УДК 371
Куатбеков Ш.Н., Каргапольцева Н.А.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: [email protected] ; [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КАХЗАХСТАН
KuatbekovSH.N., Kargapol'ceva N.A.
Orenburg state university, Orenburg, Russia Е-mail: [email protected] ; [email protected]
TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR THE YOUTH OF THE REPUBLIC OF KAKHSAKHSTAN
Забота о здоровье подрастающего поколения подразумевает не только борьбу с болезнями, профилактику заболеваемости, но и обоснование концепций здорового образа жизни, использование широкого комплекса мер по продлению активной трудовой деятельности человека.
Направленная педагогическая разработка проблемы укрепления здоровья молодежи, формирование установок и ценностных ориентаций растущего человека на идеи и идеалы здорового образа жизни имеет исключительное значение для современного образовательного процесса не только в теоретическом, но и в практическом отношении. В этой связи возникают новые требования к профессиональной подготовке будущих учителей и, прежде всего, учителей физической культуры для системы общего образования. Особое внимание уделяется повышению качества подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях.
Вместе с тем, сопоставление результатов научных поисков и педагогической практики в области подготовки будущих учителей физической культуры к формированию здорового образа жизни молодежи Республики Казахстан показывает, что содержание теоретических исследований в этом направлении значительно опережает практику подготовки студентов на факультетах физической культуры вузов. Поэтому актуальной педагогической задачей является гуманитаризация образовательной среды вуза, где ориентация будущих специалистов - и не только в области физической культуры - на всемерное утверждение здорового образа жизни выступает важнейшим критерием качества современного высшего образования.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, физическое воспитание, будущий учитель, гуманитарная среда вуза.
Care of health of younger generation means not only fight against diseases, prevention of incidence, but also justification of concepts of a healthy lifestyle, use of a wide package of measures for extension of active work of the person.
The directed pedagogical development of a problem of strengthening of health of youth, formation of installations and valuable orientations of the growing person to the ideas and ideals of a healthy lifestyle has exclusive value for modern educational process not only in theoretical, but also in the practical relation. In this regard there are new requirements to vocational training of future teachers and, first of all, teachers of physical culture for the system of the general education. Special attention is paid to improvement of quality of training of future experts in higher educational institutions.
At the same time, comparison of results of scientific search and student teaching in the field of training of future teachers of physical culture for formation of a healthy lifestyle of youth of the Republic of Kazakhstan shows that the content of theoretical researches considerably advances practice of training of students in this direction at faculties of physical culture of higher education institutions. Therefore a relevant pedagogical task is humanitarization of the educational environment of higher education institution where orientation of future experts - and not only in the field of physical culture - on the every possible statement of a healthy lifestyle acts as the most important criterion of quality of modern higher education.
Key words: healthy lifestyle, physical culture, physical training, future teacher, humanitarian environment of higher education institution.
Одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования Республики Казахстан, является формирование здорового образа жизни молодежи [1].
Ориентация на здоровый образ жизни выступает важнейшей составляющей образовательной подготовки будущего учителя физического воспитания, его определяющей характеристикой как квалифицированного специалиста. В этой связи особое внимание следует уделить повышению качества подготовки в высших учебных
заведениях будущих специалистов в области физического воспитания, способных и готовых к формированию духовной личности обучающихся как непременного атрибута становления и бытования здорового образа жизни.
В различные исторические периоды общественной жизни великие педагоги и мыслители отмечали социокультурную важность и образовательную значимость идеи воспитания всесторонне и гармонично развитой личности растущего человека, формирования здоровых людей с хоро-
шей физической подготовкой, способных стойко и мужественно противостоять превратностям судьбы, неустанно и последовательно добиваться своих жизненных целей [2], что обуславливало необходимость исследования и научного обоснования концепций, принципов и программ развития теории, методологии и практики физического воспитания подрастающего поколения.
Развитие теории и методологии физического воспитания также имеет свои исторические этапы.
Первый этап был связан с обобщением ежедневного эмпирического опыта о воздействии движения на организм, осознание того факта, что «упражнения для движения» эффективны и оказывают положительное влияние на жизнедеятельность человека, что послужило началом формирования теории и практики физической культуры в более позднее историко-культурное время. В течение второго этапа, охватывающего временной период Античности и Средневековья, анализировалась и изучалась эффективность влияния физических упражнений на деятельность организма и внутренних органов, учитывалась их важность в развитии жизненной активности, в повышении силы воли, мужества и навыков движений; появились первые методические обобщения относительно эффективности использования различных движений, упражнений, соревнований, военных игр в образовательно-педагогических целях.
Третий этап начинается с эпохи Возрождения, продолжается вплоть до конца XIX века и соотносится с периодом накопления образовательных и практических ресурсов теории и методологии физического воспитания. В эпоху Возрождения физическое воспитание рассматривалось как необходимая составляющая образовательного развития человека, что обусловило разработку первых научно обоснованных теорий этого процесса. В XVIII веке началось исследование биомеханических свойств физических упражнений, используемых в физическом воспитании, а позже, в XIX веке появились работы, описывающие особенности физического воспитания с точки зрения функциональной деятельности человеческого организма [3].
Начинающийся с конца XIX века четвертый этап формирования теории и методологии физического воспитания характеризуется дальнейшей
систематизацией опыта и знаний о физическом воспитании как предмете обучения и воспитания, проведением специальных исследований и экспериментов. Наиболее заметной фигурой в этой области является П.Ф. Лесгафт [4], его учение о физическом развитии личности и методологические идеи имеют большое значение в формировании теории современного физического воспитания.
Пятый этап традиционно соотносится с советским периодом развития науки физического воспитания, с активным формированием теории и практики физического образования в продуктивном взаимодействии с расширяющимся спектром наук о человеке.
Длящийся по настоящее время шестой этап развития теории и методологии физического воспитания предельно фокусирован на идеях и идеалах здорового образа жизни, характеризуется широким применением в национальном физическом образовании лучших мировых практик физического воспитания, расширением представлений о возможностях человеческого тела, продуктивной интеграцией традиционных методов и передовых образовательных технологий в педагогической инструментовке процесса физического развития личности.
Особую значимость в физическом воспитании обучающихся приобретает ориентация на личностно-развивающие возможности гуманитаризации образовательной среды (Н.А. Каргапольцева) [5], равно как и на реализацию гуманитарного потенциала проектирования в образовании, выступающего в качестве значимого педагогического средства личностного развития будущего специалиста, способного к адекватному креативному решению многогранной профессионально-жизненной проблематики наступившего века (И.Н. Чарикова) [6].
Тем самым теория и методология физического воспитания получает возможность укрепления своих научных позиции, конкретизации содержания и смыслов физического образования в современных реалиях педагогической действительности, поскольку имеет свою собственную философию развития, законы и внутренние отношения, особенности, методы и личную историю, которые реализуются и развиваются во многих проявлениях человеческой деятельности, ориентированных на всемерное утверждение идеалов и идей здорового образа жизни.
Педагогические науки
Большое внимание вопросам физического воспитания растущего человека уделялось в трудах известных ученых и мыслителей Средней Азии и Великой Степи.
Так, Аль-Фараби подчеркивал необходимость физического развития ребенка, отмечал важность умения разпознавать его благородные качества, воспитывая в нем добрые черты характера и способность к постоянному саморазвитию. Обосновывая понятие «здоровье тела» ученый полагал, что в воспитании каждого человека должны присутствовать и гармонично сочетаться следующие три качества - физическая сила, духовность и интеллектуальное рассуждение, - только так можно сформировать разносторонне развитую личность [7].
Великий просветитель казахского народа Абай Кунанбаев утверждал, что лишь тогда, когда физическое воспитание будет сочетаться с умственным, каждый человек будет не только красивым, но также и нравственно полноценным: осуществляя активный образ жизни, необходимо сочетать физическую силу тела с действиями, которые помогут саморазвитию и нравственному прогрессу, а не тратить ее на бездумные, глупые действия и поступки. Указывая на прямую связь физической силы, культуры и интеллекта, Абай подчеркивал необходимость воспитывать физически и нравственно здорового человека, обращаясь к духовному наследию народа, в частности, к мудрости поговорок и пословиц: «К истощенному организму все болезни привязываются», «У кого сила, у того благо в деле», «Болезнь с ветром влетает, с потом вытекает» и др. [8].
В историко-культурных традициях народной педагогики физического воспитания казахстанской молодежи особая, «уникальная» роль отводилась игровым формам и методам [9]. На казахской земле игры и упражнения, движения с соревновательным характером - как основа физического воспитания - считались не только эффективным средством увеличения физической силы детей, но и важным фактором достижения национальной идентичности, воспитания духовных и культурных ценностей у подрастающего поколения 10].
Современные представители казахстанской педагогики так же подчеркивают, что физическое развитие тела неотделимо от становления здоровой, духовной и гармонично развитой
личности человека. Определяющая роль в формировании здорового образа жизни граждан Республики Казахстан принадлежит современному учителю физической культуры, призванному способствовать реализации в системе общего образования концептуальные основы воспитания юных казахстанцев [11].
Неотъемлемой частью личности учителя физической культуры выступает его педагогическая культура - уникальный феномен общей культуры специалиста-профессионала, реализуемый в образовательной деятельности в соотвествии с мировоззренческими идеалами гуманности, нравственности, педагогической этики и красоты.
Продуктивно интегрируя взаимосвязанные компоненты личности учителя, педагогическая культура обогащает и способствет максимальному развитию каждого из них, тогда как проникающее присутствие содержательно-смысловых реалий физической культуры в многогранной деятельности педагога дает основание к выделению непосредственно связанной с формированием здорового образа жизни воспитанников составляющей - «физической культуры личности учителя», обращенной к чрезвычайно важным аспектам его физического самообразования и самосовершенствования.
Поэтому в ходе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры уделять должное внимание этой стороне становления личности будущего педагога, поскольку значимость личного примера учителя в формировании у воспитанников ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является несомненным и предельно действенным фактором и фактом.
Это тем более важно в педагогическом отношении, поскольку, согласно исследованиям специалистов, почти 75% заболеваний взрослых возникает в детском возрасте, что убедительно доказывает необходимость направленной работы всех учителей и прежде всего учителя физической культуры по овладению ценностями здорового образа жизни обучающимися и воспитанниками, что имеет самое непосредственное отношение к реализации гуманитарных констант и оснований подлинной педагогики гуманизма [12].
В заключение следует отметить, что физическая культура является неотъемлемой частью физического воспитания личности растущего человека на всех этапах непрерывного образования.
В современных условиях общество осознало исключительную значимость проблемы формирования здорового образа жизни молодежи. Ученые разных направлений призывают преподавателей и выпускников вуза принять
на себя ответственность за будущее молодежи, быть способными к позитивной предприимчивости в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения.
13.12.2017
Список литературы:
1. Назарбаев, Н.А. Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев / Н.А. Назарбаев. - Алматы : Бшм, 1997. - 257 с.
2. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский [и др.]; сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1989. - 416 с.
3. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун ; под общ. ред. В.В. Столбова; пер. с венгерского. - М.: Радуга, 1982. - 400 с.
4. Лесгафт, П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт; сост. И.Н. Решетень. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 359 с.
5. Каргапольцева, Н.А. Педагогические аспекты гуманитарной трансформации социализирующей среды / Н.А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - №2 (138). - С. 66-71.
6. Чарикова, И.Н. Реализация гуманитарного потенциала проектирования в образовании как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / И.Н. Чарикова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2017. - С. 3002-3005.
7. Аль-Фараби, Абу Наср Мухаммед Социально-этические трактаты / Аль-Фараби, Абу Наср Мухаммед; пер. с арабского. -Алма-Ата: Наука, 1973. - 400 с.
8. Таникеев, М.Т. Мир народного спорта / М.Т. Таникеев. - Алмата: Санат, 1998. - 288 с.
9. Ауезов, М. Собрание сочинений / М. Ауезов. - Алматы : Жазушы, 1969. - Т. 11. - Шытармалар. - 234 с.
10. Таникеев, М.Т. О спортивных традициях казахского народа и их современных проблемах / М.Т. Таникеев // История и организация физической культуры: Материалы расширенной научн. конф. - Ереван, 1971. - С. 10-16.
11. Концептуальные основы воспитания. Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от «22» апреля 2015 года №227 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nao.kz/loader/fromorg/2/47.
12. Каргапольцев, С.М. Гуманитарные измерения педагогики / С.М. Каргапольцев // Образовательная среда в условиях модернизации системы образования: региональный аспект. Материалы Международной научно-практической конференции. Смоленск. - Санкт-Петербург: Университетские Образовательные Округа, 2014. - С. 70-73.
References:
1. Nazarbaev N.A. Kazahstan — 2030: Procvetanie, bezopasnost' i uluchshenie blagosostoyaniya vsekh kazahstancev [Kazakhstan - 2030: Prosperity, security and well-being of all Kazakhstanis]. Almaty: Bilim, 1997, 257 p.
2. Komenskij YA.A. et al., comp. Klarin V.M., Dzhurinskij A.N. Pedagogicheskoe nasledie [Pedagogical heritage]. M.: Pedagogika, 1989, 416 p.
3. Kun L., general editor. Stolbova V. V. Vseobshchaya istoriyafizicheskoj kul'tury i sporta [The general history of physical culture and sports]. M.: Raduga, 1982, 400 p.
4. Lesgaft P.F., comp. Resheten' I.N. Izbrannye trudy [Selected Works]. M.: Fizkul'tura i sport, 1987, 359 p.
5. Kargapol'ceva N.A. Pedagogicheskie aspekty gumanitarnoj transformacii socializiruyushchej sredy. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of OSU], 2012, no. 2 (138), pp. 66-71.
6. CHarikova I.N. Realizaciya gumanitarnogo potenciala proektirovaniya v obrazovanii kak pedagogicheskaya problema. Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii; Orenburg. gos. un-t [University complex as a regional center for education, science and culture: materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference, OSU]. Orenburg: OGU, 2017, pp. 3002-3005.
7. Al'-Farabi Abu Nasr Muhammed Social'no-ehticheskie traktaty [Socio-ethical treatises]. Alma-Ata: Nauka, 1973, 400 p.
8. Tanikeev M.T. Mir narodnogo sporta [World of folk sport]. Almata: Sanat, 1998, 288 p.
9. Auezov M. Sobranie sochinenij [Collected works]. Almaty : ZHazushy, 1969, vol. 11, SHygarmalar, 234 p.
10. Tanikeev M.T. O sportivnyh tradiciyah kazahskogo naroda i ih sovremennyh problemah Istoriya i organizaciya fizicheskoj kul'tury: Materialy rasshirennoj nauchn. konf. [History and organization of physical culture: Proceedings of the expanded scientific. conf.], Erevan, 1971, pp. 10-16.
11. Conceptual bases of education. Approved by the order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan from 22 April, 2015 No. 227. Available at: http://nao.kz/loader/fromorg/2/47.
12. Kargapol'cev S.M. Gumanitarnye izmereniya pedagogiki Obrazovatel'naya sreda v usloviyah modernizacii sistemy obrazovaniya: regional'nyj aspekt. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The educational environment in the context of modernization of the education system: the regional dimension. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Smolensk, Sankt-Peterburg: Universitetskie Obrazovatel'nye Okruga, 2014, pp. 70-73.
Сведения об авторах:
Куатбеков Шеризат Ниеталыулы, старший преподаватель кафедры физической культуру и начальной военной подготовки Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета
E-mail:[email protected].
120014, Республика Казахстан, г. Кызылорда, ул.Айтеке Би, 29 А, тел. 8 (7242)271632 Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук E-mail: [email protected] 460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3319, тел. (3532) 372591