Научная статья на тему 'Удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья'

Удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА / ПОТВОРСТВОВАНИЕ / ИГНОРИРОВАНИЕ / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / FAMILY EDUCATION / LEVEL OF SATISFACTION OF THE CHILD'S NEEDS / INDULGENCE / IGNORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабуров Владимир Викторович

Статья посвящена проблеме семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются результаты исследования, направленного на изучение удовлетворения в семье личностных потребностей ребенка-дошкольника. Изучалось удовлетворение биологических, социальных и личностных потребностей. Проведенное тестирование и интервьюирование родителей позволило глубже изучить уровень семейного воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и создать предпосылки для индивидуальной психолого-педагогической работы с семьей. Результаты исследования позволили выделить две неравные группы родителей на основании отклонений в удовлетворении потребностей детей: потворствования и игнорирования. Результаты интервьюирования позволили определить причины неадекватного удовлетворения потребностей ребенка и выделить две подгруппы родителей в каждой из групп. При «потворствующем» воспитании выделились следующие подгруппы родителей: «балующие» ребенка и родители, «делающие все, что ребенок просит», но остающиеся равнодушными к его развитию в силу уверенности в бесполезности мер. В группе родителей, игнорирующих потребности ребенка, выделены следующие подгруппы: родители с «неустойчивым» стилем воспитания и родители с «устойчивым» стилем, но с недостаточной эмоциональной близостью с ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабуров Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFYING INDIVIDUAL NEEDS OF A PRESCHOOLER WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article deals with the problem of family education of children with special educational needs. It dwells on the results of a study aimed at investigation of satisfaction of personal needs of a preschool child in the family. The study covers biological, social and personal needs. The author carries out testing and interviewing parents which allows him to study the level of family education of preschool children with special educational needs more thoroughly and to create the preconditions for individual psychological work with the family. The study results made it possible to single out two unequal groups of parents on the basis of deviations in satisfying the needs of the children: indulgence and ignoring. It became also possible to define the reasons of inadequate satisfaction of the child’s needs and to single out two subgroups of parents within each group. Parents within “indulging” education fall into the following subgroups: “those doing everything the child asks for”, but neglecting his development due to assurance of futility of any measure. The group of parents ignoring the child’s needs is divided into the following subgroups: parents with an “unstable” style of education and parents with the “stable” style, but inadequate emotional relationship with the child.

Текст научной работы на тему «Удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УДК 378.14:376.1(470)

ББК Ч448.446 ГСНТИ14.29.41 Код ВАК 13.00.08

Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова E. A. Martynova, D. F. Romanenkova Челябинск, Россия Chelyabinsk, Russia

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В ВУЗАХ И КОЛЛЕДЖАХ РОССИИ

Аннотация. В статье приводится научно-методическое и нормативно-правовое обоснование принципов разработки адаптированных образовательных программ профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Раскрывается специфика формирования структуры этих программ, их содержания и реализации. Анализируются организационные, педагогические, материально-технические и информационно-технологические условия внедрения адаптированных программ в систему инклюзивного профессионального образования.

Показано значение включения в учебные планы вузов и колледжей адаптационных модулей (дисциплин), которые предназначены для устранения или минимизации влияния ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и обу-чающихся-инвалидов на формирование общекультурных (общих) профессиональных компетенций с целью достижения запланированных результатов освоения образовательной программы. Подчеркивается значимость включения в адаптированную программу модуля (дисциплины) по развитию коммуника-

PRINCIPLES OF DESIGNING AND REALIZATION OF ADAPTED

EDUCATION PROGRAMS OF PROFESSIONAL EDUCATION

AND ANALYSIS OF THEIR IMPLEMENTATION IN COLLEGES AND UNIVERSITIES OF RUSSIA

Abstract. The article provides scientific, methods and normative-legal foundation of the principles of working out adapted education programs of professional education for persons with special educational needs. It outlines the specificity of formation of the structure of such programs, their content and realization. The authors analyze organizational, pedagogical, information-technological conditions and equipment necessary for the implementation of adapted programs in the system of inclusive professional education.

The article demonstrates the importance of inclusion in the curricula of colleges and universities of adaptive modules (disciplines) which are aimed at removal or minimization of influence of health disabilities of people with special educational needs upon the formation of general cultural (general) professional competences with the purpose of achieving the pre-planned results of acquisition of the education program. The article also specifies the importance of inclusion in the adapted program of a module (discipline) for development of communicative competences of students, including the use of special information-technological and

122

Специальное образование. 2016. № 2

тивных компетенции студентов, в том числе с применением специальных информационно-технических и аппаратно-программных средств в учебном процессе в целях компенсации нарушений развития.

Приводятся результаты мониторинга 2015 г. по внедрению адаптированных образовательных программ профессионального образования в вузах и колледжах России.

Ключевые слова: профессиональное образование, инклюзия; адаптированная образовательная программа; лица с ограниченными возможностями здоровья; инвалиды; компетенции.

Сведения об авторе: Мартынова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета.

Контактная информация: 454001 ных, д. 129.

E-mail: anna.ido@yandex.ru.

Сведения об авторе: Романенко-ва Дарья Феликсовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: начальник Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета.

Контактная информация: 454001. ных, д. 129.

E-mail: droman@csu.ru.

hardware-software means in the education process in order to compensate for developmental disorders.

The article provides the results of the 2015 monitoring the implementation of adapted education programs of professional education in colleges and universities of Russia.

Key words: professional education, inclusion, adapted education program, persons with special educational needs, disabled persons, competences.

About the author: Martynova Elena Aleksandrovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Romanenkova Dar'ya Feliksovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor. Россия, г. Челябинск, ул. Бр. Кашири-

About the author: Romanenkova Darya Feliksovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Head of the Regional Educational Scientific Center of Inclusive Education, Chelyabinsk State University.

Россия, г. Челябинск, ул. Бр. Кашири-

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) и инвалидов осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных для их обучения с учетом особенностей психофизического развития, инди-

© Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф., 2016

видуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию [18]. Адаптированная образовательная программа профессионального образования — комплекс учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обу-

Специальное образование. 2016. № 2

123

чающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидностью по направлению подготовки (профессии, специальности), включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы модулей (дисциплин).

Адаптированная образовательная программа профессионального образования определяет объем и содержание образования по соответствующему направлению подготовки (профессии, специальности), планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности, создаваемые в образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью [15].

Адаптация образовательных программ — одно из важнейших условий, позволяющих реализовать инклюзивное профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидов, наряду с доступностью зданий образовательных организаций, безопасного в них нахождения [1; 10].

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ профессионального образования ориентированы:

- на создание в образовательной организации специальных условий, необходимых для получения профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидами, их адаптации и социализации;

- возможность построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ и инвалидов;

- формирование у них компетенций, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами по конкретному направлению подготовки (специальности, профессии) [2; 3].

При разработке адаптированных образовательных программ профессионального образования необходимо, исходя из утвержденной нормативной базы и федеральных государственных образовательных стандартов, опираться на три ключевых принципа выстраивания структуры программы и разработки содержания. В целом эти принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования применимы как в отношении высшего образования, так и в отношении среднего профессионального образования [16; 17].

Первый принцип заключается в следующем: в части характеристики профессиональной деятельности, обозначенной в адаптированной программе, за основу следует брать принцип равных возможностей в профессиональной деятельности [11]. То есть по окончании обучения выпускники с ОВЗ и инвалиды должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах видов деятельности [14]. Вводить какие-либо дифференциации или ограничения в отношении видов деятель-

124

Специальное образование. 2016. № 2

ности и компетенций выпускников с ОВЗ и инвалидов не допускается. В результате освоения образовательной программы подготовки у выпускника с ОВЗ или выпускника с инвалидностью должны быть сформированы те же компетенции, что и у всех выпускников. Исключение каких-либо компетенций из общего перечня в отношении данной категории обучающихся не допускается.

Следовательно, структура адаптированной образовательной программы ничем не должна отличаться от обычной образовательной программы и состоять из обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах блоков (учебных циклов). Дисциплины, относящиеся к базовой части учебного плана, и практики являются обязательными для освоения всеми обучающимися, в том числе инвалидами и лицами с ОВЗ. Не допускается изъятие каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур итоговой аттестации из числа базовых (обязательных) в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ.

Учебный план для реализации адаптированной образовательной программы разрабатывается на основе общего учебного плана и предусматривает добавление в него специальных адаптационных дисциплин (адаптационных учебных циклов), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов при формировании общих и профессиональных компетенций.

Однако не все компетенции, обозначенные образовательными стандартами в связи с особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидов, могут быть полностью сформированы без создания дополнительных условий [6; 9].

Второй принцип состоит в том, что в отдельные разделы адаптированной образовательной программы необходимо внести дополнения, отвечающие требованиям инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидов.

Во-первых, учебный план реализации адаптированной образовательной программы, разрабатываемый на основе общего учебного плана, должен предусмотреть добавление в ее вариативную или в факультативную часть адаптационных дисциплин (адаптационных учебных циклов), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Данные дисциплины (адаптационные учебные циклы) направлены на формирование общих и профессиональных компетенций, индивидуальную коррекцию нарушений учебных и коммуникативных умений обучающихся данной категории и способствуют их профессиональной и социальной адаптации.

Во-вторых, в адаптированной образовательной программе должно быть предусмотрено:

- обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;

Специальное образование. 2016. № 2

125

- выбор мест прохождения практики с учетом требований их доступности;

- наличие соответствующего материально-технического обеспечения образовательного процесса, в том числе адаптивными средствами обучения для лиц с ОВЗ и инвалидов с различными сенсорными и двигательными ограничениями;

- использование дистанционных образовательных технологий;

- организационное и кадровое обеспечение инклюзивного обучения;

- создание толерантной социокультурной здоровьесберегающей среды;

- комплексное сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов;

- предоставление индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающимся с ОВЗ и инвалидам и др.

Особое значение имеет включение в учебные планы адаптационных модулей (дисциплин).

Адаптационные модули (дисциплины) предназначены для устранения или минимизации влияния ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов на формирование общекультурных (общих) и, при необходимости, профессиональных компетенций с целью достижения запланированных результатов освоения образовательной программы. Это модули (дисциплины) социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, которые также предназначены для коррекции коммуникативных умений, в

том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации.

Педагогическая направленность адаптационного модуля (дисциплины) — содействие полноценному формированию системы запланированных компетенций у лиц с ОВЗ и инвалидов, необходимых для успешного освоения программы подготовки в целом по выбранному направлению (профессии, специальности).

Эти дисциплины «поддерживают» изучение дисциплин базовой (обязательной) и вариативной части образовательной программы, направлены на социализацию, профессионализацию и адаптацию обучающихся с ОВЗ и инвалидов, способствуют их адекватному профессиональному самоопределению, возможности самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории [7; 8].

Коррекционная направленность адаптационного модуля (дисциплины) — совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ОВЗ и инвалидов [5]. Важная составляющая направленности адаптационного модуля (дисциплины) — это компенсация недостатков предыдущих уровней обучения, коррекционная помощь со стороны педагогов специального образования [12].

Крайне важно включение в адаптированную программу модуля (дисциплины) по развитию комму-

126

Специальное образование. 2016. № 2

никативных компетенций, в том числе по использованию специальных информационно-технических и аппаратно-программных средств в учебном процессе с тем, чтобы компенсировать влияние нарушенных органов и систем и научить применять информационные технологии в учебном процессе [13]. Преподавание этих дисциплин должно обеспечить обучающимся с ограниченностью коммуникаций возможность полноценного доступа к учебной и научной литературе, информационным сетям, электронным ресурсам и возможностям повседневного общения с другими обучающимся и преподавателями. Не менее важно обучить технологии деловых контактов, партнерского и группового взаимодействия, формального и неформального общения [4].

Третий принцип состоит в поливариантности и персонификации адаптированных образовательных программ, обеспечивающих индивидуальные образовательные потребности и соответствующих возможностям обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а также учет и компенсацию их психофизических особенностей и ограничений здоровья.

Разработка и порядок реализации адаптированных программ, отвечающих этим принципам, требует также особого подхода, учитывающего имеющийся практический опыт инклюзивного высшего и среднего профессионального образования.

Адаптированная программа, как и любая образовательная про-

грамма профессионального образования, разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта и его требований, но в соответствии с образовательными потребностями лиц с ОВЗ и инвалидов и с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Адаптированная программа может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ОВЗ, так и индивидуально для конкретного обучающегося.

Адаптированная программа может быть разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.).

Реализация адаптированной образовательной программы может осуществляться с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Адаптация образовательных программ осуществляется с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Для разработки адаптированных программ рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (пе-

Специальное образование. 2016. № 2

127

дагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагога, сурдопереводчика, тифлопедагога.

Составление адаптированных программ персонифицируется по следующим критериям:

- с указанием состава и количества адаптационных модулей (дисциплин), которые включаются в адаптированную программу для данного обучающегося с ОВЗ или инвалида. Перечень, количество и содержание адаптационных модулей (дисциплин) определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их образовательных потребностей. При этом образовательная организация оказывает квалифицированное содействие адекватному выбору адаптационных модулей (дисциплин) обучающимися с ОВЗ и инвалидами с учетом оценки особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей;

- по сроку обучения — с продлением срока обучения по индивидуальному учебному плану или без продления срока при обучении по общему учебному плану; по определению состава и характера специальных условий обучения персонально для данного обучающегося — с указанием или унифицированного комплекса условий,

которые требуются для любого из обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с общим для всех федеральным государственным образовательным стандартом, или дополненного и расширенного комплекса условий, требуемых индивидуально для данного обучающегося (унифицированный комплекс, дополненный индивидуально необходимыми специфическими условиями);

- по определению формы обучения и степени применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (вспомогательные или основные программы).

Зачисление на обучение по адаптированной программе осуществляется по личному заявлению поступающего с ОВЗ или инвалида на основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Адаптационные модули (дисциплины), в зависимости от конкретных обстоятельств (количество обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, их распределение по видам и степени ограничений здоровья — нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания), могут вводиться как в учебные планы для группы обучающихся, так и в индивидуальные планы. При этом каждый модуль (дисциплина), в свою очередь, может варьироваться для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, сгруппированных в зависимости от видов ограничений их здоровья.

128

Специальное образование. 2016. № 2

Адаптационные модули (дисциплины) не являются обязательными, их выбор осуществляется обучающимися с ОВЗ и инвалидами в зависимости от их индивидуальных потребностей и фиксируется в индивидуальном учебном плане. Обучающийся имеет право выбрать любое количество из предлагаемых адаптационных модулей (дисциплин) — как все, так ни одного. С целью освоения адаптационных модулей (дисциплин) образовательная организация может создавать сводные группы обучающихся с ОВЗ и инвалидов, выбравших тот или иной адаптационный модуль (дисциплину), и соответственно составляет расписание занятий для каждой группы в графике общего расписания учебных занятий. Рабочие программы адаптационных модулей (дисциплин) составляются в том же формате, что и все рабочие программы других модулей (дисциплин).

Таким образом, приведенные нами принципы раскрывают основные критерии адаптированной образовательной программы и ее структурного построения, рекомендации по содержанию структурных составляющих программы с тем, чтобы ее освоение могло обеспечить полноценное овладение общекультурными (общими) и профессиональными компетенциями по соответствующему направлению подготовки (профессии, специальности) выпускниками с ОВЗ и выпускниками-инвалидами. Это способствует их успешной учебе, достижению запланированных компе-

тенций наравне с остальными студентами, а затем и трудоустройству и интеграции в социум в качестве равноправных членов общества, создает предпосылки успешности личностной и жизненной перспективы.

Включение адаптированных программ в образовательный процесс требует существенного наращивания потенциала образовательных организаций профессионального образования, объединения их усилий, значительных вложений в развитие научной, нормативной, методической, организационно-кадровой, материально-технической и информационно-технологической базы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональное образовательное сообщество, воспринимая эти изменения не только как следствие необходимости соответствия международным и российским стандартам, но и как факторы, имеющие большое значение для интеграции общества и устранения в нем неравенства, воспитания молодежи в духе толерантности, уважения ко всем членам общества, стабильности его существования, находит решения сложных задач инклюзии и внедряет базовые для нее условия в свою деятельность. Согласно данным мониторинга, проведенного Минобрнауки РФ в 2015 г., по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования обучается 26,7 % от всех обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования реализуют 16 % от всех образовательных организа-

Специальное образование. 2016. № 2

129

ций, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидов. Для вузов этот показатель несколько выше — 29,5 % этой категории обучаются по адаптированным образовательным программам. Адаптированные образовательные программы высшего образования реализуют 34,5 % от всех образовательных организаций высшего образования, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидов.

Наибольшее количество лиц с ОВЗ и инвалидов обучается по следующим адаптированным образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата и специалитета): экономика, юриспруденция, менеджмент, педагогическое образование, информатика и вычислительная техника, лечебное дело, специальное (дефектологическое) образование, социальная работа, государственное и муниципальное управление, психолого-педагогическое образование, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).

В среднем профессиональном образовании можно выделить следующие профессии и специальности, на которых по адаптированным образовательным программам обучается наибольшее количество лиц с ОВЗ: медицинский массаж (для обучения лиц с ОВЗ по зрению), экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), программирование в компьютерных системах, мастер по обработке цифровой информации, повар, кондитер, коммерция (по отраслям), портной, прикладная информатика (по отраслям).

Реализация адаптированной образовательной программы в обязательном порядке должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые включают в себя как общие условия для всех обучающихся с ОВЗ и инвалидов, так и специфические условия для конкретных категорий лиц с различными нарушениями здоровья, и обеспечивать реализацию их особых образовательных потребностей.

Рассмотрим, какие формы адаптации образовательных программ применяют образовательные организации, обучающие лиц с ОВЗ и инвалидов:

- выбор мест прохождения практики с учетом требований их доступности осуществляют 82,5 % вузов и 65,9 % образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;

- при проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации 72,6 % вузов, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ, 59,4 % образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, учитывают особенности нарушений здоровья этих обучающихся;

- большая часть образовательных организаций — 69,2 % вузов и 56,6 % образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, — применяют в образовательном процессе методы обучения

130

Специальное образование. 2016. № 2

исходя из их доступности для обучающихся с ОВЗ и инвалидов;

- разработка индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидов реализуется более чем в половине вузов (56,7 %) и лишь в 23,4 % образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;

- обеспечивают обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья, 42,9 % вузов и лишь 18,9 % образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.

Важнейшей составляющей адаптации образовательных программ, как показано выше, является включение в них адаптационных дисциплин (модулей). В 2014/15 уч. г. лишь 5,6 % образовательных организаций, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидов по программам среднего профессионального образования, включали адаптационные дисциплины в образовательные программы. В вузах этот показатель выше: адаптационные дисциплины (модули) были реализованы в 24,8 % вузов, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидов.

Приведем адаптационные дисциплины, включаемые в образовательные программы среднего профессионального образования: основы здорового образа жизни, социальная адаптация, эффективное поведение на рынке труда, адаптивная физкультура, жестовая речь, социальная адаптация на рынке труда и др.

Ряд образовательных организаций реализует адаптационные дисциплины, обозначенные в методических рекомендациях Минобр-науки России: адаптивные информационные и коммуникационные технологии, коммуникативный практикум, основы интеллектуального труда, профессиональную ориентацию и психологию личности, социальную адаптацию и основы социально-правовых знаний [4].

В образовательные программы высшего образования вузами включены такие адаптационные дисциплины (модули), как технологии интеллектуального труда, основы социальной адаптации и правовых знаний, средства коммуникации в учебной и профессиональной деятельности, лечебная физическая культура, основы здорового образа жизни лиц с ОВЗ, тренинг адаптации к образовательной среде вуза, русский жестовый язык, слухорече-вая реабилитация, практикум по социальной адаптации студентов с ОВЗ, технологии инклюзивного образования, основы межличностного контакта и позитивной коммуникации в вузе, технологии специальных возможностей и безбарьерной среды, технологии социальной интеграции в условиях трудовой и образовательной деятельности, психосаморегуляция и др.

Следует отметить, что в 2015 г. в системе среднего профессионального образования не было обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов, которые бы обучались без каких-либо форм адаптации образовательных программ (в предыдущем году в 20 %

Специальное образование. 2016. № 2

131

образовательных организаций лица с ОВЗ и инвалиды обучались без каких-либо форм адаптации учебного процесса, что составляло 10 % обучающихся данной категории). В вузах в 2015 г. 5,4 % лиц с ОВЗ и инвалидов обучались без каких-либо форм адаптации образовательных программ.

Данные проведенного мониторинга свидетельствуют о том, что на сегодняшний день разработка адаптированных образовательных программ в вузах и колледжах идет достаточно активно. Однако процесс комплексной адаптации образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов осложняется недостаточным развитием доступной архитектурной среды, слабым внедрением специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, недостаточным количеством педагогических кадров, готовых к работе в условиях инклюзии.

Литература

1. Алехина, С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России / С. В. Алехина // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2015. — № 3 (5).

2. Богинская, Ю. В. Социально-педагогические условия организации инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Богинская // Проблемы современной науки : в 3 т. / Ставропольский ун-т. — Ставрополь, 2015.

3. Галиуллина, С. Д. Особенности получения образовательных услуг в условиях инклюзивного обучения / С. Д. Галиуллина, Б. Б. Айсмонтас // Вест-

ник УГАЭС. Наука, образование, экономика. — 2015. — № 3.

4. Горюнова, Л. В. Проблемы подготовки преподавателей для работы в системе инклюзивного образования / Л. В. Горюнова // Международный диалог: инклюзия через всю жизнь / Южный федер. ун-т. — Ростов-на-Дону, 2014.

5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — М. : Академия, 2006.

6. Коновалова, М. Д. Особенности социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде вуза / М. Д. Коновалова // Психология обучения. — 2014. — № 11.

7. Мардахаев, Л. В. Основы социальной педагогики : учеб. для вузов / Л. В. Мардахаев. — М. : Юрайт, 2015.

8. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для вузов / А. В. Мудрик. — М. : Академия, 2014.

9. Старобина, Е. М. Специфика профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е. М. Ста-робина // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2014. — Т. 3, № 1.

10. Патраков, Э. В. Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза / Э. В. Патра-ков, Л. В. Токарская, О. В. Гущин. — Екатеринбург : Урал. федер. ун-т, 2015.

11. Мартынова, Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : защищена 12.03.03 : утв. 19.09.03 / Мартынова Елена Александровна. — Челябинск, 2003.

12. Мартынова, Е. А. Теория и практика довузовской подготовки инвалидов на современном этапе развития образования [Электронный ресурс] / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Современные проблемы науки и обра-

132

Специальное образование. 2016. № 2

зования. — 2012. — № 2. — Режим доступа: http://science-education.ru.

13. Мартынова, Е. А. Информационно-образовательная среда для студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности / Урал. соц.-экон. ин-т АТиСО. — Челябинск, 2009.

14. Мартынова, Е. А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов / Е. А. Мартынова // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование. Педагогические науки. — 2013. — Т. 5, № 1.

15. Мартынова, Е. А. К вопросу о разработке адаптированных образовательных программ высшего образования (бакалавриата и специалитета) для лиц с ОВЗ и инвалидов / Е. А. Мартынова // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. — 2015. — № 9.

16. Мартынова, Е. А. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов : учеб. пособие / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Рома-ненкова, Н. А. Романович. — Челябинск : Полиграф-Мастер, 2015.

17. Мартынова, Е. А. Разработка и реализация адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ среднего профессионального образования : учеб. пособие / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романен-кова, Н. А. Романович. — Челябинск : Полиграф-Мастер, 2016.

18. Федеральный закон [Электронный ресурс] : от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации». — Режим доступа: http://graph. document.kremnlin. ru.

References

1. Alekhina, S. V. Sovremennye ten-dentsii razvitiya inklyuzivnogo obrazova-niya v Rossii / S. V. Alekhina // Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika. — 2015. — № 3 (5).

2. Boginskaya, Yu. V. Sotsial'no-peda-gogicheskie usloviya organizatsii inklyu-zivnogo obrazovaniya studentov s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / Yu. V. Boginskaya // Problemy sovre-mennoy nauki : v 3 t. / Stavropol'skiy un-t. — Stavropol', 2015.

3. Galiullina, S. D. Osobennosti polu-cheniya obrazovatel'nykh uslug v uslovi-yakh inklyuzivnogo obucheniya / S. D. Ga-liullina, B. B. Aysmontas // Vestnik UGAES. Nauka, obrazovanie, ekonomi-ka. — 2015. — № 3.

4. Goryunova, L. V. Problemy podgo-tovki prepodavateley dlya raboty v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya / L. V. Go-ryunova // Mezhdunarodnyy dialog: in-klyuziya cherez vsyu zhizn' / Yuzhnyy feder. un-t. — Rostov-na-Donu, 2014.

5. Zeer, E. F. Psikhologiya professio-nal'nogo razvitiya : ucheb. posobie / E. F. Zeer. — M. : Akademiya, 2006.

6. Konovalova, M. D. Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii studentov s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya v obrazovatel'noy srede vuza / M. D. Konovalova // Psikhologiya obucheniya. — 2014. — № 11.

7. Mardakhaev, L. V. Osnovy sotsial'-noy pedagogiki : ucheb. dlya vuzov / L. V. Mardakhaev. — M. : Yurayt, 2015.

8. Mudrik, A. V. Sotsial'naya pedago-gika : ucheb. dlya vuzov / A. V. Mud-rik. — M. : Akademiya, 2014.

9. Starobina, E. M. Spetsifika profes-sional'nogo obrazovaniya lits s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / E. M. Starobina // Vestn. Leningr. gos.

Специальное образование. 2016. № 2

133

un-ta im. A. S. Pushkina. — 2014. — T. 3, № 1.

10. Patrakov, E. V. Dostupnaya obrazo-vatel'naya sreda kak faktor sotsial'noy otvetstvennosti vuza / E. V. Patrakov, L. V. Tokarskaya, O. V. Gushchin. — Ekaterinburg : Ural. feder. un-t, 2015.

11. Martynova, E. A. Teoreticheskie osnovy postroeniya i funktsionirovaniya sistemy vysshego obrazovaniya dlya lits s ogranichennymi fizicheskimi vozmozh-nostyami : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01 : zashchishchena 12.03.03 : utv. 19.09.03 / Martynova Elena Aleksandrov-na. — Chelyabinsk, 2003.

12. Martynova, E. A. Teoriya i praktika dovuzovskoy podgotovki invalidov na sovremennom etape razvitiya obrazova-niya [Elektronnyy resurs] / E. A. Martynova, D. F. Romanenkova // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya. — 2012. — № 2. — Rezhim dostupa: http:// science-education.ru.

13. Martynova, E. A. Informatsionno-obrazovatel'naya sreda dlya studentov-inva-lidov v Chelyabinskom gosudarstvennom universitete / E. A. Martynova, D. F. Ro-manenkova // Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii v nestabil'nom mire: nat-sional'nye, regional'nye i korporativnye osobennosti / Ural. sots.-ekon. in-t ATiSO. — Chelyabinsk, 2009.

14. Martynova, E. A. Inklyuzivnoe obuche-nie kak uslovie povysheniya kachestva ob-

razovaniya studentov-invalidov / E. A. Martynova // Vestn. Yuzh.-Ural. gos. un-ta. Ser.: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. — 2013. — T. 5, № 1.

15. Martynova, E. A. K voprosu o razra-botke adaptirovannykh obrazovatel'nykh programm vysshego obrazovaniya (baka-lavriata i spetsialiteta) dlya lits s OVZ i invalidov / E. A. Martynova // European Social Science Journal = Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk. — 2015. — № 9.

16. Martynova, E. A. Razrabotka adapti-rovannykh obrazovatel'nykh programm vysshego obrazovaniya (programm bakalav-riata, programm spetsialiteta) dlya lits s ogra-nichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidov : ucheb. posobie / E. A. Martynova,

D. F. Romanenkova, N. A. Romanovich. — Chelyabinsk : Poligraf-Master, 2015.

17. Martynova, E. A. Razrabotka i reali-zatsiya adaptirovannykh dlya obucheniya invalidov i lits s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya obrazovatel'-nykh programm srednego professional'-nogo obrazovaniya : ucheb. posobie /

E. A. Martynova, D. F. Romanenkova, N. A. Romanovich. — Chelyabinsk : Poligraf-Master, 2016.

18. Federal'nyy zakon [Elektronnyy resurs] : ot 29.12.2012 № 273 FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». — Rezhim dostupa: http://graph.document. kremnlin.ru.

134

Спецнаïïbное 06pa30BaHne. 2016. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.