Научная статья на тему 'Критерии формирования художественно-эстетического мировоззрения студенческой молодежи в театре-студии'

Критерии формирования художественно-эстетического мировоззрения студенческой молодежи в театре-студии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1402
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ARTISTIC AND AESTHETIC WORLD OUTLOOK / КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / CRITERIA DESIGN / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH / ТЕАТР-СТУДИЯ / STUDIO THEATRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Н.И.

В статье рассмотрены и теоретически обоснованы компоненты структурно-психологической модели художественно-эстетического мировоззрения личности. Выявлены критерии и показатели формирования художественно-эстетического мировоззрения студентов в процессе творческой деятельности в театрестудии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF FORMATION OF STUDENTS' ARTISTIC AND AESTHETIC WORLD OUTLOOK IN THEATRE STUDIO

In the article the structural and psychological components of the model of artistic and aesthetic world outlook of the person are considered and theoretically grounded. The criteria and indicators of the formation of the artistic and aesthetic world outlook of students in the creative activity in the Theatre Studio are identifi ed.

Текст научной работы на тему «Критерии формирования художественно-эстетического мировоззрения студенческой молодежи в театре-студии»

УДК 79 Н.И. ЖУКОВА

доцент, кафедра режиссуры и мастерства актера, Орловский государственный институт искусств и культуры

E-mail: zhuana3@gmail.com

UDC 79 N.I. ZHUKOVA

Associate professor, Department of directing and acting, Orel State Institute of Arts and Culture E-mail: zhuana3@gmail.com

КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ТЕАТРЕ-СТУДИИ

CRITERIA OF FORMATION OF STUDENTS' ARTISTIC AND AESTHETIC WORLD OUTLOOK IN THEATRE STUDIO

В статье рассмотрены и теоретически обоснованы компоненты структурно-психологической модели художественно-эстетического мировоззрения личности. Выявлены критерии и показатели формирования художественно-эстетического мировоззрения студентов в процессе творческой деятельности в театре-студии.

Ключевые слова: художественно-эстетическое мировоззрение, критериальное проектирование, студенческая молодежь, театр-студия.

In the article the structural and psychological components of the model of artistic and aesthetic world outlook of the person are considered and theoretically grounded. The criteria and indicators of the formation of the artistic and aesthetic world outlook of students in the creative activity in the Theatre Studio are identified.

Keywords: artistic and aesthetic world outlook, criteria design, student youth, Studio Theatre.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в современном обществе, особенно актуальным является процесс личностного становления и развития молодёжи, ее мировоззрения, системы ценностей, духовного, творческого потенциала. Все чаще звучит идея о значимости культуры и искусства в жизни молодого человека. Творческая направленность всей деятельности человека выступает необходимым условием гармоничного развития индивидуальности. Именно внутренняя красота души как особое чувство гармонии, развитое художественно-эстетическое мировоззрение способны изменить окружающий мир человека. Художественно-эстетическое мировоззрение (далее ХЭМ) - это универсальная система образного миросозерцания, идеалов, теорий и вкусов, преломленных через призму красоты и духовности, структуры и цикличности, воплощенных в художественных образах искусства, выступающая средством познания мира.

На формирование художественно-эстетического мировоззрения студенческой молодежи огромное влияние оказывает театральное искусство, реализуемое в учебно-творческой практике театра-студии. Универсальность театра заключается в заинтересованности подавляющего большинства людей (особенно молодежи) как в готовых произведениях, так и в самом процессе театрального творчества во всех его проявлениях. Уже с конца Х1Х-начала XX века в отечественной педагогике утверждается осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и

художественно-эстетического воспитания. С другой стороны, художественно-эстетическое мировоззрение выступает как система ценностно-смысловых установок творчества.

Для теоретического обоснования педагогических условий повышения эффективности формирования ХЭМ молодежи в театре-студии нами была построена структурно-психологическая модель ХЭМ личности, а также выделены критерии и показатели уровней сфор-мированности ХЭМ студентов в процессе театрального творчества. В современных научных исследованиях критерий понимается как средство, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. По мнению Т.А. Ильиной, критерий в широком смысле означает то, на что следует равняться, с чем сверять те или иные достижения и результаты. Критерий должен иметь как содержательную характеристику (т.е. соотноситься с определенной целью и образовательной задачей), так и отражать уровень достигнутых результатов. Критерий всегда связан с выделением определенных показателей. Являясь средством диагностики, он, прежде всего, нужен для того, чтобы дать определенные ориентиры, помогающие в разработке дальнейших действий [5].

В определении компонентов психологической структуры ХЭМ мы опирались на психологические исследования в области мировоззрения. Так, Н.А. Менчинская и ее последователи, анализируя структуру мировоззрения, выделяют три основных компонента: интеллектуальный, побуждающе-мотивационный и

© Н.И. Жукова © N.I. Zhukova

действенно-практический. Интеллектуальный компонент рассматривается как система мировоззренческих знаний и умений, являющихся основой взглядов и убеждений - основных структурных единиц мировоззрения. Побуждающе-мотивационный компонент относят к оценочному аспекту мировоззрения, тесно связанному с направленностью личности (мотивы, интересы, идеалы) и с эмоциональными качествами личности. Действенно-практический компонент определяет поведение и деятельность личности.

Э.И. Моносзон рассматривает мировоззрение как совокупность познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов. Ряд авторов полагает, что мировоззрение состоит из интеллектуального, практически-действенного и эмоционально-волевого компонентов (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко). С. А. Смирнов выделяет нравственный, эмоциональный и волевой компоненты мировоззрения.

В диссертационных исследованиях последних лет мы также находим различные подходы к пониманию структуры мировоззрения. Так, Г.В. Позизейко выделяет когнитивную (гибкое, системное, творческое миропонимание), мотивационно-смысловую (целостное, системное, позитивное мировосприятие), эмоционально-ценностную (социально-направленное мироосмысление), саморегуляционную (волевое, адекватное, позитивное самоотношение), продуктивно-деятельностную (гибкое, творческое миропреобразование) стороны мировоззренческой культуры личности.

А.Л. Жохов считает, что мировоззрение представляет собой систему, основными структурными компонентами которой являются: эмоционально-ценностный блок: мотивы, психофизиологические предпосылки, установки, ценности; деятельностно-волевой блок: способы и средства учебной деятельности и коммуникации, «программы» и способы выхода из учебной ситуации, волевые акты; образно-знаниевый блок: совокупность обобщенных представлений, смыслов, знаний, «картина мира».

Согласно нашей модели, психологическая структура формирования ХЭМ личности в театре-студии состоит из четырех компонентов: когнитивно-художественного (миропонимание), мотивационно-ценностного (мировосприятие), креативно-личностного (мироотношение), активно-деятельностного (миропреобразование).

Далее рассмотрим подробнее содержание качественно-интегративных критериев, выявляющих сформированность ХЭМ у студентов в процессе творческой деятельности в театре-студии. Когнитивно-художественный компонент в психологической структуре ХЭМ характеризует уровень миропонимания личности. Оно проявляется у студентов в качестве осознания себя как субъекта эстетического отношения к действительности и предполагает теоретическое осмысление эстетического идеала, оценок, норм, художественных вкусов. Творческий и интегральный характер миропонимания обуславливает способность человека к актуализации приобретенных знаний в

духовно-эстетическом преобразовании действительности в жизни и профессиональной деятельности.

Функционирование когнитивно-художественной сферы ХЭМ проявляется в процессах активной мыслительной деятельности - аналитических, синтетических и интегративных навыках познания, в рефлексивном отражении мировоззренчески ценной информации сферы искусства и культуры, духовно-нравственном осмыслении общественно-исторических и экзистенциальных личностных процессов, выраженных в произведениях искусства. В содержании когнитивно-художественной сферы в составе ХЭМ особое значение имеет художественно-творческая познавательная активность, позволяющая усвоить совокупность социокультурных знаний, общечеловеческих ценностей, норм, идеалов, традиций, способов познания окружающего мира, зафиксированных в произведениях искусства. Также важным показателем является способность понимать и интерпретировать язык искусства для актуализации личностных аналитических и рефлексивных способностей в мировоззренческом осмыслении приобретенных культурологических и эстетических знаний. Это необходимо, прежде всего, для создания зрелой, целостной картины мира.

Картина мира в произведении искусства создается образными средствами, при этом она отражает индивидуальную картину мира в сознании художника и воплощается в отборе элементов содержания художественного произведения, структурных компонентов формы, а также в индивидуальном использовании образных средств. Владея развитым художественно-эстетическим сознанием, которое отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству, и выступает в качестве критерия когнитивно-художественного компонента в ХЭМ личности, студент актуализирует способность интегрально и синтетически отражать собственную картину мира в художественных образах. В таком случае искусство способно быть средством как познания мира и человека, так и отражением знаний через призму личностного духовно-эстетического опыта.

Мотивационно-ценностный компонент в структуре ХЭМ определяет степень духовно-нравственной зрелости студента. Главной задачей художественно-эстетического развития в мотивационно-ценностном аспекте является формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности. Связь мировоззрения и ценностей обширна, и мы должны говорить, прежде всего, о нравственно-ценностной его стороне, определяющей направленность нравственного поведения личности. Это нравственный аспект таких общесоциальных понятий, как идеал, цель и смысл жизни, а также определенный тип морали.

Анализ структурного состава ХЭМ позволил нам выделить идеал как его неотъемлемый компонент. Идеалы придают единство мировоззренческому знанию. Являясь ценностным компонентом мировоззрения, иде-

алы не просто включаются в состав мировоззренческих убеждений наряду со знаниями, эмоциями, верой, взглядами, волевой готовностью к действиям, но и, являясь смысло-жизненным ядром мировоззрения личности, задают человеку направление его жизни и деятельности. В связи с этим важным показателем ХЭМ является ценностная ориентация личности на духовно-эстетические идеалы мировой культуры.

Она, в свою очередь, обуславливает мотивацион-ную рефлексию как основу художественно-эстетической деятельности. В своем общем смысле понятие «рефлексия» (от лат. геАехю - возвращение назад, отражение) обозначает размышление, самонаблюдение, самопознание; форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих собственных действий и их законов [3]. Данное понятие разработано в трудах Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченова. Студент осознанно и системно в своей социальной, профессиональной и творческой деятельности руководствуется духовно-нравственными, альтруистическими мотивами, стремясь к саморазвитию и самосовершенствованию. Это позволяет регулировать свое поведение в системе общечеловеческих ценностей, следовать в своей повседневной жизни и всех видах деятельности критериям гармонии и красоты, нормам высокой нравственности и духовности.

Креативно-личностный компонент в психологической структуре ХЭМ проявляется в сфере ми-роотношения. Выделение креативно-личностного компонента в процессе формирования ХЭМ студентов обусловлено многочисленными современными психолого-педагогическими исследованиями, авторы которых рассматривают человека как «меру вещей», отдавая приоритет его самобытности, самоценности, уникальности и неповторимости (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, О.С. Булатова, Ф.Е. Василюк, С.А. Гильманов, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, И.Б. Котова, Д. А Леонтьев, Л.Н. Макарова, В.С. Мерлин, Л.Б. Орлов, В.А. Петровский, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.И. Щебетенко и др.). Данный подход к пониманию человека как уникальности, отдельного микрокосмоса вызвал к жизни более широкое употребление термина «индивидуальность». Индивидуальность понимается нами как неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. В психологическом отношении - как целостность характера человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей и способностей.

Ряд исследователей (Н.А. Дементьева, Н.А. Менчинская, Т.К. Мухина, Э.И. Моносзон, Н.Г. Огурцов, С.А. Смирнов и т.д.) включают также эмоции в состав мировоззрения. Данное предположение мотивируется тем, что мировоззрение всегда эмоционально окрашено. Знание становится убеждением

не только когда оно понято и усвоено, а когда оно еще и прочувствовано. Мировоззренческие чувства повышают устойчивость мировоззрения, придают ему активность. Исходя из этого, первым показателем креативно-личностного компонента ХЭМ является развитие эмпатии. Эмпатия - это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми. Развитие эмпатии посредством искусства способствует повышению коммуникативных навыков личности. Сопереживание (эмпатия) и коммуникативность - это категории, принадлежащие не только к психолого-педагогической, но и к театральной сфере, эмпатий-ная природа лежит в основе актерского творчества. Именно на сценической площадке процесс творческого взаимодействия неразрывно связан с развитием эмоциональной природы переживаний личности студента. Высокий уровень эмпатийности обуславливает глубинное переживание актера в условиях игровой ситуации или «эмоциональных аналогов будущего переживания» (А.Н.Малюков), а также состояние катарсиса (эстетического переживания, связанного с очищением души) при восприятии произведения искусства. Это способствует обогащению чувственно-эмоционального опыта студента, подкрепляя мировоззренческие убеждения.

В качестве важной составляющей креативно-личностного компонента в структуре ХЭМ нами выявлена самоидентификация личности как творчески активного субъекта. Достигнутая или зрелая идентичность в период юношества представляет собой благополучное завершение кризиса идентичности, возникновение новой самотождественности, переход от поиска себя к практической самореализации. «Этим статусом обладает человек, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели и ценности такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни» [2]. В процессе театрального творчества у студента начинают складываться представления о себе как субъекте художественно-творческой деятельности, и начинает формироваться творческое Я. Такая самоидентификация является важным условием самореализации личности в выбранной профессии.

Результативным показателем формирования ХЭМ студента в театре-студии является развитие креативности в решении художественно-эстетических задач. Понятие креативности мы связываем с понятием творчества. Каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность

управления собственной жизнью и создается собственный стиль (А. Адлер). Компенсационная теория творчества А. Адлера рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека архитектором своей собственной жизни и творцом своей личности. Творчество рассматривается как образ жизни человека (а не только как решение конкретных задач), а человек - как творец собственной жизни (Э. Фромм, Г. Олпорт и др.). Э. Фромм определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [8]. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота. Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны, прежде всего, самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный (оригинальный) способ решения уже готовых тем и проблем и т. д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и пассивности в мыслительной и исполнительной деятельности. На основе всего вышесказанного нами было выделено становление индивидуальности на основе ее творческой природы как качественно-интегративный критерий, соответствующий креативно-личностному компоненту психологической структуры ХЭМ.

Активно-деятельностный компонент в психологической структуре ХЭМ проявляется в сфере миропре-образования. Соглашаясь с выводами Н.А. Менчинской и Т.К. Мухиной, мы рассматриваем вопрос о действенном характере мировоззрения, который предполагает сформированность волевых качеств личности. Это имеет важнейшее значение при оперировании взглядами и убеждениями, поскольку у человека, обладающего сформированным мировоззрением, его мотивы, оценки, идеалы проникнуты волевым началом, побуждающим к деятельности. Прежде всего, это проявляется в таком показателе данного компонента как владение способами и приемами осуществления творческой деятельности в сфере театрального искусства. Театральное творчество является для студента одним из основных способов расширения и углубления личностных, индивидуально-творческих способностей. При этом важна самостоятельность в воплощении художественно-эстетических идей в процессе театрального творчества, что обуславливает принятие личностью функции творца, то есть преобразователя, создателя нового. Активно-действенный компонент ХЭМ также проявляется в ярко выраженном интересе студента к постоянному культурному, профессиональному и личностному развитию, в умении создавать оригинальные художественные образы, подбирать адекватные средства выражения, выстраивать сложные ассоциативно-образные ряды.

Эти показатели составили критерий ХЭМ, соответ-

ствующий активно-деятельностному компоненту, который мы определили как самореализацию в творческой деятельности. Данный критерий выявляет развитие у студентов и реализацию в их жизни творческих способностей, способностей создавать художественные ценности и воспринимать их в этом качестве. Это характеризуется процессом создания художественных ценностей, художественным творчеством, т.е. художественной обработкой, облагораживанием, одухотворением различных материалов, вещей, процессов и т.д., а также творением искусственных, эстетически и художественно значимых форм и смыслов, созданием произведений искусства. Особая значимость творческой самореализации личности проявляется в функционировании художественно-эстетических ценностей, ведущих к облагораживанию, одухотворению человека, взаимодействующих с ними.

Таким образом, теоретическое обоснование сущности и психологической структуры ХЭМ позволило нам выделить критерии и соответствующие им показатели:

- развитие художественно-эстетического сознания (художественно-творческая познавательная активность, понимание и интерпретация языка искусства, интегрально-синтетическое отражение картины мира в художественных образах);

- субъектная самоактуализация в системе духовно-нравственных ценностей (ценностные ориентации на духовно-эстетические идеалы мировой культуры, мотивационная рефлексия как основа художественно-эстетической деятельности, индивидуальная саморегуляция в системе общечеловеческих ценностей);

- становление индивидуальности на основе ее творческой природы (развитие эмпатии, самоидентификация как творчески активного субъекта, развитие креативности в решении художественно-эстетических задач);

- самореализация в творческой деятельности (владение способами и приемами осуществления творческой деятельности в сфере театрального искусства, самостоятельность в воплощении художественно-эстетических идей в процессе творческой деятельности, глубина и сложность создаваемых художественных образов).

Выделенные критерии и показатели отражают основноесодержание,качественныехарактеристикииин-дивидуальный уровень сформированности когнитивно-художественного, мотивационно- ценностного, креативно-личностного и активно-деятельностного компонентов ХЭМ личности.

На основе сформулированных критериев и показателей нами было произведено измерение ХЭМ студентов в процессе творческой деятельности в театре-студии и выявлено три уровня сформированности данной системы: низкий (фрагментарный, обыденный), средний (достаточный, информативный) и высокий (интегратив-ный, творческий).

Низкий (фрагментарный, обыденный) уровень характеризуется:

- Пассивным восприятием информации сферы культуры; следованием общим шаблонам массовой культуры, отсутствием индивидуального вкуса, идеалов, суждений; ограниченными знаниями в области искусства; отсутствием владения элементарными сведениями о специфике театра, других областей искусства; поверхностным, упрощенным осмыслением художественных произведений, низкой рефлексивностью мышления; низкой способностью образного выражения мыслей и чувств.

- Отсутствием личной заинтересованности и понимания значимости ориентации на духовно-эстетические идеалы мировой культуры; низкой степенью интереса к актуальным проблемам духовно-нравственного состояния общества, отраженным в сфере культуры; выбор тех или иных ценностей носит случайный характер; узколичными, прагматическими, утилитарными мотивами профессиональной деятельности; эпизодическими проявлениями умения управлять своим поведением на основе морально-нравственных норм, принятых в обществе; ситуативной саморегуляцией, слабым стремлением к самовоспитанию и преодолению недостатков.

- Эмоциональной сдержанностью, напряженностью в общении, избеганием коммуникативных связей; слабо выраженной способностью к впечатлению в процессе творческой деятельности; низким уровнем самопознания и саморефлексии, слабой степенью личной заинтересованности в творческой деятельности; затруднением в самоидентификации; индивидуально-творческая активность фрагментарна, зависима от стимуляции внешними факторами, спонтанности в личностных настроениях; избеганием и затруднением в преодолении возникшей проблемы, отказом от поиска решения, страхом «неуспеха», нежеланием риска.

- Интерес к театральному творчеству носит нерегулярный характер как к способу привлечь к себе внимания; недостаточный уровень овладения способами и приемами осуществления творческой деятельности в сфере театрального искусства, частичное и бессистемное применение их на практике; низкая способность к воплощению художественно-эстетических идей, репродуктивная художественная деятельность; принятие функции исполнителя; слабо выявленный, ситуативный интерес к культурному, профессиональному и личностному развитию; слабо выраженное умение создавать художественные образы, слабое владение выразительными средствами, ассоциативным мышлением.

Для среднего (достаточного, информативного) уровня характерно следующее:

- Бессистемная, импульсивная художественно-творческая познавательная активность; следование общепринятым эстетическим идеалам, формирование художественного вкуса под их воздействием; владение достаточными знаниями в различных областях искусства; осведомленность о художественных средствах в различных жанрах искусства; интеллектуальная актив-

ность в выработке синтетического и рефлексивного мышления; стремление к самостоятельной выработке суждений, оценок; стремление к образному обобщению интеллектуального и эмоционального жизненного опыта.

- Заинтересованная и персонально активная ориентация на духовно-эстетические идеалы мировой культуры; интерес к актуальным проблемам духовно-нравственного состояния общества, отраженным в сфере культуры; не до конца осознанный выбор ценностей, равная значимость духовно-нравственных и материальных, социальных ценностей; наличие мотивов важности сохранять и распространять духовно-нравственные ценности в профессиональной деятельности; ориентация на управление своим поведением на основе морально-нравственных норм, принятых в обществе; понимание важности самоконтроля, корректировка личности при помощи других.

- Достаточная эмоциональная отзывчивость, направленность на партнера в общении, отсутствие избегания диалога; способность к эмоциональному впечатлению в процессе творческой деятельности; стремление к самопознанию и саморефлексии в процессе творческой деятельности; самоидентификация как социального, индивидуального и творчески предрасположенного субъекта; увлеченность, творческая инициатива и активное стремление к воплощению различных творческих задач; использование опыта наставников и коллег в поиске решения возникшей проблемы; принятие художественного эксперимента.

- Театральное творчество является средством работы над собой в преодолении личностных проблем; достаточный уровень владения способами и приемами осуществления творческой деятельности в сфере театрального искусства; способность к воплощению художественно-эстетических идей при условии более опытного руководства; принятие функции сотрудника; достаточный интерес к культурному, профессиональному и личностному развитию; умение создавать художественные образы наряду с понятийным осмыслением, использовать простые средства выражения, строить прямые ассоциативные цепочки.

Для высокого (интегративного, творческого) уровня характерно:

- Целенаправленная, системная художественно-творческая познавательная активность; сформирован-ность индивидуального вкуса, устойчивая система идеалов; высокая эрудированность в различных областях искусства; глубокие знания о художественных средствах в различных жанрах искусства; высокий уровень аналитических и рефлексивных способностей в мировоззренческом осмыслении приобретенных культурологических и эстетических знаний; самостоятельность в выработке эстетических оценок, взглядов, убеждений; высокая способность к интегрально-синтетическому отражению индивидуальной картины мира в художественных образах.

- Ценностно-осмысленная ориентация на духовно-

эстетические идеалы мировой культуры; активное восприятие актуальных проблем духовно-нравственного состояния общества, отраженных в сфере культуры; осознанный выбор тех или иных ценностей, высокая значимость альтруистических, этических и духовно-нравственных ценностей; высокая степень мотивации саморазвития и творческой самореализации в профессиональной деятельности; умение управлять своим поведением на основе морально-нравственных норм, принятых в обществе; способность к самоконтролю и самокоррекции.

- Высокая эмоциональная отзывчивость, открытость в общении и предрасположенность к диалогу; способность к глубинному переживанию в процессе творческой деятельности; высокий уровень самопознания и саморефлексии в процессе творческой деятельности; самоидентификация как творчески активного субъекта; внутренняя гибкость к восприятию, осознанию и воплощению различных творческих задач; автономность и креативность в поиске решения возникшей

проблемы; готовность к художественному эксперименту.

- Театральное творчество является одним из основных способов расширения и углубления личностных, индивидуально-творческих способностей; системное владение способами и приемами осуществления творческой деятельности в сфере театрального искусства; самостоятельность в воплощении художественно-эстетических идей в процессе театрального творчества; принятие функции творца; ярко выраженный интерес к постоянному культурному, профессиональному и личностному развитию; умение создавать оригинальные художественные образы, подбирать адекватные средства выражения, выстраивать сложные ассоциативно-образные ряды.

Таким образом, критериальное проектирование уровней сформированности ХЭМ студентов позволяет нам провести констатирующий эксперимент и определить организационно-педагогические условия для более эффективной реализации педагогического потенциала театра-студии в формировании ХЭМ молодежи.

Библиографический список

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Москва. Академический Проект, 2011. 240 с.

2. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии //Вопросы психологии. 1996. № 1. С.131-143.

3. Большой энциклопедический словарь. Под. ред. А.М.Прохорова. Москва, Санкт-Петербург, 2000. 1456 с.

4. ЖоховА.Л. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе: Дис. ... доктора пед. наук. Москва, 1999. 479с.

5. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1984. 496 с.

6. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999. 256 с.

7. Позизейко Г.В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 2002. 21 с.

8. Фромм Э. Душа человека. Москва, 2010. 256 с.

References

1. AdlerA. The practice and theory of individual psychology. Moscow: Academic Project, 2011. 240 p.

2. Antonova N.V. The problem of personal identity in the interpretation of contemporary psychoanalysis, cognitive psychology and interactionism //The questions of psychology, 1996. № 1. Pp.131-143.

3. Great Encyclopedic Dictionary. Edited by A.M. Prokhorov. Moscow, St. Petersburg, 2000. 1456 p.

4. Zhohov A.L. Scientific basis of ideologically directed learning mathematics in secondary and vocational school: doctor's dissertation of pedagogical sciences. Мoscow, 1999. 479 p.

5. Ilyina T.A. Pedagogy. A course of lectures: a textbook for students of ped. Institutions. M.: Prosveshenie, 1984. 496 p.

6. Maljukov A.N. Psychology experiences and artistic development of the individual. Dubna, 1999. 256 p.

7. Pozizeyko G.V. Becoming ideological culture of the individual in vocational education in high school: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Bryansk, 2002. 21 p.

8. Fromm E. The soul of man. Мoscow, 2010. 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.