of forming a network of educational institutions, including professional, citizens of the Russian province - Central Black Earth region.

Ключевые слова: городские центры, образование, грамотность, учебные заведения, реальные и военные училища, женское и мужское образование, квалифицированные рабочие, мастера, специалисты, паломники, религиозные центры, ученые, музеи, святыни.

Key words: urban centres, education, literacy, educational institutions, real and military-owned schools, women's and men's education, skilled workers, craftsmen, professionals, PAL-Nicky, religious centers, scholars, museums, shrines.

Изменения в социально-экономическом блоке страны, в результате эволюции всех сфер экономики и социокультурной жизни России после отмены крепостного права привели к возрастанию роли городских поселений как многофункциональных центров ^ Реформы второй половины XIX века продвинули провинциальные городские поселения далеко вперед по пути социокультурного прогресса, стимулировав количественный и качественный рост образовательных, научных и культурно-просветительных учреждений городов России в целом и Центрального Черноземья в частности.

Состояние народного образования в Черноземном регионе в 1861 году было плачевным. Курский исследователь того времени писал, что «кое-как прозябавшие всего четыре городских приходских училища были единственными»2. Качество подготовки профессиональных кадров в России не могло удовлетворить растущие запросы экономики3.

1 Терещенко А.А. Торговые связи городов Центрального Черноземья во второй половине XIX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2007. № 1-2. С. 131.

2 Моисейченко И.Н. Курское Александровское образцовое городское училище и деятельность его основателя. М., 1895. С. 1.

3 Терещенко Д.А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX - начале XX века в условиях рыночных преобразований // Ученые записки.

Переломным рубежом в стране стала отмена в 1861 году крепостного права и последующие реформы в 60-70-х гг. XIX века. Произошли коренные изменения во всех сферах жизни: в социально-экономической, политической и культурной1. В результате развития в городах края сети общеобразовательных и профессиональных учебных заведений после отмены крепостного права, в которых могли обучаться освободившие от крепостной зависимости крестьяне, понемногу стала расти грамотность городского населения, появились новые типы учебных заведений, повышался общий культурный уровень горожан. Введение в 1864 г. и в 1870 г. законов о земском и городском самоуправлении представило широкие возможности местным выборным органам по развитию образования, здравоохранения и решении других вопросов, не требующих вмешательства государ-ства2.

В Черноземье городское образование развивалось опережающими темпами, что в условиях значительных социально-экономических преобразований всех сторон жизни российского общества вполне объяснялось ростом потребности в более грамотных и профессионально подготовленных служащих, интеллигенции и квалифицированных рабочих з.

Так, если в 1869 году в Курской губернии было 474 учебных заведений, в том числе в городах 46, то в 1892 году их стало 1173, а в городах - 1414.

После 1861 года в губернских центрах и многих уездных городах, в первую очередь, получило развитие начальное образование, причем в городские училища помимо детей горожан на свободные места принимались и дети из сельской местности5.

К примеру, в 1861 году в Курске начался учебный процесс в первом городском образцовом и женском двухклассном Мариинском училище, преобразованном в 1870 году в гимназию6. А в 1873 году в губернском Курске было открыто новое двухклассное образцовое Александровское училище, где к 1883 г. из 310 учащихся, наряду с выходцами из привилегированных сословий, обучались 165 мещан, 68 крестьян и 31 разночинец7. Подобные городские училища появились в уездных центрах Рыльске и Грайвороне. В 1902 году Щигровское уездное училище было преобразовано в городское 8.

В 1882 году в Центральном Черноземье насчитывалось уже 2348 учебных заведений, в том числе в городах - 286 (см. табл. 1). В городских центрах открывается ряд новых специализированных школ и училищ. Так, в 1886 году преимущественно для детей бедных жителей города Путивля и его уезда, для обучения слесарно-кузнечным и слесарно-токарным ремеслам было открыто ремесленное училище 9.

Широкое развитие получают профессиональные учебные заведения. В 1903 году на средства рыльского купечества в Рыльске стала работать городская торговая школа10. В том же году в Тиму начала работать низшая ремесленная школа, выпускники которой получали звание подмастерья, а после трехлетней практики - мастера11.

Ряд начальных училищ - Курское, Льговское, Тимское, Щигровское и другие в начале XX века были преобразованы в высшие начальные училища. В некоторых из них за счет земств, городов и родителей вводилось преподавание латинского или одного из новых языков (немецкого и т.д.)12. Образование, полученное в подобных училищах, давало возможность юношам поступить в реальные училища, а девочкам - в женские гимназии. Из профессиональных учебных заведений в городах в большей мере были представлены низшие учебные заведения13.

Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2(34). URL: http://scientific-n0tes.ru/pdf/039-004.pdf.

1 Терещенко Д.А. Практические шаги государства по реформированию системы профессионального образования в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск, 2014. № 2. С. 83.

2 Терещенко Д.А. Деятельность органов местного самоуправления по развитию профессионального образования в российской провинции во второй половине XIX-начале XX века // Федеральный научно-практический журнал Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. Орел, 2013. № 6(35) С. 68.

3 Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX-начале XX века (на материалах Курской губернии): Дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. С. 184.

4 Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 1281. Оп. 7. Д. 88. Л. 3 и об.

5 Государственный архив курской области (далее ГАКО). Ф. 47. Оп. 1. Д. 1. Л. 36.

6 Танков А.А. Исторический очерк Мариинской женской гимназии. Курск, 1911. С. 1, 15, 24 и др.; см. также: Амос-кин А.С. Гимназии женские // Курск: Энциклопедический словарь / гл. ред. Ю.А. Бугров. Курск, 1997. С. 80.

7 Моисейченко И.Н. Курское Александровское образцовое городское училище и деятельность его основателя. М., 1895. С. 1, 40.

8 ГАКО. Ф. 35. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.

9 Златоверховников Н.И. Учебные заведения Курской губернии. Курск, 1911. С. 10.

10 Там же. С. 11.

11 Там же. С. 12.

12 ГАКО. Ф. 35. Оп. 1. Д. 14. Л. 44.

13 Терещенко А.А. Развитие промышленности в городах Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3-2. С. 122; Терещенко А.А. Города Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX вв. // Вопросы истории. М., 2004. № 12. С. 144.

Таблица 1. Table 1.

Динамика численности учебных заведений и учащихся в них в городах и уездах Центрального Черноземья во второй половине XIX — начале XX века1 Dynamics of the number of educational institutions and students in themin the cities and counties of the Central Chernozem regionin the second half of XIX — early XX century

Годы Губернии Число учебных заведений Число учащихся, чел. об. пола.

в городах в уездах в городах в уездах

1873 Воронежская 42 403 3756 21423

Курская 66 382 5846 18308

Орловская 60 452 6876 19941

Тамбовская 65 504 6676 21070

Итого 233 1741 23154 80742

1882 Воронежская 91 474 8946 31951

Курская 103 480 9943 30018

Орловская 100 469 11879 27319

Тамбовская 92 539 9985 30111

Итого 386 1962 40753 119399

1904 Воронежская 131 - 17027 -

Курская 163 - 19333 -

Орловская 169 - 20957 -

Тамбовская 136 - 20989 -

Итого 599 - 78306 -

Средние учебные заведения в городах рассматриваемых губерний в начале ХХ века были, главным образом, представлены гимназиями и прогимназиями. Эти заведения были организованы, прежде всего, в губернских Воронеже, Курске, Орле и Тамбове, а также в уездных центрах Белгороде, Боброве, Борисоглебске, Брянске, Валуйках, Дмитриеве, Елатьме, Козлове, Лебедяни, Обо-яни, Острогожске, Павловске, Рыльске, Судже, Фатеже, Шацке и др. Так, в 1904 году в 35 из 55 городов Центрального Черноземья работали средние учебные заведения. В масштабе каждой губернии они были представлены следующим образом: в Воронежской губернии - в 6 городах, в Курской губернии - во всех 15 уездных центрах, в Орловской губернии - в 6 из 12 уездных городов и в Тамбовской губернии - в 8 из 13 уездных городских поселений. Ни в одном из четырёх заштатных центров края не было среднего учебного заведения2.

Ярким образцом русской классической системы образования были гимназии. В дореформенный период - это учебное заведение привилегированного типа для детей дворян, после 1861 года оно превратилось в общеобразовательную школу всех сословий для подготовки в высшие учебные заведения. С 1870 года в Курске началось обучение в Мариинской женской гимназии, новое здание для которой было отстроено в 1904 году3.

В октябре 1882 года была открыта первая Курская женская прогимназия, которая в марте 1884 года была преобразована в гимназию, получившую название от фамилии своей попечительницы - Красовской. Частная женская гимназия З.А. Каменевой обучала преимущественно дворян. В 1900 году в Курске была основана вторая женская гимназия4. В сентябре 1889 года женская прогимназия открылась в городе Щигры, в последующем она получила статус гимназии5. Кроме того, в Курске, Дмитриеве, Судже, Щиграх работали реальные училища6.

Гимназии Черноземного региона дали России немало выдающихся деятелей науки и техники. Среди них видное место занимают воспитанники Курской мужской гимназии: профессор математики И.И. Чистяков, профессор геоботаники В.В. Алехин, крупный историк, академик Н.М. Дружинин и другие. Курская мужская гимназия на всю Россию славилась своей строгостью и требовательностью. Начальствование над всеми школами губернии тогда сочеталось с должностью директора гимназии.

Наконец, особое значение имели средние профессиональные учебные заведения, обеспечивающие потребности всех губерний Центрального Черноземья в земских учителях, фельдшерах,

1 РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 3716. Л. 44 06-45; Д. 3731. Л. 283-286; Ф. 1284. Оп. 69. Д. 144. Л. 75; Ф. 1287. Оп. 69. Д. 223. Л. 82-83; Сборник сведений по Европейской России за 1882 год. СПб., 1884. С. 86-89; Города России в 1904 году. СПб., 1904. С. 322-323, 328-331.

2 Города России в 1904 году. С. 322, 328-330; См. также: ГАКО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 144. Л. 1-120.

3 Танков А.А. Исторический очерк Курской Мариинской женской гимназии. 1861-1911. Курск, 1911. С. 150.

4 Курск. Краеведческий словарь-справочник / Гл. ред. Ю.А. Бугров. Курск, 1997. С. 80.

5 ГАКО. Ф. 183. Оп. 1. Д. 1. Л. 37, 117.

6 Обзор Курской губернии за 1889 год. Курск, 1890. С. 25.

землемерах, священниках. По данным 1882 года, больше всего таких учебных заведений имелось в губернских центрах Европейской России - 234 образовательных учреждений с 39675 учащихся. В Воронеже было 3 училища - мужское педагогическое с 87 учащимися, техническое и ремесленное с 84 учениками и духовное - с 480 учащихся, в том числе военная гимназия, в Курске - 4 мужских училища: духовное, педагогическое, медицинское и одно межевое и топографическое, в которых обучалось 678 учащихся. В Орле действовали три училища с 712 учащимися, в Тамбове - два с 661 учащимися. В последних двух губернских центрах функционировало по одному мужскому педагогическому и духовному среднему заведению. В Орле, кроме того, функционировало военная гимназия и ещё одно мужское техническое и ремесленное училище1.

Учебные заведения высшего типа в городах Центрального Черноземья отсутствовали. В городских центрах функционировали только два, дающих среднее специальное образование, Курский и Тамбовский учительские институты. В этих учебных заведениях подготовили свыше 200 преподавателей мужчин для работы в народных школах системы Министерства просвещения2 (Курский институт к концу XIX века переведён в Белгород).

Количество учебных заведений в губерниях после отмены крепостного права постоянно росло. Так, за десятилетие, с 1874 по 1883 гг., в Воронежской губернии их численность выросла на 33,4 %, в Курской - на 23,9 %. Тогда как в Орловской - только на 12,9 %, а в Тамбовской - лишь на 7,5 %3. В качестве сравнения отметим, что за указанное десятилетие, в среднем по 50 губерниям Европейской России, количество учебных заведений увеличилось всего на 19,6 %.

Из этих данных видно, что численность вновь открытых учебных заведений в Воронежской и Курской губерниях значительно превышала средний показатель по Европейской России, но была почти вдвое ниже среднего показателя по Тамбовской и Орловской губерниям4.

Наряду с ранее действующей духовной семинарией во второй половине XIX века в Курске стали готовить кадры учительская семинария, фельдшерская школа и землемерное училище. В Белгороде функционировал учительский институт5, в Тамбове - Александрийский институт благородных девиц, в Орле - кадетский корпус, в Воронеже - военное училище и кадетский корпус6.

К примеру, в начале XX века в городах Курской губернии действовали 62 мужских и 44 женских учебных заведения, в которых работало 779 преподавателей и обучалось 19333 учащихся7. Учебные заведения были во всех городах губернии, в том числе начальные в заштатных центрах. Чем крупнее по численности населения, торгово-промышленной деятельности и социокультурному потенциалу был город, тем большее число учебных заведений в нем функционировало8. В губернском Курске работало 61 учебное заведение, во втором по величине местном городе - Белгороде - 15, а в небольшом уездном Грайвороне - только 1 заведение. Ни в одном из заштатных городов не было среднего учебного заведения9.

Подобная тенденция являлась характерной и для других губерний Центрального Черноземья. Так, в начале ХХ века в губернском Воронеже работали 64 образовательных учреждения, в которых обучалось 9329 учащихся, тогда как во всех остальных 11 уездных центрах данной губернии насчитывалось почти такое же количество как в губернском центре - 67 образовательных заведений в которых обучалось 7698 учащихся. Больше всего учреждений образования имелось в городских поселениях Орловской губернии. В 11 уездных городах Орловщины действовало 125 учебных заведений, в которых обучалось 14073 учащихся, а 44 различных учреждений образования одного губернского центра обучали 6884 детей. Таким образом, если в воронежских городах в среднем на один уездный центр (без губернского города) приходилось 6,1 заведение и 699,8 учащихся, то на один уездный город Орловской губернии - 11,4 заведений и 1279,4 учащихся, т.е. почти в 2 раза выше, чем в городах Воронежской губернии10.

Сравним количество учебных заведений и учащихся в городских центрах Курской и Тамбовской губерниях в 1904 году. Так, в губернских городах, Курске и Тамбове, функционировали, соответственно - 61 и 28 учреждений образования, где обучалось 7252 и 6560 учащихся. В уездных центрах

1 Сборник сведений по Европейской России за 1882 год. С. 118-121; См. также: РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 3716. Л. 44 об-45; Д. 3731. Л. 283-286; Д. 3789. Л. 597-598; Ф. 1284. Оп. 69. Д. 125. Л. 85.

2 РГИА. Ф. 1284. Оп. 69. Д. 332. Л. 286; Обзор Курской губернии за 1893 год. Курск, 1894. Ведомость о числе учебных заведений; ГАКО. Ф. 1555. Оп. 1. Д. 60. Л. 55 об.

3 Сборник сведений по России за 1883 год. СПб., 1886. С. 112-113.

4 Там же.

5 Терещенко Д.А. Складывание и функционирование системы учреждений профессионального образования в провинциальной России во второй половине XIX - начале XX века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Белгород, 2015. Т. 34. № 7 (172). С. 148.

6 Списки населенных мест: IX. Воронежская губерния. СПб, 1865. С. 1; XX. Курская губерния. СПб., 1868. С. 1-2; XXIX. Орловская губерния. СПб., 1871. С. 1; XLII. Тамбовская губерния. СПб., 1866. С. 1; Города России: Энциклопедия. М., 1994. С. 39, 91, 229, 330, 457.

7 Терещенко А.А. Социально экономическое развитие провинциального городов Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX века (1861-1904 гг.): Дисс... докт. ист. наук. М., 2004. С. 390-391.

8 Города России в 1904 году. СПб., 1904. С. 328-329.

9 Там же. С. 228-229.

10 Там же. С. 229-230..

Курской губернии насчитывалось 90 образовательных учреждений с 11301 учащимися. На один уездный центр приходилось 6,4 заведения и 807,2 учащихся. Для уездных городов Тамбовской губернии эти показатели выражались следующими данными: 104 заведения, 13578 учащихся 9,5 заведения и 1357,8 учеников в среднем на город (без Шацка). Из этих данных видно, что образовательный потенциал городов Тамбовской губернии был выше, чем в городских центрах Воронежской и Курской губерний, но уступал городским поселениям Орловской губернии1. Всё заметнее в регионе идёт процесс формирования двух групп губерний, близких по своим социально-экономическим и социокультурным характеристикам - воронежско-курская и орловско-тамбовская группа.

Помимо образовательных задач, города Центрального Черноземья выполняли в жизни края и другие социокультурные функции. К примеру, в губернских и уездных городах проходили выставки произведений народных промыслов, по народному образованию, сельскохозяйственные. В городских поселениях действовали различные просветительские организации. Так, в губернских центрах в конце XIX века стали функционировать общества содействия начальному образованию в губерниях, которые устраивали народные чтения, открывали воскресные школы и библиотеки, пункты по продаже книг, тем самым способствовали подъему уровня грамотности населения, проводили спектакли, елки, экскурсии, организовывали школьные катки, детские площадки в садах и т.п.

Следует подчеркнуть важную роль городских центров в научной и религиозной жизни населения региона. В городских центрах жили и работали известные ученые и изобретатели. В городах Черноземья в начале ХХ века работало 10 музеев (в том числе 4 в Курске), 66 библиотек, 41 читальня, 11 библиотек-читален, 18 театров, (по 3 в Воронеже и Курске, 2 в Орле и 1 в Тамбове). В губернских центрах издавалось 16 газет и 9 журналов (4 в Воронеже и 5 в Курске)2.

Широкую просветительную работу вели религиозные центры. Особо в этой работе отличались воронежские - Благовещенский Митрофанов, Алексеевский и Покровский мужской и женский монастыри; Рождество Пресвятой Богородицы Курская Коренная Пустынь; Знаменский и Троицкий мужской и женский монастыри Курска; воронежский Градский, курский Сергиево-Казанский кафедральные и белгородский Свято-Троицкий соборы, и другие религиозные учреждения.

Широчайшей известностью в Курской губернии и за её пределами пользовались иконы, изготовляемые монахинями Курского Рождество-Богородицкого женского монастыря3. В Курском Знаменско-Богородицком кафедральном соборе находилась «Икона Знамения Пресвятой Богородицы» - особо почитаемая россиянами4.

В городских центрах региона к 1904 году были сосредоточены 28 монастырей; 532 храмов, молитвенных домов и часовен; 79 больниц, более чем на 3000 мест; 29 приемных покоев; госпитали, множество аптек и аптекарских магазинов и т.д.5

Чернозёмные города второй половины XIX - начала XX века играли большую роль в социокультурной жизни региона и всей России. К примеру, только губернские центры - Воронеж, Курск, Орел и Тамбов - дали российской науке и культуре ряд крупных мировых знаменитостей: народных поэтов А.В. Кольцова, И.С. Никитина и А.А. Фета, писателей И.С. Тургенева и Н.С. Лескова, крупного учёного-историка, будущего академика Н.М. Дружинина, будущую звезду русской эстрады Надежду Плевицкую, композитора С.В. Рахманинова, государственного деятеля Г.Р. Державина, крупного полярного исследователя Н.В. Морозова и других знаменитых соотечественников.

Культурное наследие региона достаточно тесным образом было связано с православными событиями и явлениями в жизни населения. К примеру, в Воронеж ежегодно приходили от 200 до 300 тысяч человек со всех краёв России поклониться мощам святого Митрофана.

В Курске паломники посещали знаменитую на всю Россию икону Знамения Пресвятой Богородицы, десятки тысяч человек принимали два раза в год участие в крестном ходе в Коренную пустынь. Православные святыни провинциальной России имели огромное влияние на жизнь не только простых горожан. Император Николай II неоднократно посещал мощи св. Иосафа в уездном Белгороде в надежде на исцеление наследника, цесаревича Алексея.

В заключение отметим, что замедленные темпы градообразования в пореформенный период, обусловленные хроническим недостатком денежных средств, привели к значительному отставанию благоустройства провинциальных городских центров, которые отличались относительно слабым финансированием образовательных и социокультурных мероприятий.

Незавидное социально-экономическое состояние провинциального города нашло свое отражение в его внешнем облике. Если Воронеж, Курск, Орёл и Тамбов в отличие от других городов региона имели ряд прекрасных зданий, были связаны с другими городами Киевско-Воронежской и Московско-Курско-Азовской, Грязе-Царицинской и др. железными дорогами6, располагали

1 Там же. С. 322-323, 328-329.

2 Города России в 1904 году. СПб., 1904. С. 298-300, 304, 310-311.

3 Кулегаев И. Краткое описание Курской губернии с приложением упрощенной карты. Харьков, 1903. С. 30

4 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Города России в 1904 году. С. 224-225, 230-232, 290-291. С. 393.

6 Терещенко А.А. Формирование органов самоуправления в городах Центрального Черноземья в 70-е - 90-е годы XIX века // Вопросы истории. М., 2003. № 9. С. 124.

трамваем, электроосвещением и телефоном, то во многих уездных центрах, а тем более в заштатных, подобное осуществить не представлялось возможным1.

Заштатные городские поселения Богатый, Кадом, Мирополье и Хотмыжск, не являясь в административном, экономическом, образовательном и социокультурном отношении центрами уездов, в конечном итоге мало чем отличались от сельской округи и во многих отношениях уступали даже находящимся по соседству с ними некоторым слободам. К 1904 году такие различия между городами стали более заметными.

Однако концентрация во многих городских центрах круглогодично функционирующих промышленных производств, наличие востребованной сети образовательных заведений, медицинских и социокультурных учреждений, разнообразных ремесел и торговли, способствовали становлению городов как образовательных, социокультурных и экономических центров. К концу исследуемого периода значительно возрастают городские доходы и расходы. Вот почему губернский Курск в конце XIX века одним из первых городов России открывает электрическое трамвайное движение, а в начале ХХ столетия Воронеж, Курск, Орёл, Тамбов и некоторые уездные города региона устраивают электроосвещение улиц.

Важное самостоятельное значение имели социокультурные задачи, выполняемые городами в области просвещения и медицины, удовлетворения религиозных потребностей населения и т.п. Многие города направляют определенные, хотя и ограниченные, финансовые средства на совершенствование своей хозяйственной инфраструктуры, на содержание учебных и благотворительных учреждений, здравоохранение.

Приток неместных уроженцев приводил к созданию новых рабочих мест, благоприятным образом действовал на развитие промышленности и торговли, а общение с мигрантами местного населения привносило некоторое разнообразие в спокойную, размеренную, традиционную жизнь провинциальной российской глубинки.

Всё заметнее к началу ХХ века в городах чернозёмных губерний проявляется тенденция к усилению их многофункционального назначения. Наряду с административными, города решают торгово-промышленные, образовательные, культурные, религиозные и другие функции. В конечном счете, многие города Центрально-Чернозёмного региона из административных превращаются в самодовлеющие экономические, образовательные и социокультурные центры, притягивающие к себе сельскую округу.

Потребность развивающейся капиталистической промышленности, социокультурных и административных учреждений крупной российской провинции способствовала формированию самодостаточной сети общих образовательных и профессиональных учебных заведений. Отсутствие необходимого финансирования и недостаточная грамотность населения не способствовали становлению в регионе высшего образования.

Библиография

Города Воронежской губернии. Их история и современное состояние с кратким очерком всей Воронежской губернии / Сост. Г.М. Веселовский и Н.В. Воскресенский. Воронеж: изд. Веселовского, 1876.

Города России в 1904 году. СПб.: ЦСК МВД, 1904.

Города России: Энциклопедия / Гл. ред. Г.М. Лаппо. М.: Наука, 1994.

Златоверховников Н.И. Учебные заведения Курской губернии. Курск: Изд. : Кур. губ. стат. ком., 1911.

Кулегаев И. Краткое описание Курской губернии с приложением упрощенной карты. Харьков: Тип. Г.Б. Молчадского, 1903.

Курск. Краеведческий словарь-справочник / Гл. ред. Ю.А. Бугров. Курск: Изд. центр. «ЮМЭКС», ТОО «БАРК», 1997.

Моисейченко И.Н. Курское Александровское образцовое городское училище и деятельность его основателя / Сост. И.Н. Моисейченко. М.: Тип. И.Н. Кушнерева и К, 1885.

Обзор Курской губернии за 1889 год. Курск: Тип. губ. правл., 1890.

Обзор Курской губернии за 1893 год. Курск: Тип. губ. правл., 1894.

Сборник сведений по Европейской России за 1882 год. СПб.: ЦСК МВД, 1884.

Сборник сведений по России за 1883 год. СПб.: ЦСК МВД, 1886.

Списки населенных мест. IX. Воронежская губерния. СПб.: ЦСК МВД, 1865.

Списки населенных мест. XX. Курская губерния. СПб.: ЦСК МВД, 1868.

Списки населенных мест. XXIX. Орловская губерния. СПб.: ЦСК МВД, 1871.

Списки населенных мест. Тамбовская губерния. СПб.: ЦСК МВД, 1866.

Танков А.А. Исторический очерк Курской Мариинской женской гимназии. 1861-1911. Курск: Изд. Попечит. совета гимназии, 1911.

Терещенко А.А. Развитие промышленности в городах Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX века / / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3-2(19). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/021-020.pdf.

Терещенко А.А. Города Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX вв. // Вопросы истории. М., 2004, № 12. С. 143-146.

1 Города России в 1904 году. С.182-183, 224-225, 230-232, 242, 248, 290-291, и др.

Терещенко А.А. Торговые связи городов Центрального Черноземья во второй половине XIX века / / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2007. № 1-2.

Терещенко А.А. Формирование органов самоуправления в городах Центрального Черноземья в 70-е -90-е годы XIX века // Вопросы истории. М., 2003. № 9. С. 118-125.

Терещенко Д.А. Деятельность органов местного самоуправления по развитию профессионального образования в российской провинции во второй половине XIX - начале XX века / / Федеральный научно-практический журнал Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. Орел, 2013. № 6(35). С. 68-74.

Терещенко Д.А. Практические шаги государства по реформированию системы профессионального образования в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века / / Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск, 2014. № 2. С. 82-87.

Терещенко Д.А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX - начале XX века в условиях рыночных преобразований // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2(34). URL: http://scientific-n0tes.ru/pdf/039-004.pdf.

Терещенко Д.А. Складывание и функционирование системы учреждений профессионального образования в провинциальной России во второй половине XIX - начале XX века / / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Белгород, 2015. Т. 34. № 7(172). С. 145-151.

Терещенко А.А., Терещенко Д.А. Учительские семинарии в системе профессионального педагогического образования России // Известия ВГПУ. 2016. № 2(271). С. 123-128.

References

Goroda Rossii v 1904 godu. SPb.: TsSK MVD, 1904.

Goroda Rossii: Entsiklopediia / Gl. red. G.M. Lappo. M.: Nauka, 1994.

Goroda Voronezhskoi gubernii. Ikh istoriia i sovremennoe sostoianie s kratkim ocherkom vsei Voronezh-skoi gubernii / Sost. G.M. Veselovskii i N.V. Voskresenskii. Voronezh: izd. Veselovskogo, 1876.

Kulegaev I. Kratkoe opisanie Kurskoi gubernii s prilozheniem uproshchennoi karty. Khar'kov: Tip. G.B. Mol-chadskogo, 1903.

Kursk. Kraevedcheskii slovar'-spravochnik / Gl. red. Iu.A. Bugrov. Kursk: Izd. tsentr. «IuMEKS», TOO «BARK», 1997.

Moiseichenko I.N. Kurskoe Aleksandrovskoe obraztsovoe gorodskoe uchilishche i deiatel'nost' ego osnova-telia / Sost. I.N. Moiseichenko. M.: Tip. I.N. Kushnereva i K, 1885.

Obzor Kurskoi gubernii za 1889 god. Kursk: Tip. gub. pravl., 1890.

Obzor Kurskoi gubernii za 1893 god. Kursk: Tip. gub. pravl., 1894.

Sbornik svedenii po Evropeiskoi Rossii za 1882 god. SPb.: TsSK MVD, 1884.

Sbornik svedenii po Rossii za 1883 god. SPb.: TsSK MVD, 1886.

Spiski naselennykh mest. IX. Voronezhskaia guberniia. SPb.: TsSK MVD, 1865.

Spiski naselennykh mest. Tambovskaia guberniia. SPb.: TsSK MVD, 1866.

Spiski naselennykh mest. XX. Kurskaia guberniia. SPb.: TsSK MVD, 1868.

Spiski naselennykh mest. XXIX. Orlovskaia guberniia. SPb.: TsSK MVD, 1871.

Tankov A.A. Istoricheskii ocherk Kurskoi Mariinskoi zhenskoi gimnazii. 1861-1911. Kursk: Izd. Pope-chit. soveta gimnazii, 1911.

Tereshchenko A.A. Formirovanie organov samoupravleniia v gorodakh Tsentral'nogo Chernozem'ia v 70-e -90-e gody XIX veka // Voprosy istorii. M., 2003. № 9. S. 118-125.

Tereshchenko A.A. Goroda Tsentral'nogo Chernozem'ia vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv. // Voprosy istorii. M., 2004, № 12. S. 143-146.

Tereshchenko A.A. Razvitie promyshlennosti v gorodakh Tsentral'nogo Chernozem'ia vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka // Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 3-2(19). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/021-020.pdf.

Tereshchenko A.A. Torgovye sviazi gorodov Tsentral'nogo Chernozem'ia vo vtoroi polovine XIX veka / / Uche-nye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. № 1-2.

Tereshchenko A.A., Tereshchenko D.A. Uchitel'skie seminarii v sisteme professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniia Rossii // Izvestiia VGPU. 2016. № 2(271). S. 123-128.

Tereshchenko D.A. Deiatel'nost' organov mestnogo samoupravleniia po razvitiiu professional'nogo obrazovaniia v rossiiskoi provintsii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka / / Federal'nyi nauchno-prakticheskii zhurnal Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Novye gumanitarnye issle-dovaniia. Orel, 2013. № 6(35). S. 68-74.

Tereshchenko D.A. Prakticheskie shagi gosudarstva po reformirovaniiu sistemy professional'nogo obrazovaniia v Rossiiskoi imperii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka / / Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia i pravo. Kursk, 2014. № 2. S. 82-87.

Tereshchenko D.A. Protsess stanovleniia i razvitiia professional'noi podgotovki naseleniia v gorodskikh tsen-trakh rossiiskoi provintsii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka v usloviiakh rynochnykh preobrazovanii // Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 2(34). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/039-004.pdf.

Tereshchenko D.A. Skladyvanie i funktsionirovanie sistemy uchrezhdenii professional'nogo obrazova-niia v provintsial'noi Rossii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka / / Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia. Politologiia. Ekonomika. Belgorod, 2015. T. 34. № 7(172). С. 145-151.

Zlatoverkhovnikov N.I. Uchebnye zavedeniia Kurskoi gubernii. Kursk: Izd. : Kur. gub. stat. kom., 1911.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.