заключается в том, что знания и практические действия будущих учителей должны быть адекватны особенностям объекта профессиональной деятельности - целостного педагогического процесса [6].
Важно, чтобы знания, приобретаемые при изучении социально-гуманитарных дисциплин, помогли будущими учителям осознать роль гуманистических отношений в педагогическом процессе учебного заведения. Но это возможно только, если организовано непрерывное общение с детьми. Идейно-нравственная, интеллектуальная позиция учителя должна отражаться на технологии его воспитательной работы, что требует от будущего учителя наличия профессиональных качеств, отвечающих особенностям целей его деятельности, усвоения иного взгляда на ученика: обучающийся из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности.
Профессиональная подготовка педагога в республике Казахстан должна представлять собой целенаправленное развитие
Библиографический список
профессионализма, функциональной готовности к творческой, креативной педагогической деятельности в течение всех лет обучения. Этот процесс рассматривается как становление компетентной личности учителя, постепенно овладевающего гранями профессии. Компетентность педагога зависит от сформирован-ности трёх групп компетенций, которыми должен овладеть будущий учитель: общекультурные (мировоззренческие) компетенции; методологические (психолого-педагогические) компетенции; предметно-ориентированные компетенции.
Таким образом, совокупность этих целей позволит придать целостный характер процессу подготовки будущего педагога физической культуры, благодаря использованию возможностей каждого учебного предмета, а также комплекса психолого-педагогических дисциплин в педагогизации всего образовательного процесса. Современный учитель - не просто разносторонне образованный человек, но прежде всего педагог, имеющий хорошую педагогическую подготовку.
1. Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 года.
2. Об утверждении перечня специальностей, требующих специальной или творческой подготовки, и Правил проведения специальных или творческих экзаменов. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 25.04.2013 № 153.
3. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1990.
4. Каргин С.Т. Влияние профессионального взаимодействия на качество подготовки будущих учителей. Вестник высшей школы. 2000; 1: 87 - 94.
5. Пфейфер Н.Э. Особенности управленческой деятельности педагога-организатора массовой физической культуры. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 1988.
6. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы: Гылым, 1998.
References
1. Kazahstanskij put' - 2050: edinaya cel', edinye interesy, edinoe buduschee. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N.A. Nazarbaeva narodu Kazahstana. 17 yanvarya 2014 goda.
2. Ob utverzhdenii perechnya special'nostej, trebuyuschih special'noj ili tvorcheskoj podgotovki, i Pravil provedeniya special'nyh ili tvorcheskih 'ekzamenov. Prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazahstan ot 25.04.2013 № 153.
3. Abdullina O.A. Obschepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1990.
4. Kargin S.T. Vliyanie professional'nogo vzaimodejstviya na kachestvo podgotovki buduschih uchitelej. Vestnik vysshej shkoly. 2000; 1: 87 - 94.
5. Pfejfer N.'E. Osobennosti upravlencheskoj deyatel'nosti pedagoga-organizatora massovoj fizicheskoj kul'tury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad, 1988.
6. Hmel' N.D. Teoreticheskie osnovy professional'nojpodgotovki uchitelya. Almaty: Gylym, 1998.
Статья поступила в редакцию 02.02.18
УДК 378
Orynbekkyzy A, teacher moderator, Nazarbayev Intellectual School (Astana, Kazakhstan),
E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru
PEDAGOGICAL SKILLS OF DEVELOPMENT THE WORK OF THE FUTURE TEACHER. The development of education in the Republic of Kazakhstan is characterized by the activation of the modernization processes in the field of physical culture and sports. First of all, the transition to a market economy, the rethinking of the role and functions of physical culture and sports, establish new requirements for expert training in this area. Today we are talking not only about the development of professionally important qualities of the future specialist, but also about the ability to self-innovation work. The main goal of vocational education is the education of a highly skilled worker of the appropriate level and specialization, competitive in the labor market, competent, responsible, knowledgeable in his and related professions, ready for continuous professional growth, capable of meeting the needs of people in obtaining appropriate education. Therefore, the future teacher of physical culture should be competent in using physical culture for educational purposes, training people, improving health, science, healthy way of life, training athletes for achieving high results. The success of the teacher of physical education depends on the level of their professionalism and competence.
Key words: pedagogy, future teacher, innovation, physical culture, professionalism, education, student.
А. Орынбеккызы, учитель-модератор Назарбаев Интеллектуальная школа, г. Астана, Казахстан,
E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Период развития образования в Республике Казахстан характеризуется активизацией процессов модернизации в области физической культуры и спорта. Это прежде всего - переход к рыночной экономике, переосмысление роли и функций физической культуры и спорта устанавливают новые требования к экспертной подготовке в этой области. Сегодня речь идёт не только о развитии профессионально важных качеств будущего специалиста, но и о его способности к самостоятельной инновационной работе. Основная цель профессионального образования - это подготовка высококвалифицированного работника соответствующего уровня и специализации, конкурентоспособной на рынке труда, компетентной, ответственной, обладающей знаниями в своей и смежных профессиях, готовый к непрерывному профессиональному росту, способный удовлетворить потребности людей в получении соответствующего образования. Следовательно, будущий педагог физической
культуры должен быть компетентен в использовании физической культуры в образовательных целях, обучении людей, оздоровлении, науке, здоровом образе жизни, подготовке спортсменов к достижению высоких результатов. Успех преподавателя физического воспитания зависит от уровня их профессионализма и компетентности.
Ключевые слова: педагогика, будущий педагог, инновация, физическая культура, профессионализм, образование, студент.
Здоровье казахстанцев является одним из наиболее важных вопросов в реализации задач, поставленных главой государства в отношении вступления Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В настоящее время социальные условия, сокращение продолжительности жизни и неблагоприятная экология человека являются неотложной проблемой для всего цивилизованного мира. Физическое воспитание - это сохранение и укрепление здоровья человека, и развитие здорового развития организма.
Цель обучения физической культуре - знать основы здорового образа жизни, развивать навыки в физической культуре и спорте. В программе «Казахстан - 2030» подчёркивается, что здоровый образ жизни в равной степени относится к вопросам государственного значения [1].
Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем строится на здоровом образе жизни. Необходимо также просвещать здоровый образ жизни, развивать культуру здорового образа жизни, определять приоритеты науки, воспитывать молодое поколение и применять новые методы. Знания, полученные школьниками по здоровому образу жизни, будут сильной поддержкой для будущего здоровья граждан. В настоящее время появилась необходимость в специальном изучении проблемы профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры.
В системе подготовки высококвалифицированных кадров исследователи отводят профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием. От неё зависит воспитание всего подрастающего поколения. Важнейшим звеном системы профессиональной подготовки учителя является педагогическая практика. Она является связующим звеном между теоретическим обучением будущих учителей и практической деятельностью молодого специалиста, которое осуществляется прагматической деятельности выпускников ВУЗов, то есть, теория используется на практических занятиях.
Одна из главных задач педагогического образования - это подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности в средних школах. Профессионально-организаторская деятельность является одним из её главных компонентов, от которого зависит достижение конечной цели деятельности учителя (педагога) - готовности педагогического коллектива к подготовке высокообразованных специалистов-организаторов, которые обладают не только высоким уровнем сформированности концептуального интеллекта, что позволяет решать поставленные задачи, благодаря наличию достаточного объема информации, но и социального интеллекта, посредством которого устанавливаются и организуются взаимоотношения в обществе, обеспечивается коммуникативная связь между людьми. Следовательно, этому вопросу должно уделяться особое внимание [2].
Подготовку будущего учителя физвоспитания нужно начинать с тщательного профессионального отбора в высших педагогических учебных заведениях способной, талантливой молодёжи, которая имеет склонность к учительской деятельности. Профессиональная подготовка учителя, особенно в современном мире - процесс сложный. Так, по разным основаниям в этом процессе исследователи выделяют различные этапы (допрофессиональный, профессиональной подготовки, этап профессиональной деятельности). Однако во всех случаях подчеркивается необходимость обеспечения взаимосвязи этапов, их преемственности. Другими словами, это значит, что, опираясь на достижения (образовательные и личностные) будущего учителя в прошлом, важно эффективно помогать ему в настоящем, понимая, что оно имеет продолжение в будущем. Процесс профессиональной подготовки учителя всегда дифференцирован, а особенно сейчас, что проявляется и в разнообразии мотивов выбора профессии, и в степени включенности в профессию, и в результатах самой профессиональной деятельности. А это значит, что не может быть одинаковых путей помощи становящемуся учителю. Необходимы разнообразные маршруты его подготовки [3].
Ведущей задачей вуза является формирование и развитие личности будущего учителя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью. Это означает, что нужны не только научные знания для будущей профессиональной деятельности,
но и овладение профессиональной культурой - как части общечеловеческой культуры. Поэтому в вузе любой будущий учитель должен соответствовать определённым общепрофессиональным требованиям, быть носителем общечеловеческих качеств личности, обладать педагогическими знаниями и умениями для будущей профессиональной деятельности. Ядром профессионально-педагогической подготовки являются знания в области педагогики и психологии. Эта часть подготовки является базовой, инвариантной, обязательной для учителя любой специальности. Другая часть предметов связана с вариантной частью подготовки, т. е. учёт особенностей профиля научной подготовки студента [4].
Над этой проблемой должны работать учителя физической культуры. Для решения этих задач необходима квалифицированная подготовка преподавателей физической культуры. Один из важнейших компонентов профессиональной системы - это педагогический компонент. Требования к современному учителю состоят не только в глубоком знании его предмета, но также во владении такими профессиональными качествами, как высоко-квалифицированность, образованность, психологическая компетентность, знание инновационных технологий. Путём анализа концепции педагогики, её различных понятий и характеристик, мы определили сущность и структурные показатели педагогической компетентности будущих учителей физического воспитания. На уроке физического воспитания новые инновационные технологии очень эффективны. Образование - это инструмент, который стабилизирует общество, возраждает духовные ценности и повышает внутренний интеллектуальный потенциал и помогает руководить своим телом. Основная задача субъекта физического воспитания - воспитывать здоровое поколение посредством использования имеющихся ресурсов и средств, эффективного использования новых инновационных технологий, обеспечивая продуктивными методами, способами, приёмами, конструктивными путями обучения. Поэтому недостаточно применять методы преподавания и обучения, полученные вербальными средствами.
Есть много особенностей физического воспитания по сравнению с другими дисциплинами. Здесь, в основном, следует подчеркнуть психологические ососбенности и интериоризации ученика. Тем не менее, адаптация, способности и повышение интереса к спорту зависят от хорошей мотивации организованного урока. Именно поэтому будущему педагогу физической культуры необходимо повысить интерес студентов к дисциплине, истории спорта, учитывать национальный код своего народа и спорта развитых стран, жизнь известных спортсменов в различных видах спорта. Поэтому учителю необходимо сосредоточиться на эффективности новых инновационных технологий в сочетании теории и практики. На уроке физического воспитания новые инновационные технологии очень эффективны.
Управление качеством образования в рамках новой образовательной парадигмы, в которой личность обучающегося - основная социальная ценность, представляется возможным лишь при наличии объективной информации о том, как осуществляется траектория личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом вузе, а также при изучении процесса подготовки будущих учителей и качественных изменений, происходящих в студенте как потребителе данной системы.
Особую значимость в этих условиях приобретает получение объективных данных о процессе становления профессиональной психолого-педагогической компетентности, о том, как происходит рост, становление, развитие, интеграция и реализация в педагогическом процессе и профессиональной педагогической деятельности профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений; получение данных о том, в какой мере происходит качественное преобразование студентом своего внутреннего мира.
Подготовка учителя, способного к самостоятельному обучению и развитию собственной научно-обоснованной практики, -главная цель педагогического образования многих современных стран. В настоящее время и в мире, и в России на смену учебно-дисциплинарной модели образования приходит личност-