Научная статья на тему 'Основы организации деятельности педагога-продюсера в вузах'

Основы организации деятельности педагога-продюсера в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRODUCER / ПЕДАГОГ-ПРОДЮСЕР / TEACHER-PRODUCER / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / МУЗЫКА / MUSIC / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИСКУССТВО / ART / СИСТЕМА / SYSTEM / ПРОДЮСЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахметов А.Т.

Современное состояние шоу-бизнеса требует подготовки педагогов продюсеров. Модернизация казахстанского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к технологиям преподавания, расширения арсенала методологических приёмов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Вместе с тем, именно обновление профессиональной подготовки может выступать в качестве средства, способного улучшать художественные вкусы публики, повышать её эстетический потенциал, развивать культурный уровень, реализуя тем самым интеллектуально-эстетическую функцию искусства. Сложные процессы перехода к рыночной экономике обуславливают возрастание роли основы работы педагога-продюсера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASICS OF ORGANIZING THE ACTIVITIES OF A TEACHER-PRODUCER IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The modern state of show business requires training of teachers and producers. Modernization of Kazakhstan's education is directed not only to change the content of subjects but also the changing approaches to teaching technology, expanding the Arsenal of methodological techniques, intensification of activity of students during classes, approaching themes to real life situations and the ways of solving the most acute social problems. However, update training can act as a means to improve the artistic tastes of the public, to improve its aesthetic potential, to develop the cultural level, implementing thus the intellectual-aesthetic function of art. The complex processes of transition to a market economy due to the increasing role of fundamentals teacher-producer.

Текст научной работы на тему «Основы организации деятельности педагога-продюсера в вузах»

но-ориентированная модель. В центре теоретической модели личностно-ориентированного образования - развитие личности студента как человека культуры, как субъекта деятельности, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности [5].

Преподавание - сложная профессия, требующая комплекса знаний и компетенций. Содержание учебных программ должно включать изучение предметов, а также профессиональные знания, совмещенные с практикой. Кроме того, такие программы должны иметь существенную исследовательскую компоненту. Основной задачей теоретического и практического профессионального обучения учителей физкультуры может стать формирование педагогической компетентности будущих учителей физического воспитания. К сожалению, как показывает опыт нынешнего преподавателя физкультуры, следует учесть, во-первых, недостаточный уровень методологического обеспечения, развития профессиональной и педагогической подготовки студентов физкультуры в условиях высшего профессионального образования; во-вторых, повышенные требования к существующей системе обучения студентов в высшем учебном заведении и требования к их профессиональной подготовке. Требования,

Библиографический список

предъявляемые к современному учителю, предполагают у него наличие глубокого знания предмета преподавания, владение передовыми педагогическими методами и его способность к построению рефлексивной практики, позволяющей адаптировать его профессиональную деятельность как к потребностям каждого отдельного ребёнка, так и к группе учащихся в целом.

Таким образом, в контексте общей образовательной стратегии современного профессионального образования в Республике Казахстан организация учебной деятельности педагогического колледжа направлена на обеспечение комплексного процесса развивающего образования будущих учителей начальных классов, включающего в себя индивидуализацию обучения, воспитания, социализации, то есть комплексного использования психологических и дидактических теорий обучения. Для подготовки кадров системе образования необходимо решить следующие группы задач, отражающие подготовку будущих педагогов в области образования: знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей образовательной среды; умение планировать учебный процесс для совместного, паритетного обучения, осуществление профессионального самообразования по вопросам обучения.

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

2. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. Шуя: Издательство ШГПУ, 2008.

3. Решетникова О.А., Рубцов В.В. Ключевая роль в обновленной системе образования. Школьный психолог. 2010; 10.

4. Царев С.А. Формирование готовности будущего учителя к конструктивному взаимодействию. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Оренбург, 2002.

5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003; 10: 8 - 14.

References

1. Alekseev N.A. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie; voprosy teorii i praktiki: monografiya. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008.

2. Burlakova T.V. Individualizaciya professional'noj podgotovki studentov: konceptual'nye osnovy: monografiya. Shuya: Izdatel'stvo ShGPU, 2008.

3. Reshetnikova O.A., Rubcov V.V. Klyuchevaya rol' v obnovlennoj sisteme obrazovaniya. Shkol'nyjpsiholog. 2010; 10.

4. Carev S.A. Formirovanie gotovnosti buduschego uchitelya k konstruktivnomu vzaimodejstviyu. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2002.

5. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; 10: 8 - 14.

Статья поступила в редакцию 02.02.18

УДК 378

Rakhmetov A.T., Kazakh National Academy of Arts n.a. T. Zhurgenov (Astana, Kazakhstan),

Е-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

BASICS OF ORGANIZING THE ACTIVITIES OF A TEACHER-PRODUCER IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The

modern state of show business requires training of teachers and producers. Modernization of Kazakhstan's education is directed not only to change the content of subjects but also the changing approaches to teaching technology, expanding the Arsenal of methodological techniques, intensification of activity of students during classes, approaching themes to real life situations and the ways of solving the most acute social problems. However, update training can act as a means to improve the artistic tastes of the public, to improve its aesthetic potential, to develop the cultural level, implementing thus the intellectual-aesthetic function of art. The complex processes of transition to a market economy due to the increasing role of fundamentals teacher-producer.

Key words: producer, teacher-producer, manager, music, communication, education, art, system.

А.Т. Рахметов, Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова, г. Астана, Казахстан,

Е-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПРОДЮСЕРА В ВУЗАХ

Современное состояние шоу-бизнеса требует подготовки педагогов продюсеров. Модернизация казахстанского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к технологиям преподавания, расширения арсенала методологических приёмов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Вместе с тем, именно обновление профессиональной подготовки может выступать в качестве средства, способного улучшать художественные вкусы публики, повышать её эстетический потенциал, развивать культурный уровень, реализуя тем самым интеллектуально-эстетическую функцию искусства. Сложные процессы перехода к рыночной экономике обуславливают возрастание роли основы работы педагога-продюсера.

Ключевые слова: продюсерство, педагог-продюсер, менеджер, музыка, коммуникация, образование, искусство, система.

Современное состояние шоу-бизнеса требует подготовки педагогов продюсеров. В наших казахстанских вузах ещё недостаточно готовят будущих специалистов в этом направлении.

В решении задач развития подготовки будущих специалистов играет система образования и целенаправленность высшей школы на разработку и внедрение интегрированных программ

воспитания и развития коммуникативной деятельности. Система подготовки продюсеров строится на освоении основных теоретических знаний в области искусствоведения, культурологии, менеджмента, экономики, юриспруденции, но мы считаем, что недостаточно изучаются дисциплины, призванные воспитывать коммуникативную культуру, педагогические, психологические аспекты. Продюсерская деятельность - это сложный многоуровневый процесс, ряд последовательных действий, которые доводят проект до узнаваемости и востребованности. Деятельность в сфере шоу-бизнеса имеет свои особенности, но, несмотря на это, она также подчиняется законам, характерным и для других видов общественной деятельности. Эта деятельность включает в себя множество процессов, таких, как финансовые, кадровые, социальные и многие другие. Низкий уровень интеллектуальной культуры начинающих продюсеров приводит к увеличению числа стрессов в процессе адаптации к новым производственным условиям, возникновению межличностных конфликтов, снижению уровня удовлетворённости социально-культурной деятельностью.

Проблематика деятельности педагога продюсера исследуется в предметах обществоведческих наук, изучающих различные грани коммуникативной деятельности, разновидности коммуникационных каналов и коммуникационных институтов. Для сегодняшнего педагога соответствовать требованиям времени -значит не останавливаться в своём профессиональном развитии на протяжении всей жизни.

Учитывая сложность рассматриваемого явления, считаем, что лишь междисциплинарный подход может помочь прийти к адекватно полным выводам. Исследование основано на достижениях науки в различных отраслях социально-гуманитарных знаний и синтезе передовых педагогических технологий в развитии основы организации педагога-продюсера, требующих корректировки образовательных программ. Обязательным условием корректировки образовательных моделей выступает единство и взаимодополняемость образования и культуры, что определяет трактовку практической социально-культурной деятельности, как важнейшего условия развития личности и парадигмальный подход образовательного процесса [1]. При этом, образование, как форма развития культуры и реализации ее творческого потенциала, обеспечивает развитие человеческой индивидуальности и подготовку личности к успешному существованию в социуме и культуре [2; 3], что определило теоретическую базу по подготовке специальности будущего педагога продюсера.

Продюсер приобретает право получить дополнительное профессиональное образование в любом учебном заведении, пройти переподготовку кадров, повышение квалификации. Он должен заниматься самообразованием. Процесс образования должен быть направлен на постоянный личностный рост.

Педагог-продюсер должен сам быть методически подкован, владеть разными инновационными технологиями, следить за нововведениями образования. Только так удастся не отстать от требований времени. Вместе с тем, именно продюсерство может выступать в качестве средства, способного улучшать художественные вкусы публики, повышать её эстетический потенциал, развивать культурный уровень, реализуя тем самым интеллектуально-эстетическую функцию искусства.

Важны также социологический, воспитательный, психологический и демографический факторы: подготовленность слушателя, менталитет публики больших и малых городов, уровень развития культурно-образовательных учреждений. Сложные процессы перехода к рыночной экономике обуславливают возрастание роли основы работы педагога-продюсера. Теоретические основы работы педагога-продюсера зависят процессы от производства и потребления культурного продукта. Повышение роли воздействия коммуникаций на все стороны жизни человека, наращивание интелектуального потенциала общества становится основным условием его развития и обеспечения конкурентоспособности в сфере бизнеса, образования, науки, экономики, производства, предпринимательства и других областей. Профессиональная деятельность менеджера, журналиста, продюсера, режиссёра, педагога и представителей других социально-значимых профессий не может осуществляться без коммуникаций. Их профессиональная успешность будет зависеть от уровня сфор-мированности коммуникативной, интеллектуальной культуры.

Проблема развития коммуникативной культуры будущего продюсера в системе высшего образования до настоящего времени изучена недостаточно. Практические курсы и тренинги не всегда используют возможности метаметодической интеграции и

внедряются без учёта профессионально-ориентированной специфики образования. Указанные выше исследования подробно характеризуют функции и содержание культуры личности, выявляют общие закономерности её формирования, определяют интерактивные технологий в развитии компетентности специалистов культурной деятельности. Полученные в этих работах результаты могут послужить теоретической и прагматической базой, которая позволяет рассмотреть процесс формирования коммуникативной культуры продюсеров в образовательном пространстве вуза.

Актуальность данной темы исследования определяется широким кругом проблем: необходимостью обучения педагога-продюсера, умеющего активно взаимодействовать в различных формах коммуникации и нехваткой такого рода подготовленных специалистов; выявлением теоретико-методологической основы повышения коммуникативной компетентности будущих продюсеров; наличием значительных ресурсов формирования психолого-педагогической деятельности педагога-продюсера; конструирования в учебных программах подготовки продюсеров и отсутствием интегрированной системы дисциплин, ведущих к развитию последней.

Коммуникации сопровождают профессиональную деятельность продюсера от стадии маркетинговых исследований по оценке продюсерской идеи проекта до реализации этой идеи в художественном продукте.

Теоретические основы работы педагога-продюсера зависят процессы от производства и потребления культурного продукта. Повышение роли воздействия коммуникаций на все стороны жизни человека, наращивание интеграционно-коммуникативного потенциала общества становится основным условием его развития и обеспечения конкурентоспособности в сфере бизнеса, образования, науки, экономики, производства, предпринимательства и других областей. Профессиональная деятельность менеджера, журналиста, продюсера, режиссера, педагога и представителей других социально-значимых профессий не может осуществляться без коммуникаций. Их профессиональная успешность будет зависеть от уровня сформированности коммуникативной культуры. Коммуникации сопровождают профессиональную деятельность продюсера от стадии маркетинговых исследований по оценке продюсерской идеи проекта до реализации этой идеи в художественном продукте.

Огромную роль в решении задач развития коммуникативной компетенции будущих специалистов играет система образования и целенаправленность высшей школы на разработку, и внедрение программ воспитания и развития коммуникативных компетенций. Система подготовки продюсеров строится на освоении основных теоретических знаний в области образования, искусствоведения, культурологии, менеджмента, экономики, юриспруденции, а дисциплины, призванные воспитывать коммуникативную культуру и развивать практические навыки бесконфликтного взаимодействия и управления производственно-творческими коллективами отсутствуют. Низкий уровень коммуникативной культуры начинающих продюсеров приводит к увеличению числа стрессов в процессе адаптации к новым производственным условиям, возникновению межличностных конфликтов, снижению уровня удовлетворенности социально-культурной деятельностью. Проблематика деятельности продюсера исследуется в предметах обществоведческих наук, изучающих различные грани коммуникативной деятельности, разновидности коммуникационных каналов и коммуникационных институтов.

В систему коммуникационного знания можно объединить следующие науки: философию, психологию, педагогику, психоанализ, прикладную культурологию. Из состава обществоведческих наук к коммуникативной системе можно отнести: лингвистику, литературоведение, искусствознание, журналистику. Довольно отчетливо выражена и в психологии, что является результатом бурного развития прикладной коммуникационной деятельности, востребованной политикой и бизнесом во второй половине двадцатого века [4]. Рекламное дело, паблик ри-лейшнз, деловое общение, имиджмейкерство, сегодня нуждаются в психологическом, а также педагогическом обосновании. Исследование данной проблемы затрагивают также социология культуры, семиотика, книговедение, теория массовой коммуникации.

Продюсер-педагог-мастер может принести в учебный процесс всё то новое, что накоплено в теории и практике с учётом специфики конкретных педагогических обстоятельств. Развитое педагогическое самосознание способствует приобретению сво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.