УДК 3 7.018.1:3 76.1-053«465.00/. 07»
ББК Ч490.264 ГСНТИ14.35.07 Код ВАК 13.00.03; 13.00.03
В. В. Cабуров V. V. Saburov Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются результаты исследования, направленного на изучение удовлетворения в семье личностных потребностей ребенка-дошкольника. Изучалось удовлетворение биологических, социальных и личностных потребностей. Проведенное тестирование и интервьюирование родителей позволило глубже изучить уровень семейного воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и создать предпосылки для индивидуальной психолого-педагогической работы с семьей.
Результаты исследования позволили выделить две неравные группы родителей на основании отклонений в удовлетворении потребностей детей: потворствования и игнорирования. Результаты интервьюирования позволили определить причины неадекватного удовлетворения потребностей ребенка и выделить две подгруппы родителей в каждой из групп.
При «потворствующем» воспитании выделились следующие подгруппы родителей: «балующие» ребенка и родители, «делающие все, что ребенок просит», но остающиеся равнодушными к его развитию в силу уверенности в бесполезности мер.
В группе родителей, игнорирующих потребности ребенка, выделены следующие подгруппы: родители
SATISFYING INDIVIDUAL NEEDS OF A PRESCHOOLER
WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
Abstract. The article deals with the problem of family education of children with special educational needs. It dwells on the results of a study aimed at investigation of satisfaction of personal needs of a preschool child in the family. The study covers biological, social and personal needs. The author carries out testing and interviewing parents which allows him to study the level of family education of preschool children with special educational needs more thoroughly and to create the preconditions for individual psychological work with the family.
The study results made it possible to single out two unequal groups of parents on the basis of deviations in satisfying the needs of the children: indulgence and ignoring. It became also possible to define the reasons of inadequate satisfaction of the child's needs and to single out two subgroups of parents within each group.
Parents within "indulging" education fall into the following subgroups: "those doing everything the child asks for", but neglecting his development due to assurance of futility of any measure.
The group of parents ignoring the child's needs is divided into the following subgroups: parents with an "unstable" style of education and parents with the "stable" style, but inadequate emotional relationship with the child.
114
Специальное образование. 2016. № 2
с «неустойчивым» стилем воспитания и родители с «устойчивым» стилем, но с недостаточной эмоциональной близостью с ребенком.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; семейное воспитание; степень удовлетворения потребностей ребенка; потворствование; игнорирование.
Сведения об авторе: Сабуров Владимир Викторович, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе Уральского государственного педагогического университета.
Контактная информация: 620017, тов, д.26, к. 116.
E-mail: [email protected].
Key words: children with special educational needs; family education; level of satisfaction of the child's needs; indulgence; ignoring.
About the author: Saburov Vladimir Viktorovich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Department of Methods of Teaching School Disciplines at a Special (remedial) School, Ural State Pedagogical University.
Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонав-
С появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возникает комплекс проблем, связанных не только с воспитанием нового члена семьи, но и с жизнью семьи в целом. Психологические, социальные и материальные проблемы постепенно накапливаются и могут привести к дестабилизации семейных отношений или к распаду семьи. Проблемы воспитания в семье ребенка с ОВЗ отражены в исследованиях И. Ю. Левченко, А. Р. Малер, Е. М. Мастюковой, А. Г. Мос-ковкиной, В. В. Ткачевой, Е. Д. Ху-денко, Л. М. Шипицыной.
Авторы отмечают, что своевременная психолого-педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ способствует снижению напряженности в семье и полной реализации ее потенциала. Сегодня не
вызывает сомнения тот факт, что семья ребенка с ОВЗ способна создать условия для его максимального развития. В современном обществе нет структуры, которая смогла бы заменить семью по уровню психолого-педагогического воздействия на ребенка и успешности его социализации в общество, а это значит, что потенциал семейного воспитания восполнить невозможно [13].
Важным препятствием к реализации возможностей семейного воспитания является психолого-педагогическая неграмотность родителей [2; 5]. Столкнувшись с необходимостью воспитания особого ребенка, они вскоре убеждаются в том, что их опыта и знаний о воспитании недостаточно, те методы и приемы, которые позволили им воспитать других детей, не дают желаемого результата.
© Сабуров В. В., 2016
Специальное образование. 2016. № 2
115
Психологическая проблема осознания родителями появления в семье ребенка с ОВЗ является актуальной в психологии [2; 3]. В психологических исследованиях выделены этапы восприятия проблемы родителями, даны их психологические характеристики, оценен воспитательный потенциал семьи на каждом этапе. Таким образом, обозначены общие проблемы и направления совершенствования семейного воспитания детей с ОВЗ.
Показана специфика семейного воспитания, которая заключается в том, что кроме общих проблем воспитания ребенка с ОВЗ в каждой семье возникают особые условия и обстоятельства, не позволяющие полностью переносить опыт других семей. Изучение особенностей каждой семьи является главным условием организации полноценного семейного воспитания ребенка с ОВЗ. Одним из важных условий семейного воспитания является удовлетворение потребностей ребенка с ОВЗ родителями и всеми членами семьи.
Одна из важных функций семьи — это удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей ребенка. Удовлетворение индивидуальных потребностей в отношении ребенка с проблемами в развитии является первоосновой коррекционно-воспитатель-ного процесса. Успех реализации семейной функции воспитания зависит от воспитательного потенциала, а он зависит от бытовых условий, структуры семьи, характера отношений и осознания членами семьи особых потребностей ребенка с ОВЗ.
Мы основывались на том, что необходимые для жизнедеятельности потребности ребенка традиционно делятся исследователями на биологические, социальные и личностные.
В дошкольных и школьных образовательных организациях для детей с ОВЗ г. Екатеринбурга нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей семейного воспитания детей данной категории. Для анализа общей картины особенностей воспитания детей с ОВЗ в семье был использован опросник АСВ для родителей [15]. В организации и проведении исследования приняли участие педагоги-дефектологи образовательных организаций, студенты Института специального образования Уральского государственного педагогического университета.
Проведенное исследование позволяет проанализировать удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей ребенка с ОВЗ (социальные и личностные потребности).
Всего в обследовании приняли участие более 130 родителей детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста. Анализ полученных тестов позволил выбрать 100 ответов родителей, заполненных аккуратно, в соответствии с инструкцией.
В рамках данной статьи представлен анализ ответов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в возрасте от трех до шести лет. Все дети посещали детский сад компенсирующего вида.
Для анализа выбраны бланки ответов, заполненные родителями,
116
Специальное образование. 2016. № 2
чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида: детский сад для детей с нарушением зрения (36 участников исследования) и детский сад для детей с задержкой психического развития (18 участников исследования). Всего в исследовании приняли участие 54 родителя детей дошкольного возраста. Бланки для ответов заполнили 51 мама, 2 папы и одна мама-опекун. По половому признаку дети поделились поровну — 27 мальчиков и 27 девочек.
Необходимо отметить, что ответы родителей не выявили сочетания различных типов отклонений в воспитании, т. е. в изученных семьях детей с ОВЗ нет негармоничных (патологизирующих) типов воспитания. Тем не менее полученные данные позволяют выявить некоторые особенности семейного воспитания. В данном исследовании за основу взяты показатели степени удовлетворения потребностей ребенка: потворствование (шкала У+) и игнорирование потребностей ребенка (шкала У-).
Родителей, стремящихся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, было выявлено пять (9,2 %), и 9 родителей (16,7 %) очень близки к этому показателю: от диагностического значения «потворствование» их отделяет 1 балл. Анализ полученных результатов выявил одного родителя (1,9 %), который игнорирует потребности ребен,ка и пять родителей (9,2 %), которые близки к этому показате-
лю. Таким образом, у двадцати родителей (37,0 %) степень удовлетворения потребностей ребенка с ОВЗ не соответствует его реальным потребностям.
Для уточнения полученных данных был применен метод интервьюирования родителей. Его результаты позволили сделать выводы о том, что максимальное, некритичное удовлетворение всех потребностей ребенка связано с установкой родителей на проблемы воспитания [15]. Условно можно разделить родителей на две подгруппы.
В первой подгруппе, основными мотивами «потворствующего» удовлетворения потребностей ребенка являются чувство жалости к ребенку, чувство своей вины за отклонение в его развитии, желание видеть его счастливым. Главную психологическую установку родителей характеризует высказывание одной из мам: «.. .мой ребенок болен, он несчастен, я для него должна сделать все, чтобы он был счастлив». Эта установка мешает видеть ребенка индивидуальностью, видеть особенности развития его когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер.
Во время интервьюирования удалось выяснить, что родители понимали свою неправоту и ошибочность действий, но убеждали себя в том, что их «потворствующее» удовлетворение потребностей ребенка из жалости к нему оправданно. Они должны сделать для ребенка все, что он пожелает, и он будет более счастливым.
Родители не могут решить для себя противоречие, заключающееся
Специальное образование. 2016. № 2
117
в том, что маленький ребенок имеет серьезные проблемы, а для его воспитания, кроме всего прочего, необходимы систематические развивающие занятия, приучающие ребенка трудиться, и даже ограничения и запреты. Родители часто психологически не готовы сказать «нет» или что-либо потребовать от ребенка. Доказательством являются результаты определения количества и качества требований к ребенку в семье. Диагностическое значение «недостаточность требований-запретов» (шкала С-) был выявлен у 7 родителей (12,9 %). Они говорят о том, что ребенок больной, а они своими требованиями делают ему еще хуже. В результате мама знает, что необходимо ограничивать и регулировать желания ребенка, но не в силах заставить себя делать это. Доминантой воспитательной позиции родителей является чувство жалости к ребенку; они осознают, что оно не способствует его развитию, но успокаивают себя тем, что он еще маленький, а в школе они обязательно наверстают упущенное, но сейчас пусть он будет счастлив.
Интервьюирование позволило выделить вторую подгруппу родителей с «потворствующим» удовлетворением потребностей ребенка, у которых доминантой отношений к ребенку является самоустранение от воспитания: «...возьми все, только не мешай». Оправданием такой позиции является высокая загруженность на работе. Родители говорят о том, что вынуждены приходить домой только ночевать, у них нет времени отдохнуть и т. п.
Переубедить их очень сложно, они не желают менять свои взгляды. Особенностью представления родителей о ребенке является то, что они не видят и не понимают индивидуальность своего ребенка, не знают его особенности развития. У них, как и у родителей первой подгруппы, нет понимания важности дошкольного периода обучения, они уверены, что настоящая коррекционная работа начнется в школе и до этого периода нечего беспокоиться.
Есть крайнее проявление «потворствующего» удовлетворения потребностей ребенка, в основе которого находится апатия. Психологическая установка у таких родителей: «все бесполезно». Подобное отношение отмечено у родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллектуального развития. Отношение в обществе к данной категории детей более негативно, чем к большинству других, и родители очень болезненно воспринимают этот диагноз.
Эта внутренняя пассивная позиция не способствует преодолению хронического стресса родителей и полноценному семейному воспитанию ребенка с ОВЗ, психолого-педагогической коррекции его недостатков и подготовке к школьному обучению [5].
Беседы с родителями, игнорирующими потребности ребенка, свидетельствуют о том, что страдают прежде всего духовные потребности детей. Случаев материального игнорирования потребностей ребенка не выявлено, но все родители этой группы продемонстрировали эмоциональную «ску-
118
Специальное образование. 2016. № 2
пость»в общении с ребенком и низкий уровень готовности к взаимодействию с ним. Такие родители с трудом отвечали на элементарные вопросы: как часто вы вместе играете, что любит ребенок, с кем дружит в детском саду, что любит кушать и т. п.
Интервьюирование родителей, игнорирующих потребности ребенка, проходило очень сложно, так как они с трудом шли на контакт. Для более детального изучения были проанализированы шкалы опросника, показавшие диагностическое значение: чрезмерность требований-запретов (З+), недостаточность требований-запретов (З-); чрезмерность санкций (С+), минимальность санкций (С-); неустойчивость стиля воспитания (Н).
Полученные результаты позволили выделить две равные подгруппы.
Первая подгруппа — родители трех детей (двух девочек и одного мальчика), показавшие одновременно недостаточность требований-запретов и их чрезмерность. По шкале строгости санкций была выявлена их минимальность и, как результат, показатель неустойчивости стиля воспитания (Н).
У второй подгруппы родителей (три мальчика) показатели свидетельствуют об «устойчивом» стиле воспитания, т. е. адекватности требований-запретов и санкций. Необходимо сделать вывод о том, что родители игнорируют потребности детей в эмоциональной близости, общении, взаимодействии, но при этом их воспитательное воздействие отличается адекватностью тре-
бований-запретов и адекватностью санкций.
Интервьюирование родителей позволило уточнить особенности семейного воспитания. Параметры контроля детского поведения свидетельствуют о его ситуативности. В беседе родители не могли сформулировать цели воспитания ребенка, не знали его педагогические и психологические особенности, были убеждены в том, что вся коррекци-онная работа осуществляется в детском саду и этого вполне достаточно.
Сравнивая беседы родителей первой и второй подгрупп, необходимо отметить, что большинство родителей демонстрировало принятие ребенка и любовь к нему, но ответы родителей первой подгруппы свидетельствовали об их неуверенности в своих силах и возможностях семейного воспитания. Они старались выполнять индивидуальные домашние задания педагогов, направленные на развитие ребенка, но не считали это важной составляющей коррекционно-развивающей работы — если ребенку было трудно, они с легкостью выполняли работу за него. Важным показателем их отношения к проблеме воспитания ребенка с ОВЗ является то, что родители не могли ответить на вопросы, что они читали или с кем консультировались по проблемам его воспитания.
Родители второй подгруппы на все вопросы отвечали достаточно уверенно, имели представление о том, что необходимо ребенку, какое участие в коррекционно-воспита-тельном процессе должны принять они. Их отличительной чертой явля-
Специальное образование. 2016. № 2
119
ется строгое выполнение задания педагогов, но результаты тестирования и интервьюирования позволяют предположить наличие у ребенка определенной материнской деприва-ции (тест заполняли мамы) [6].
Анализируя отношение родителей к детям, необходимо констатировать, что у двадцати родителей (37,0 %) степень удовлетворения потребностей ребенка с ОВЗ не способствует его максимальному развитию. Эти родители не понимают особенностей развития ребенка, не знают его возможностей, не видят свое место в процессе коррекционно-воспитательной работы. Их воспитательное воздействие отличается «трафаретностью», попытками воспитывать ребенка с ОВЗ так же, как и здоровых детей. Они воспроизводят опыт воспитания своих родителей или собственный опыт воспитания старших детей без ОВЗ.
На основании результатов интервьюирования родителей детей с ОВЗ необходимо сделать вывод о том, что родители находятся в состоянии хронического стресса, занимают пассивную позицию, их внешняя стратегия еще не сформировалась [5].
Можно сделать вывод, что выделенные группы родителей по типам воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста в семье не выполняют следующие функции семейного воспитания: коррекционно-развивающую, компенсирующую, реабилитационную. Полагаем, что проведенные исследования степени удовлетворения потребностей ре-
бенка в семье и выделение типов семейного воспитания позволят увидеть проблемы родителей и разработать индивидуальные планы поддержки семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.
Литература
1. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. — М., 1956.
2. Калинина, С. В. Психологическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : метод. рек. / С. В. Калинина. — Великий Новгород, 2011.
3. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. — М., 2007.
4. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. / А. Р. Маллер. — М. : Педагогика — Пресс, 2006.
5. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.
6. Матейчек, З. Родители и дети : кн. для учителя / З. Матейчек. — М., 1992.
7. Московкина, А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье / А. Г. Московкина. — М. : Прометей, 2015.
8. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Ка-линикова. — М., 2005.
9. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Солодянкина. — М. : АРКТИ, 2007.
120
Специальное образование. 2016. № 2
10.Ткачева, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие / В. В. Ткачева. — М. : АСТ : Аст-рель, 2007.
11.Худенко, Е. Д. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье / Е. Д. Худенко, Г. В. Дедюхина. — М. : ЮНИТИ, 2009.
12. Худенко, Е. Д. Современные технологии оказания консультационной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида / Е. Д. Худенко, И. И. По-ташова. — М. : Дашков и К., 2008.
13.Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Речь, 2005.
14. Шипицына, Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Л. М. Ши-пицына. — М. : ВЛАДОС, 2008.
15. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстикий. — СПб. : Питер, 2008.
References
1. Vygotskiy, L. S. Izbrannye psikholo-gicheskie issledovaniya / L. S. Vygotskiy. — M., 1956.
2. Kalinina, S. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie sem'i rebenka s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : metod. rek. / S. V. Kalinina. — Velikiy Novgorod, 2011.
3. Levchenko, I. Yu. Psikhologiche-skaya pomoshch' sem'e, vospityvayu-shchey rebenka s otkloneniyami v razvitii : metod. posobie / I. Yu. Levchenko, V. V. Tkacheva. — M., 2007.
4. Maller, A. R. Rebenok s ogranichen-nymi vozmozhnostyami: Kniga dlya rodi-teley. / A. R. Maller. — M. : Pedagogi-ka — Press, 2006.
5. Mastyukova, E. M. Semeynoe vospita-nie detey s otkloneniyami v razvitii : ucheb.
posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / E. M. Mastyukova, A. G. Moskovkina ; pod red. V. I. Seliverstova. — M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2003.
6. Mateychek, Z. Roditeli i deti : kn. dlya uchitelya / Z. Mateychek. — M., 1992.
7. Moskovkina, A. G. Rebenok s ogra-nichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sem'e / A. G. Moskovkina. — M. : Pro-metey, 2015.
8. Sokolova, N. D. Deti s ogranichen-nymi vozmozhnostyami: problemy i inno-vatsionnye tendentsii v obuchenii i vospi-tanii / N. D. Sokolova, L. V. Kaliniko-va. — M., 2005.
9. Solodyankina, O. V. Vospitanie re-benka s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya / O. V. Solodyankina. — M. : ARKTI, 2007.
10. Tkacheva, V. V. Tekhnologii psi-khologicheskoy pomoshchi sem'yam de-tey s otkloneniyami v razvitii : ucheb. po-sobie / V. V. Tkacheva. — M. : AST : As-trel', 2007.
11. Khudenko, E. D. Kompleksnaya programma razvitiya i sotsializatsii oso-bogo rebenka v sem'e / E. D. Khudenko, G. V. Dedyukhina. — M. : YuNITI, 2009.
12. Khudenko, E. D. Sovremennye tekhnologii okazaniya konsul'tatsionnoy po-moshchi roditelyam, vospityvayushchim rebenka-invalida / E. D. Khudenko, I. I. Po-tashova. — M. : Dashkov i K., 2008.
13. Shipitsyna, L. M. «Neobuchaemyy» rebenok v sem'e i obshchestve. Sotsializa-tsiya detey s narusheniem intellekta / L. M. Shipitsyna. — 2-e izd., pererab. i dop. — SPb. : Rech', 2005.
14. Shipitsyna, L. M. Psikhologicheska-ya diagnostika otkloneniy razvitiya detey mladshego shkol'nogo vozrasta / L. M. Shi-pitsyna. — M. : VLADOS, 2008.
15. Eydemiller, E. G. Psikhologiya i psi-khoterapiya sem'i / E. G. Eydemiller, V. V. Yustikiy. — SPb. : Piter, 2008.
Специальное образование. 2016. № 2
121