Научная статья на тему 'Совершенствование коммуникативной компетенции у обучающихся с инвалидностью в рамках курса "риторика"'

Совершенствование коммуникативной компетенции у обучающихся с инвалидностью в рамках курса "риторика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATIVE COMPETENCE / STUDENTS WITH DISABILITIES / RHETORIC / WORK TECHNOLOGY / VISUAL / HEARING / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ / РИТОРИКА / ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ / НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобачева Н.А.

В статье представлены способы взаимодействия преподавателя со студентами, имеющими нарушения слуха на занятиях по риторике. Именно риторические навыки способствуют разрешению внутреннего противоречия между степенью адаптации студента с ограниченными возможностями здоровья к обществу и степенью его обособления в социуме. Обучение студентов с ограничениями возможностей здоровья требует особых стратегий и тактик в преподавании, основанных на личностно ориентированном деятельностном подходе. Автором предложены общие и частные рекомендации адаптивных форм и методов работы на лекциях и практических занятиях со студентами, имеющими нарушения слуха, что способствует комплексному подходу при совершенствовании коммуникативной компетенции у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобачева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE FRAMEWORK OF THE COURSE ON RHETORIC

The article presents ways of interaction between a teacher and students with hearing impairments in the classroom of rhetoric. These are rhetorical skills that contribute to the resolution of the internal contradiction between the degree of adaptation of a student with disabilities to society and the degree of his isolation in society. Education of students with disabilities requires special strategies and tactics in teaching, based on personality-oriented, activity-based approaches. The author offers general and specific recommendations of adaptive forms and methods of work at lectures and practical classes with students with hearing impairment, which contributes to a comprehensive approach to improving the communicative competence of students.

Текст научной работы на тему «Совершенствование коммуникативной компетенции у обучающихся с инвалидностью в рамках курса "риторика"»

Художественный образ как основная матричная единица искусства «конвертируется» наукой. Он мобилизует воображение, являющееся неотъемлемым механизмом любого научного исследования. В этом - синкретическая связь искусства и науки. Синкретизм научного и художественного мышления современного представителя студенчества проявляется в слиянии рационального мышления с чувственным опытом, эстетической перцепцией, нравственным переживанием.

Помимо когнитивных процессов молодой человек обладает психической реальностью, включающей эмоционально-личностную сферу и состояния сознания, отражающие «образ мира» и «образ самого себя».

В психологии эмоции рассматриваются как сложные образования, которым свойственны отражательные (познавательные) и регуляторные функции. Представители западной психологии (У.Джеймс, К.Ланге) полагают, что воздействие на организм внешних стимулов вызывает вегетативные (органические), вазомоторные и нервно-мышечные изменения. Переработка в центральной нервной системе импульсов о возможных изменениях в организме, поступающих от внутренних органов и органов движения, ведет к возникновению эмоций и эмоциональных переживаний.

Отечественными психологами: Л.С. Выготским, В.К. Вилюнасом, С.Л. Рубинштейном сформулированы положения о единстве эмоций и познания. По этому поводу Л.С. Выготский писал, что существует тесная связь между познавательными и эмоциональными процессами (связь «интеллекта с аффектом»), что проявляется в виде «интеллектуализации» эмоций и «эмоционализации» интеллекта [7]. Психология XXI века подтверждает, что эмоциональный интеллект столь же важен в познании и исследовательской деятельности, как и Ю. Эмоции стимулируют мышление и творческий потенциал человека.

Таким образом, путем слияния когнитивно выраженного научного и эмоционально окрашенного художественного мышления формируется мировоззрение современного студента. Общими качествами «интегрированной» личности являются: научно-художественная направленность, интеллект, эмоциональность.

В условиях вуза формирование таких качеств достигается посредством педагогической поддержки, усиления и дополнения самостоятельного действия студента педагогическим воздействием. Общим основанием дидактического

Библиографический список

процесса является его ориентация на развитие личности как субъекта учебной деятельности и жизнедеятельности в целом. Мы разделяем мнение Д. Медоуза и Л. Перельмана, что в основу курсов традиционных дисциплин должны быть заложены программы, отражающие особенности научных глобальных проблем современности и их чувственного преломления. Такие программы будут начинаться с определения причин и сути возникновения определённой проблемы современности, сопровождаться ее личной эмоциональной оценкой, разрешаться заинтересованным поиском методов её решения. Реализуемая таким образом этика академического образования основывается на новом подходе к решению современных проблем: обучение должно осуществляться не в виде применения готовых формул, а с переносом акцента на развитие личностного чувственно окрашенного познавательного интереса к самостоятельному поиску.

В концептуальной структуре построения такого образования реализуется корреляция содержания учебных программ с современным уровнем научно-технического знания, проблемами общечеловеческого значения, моральной ответственностью студенческой молодежи за последствия своей деятельности. Усиливается эмоциональный аспект обучения и его эстетическая направленность за счёт использования произведений художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства, иллюстрирующих смысл, эстетическую и общекультурную значимость изучаемых явлений и закономерностей.

Технологии воспитания многоварианты. Мы предлагаем технологию самовоспитания, компонентами которой являются: 1) самодиагностика: рефлексия своего отношения к миру и своего места в нем, 2) выделение наиболее значимых для себя проблем, 3) поиск путей их решения с опорой на прерогативы а) научного мышления, б) художественного мышления, 4) переход в новое состояние мироощущения и миропонимания. Наша технология направлена на развитие научного и художественного мышления студента в их интегративной направленности на формирование его мировоззрения. Технология предусматривает исследование номенклатуры целей личностного саморазвития, выявление содержания самовоспитания, на основе которого развиваются личностные качества и основные сферы индивидуальности (интеллектуальная, эмоциональная, волевая, экзистенциальная, саморегуляции).

1. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия». Москва, 2002.

2. Столяренко Л.Д. Возрастная психология: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

3. Ивин А.А. Современная философия науки. Москва: Высшая школа, 2005. С.484.

4. Хрусталев Ю.М. История философии и науки. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.

5. Реаже Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В IV т. Т. 3. Новое время: с. 7.

6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2008.

7. Выготский Л.С. Проблема эмоций. Вопросы психологии. 1958; 3: 45.

References

1. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Nauch. izd-vo «Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya». Moskva, 2002.

2. Stolyarenko L.D. Vozrastnaya psihologiya: uchebnik. Rostov-na-Donu: Feniks, 2017.

3. Ivin A.A. Sovremennaya filosofiya nauki. Moskva: Vysshaya shkola, 2005. S.484.

4. Hrustalev Yu.M. Istoriya filosofii i nauki. Rostov-na-Donu: «Feniks», 2009.

5. Reazhe Dzh., Antiseri D. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashih dnej. V IV t. T. 3. Novoe vremya: s. 7.

6. Leshkevich T.G. Filosofiya nauki: uchebnoe posobie. Moskva: INFRA-M, 2008.

7. Vygotskij L.S. Problema 'emocij. Voprosy psihologii. 1958; 3: 45.

Статья поступила в редакцию 05.02.19

УДК 371.016

Lobacheva N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Humanities and Education Science Academy Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: lobachevana@ua.fm

IMPROVING COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE FRAMEWORK OF THE COURSE ON RHETORIC. The

article presents ways of interaction between a teacher and students with hearing impairments in the classroom of rhetoric. These are rhetorical skills that contribute to the resolution of the internal contradiction between the degree of adaptation of a student with disabilities to society and the degree of his isolation in society. Education of students with disabilities requires special strategies and tactics in teaching, based on personality-oriented, activity-based approaches. The author offers general and specific recommendations of adaptive forms and methods of work at lectures and practical classes with students with hearing impairment, which contributes to a comprehensive approach to improving the communicative competence of students.

Key words: communicative competence, students with disabilities, rhetoric, work technology, visual, hearing.

Н.А. Лобачева, канд. филол. наук, доц. Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (филиал), г. Ялта, E-mail: lobachevana@ua.fm

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ КУРСА «РИТОРИКА»

В статье представлены способы взаимодействия преподавателя со студентами, имеющими нарушения слуха на занятиях по риторике. Именно риторические навыки способствуют разрешению внутреннего противоречия между степенью адаптации студента с ограниченными возможностями здоровья к обществу и степенью его обособления в социуме. Обучение студентов с ограничениями возможностей здоровья требует особых стратегий и тактик в преподавании, основанных на личностно ориентированном деятельностном подходе. Автором предложены общие и частные рекомендации адаптивных

форм и методов работы на лекциях и практических занятиях со студентами, имеющими нарушения слуха, что способствует комплексному подходу при совершенствовании коммуникативной компетенции у обучающихся.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, обучающиеся с ограничениями возможностей здоровья, риторика, технологии работы, нарушения слуха.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью конкретизации технологий работы со студентами, имеющими инвалидность, обучающимися наравне с одногруппниками без ограничений возможностей здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование базируется на идеологии, предполагающей личностно ориентированный подход, равное отношение преподавателя к обучающимся, при создании определённых условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья [1].

Основы современного риторического образования актуальны в любой сфере деятельности будущих специалистов, в том числе выпускников с ограниченными возможностями здоровья. В фокусе нашего внимания — студенты с нозологией нарушения слуха (слабослышащие) — с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, в частности, с незначительным снижением слуха без признаков отклонений в развитии речи.

Цель статьи — конкретизировать способы взаимодействия преподавателя и студентов с нарушениями слуха и методов адаптации к определённым условиям обучения в рамках курса «Риторика». К задачам статьи относятся: уточнение психологических особенностей студентов с инвалидностью в сфере слуха; предложения по адаптации обучающего материала.

Теоретической базой нашего исследования по вопросам совершенствования компетенций послужили работы О.В. Акуловой, Ю.В. Богинской, ГА. Воробьёва, Г К. Селевко, С.С. Савичева, Б.Д. Эльконина и др.; по вопросам коммуникации мы основывались на идеях Г М. Андреевой, П.Я. Гальперина, Б.А. Лапидус, А.А. Леонтьева, Е.А. Маслыко и др.

О совершенствовании профессиональных компетенций обучающихся с ОВЗ говорится в трудах С.Н. Богатырёвой, И.А. Букиной, О.А. Денисовой, С.В. Ко-новаленко, О.Л. Лехановой, А.Р Маллера, В.Н. Поникаровой и др., которые считают одной из ключевых проблем лиц с ОВЗ — ограничение в контактах с внешним миром, вследствие чего выпускник может оказаться неконкурентоспобным на рынке труда. Поэтому в сфере нашего внимания — развитие коммуникативной компетенции студентов, которая предполагает готовность эффективно реагиро-

вать на социальные и индивидуальные запросы, адекватно осуществлять профессиональную деятельность. Именно от степени развития этой компетенции зависит процесс адаптации студента с ограниченными возможностями здоровья, т. к. интеграция с социумом невозможна без речевого общения, следовательно, в современной модели как гуманитарного, так и технического образования, коммуникативная компетенция играет одну из ведущих ролей [2 - 4].

Одним из высших проявлений коммуникативной компетенции является компетенция риторическая, предполагающая способность продуцировать, произносить и рефлексировать текст в соответствии с поставленной целью и ситуацией общения (И.А. Стернин, ГГ. Хазагеров, В.Д. Черняк и др.).

Говоря о сформированности социальных компетенций, мы имеем в виду деятельность, общение, самосознание [3; 5; 6]. Курс «Риторика» нацелен на развитие этих сфер жизнедеятельности личности. Помимо социализации и развития специальных способностей, студенты развивают свои компенсаторные возможности, которые опосредованно влияют как на успешность процесса обучения в целом, так и на совершенствование навыков самопознания и саморазвития.

Учитывая методические рекомендации Минобрнауки России [6; 7], мы обращаем внимание преподавателя на следующие особенности обучения лиц с данными нозологиями:

- одновременное сопровождение процесса обучения другими компонентами реабилитации;

- тесное взаимодействие на уровнях «преподаватель - обучающийся», «обучающийся - обучающийся», «группа обучающихся - обучающийся».

Несомненно, важны индивидуальный и дифференцированный подходы к таким студентам, учитывающие адекватное сочетание целей обучения и способов их достижения, использование наглядных средств обучения, сочетание всех видов речевой деятельности, в том числе дактилирования (при необходимости), невербалики, а также постоянная рефлексия на каждой ступени формируемых ЗУН. Так, у студентов с нарушением слуха имеются недостатки развития мысли-

Таблица 1

№ Особенности нарушения Методы обучения Формы обучения

1 Недостатки речевого развития Имитативные методы, коммуникативные методы. Речевые разминки на каждом занятии, независимо от формы проведения (лекция / практическое), деловые игры, ролевые игры.

2 Недостатки развития мыслительной деятельности (невысокая сформированность аналитических и синтетических умений, слабо развитое логическое мышление, недостаточное внимание к деталям и пр.) Когнитивные методы: а) метод эвристических вопросов (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?) б) метод эвристического наблюдения (получение знаний в процессе наблюдений за поведением объекта) Беседа, дискуссия, работа в малых группах

2 Замедленное и ограниченное восприятие Когнитивные: а) метод фактов (предлагает сопоставить собственное восприятие с реальными фактами). б) метод сравнения (сопоставление версий разных обучающихся с формулировками ученых в конкретной сфере знаний). Индивидуальные формы работы

3 Пробелы в знаниях Креативные: а) «мозговой штурм». Методы организации учения: а) методы самоорганизации обучения; б) методы взаимообучения; в) метод планирования (направлен на формирование умений спланировать свою работу на месяц, на день, занятие). г) элементы технологии гейминга. Работа в малых группах, дифференцированные задания по уровню трудности; портфолио

4 Недостатки в развитии личности Когнитивные: а) метод эмпатии (что чувствует объект?); б) метод смыслового видения («Каковы цели собеседника? Что он чувствует? Почему он такой, а не другой?») в) метод рефлексии в конце занятия (что нового я узнал? Что хотел бы узнать по этой теме? Соответствует ли результат моим ожиданиям?) Работа в малых группах, индивидуальные формы работы (беседа, самонаблюдение и пр.).

тельной деятельности, и как следствие — пробелы в речевом развитии, замедленное восприятие окружающего мира, фрагментарные знания, неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, пессимизм, неадекватная самооценка, проблемы в управлении своим поведением и пр. Актуальным для таких студентов являются формы работы в малых группах. Полагаем возможным выделить общие рекомендации адаптированных форм предоставления учебной информации для студентов с ОВЗ [8]: электронный вариант учебного материала; разнообразный наглядный материал по каждой теме курса; звукоусиливающая аппаратура для приёма-передачи учебной информации в доступных формах; учебные фильмы с субтитрами; комплекты контрольных заданий, предусматривающих возможность выбора формы ответа.

Во время проведения лекции целесообразно:

1. Использовать различные формы речи: устной (следует чётко артикулировать собственное произношение, говорить достаточно громко, при разговоре смотреть на студента, дублировать сказанное при необходимости; использовать в речи простые короткие предложения); письменной (выдать распечатанный конспект лекции, в котором обучающийся имеет возможность делать пометки в ходе выполнения занятия; при сообщении новых терминов провести лексическую работу, для чего предоставить раздаточный материал с расшифровкой рассматриваемых понятий, чтобы студент с ОВЗ мог предварительно самостоятельно ознакомиться с материалом; предложить составить глоссарий лекции); жестовой (не загораживать свое лицо при разговоре, чтобы обучающийся видел выражение лица адресанта, использовать арсенал жестов, пантомимики); дак-тильной (при необходимости): при этом смотреть на слушателя, орфографически воспроизводить письмо посредством пальцев рук, пользуясь дактильной азбукой. Следует отличать пальцевый алфавит, передающий звуки речи (буквы) от жестов, которые представляют целые слова.

2. Разделять теоретический материал на логические блоки, использовать индуктивный способ предоставления информации.

3. Использовать разнообразный наглядный материал (схемы, диаграммы, компьютерные презентации, иллюстрации и пр.).

4. Учитывать особенности межличностного взаимодействия с обучающимися с данным ОВЗ (привлекать внимание перед тем, как обратиться к студенту, смотреть на него при разговоре, говорить короткими предложениями, не менять неожиданно тему разговора и пр.) [6; 7]. На практических занятиях можно предложить формы и методы работы с данной группой обучающихся, представленные ниже. За основу берём классификацию методов А.В. Хуторского [9] (табл. 1).

Так, при изучении темы «Приёмы воздействия», при определении способов некорректного воздействия интервьюирующего на собеседника, преподаватель предлагает обучающемуся с нарушением слуха видеоматериал и напечатанный текст интервью, в котором при работе делаются соответствующие пометы. Целесообразно использовать приём «Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?» при

Библиографический список

составлении картотеки примеров манипулятивных приёмов, используемых ведущими в процессе интервью. Следует помнить, что нужно предложить студентам звукоусиливающую аппаратуру для приёма-передачи учебной информации в доступных формах. Так, выполняя задание, предполагающее анализ невербальных средств общения публичной личности, студент с нарушениями слуха может использовать информационный терминал Круст — специальный информационный терминал для обмена, получения и передачи информации, что позволит студенту её получить, не прибегая к посторонней помощи.

Для дополнительного изучения дисциплины целесообразно подготовить учебно-дидактический комплекс, включающий пакет специальных учебно-методических презентаций [8; 10].

Комплексный риторический анализ текста - одно из основных результирующих действий. Студентам предлагаются тексты для анализа по выявлению риторически значимых средств, фактов, структур и языковых единиц. Предоставляется возможность самостоятельного выбора текста. Кроме того, студентам с нарушениями слуха в качестве одной из форм контроля может быть предложено публичное выступление (в соответствии с возможностями таких обучающихся).

Выводы. В последние годы в России успешно прогрессирует интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду с представителями социума без ограничений в состоянии здоровья. Такой подход даёт возможность всем обучающимся иметь равные возможности как в получении качественного образования, так и быть конкурентоспособными на рынке труда по окончании вуза. Именно риторические навыки способствуют разрешению внутреннего противоречия между степенью адаптации студента с ограниченными возможностями здоровья к обществу и мерой его обособления в социуме. Обучение студентов с инвалидностью требует особых стратегий и тактик в преподавании, основанных на личностно ориентированном деятель-ностном подходе.

Мы выявили, что на практических занятиях по риторике (работа в малых группах) у слабослышащих постепенно нивелируются недостатки развития мыслительной деятельности, систематизируются знания об окружающем мире, появляется уверенность в собственных силах, в результате чего исчезает неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, неадекватная самооценка, прорабатываются вопросы управления своим поведением, повышается мотивация к деятельности и пр.

При освоении курса «Риторика» эффективными являются методы, предложенные А.В. Хуторским: когнитивные, в частности, приём эмпатии, приём эвристических вопросов, эвристического наблюдения, конструирования понятий, рефлексии; методы организации учения (само- и взаимообучения). Используя предложенные подходы, преподаватель способствует саморазвитию обучающихся с ОВЗ в социальной сфере, что в итоге обеспечивает полноценную адаптацию обучающихся-инвалидов в социуме как равноправных членов общества.

1. Конвенция о правах инвалидов. Равные среди равных. Москва: Алекс, 2008.

2. Актуальные вопросы профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под ред. к.п.н. Н.П. Коробовой. Нижневартовск: НСГК, 2017.

3. Ахметзянова А.И., Артемьева А.И., Курбанова А.Т., Нигматулина И.А., Твардовская А.А., Файзрахманова А.Т. Инклюзивная практика в высшей школе. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015.

4. Богинская Ю.В. Образовательная интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Международный научный журнал

Инновационная наука. 2016; № 7-8: 134 - 142.

5. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики. Психологическая наука и образование. 2017; Т. 22, № 1: 5 - 1б.

6. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн. Available at: https://минобрнауки.рф/документы

7. Лобачева Н.А. Риторика. Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика». 2018. Available at: www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/1257/РИТОРИКА Лобачёва.pdf

8. Лешер О.В., Деменина Л.В. Инклюзивное образование студентов университета; комплекс научных подходов. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1-1: 214 - 22б.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. Москва: Высшая школа, 2007.

10. Кочеткова В.Г. Развитие коммуникативной компетенции у студентов в условиях информатизации образования. Информационные технологии в образовании, 2015. References

1. Konvenciya o pravah invalidov. Ravnye sredi ravnyh. Moskva: Aleks, 2008.

2. Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovaniya invalidov ilic s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya. Pod red. k.p.n. N.P Korobovoj. Nizhnevartovsk: NSGK, 2017.

3. Ahmetzyanova A.I., Artem'eva A.I., Kurbanova A.T., Nigmatulina I.A., Tvardovskaya A.A., Fajzrahmanova A.T. Inklyuzivnaya praktika v vysshejshkole. Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta, 2015.

4. Boginskaya Yu.V. Obrazovatel'naya integraciya studentov s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal Innovacionnaya nauka. 201б; № 7-8: 134 - 142.

5. Alehina S. V. Principy inklyuzii v kontekste izmenenij obrazovatel'noj praktiki. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017; T. 22, № 1: 5 - 1б.

6. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'nogo processa dlya obucheniya invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya, v tom chisle osnaschennosti obrazovatel'nogo processa. Minobrnauki Rossii 08.04.2014 N AK-44/05vn. Available at: https://minobrnauki. rf/dokumenty

7. Lobacheva N.A. Ritorika. Uchebno-metodicheskij kompleks discipliny «Ritorika». 2018. Available at: www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/1257/RITORIKA Lobacheva.pdf

8. Lesher O.V., Demenina L.V. Inklyuzivnoe obrazovanie studentov universiteta; kompleks nauchnyh podhodov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 1-1: 214 - 22б.

9. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 2007.

10. Kochetkova V.G. Razvitie kommunikativnoj kompetencii u studentov v usloviyah informatizacii obrazovaniya. Informacionnye tehnologii v obrazovanii, 2015.

Статья поступила в редакцию 05.02.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.