Научная статья на тему 'Складывание и функционирование системы учреждений профессионального образования в провинциальной России во второй половине XIX  начале XX века (на материалах Курской губернии)'

Складывание и функционирование системы учреждений профессионального образования в провинциальной России во второй половине XIX  начале XX века (на материалах Курской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ГОРОДСКИЕ ЦЕНТРЫ / EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / VOCATIONAL SCHOOLS / COLLEGES / PROFESSIONAL STAFF / URBAN CENTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещенко Д. А.

Модернизация российского общества во второй половине XIX  начале XX века, в соответствии с новыми социально-экономическими условиями потребовала перехода к подготовке специалистов в области управления, экономики и предпринимательства. В статье дана характеристика процесса становления и развития профессионального образования в провинциальной России во второй половине XIX  начале XX века в условиях рыночных преобразований.Формирующаяся ныне образовательная модель не в полной мере учитывает опыт, накопленный в конце XIXначале XX века. В связи с чем, в современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и местного самоуправления в пореформенный период по развитию профессионального образования в провинциальных российских городах, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Терещенко Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modernization of the Russian society during the second half of XIX-early XX century, according to the new socio-economic conditions required the transition to the training of specialists in the field of management, economics and entrepreneurship. The article gives the characteristics of the process of formation and development of vocational education in provincial Russia in the second half of XIX-early XX century in the conditions of market transformations.Now emerging educational model does not fully take into account the experience gained in the late XIX-early XX century. In this connection, in modern conditions it is extremely important to study the practical steps of the state and local governments in the postreform period for the development of vocational education in the provincial Russian cities as well as the processes that take place when and developing now are very similar.

Текст научной работы на тему «Складывание и функционирование системы учреждений профессионального образования в провинциальной России во второй половине XIX  начале XX века (на материалах Курской губернии)»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

145

УДК 371.631.94

СКЛАДЫВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

ДА ТЕРЕЩЕНКО

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Курский филиал

e-mail: [email protected]

Модернизация российского общества во второй половине XIX -начале XX века, в соответствии с новыми социально-экономическими условиями потребовала перехода к подготовке специалистов в области управления, экономики и предпринимательства. В статье дана характеристика процесса становления и развития профессионального образования в провинциальной России во второй половине XIX - начале XX века в условиях рыночных преобразований.

Формирующаяся ныне образовательная модель не в полной мере учитывает опыт, накопленный в конце XIX-начале XX века. В связи с чем, в современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и местного самоуправления в пореформенный период по развитию профессионального образования в провинциальных российских городах, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, профессиональные учебные заведения, учебные заведения, профессиональные кадры, городские центры.

Переломным рубежом в стране стала отмена в 1861 году крепостного права и последующие реформы в 60-70-х гг. XIX века. Произошли коренные изменения во всех сферах жизни: в социально-экономической, политической и культурной1.

Социально-экономические изменения в Российской империи, вызванные реформами бо-х-70-х годов XIX века привели к существенным сдвигам в области образования. Преобразования в этой сфере неразрывно связаны с деятельностью городских и земских органов самоуправления, возникших в результате Великих реформ. С падением крепостного права возникли социально-экономические условия, в которых стал возможным процесс создания крупной промышленности, углубление общественного разделения труда, расширение общероссийского рынка и специализация районов1 2.

Процесс функционирования профессионального образования как одной из областей системы просвещения и культурной жизни в целом тесно связан с модернизацией общества. Новые явления, происходившие в сфере производства, требовали определенного уровня профессиональной подготовки работников.

Введение в 1864 г. и в 1870 г. законов о земском и городском самоуправлении представило широкие возможности местным выборным органам по развитию образования, здравоохранения и решении других вопросов, не требующих вмешательства госу-дарства3.

Самые крупные достижения местных муниципалитетов обозначились в развитии начального образования. В пореформенное время вначале земства, а затем городские общества открывают десятки школ, в том числе профессиональные. Так, если в 1864 году в Курской губернии было открыто 25 новых школ, то в 1875 году - 377, а в 1895 -уже 5684.

1Терещенко Д.А. Практические шаги государства по реформированию системы профессионального образования в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века / / Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск, 2014. № 2. С. 83.

2 Там же. С. 84.

33Терещенко Д.А Деятельность органов местного самоуправления по развитию профессионального образования в российской провинции во второй половине XIX-начале XX века // Федеральный научнопрактический журнал Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. Орел, 2013. № 6(35). С. 68.

4 Исторический очерк деятельности земства Курской губернии за 35 лет с 1866-1901 гг. Курск, 1902. С. 3.

146

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

Как видим, особенностью первых пореформенных десятилетий был достаточно большой количественный рост учебных заведений, целью которых являлась подготовка специалистов для утверждающейся модели рыночной экономики России. Рассмотрим, как шел процесс становления и развития профессиональных учебных заведений в Курской губернии.

Так, по данным статистики, в 1869 году в Курской губернии было 474 учебных заведения, в том числе в городах - 46, а в 1892 году их стало 1331, в городах - 141s. За счет открытия начальных школ,по сравнению с 1891 годом, число учебных заведений увеличилось на 158 единиц5 6. Однако основная масса населения по-прежнему оставалась неграмотной. К примеру, по земской переписи 1884-1885 годов общая грамотность сельского населения составляла только 4,7%7-

Учитывая, что в этот показатель входили образованные дворяне, чиновники, учителя, учащиеся и другие специалисты, то на долю крестьян приходился еще меньший процент грамотных. Кроме того, если среди мужчин грамотные встречались чаще, то женщины были в основном безграмотные. Так, из общей численности женщин Курской губернии в 1885 году лишь 3980 чел., или 0,4 %. умели читать и писать8. По признанию известного представителя официальной педагогики С.И.Миропольского, обучение девочек «совершенно почти не существовало» и считалось излишним9.

Среди городского населения процент грамотных был значительно выше. Так, по данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года доля грамотных горожан обоего пола в Курской губернии составляла 39,4%, в том числе в Курске - 43,6%, в городах: Судже, Щиграх, Фатеже, Льгове, Короче, Дмитриеве, Обояни и Грайвороне - от 33,2% до 39,8 %; в Тиму, Мирополье и Хотмыжске- от 19,3% до 22,4%10 *.

Это объясняется, на наш взгляд, во-первых, концентрацией в городах различных учебных заведений; во-вторых, проживанием в городских центрах большого числа образованных чиновников, дворян, купцов, мещан, служащих в разнообразных городских и земских учреждениях; в-третьих, наличием большого числа учащейся молодежи, получающей образование в гимназиях, училищах и специализированных профессиональных учебных заведениях11.

В среднем, доля грамотных горожан мужчин в 1897 году соответствовала 49,9% у мужчин и 34,1% у женщин. Больше всего грамотных мужчин - свыше 52% - было в губернском Курске и уездных центрах: Белгороде, Новом Осколе, Путивле, Рыльске и Старом Осколе. Меньше всего таковых было в уездном Тиму и заштатных Хотмыжске и Мирополье - соответственно 30,5%, 30,3%, 32,5%. Наибольшее число грамотных горожанок - свыше 30%-проживали в уездных городах: Курске, Белгороде, Новом Осколе, Рыльске, Старом Осколе, Щиграх и заштатном Богатом. В целом около 40% жителей обоего пола городских центров Курска, Белгорода, Нового Оскола, Путивля, Рыльска, Старого Оскола, Щигров и заштатного Богатого владели грамотой12.

При этом следует отметить, что относительно высокий показатель грамотности горожан Белгорода, на наш взгляд, можно объяснить наличием в этом городе учитель-

5 Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 1281. Оп. 7. Д. 88. Л. 3 и об; Обзор Курской губернии за 1893 год. Ведомость о числе учебных заведений. Курск, 1894.

6 Памятная книжка Курской губернии на 1892 год. Курск, 1892. С. 58; см. также: Обзор Курской губернии за 1893 год. Ведомость о числе учебных заведений. Курск, 1894.

7 Иванченкова О.В. Реформа образования в России во второй половине XIX века и развитие грамотности в Курской губернии / / Культура в истории России: прошлое и современность: Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора, доктора исторических наук, заслуженного работника науки РСФСР П. И. Кабанова (1920-1991). Курск, 2001. С. 69.

8 Курская губерния. Итоги статистического исследования. Курск, 1887. С. 196.

9Косетченкова Е.А. Становление системы женского образования в России //Вестник Поморского университета. Архангельск, 2008. С. 18.

10 Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. ХХ. Курская губерния. СПб., 1904.

С. 12-33.

“Терещенко Д.А Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX-начале XX века (на материалах Курской губернии): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. С. 23.

12 Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897.-ХХ. Курская губерния... С. 12-33.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

147

ского института13 и целого ряда других учебных заведений. Высокий процент грамотности населения Рыльска можно объяснить большой занятостью горожан торговлей вообще, в том числе заграничной. Не случайно,рыльские купцы на свои средства открыли торговую школу14. Наличие среди группы городов с большим процентом грамотности их жителей заштатного Богатого объяснимо его происхождением в прошлом как уездного центра Курской губернии, населенного служилыми людьми.

Воспользовавшись представленным правом самостоятельной деятельности, городские общественные управления создавали новые учебные заведения. Так, спустя 3 года после введения Городского Положения от 16 июня 1870 года, в 1873 году в Курске было открыто реальное училище и земская учительская семинария, начата работа по созданию классической гимназии в Белгороде15. Несмотря на недостаток материальных средств, по инициативе городских обществ в Белгороде в 1871 году открыли учительскую семинарию на 65 чел., женские прогимназии в Обояни и СтаромОсколе. В городских центрах губернии организовали временные педагогические курсы для сельских учителей народных школ16.

В целом, в учебных заведениях губернского Курска в 1893 году обучалось 2 826 чел. м.п. и 1659 чел. ж.п., тогда как во всех уездных городах - 4 548 м.п. и 2 582 ж.п.17 Для сравнения укажем, что в 1861 году в Курске было всего 12 учебных заведений с 755 учащихся обоего пола, а в уездных городах - 32 учреждения с контингентом в 1 848 человек18. Здесь отметим, что с 1861 года по 1897 год в городах Курской губернии число учащихся только ремесленных учебных заведений увеличилось с 2346 чел. до 12757 чел.

Такое резкое увеличение числа учащихся профессиональных учреждений образования стало возможным благодаря тому, что данный тип учебных заведений был наиболее широко распространен как весьма простейший в организации и не требующий значительных государственных финансовых вложений19. Таким образом, именно в 60-90-е годы XIX векапроизошел существенный рост числа профессиональных учебных заведений и обучающихся в них учащихся обоего пола20.

Из профессиональных учебных заведений в 1890 году в курских городах в большей мере были представлены низшие образовательные учреждения. Так, в губернском Курске при Александровском двуклассном образцовом училище действовало переплетное ремесленное отделение. Столярные и сапожные ремесленные отделения в трехклассных городских училищах функционировали в Старом Осколе и Фатеже. Города губернии тратили на нужды народного образования в 1890 году 63 891 руб. 86 коп. Для сравнения укажем, что в 1873 году городскими обществами на эти же цели было израсходовано 20 855 руб. 93 коп.; наиболее значительные средства из этой суммы приходятся на Белгород - 8 060 руб. 18 к., Курск - 6 745 руб. и Грайворон - 1 555 руб. 75 коп. Таким образом, на долю 3-х из 18-ти городских центров Курской губернии приходилось 16 360 руб. 93 коп., тогда как остальные 15 городских центров тратили всего 4 495 руб., то есть почти в 4 раза меньше21. Здесь же отметим, что в это время в уездных городских центрах действовали 66 учебных заведений, а в 1893 г. - 14122.

13Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии)... С. 21.

14 Терещенко Д.А. Коммерческие профессиональные учебные заведения России в системе подготовки специалистов для промышленности и торговли во второй половине XIX - начале XX века в условиях складывающейся рыночной экономики / / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Т. 29. Белгород, 2014. № 1 (172). С. 111.

15 РГИА. Ф. 1284. Оп. 69. Д. 144. Л. 5.

16 Там же. Оп. 67. Д. 184. Л. 49-51.

17 Подсчитано по: Обзор Курской губернии за 1893 год. Ведомость о числе учебных заведений. Курск, 1894.

18 РГИА. Ф. 1281. Оп. 6. Д. 49. Л. 29 об - 31.

19Терещенко Д.А. Характеристика типичных профессиональных учебных заведений России во второй половине XIX - начале ХХ века // Федеральный научно-практический журнал «Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. Орел,, 2014. № 4 (39). С. 73.

20Косетченкова Е.А. Государственная политика в области женского профессионального образования в России в конце XIX - начале ХХ века. Курск, 2010. С. 198-202.

21 РГИА. Ф. 1284. Оп. 69. Д. 144. Л. 42.

22 Там же. Л. 41 об.

148

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

Как видим, наиболее значительные изменения в состоянии городского образования были сделаны в 70 - начале 90-х годов XIX века. Так, были открыты: реальная гимназия в городе Курске, женская прогимназия в городе Дмитриеве, Белгородская классическая гимназия, Курская Мариинская женская гимназия, преобразованная из женского училища первого разряда. Упраздненная Белгородская учительская семинария была соединена с Курской земской учительской школой и стала называться Курской учительской семинарией и т.д23. Таким образом, городские общества и земства уделяли большое внимание развитию общего образования, тогда как профессиональная подготовка в этот период сводилась к открытию лишь единичных учебных заведений.

По существовавшим в конце XIX - начале XX века нормам, большинство учреждений образования городских центров Курской губернии, дающих профессиональную подготовку, относились к низшим. Например, Рыльская и Суджанская торговые школы, Щигровская земская школа женского труда, Суджанская школа ткачества, учебные художественно-промышленные и ремесленные мастерские в городе Курске и т.п.

К средним учебным заведениям (согласно современному подходу) следует причислить Курское землемерное училище, земскую фельдшерскую школу в городе Курске.

Из высших учебных заведений неполного типа (по классификации XX века - учительский институт - Д.Т.), осуществляющих профессиональную подготовку учителей губернии, функционировал только Белгородский учительский институт.

Рассмотрим, что собой представляли наиболее известные низшие профессиональные учебные заведения Курской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века.

Например, открывшееся в 1886 году четырехклассное Путивльское ремесленное училище им. Маклаковых содержалось в основном на проценты с капитала в 140 тыс. рублей, а также за счет дополнительных средств. Так, за 1890 год проценты с капитала составили 7010 рублей, средств от платы за обучение поступило в сумме 182 руб. 50 коп., доходов от продажи изделий на 982 руб. 91 коп., разных поступлений - 128 руб. 37 коп., а остаток с прошлого года составил 689 руб. 85 коп.

В данное учебное заведение принимались лица всех сословий и вероисповеданий, за исключением иудеев. Так, на 1 января 1891 года из 72 учащихся 70 были православные, 1 - римско-католического исповедания и 1 - прочих исповеданий. Из них 6 человек относились к дворянам и чиновникам (8,3 %); 7 чел.- лица духовного звания (9,7 %); 22 чел. -были представителями городских сословий (30,6 %) и 37 учащихся принадлежали к сельскому сословию (51,4 %). Следовательно, училище было в равной мере доступно не только выходцам из высшего сословий (их доля составляла всего 18,0%), но, прежде всего, низшим сословиям, которых было 82,0%24.

Учебная программа училища подразделялась на общеобразовательную и ремесленную, причем ремесленные занятия в подготовке учащихся имели преимущественное значение. Общеобразовательные предметы преподавались в соответствии с курсом двуклассных сельских училищ Министерства народного просвещения. Профессиональные курсы - согласно программам ремесленных училищ, утвержденных тем же Министерством. В перечень профессиональных предметов входили: счетоводство, сведения из физики, механики, химии дерева и металлов, а также техническое черчение25.

Учебный год в училище заканчивался 19 июня. Летние каникулы продолжались с 20 июня по 16 августа. После самостоятельной двухлетней практики и по достижении 21 года выпускники училища имели право просить «цеховую управу» о проведении испытательного экзамена, позволяющего при положительной оценке производить их в мастера26.

Вслед за Путивльским ремесленным училищем в 1895 году Курское благотворительное общество при доме трудолюбия и работных домах открыло учебные художественно-промышленные и ремесленные мастерские, относящиеся к низшим учебным заведениям. Необходимость их была обусловлена потребностью растущего городского

23 Там же. Д. 125. Л. 50 об; см. также: Златоверховников Н.И. Краткий исторический очерк Курского края. Курск, 1912. С. 20.

24 Там же. Л. 8.

25 Сборник сведений об условиях приема в низшие профессиональные училища Курской и соседних губерний. Курск, 1901. С. 10.

26 Там же.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

149

хозяйства в специалистах по типографскому, переплетному и столярному ремеслу. Расположенные в здании благотворительного общества мастерские содержались на его средства, а также на средства Курского городского общественного управления. Если столярные и переплетные мастерские не требовали больших финансовых затрат (1950 руб.), то на оборудование типографии для обучения ремеслу израсходовали 10000 рублей. Это вполне объяснимо, так как новое технологическое оборудование стоило больших денег.

Курс обучения был четырехлетним. В типографию принимались лица мужского пола в возрасте от 11 до 16 лет, в переплетную мастерскую - 13-14-летние, в столярную -14-18-летние. В 1909 году во всех трех мастерских обучалось 20 человек. За 14 лет работы мастерские окончили до 100 человек27.

Подобная Путивльской, низшая ремесленная школа, открытая в 1903 году в городе Тиму, обучала столярно-токарному и слесарно-кузнечному ремеслу. В отличие от первой, она содержалась на средства государства (3285 руб. в год) и земства (1585 руб. в год), а так же, как и Путивльское, частично, на деньги, получаемые от продажи изделий училища (на 700 руб. в год). Школа имела собственное здание с двумя оборудованными мастерскими стоимостью 4200 руб. 27 коп28. Учащиеся, окончившие полный курс школы, получали звание подмастерья, а после трехлетней практики - звание мастера. В остальном училище практически не отличалось от Путивльского. Отметим лишь, что и количество выпускников иконтингент учащихся Тимского училища былименьшими, чем в ремесленном училище им. Маклаковых. Так, на 1 января 1910 года в школе обучалось всего 49 учеников, а со времени ее открытия, то есть за 7 лет, выпускниками школы стали 19 человек, в среднем 2-3 ученика в год29.

В начале XX века, в частности в 1903 году, в Курской губернии были открыты и другие школы. К примеру, в городе Судже на средства губернского и Суджанского земств начала функционировать школа ткачества30. Дело в том, что Суджанский уезд славился ковровыми изделиями и кушаками (поясами - Д.Т.) не только на Курскую губернию, но и на остальной территории Европейской России31. С целью развития и усовершенствования знаний в данном производстве земства и организовали школу. Главное управление землеустройства и земледелия субсидировало 360 рублей, губернское земство выделило 375 рублей, Суджанское - 450 рублей, а 129 рублей 95 копеек поступили от других источников. Курс обучения в школе продолжался 2 года. К 1 января 1910 году насчитывалось 11 учениц, а со времени открытия школы-мастерской ее окончили 22 выпускницы32.

Открытая в том же 1903 году в городе Щигры земская школа женского труда находилась в ведении Министерства внутренних дел. Средства на ее содержаниевыдели-ли: Курское губернское земство - 500 рублей, Щигровское уездное земство - 600 рублей, а так же Министерство торговли и промышленности - 500 рублей, Кроме того, в доход школы от реализации изделий в 1909 году поступило 407 рублей 86 копеек. В 1909 году расходная часть бюджета школы составила 2375 рублей 59 копеек. В Щиграх, как и в Судже, довольно успешно развивалось ковровое ткачество, поэтому при школе были 2 мастерских - ковровая и кроечная. И перед школой, и перед мастерской стояла одна цель: «развитие местных ковровых и кружевных кустарных производств с тем, чтобы выпускать опытных мастериц по этим производствам, а также приготовлять опытных закройщиц по шитью белья и платьев»33.

Так же, как и в Суджанской школе ткачества, курс обучения в Щигровской школе женского труда составлял 2 года. На 1 января 1910 года в школе обучалась 51 ученица, а со времени ее открытия (с 1903 года) школу закончил 21 человек. В отличие от Суджанской школы при мастерских Щигровской школы также обучались девочки. Число их было незначительным. Так, в ковровой мастерской была 1 ученица 12-ти лет, в кроечной- 2 ученицы в возрасте 14 лет.

27 Златоверховников Н.И. Учебные заведения Курской губернии. Курск, 1911. С. 3.

28 Там же. С. 10.

29 Там же. С. 11.

30 Там же. С. 8.

31 Кулигаев И. Краткое описание Курской губернии с приложением упрощенной карты. Харьков, 1903. С. 17.

32 Златоверховников Н.И. Указ. соч. С. 8.

33 Там же. С. 11.

150

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

Суджанская и Щигровская школы способствовали и содействовали совершенствованию мастерства традиционных местных промыслов.

Учитывая опыт работы Суджанской и Щигровской школ и мастерских, в 1907 году в Курске городским обществом была открыта ремесленная учебная мастерская, подчинявшаяся Министерству торговли и промышленности. Она готовила сельскохозяйственных рабочих для ухода за земледельческими машинами и орудиями, а также для ремонта и изготовления этих и других механизмов сельскохозяйственного производства34.

Отличались от ремесленных учебных мастерских и других низших учебных заведений коммерческие торговые школы, открытые городскими и земскими общественными управлениями и предпринимателями Суджи и Рыльска в 1901 году, получившие наибольшее развитие в условиях перехода России к рыночной экономике. Данные школы готовили приказчиков, бухгалтеров и других специалистов в коммерческой области35. Вполне естественной была принадлежность этих школ к Министерству торговли и промышленности, да и средств на их содержание, в частности от казны, выделялось значительно больше, чем на другие низшие школы. К примеру, Рыльская городская торговая школа получала на свое содержание от государства 4890 руб. в год. Кроме того, по решению городского самоуправления и с разрешения центральной власти школе отчислялось 15% сбора с торговых документов. Так, за 1909 год эта сумма составила 2643 руб. 75 коп. Обучение было платным, в школу принимались дети предпринимателей, имеющих средства. В результате за 1910 год на нужды школы было израсходовано 10959 руб. 93 коп. Для сравнения напомним, что Щигровская земская школа женского труда израсходовала в 1909 году всего 2375 руб. 59 коп., а Суджанская школа ткачества в том же 1909 году потратила 1323 рублей. Таким образом, богатеющее купечество не жалело денег на профессиональное образование.

Однако не все профессиональные учебные заведения благополучно развивались. Интересна в этом плане судьба Суджанской торговой школы. Так, по мысли князя П.А. Долгорукова - лидера Суджанского уездного земства и А.Е. Евреинова, являвшихся инициаторами ее создания, школа должна была не только готовить учащихся к службе в торгово-промышленных учреждениях, но и давать широкое общее образование. Поэтому школу открыли в составе не трех классов, а четырех - трех основных и одного «приготовительного». В дальнейшем школу предполагалось преобразовать в среднее учебное заведение36.

Школу, открытую 12 апреля 1901 года, после утверждения устава Министром Финансов С.Ю. Витте в местных общественных кругах встретили неоднозначно. Одни считали ее «новой и особенной», восторгались фактом открытия, другие - относились к ней с подозрительностью, как к «новой затее либералов»37.

Группу профессиональных средних учебных заведений городских центров Курской губернии представляли: Курская земская фельдшерская школа38, Курское землемерное училище39 и частное женское учебное заведение для приготовления учительниц начальных школ (1900 год).

Из проведенного исследования видно, что наибольшее развитие в городских центрах Курской губернии получили низшие профессиональные учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов. Среднее профессиональное образование было

34Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. 47. Оп. 1. Д. 1. Л. 52 и об; Маслов Ю.Н. Особенности коммерческого образования в Курской губернии в конце XIX-начале ХХ вв. / / История и культура: прошлое и современность. Курск, 2000. С. 61.

36 Терещенко Д.А. Коммерческие профессиональные учебные заведения России в системе подготовки специалистов для промышленности и торговли во второй половине XIX-начале XX века в условиях складывающейся рыночной экономики... С. 111.

37 Маслов Ю.Н. Из истории Суджанской торговой школы им. М.С. Щепкина и Л.С. Скворцовой // Культура в истории России: прошлое и современность. Курск, 2001. С. 135.

38Терещенко Д.А. Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России в конце XIX-начале XX века / / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. №1(29). С. 44-50.

39Терещенко Д.А. Типичные сельскохозяйственные учебные заведения в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии) // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: История и право. Курск, 2014. №1. С. 136.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 7 (204). Выпуск 34

151

представлено специальными учебными заведениями, готовившими специалистов для системы Министерств просвещения, здравоохранения, юстиции и т.п. Самыми востребованными за пределами Курской губернии были выпускники Курского землемерного училища40. Неполные высшие профессиональные учебные заведения представлял Белгородский учительский институт (в соответствии с типологией профессионального образования советского периода давал «неполное высшее образование». В дореволюционной России он относился к средним учебным заведениям - Д.Т.), готовивший педагогов для системы народного просвещения Черноземного края41.

В качестве выводов, отметим, что:

- одной из важнейших социокультурных функций властных структур и самоуправления Курской губернии во второй половине XIX - начале XX века, определивших тенденцию преобразований в крае стала образовательная;

- переход доминирующих позиций в экономике страны в экономическую плоскость, важнейшую роль среди которыхстали играть торгово-промышленные функции, усиленные железнодорожным строительством, привели к возрастанию спроса на многочисленных специалистов разнообразных отраслей складывающейся рыночной экономики России. И как следствие этого спроса, начиная с 70 годов XIX века, в Курской губернии открываются различные профессиональные учебные заведения, доступные для лиц,как из высших, так и из низших сословий. Важнейшими из них на первом этапе были низшие профессиональные училища, школы, мастерские;

- в провинциальной Курской губернии специалистов среднего звена готовило небольшое количество учебных заведений, что в целом согласовывалось с теми тенденциями, которые были характерны для всей России;

- отсутствие крупной промышленности в крае не позволяло развивать высшее профессиональное образование.

- в целом, в начале XX века в Курской губернии сложилась определенная самодостаточная система профессиональной подготовки населения.

FUNCTIONING OF VOCATIONAL EDUCATION AS ONE OF THE AREAS OF EDUCATION AND CULTURAL LIFE IN RUSSIA IN SECOND HALF XIX-EARLY XX CENTURIES (ON MATERIALS OF KURSK PROVINCE)

The modernization of the Russian society during the second half of XIX-early XX century, according to the new socio-economic conditions required the transition to the training of specialists in the field of management, economics and entrepreneurship. The article gives the characteristics of the process of formation and development of vocational education in provincial Russia in the second half of XIX-early XX century in the conditions of market transformations.

Now emerging educational model does not fully take into account the experience gained in the late XIX-early XX century. In this connection, in modern conditions it is extremely important to study the practical steps of the state and local governments in the post-reform period for the development of vocational education in the provincial Russian cities as well as the processes that take place when and developing now are very similar.

Key words: education, vocational education, vocational schools, colleges, professional staff, urban centers.

D.A. TERESHCHENKO

Russian University Economics, Kursk branch

e-mail: [email protected]

40 Там же.

41 Терещенко Д.А. Профессиональная школа в городах российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ века // Клио. сПб, 2014. № 6(90). С. 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.