Научная статья на тему 'Становление начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века'

Становление начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
464
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / НИЗШИЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ ШКОЛЫ / РЕМЕСЛЕННЫЕ КЛАССЫ / РЕМЕСЛЕННЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ / POST-REFORM PERIOD / VOCATIONAL EDUCATION / TAMBOV GOVERNORATE / LOWER CRAFTS SCHOOLS / CRAFTS CLASSES / CRAFTS SECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махрачев Георгий Сергеевич

Рассмотрен процесс становления начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX начале XX века как результат одного из направлений деятельности государства и земств по поддержке кустарных промыслов в Российской империи. Изучены предпосылки развития начального профессионального образования в Тамбовской губернии в конце XIX начале XX века. Сделан вывод о взаимной помощи Министерства народного просвещения и земств в этом вопросе. Проанализированы проблемы, возникшие с бюджетом Тамбовского ремесленного училища, преобразованного в 1885 г. в образцовую ремесленную мастерскую, на начальном этапе его существования. Изучены особенности функционирования и развития этого крупнейшего в губернии училища начального профессионального образования. Показан рост количества ремесленных классов и отделений в губернии. Приведены сведения об особенностях функционирования, затратах на их содержание и количестве обучающихся. Исследована специфика открытия низших ремесленных школ. Рассмотрены особенности женского начального образования. На основе статистических данных сделан вывод о том, что проблема поднятия квалификационного уровня крестьян-кустарей и городских ремесленников не была решена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Махрачев Георгий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of basic vocational education in the Tambov Governorate in the second half of THE 19th - the early 20th century

We present the view on the process of the development of basic vocational education in the Tambov Governorate in the second half of the 19th the early 20th centuries as the result of the course of functioning of the government and zemstvos to support crafts in the Russian Empire. The background for the process of development of basic vocational education in the Tambov Governorate in the late 19th the early 20th centuries is studied. The help of the Ministry of National Education and zemstvos in this process is considered. The problems with budget of the Tambov crafts school that arose on the early stage of its existence are analysed. The peculiarities of functioning and development of this largest in the Governorate school of basic vocational education are studied. The information about the continuingly growing number of students is presented. We discuss the growth of the number of crafts classes and sections in the Governorate. The information about their costs, peculiarities of functioning and the number of students is given. The peculiarities of the basic vocational education for women are viewed. On the basis of the statistical data the conclusion is made that the problem of improvement of the qualification level of the craftsmen was not solved.

Текст научной работы на тему «Становление начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века»

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-163-170 УДК 93/94

СТАНОВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Георгий Сергеевич МАХРАЧЕВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: mahrachova@mail.ru

Аннотация. Рассмотрен процесс становления начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века как результат одного из направлений деятельности государства и земств по поддержке кустарных промыслов в Российской империи. Изучены предпосылки развития начального профессионального образования в Тамбовской губернии в конце XIX - начале XX века. Сделан вывод о взаимной помощи Министерства народного просвещения и земств в этом вопросе. Проанализированы проблемы, возникшие с бюджетом Тамбовского ремесленного училища, преобразованного в 1885 г. в образцовую ремесленную мастерскую, на начальном этапе его существования. Изучены особенности функционирования и развития этого крупнейшего в губернии училища начального профессионального образования. Показан рост количества ремесленных классов и отделений в губернии. Приведены сведения об особенностях функционирования, затратах на их содержание и количестве обучающихся. Исследована специфика открытия низших ремесленных школ. Рассмотрены особенности женского начального образования. На основе статистических данных сделан вывод о том, что проблема поднятия квалификационного уровня крестьян-кустарей и городских ремесленников не была решена.

Ключевые слова: пореформенный период; профессиональное образование; Тамбовская губерния; низшие ремесленные школы; ремесленные классы; ремесленные отделения

Упразднение крепостного права в Российской империи ускорило становление капиталистических отношений в стране. В условиях сильной конкуренции с западными товарами и отечественным крупным фабричным производством во второй половине XIX - начале XX века появился риск вытеснения с рынка мелких товаропроизводителей. Государство стремилось приостановить этот процесс и способствовать развитию как кустарных промыслов сельского населения, так и городского ремесленного производства. Одним из важнейших направлений деятельности государства, особенно земских и городских органов управления, в обозначенный исторический период было повышение профессионального уровня кустарей и ремесленников. По всей стране были открыты ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, сельские ремесленные учебные мастерские, ремесленные классы (курсы) и отделения при общеобразовательных учебных заведениях, классы ручного труда.

В современной историографии начальное профессиональное образование в Российской империи пореформенного времени изучается

с разных сторон. Оно рассматривается как в рамках становления профессионального образования в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века (С.Л. Зябло-ва [1], Е.С. Климанова [2], Д.А. Терещенков [3] и др.), так и в рамках развития всего народного образования этой эпохи (В.В. Ануфриев [4]). Также развитие начального профессионального образования рассматривается как результат деятельности государства и земств по поддержке кустарных промыслов (например, в статье В.А. Григоровой и Н.А. Душковой [5]). Крупные исследования в области становления низшего сельскохозяйственного образования в пореформенной России принадлежат А.В. Третьякову [6; 7].

Мы поставили своей целью проследить становление начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века и выявить его влияние на развитие кустарных промыслов.

В пореформенный период в Российской империи наблюдалось повышение спроса на образование. Стремительно увеличивалось как число учебных заведений, так и количество грамотных людей [8]. Все очевиднее

© Махрачев Г.С., 2018

163

становилась потребность и в профессиональном образовании. Нередко просьбы о продвижении ремесленного образования поступали непосредственно от населения. Так, в «Сборнике постановлений Тамбовского губернского земского собрания за 1865-1894 гг.» отмечалось, что в 1873 г. в губернское земское собрание «было доложено заявление нескольких частных лиц, в котором они ходатайствуют о субсидии на устройство ремесленной школы в г. Тамбове»1. В Елатом-ское уездное очередное земское собрание сессии 1914 г. был представлен доклад № 36 «По ходатайству общества крестьян с. Костина, Даниловской волости об открытии в этом селении ремесленной школы по плот-нично-столярному ремеслу»2. Однако следует уточнить, что если в первом случае ходатайство населения было удовлетворено, в результате чего в 1874 г. в г. Тамбов было открыто ремесленное училище, то ходатайству крестьян с. Костина было отказано. В качестве обоснования отказа уездный училищный совет сослался на открытие столярно-слесар-ного отделения в с. Труфановы Поляны.

Вместе с тем встречались и ходатайства об открытии ремесленных отделений от частных учредителей. Так, на очередном Тамбовском губернском земском собрании 1888 г. было рассмотрено прошение А.В. Лабутиной о назначении ей денежного пособия для открытия ремесленного отделения при частном 2-классном училище в г. Тамбов. Целью этого ремесленного отделения должно было стать обучение глухонемых и малоспособных детей переплетному, картонажному и игрушечному делу. Собрание одобрило прошение А.В. Лабутиной и назначило единовременное пособие в размере 300 руб.3

Первоочередной целью начального профессионального образования во второй половине XIX - начале XX века было поднятие экономического положения городских ре-

1 Сборник постановлений Тамбовского губернского земского собрания за 1865-1894 гг.: в 3 т. Тамбов: Типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1902. Т. 2. С. 1259.

2 Журналы Елатомского уездного земского собрания сессии 1914 года. Заседаний 5 февраля, 24 августа и 28-30 сентября. Н. Новгород: Т-во тип. «Труд» Бр. Хейфец и К., 1915. С. 431.

3 Сборник постановлений Тамбовского губернского земского собрания за 1865-1894 гг.: в 3 т. Тамбов: Типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1902. Т. 2. С. 1260.

месленников и сельских кустарей. Причем нередко в образовательных учреждениях данного типа происходило обучение такому ремеслу, которое редко практиковалось в окрестностях. В частности, в Спасской ремесленной низшей школе обучали кузнечно-слесарному ремеслу. Отмечалось, что «школа, по возможности, должна обслуживать нужды местного населения, каковыми в данном случае являются изготовление и ремонт сельскохозяйственных машин и орудий, по каковой специальности мастеров в Спасском уезде совершенно не имеется» .

Помимо этого государственное начальное профессиональное образование имело ряд преимуществ перед частным обучением у мастеров. Причем отмечались не только лучшие санитарные условия, но и зачастую бесполезность частного обучения, поскольку малолетние ученики чаще выполняли мелкие поручения, чем осваивали ремесло5. Нередко негативно относились и к самому ремесленному обществу, которое пагубно влияло на нравственное становление личности.

Таким образом, внедрение начального профессионального образования активно поддерживалось населением, которое понимало его важность для поднятия своего экономического положения. Иногда ходатайства об открытии ремесленных учебных заведений исходили от самих городских жителей и крестьян. Отмечалось, что такой тип образования давал лучший результат, чем обучение у местных мастеров.

Начать рассмотрение развития начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX -начале XX века следует с уже упомянутого ремесленного училища в г. Тамбов. Открыто оно было 1 сентября 1874 г. в доме городского общества6. Первоначально в училище шло обучение столярно-токарному, слесарно-кузнечному, портняжному и сапожному ремеслам. Но уже в начале нового учебного 1876 г. было решено преобразовать имеющуюся в училище систему в 3 ремесленных

4 Журналы Спасского уездного земского собрания очередной сессии 1909 года и чрезвычайных собраний 30 апреля и 18 декабря. Тамбов: Типография губернского земства, 1910. С. 71-72.

5 Журналы очередного Тамбовского уездного земского собрания за 1894 г. Б. м. и г. С. 413.

6 Журналы Тамбовской городской думы за 1874 г. Тамбов: Типография губернского правления, 1875. С. 3.

отделения: токарное, столярное и слесарно-кузнечное, то есть упразднить преподавание портняжного и сапожного дела, которые отягощали образовательный процесс7. В начале сентября 1874 г. в училище было 20 человек8. Это число в дальнейшем увеличивалось. Так, уже в новом учебном 1876 г. количество обучающихся достигло 60 человек9. Курс обучения был шестилетним, однако, заканчивали его не все ученики.

На содержание ремесленного училища планировалось ежегодно выделять 4000 руб. городской думой и 1000 руб. уездным земским собранием. При этом от частного лица был внесен в городской банк капитал в размере 5000 руб., проценты от которого должны были использоваться в дальнейшем на благо училища, а также отмечались пожелания некоторых других частных лиц ежегодно выделять денежные средства на те же нужды. Губернское земское собрание назначило единовременную выплату в 1700 руб. на устройство училища10. Таким образом, на открытие и функционирование Тамбовского ремесленного училища выделялись значительные средства из разных органов местного самоуправления и частными лицами. Более того, городская дума в дальнейшем активно поддерживала данное ремесленное училище. Так, в 1880 г. расход училища составил 13399 руб. 73 коп. На его покрытие были выделены 1600 руб. от уездного земства, внесены 400 руб. почетными членами, а также 390 руб., которые были взяты с процентов капитала, пожертвованного училищу. Еще 314 руб. составили доходы от выполненных заказов и проданной продукции. 10987 руб. 63 коп. были выделены городской думой (на 282 руб. 90 коп. больше необходимого), что более, чем в 2 раза больше той суммы, которую городская дума планировала изначально ежегодно выделять на это ремесленное училище11.

7 Журналы Тамбовской городской думы за 1877 г. Тамбов: Типография губернского правления, 1877. С. 9-10.

8 Журналы Тамбовской городской думы за 1876 г. Тамбов: Типография губернского правления, 1877. С. 14.

9 Журналы Тамбовской городской думы за 1877 г. Тамбов: Типография губернского правления, 1877. С. 1.

10 Журналы Тамбовской городской думы за 1874 г. Тамбов: Типография губернского правления, 1875. С. 3-4.

11 Журналы Тамбовской городской думы за 1880 г.

Тамбов: Типография губернского правления, 1881. С. 58.

Следует отметить, что в первые 7 лет расходы на содержание ремесленного училища повышались и достигли, как это уже было отмечено, в 1880 г. приличной суммы в 13399 руб. 73 коп. Однако с 1881 г. наблюдалось снижение расходов. Во-первых, это было связано с повышением производительности мастерских с 400-500 руб. в год до 3000 руб. Таких результатов удалось добиться путем выработки определенной программы преподавания ремесел и смены преподавательского состава12.

Во-вторых, значительные расходы были связаны с хищением средств, выделяемых на ремесленное училище. Все они были зафиксированы ревизионной комиссией в отчетах Тамбовского ремесленного училища. Так, цена изготовленных изделий, предназначенных для дальнейшей продажи, в смете «доходов» значительно превышала их реальную стоимость: «2 стойки для кузнечных мехов (взятые из дров) 10 руб., тогда как если бы они были выточены и отполированы, чего как бесцельного не было и быть не могло, и в таком случае не могли стоить 2-3 руб., начатая и неоконченная маслобойка, ничего не стоящая и до сих пор валяющаяся в цейхгаузе училища, тоже оценена в 8 руб., трещотки, стоящие 5-6 руб., оценены в 11 руб., какое-нибудь зубило или клинцмейстер, стоящие 20-30 коп. в 1 руб. и проч. все в том же духе». Некоторые предметы переносились в смету «доходов» из года в год. В смету «расходов» заносилась стоимость «отремонтированных» (как правило, не единожды) изделий: «72 койки, а воспитанников находилось в училище 60, исправлено и сделано новых педалей к станкам 20, тогда как самих станков 12 <...>. Затем идет бесчисленное множество всевозможного рода поправок, так что кажется, не осталось в училище ни одной вещи, которая не была бы поправлена. Исправлялись токарные станки, верстаки, койки, скамейки, лампы, тиски, шкапы, столы, словом, все имущество было ремонтировано». Также в «расходы» записывали затраты на операции, которые на деле ничего не стояли: «Сборка и установка машин, укрепление их, а также укрепление тисок и проч., хотя в училище была всего на всего одна

12 Журналы Тамбовской городской думы за 1885 г. Тамбов: Типография губернского правления, 1886. С. 23-24.

машина - небольшая самоточка». Отмечалось, что при новом руководстве на подобные операции (сборка, установка, укрепление) денег не выделялось вообще. Помимо прочего происходили махинации с рабочими материалами. Например, были использованы материалы, а сами вещи не изготовлялись: «В книге заказов под № 81 записан заказ: насос двойного действия исполнен воспитанником Жмаевым - тут же сделана надпись рукой бывшего смотрителя Надеждина: «не делался, но медь затрачена». Другой пример махинаций с рабочими материалами вызвал удивление даже у ревизионной комиссии: «Куплено 110 досок ясеневых, гнилых. На что понадобились училищу гнилые доски, и что из них делалось - неизвестно». Помимо этого в мастерских шло постоянное хищение инструментов, не попадали в смету задатки на изделия от частных лиц, имелось огромное количество канцелярских документов, в которых часто по-разному фиксировались одни и те же расходы. В итоге с сентября 1880 г. на должность смотрителя мастерской был назначен другой человек, и расходы на содержание ремесленного училища значительно уменьшились13.

В 1885 г. Тамбовское ремесленное училище было преобразовано в образцовую ремесленную мастерскую. Преобразование это было связано с пожертвованием потомственного почетного гражданина А.М. Носова капитала в 40000 руб. и 540 десятин земли. В образцовую ремесленную мастерскую принимались мальчики 12-14 лет, уже владевшие грамотой. Все ученики делились на «воспитанников Носовских», обучение которых проходило за счет средств мастерской, «своекошных», содержавшихся на пожертвования или свои средства, и «приходящих учеников». Количество учеников увеличилось, и в 1890 г. составило 104 человека. При этом было выпущено только 4 человека14.

Процесс обучения был так описан в «Обзоре Тамбовской губернии за 1887 год»: «Занятия продолжаются непрерывно в течение всего года, кроме воскресных и праздничных дней, с 6-ти часов утра до 6-ти час. вечера, с

13 Журналы Тамбовской городской думы за 1885 г. Тамбов: Типография губернского правления, 1886. С. 18-48.

14 Отчет Тамбовской городской управы за 1890 год. Тамбов: Типография губернского правления, 1891. С. 240.

перерывами на завтрак, обед и отдых»15 [18, с. 45-46].

Помимо этого в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века обучение ремеслам велось в ремесленных классах и отделениях. Причем количество их постоянно увеличивалось. Так, в «Обзоре Тамбовской губернии за 1885 год» говорилось об учреждении при некоторых народных училищах ремесленных классов, а именно: «1) при Моршанском трехклассном городском училище, для переплетного, столярного и токарного мастерства; 2) при Сасовском двухклассном образцовом училище, Елатом-ского уезда, для столярного; 3) при Конобе-евском, также двухклассном образцовом училище, Шацкого уезда, для переплетно-го»16. Отмечалось, что в этих ремесленных классах в 1885 г. обучались 82 человека.

В «Обзоре Тамбовской губернии за 1910 год» было отмечено 26 ремесленных отделений, в которых по данным к 1 января 1911 г. числилось 448 человек. Учитывая тот факт, что в 1910 г. обучение закончили всего 36 человек, а выбывших до окончания курса за этот год числилось 99 человек17, следует сказать, что в данном русле развитие начального профессионального образования шло чрезвычайно медленно.

Принцип работы ремесленных классов и отделений можно проследить на примере ремесленного класса при Верхне-Пуповском училище Козловского уезда. В начале 1898 г. учащихся в этом классе было 5 человек в возрасте 13-18 лет. В 1898 г. на обучение поступили 6 человек, выбыли до окончания курса 3 человека, окончивших полный курс было только 2. К началу 1899 г. в классе обучались 6 человек. Занятия в ремесленном классе проводились ежедневно за исключением праздничных дней с 4 до 8-9 часов вечера. Обучались столярному ремеслу. За 1898 г. были изготовлены 51 школьная парта, 9 книжных шкафов, 4 классные доски, 12 оконных рам, 4 стола, 15 табуретов и 2 сундука, то есть изготовляемая в мастерской классная мебель в большей степени была за-

15 Обзор Тамбовской губернии за 1887 год. Тамбов: Типография губернского правления, 1888. С. 45-46.

16 Обзор Тамбовской губернии за 1885 год. Тамбов: Типография губернского правления, 1886. С. 25.

17 Обзор Тамбовской губернии за 1910 год. Там-

бов: Электро-типография губернского правления, 1912.

С. 63.

казной для других училищ. В 1898 г. прибыль мастерской с продажи изделий составила 240 руб. 20 коп. Помимо самоокупаемости, ежегодно уездным земским собранием выделялось 100 руб. на нужды ремесленного класса при Верхне-Пуповском училище18. Таким образом, государственные затраты на содержание данного ремесленного класса были в разы ниже, чем в случае с Тамбовским ремесленным училищем.

Целью ремесленных классов и отделений не было обучение детей совершенному навыку ремесла. Учебный процесс там носил скорее воспитательный характер. В основу было положено трудовое начало, попытка привить учащимся любовь к работе и воспитать в них культуру труда, дать базовые навыки работы с инструментами, чтобы, окончив обучение, они могли продолжить заниматься ремеслом и, совершенствуя навыки, зарабатывать себе этим на жизнь или хотя бы удовлетворять первичные потребности крестьянского хозяйства. Однако иногда воспитанники этих ремесленных классов и отделений делали успехи в обучении. Так, например, изделия учеников ремесленных классов при Селезневском училище Темниковского уезда в 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде были удостоены диплома 2-го разряда19. Стоит, впрочем, заметить, что в данном учебном заведении ремесленный курс преподавался дольше и усерднее, чем обычно, что было связано с большим доходом от процентов с капитала в 54900 руб., пожертвованного С.П. Селезневым на благо ремесленного класса.

Таким образом, ремесленные классы и отделения, с одной стороны, не требовали у государства больших затрат. Основной целью их было воспитать любовь к труду среди населения, как правило, сельского. Крестьяне должны были, не отрываясь от учебных занятий, обучаться базовым принципам ремесленной работы. Многие из них после обучения использовали изученное ремесло в кустарной работе. С другой стороны, таких ремесленных классов и отделений было открыто в Тамбовской губернии гораздо меньше,

18 Журналы Козловского уездного земского собрания очередной сессии 22, 23, 24, 25 и 26 октября 1899 г. и чрезвычайной сессии 2-го февраля 1899 г. Б.м. и г. С. 104-105.

19 Обзор Тамбовской губернии за 1898 год. Тамбов: Типография губернского правления, 1899. С. 59-60.

чем требовалось. Охват населения был слишком мал, а многие крестьяне, поступившие на обучение, уходили до окончания курса.

В Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века была также попытка создать систему низших ремесленных школ. Внедрение низших ремесленных школ в Российской империи началось с 1895 г. преимущественно с целью обучения крестьянского населения ремеслу. Годовой бюджет такой школы должен был составлять 2770 руб., что для государства было незначительной суммой.

В Тамбовской губернии для поощрения открытия таких школ в 1896 г. губернским земским собранием было решено ассигновать до 1500 руб. в поддержку тем уездам, которые собрались бы открыть у себя училища подобного типа20. Подобное решение имело положительный результат. Так, на очередном губернском земском собрании был рассмотрен доклад от Елатомского уездного земского собрания об открытии в с. По-тапьево низшей ремесленной школы. Уездное земское собрание согласилось вносить 1270 руб. на содержание низшей ремесленной школы при условии, что оставшиеся 1500 руб. будут вноситься губернским земским собранием. О деньгах на строительство здания планировалось ходатайствовать через губернское собрание перед Министерством народного просвещения21.

К 1906 г. в Тамбовской губернии было открыто 5 низших ремесленных училищ в городах Усмань, Липецк, Моршанск, Кадом и в с. Потапьево22. В школы принимались дети 13-16 лет, имевшие элементарные знания грамматики. Срок обучения составлял 4 года, однако, не все ученики оканчивали полный курс. Помимо основных школьных занятий большая часть времени отводилась на обучение ремеслу.

Отдельно стоит упомянуть о развитии женского ремесленного образования. В начале XX века в Тамбовской губернии шло активное обучение девочек рукоделию во всех

20 Сборник постановлений Тамбовского губернского земского собрания за 1895-1906 гг.: в 3 т. Тамбов: Типография губернского земства, 1902. Т. 3. С. 704.

21 Журналы очередного Тамбовского уездного земского собрания бывшего в декабре 1899 года. Тамбов: Губернская земская типография, 1900. С. 105.

22 Обзор Тамбовской губернии за 1906 год. Тамбов: Типография губернского правления, 1907. С. 64.

женских училищах и в тех училищах, где обучались дети обоего пола, но занятия вели женщины. В некоторых случаях, как правило, в городские училища приглашались женщины-ремесленницы, которые планомерно занимались обучением. По окончании обучения многие девочки «выучивались кроить и шить простое белье, вязать чулки, шарфы, вязать крючком скатерти, вышивать по канве, гладью, в тамбуре, плести кружева, выделывать искусственные цветы из бумаги и пр.»23. Таким образом, через обучение рукоделию шло воспитание у девочек любви к трудолюбию. В дальнейшем эти умения должны были служить для удовлетворения первичных потребностей в хозяйстве.

Итак, в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века земства пытались наладить систему начального профессионального образования. С 1874 г. в г. Тамбов было открыто ремесленное училище, преобразованное в 1885 г. в образцовую ремесленную мастерскую. Первые годы существования училище несло большие расходы, что в основном было связано с хищением государственных средств, а также отсутствием четкой программы обучения. Тем не менее в начале XX века в ремесленной образцовой мастерской обучались около 100 человек. Преимущественно для крестьянского населения в губернии вводились ремесленные классы и отделения. Целью их было привить крестьянам любовь к труду и дать базовые знания о ремесле. Образовательные учреждения такого типа действительно пользовались популярностью среди крестьянского населения. Однако крестьянские дети, получив самые минимальные представления о ремесле, оставляли учебу и возвращались к своему хозяйству. Отрицательно сказывалось и то, что в процессе становления начального профессионального обучения был охвачен минимальный процент крестьянского населения. Проблему обучения крестьян ремеслу не смогли решить и низшие ремесленные школы. В итоге следует сделать вывод, что

государство и земства в конце XIX - начале

XX века в целом не справились с задачей

массового поднятия профессионального

уровня крестьян-кустарей.

Список литературы

1. Зяблова С.Л. Развитие низшего профессионально-технического образования в России середины XIX - начала XX веков: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2004.

2. Климанова Е.С. Становление профессионального образования в российской провинции во второй половине XIX - начале XX века: по материалам Самарской губернии: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2007.

3. Терещенков Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века: на материалах Курской губернии: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005.

4. Ануфриев В.В. Становление и развитие системы образования в российской провинции во второй половине XIX - начале XX века: на материалах Курской губернии: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2007.

5. Душкова Н.А., Григорова В.А. Система обучения ремесленников в XIX веке как основа для дальнейшего развития разнообразных форм подготовки квалифицированных рабочих кадров в России // Российский научный журнал. 2015. № 6 (49). С. 46-51.

6. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце XIX - начале XX века. Курск: Изд-во Кур. пед. ун-та, 1998. 200 с.

7. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа пореформенной России: факторы развития. Курск: Изд-во Кур. пед. ун-та, 1997. 127 с.

8. Фукленков С.А. Кустарные промыслы Новгородской губернии в конце XIX - начале XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2008.

Поступила в редакцию 04.03.2018 г. Отрецензирована 12.04.2018 г. Принята в печать 16.05.2018 г.

23 Обзор Тамбовской губернии за 1905 год. Тамбов: Типография губернского правления, 1906. С. 53.

Информация об авторе

Махрачев Георгий Сергеевич, сотрудник лаборатории социальной истории. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: mahrachova@mail.ru

Для цитирования

Махрачев Г.С. Становление начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 174. С. 163-170. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-163-170.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-163-170

FORMATION OF BASIC VOCATIONAL EDUCATION IN THE TAMBOV GOVERNORATE IN THE SECOND HALF OF THE 19th - THE EARLY 20th CENTURY

Georgiy Sergeevich MAKHRACHEV

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: mahrachova@mail.ru

Abstract. We present the view on the process of the development of basic vocational education in the Tambov Governorate in the second half of the 19th - the early 20th centuries as the result of the course of functioning of the government and zemstvos to support crafts in the Russian Empire. The background for the process of development of basic vocational education in the Tambov Governorate in the late 19th - the early 20th centuries is studied. The help of the Ministry of National Education and zemstvos in this process is considered. The problems with budget of the Tambov crafts school that arose on the early stage of its existence are analysed. The peculiarities of functioning and development of this largest in the Governorate school of basic vocational education are studied. The information about the continuingly growing number of students is presented. We discuss the growth of the number of crafts classes and sections in the Governorate. The information about their costs, peculiarities of functioning and the number of students is given. The peculiarities of the basic vocational education for women are viewed. On the basis of the statistical data the conclusion is made that the problem of improvement of the qualification level of the craftsmen was not solved.

Keywords: post-reform period; vocational education; Tambov Governorate; lower crafts schools; crafts classes; crafts sections

References

1. Zyablova S.L. Razvitie nizshego prqfessional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v Rossii serediny XIX - nachala XX ve-kov: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Development of the Lower Vocational and Technical Education in Russia in the Middle of the 19th - the Early 20th Centuries. Cand. hist. sci. diss. abstr.]. Ivanovo, 2004. (In Russian).

2. Klimanova E.S. Stanovlenie professional'nogo obrazovaniya v rossiyskoy provintsii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka: po materialam Samarskoy gubernii: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Formation of Vocational Education in the Russian Province in the Second Half of the 19th - the Early 20th Century: on the Materials of the Samara Governorate. Cand. hist. sci. diss. abstr.]. Samara, 2007. (In Russian).

3. Tereshchenkov D.A. Stanovlenie i razvitie professional'nogo obrazovaniya v provintsial'nykh gorodakh Rossii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka: na materialakh Kurskoy gubernii: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Formation and Development of Vocational Education in Russian Provincial Towns in the Second Half of the 19th - the Early 20th Century: on the Materials of the Kursk Governorate. Cand. hist. sci. diss. abstr.]. Kursk, 2005. (In Russian).

4. Anufriev V.V. Stanovlenie i razvitie sistemy obrazovaniya v rossiyskoy provintsii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka: na materialakh Kurskoy gubernii: avtoref. dis.... kand. ist. nauk [Formation and Development of Educational System in the Russian Province in the Second Half of the 19th - the Early 20th Century: on the Materials of the Kursk Governorate. Cand. hist. sci. diss. abstr.]. Kursk, 2007. (In Russian).

5. Dushkova N.A., Grigorova V.A. Sistema obucheniya remeslennikov v XIX v. kak osnova dlya dal'neyshego razvitiya raznoobraznykh form podgotovki kvalifitsirovannykh rabochikh kadrov v Rossii [The system of training of artisans in

the 19th century as a basis for further development of various forms of training of skilled workers in Russia]. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal - Russian Scientific Journal, 2015, no. 6 (49), pp. 46-51. (In Russian).

6. Tretyakov A.V. Nizshaya sel'skokhozyaystvennaya shkola Rossii v kontse XIX - nachale XX veka [Primary Agrarian School in Russia in the Late 19th - the Early 20th Centuries]. Kursk, Publishing House of the Kursk Pedagogical Institute, 1998, 200 p. (In Russian).

7. Tretyakov A.V. Nizshaya sel'skokhozyaystvennaya shkola poreformennoy Rossii: faktory razvitiya [Primary Agrarian School of Post-Reform Russia: Development Factors]. Kursk, Publishing House of the Kursk Pedagogical Institute, 1997, 127 p. (In Russian).

8. Fuklenkov S.A. Kustarnye promysly Novgorodskoy gubernii v kontse XIX - nachale XX veka: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Handicraft Works of the Novgorod Governorate in the Late 19th - the Early 20th Century. Cand. hist. sci. diss. abstr.]. St. Petersburg, 2008. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 4 March 2018 Reviewed 12 April 2018 Accepted for press 16 May 2018

Information about the author

Makhrachev Georgiy Sergeevich, Worker of the Social History Laboratory. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: mahrachova@mail.ru

For citation

Makhrachev G.S. Stanovlenie nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya v Tambovskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka [Formation of basic vocational education in the Tambov Governorate in the second half of the 19th -the early 20th century]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 163-170. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-163-170. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.