Научная статья на тему 'Теоретико-педагогические основы подготовки будущего учителя физической культуры'

Теоретико-педагогические основы подготовки будущего учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / PHYSICAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орынбекцызы А.

В статье образование в целом рассматривается как педагогическая система, решающая задачи целенаправленного, разностороннего развития личности. Физкультурное образование как её составная часть в этом смысле не исключение. В ряде концепций развития физической культуры особое внимание уделяется вопросам образования, но в большей степени утверждается необходимость коренного изменения отношения людей к физической культуре, всеобщее понимание её огромной общенародной и личной человеческой ценности. В настоящее время образование рассматривается как главный фактор и непременное условие социально-экономического прогресса, наиважнейшая ценность и основной капитал современного общества, приоритетом и движущей силой которой является личность, способная к поиску, самостоятельному, творческому мышлению, освоению новых знаний, социально-профессиональной деятельности и творчеству. В этом случае важно осуществлять идею непрерывного физкультурного образования, начав с обязательного обучения, научить человека заботиться о своем здоровье, заниматься самообразованием в этой сфере деятельности в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETIC AND PEDAGOGICAL BASIS FOR PREPARING THE FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

In the article, education as a whole is viewed as a pedagogical system that solves the problems of purposeful, versatile development of the individual. Physical education as its component part in this sense is no exception. In a number of concepts of the development of physical culture, special attention is paid to education, but the need for a radical change in the attitude of people to physical culture, the universal understanding of its enormous national and personal human value, is more strongly affirmed. At present, education is regarded as the main factor and an indispensable condition for social and economic progress, the most important value and the basic capital of modern society, the priority and driving force of which is a person capable of seeking, independent, creative thinking, mastering new knowledge, social and professional activity and creativity. In this case, it is important to implement the idea of continuous physical education, starting with compulsory education, to teach the person to take care of one's health, to engage in self-education in this area of activity throughout life.

Текст научной работы на тему «Теоретико-педагогические основы подготовки будущего учителя физической культуры»

ческой анатомии. По этому принципу работали старые мастера. Одна из особенностей академического рисунка того времени -специфический выбор натуры, заранее изученной в своих основных законах. Художники XVI - XIX веков не рисовали того, что считали неизученным, непонятым, не воспринятым [4, с. 46]. Наиболее изученными были фигура и голова человека, лошади, освоенные посредством изучения натуры, рисовальных образцов, копированием картин старых мастеров.

В связи с вышеизложенным, оптимальной представляется последовательность заданий, когда материал по пластической анатомии дается с небольшим опережением относительно рисунка и скульптуры. Неправильным будет не только отставание в изложении тем, но и значительное опережение, поскольку в таком случае материал не закрепляется своевременно в достаточной мере и требует в дальнейшем повторения.

Важный момент совершенствования взаимосвязи преподавания пластической анатомии, рисунка и скульптуры для будущих художников традиционного прикладного искусства - акцентирование большего внимания на изучении и запоминании конструктивных схем [5]. Именно запоминание расположения основных групп мышц, конструкций скелета, внешней формы, оформленных в виде конструктивных схем, помогает упростить и обобщить форму, способствует лучшему усвоению материала.

Таким образом, применяется дидактический принцип «от простого к сложному», и, как показывает опыт, именно это позволяет свободно оперировать анатомическими знаниями в рисунке и скульптуре. Запоминание конструктивных схем особенно важно для художников традиционного прикладного искусства, так как расширяет возможности работать по памяти и представлению, в разных ракурсах и движениях. Это развивает визуально-образную память и мышление, необходимые для художника. Для рисования животных полезно применять «геометрический ключ», то есть упрощенную геометрическую форму, что дает узнаваемость уже на стадии наброска.

В традиционном народном искусстве изображения животных и птиц встречаются нередко, например, в мотивах кружев,

Библиографический список

вышивок, в художественной резьбе по кости и дереву, глиняной игрушке. Этим отчасти обуславливается и специфика подготовки художников в области традиционного прикладного искусства.

В программу по рисунку и скульптуре входит ряд заданий по изображению животных и птиц, что обусловлено содержательной основой творчества художников-прикладников. При этом необходимым этапом в поисках наибольшей выразительности образов является реалистическое изображение животных и птиц, которое невозможно без теоретической подготовки, изучения их внутреннего устройства и конструкции. Следовательно, и в программе по пластической анатомии также должно уделяться большее внимание анималистической теме. Ряд шагов в этом направлении уже сделан. Так, например, в ВШНИ (академии) для подготовки бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» была разработана программа по пластической анатомии, значительную часть курса которой занимает раздел по пластической анатомии животных. В нее входят такие темы, как пластическая анатомия птиц, анатомия животных (их скелет, мускулатура), пластические особенности и пропорции различных животных (например, псовых, кошачьих, непарнокопытных). Выполняется ряд практических заданий по анатомическому рисованию (с анатомических таблиц, экорше, чучел), которые предваряют аналогичные темы в курсах академических рисунка и скульптуры. Подобная подготовка и внимательное изучение натуры с точки зрения устройства и конструкции в дальнейшем облегчит движение от реалистичности к условности, переработку реальных форм в стилизованные декоративные.

Таким образом, возросшие требования к уровню подготовки художников в области традиционного прикладного искусства обуславливают необходимость усиления междисциплинарных связей фундаментальных дисциплин в художественном образовании - «Академического рисунка», «Академической скульптуры» и «Пластической анатомии», создания эффективной современной концепции обучения, учитывающей особенности различных традиционных видов прикладного искусства.

1. Могилевцев В.А. Основы рисунка. Санкт-Петербург, 2012.

2. Максимович В.Ф. Исторический аспект и современное состояние образования в области народной художественной культуры России. Профессионал. 2001; 3: 12 - 15.

3. Школа изобразительного искусства: в 10 вып. Москва, 1988; Вып. 2.

4. Искусство рисунка. Составитель Ельшевская Г.В. Москва,1990.

5. Башкатов И.А. Синтез пластических искусств в рамках современного художественно-педагогического процесса. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Том 8; № 1/2.

References

1. Mogilevcev V.A. Osnovyrisunka. Sankt-Peterburg, 2012.

2. Maksimovich V.F. Istoricheskij aspekt i sovremennoe sostoyanie obrazovaniya v oblasti narodnoj hudozhestvennoj kul'tury Rossii. Professional. 2001; 3: 12 - 15.

3. Shkola izobrazitel'nogo iskusstva: v 10 vyp. Moskva, 1988; Vyp. 2.

4. Iskusstvo risunka. Sostavitel' El'shevskaya G.V. Moskva,1990.

5. Bashkatov I.A. Sintez plasticheskih iskusstv v ramkah sovremennogo hudozhestvenno-pedagogicheskogo processa. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; Tom 8; № 1/2.

Статья поступила в редакцию 01.02.18

УДК: 37.01:796.071.4

Orynbekkyzy A, teacher moderator, Nazarbayev Intellectual School (Astana, Kazakhstan),

E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

THEORETIC AND PEDAGOGICAL BASIS FOR PREPARING THE FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE. In the article, education as a whole is viewed as a pedagogical system that solves the problems of purposeful, versatile development of the individual. Physical education as its component part in this sense is no exception. In a number of concepts of the development of physical culture, special attention is paid to education, but the need for a radical change in the attitude of people to physical culture, the universal understanding of its enormous national and personal human value, is more strongly affirmed. At present, education is regarded as the main factor and an indispensable condition for social and economic progress, the most important value and the basic capital of modern society, the priority and driving force of which is a person capable of seeking, independent, creative thinking, mastering new knowledge, social and professional activity and creativity. In this case, it is important to implement the idea of continuous physical education, starting with compulsory education, to teach the person to take care of one's health, to engage in self-education in this area of activity throughout life.

Key words: physical education, pedagogy, physical culture, professional activity, concept, education, health, personality.

А. Орынбеккызы, учитель-модератор, Назарбаев Интеллектуальная школа, г. Астана, Казахстан,

E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье образование в целом рассматривается как педагогическая система, решающая задачи целенаправленного, разностороннего развития личности. Физкультурное образование как её составная часть в этом смысле не исключение. В ряде концепций развития физической культуры особое внимание уделяется вопросам образования, но в большей степени утверждается необходимость коренного изменения отношения людей к физической культуре, всеобщее понимание её огромной общенародной и личной человеческой ценности. В настоящее время образование рассматривается как главный фактор и непременное условие социально-экономического прогресса, наиважнейшая ценность и основной капитал современного общества, приоритетом и движущей силой которой является личность, способная к поиску, самостоятельному, творческому мышлению, освоению новых знаний, социально-профессиональной деятельности и творчеству. В этом случае важно осуществлять идею непрерывного физкультурного образования, начав с обязательного обучения, научить человека заботиться о своем здоровье, заниматься самообразованием в этой сфере деятельности в течение всей жизни.

Ключевые слова: физическое воспитание, педагогика, физическая культура, профессиональная деятельность, концепция, образование, здоровье, личность.

Физическое воспитание молодого поколения является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду [1]. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников. Становление человека, включенного в образовательный процесс, определяется рядом факторов. С одной стороны, они выступают как совокупность внешних движущих сил развития социально-экономические, психолого-педагогические, а с другой - как совокупность действующих сил внутреннего развития, изменяющего индивидуальное самосознание человека. Таким образом, в результате у него открывается возможность самостоятельного освоения новых социальных ценностей, раскрытия своих интеллектуальных и физических способностей, утверждения своего индивидуального своеобразия.

В настоящее время в казахстанской системе образования осуществляется поиск новых моделей организации учебного процесса в общеобразовательных школах, а проблема сохранения и укрепления здоровья и оптимизации учебной деятельности сохраняется, то становится очевидным необходимость в разработке основ организации оздоровительной физической культуры в условиях школы. Как следствие вышесказанного, выбранная тема, представляется весьма актуальной и своевременной для практики развития школ. Концепция современного образования Республики Казахстан ставит ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования [2].

Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Оно создаёт фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке, способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда. Такая адаптация становится объективно необходимой, поскольку рынок сопряжен с психической и физической напряженностью, с риском, с конкуренцией, с ответственностью, с мобильностью и высоким профессионализмом, со способностью к конструированию адекватной системы отношений и поведения. Для новой методологии образования принципиальной становится конкретизация понимания сущности человека, поскольку его интересы в образовании приоритетны, а самообразование приобрело явно личностную ориентацию. В этой связи методологически оправданно построение педагогических систем физического воспитания, исходя из понимания человека: а) как субъекта предметно-познавательной активности; б) как субъекта социальной активности; в) как субъекта экзистенциальной активности; г) как субъекта физической активности. Это познавательное отношение вполне соответствует методологической представленности образования в синтезе четырех его базовых функций - экономической, социальной, культурной, валеологической - и в динамике четырёх базовых процессов образования - обучения, воспитания, развития, защи-

ты и укрепления здоровья [3]. Сказанное позволяет утверждать, что результатом физического образования является физическая культура (в культурологическом смысле), которая в прямом соответствии с гуманистической парадигмой образования может быть определена как «деятельность индивида по позитивному самопреобразованию, в ходе которой решаются задачи телесного, психологического, интеллектуального и нравственного плана и достигаются результаты этой деятельности в виде системы образуемых ею ценностей». Для нас методологически значимым в определении физической культуры (концепция В.К. Бальсевича) являются два аспекта: первый - указание на ключевой признак физической культуры как результат физического образования -«на деятельность индивида по позитивному самопреобразованию»; второй - указание на ключевой признак результата этой деятельности - на «систему образуемых ею (деятельностью) ценностей».

Необходимость формирования умений и навыков физкультурно-оздоровительной работы у будущего школьного учителя вызвана ухудшением здоровья школьников и студентов, более сложными образовательными задачами, стоящими перед учителями в современной школе, повышенными требованиями, связанными с трудностями обучения и воспитания молодёжи, приобщение их к здоровому образу жизни [4]. Разработка указанной проблемы лежит в плоскости решения более общей проблемы - поиска путей развития учебно-воспитательного процесса в школе вообще. Долгое время работают представители разных областей научного знания: философы (А.Г. Афанасьев, Б.С. Гер-шунский и др.), психологи (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.); теоретики общей педагогической науки (В.В. Арнаутов, Ю.К. Ба-банский, и др.), которые разрабатывают теоретико-методологические основы успешной образовательной деятельности [5; 6].

Педагогическая деятельность как процесс профессионально ориентированных отношений стала предметом осмысления в работах психологов А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, П.В. Ко-нонихина, В.Н. Кондратьевой, А.В. Мудрика. Сегодня нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд - дело, прежде всего, творческое. Не секрет, что исследовательское, поисковое начало присуще и повседневной педагогической работе учителя физкультуры.

Здоровье детей - это не только медицинская, но и педагогическая проблема. Внимательный учитель, имеющий знания в области физического образования, может много сделать для предупреждения заболеваний у детей, особенно в тесном союзе с медицинскими работниками. Для предупреждения нервных расстройств необходим спокойный, ровный, доверительный стиль отношений между учителем и учеником, между учащимися. Как видно из сказанного, существует острая потребность в теоретико-методологических основах формирования профессиональных качеств у выпускников педагогических колледжей, усиливающих подготовку учителя физической культуры на базе общей профессиональной подготовки, о которой идет речь в данном исследовании.

Таким образом, деятельность педагогических кадров в современных условиях наполняется качественно новым содержанием, обусловленным коренными социально-экономическими преобразованиями в обществе. В системе обучения и подготовки педагогов идет процесс реформирования: вводится многоступенчатая подготовка специалистов, открываются новые типы педагогических учебных заведений, кардинально меняется содержание обучения, переосмысляются цели и задачи воспитания.

Возникает много вопросов, связанных с особенностями их функционирования, содержания, организации учебно-воспитательного процесса и управления им. Значимым в этом перечне является вопрос профессиональной характеристики будущих учителей.

Проведённый анализ квалификационных характеристик педагогов, характеристик по специальностям еще раз убедил нас в актуальности этой проблемы. В них достаточно ясно обозначены «знания» и «умения» учащихся, однако прогнозирование результатов воспитательной подготовки носит чаще всего формальный характер. Это, скорее всего набор абстрактных, не взаимосвязанных между собой характеристик, таких как: формирование высокой культуры устной и письменной речи, чувства высокого профессионального долга, гражданских и моральных качеств, системы знаний по циклам изучаемых дисциплин. С этим можно было согласиться, но такое оформление портрета будущего специалиста не дает целостного представления о готовности педагога к выполнению функций своей профессии, о ценностном отношении его к предмету и объекту своей деятельности.

Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в вузе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность - это процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующих применения теоретических знаний на практике. Это положение учебно-практической деятельности отмечается и в публикациях ученых.

Рассмотрение проблемы подготовки учителей через систему качественных ориентации дает возможность преодолеть сопротивление между высокой потребностью системы образования в педагогических кадрах и массовым оттоком учителей из школ, что наблюдается в настоящее время. Безусловно, мы понимаем степень воздействия на текучесть педагогических кадров объективных факторов и материальных трудностей, но считаем, что в профессиональной подготовке недостаточно учитываются внутренние ресурсы, психологические механизмы, которые актуализируют роль воспитанника в профессиональном самовыражении, важность его личностных, качественных ориентации.

Педагогический аспект данной сопротивляемости заключается в том, что теоретические основы общей теории аксиологии в педагогике разработаны, но они еще не обоснованы в отношении конкретных проблем педагогической подготовки, не исследованы особенности формирования личностных ориентации в условиях вариативного обучения, введения новых типов учебных заведений, в том числе и колледжей.

Рассмотрение профессиональной подготовки учащихся с аксиологических позиций позволяет, во-первых, моделировать окончательный результат учебно-воспитательного процесса как интегра-тивную особую черту, которая подчеркивает профессиональное сознание педагогов, во-вторых, это дает возможность введения в содержание программы объединенных знаний, которые обеспечивают в единстве развитие всех системообразующих компонентов качественных ориентации личности, в-третьих,

Библиографический список

это формирует полный взгляд на построение дидактического комплекса колледжа, создание системы, базирующейся на механизмах качественных ориентации личности. Для всестороннего теоретического анализа современных задач реформирования системы профессиональной подготовки педагогических кадров важное значение имеет историческая реконструкция. Её цель -выяснить логическую цель генезиса идеи формирования педагогического профессионализма, его практической реализации в той или иной мере и конкретной форме. Исходя их этих позиций, мы избрали тему исследования «Теоретико-методологические основы формирования профессионализма выпускников с ориентацией на усиление подготовки учителя физического воспитания».

Важным условием успешного становления и развития профессионализма выпускников является профессиографический подход к этому процессу на основе достижений педагогической акмеологии. Формирование профессионализма выпускников педагогических колледжей с ориентацией на усиление подготовки учителя физической культуры способствует повышению гигиенической грамотности и оздоровлению будущих педагогов и их подопечных. Кроме того, физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления и как одну из сторон культурной, хозяйственной и военной подготовки молодёжи, но и как один из методов воспитания, поскольку физическая культура развивает волю, вырабатывает коллективные навыки, настойчивость, хладнокровие и другие целевые качества, которые характеризуют личность педагога, ее направленность в профессиональном плане.

Таким образом, по мнению специалистов, реализация таких возможностей может быть обеспечена, только в условиях оптимального педагогического воздействия. Готовность педагога физической культуры к результативной учебно-воспитательной деятельности с «трудными» детьми и подростками, с учетом её особенностей, определяется реализацией системы профессиональной подготовки, ориентированной на такую деятельность. Тем не менее, в настоящее время содержание профессионального образования педагогов физической культуры не предусматривает системы специальной подготовки в этом направлении.

Анализ научно-методических публикаций показал, что в связи с попыткой решения обсуждаемых вопросов, имеются предложения (О.В. Андрюшина, А.Н. Анцута, Т.К. Болев, Е.Н. Быкова, О.С. Бычкова, Н.Г Зинчук, Н.Н. Иванов, В.А. Пяту-нин, Л.М. Рышкова, Н.Ф. Соснина). Представляемые данные, несомненно, являются важными в решении проблемы формирования готовности педагога физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с подростками, имеющими отклонения в поведении. Однако, определяемая ими мера решения проблемы, позволяет констатировать тот факт, что проблема поставлена, но решена частично.

Мы считаем, что основной причиной данного положения дел являются представления о возможности обеспечения профессиональной подготовки в этом направлении на основе парадигмы и интериоризации отдельно представляемых предметных знаний по педагогике, психологии, теории и методики физической культуры, без должной системы их интеграции.

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». 27.07.2007.

2. Обсуждаем концепцию развития системы образования в Республике Казахстан. Газета «Мир языков». 2004; 1. КазУМОиМЯ.

3. Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Москва, 2000.

4. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник. Москва: Советский спорт. 2010.

5. Гершунский Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Московский психолого-социальный институт, 1998.

6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов. Москва, 1989.

References

1. Zakon RespublikiKazahstan «Ob obrazovanii». 27.07.2007.

2. Obsuzhdaem koncepciyu razvitiya sistemy obrazovaniya v Respublike Kazahstan. Gazeta «Miryazykov». 2004; 1. KazUMOiMYa.

3. Agadzhanyan N.A. Uchenie o zdorov'e iproblemy adaptacii. Moskva, 2000.

4. Kuramshina Yu.F. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury: uchebnik. Moskva: Sovetskij sport. 2010.

5. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 1998.

6. Babanskij Yu.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Sost. M.Yu. Babanskij; avt. vstup. st. G.N. Filonov. Moskva, 1989.

Статья поступила в редакцию 02.02.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.