УДК 371.631.94
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ НИЗШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
© 2016 Д. А. Терещенко
докторант кафедры истории России e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Представлены учебные заведения профессионального образования в городских центрах провинциальной России второй половины XIX - начала XX века, поскольку в них, как раньше, так и сейчас, определяются основные направления кардинальных изменений в области профессиональной подготовки населения. Показана деятельность государственных органов, местного самоуправления, частных лиц и общественных организаций по созданию в стране системы технико-промышленного профессионального образования.
Ключевые слова: образование, профессиональное образование, профессиональные кадры, профессиональные учебные заведения, местное самоуправление, городские центры, ремесленные училища.
Вступление России в период рыночных преобразований было тесно связано с городскими центрами, являющимися в это время не только экономическими, но и социокультурными организмами [1]. Социально-экономические изменения в Российской империи, вызванные реформами 60-х-70-х гг. XIX в. привели к существенным сдвигам в области образования. Преобразования в этой сфере неразрывно связаны с деятельностью городских и земских органов самоуправления, возникших в результате Великих реформ [2]. Большая самостоятельность городских органов самоуправления позволяла властным структурам на местах более эффективно решать городские вопросы, в том числе профессиональной подготовки населения [3].
Самые крупные достижения местных муниципалитетов обозначились в развитии начального образования. В пореформенное время вначале земства, а затем городские общества открывают десятки школ, в том числе профессиональные [4]. Так, если в 1864 г. было открыто 25 новых школ, то в 1875 г. - 377, а в 1895 - уже 568 [5].
Процесс функционирования профессионального образования как одной из областей системы просвещения и культурной жизни в целом тесно связан с модернизацией общества. Новые явления, происходившие в сфере производства, требовали определенного уровня профессиональной подготовки.
Особенностью первых пореформенных десятилетий был достаточно большой количественный рост учебных заведений, целью которых являлась подготовка специалистов для утверждающейся модели рыночной экономики в России [6]. Рассмотрим становление и развитие профессиональных учебных заведений в городских центрах Курской губернии.
Так, по данным статистики, в 1869 г. в Курской губернии было 474 учебных заведения, в том числе в городах - 46, а в 1892 г. их стало 1331, в городах - 141 [7]. По сравнению с 1891 г. число учебных заведений возросло на 158 за счет открытия начальных школ [8]. Но и после этого основная масса населения оставалась
неграмотной. По земской переписи 1884-1885 гг. общая грамотность сельского населения составляла 4,7% [9].
С учетом того, что в этот показатель входили образованные дворяне, чиновники, учителя, учащиеся и другие специалисты, на долю крестьян приходился еще меньший процент грамотных. Кроме того, если среди мужчин грамотные встречались, то женщины были в основном безграмотные. Так, из общей численности женщин Курской губернии в 1885 г. лишь 3 980, или 0,4 %, чел. умели читать и писать [10].
Среди городского населения процент грамотных был выше. Так, по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., доля грамотных горожан составляла 39,4%, в том числе в Курске - 43,6%, в городах Судже, Щиграх, Фатеже, Льгове, Короче, Дмитриеве, Обояни и Грайвороне - от 33,2% до 39,8%; в Тиму, Мирополье и Хотмыжске - от 19,3% до 22,4% [11].
Это объясняется, на наш взгляд, во-первых, концентрацией в городах различных учебных заведений; во-вторых, проживанием в городских центрах большого числа образованных чиновников, дворян, купцов, мещан, служащих в разнообразных городских и земских учреждениях; в-третьих, наличием большого числа учащейся молодежи, получающей образование в гимназиях, училищах и специальных учебных заведениях [12].
В среднем доля грамотных горожан в 1897 г. составляла 49,9% у мужчин и 34,1% у женщин. Больше всего грамотных мужчин - свыше 52% - было в губернском Курске и уездных Белгороде, Новом Осколе, Путивле, Рыльске и Старом Осколе. Меньше всего таковых было в уездном Тиму и заштатных Хотмыжске и Мирополье -соответственно 30,5%, 30,3%, 32,5%. Наибольшее число грамотных горожанок - свыше 30% проживали в уездных городских центрах: Курске, Белгороде, Новом Осколе, Рыльске, Старом Осколе, Щиграх и заштатном Богатом. В целом около 40% жителей обоего пола городских центров - Курска, Белгорода, Нового Оскола, Путивля, Рыльска, Старого Оскола, Щигров - и заштатного Богатого владели грамотой [13].
При этом следует отметить, что относительно высокий показатель грамотности горожан Белгорода, на наш взгляд, можно объяснить наличием в этом городе учительского института и целого ряда других учебных заведений [14]. Высокий процент грамотности населения Рыльска можно объяснить большой занятостью горожан торговлей вообще, в том числе заграничной. Не случайно рыльские купцы на свои средства открыли торговую школу. Наличие среди группы городов с большим процентом грамотности их жителей заштатного Богатого объяснимо его происхождением в прошлом как уездного центра Курской губернии, населенного служилыми людьми.
Воспользовавшись представленным правом самостоятельной деятельности, городские общественные управления создавали новые учебные заведения. Так, спустя два года после введения Городского Положения от 16 июня 1870 г., в 1873 г. в Курске было открыто реальное училище и земская учительская семинария, начата работа по созданию классической гимназии в Белгороде [15]. Несмотря на недостаток материальных средств, по инициативе городских обществ в Белгороде в 1871 г. открыли учительскую семинарию на 65 чел., женские прогимназии в Обояни и Старом Осколе. В городских центрах губернии организовали временные педагогические курсы для сельских учителей народных школ [16].
В целом в учебных заведениях губернского Курска обучалось в 1893 г. 2 826 чел. м. п. и 1 659 чел. ж. п., тогда как во всех уездных городах - 4 548 м. п. и 2 582 ж. п. [17]. Для сравнения укажем, что в 1861 г. в Курске было 12 учебных заведений с 755 учащихся обоего пола, а в уездных городах - 32 учреждения с контингентом - 1 848
человек [18]. Таким образом, именно в 60-90-е гг. произошел существенный рост как числа учебных заведений, так и обучающихся в них мальчиков и девочек.
Из профессиональных учебных заведений в 1890 г. в курских городах в большей мере были представлены низшие учебные заведения [19]. Так, в губернском Курске при Александровском двуклассном образцовом училище действовало переплетное ремесленное отделение. Столярные и сапожные ремесленные отделения в трехклассных городских училищах функционировали в Старом Осколе и Фатеже. Города губернии тратили на нужды народного образования в 1890 г. 63 891 руб. 86 коп. Для сравнения укажем, что в 1873 г. городскими обществами на эти же цели было израсходовано 20 855 руб. 93 коп.; наиболее значительные средства из этой суммы приходятся на Белгород - 8 060 руб. 18 коп., Курск - 6 745 руб. и Грайворон - 1 555 руб. 75 коп. Таким образом, на долю трех из 18-ти городских центров приходилось 16 360 руб. 93 коп., тогда как остальные 15 городских центров тратили всего 4 495 руб., то есть почти в два раза меньше, чем Белгород [20]. Здесь же отметим, что в это время в уездных городских центрах действовали всего 66 учебных заведений, в том числе 15 -в Курске, а в 1893 г. - 141 [21].
Как видим, наиболее значительные изменения в состоянии городского образования были сделаны в 70 - начале 90-х гг. XIX в. Так, были открыты реальная гимназия в городе Курске, женская прогимназия в городе Дмитриеве, Белгородская классическая гимназия, Курская Мариинская женская гимназия, преобразованная из женского училища первого разряда. Упраздненная Белгородская учительская семинария была соединена с Курской земской учительской школой и стала называться Курской учительской семинарией и т.д. [22] Таким образом, городские общества и земства уделяли большое внимание развитию общего образования, тогда как профессиональная подготовка в этот период сводилась к открытию лишь единичных учебных заведений.
По существовавшим в конце XIX - начале XX в. нормам большинство учреждений образования городских центров Курской губернии, дающих профессиональную подготовку, относились к низшим. Например, Рыльская и Суджанская торговые школы, Щигровская земская школа женского труда, Суджанская школа ткачества, учебные художественно-промышленные и ремесленные мастерские в городе Курске и т.п. [23]
К средним учебным заведениям (согласно современному подходу) следует причислить Курское землемерное училище [24], земскую фельдшерскую школу в городе Курске [25].
Из высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку горожан в городских поселениях губернии, функционировал только Белгородский учительский институт [26].
Рассмотрим, что собой представляли наиболее известные низшие профессиональные учебные заведения городских центров Курской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в.
Например, открывшееся в 1886 г. четырехклассное Путивльское ремесленное училище им. Маклаковых содержалось в основном на проценты с капитала в 140 тыс. руб., а также за счет дополнительных средств. Так, за 1890 год проценты с капитала составили 7 010 руб., средств от платы за обучение поступило в сумме 182 руб. 50 коп., доходов от продажи изделий на 982 руб. 91 коп., разных поступлений - 128 руб. 37 коп., а остаток с прошлого года составил 689 руб. 85 коп.
В данное учебное заведение принимались лица всех сословий и вероисповеданий, за исключением иудеев. На 1 января 1891 года из 72 учащихся 70
были православные, 1 - римско-католического исповедания и 1 - прочих исповеданий. Из них 6 человек относились к дворянам и чиновникам (8,3 %); 7 были духовного звания (9,7 %); 22 - представители городских сословий (30,6 %); 37 учащихся принадлежали к сельскому сословию (51,4 %). Следовательно, училище было в равной мере доступно не только выходцам из высшего сословия (их доля составляла всего 18,0%), но прежде всего низшим сословиям, которых было 82,0% [27].
Учебная программа училища подразделялась на общеобразовательную и ремесленную, причем ремесленные занятия в подготовке учащихся имели преимущественное значение. Общеобразовательные предметы преподавались в соответствии с курсом двуклассных сельских училищ Министерства народного просвещения, профессиональные - согласно программам ремесленных училищ, утвержденным тем же Министерством. В перечень профессиональных предметов входили: счетоводство, сведения из физики, механики, химии дерева и металлов, а также техническое черчение [28].
Учебный год в училище заканчивался 19 июня. Летние каникулы продолжались с 20 июня по 16 августа. После самостоятельной двухлетней практики и по достижении 21 года выпускники училища имели право просить «цеховую управу» о проведении испытательного экзамена, позволяющего при положительной оценке производить их в мастера [29].
Вслед за Путивльским ремесленным училищем в 1895 г. Курское благотворительное общество при доме трудолюбия и работных домах открыло учебные художественно-промышленные и ремесленные мастерские, относящиеся к низшим учебным заведениям. Необходимость их была обусловлена потребностью растущего городского хозяйства в специалистах по типографскому, переплетному и столярному ремеслу. Расположенные в здании благотворительного общества мастерские содержались на его средства, а также на средства Курского городского общественного управления. Если столярные и переплетные мастерские не требовали больших финансовых затрат (1 950 руб.), то на оборудование типографии для обучения ремеслу израсходовали 10 000 рублей. Это вполне объяснимо, так как новое технологическое оборудование стоило больших денег.
Курс обучения был четырехлетним. В типографию принимались лица мужского пола в возрасте от 11 до 16 лет, в переплетную мастерскую - 13-14-летние, в столярную - 14-18-летние. В 1909 г. во всех трех мастерских обучалось 20 человек. За 14 лет работы мастерские окончили до 100 человек [30].
Подобная Путивльской низшая ремесленная школа, открытая в Тиму в 1903 г., обучала столярно-токарному и слесарно-кузнечному ремеслу. В отличие от первой, она содержалась на средства государства (3 285 руб. в год) и земства (1 585 руб. в год), а также, как и Путивльское, частично, на деньги, получаемые от продажи изделий училища (на 700 руб. в год). Школа имела собственное здание с двумя оборудованными мастерскими на сумму 4 200 руб. 27 коп. [31] Учащиеся, окончившие полный курс школы, получали звание подмастерья, а после трехлетней практики -звание мастера. В остальном училище практически не отличалось от Путивльского. Отметим лишь, что контингент учащихся был несколько меньшим, чем в ремесленном училище им. Маклаковых, и количество выпускников Тимского училища было мизерным. Так, на 1 января 1910 г. в школе обучалось всего 49 учеников, а со времени ее открытия, то есть за 7 лет, выпускниками школы стали 19 человек, в среднем 2-3 ученика в год [32].
В начале XX в., в частности в 1903 г., в уездных центрах Курской губернии были открыты и другие школы. К примеру, в городе Судже на средства губернского и Суджанского земства начала функционировать школа ткачества [33]. Дело в том, что
Суджанский уезд славился ковровыми изделиями и кушаками (поясами. - Д.Т.) не только в Курской губернии, но и на остальной территории Европейской России [34]. С целью развития и усовершенствования знаний в данном производстве земства и организовали школу. Главное управление землеустройства и земледелия субсидировало 360 руб., губернское земство выделило 375 руб., Суджанское - 450 руб., а 129 руб. 95 коп. поступили от других источников. Курс обучения в школе продолжался два года. К 1 января 1910 г. насчитывалось 11 учениц, а со времени открытия школы-мастерской ее окончили 22 выпускницы [35].
Открытая в том же 1903 г. в городе Щигры земская школа женского труда находилась в ведении Министерства внутренних дел. Средства на ее содержание выделили: Курское губернское земство - 500 рублей, Щигровское уездное земство -600 рублей, а также Министерство торговли и промышленности - 500 руб., Кроме того, в доход школы от реализации изделий в 1909 г. поступило 407 руб. 86 коп. В 1909 г. расходная часть школы составила 2 375 руб. 59 коп. В Щиграх, как и в Судже, довольно успешно развивалось ковровое ткачество, поэтому при школе были две мастерских: ковровая и кроечная. И перед школой, и перед мастерской стояла одна цель: «развитие местных ковровых и кружевных кустарных производств с тем, чтобы выпускать опытных мастериц по этим производствам, а также приготовлять опытных закройщиц по шитью белья и платьев» [36].
Так же, как и в Суджанской, курс обучения в Щигровской школе женского труда составлял два года. На 1 января 1910 г. в школе обучалась 51 ученица, а со времени ее открытия (с 1903 г.) школу закончил 21 человек. В отличие от Суджанской школы при мастерских также обучались девочки. Число их было незначительным. Так, в ковровой мастерской была 1 ученица 12-ти лет, в кроечной - 2 ученицы по 14 лет.
Суджанская и Щигровская школы способствовали и содействовали совершенствованию мастерства традиционных местных промыслов.
С учетом опыта работы Суджанской и Щигровской школ и мастерских в 1907 г. в Курске городским обществом была открыта ремесленная учебная мастерская, подчинявшаяся Министерству торговли и промышленности. Она готовила сельскохозяйственных рабочих для ухода за земледельческими машинами и орудиями, а также для ремонта и изготовления этих и других механизмов сельскохозяйственного производства [37].
Отличались от ремесленных учебных мастерских и других низших учебных заведений коммерческие торговые школы, открытые городскими и земскими общественными управлениями и предпринимателями Суджи и Рыльска в 1901 г., получившие наибольшее развитие в условиях перехода России к рыночной экономике [38]. Данные школы готовили приказчиков, бухгалтеров и других специалистов в коммерческой области [39]. Вполне естественной была принадлежность этих школ к Министерству торговли и промышленности, да и средств на их содержание, в частности от казны, выделялось значительно больше, чем на другие низшие школы. К примеру, Рыльская городская торговая школа получала на свое содержание от государства 4 890 руб. в год. Кроме того, по решению городского самоуправления и с разрешения центральной власти школе отчислялось 15% сбора с торговых документов. Так, за 1909 г. эта сумма составила 2 643 руб. 75 коп. Обучение было платным, так как в школу принимались дети предпринимателей, имеющих средства. В результате за 1910 г. на нужды школы было израсходовано 10 959 руб. 93 коп. Для сравнения напомним, что Щигровская земская школа женского труда израсходовала в 1909 г. всего 2 375 руб. 59 коп., а Суджанская школа ткачества в том же 1909 г. потратила
1 323 руб. Таким образом, богатеющее купечество не жалело денег на профессиональное образование.
Однако не все профессиональные учебные заведения благополучно развивались. Интересна в этом плане судьба Суджанской торговой школы. Так, по мысли князя П.А. Долгорукова - лидера Суджанского уездного земства - и А.Е. Евреинова, являвшихся инициаторами ее создания, школа должна была не только готовить учащихся к службе в торгово-промышленных учреждениях, но и давать широкое общее образование. Поэтому школу открыли в составе не трех классов, а четырех основных и «приготовительного». В дальнейшем школу предполагалось преобразовать в среднее учебное заведение [40].
Школу, открытую 12 апреля 1901 г., после утверждения устава Министром финансов С.Ю. Витте в местных общественных кругах встретили неоднозначно. Одни считали ее «новой и особенной», восторгались фактом открытия, другие относились к ней с подозрительностью, как к «новой затее либералов» [41].
Группу профессиональных средних учебных заведений городских центров Курской губернии представляли: Курская земская фельдшерская школа, Курское землемерное училище и частное женское учебное заведение для подготовки учительниц начальных школ (1900 г.).
Из проведенного исследования видно, что наибольшее развитие в городских центрах Курской губернии получили низшие профессиональные учебные заведения [42], занимающиеся подготовкой горожан. Среднее профессиональное образование было представлено специальными учебными заведениями, готовившими специалистов для системы министерств просвещения, здравоохранения, юстиции и т. п. Самыми востребованными за пределами Курской губернии были выпускники Курского землемерного училища. Высшие профессиональные учебные заведения представлял Белгородский учительский институт, готовивший педагогов для системы народного просвещения Черноземного края.
Таким образом, отметим, что:
- преобладание в Курской губернии средних по численности населения городов, а также мизерное число малых городов определило тенденцию преобразования городских поселений губернии в многофункциональные центры; одной из важнейших социокультурных функций Курских городов стала образовательная;
- переход доминирующих позиций в развитие городских центров в экономическую плоскость, важнейшую роль в которой играли торговые функции, усиленные железнодорожным строительством, привел к возрастанию спроса на многочисленных специалистов разнообразных отраслей складывающейся рыночной экономики России. И как следствие этого спроса, начиная с 70 гг. XIX в. в городских центрах Курской губернии открываются различные профессиональные учебные заведения, доступные для лиц как из высших, так и из низших сословий. Важнейшими из них на первом этапе были низшие профессиональные училища, школы, мастерские;
- в провинциальных городах Курской губернии специалистов среднего звена готовило небольшое количество учебных заведений, что в целом согласовывалось с теми тенденциями, которые были характерны для всей России;
- отсутствие крупных городов в крае не позволяло развивать высшее профессионально-техническое образование.
В начале XX в. в городах Курской губернии сложилась определенная самодостаточная система профессиональной подготовки городского населения.
1. Терещенко А. А. Торговые связи городов Центрального Черноземья во второй половине XIX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2007. № 1-2. С. 131.
2. Терещенко Д.А. Практические шаги государства по реформированию системы профессионального образования в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск, 2014. № 2. С. 83.
3. Терещенко А.А. Формирование органов самоуправления в городах Центрального Черноземья в 70-е - 90-е годы XIX века // Вопросы истории. М., 2003, № 9. С. 124.
4. Терещенко Д.А. Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России в конце XIX - начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2014. № 1 (29). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/034-006.pdf.
5. Исторический очерк деятельности земства Курской губернии за 35 лет с 18661901 гг. Курск, 1902. С. 3.
6. Терещенко Д.А. Деятельность государственных и общественных организаций по развитию профессионального образования в России во второй половине XIX-начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/037-008.pdf.
7. РГИА. Ф. 1281. Оп. 7. Д. 88. Л. 3 и об; Обзор Курской губернии за 1893 год. Ведомость о числе учебных заведений. Курск, 1894.
8. Памятная книжка Курской губернии на 1892 год. Курск, 1892. С. 58; Обзор Курской губернии за 1893 год. Ведомость о числе учебных заведений. Курск, 1894.
9. Иванченкова О.В. Реформа образования в России во второй половине XIX века и развитие грамотности в Курской губернии // Культура в истории России: прошлое и современность: материалы Республ. науч.-практич. конф., посвящ. 80-летию профессора, доктора исторических наук, заслуженного работника науки РСФСР П.И. Кабанова (1920-1991) Курск, 2001. С. 69.
10. Курская губерния. Итоги статистического исследования. Курск, 1887. С. 196.
11. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897.-ХХ. - Курская губерния. СПб., 1904. С. 12-33.
12. Терещенко Д.А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX - начале XX века в условиях рыночных преобразований // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/039-004.pdf.
13. Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX-начале XX века (на материалах Курской губернии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. С. 23.
14. Терещенко Д.А. Подготовка учительских кадров в системе профессионального образования России во второй половине XIX - начале XX века // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск: Изд-во Юго-Западного государственного университета. 2014. № 3. С. 147.
15. РГИА. Ф. 1284. Оп. 69. Д. 144. Л. 5.
16. Там же. Оп. 67. Д. 184. Л. 49-51.
17. Обзор Курской губернии за 1893 год. Ведомость о числе учебных заведений.-Курск,
1894.
18. РГИА. Ф. 1281. Оп. 6. Д. 49. Л. 29 об-31.
19. Терещенко А.А. Развитие промышленности в городах Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3-2. С. 122; Терещенко А.А. Города Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX в. // Вопросы истории. М., 2004. № 12. С. 144.
20. РГИА. Ф. 1284. Оп. 69. Д. 144. Л. 42.
21. Там же. Л. 41 об.
22. РГИА. Ф. 1284. Оп. 69. Д. 125. Л. 50 об; Златоверховников Н.И. Краткий исторический очерк Курского края. Курск, 1912. С. 20.
23. Терещенко Д.А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX - начале XX века в условиях рыночных преобразований // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/039-004.pdf.
24. Терещенко Д.А. Типичные сельскохозяйственные учебные заведения в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск: Изд-во Юго-Западного государственного университета. 2014. № 1. С. 137.
25 Терещенко Д.А. Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России в конце XIX - начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2014. № 1 (29). URL: http:// scientific-notes.ru/pdf/034-006.pdf.
26 Терещенко Д.А. Профессиональная подготовка учителей в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Социология и социальная работа в системе профессионального образования: материалы междунар. науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 7-8 апреля 2014 г. Белгород: БУКЭП, 2014. С. 218219.
27. РГИА. Ф. 1284. Оп. 69. Д. 125. Л. 8.
28. Сборник сведений об условиях приема в низшие профессиональные училища Курской и соседних губерний. Курск, 1901. С. 10.
29 Там же.
30 Златоверховников Н.И. Учебные заведения Курской губернии. Курск, 1911. С. 3.
31. Там же. С. 10.
32. Там же. С. 11.
33. Там же. С. 8.
34. Кулигаев И. Краткое описание Курской губернии с приложением упрощенной карты. Харьков, 1903. С. 17.
35. Златоверховников Н.И. Указ. соч. С. 8.
36. Там же. С. 11.
37. Там же.
38. Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии): дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. С. 178.
39. ГАКО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 1. Л. 52 и об; Маслов Ю.Н. Особенности коммерческого образования в Курской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. // История и культура: прошлое и современность. Курск, 2000. С. 61.
40. Терещенко Д.А. Коммерческие профессиональные учебные заведения России в системе подготовки специалистов для промышленности и торговли во второй половине XIX-начале XX века в условиях складывающейся рыночной экономики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Белгород: Изд-во ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 2014. Т. 29. № 1 (172). С. 110.
41. Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX-начале XX века (на материалах Курской губернии): дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. С. 179.
42. Терещенко Д.А. Профессиональная школа в городах российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ века // Клио. СПб: Изд-во ООО «Полторак», 2014. № 6 (90). С. 91.