Научная статья на тему 'Особенности финансирования образовательной системы Германии. Экскурс в историю'

Особенности финансирования образовательной системы Германии. Экскурс в историю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION FINANCING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / ОПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ / TUITION FEES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Екатерина Алексеевна

Данная статья посвящена исторической ретроспективе образовательной системы Германии от 18 века до наших дней. Особое внимание уделено вопросам финансирования начального, среднего и высшего образования и оплаты за обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the historical retrospective of Germany’s educational system from 18th century to the present day. Special attention is paid to financing of primary, secondary and higher education and tuition fees.

Текст научной работы на тему «Особенности финансирования образовательной системы Германии. Экскурс в историю»

НАЧАЛЬНОЕ, СРЕДНЕЕ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАЕКТОРИИ

И СМЫСЛЫ

Маркова Екатерина Алексеевна

ассистент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

FEATURES OF GERMANY'S EDUCATIONAL SYSTEM FINANCING.

EXCURSION INTO HISTORY

Данная статья посвящена исторической ретроспективе образовательной системы Германии от 18 века до наших дней. Особое внимание уделено вопросам финансирования начального, среднего и высшего образования и оплаты за обучение.

Ключевые слова: система образования, финансирование образования, образовательное учреждение, оплата за обучение.

This article is devoted to the historical retrospective of Germany's educational system from 18th century to the present day. Special attention is paid to financing of primary, secondary and higher education and tuition fees.

Key words: educational system, education financing, educational institution, tuition fees.

В настоящее время интеллект является не только личностной характеристикой, но и важным производственным ресурсом, поэтому образование играет важную роль в жизни людей. Подготовка квалифицированных специалистов высокодуховных с устойчивыми моральными качествами - это и есть фундамент экономического развития страны, процветания общества.

В 90-х годах прошлого века в странах СНГ стало престижно получать образование за границей, а именно в Европе. Одной из наиболее популярных образовательных систем для выходцев из постсоветского пространства стала немецкая, что не удивительно, так сложилось исторически. Кроме того, несмотря на поражение в двух мировых войнах и большого количества реформ, качество образования в Германии остается одним из лучших в мире. Так, Германия с XVIII века включила в нормативную учебную программу изучение естественных и технических наук. В связи с этим многие будущие великие ученые из России ездили обучаться в Германию. Одним из первых

был М. Ломоносов, который посещал лекции известного физика и философа Х. Вольфа.

Целью исследования является рассмотрение системы образования в Германии, в том числе особенностей финансирования, для использования положительного опыта современными образовательными учреждениями.

К старейшим университетам Германии относятся: Гейдельбергский университет, основанный в 1386 г. и Кёльнский университет, начавший работу в 1388 г.

Начиная с Пруссии, на территории Германии пропагандировалась идеология обязательности образования для общественных масс. С 1717 г. по Указу Фридриха I все дети были обязаны посещать школы. По распоряжению главы государства (1736 г.) повсеместно открывались школы в глубинке. В 1763 Фридрихом II Великим была установлена Кодификация прусского законодательства, которая с 1794 года установила получение обязательного начального образования для всех граждан государства. Но, несмотря на принятые эдикты об обязательном образовании всех слоев населения, уровень посещения школ был очень низким. Исходя из статистических данных Пруссии в 1816 г. квота составляла 60%, в 1846 г. она повысилась на 22%, а в 1871 г. - на 32%. В целом закон о школьной обязанности в Пруссии осуществился с 1880 г. В ходе этого процесса наблюдались региональные различия в показателях посещаемости школ. Если для всей Пруссии цифра посещаемости школы в начале XIX в. составляла около 60%, то в ее восточной части она оценивалась всего в 20%, в то время как, например, в Саксонии коэффициент посещаемости был намного выше. Низкая посещаемость школ объяснялась не только использованием детского труда, но и дифференциальными формами финансирования школы. Финансирование школ в тот период в Пруссии возлагалось на коммунальные «школьные общества». В середине XIX века их часть в финансировании распространения и поддержания школьных зданий, оплате учебных пособий и зарплаты учителей составляла около 75%, 20% покрывалось оплатой обучения, и менее 4% составляли государственные субсидии. И только в конце XIX века государственное финансирование возросло до 30%.

В 1871 г. объединение Германии в империю дает стимул к мощной агитации довузовского образования. На школьном съезде в 1890 г. Вильгельм II выступил с речью о том, что молодых людей надо воспитать как немцев, а не как римлян или греков. Для всей Германской империи образцом для подражания в образовании выступала Пруссия.

В период с 1817 и до первой Мировой войны школьной системой Германской империи руководило Министерство духовенства, образования и здравоохранения. Министр назначался королем, который издавал приказы, циркуляры и предписания, а также, одобрял учебные планы, учебники, темы и тексты экзаменационных работ. В то же время в управлении министра

находились все церковные учреждения и их конфессиональные школьные заведения.

Территориально в Германской империи находилась своя школьная администрация, заведовавшая начальным и средним образованием.

С 1906 г. по Закону о содержании школ государство, муниципалитеты, уезды и помещики взяли на себя финансовую ношу. Государство, выплачивало заработную плату учителям и их пенсионное обслуживание. В 1911 г. 26% средств было потрачено на все начальные, промежуточные и средние школы Германской империи. Из общей суммы в 878 млн. марок 76% средств отчислено на содержание начальных школ, 3% на промежуточные и 21% на средние школы. Учитывая, что на каждого ученика начальной школы в год выделялось 65 марок, промежуточной - 112 марок, а средней - 288 марок, можно сделать вывод, что число обучающихся в средней и промежуточной школе (около 600 тыс. учащихся) было приблизительно в двадцать раз меньше, чем в начальной школе (более 10 млн. учащихся).

Данные статистического учета Германии показывает, что в 1913 г. на 1000 мужчин было менее двух необразованных, а на 1000 женщин не меньше четырех.

Основой пропаганды начальной школы являлся тезис об обучении богобоязненного, патриотического и практически полезного знания. Исходя из этого, самым важным предметом была покорность, которой не было ни в одном учебном плане. То есть, учащиеся абсолютно во всем подражали учителям, за исключением арифметики - здесь соблюдался предметный метод Песталоцци.

Отбор в промежуточную и среднюю школу производился, в основном, по финансовому цензу, т.к. не каждый житель Германской империи мог оплатить обучение. В промежуточных школах до 1918 г. социальный слой состоял из выходцев мелкобуржуйских семей, которые не могли себе позволить оплату вдвое дороже, чем в средней школе. Одним из значимых факторов непопулярности средней школы была непреемственность с начальной школой. По конкурсу только один из десяти тысяч обучившихся в начальной школе мог попасть в среднюю школу.

Средняя школа во всем отличалась от начальной как в учебных планах и ранней специализации, так и оплатой за обучение, которая составляла 110150 марок. Стипендиями было охвачено только 10% студентов.

В период с 1919 по 1933 годы Веймарская республика произвела абсолютную реконструкцию образовательной системы. Довоенные здания школ почти все сохранились, их количество даже увеличилось за счет новоиспеченных пробных учебных заведений. До прихода национал-социалистической партии в обездоленной и экономически упавшей Веймарской республике упор в образовательной системе делался на пространственно-интеллектуальное развитие детей.

Первой ступенькой образования для веймарского школьника была четырехлетняя основная школа - начальная, которая была поистине

«народная школа» для мирского народа. Отличием было то, что для одаренных детей надстраивались еще один или два года обучения. Для детей, которые плохо усваивали учебный материал, были введены профильные классы (лечебные классы, Fôrdernklassen) для дополнительных занятий. Все эти инновационные перестройки в образовании давали преимущество власти соответствовать всем требованиям рынка труда, тем самым не пропуская обычный народ в среднюю школу.

Также к нововведениям можно отнести домашнее обучение. Но такое образование допускалось с разрешения медицинских учреждений, а все остальные дети обязаны были посещать школу [1].

Начальное образование у мальчиков и у девочек отличалось, и занятия проводились раздельно. У мальчиков упор делался на точные науки и древние языки, а девочек обучали рукоделию, музыке и новым языкам.

В средней школе прослеживается классовая фильтрация простого народа от буржуазного. Чтобы получить среднее образование, нужно было платить 9 марок в месяц, а также отдельно шли расходы на учебники, и не каждый веймаровец мог себе это позволить. Эти школы специализировались на прикладных науках, а также делался акцент на бухгалтерию, стенографию, машинопись и т.д. Такие реформы в образовательной системе позволили наращивать военно-промышленный потенциал [2, с. 88].

С приходом к власти национал-социалистической партии подход к образованию и соответственно учебные планы в корне поменялись. В 1933 г. была проведена абсолютная зачистка педагогических кадров - 97% учителей-евреев были уволены. В дошкольных учреждениях детей воспитывали в национал-социалистическом духе. На первом в своей жизни школьном уроке дети получали буквари, которые готовили их к вступлению в «Юнгфольк» и давали общие принципы концепции расовой теории. В школьную подготовку была дополнительно введена старшая народная школа, в которой могли учиться особенно талантливые ученики народной школы. Вместе с тем были созданы престижные школы, национал-политические учебно-воспитательные заведения и средняя школа НСД. Такие школы можно было посещать уже на третьем-четвёртом году обучения, но они были платными и, кроме того, для обучения в них требовалось членство в «Гитлерюгенде» (нацисткой общественной организации).

Отбор в нацистские организации производился по расовому признаку, то есть настоящий немец должен был быть истинным арийцем -светловолосым и со светлыми газами. Детей в таких организациях знакомили с «расовой гигиеной» и «чистотой крови», в выходные проводились так называемые «посиделки», на которых ученики слушали радио или смотрели телевизор с пропагандой фашизма, ходили в турпоходы, занимались авиамоделированием, музыкой, спортом. По большому счету эти нацистские организации, некоторые историки, сопоставляют с советскими пионерскими организациями. Несмотря на изменение идеологии и подходов к образованию, его качество оставалось наивысшим в мире. Так, в 1936 г.

первые места в Олимпийских играх заняла Германия, а в 1938 г. немецкие граждане получили четыре Нобелевских премии.

При этом, достоверно не известно как проводилось финансирование образовательной системы и научно-исследовательской работы. Одной из популярных версий является то, что спонсирование шло от крупных компаний, таких как «Опель», «Форд», «Сименс» и т.д. и стран союзников -Великобритании, Франции и США и даже «антифашистский» СССР [4].

После окончания Второй Мировой Войны и проведения Постдамской конференции было принято решение полностью контролировать образовательную систему Восточной и Западной Германии для того, чтобы устранить нацизм и фашизм. На Восточную Германию сильный от печаток на систему образования наложил опыт Советского Союза. Министерство образования контролировало структуру и методику проведения уроков. На всех уровнях образования уделялось внимание закреплению идеологии ленинизма и марксизма. Бесплатное обучение и социалистическая идеология вывели образование в ГДР на лидирующие места в мире.

В Западной Германии за основу была взята французская система образования. Но, несмотря на оккупационные реформы, французские власти ФРГ оставались при старых веймарских традициях в образовании. В 1949 г. новая Конституция ФРГ возложила ответственность за образование на земли. Автономия земель позволяла проводить свою политику контроля над образованием.

В Западной части Германии школьное образование оставалось бесплатным, а вот чтобы получить высшее профессиональное образование требовалось заплатить 120-150 марок в семестр. Исключением были малоимущие семьи, которым предоставлялись льготы от властей. Приоритетным в ФРГ было то, что студенты участвовали в научно-исследовательских конференциях, чего нельзя сказать о ГДР. На пике развития учебно-образовательной программы ГДР в конце 60-х годов финансирование властями автономных земель высших учебных заведений становится невозможным. На фоне этой проблемы создаются новые нормативно- правовые акты, регулирующие сферу высшего образования в Западной Германии. В 1976 г. принят закон запрещающий брать плату за обучение со студентов [5, с. 243].

В восьмидесятые годы коалиционным либерально-консервативным правительством не раз поднимался вопрос о возврате оплаты за обучение, но власти так ни к чему не пришли.

После падения Берлинской стены образовательная система объединившегося государства требовала пересмотра и внесения изменений.

В дошкольных учреждениях обучение оставалось неизменным, но родителей обязали делать взносы в фонд детского сада. Сумма этого взноса зависит от доходов семьи и количества ее членов.

Школьное образование всеобщее и бесплатное - в школе дети обучаются 10 лет. После окончания начальной школы детей по способностям

делят на 3 группы: профессиональные училища, специальные профессиональные училища и высшие профессиональные училища. По завершении среднего образования выдается аттестат зрелости, который позволяет поступить в высшее учебное заведение.

До конца девяностых противники платного обучения в высших образовательных учреждениях сдались, и была введена платная система, но это распространялось на тех, кто отучился на несколько семестров дольше положенного срока. С 2002 г. земли, которые находились под ужесточенным контролем, обратились в суд с просьбой об отмене закона запрещающего взимать плату за высшее образование. Требование было удовлетворено только в 2005 г. Для 7 федеральных земель обучение стало платным. С 2006 г. этот закон был отменен повсеместно.

Но вступивший в силу закон об оплате имел последствия. Многие высшие учебные заведения Берлина и восточных земель использовали бесплатное обучение как фактор привлечения большого количества студентов. К тому же, в рамках новой реформы было объявлено о полной автономии регулирования высшего образования. Исходя из этого, у федерального министерства в свободном распоряжении оказалась огромная сумма, которая пошла на инициативу «Превосходство в науке». Программа подразумевала получение грантов группой университетов на конкурсной основе, что помогло бы вывести учебное заведение на мировой рынок образования. Но это могло привести к проблеме финансирования высших учебных заведений в более бедных землях. В итоге действие закона о платном образовании действует только в Баварии и Нижней Саксонии. Со временем Бавария поддалась общей тенденции бесплатного обучения и уже с 2013-2014 г. в зимнем семестре отменила плату за обучение, а в 2014-2015 гг. Нижняя Саксония также отменила оплату. В настоящий момент по согласованию между руководством ВУЗов и муниципальными властями, финансирование выделяется из бюджета земель с обязательным отчетом о направлении денежных потоков [3]. Минусом такого подхода является то, что что существует огромная конкуренция между учебными заведениями на получение финансирования, которое, к тому же, покрывает их нужды только до 80%.

На основе вышеизложенной ретроспективы можно выделить положительные и отрицательные стороны образовательной системы Донецкой Народной Республики.

Положительным является то, что:

- в дошкольных и средних учебных заведениях присутствует бесплатное обучение и питание;

- при средних школах и гимназиях создаются неоплачиваемые кружки для интеллектуального и абстрактного развития учащегося;

- учебные заведения полностью обеспечены бесплатной учебной литературой;

- проводятся многочисленные бесплатные межрегиональные, международные научные конференции, которые стимулируют развитие научно-исследовательской работы, как научных сотрудников, так и студентов;

- открытие большого количества бюджетных мест для абитуриентов и сокращение платных;

- организация бесплатных научно-экскурсионных поездок для молодых преподавателей в лучшие вузы России с целью приобретения научно-преподавательского опыта;

- максимальное финансирование учебных заведений всех уровней образования.

Основными сдерживающим факторами развития образовательной системы в ДНР является:

- нехватка высококвалифицированного преподавательского состава, вызванная событиями 2014г., когда в разгар вооруженного конфликта большое количество преподавателей были вынуждены покинуть территорию Республики;

- снижение количества обучающихся за счет собственных средств, а значит, бюджет образовательной организации (главным образом СПО и ВПО) зависит только от государственного финансирования;

- снижение общего количества обучающихся, вызванного также событиями 2014г.;

- отсутствие признания Донецкой Народной Республики на мировом уровне как государственного самостоятельного образования сужает международные связи и контакты образовательных учреждений.

Несмотря на вышеперечисленные негативные факторы в образовательной системе ДНР, Министерство образования и науки приняло решение реализовать Программу Гуманитарной помощи по воссоединению народа Донбасса. Основные направления программы дают возможность гражданам, проживающим на подконтрольных Украиной территориях, во-первых, получить услуги в сфере образования в ДНР, во- вторых, принимать участие в культурных и образовательных мероприятиях, в-третьих, вести научно-исследовательскую работу на территории ДНР.

Таким образом, модель образования в Германии имеет много положительных черт, которые могут быть использованы в совершенствовании образовательной среды в Донецкой Народной Республике. Например, исходя из рассмотренной системы функционирования образования ДНР, можно сделать вывод, что для получения образования созданы благоприятные условия для всех социальных слоев населения ДНР. Также необходимо порекомендовать восстановить из практики образовательной системы Германии модель пионерии. С целью воспитания духа патриотизма, сознательного отношения к труду и общественного достояния, а также освоению духовной культуры у подрастающего поколения Донецкой Народной Республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим-Бад Б.М. К истории государственной системы народного образования в Германии (до 1933 года) [Электронный ресурс] / Б.М. Бим-Бад. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1666 - Заголовок с экрана.

2. Биск И.Я. История повседневной жизни в Веймарской республике: учеб. пособие / И.Я. Биск. - Иваново: ИГУ, 1990. - 169 с.

3. В Германии отменили плату за обучение в вузах [Электронный ресурс] / Мигрант.ру. -Режим доступа: http://migrant.ru/anons-v-germanii-otmenili-platu-za-obuchenie-v-vuzax/ -Заголовок с экрана.

4. Образование в Третьем Рейхе [Электронный ресурс] / Образование в Третьем Рейхе. -Режим доступа: http://www.tyrant.ru/the_books/00116.php - Заголовок с экрана. Дата обращения: 25. 04. 2017.

5. Патрушев А.И. История Германии ХХ век: учеб. пособие / А.И. Патрушев. - Москва : Дрофа, 2004. - 432 с.

Пугач Ольга Викторовна

Горловская общеобразовательная школа I-III ступеней №25 с углубленным изучением отдельных предметов (г .Горловка, ДНР)

УДК 069:001.12

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

MUSEUM PEDAGOGY: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Статья посвящена различным взглядам и трактовкам музейной педагогики как науки, моделям музейно-педагогических программ, формам познавательной деятельности детей в музее, партнерству музея и школы.

В статье рассмотрены особенности развития музейной педагогики в современном образовательном пространстве. Проанализирована актуальная тематика междисциплинарных музеологических исследований, направленных на формирование гражданского общества и межкультурное взаимодействие. Акцентировано на важности разработки методологии музейной педагогики / музейного образования в широком культурном контексте, модернизации современных музеев как центров социальной коммуникации.

Ключевые слова: взаимодействие, коммуникация, культура, междисциплинарность, музейная педагогика, музейное образование, образовательное пространство.

The article is devoted to different views and interpretations of museum pedagogy as science, models of museum and pedagogical programs, forms of cognitive activity of children in the museum, partnership between the museum and school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.