Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание будущих учителей технологии в вузе'

Эстетическое воспитание будущих учителей технологии в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AESTHETIC EDUCATION / FUTURE TECHNOLOGY TEACHER / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошавина Галина Долматовна, Гуцул Елена Семеновна

Рассмотрена актуальная проблема эстетического воспитания будущих учителей технологии в профессиональной подготовке в вузе. Показано, что целью эстетического воспитания является развитие их интеллектуального, духовного, нравственного, художественного и творческого потенциалов, а также развитие эстетического вкуса и эстетического идеала при использовании широких возможностей освоения студентами разнообразных видов художественно-эстетической деятельности. Рассмотрена художественно-творческая деятельность, оказывающая большее воздействие на процесс эстетического воспитания. Отмечена важность художественно-творческой деятельности в формировании эстетической активности личности. Раскрыта динамика развития эстетического воспитания, показывающая, что приобретаемые умения и практические эстетические навыки возрастают на каждом этапе профессиональной подготовки будущих учителей технологии в условиях изучения и реализации разнообразных видов художественно-творческой деятельности. Эффективно реализуется механизм эстетического воспитания как достижение цели профессиональной подготовки будущих учителей технологии через создание специальных условий единой художественно-эстетической образовательной среды, в которой преподаватели вовлекают студентов в процесс творческой деятельности и побуждают их к выбору и принятию самостоятельных решений в творчестве. Показано, что художественно-эстетическая образовательная среда через дискуссии и тематические конференции по искусству, в частности, по декоративно-прикладному искусству, народным ремеслам, художественным промыслам, способствует эстетическому воспитанию будущих учителей технологии. Отмечена необходимость изучения дисциплин по декоративно-прикладному творчеству, теории и истории дизайна, морфологии в технологическом проектировании, а также развития художественно-творческого самовыражения в художественно-творческой деятельности, направленных на эстетическое воспитание студентов будущих учителей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорошавина Галина Долматовна, Гуцул Елена Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

A relevant issue of future technology teachers’ aesthetic education in vocational training in the university is considered. It is shown that the purpose of aesthetic education is the development of their intellectual, spiritual, moral, artistic and creative potential, as well as the development of aesthetic taste and aesthetic ideal when using wide opportunities for students to master various types of artistic and aesthetic activity. Artistic and creative activities, which have a greater impact on the process of aesthetic education, are considered. The importance of artistic and creative activity in the formation of aesthetic activity of the individual is noted. The dynamics of the development of aesthetic education reveals that the acquired skills and practical aesthetic skills are increasing at each stage of vocational training of future technology teachers in the conditions of studying and realizing various types of artistic and creative activity. The mechanism of aesthetic education is realized as an achievement of the goal of professional training of future technology teachers through the creation of special conditions for a unified artistic and aesthetic educational environment in which teachers engage students in the process of creative activity and encourage them to choose and make independent decisions in their creative work. It is shown that the artistic and aesthetic educational environment through discussions and thematic conferences on art, in particular, on arts and crafts, folk crafts, art crafts, contributes to the aesthetic education of future technology teachers. The need to study the disciplines on arts and crafts, the theory and history of design, morphology in technological design, as well as the development of artistic and creative expression in artistic and creative activities aimed at the aesthetic education of students future technology teachers.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание будущих учителей технологии в вузе»

УДК 378.14

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

© Галина Долматовна ХОРОШАВИНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в области экономики, бизнеса и социальной сферы» Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 105005, Российская Федерация, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5 E-mail: galinaxor@mail.ru © Елена Семеновна ГУЦУЛ аспирант, кафедра теории и методики профессионального образования Московский государственный областной университет 105005, Российская Федерация, г. Москва, ул. Радио, 10а E-mail: galinaxor@mail.ru

Рассмотрена актуальная проблема эстетического воспитания будущих учителей технологии в профессиональной подготовке в вузе. Показано, что целью эстетического воспитания является развитие их интеллектуального, духовного, нравственного, художественного и творческого потенциалов, а также развитие эстетического вкуса и эстетического идеала при использовании широких возможностей освоения студентами разнообразных видов художественно-эстетической деятельности. Рассмотрена художественно-творческая деятельность, оказывающая большее воздействие на процесс эстетического воспитания. Отмечена важность художественно-творческой деятельности в формировании эстетической активности личности. Раскрыта динамика развития эстетического воспитания, показывающая, что приобретаемые умения и практические эстетические навыки возрастают на каждом этапе профессиональной подготовки будущих учителей технологии в условиях изучения и реализации разнообразных видов художественно-творческой деятельности. Эффективно реализуется механизм эстетического воспитания как достижение цели профессиональной подготовки будущих учителей технологии через создание специальных условий единой художественно-эстетической образовательной среды, в которой преподаватели вовлекают студентов в процесс творческой деятельности и побуждают их к выбору и принятию самостоятельных решений в творчестве. Показано, что художественно-эстетическая образовательная среда через дискуссии и тематические конференции по искусству, в частности, по декоративно-прикладному искусству, народным ремеслам, художественным промыслам, способствует эстетическому воспитанию будущих учителей технологии. Отмечена необходимость изучения дисциплин по декоративно-прикладному творчеству, теории и истории дизайна, морфологии в технологическом проектировании, а также развития художественно-творческого самовыражения в художественно-творческой деятельности, направленных на эстетическое воспитание студентов - будущих учителей технологии.

Ключевые слова: эстетическое воспитание; будущий учитель технологии; художественно-творческая деятельность

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-18-22

Система профессиональной подготовки будущих учителей технологии, как и другие образовательные системы высшей школы, в последнее время подвержена значительным изменениям в сторону совершенствования теоретико-методического, организационно -педагогического, практического аспектов образования, направленных на активизацию деятельностных технологий обучения и эстетическое воспитание педагога-предметника.

Одной из важнейших характеристик профессиональной подготовки будущих учителей технологии выступает целенаправленное формирование эстетического отношения к действительности, которое впоследствии

воплощается в интеллектуальную и творческую деятельности педагога-предметника. В современной системе педагогического образования эстетическое воспитание объективно становится неотъемлемой частью всестороннего развития студентов - будущих учителей технологии. Еще в марксистско-ленинской эстетике и теории искусства отмечалось, что эстетическое воспитание усиливает восприятие прекрасного, укрепляя эстетический идеал. Эстетическое воспитание, сущность которого заключена в широких возможностях организовывать и реализовывать комплекс разнообразных видов художественно-эстетической деятельности студентов, разви-

вая их интеллектуальный, духовный, нравственный, художественный, творческий потенциал, развивает эстетический вкус и эстетическое творчество как способность привнести красоту в жизнь - строить жизнь, по словам К. Маркса, «по законам красоты» [1].

Г.С. Лабковская, рассматривая проблему эстетического воспитания, отмечала важность художественно-творческой деятельности для формирования эстетической активности личности, но большее воздействие на процесс эстетического воспитания, по мнению Г.С. Лабковской, оказывает все-таки практика жизни «в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству» [2]. Психолого-педагогическая и эстетическая наука, а также практика обучения искусству давно подтвердили, что грамотно интегрированные различные виды художественно-творческой деятельности формируют способности воспринимать и осознавать прекрасное как в искусстве, так и жизни. Ресурс этой деятельности способен развить интеллектуальные, духовные, нравственные и художественные, творческие задатки будущих учителей технологии, обеспечивая возможность развития успешной творческой личности каждого из них.

Современные условия подготовки будущих учителей технологии позволяют осуществлять эстетическое воспитание через их приобщение к художественно-творческой деятельности в образовательном процессе факультета, в структурах дополнительного образования вуза, а также в образовательных учреждениях в период прохождения практик. Организация художественно-творческой деятельности, выработка трудовых и художественных навыков требует организации той среды обитания, труда, которая учитывает эстетические нормы и потребности на протяжении всех этапов обучения [3]. Принцип непрерывности и преемственности подготовки будущих учителей технологии содействует созданию необходимых условий для развития творческой личности, общей культуры и эстетического воспитания.

Каждый этап профессионального образования будущих учителей технологии определяет свою глубину эстетического воспитания в условиях изучения отдельных видов

художественно-творческой деятельности, что позволяет говорить о формировании динамики развития эстетического воспитания личности студента, позволяющей на каждом этапе профессионального образования опираться на уже приобретенные умения и практические навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. Делая акцент на определенную этапность обучения развития эстетического воспитания, мы будем получать достаточную целенаправленность и педагогическую действенность профессиональной подготовки будущих учителей технологии.

Современные педагоги считают, что воспитывать необходимо свободную, духовно-нравственную личность с высоким уровнем интеллектуального развития, с чувством своего достоинства. Это предусматривали гуманистические идеи воспитания с уважительным отношением к человеку. Создание новой педагогики определялось верой в интеллектуальное и морально-эстетическое совершенствование личности [4].

Целевая направленность воспитания подчеркивалась К.Д. Ушинским. В своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» он писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм ли, посвященный богу истины, любви и правды, просто ли дом, в котором жилось бы уютно... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности» [5].

А.С. Макаренко также отмечал, что воспитателю полагается уметь проектировать личность воспитанника, для чего необходимо хорошо знать, какую и с какими качествами ее нужно формировать [6]. Личностные качества формируются в процессе интеграции простейших элементов видов художественно-творческой деятельности. Коммуникативная деятельность, характерная и значительная для эстетического воспитания, проявляется через поведение, общение, отношение, взаимодействие, которые, в дальнейшем сочетаясь, становятся устойчивыми, привычными [7]. Следовательно, глубина эстетического воспитания будущих учителей технологии во многом будет соотноситься с таки-

ми качествами, как вежливость, дисциплинированность, уважительность, трудолюбие.

Основу механизма эстетического воспитания определяет эстетика, формирующая образовательную и воспитательную цель профессиональной подготовки будущих учителей технологии. Для более эффективного, качественного достижения этих целей профессиональной подготовки будущих учителей технологии необходимо создание специальных условий единой художественно-эстетической образовательной среды, в которой реализуется механизм эстетического воспитания.

Процесс становления и развития личности будущего учителя технологии как профессионала необходимо рассматривать в рамках специфических видов деятельности: педагогической, воспитательной, исследовательской, общественной и др., которые так или иначе связаны с объектами труда и направлены на достижение высоких результатов деятельности. Эстетика, понимание прекрасного одухотворяют, насыщают, делают осмысленной, творческой, разнообразной практическую деятельность студентов. Уделяя особое внимание восприятию и пониманию красоты, которую всегда можно найти в деятельности, мы развиваем способности студентов сделать красивым как процесс деятельности, так и его результат.

Приобщение к прекрасному, к искусству обогащает трудовую и творческую деятельность студентов, доставляя радость и наслаждение в решении поставленных задач [8]. В жизни человека прекрасное - это и средство, и результат эстетического воспитания. Красота - неотъемлемая часть искусства и литературы. Она неразрывно связана с природой, общественной деятельностью и отношениями между людьми, трудом и бытом. Эстетика в полной мере использует все эстетические явления, существующие в реальности.

Очень важной частью эстетического воспитания является обучение искусству. Используя искусство как учебный инструмент, художественное образование развивает особые способности и таланты в конкретных видах искусства - например, в изобразительном искусстве, музыке, пении, хореографии, театре, декоративно-прикладном искусстве. Искусство, которое мы рассматриваем как область прекрасного, охватывает все сферы

бытия человека: труд, увлечения, поведение. Каким бы видом деятельности не занимались студенты, они ощущают потребность суждения о предметах творческой деятельности других людей, об окружающем мире с элементами эстетики. Существенной особенностью искусства, отличающей его от других видов человеческой деятельности, является то, что оно ориентировано на удовлетворение эстетических потребностей. Это говорит о совершенно особой роли искусства в системе эстетического воспитания. Поэтому вопрос о природе искусства в истории эстетики связывают с эстетическим воспитанием [9].

Систематические практические занятия со студентами, связанные с художественно-творческой деятельностью, развивают не только эстетическую «чувственность», но и формируют вкус, идеал, определяют характер. Стоит отметить необычайную заразительность этих занятий: раз создав продукт творчества, получив эмоционально-эстетическое удовлетворение, студент постепенно «втягивается» в этот процесс, который становится привычкой, творческим навыком, побуждающим к реализации своих идей.

Природа искусства как деятельность имеет высокий эстетическо-воспитательный потенциал, активно влияя на общую культуру студента, формируя его мировоззрение. Рассматривая искусство как специфический вид труда, результатом которого выступает произведение как комплекс идей, представлений, мы можем рассматривать его и как вид духовно-практической деятельности [10].

Как отмечают С. Левеск, Г.Р. Селл и Дж.А. Циммерман, в их модели обучения и мотивации, когда преподаватели вовлекают студентов в процесс творческой деятельности и побуждают к выбору и принятию самостоятельных решений в творчестве, для студентов создается возможность развивать свои творческие навыки, делать эстетический выбор в процессах творчества в течение всего обучения. Свобода творчества, самостоятельность принятия решений при проектировании творческой деятельности улучшают эстетическое восприятие в образовательной среде [11]. Специально организованный сегмент художественно-творческого процесса направлен на безусловное понимание студентами сути и технологии выполнения творческого проекта, где должным образом

самостоятельная деятельность по преобразованию материала в продукт творчества непременно поощряется, особо выделяя активность в участии студентов в принятии решений в художественно-творческом процессе.

Существенными для студентов являются дискуссии и тематические конференции по искусству, в частности, по декоративно-прикладному искусству, народным ремеслам, художественным промыслам, которые способствуют эстетическому воспитанию будущих учителей технологии. Вследствие чего у них вырабатывается творческое видение, аутентичные переживания, воздействующие на их чувства эмоциональными стимулами, которые повышают возможности художественного творчества и творческой рефлексии с использованием множества режимов и обилием контекстной информации.

Опыт исследования и изучение искусства расширяют возможности воспитания эстетической культуры будущих учителей технологии, становясь неотъемлемым элементом учебной деятельности, в основе которой лежит отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в художественно-творческой деятельности. Эстетическому воспитанию у студентов - будущих учителей технологии способствует изучение дисциплин, составляющих модуль «Дизайн и художественная обработка материалов», включающих изучение декоративно-прикладного творчества, теории и истории дизайна, морфологию в технологическом проектировании.

Практическая деятельность, направленная на эстетическое воспитание студентов, как отмечалось ранее, имеет много разновидностей. Виды практической деятельности, которые мы предоставляем нашим студентам, подобраны так, чтобы направлять их внимание на эстетику творчества различными способами (включая восприятие жизни через чувства, которые, возможно, они давно забыли или игнорируют). Таким образом, творчество активизируется и реализуется в практической деятельности студентов, раскрывая их творческий потенциал, развивая эстетический вкус и культуру. Такая деятельность, замеченная и отражаемая эстети-

чески, является ключом к эстетическому воспитанию учителя-предметника, предоставляя необходимый опыт творчества и педагогической деятельности, которые становятся платформой для дальнейшего роста.

Список литературы

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976.

2. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. 304 с.

3. Смирнов В.И. Общая педагогика. М.: Логос, 2003. 304 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 1.

6. Хорошавина Г.Д. Образовательный потенциал и коммуникации в организационных формах подготовки предпринимательских кадров // Актуальные вопросы профессионального образования: сб. науч. тр. М.: МГОУ, 2009. С. 67-69.

7. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

8. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах. М.: Просвещение, 1969. 208 с.

9. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

10. Разумный В.А. Эстетическое воспитание (сущность, формы, методы). М.: Мысль, 1969. 81 с.

11. Levesque C., Sell G.R., Zimmerman J.A. A theory-based integrative model for learning and motivation in higher education // To Improve the Academy / ed. by S. Chadwick-Blossey. Bolton, 2006. Р. 86-103.

References

1. Marks K., Engels F. Ob iskusstve [About Art]. Moscow, 1976. (In Russian).

2. Labkovskaya G.S. Esteticheskaya kul'tura i esteticheskoe vospitanie [Aesthetic Culture and Aesthetic Education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983, 304 p. (In Russian).

3. Smirnov V.I. Obshchaya pedagogika [General Pedagogy]. Moscow, Logos Publ., 2003, 304 p. (In Russian).

4. Kharlamov I.F. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Gardariki Publ., 1999, 520 p. (In Russian).

5. Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected Pedagogic Works]. Moscow, 1974, vol. 1. (In Russian).

6. Khoroshavina G.D. Obrazovatel'nyy potentsial i kommunikatsii v organizatsionnykh formakh podgotovki predprinimatel'skikh kadrov [Educational potential and communications in organizational forms of entrepreneurial workers preparation]. Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovaniya [Current Issues of Professional Education]. Moscow, Moscow Region State University Publ., 2009, pp. 67-69. (In Russian).

7. Makarenko A.S. O vospitanii [About Education]. Moscow, Politizdat Publ., 1988, 256 p. (In Russian).

8. Pecherskiy M.S. Esteticheskoe vospitanie na urokakh truda v tret'ikh-chetvertykh klassakh [Aesthetic Education during Arts and Crafts from the Third to the Forth Forms]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1969, 208 p. (In Russian).

9. Bakushinskiy A.V. Khudozhestvennoe tvorchest-vo i vospitanie [Artistic Creation and Education]. Moscow, 1925. (In Russian).

10. Razumnyy V.A. Esteticheskoe vospitanie (sushchnost', formy, metody) [Aesthetic Education (Essence, Forms, Methods)]. Moscow, Mysl Publ., 1969, 81 p. (In Russian).

11. Levesque C., Sell G.R., Zimmerman J.A. A theory-based integrative model for learning and motivation in higher education. In: Chadwick-Blossey S. (ed.). To Improve the Academy. Bolton, 2006, pp. 86-103.

Поступила в редакцию 12.06.2017 г. Received 12 June 2017

UDC 378.14

AESTHETIC EDUCATION OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION Galina Dolmatovna KHOROSHAVINA

Doctor of Pedagogy, Professor of "Further Training and Retraining in Economics, Business and Social Sphere" Department

Bauman Moscow State Technical University 5 2-ya Baumanskaya St., Moscow, Russian Federation, 105005 E-mail: galinaxor@mail.ru Elena Semenovna GUTSUL

Post-graduate Student, Theory and Methods of Vocational Education and Training Department

Moscow Region State University

10a Radio St., Moscow, Russian Federation, 105005

E-mail: galinaxor@mail.ru

A relevant issue of future technology teachers' aesthetic education in vocational training in the university is considered. It is shown that the purpose of aesthetic education is the development of their intellectual, spiritual, moral, artistic and creative potential, as well as the development of aesthetic taste and aesthetic ideal when using wide opportunities for students to master various types of artistic and aesthetic activity. Artistic and creative activities, which have a greater impact on the process of aesthetic education, are considered. The importance of artistic and creative activity in the formation of aesthetic activity of the individual is noted. The dynamics of the development of aesthetic education reveals that the acquired skills and practical aesthetic skills are increasing at each stage of vocational training of future technology teachers in the conditions of studying and realizing various types of artistic and creative activity. The mechanism of aesthetic education is realized as an achievement of the goal of professional training of future technology teachers through the creation of special conditions for a unified artistic and aesthetic educational environment in which teachers engage students in the process of creative activity and encourage them to choose and make independent decisions in their creative work. It is shown that the artistic and aesthetic educational environment through discussions and thematic conferences on art, in particular, on arts and crafts, folk crafts, art crafts, contributes to the aesthetic education of future technology teachers. The need to study the disciplines on arts and crafts, the theory and history of design, morphology in technological design, as well as the development of artistic and creative expression in artistic and creative activities aimed at the aesthetic education of students - future technology teachers. Key words: aesthetic education; future technology teacher; artistic and creative activity DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-18-22

Для цитирования: Хорошавина Г.Д., Гуцул Е.С. Эстетическое воспитание будущих учителей технологии в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 18-22. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-18-22.

For citation: Khoroshavina G.D., Gutsul E.S. Esteticheskoe vospitanie budushchikh uchiteley tekhnologii v vuze [Aesthetic education of future teachers in higher educational institution]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 18-22. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-18-22. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.