УДК 378
Orynbekkyzy A, teacher moderator, Nazarbayev Intellectual School (Astana, Kazakhstan),
Е-mail: [email protected]
THE MAIN OBJECTIVES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE TRAINING OF THE FUTURE PEDAGOGUE OF PHYSICAL EDUCATION. Education is a teaching system, solving the problems targeted, multifaceted development of personality. Currently it is positioned as the main factor and a prerequisite for socio-economic progress, the most important value and main capital of modern society; its priority and the driving force is the individual, capable of looking, independent, creative thinking, develop new knowledge, socio-professional activities and creativity. With this purpose, it is important to realize the idea of continuous physical education, starting from compulsory education, to teach people how to take care of their health, to educate ourselves in this field throughout his life. The process of preparation of the teacher of physical education is analyzed on the example of the system of education in the Republic of Kazakhstan.
Key words: physical education, pedagogy, physical culture, professional activity, concept, education, health, personality.
А. Орынбеккызы, учитель-модератор, Назарбаев Интеллектуальная школа, г. Астана, Казахстан,
E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Образование - педагогическая система, решающая задачи целенаправленного, разностороннего развития личности. В настоящее время оно позиционируется как главный фактор и непременное условие социально-экономического прогресса, наиважнейшая ценность и основной капитал современного общества; его приоритетом и движущей силой является личность, способная к поиску, самостоятельному, творческому мышлению, освоению новых знаний, социально-профессиональной деятельности и творчеству. С этой целью важно реализовать идею непрерывного физкультурного образования, начав с обязательного обучения, научить человека заботиться о своем здоровье, заниматься самообразованием в этой сфере деятельности в течение всей жизни. Процесс подготовки педагога физического воспитания проанализирован на примере системы их обучения в республике Казахстан.
Ключевые слова: физическое воспитание, педагогика, физическая культура, профессиональная деятельность, концепция, образование, здоровье, личность.
Казахстанское образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится всё более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики государства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Сегодня профессионализм становится важнейшим условием оптимального включения человека в прагматическую деятельность, своеобразным личностным гарантом занятости, фактором эффективного функционирования национального рынка труда. В этом отношении подготовка высокообразованных и высококвалифицированных кадров для отраслей экономики должна стать одним из ключевых компонентов политики государства на национальном рынке труда. Исходя из этой задачи, должны строиться прогнозы и программы реформирования сферы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, развития эффективной системы непрерывного образования, которая бы отвечала требованиям проводимых реформ, обеспечивала на национальном рынке труда. Ведь именно обновление образования трудовых ресурсов во многом связано с адаптацией работников к новым рыночным реалиям. В современном Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Качественные изменения в образовании невозможны без развития нового философского, прагматического подхода учителя на свое место и роль в учебном процессе.
Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Это, прежде всего, подготовка кадров, будущих преподавателей. Ухудшение экологической ситуации вызывает всё большую озабоченность состоянием здоровья и физической подготовленности молодёжи. В связи с этим повышается образовательно-воспитательная роль учителя физической культуры общеобразовательной школы, который имеет плодотворно влиять на обеспечение и развитие физического, психического и духовного здоровья подрастающего поколения. Физическое воспитание молодёжи должно отражать новые подходы к развитию личности. Активность в физкультурно-оздоровительной деятельности необходимое условие гармоничного развития учащихся, приобретает качества целенаправленного воздействия на кон-
кретного человека согласно его потребностям. Физическое воспитание призвано формировать у каждого школьника бережное отношение к собственному здоровью и физической подготовку, комплексно развивать физические и психические качества, способствовать активному и творческому использованию средств физической культуры в организации и осуществлении здорового образа жизни.
С давних времён профессия учителя всегда была одной из самых уважаемых. Учитель имел и имеет огромное значение в формировании знаний и взглядов на окружающую действительность, морально-нравственные принципы подрастающего поколения. Именно от казахстанских учителей в настоящее время зависит, каково будет мировоззрение будущего общества, поэтому для достижения цели инновационного развития страны начинать надо с качественного школьного образования. Современный учитель прививает чувство прекрасного, патриотизма, гуманизма, учит гордиться Родиной, своей историей, литературой, культурой.
Вопросы развития профессионально-педагогических навыков у студентов факультетов и институтов физического воспитания, представляют немалый теоретический и практический интерес, к которому обращались множество авторов. Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту вписывается в общую стратегию образовательной политики нашей республики на современном этапе, первейшей задачей которой является достижение высокого качества образования, его соответствия потребностям личности, общества и государства. Востребованность профессии, связанной со спортивно-педагогической деятельностью, вызвана еще и тем, что Президент Республики Н.А. Назарбаев 14 декабря 2013 года в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» подчёркивает, что физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства [1].
Обновление системы физкультурного образования выдвигает задачу улучшения процесса подготовки специалистов. В новой концепции профессионального образования профессиональное становление преподавателя физической культуры будет определяться стратегическими целями государства, характером новых социальных идеалов, на что и направлено его развитие. Новые социальные идеалы должны найти свое отражение в целях деятельности учреждений и организаций, где происходит профессиональное становление специалистов по физической культуре, они определят и направление его построения [2].
Для решения проблем нового века образование должно ориентироваться на новые задачи и социальные потребности, изменить представление о целях образования. Его новые концепции должны предусмотреть возможности создания каждому человеку условий для профессионального развития. Каноны дисциплинарной модели обучения в вузе стали узкими для решения новых задач.
Как известно, перечень причин, вызывающих недовольство качеством подготовки учителей, велик. Но, это порождено несоответствием образовательной системы профессиональной подготовки современным представлениям о личности и её профессиональном становлении, профессиональном труде учителя и новым методологическим ориентациям педагогической деятельности.
Подготовка будущего педагога нового тысячелетия также требует пересмотра учебных планов, программ, разработки современного учебно-методического комплекса, внедрения новых технологий преподавания и диагностики профессиональной деятельности, оценки и контроля знаний студентов, повышения квалификации самого преподавателя.
Значимость проблем, связанных с подготовкой учителя, никогда не подвергалась сомнению, однако в современных условиях они приобрели особую актуальность в связи с тем, что в системе образования Казахстана происходят кардинальные преобразования, вызванные:
- модернизацией системы образования, вызванной потребностью формирования новой системы ценностей, сфокусированной на свободно самореализующемся индивиде, способном к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности;
- сменой традиционной парадигмы образования, в которой усвоения готовых знаний становится явно недостаточно, когда обучающийся из пассивного объекта превращается в активного субъекта образовательного процесса при изменении роли и функции преподавателя;
- вхождением Казахстана в единое мировое образовательное пространство, что потребовало введения двенадцатилетнего общего образования, перехода на кредитную систему в бакалавриате;
- информатизацией всей системы образования; подготовки специалиста физической культуры рассматривается нами как совокупность форм, средств и методов образования и практики, стимулирующих развитие культуры, творчества личности, её способности к продуктивному освоению всего объема новейшей информации, разнообразию и диапазону знаний, к грамотному и эффективному решению разнообразных социально-профессиональных задач.
Характер педагогической деятельности преподавателя физической культуры гуманитарного вуза постоянно ставит его в коммуникативные позиции. В такой ситуации усиливается проявление качеств, способствующих межличностному взаимодействию со студентами и преподавателями. К таким качествам преподавателя физической культуры необходимо отнести способности к рефлексии, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Развитие этих качеств у будущего преподавателя будет стимулировать состояние интеллектуального потенциала, креативного поиска и др. Преподаватель физической культуры должен быть развитой творческой личностью. В настоящее время развитие творчества преподавателя физической культуры должно сливаться с линией профессионального становления, так как профессиональное самовыражение, движение к профессиональному идеалу невозможны без творчества, творческой деятельности. Профессиональный путь преподавателя физической культуры представляет собой креативный процесс этапного включения в систему профессиональных отношений, связанных с профессиональной самореализацией и самоутверждением. Профессиональный путь преподавателя связан с выбором, поэтапным присвоением профессиональных связей и отношений и ведет его к развитию личности или ее деградации. Профессиональный путь объединяет и личную жизнь преподавателя, ею он взаимосвязан с социальной средой [3].
Исследователи считают, что целостность и системность общепедагогической подготовки студентов достигается при соблюдении таких условий, когда осуществляется взаимосвязь теоретического и практического обучения; используется система средств, предусматривающих единство процессуально-содержательных и мотивационно-ценностных сторон подготовки; соблю-
даются определённые педагогические условия; осуществляется единство принципов общепедагогической подготовки будущих учителей и взаимосвязь её функций. Не случайно, на современном этапе, развитие новых интеллектуальных потребностей и ценностных ориентаций в современном обществе актуализирует проблемы повышения качества подготовки будущих педагогов физической культуры, совершенствования его методологической основы и поиска эффективных образовательных технологий и т. д.
Поэтому в системе высшего образования в современных условиях уже придаётся особое значение проявлениям новых качеств, общественного статуса, и пониманию её как особой сферы, оставляющей за собой одну из первоочередных задач - опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов, способных гибко и конкурентоспособно применять полученные профессиональные знания в практической деятельности [4].
Профессиональную подготовку будущего учителя физической культуры, традиционно понимаемую как освоение правил, норм, способов профессиональной деятельности, правомерно рассматривать как процесс накопления и обогащения студентом опыта целостной профессиональной деятельности. Предложенное понимание соответствует тенденциям модернизации современного высшего педагогического образования, т. к. учитывает движение студента к самоопределению, развитие способов саморегуляции, формирование умений исследования развития человека в жизнедеятельности и собственной профессиональной деятельности; специфику современной педагогической деятельности.
Цель высшего педагогического образования - подготовка профессионально компетентного педагога новой формации, способного творчески подойти к решению проблем становления, развития личности обучающегося [5]. Задачи:
- обеспечить профессионально-педагогическую направленность подготовки будущих учителей физической культуры к организации деятельности в системе «педагоги-учащиеся», а также формирование у них профессионально значимых качеств;
- максимально использовать возможности дисциплин общеобразовательного цикла, учебных предметов вуза для формирования поликультурной личности будущего учителя физической культуры с развитым мировоззрением и мышлением;
- формировать через содержание педагогического образования у студентов качества педагога-исследователя, владеющего современными образовательно-воспитательными технологиями;
- осуществлять в учебно-воспитательном процессе вуза взаимосвязь спецдисциплин с предметами социально-гуманитарного и психолого-педагогического циклов с целью формирования целостной личности педагога.
Требования, предъявляемые обществом к специалистам с высшим педагогическим образованием, за последние годы существенно повысились. Учитель новой формации - это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, личность, представленная не как простая сумма свойств и характеристик (как это традиционно излагалось в квалификационных характеристиках по учительским специальностям), а целостное динамическое образование, логическим центром и основанием которого является потреб-ностно-мотивационная сфера, составляющая ее социальную и профессиональную позицию.
В идеале учитель должен ясно понимать самоценность, аксиологии образования, быть «человеком в культуре», «человеком капиталом знании и багажа» прекрасно знать соотношение духа и души тела, технологию преподавания предмета, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.
Будущий педагог физической культуры должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, студентов предвидеть её результаты, корректировать возможные отклонения. Для достижения такого результата необходимо выстроить подготовку будущего учителя в вузе поэтапно, создавая следующие условия для постепенного формирования его как личности.
Профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью - педагогической реальностью. Следовательно, ведущая идея профессиональной подготовки