Научная статья на тему 'Музыкально-просветительский театр как форма духовно-нравственного воспитания молодёжи'

Музыкально-просветительский театр как форма духовно-нравственного воспитания молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / AESTHETIC ACTIVITY / PERFORMANCE PRACTICE / ARTISTIC VALUE REFERENCE POINTS / AESTHETIC OBJECT / ARTISTIC-CREATIVE ACTIVITY / AESTHETIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова Лариса Николаевна

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодёжи, включению эстетической и просветительской деятельности в процесс исполнительской практики студентов. Рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственной культуры, осознания художественноэстетического контакта, сотворчества, восприятия художественного произведения, эстетического опыта и сознания. В качестве основной задачи, реализуемой художественно-просветительским проектом «Музыкальнопросветительский театр», рассматривается процесс введения молодого человека в диалог с самим собой, своим эстетическим сознанием и с миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical education theatre as a form of spiritual and moral education of youth

The article is devoted to the problem of including the aesthetic and educational activity into the process of performance practice of students. The preparation for professional concert activity, creation of concert educational programmers aim at cultivating artistic-creative activity, the necessity to come into contact with works of various kinds of art. The problems of realization of artistic-aesthetic contact, co-creativity, perception of a work of art, aesthetic experience and consciousness are examined. The main aim of the educational project “Musical education theatre” is regarded to be the process of introducing young people into a dialogue with themselves, their aesthetic consciousness and the world.

Текст научной работы на тему «Музыкально-просветительский театр как форма духовно-нравственного воспитания молодёжи»

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

Лариса Николаевна УЛЬЯНОВА,

кандидат философских наук, профессор, директор Института искусств и художественного образования Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия

e-mail: lari-2009@live.ru

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодёжи, включению эстетической и просветительской деятельности в процесс исполнительской практики студентов. Рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственной культуры, осознания художественно-эстетического контакта, сотворчества, восприятия художественного произведения, эстетического опыта и сознания. В качестве основной задачи, реализуемой художественно-просветительским проектом «Музыкально-просветительский театр», рассматривается процесс введения молодого человека в диалог с самим собой, своим эстетическим сознанием и с миром. Ключевые слова: эстетическая деятельность, исполнительская практика, художественно-ценностные и духовно-нравственные ориентиры, эстетический предмет, художественно-творческая активность, эстетическое сознание.

MUSICAL EDUCATION THEATRE AS A FORM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH

Larisa N. Ulyanova, Ph.D. (Philosophy), Professor, Director of the Institute of Arts and Artistic Education, the Vladimir State Alexander and Nikolay Stoletovs University, Vladimir, Russia

e-mail: lari-2009@live.ru

The article is devoted to the problem of including the aesthetic and educational activity into the process of performance practice of students. The preparation for professional concert activity, creation of concert educational programmers aim at cultivating artistic-creative activity, the necessity to come into contact with works of various kinds of art. The problems of realization of artistic-aesthetic contact, co-creativity, perception of a work of art, aesthetic experience and consciousness are examined. The main aim of the educational project "Musical education theatre" is regarded to be the process of introducing young people into a dialogue with themselves, their aesthetic consciousness and the world.

Keywords: aesthetic activity, performance practice, artistic value reference points, aesthetic object, artistic-creative activity, aesthetic consciousness.

Чрезвычайно остро и актуально сегодня звучат вопросы: как в современном социокультурном пространстве идентифицируют себя молодые люди, насколько наша рационализированная модель образования ориентирована на нравственные и эстетические ценности? Нет сомнений, что система эстетического образования не может быть узкоспециализированной, эта система должна быть вплетена в жизнь общества, в контекст широкого культурно-образовательного процесса. Представляется важным изучение не только форм, средств и методов эстетического воспитания, но и анализ практики духовно-нравственного воспитания, которая формирует интерес к многогранности эстетического развития личности.

Философское толкование духовного теснейшим образом связано с христианским мировоззрением. Духовное - возвышенное стремление к свету, к истине, всему прекрасному, божественному, позволяющему постичь подлинные ценности, приблизиться к вечности.

Задача личности - развить свой творческий, интеллектуально-эмоциональный и духовный потенциал. Вспомним мысль Н. А. Бердяева

- личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека.

Духовные идеалы всегда направляют нас на созидание, творчество, ценностное наполнение определяет индивидуальность, делает личность всесторонне развивающейся, гармоничной, подготовленной к участию в широком контексте культурных процессов.

Думается, никто не будет отрицать, что культурные институты в своём высшем проявлении являются той инстанцией, где происходит обсуждение и развитие духовно-нравственных ценностей, обсуждение пути, по которому следует идти личности.

Христианское воспитание личности в России имеет многовековой опыт, оно хранит имена святых земли Русской, лучших людей, которыми полнилась Россия во все времена.

Институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета и Владимирская областная филармония (базовая кафедра ИИХО ВлГУ) на протяжении десяти лет представляют владимирскому зрителю плоды совместного творческого проекта

- Музыкально-просветительского театра. Молодёжный творческий коллектив выступает на сцене Концертного зала имени С. И. Танеева с абонементными циклами «Музыка. Поэзия. Любовь», «Музыкальная палитра», «Музыкальные прогулки по Владимиру», среди постановок наиболее значимыми стали «Князь Владимир - Креститель», «Лики любви», «Сказка о маленьком волшебнике и большой музыке», «Стеклянный мальчик». С одной стороны, он имеет целью создание условий для творческой самореализации и профессионального роста молодых

артистов, наших выпускников и нынешних студентов. С другой стороны, не менее, а может быть, и более важная цель - это поиск эффективных путей воспитания духовно-нравственной и художественной культуры учащейся молодёжи в современных социокультурных условиях Владимирского региона.

Как художественному руководителю данных проектов, мне представляется важным привлечь наиболее талантливых студентов к профессиональной концертной, эстетической деятельности, создать кон-цертно-просветительские программы на основе взаимодействия различных видов искусства. Разнообразие стилей, жанров и направлений в музыкальном, театральном и хореографическом искусстве создаёт возможности для обогащения образовательного потенциала обучающихся, повышения уровня их художественно-эстетического развития, для организации взаимодействия участников художественно-образовательного процесса как внутри временного творческого коллектива для создания конкретной программы, так и с другими студентами, педагогами, коллегами, публикой, заинтересованной в постоянном общении с различными видами и жанрами исполнительского искусства.

Наши концертные, театрализованные программы мы стараемся наполнить художественными произведениями, направленными на формирование духовно-нравственной культуры. Музыкальные произведения классики и современности призваны глубоко воздействовать на чувства и переживания детей. Творения музыкального искусства в сочетании с театральной формой пронизаны идеями гуманизма, воспевают высокие нравственные идеи человека.

Воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование образа отношений человека и мира - основа практически для каждого музыкально-театрализованного представления или концертной программы нашего коллектива, кристаллизация тех операций жизненной практики человека, которые выявляют сущность его взаимодействия с миром.

Таким образом, основная задача, реализуемая нашим художественно-просветительским проектом, - введение молодого человека в диалог с самим собой, своим эстетическим сознанием и с миром.

В качестве подтверждения сказанному приведём в пример работу над музыкальным спектаклем «Андрей Рублёв: духовный путь к русской иконе». Это проект, подготовленный Музыкально-просветительским театром во Владимирской областной филармонии в 2016 году.

Отметим, что в проекте были задействованы, кроме наших выпускников-солистов, студенты 1, 3, 4, курсов разных специальностей.

Погружение в музыкально-сценический материал было бы невозможным без понимания основной идеи, без работы эстетического сознания личности: в качестве объекта для изучения выступило становление и

укрепление отечественных традиций в русском искусстве и культуре XIV-XV веков.

Во многом благодаря преподобному Сергию Радонежскому учение о союзе Отца, Сына и Святого Духа Андрей Рублёв воплотил как отражение Высшей Красоты. Нас окрыляет изображённая на иконе певучесть, одухотворённость Троицы, направляющая к бесконечной Гармонии, по пути духовного становления личности. Конечно же, самым главным было созданное духовно-смысловое единство образа Троицы.

В Институте искусств и художественного образования ВлГУ знакомят студентов всех образовательных программ с историко-культурным наследием, достижениями культуры и творчества региона, страны, способствуют сохранению и расширению культурного разнообразия, повышают степень информированности о культуре, содействуют их социокультурной и исполнительской практике.

Воображение, творчество и стремление к новому присущи каждому человеку, могут быть развиты и использованы. Обретение уверенности, основанной на глубоком понимании собственной культуры, является наилучшей из возможных отправных точек для изучения и, как следствие, уважения и понимания других культур.

Воспитание художественно-творческой активности, потребности входить в контакт с произведениями разных видов искусства - одна из основных задач художественного образования, оно происходит только в процессе непосредственного общения с искусством. Творческая деятельность способствует и самовыражению, и самопознанию. Во многом эта деятельность опирается на собственный жизненный опыт, наблюдение и анализ опыта восприятия произведений искусства. Очень важным оказывается соединение данного в теории с живой практикой воссоздания произведения искусства в процессе восприятия (исполнения). Именно в этом процессе выявляется умение мыслить образами, ассоциативно, знание стилевых и жанровых закономерностей произведений, а также умение сформулировать и «высветить» тот набор эстетических и духовно-нравственных ценностей, который «сокрыт» в произведении.

Сегодня, как известно, интенсивно развивается общероссийский проект «Образование через всю жизнь», и, на наш взгляд, крайне необходимо выработать единую систему эстетического воспитания всех возрастных категорий граждан, от яслей до пенсионного, ведь эстетический опыт необходим человеку как мыслящей, творящей и созерцающей личности. Разобщённость и стихийность этих процессов в сфере образования и культуры, к сожалению, очевидны.

Представляется, что интеграция эстетического, художественного подходов и других предметных областей в процессе реализации об-

разовательных программ всегда будут способствовать более глубокому постижению мира и человека в мире.

На сегодняшний день нам нужно научиться использовать свой опыт и талант в условиях открытого партнёрства и диалога с профессиональным сообществом в сфере образования, культуры и искусства. Нужно вместе защищать наши общие ценности, формировать совместные культурные программы, создавать дискуссии, культивировать разнообразие. В нашем регионе есть неотложная необходимость скоординировать усилия на культурно-образовательной стратегии, провести подробный мониторинг кадровых потребностей культуры и искусства. Мы должны задать себе трудные вопросы, нам нельзя отмахиваться от тех, кто пытается измерить полезность нашей отрасли, и вместе с тем нельзя возводить непроходимые границы вокруг традиционных форм и методов работы. Наш университет готов стать стабильной площадкой для плодотворной дискуссии по реализации национального проекта «Культура» в региональном и межрегиональном пространстве. Как известно, художественное образование находится в поиске нового содержания, соответствующего современным задачам в рамках стандартов нового поколения, идёт разработка новых программ, методик ФГОС 4 поколения. Идёт модернизация педагогического образования и наша задача - подготовка и переподготовка современных кадров, сопряжение и объединение усилий всех заинтересованных сторон.

В каждой образовательной программе мы ставим целью формирование художественно-ценностных и духовно-нравственных ориентиров, профессиональных идеалов, освоение нравственных схем действия, решение художественных задач, необходимых для эстетического образования человека.

Кроме осуществления художественно-творческих проектов и представления результатов своей творческой деятельности общественности, создания художественно-образовательной среды для студентов, нами ставятся также задачи в научно-исследовательской деятельности.

Основой для учебно-исследовательской и научно-практической работы в творческих проектах для нас стала категория эстетического предмета, исследование произведения искусства как эстетического феномена. В трудах многих феноменологов доказывается, что бытие эстетического предмета всецело связано с сознанием. В своей работе ранее мы описали процессы, связанные с выстраиванием, конституированием этой эстетической целостности в сознании субъекта восприятия в опоре на методологии Р. Ингардена и Н. Гартмана [4, с. 27-28].

Научно-практическая значимость художественно-творческого проекта выводится в опоре на принципы феноменологического анализа. Исполнителей, безусловно, интересует то, что возникает в сознании

слушателя, то, что появлялось в результате его эстетического взаимодействия с тем, что он видит и слышит, целостность, которая возникает в результате становления и развития на основе восприятия. Как отмечает Т. Адорно, «сказать что-нибудь дельное и содержательное о художественном опыте можно лишь в связи с конкретным разбором фактов, а не благодаря влюблённости в предмет своих изысканий» [1, с. 258].

Эмпирическая сфера в эстетической науке сегодня доминирует в методологическом плане. «... Эстетика стремится теоретически осмыслить суть происходящего и определить его место в общем историческом художественно-эстетическом процессе, в структуре эстетического сознания современности» [3, с. 27]. Несмотря на существенное изменение, уточнение смысловых точек и конкретных методов анализа эстетических и художественных феноменов современности, для нас основополагающими остаются ориентиры на глубину сотворчества и осуществление духовного полилога.

Способность философско-эстетического, духовно-нравственного постижения произведений зависит от уровня художественной культуры зрителя, слушателя. На этапах становления художественных образов зритель обретает себя в качестве соблюдающего правила и следующего указателям опорных точек в том мире, в котором ему предстоит определить своё место. Образование художественным образом раскрывается как многоэтажный процесс, в котором через постижение значений знаков представления зритель выстраивает самосозидание, выступает творцом самого себя и мира за счёт идеального моделирования личного мироотношения.

В результате проведённых бесед со студентами после представлений выявляются самые яркие, впечатлившие практически всех зрителей точки, что, однако, не означает полного согласия всех с авторской позицией и художественным решением. Однако подчеркнём, что духовная работа, вызванная последствием всего воспринятого и пережитого, выявляет для нас главное - возникло стремление к соревновательной творческой работе сознания.

По словам Т. Адорно, «процессуальный характер произведений искусства есть не что иное, как их временное ядро» [1, с. 258].

Эстетический предмет выстраивается в результате активного взаимодействия субъекта восприятия произведения с его объектом. «Художественное произведение как бы опутано музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и оценивается» [2, с. 369], -эти слова М. Бахтина мы в полной мере можем применить к нашей позиции в определении идейной основы для создания каждого конкретного концертного вечера.

Таким образом, нам необходимо не аффективное, а познающее поведение в отношении произведений искусства. Однако важно помнить, что эта свобода не произвол, мы не раз говорили об ответственности перед художником и дисциплинированной работе нашего эстетического сознания. Недопустима нетерпимость к суждениям других, предвзятость, предубеждённость.

Действительно, освоение, оценка целостного художественного явления требуют эстетической и художественной образованности, ясных представлений о критериях достоинства произведения. Но приобрести всё это можно, только овладевая богатствами художественной культуры.

Основной принцип драматургии в Музыкально-просветительском театре - диалог искусств, по нашему представлению, является диалогом, в котором каждое произведение обновляется и в то же время остаётся само собой как источник человеческих чувств, образов и высоких духовных ценностей. Какие идеи определили своеобразие культурной эпохи, каковы символические и логические ряды восприятия, углубляется ли понимание настоящего, как выстраивается духовный полилог автора - исполнителя - слушателя, состоялся ли диалог эпох? Апеллируя к сознанию и эстетическому опыту, мы ставим задачи рассмотреть различные аспекты проблем восприятия и познания произведений различных видов искусств.

Всё это даёт возможности как для профессионального совершенствования, так и для художественно-педагогической сферы; таким образом, мы создаём необходимые условия для эффективного художественного образования наших студентов, для поиска собственных ценностных духовно-творческих идеалов.

Литература

1. Адорно Т. Эстетическая теория. - Москва : Республика, 2002. - 527 с.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г Бочаров ; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина ; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г Бочарова. - Москва : Искусство, 1979. - 424 с. - (Из истории советской эстетики и теории искусства).

3. Бычков В. В. Эстетический опыт России на рубеже тысячелетий // Эстетика : вчера, сегодня, всегда. Выпуск 2 / Российская академия наук. Институт философии ; отв. ред. : В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. - Москва : ИФ РАН, 2006.

4. Высоцкая (Ульянова) Л. Н. Эстетический предмет в музыке : монография. - Владимир : Владимирский государственный педагогический университет, 2006. - 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.