Bibliography
1. Rodjkin, P. Vizualjnaya politika. Firmennihyj stilj Rossii. - M., 2007.
2. Uiller, A. Individualjnostj brenda: rukovodstvo po sozdaniyu, prodvizheniyu, i podderzhke siljnihkh brendov. - M., 2004.
3. Tekhnicheskaya ehstetika i dizayjn: slovarj. - M., 2012.
4. Krihlov, I.V. Teoriya i praktika reklamih v Rossii. - M., 1996.
5. Ankholjt, S. Brend Amerika: matj vsekh brendov. - M., 2010.
6. Dinni, K. Brending territoriyj. Luchshie mirovihe praktiki. - M., 2013.
7. Vizgalov, D.V. Brending goroda. - M., 2011.
8. Aleksandrov, N.N. Dizayjn kak predtecha brenda. - M., 2011.
9. Mazurina T.A. Sistema sredstv vizualjnoyj identifikacii predpriyatiya / T.A. Mazurina, A.I. Novikov. - Orenburg, 2012.
10. Puzanov, V.I. Rihnochnihyj dizayjn. Teoriya i metodologiya proektirovaniya v sisteme tovarno-denezhnogo obratheniya. - M., 2007.
11. Kondratjeva, K.A. Dizayjn i ehkologiya kuljturih. - M., 2000.
12. Mazurina, T.A. Dizayjn otechestvennogo tovarnogo znaka: simvolika i stilistika: avtoref. dis. ... kand. iskusstvoved. - M., 2008.
13. Mazurina, T.A. Bionicheskoe formoobrazovanie v graficheskom dizayjne: ucheb. posob. - Orenburg, 2009.
14. Zherdev, E.V. Metafora v dizayjne. - M., 2010.
15. Arnkheyjm, R. Iskusstvo i vizualjnoe vospriyatie. - M., 1974.
16. Mazurina, T.A. Tovarnihe znaki: izobraziteljnostj i informativnostj / T.A. Mazurina, A.I. Novikov // Problemih sredovogo dizayjna poliehtnicheskikh regionov Rossii: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Orenburg, 2010.
Статья поступила в редакцию 01.08.14
УДК 7.067
ObrubovaA.V. ART STUDIES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATIONAL ART PEDAGOGICAL SCHOOLS. In
the art pedagogical education system Art Studies as a separate science is given a special part. Art Studies promote formation of a creative person on the basis of acquired knowledge in art criticism, professional self-determination and adaptation in the modern art processes and modern conditions. It promotes formation of an outlook and attitude of people, their attitude toward arts, esthetic preferences, an artistic taste and stimulates developing of spiritual culture of a person.
Key words: Art Studies, theory of arts, history of arts, art criticism, competence-based approach.
А.В. Обрубова, соискатель каф. рисунка Российского гос. педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ИСКУССТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Искусствознанию как науке отведена особая роль в системе художественно-педагогического образования. Искусствознание способствует формированию творческой личности на основе приобретенных искусствоведческих знаний, профессионального самоопределения и адаптации в современных художественных процессах и условиях действительности, способствует формированию мировоззрения и мировосприятия людей, их отношения к искусству, формированию эстетических предпочтений, вкуса, развитию духовной культуры человека.
Ключевые слова: искусствознание, теория искусств, история искусств, художественная критика, компетенция.
Все явления действительности, с которыми соприкасается, которые познает, оценивает, преобразует в процессе своей жизнедеятельности человек, служат для него источником различных впечатлений, переживаний, субъектами и объектами эстетического воздействия. Искусство является специфической формой познания реальной действительности и воздействия на нее, форма отражения жизни в конкретных, индивидуальных, неповторимых художественных образах, в которых в то же время выражены мысли и чувства людей.
Отдельные виды искусства в их специфических особенностях исследуются различными областями искусствознания: теорией и историей изобразительного искусства, теорией и историей художественной литературы и др. Основоположником современного искусствознания был Джорджо Вазари. Дадим определение науке: «Искусствознание - совокупность наук о всех видах художественного творчества, их месте в общей сфере человеческой культуры. Фундаментом своим граничит с собственной историей, - необходимой базой, фоном и средой, и с философией, прежде всего эстетикой, которая идеологически завершает и возвышает искусствознание, дает богатейшие материалы для культурологии, так как искусство, являясь квинтэссенцией, магическим зеркалом культуры, представляет ее в наиболее наглядной, выразительной и психологически-доступной форме» [1]. Структурно наука об искусстве состоит из трех составляющих, тесно взаимодействующих друг с другом и опираются на эстетику: история искусства, теория искусства, художественная критика. Каждая из этих наук подвергает анализу отдельную сто-
рону или область искусства в его связях с конкретными социальными явлениями. «Эстетикой искусство рассматривается как система, состоящая из трех элементов:
1. Художник-созидатель произведений искусства и его творческий процесс.
2. Художественное произведение как объективное явление.
3. Восприятие искусства (индивидуальное и социально-коллективное)» [2].
Изучая искусство в единстве его содержания и формы, как целостное общественное явление, эстетика выступает и как теоретическая основа художественной критики. А художественная критика в свою очередь, применяя теоретические положения эстетики к анализу конкретных художественных произведений (и выявляя при этом как мировоззрение, так и эстетический вкус самого критика). Художественная критика оценивает виды и жанры современного искусства, и современную художественную жизнь, художественные произведения мастеров.
Искусство является средством выражения чувств, мыслей, желаний, стремлений человека, доставляет человеку эстетическую радость и развивает его творческие способности, возникло как средство осознания человеком себя в мире, своих связей с окружающей действительностью. Вторая составляющая искусствознания - история искусств изучает и описывает развитие искусства в целом, виды и жанры искусства, творчество художников, направлений в искусстве. Третья составляющая науки -теория искусств, которая рассматривает социально-философские взгляды общества на искусство, средства выражения, тех-
ники и технологии искусства, особенности видов и жанров. Вторая и третья составляющая искусствознания основываются на научных методах.
«Искусствознание рассматривает знания о содержании видов искусств, их возникновение и закономерности исторического развития, форму, язык, функции, роль в истории общественного сознания и взаимосвязи с социальной жизнью, с другими явлениями культуры, соотношение с художественной практикой, влияющей на разные формы искусствоведческой деятельности. А искусствоведение как совокупность явлений художественной культуры, способ ее самосознания и осмысления, определяет ее существование и направления развития. В широком смысле оно имеет дело с любыми видами художественного творчества и художественной деятельности (изобразительное искусство, музыка, театр, кино, балет и т. д.), а в узком смысле -с изобразительными видами искусства» [3]. В искусствознании применяется метод анализа художественных произведений. Воздействуя, прежде всего, на чувства человека, на его эмоциональную сферу искусство активно формирует его эмоционально-эстетическое отношение к действительности, мобилизирует чувства, мысли, волю на достижение идеала. Развивая творческие способности личности, искусство является необходимым фактором духовной жизни общества, одним из ярчайших проявлений творческих сил человечества.
«Специфика искусствоведческой науки заключается в знании и понимании сущности искусства, его особом духовном содержании, анализе истории его развития, основных, художественных направлений, стилей и тенденций, современной проблематики, интерпретации художественных произведений» [4]. Искусство обладает рядом черт, которые выделяют его как особую форму человеческой жизни деятельности, и является формой общественного сознания. Произведение искусства несет в себе идейное содержание, выражает мысли и чувства людей. Творения искусства запечатлевают в своих художественных образах неповторимость индивидуальности, творческого своеобразия художника. Художественное произведение аккумулирует себе определенную социальную цель: эмоционально воздействовать на человека, доставить ему эстетическую радость и вызвать ответный поток мыслей и чувств, оставить след в духовном мире личности, т.е. не только отражать, но и преображать мир. Искусство необходимо обществу и является одной из важнейших составных частей его культуры.
Теории искусств, истории искусств и методологии искусствознания, художественной критике посвящены труды А.А. Кур-бановского, Б.Р. Виппера, А.В. Бакушинского, В.В. Ванслова, Л.Ю. Лиманского. Научные труды М.С. Кагана посвящены изучению внутреннего строения мира искусств. Философ размышляет над вопросами современного искусствознания, разрабатывает свою модель художественного образования, определяет роль искусства в нем.
Вопросы художественного образования, методику и практику преподавания искусствоведческих дисциплин изучали О.А. Кривцун, Н.Н. Ростовцев, Б.М. Неменский, Л.А. Рапацкая и др. Б.П. Юсов предложил и научно обосновал модель развития целостного художественного сознания человека и внес в педагогическую науку термин «полихудожественность», научно обосновал природу взаимодействия искусств. «Искусство приобщает нас к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей, к находкам, к ошибкам (часто диким и трагическим), к именяемости этих поисков от века к веку, от народа к народу, от одной общественной группы к другой. Искусство очеловечивает не назиданием, оно не дает рецепта правильного поведения. Оно открывает путь к освоению огромного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, сугубо личных критериев нравственного и безнравственного. Сугубо личных... Всего общества» [5]. - Б.М. Неменский.
Искусствознание дает представление о видах искусствоведческой литературы; развивает профессиональную логику; активизирует аналитическую искусствоведческую деятельность; формирует компетенции в области методов и средств искусствоведческой деятельности. В рамках искусствоведческой подготовки педагогов-художников формируются представления о теоретической, историко-художественной и технологической сферах истории искусств. Студенты узнают о фактах художественной жизни от античности до наших дней, об основных на-
правлениях развития искусствоведческой мысли; видах и жанрах изобразительного искусства. Изучая искусствознание, педагог-художник прививает навыки работы с памятниками искусствоведческой мысли, учится интерпретировать художественные произведения. Дисциплина даёт знания студентам об искусствознании как о комплексе знаний основных этапов развития искусствоведческой мысли, об истории искусствознания, знакомит с основными методологическими принципами искусствознания, историей их становления и характером их изложения; повышает общекультурную компетенцию студентов (педагогический потенциал).
Компетентность - это деятельностная категория; компетентность не сводится к знаниям и навыкам, но включает их в себя; для определения компетентности большое значение имеет контекст.
Компетентность педагога-художника включает в себя наличие необходимых знаний, сформированность умений, наличие объективного представления о себе, мотивации к педагогической деятельности, а также набор личностных качеств для осуществления педагогической деятельности, ее коррекции на основе принятых индивидуально или коллегиально решений. В условиях компетентностного подхода важно выделить профессиональные компетенции будущих педагогов-художников по искусствознанию:
1) способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
2) умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
3) способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
4) понимание закономерностей художественного процесса на основе знания фактологии, терминологии и персоналий;
5) выявление и описание композиционных закономерностей произведений изобразительного искусства и архитектуры;
6) выделение ключевых компонентов искусства на основе знания его морфологии [6].
В систему художественно-педагогического образования входят интерактивные формы проведения занятий по искусствознанию. Студенты могут выполнять различные задания для самостоятельной и коллективной работы: тесты, рефераты, доклады, создание картотек, презентации с привлечением мультимедийных средств обучения, дизайн-проекты, учебные игры, сбор данных для портфолио, словарь терминов, аннотированный список литературы и Интернет-адресов. Задания должны отражать основные требования федерального образовательного стандарта и быть направлены на формирование и развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций педагога-художника.
«Искусствознание как направление профильного обучения студентов и использование разных форм и видов искусствоведческой деятельности в образовательном процессе являются единственным комплексным способом развития учащегося в сфере художественно-педагогического образования, в котором используется интегральный принцип. Наука способствует формированию творческой личности на основе приобретенных искусствоведческих знаний, профессионального самоопределения и адаптации в современных художественных процессах и условиях действительности, способствует формированию мировоззрения и мировосприятия людей, их отношения к искусству, формированию эстетических предпочтений, вкуса, развитию духовной культуры человека. Искусствоведческая деятельность дает возможность открыть и осмыслить определяющее воздействие художественной культуры на формирование личности учащегося и создание у него целостной картины мира. Искусствознание влияет на художественную деятельность, художественное творчество учащегося, что приводит не только к развитию его творческих способностей, навыков исследовательской и проектной деятельности в сфере искусства, но и к профессиональному самоопределению» [7]. Студенты приобретают не только теоретические и практические искусствоведческие знания, но и навыки поисковой и исследовательской деятельности в области искусства. Изучение искусствознания отвечает современным тенденциям развития художественной культуры и высшего художественно-педагогического образования.
Библиографический список
1. Бакушинский, А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.
2. Каган, М.С. Искусствознание и художественная критика. - СПб., 2001.
3. Гольдман, И.Л. Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании России: 1990-2000-е гг.: авто-реф. дис. ... д-ра наук. - СПб., 2008.
4. Гольдман, И.Л. Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании России: 1990-2000-е гг.: авто-реф. дис. . д-ра наук. - СПб., 2008.
5. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразоват. учреждений. - М., 2012.
6. Блинова, Е.К. Программа учебной дисциплины «Введение в искусствознание»: рукопись. - СПб., 2010.
7. Гольдман, И.Л. Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании России: 1990-2000-е гг.: авто-реф. дис. . д-ра наук. - СПб., 2008.
Bibliography
1. Bakushinskiyj, A.V. Issledovaniya i statji. - M., 1981.
2. Kagan, M.S. Iskusstvoznanie i khudozhestvennaya kritika. - SPb., 2001.
3. Goljdman, I.L. Iskusstvovedenie v sovremennom gumanitarnom znanii i khudozhestvennom obrazovanii Rossii: 1990-2000-e gg.: avtoref. dis. . d-ra nauk. - SPb., 2008.
4. Goljdman, I.L. Iskusstvovedenie v sovremennom gumanitarnom znanii i khudozhestvennom obrazovanii Rossii: 1990-2000-e gg.: avtoref. dis. . d-ra nauk. - SPb., 2008.
5. Nemenskiyj, B.M. Pedagogika iskusstva. Videtj, vedatj i tvoritj: kniga dlya uchiteleyj obtheobrazovat. uchrezhdeniyj. - M., 2012.
6. Blinova, E.K. Programma uchebnoyj disciplinih «Vvedenie v iskusstvoznanie»: rukopisj. - SPb., 2010.
7. Goljdman, I.L. Iskusstvovedenie v sovremennom gumanitarnom znanii i khudozhestvennom obrazovanii Rossii: 1990-2000-e gg.: avtoref. dis. . d-ra nauk. - SPb., 2008.
Статья поступила в редакцию 26.08.14
УДК 130+371.65
Pushkova N.B. ARTS AND CRAFTS ACTIVITY AS THE MEANS OF SOCIALIZATION OF A YOUNGER GENERATION. The article is devoted to consideration of Ural-Siberian painting as a type of regional handicraft, in the context of its connection with education of a younger generation nowadays. The research mentions a problem of a process of socialization of a person and shows an approach when the socialization takes place through the discovery of human potential in the field of decorative activities, as well as the communicative aspect of connection with other societies.
Key words: handicrafts, Ural-Siberian painting, social identity, social production, decorative and applied arts, ethnoculture; social basis; aesthetic needs.
Н.Б. Пушкова, учитель искусства, МХК, ИЗО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»,
г. Бийск, E-mail: [email protected]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Статья посвящена рассмотрению регионального промысла - урало-сибирской росписи, с которым связано воспитание и образование подрастающего поколения в современное время. Затрагиваются проблемы процесса социализации молодежи средствами художественно-прикладных видов труда и пути решения данных проблем.
Ключевые слова: народные промыслы; урало-сибирская роспись; социальная личность; общественное производство; декоративно-прикладное искусство; этнокультура; социальная сущность; эстетическая потребность.
В данной статье мы обращаем внимание на такой мало знакомый современному человеку промысел, как урало-сибирская роспись. Занимаясь росписью в различных учебных заведениях, человек выбирает свой дальнейший путь для продолжения обучения. М.С. Каган утверждает: «...поскольку далее человек, как духовное существо живет и действует в социальном пространстве, постольку ценностное сознание оказывается призванным определить, каким должно быть само общество - его государственный строй и юридические установки. Поскольку физический облик, внутренний мир и поведение человека, а также природа, в которой развертывается его бытие и частью которого он является, могут быть сопряжены с человеческими идеалами и измерены их мерой, постольку выявилась еще одна плоскость ценностных ориентации - эстетическая» [1, с. 213].
В современном обществе все же есть настоящие ценители народного искусства, которые поднимают практически промыслы с колен и прославляют народные промыслы в своих произведениях. Такие мастера проводят мастер-классы по обучению ремесел. В Барнауле работает мастер росписи Т.Е. Наговицина Она возрождает такие промыслы, как хохломская роспись, гжельская роспись, урало-сибирская роспись и другие. Современные
мастера, занимающиеся росписью, проводят выставки своих работ и мастер-классы по обучению данной росписи. Примером тому могут быть еще мастер-классы показанные на базе Государственного художественного музея Алтайского края г. Барнаула, которые проводили мастера росписи Л.В. Живова, Е. Головина, Т. Стрельцова. В экспозиционной обстановке музея подрастающее поколение может воочию убедиться в профессионализме современных народных мастеров и получить опыт в мастерстве росписи. Это помогает формированию у учащихся целостного представления о народном искусстве, о творчестве народного мастера, его творческом и духовном росте на протяжении всей жизни, духовно связанной с природой и культурой родного края, возрождению процесса подлинного ученичества и преемственности в народном искусстве. Таким образом, можно с достаточной точностью сделать вывод, что именно в процессе творческой деятельности, занимаясь художественно-прикладными видами труда, человек проявляет специализированный интерес в определенной области производства, тем самым обретая себе социальный статус, в процессе которого происходит социализация человека. Мы убеждены в том, что декоративно-прикладное искусство помогало и помогает социализиро-