Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция в подготовке студентов вуза культуры: психолого-педагогические обоснования'

Междисциплинарная интеграция в подготовке студентов вуза культуры: психолого-педагогические обоснования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CULTURE / COMPETENCE-BASED FOCUSED APPROACH / WAY OF TRAINING PROGRAMS ORGANIZATION / IMAGE OF THE WORLD OF A PROFESSIONAL / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ / ОБРАЗ МИРА ПРОФЕССИОНАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоренко Н.Н.

Статья посвящена актуальным проблемам подготовки студентов вузов сферы культуры и искусства, связанным с поиском концептуальных оснований способов организации учебных программ и построения учебного материала в соответствии с компетентностно-ориентированным подходом в профессиональном образовании и необходимостью формирования образа мира профессионала у обучающихся. Анализируются причины противоречий и проблем на методическом уровне художественно-эстетического образования в вузах культуры. Особое внимание уделено вопросам обособленности психолого-педаго-гических дисциплин в структуре учебных планов укрупненной группы направлений подготовки «Искусство и культура» и дидактическим подходам к построению учебного материала. Обосновывается мысль о том, что при реализации компетентностно-ориентированного подхода именно междисциплинарная интеграция, представленная спиральным способом построения учебной программы, дает возможность студенту сформировать образ мира профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-DISCIPLINARY INTEGRATION IN TRAINING STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CULTURE: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDY

The article considers current problems of training students of higher education institutions of culture and art connected with searching the conceptual ways for training program organization and creating training material according to the competence-based focused approach in professional education; and necessity for forming an image of the world of the professional. The work analyzes reasons for contradiction and problems at the methodical level of art and esthetic education in higher education institutions of culture. Special attention is paid to questions of psychological and pedagogical disciplines isolation in the structure of curricula for the integrated group of the training directions “Art and culture”, and to didactic approaches for creating a training material. In conclusion, the author proves the statement that when the competence-based approach is used, whose cross-disciplinary integration is presented in a spiral way, the training program gives the chance to the student to create an image of the world of the professional.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция в подготовке студентов вуза культуры: психолого-педагогические обоснования»

Библиографический список

1. Дзараева Н.А. Воспитание дисциплинированности у студентов 1-2 курсов медицинского вуза в педагогическом процессе как фактор формирования их конфликтной компетентности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пермь, 2003.

2. Хусаинова ГР О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров. Проблемы современного педагогического образования. 2016; 52-7: 473 - 479.

3. Ахмадеева А.В. Теоретические основы формирования сознательной дисциплины учащихся. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена. 2009. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-soznatelnoy-distsipliny-uchaschihsya

4. Куницына С.М. Опыт формирования ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе. Вестник МГОУ. 2009; 1: 47 - 53.

5. Куницына С.М. Развитие ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.

References

1. Dzaraeva N.A. Vospitanie disciplinirovannosti u studentov 1-2 kursov medicinskogo vuza v pedagogicheskom processe kak faktor formirovaniya ih konfliktnoj kompetentnosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2003.

2. Husainova G.R. O klyuchevyh professional'nyh kompetenciyah menedzherov. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; 52-7: 473 - 479.

3. Ahmadeeva A.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniya soznatel'noj discipliny uchaschihsya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. Gercena. 2009. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-soznatelnoy-distsipliny-uchaschihsya

4. Kunicyna S.M. Opyt formirovaniya otvetstvennosti u studentov pedagogicheskih vuzov v uchebno-vospitatel'nom processe. Vestnik MGOU. 2009; 1: 47 - 53.

5. Kunicyna S.M. Razvitie otvetstvennosti u studentov pedagogicheskih vuzov v uchebno-vosptatel'nom processe. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.10.18

УДК 378

Grigorenko N.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: natalya_grigoren@mail.ru

CROSS-DISCIPLINARY INTEGRATION IN TRAINING STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CULTURE: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDY. The article considers current problems of training students of higher education institutions of culture and art connected with searching the conceptual ways for training program organization and creating training material according to the competence-based focused approach in professional education; and necessity for forming an image of the world of the professional. The work analyzes reasons for contradiction and problems at the methodical level of art and esthetic education in higher education institutions of culture. Special attention is paid to questions of psychological and pedagogical disciplines isolation in the structure of curricula for the integrated group of the training directions "Art and culture", and to didactic approaches for creating a training material. In conclusion, the author proves the statement that when the competence-based approach is used, whose cross-disciplinary integration is presented in a spiral way, the training program gives the chance to the student to create an image of the world of the professional.

Key words: art education in higher education institution of culture, competence-based focused approach, way of training programs organization, image of the world of a professional.

Н.Н. Григоренко, канд. филос. наук, доц., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: natalya_grigoren@mail.ru

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ

Статья посвящена актуальным проблемам подготовки студентов вузов сферы культуры и искусства, связанным с поиском концептуальных оснований способов организации учебных программ и построения учебного материала в соответствии с компетентностно-ориентированным подходом в профессиональном образовании и необходимостью формирования образа мира профессионала у обучающихся. Анализируются причины противоречий и проблем на методическом уровне художественно-эстетического образования в вузах культуры. Особое внимание уделено вопросам обособленности психолого-педагогических дисциплин в структуре учебных планов укрупненной группы направлений подготовки «Искусство и культура» и дидактическим подходам к построению учебного материала. Обосновывается мысль о том, что при реализации компетентностно-ориентированного подхода именно междисциплинарная интеграция, представленная спиральным способом построения учебной программы, дает возможность студенту сформировать образ мира профессионала.

Ключевые слова: художественное образование в вузе культуры, компетентностно-ориентированный подход, способ организации учебных программ, образ мира профессионала.

Система эстетического воспитания в России, компонентом которой является художественное образование, начала складываться лишь в начале XX века. Общие вопросы эстетического воспитания рассматривались в трудах А.В. Баку-шинского, П.П. Блонского, А.В. Луначарского, С.О. Цыбульского, С.Т. Шацкого. Исходя из цели воспитания человека нового общества, в 20-е годы была разработана программа массового художественно-эстетического образования и воспитания для единой трудовой школы. В 60-годы прошлого века развитие теории и практики эстетического воспитания было связано с работами Д.Б. Кабалевского, И.А. Конникова, Н.Л. Лейзерова, Б.А. Мейлаха, Б.М. Неменского и др. Системы эстетического воспитания, разрабатываемые в этот период, были нацелены на формирование духовно-нравственных начал личности, развитие творческих способностей и дарований каждого ученика. В это время велись дискуссии о сходстве и различии эстетического и художественного воспитания, о диапазоне понимания эстетического воспитания в «широком» и «узком» смыслах, задачах и особенностях реализации эстетического воспитания в различных учебных заведениях. «В конце XX века назрела необходимость выработки новой методологической базы, разработки научной концепции художественного образования в контексте социокультурных процессов. Понимание научными кругами этой необходимости, создание установки на теоретическое осмысление сущности и специфики данного феномена мы относим к достижениям в динамике исторического развития художественного образования означенного периода. Важнейшим теоретическим достижением следует считать изменение содержания и объема понятия художественного образования. Если прежде это понятие имело узкий смысл и обозначало подготовку мастеров только для сферы изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитекторов-художников, искусствоведов,

то к концу XX века понятие художественного образования обретает новые, гораздо более широкие границы. Под ним понимают образование, приобретаемое в любой сфере культуры и искусства на разных ступенях в специальных учебных заведениях» [1].

Анализ психологической, педагогической и методической литературы, практики художественного образования и подготовки специалистов для этой системы показывает, что за прошедшие пятьдесят лет изменилось немногое. В этой связи можно констатировать, что выводы В.Ф. Зива правомерны: «Именно двойственность бытования художественного образования, одновременно в системах жестко регламентированного образования и относительно независимого художественного творчества, создавало особые трудности для его теоретического осмысления и обоснования его целостности, полиструктурности» [там же].

В данной статье будут рассмотрены причины, которые привели к возникновению противоречий и проблем на методическом уровне художественно-эстетического образования и выявлены предпосылки для их решения средствами и технологиями подготовки студентов в системе высшего образования сферы культуры и искусства.

Проблемы психологических оснований эстетического развития и воспитания личности рассматриваются в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, И.Е. Ковальской, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной и др. Концептуальные основы методики художественного образования содержатся в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Б. М. Неменского, В.А. Сухомлинского. Идеи преемственности и специфика художественного образования рассматриваются в трудах Е.Л. Александровой, М.Г. Вохрышевой, И.И. Горловой, В.П. Демина, В.Ф. Максимович, РИ. Пшеничниковой, Т.В. Челышевой.

Искусство является одним из действенных средств развития детей и как форма общественного сознания, являясь художественно-образным отражением жизни, формирует духовную культуру личности, приобщает человека к культурным ценностям, к художественно-культурным национальным традициям, развивает художественные потребности и способности, творческое, образное мышление, память, закладывает базис эстетического понимания мира. Но, очевидно, что «войти» в мир искусства и культуры ребёнок без помощи взрослого не может Взрослый выступает носителем духовной и художественной культуры, языка искусства и его смыслов, он же становится и проводником в мир искусства и культуры. Художественное же образование формирует эмоционально ценностное отношение к окружающему миру и искусству и направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей ребёнка. Различные методики художественного образования возникли вместе с методикой эстетического воспитания, и долгое время они развивалась в этом контексте.

Современные образовательные программы в разных областях искусства и творчества направлены на создание развивающей среды, в которой дети применяют знания и методы многих наук (литература, история, черчение, физика, химия). Образовательные, воспитательные и развивающие задачи, предусмотренные в таких программах, являются комплексными. Так, в образовательные задачи могут включаться и формирование знаний, умений и навыков в осваиваемом виде искусства, творчества, и овладение соответствующими инструментами изучаемого вида искусства на основе собственного творческого опыта. Воспитательные - формирование эстетических чувств, и качеств личности (трудолюбие, коммуникативные умения, аккуратность и др.). Развивающая задача направлена как на совершенствование познавательных процессов (мышления, воображения, памяти, восприятия и пр.), так и развитие личности (художественно-творческих способностей, эмоций, воли и пр.) [2].

Таким образом, можно констатировать факт разработанности концептуальных оснований и наличия высокого уровня программ и разработок в области методики художественно-эстетического образования в целом.

Основные проблемы, свойственные системе художественно-эстетического образования детей, характерны и для системы подготовки студентов вузов культуры по укрупненной группе направлений - «Искусство и культура»». В учебном плане по данным направлениям подготовки концептуально обоснованы дисциплины, связанные с методикой преподавания. Однако концептуальное включение этих дисциплин не означает, что они методически обеспечены. Согласно общим закономерностям обучения, между концептуальным обоснованием содержания образования и его методическим компонентом должна быть произведена психологическая, педагогическая и дидактическая переработка материала из научного в учебный. В психологии и дидактике разработаны принципы и методы такой переработки. Как показал приведённый выше анализ литературы, такие работы имеются.

Анализ практики показывает, что проблема кроется в некоторой обособленности педагогических дисциплин от логического структурирования учебных планов укрупненных групп направлений подготовки «Искусство и культура», большая часть из которых, по Федеральным государственным образовательным стандартам включает в себя в видах профессиональной деятельности - педагогическую. При этом, заметим, основная масса выпускников вузов культуры трудоустраивается именно в образовательных учреждениях. Поэтому ведущей деятельностью студентов должна быть учебно-познавательная деятельность с ориентацией на профессиональную педагогическую деятельность. Познавательные интересы студентов должны находить свое применение в конкретных видах этой деятельности. Виды педагогической деятельности должны определять содержание и технологии профессиональной подготовки. В результате этого у студентов при освоении данных видов деятельности проявляется осознание их профессиональной значимости.

Педагогический процесс в сфере искусства и культуры будет более плодотворным, если основан не только на технологическом уровне, но и на педагогической и методической интерпретации опыта мастеров соответствующих отраслей культуры и искусства. Необходимо найти и апробировать педагогическую концепцию синтеза инновационных технологий и традиционных методик преподавания академических дисциплин, в контексте конкретной профессиональной направленности. В этом случае, например, логика содержания курса «Живопись» (по направлениям подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль подготовки - художественная керамика; «Народная художественная культура», профиль подготовки - руководство студией декоративно-прикладного творчества) предполагает структурирование углубленного содержания учебных заданий для формирования не только будущего профессионального художника декоративно-прикладного искусства, но и преподавателя декоративно-прикладного творчества в системе дополнительного образования для детей [3].

Мотивация студентов к профессиональной деятельности осуществляется в процессе усвоения студентами знаний по дисциплинам, освещающим общепрофессиональные и профессиональные компетенции, при прохождении производственных практик. Это формирует у студентов более адекватное представление о будущей профессии, более осознанный интерес к ней, что, в свою очередь, влияет на результаты усвоения ими дисциплин психолого-педагогического цикла. Учебные и производственные практики, являясь важными компонентами вос-

питательно-образовательного процесса, используются не только как ситуации профессиональных проб в целях подготовки студента к профессиональной деятельности.

Интеграция профессиональных дисциплин базовой части учебного плана и психолого-педагогических дисциплин целесообразна с точки зрения дидактических подходов к построению учебного материала. В дидактике в соответствии с положениями общей теории познания выявлены следующие способы организации учебных программ и построения учебного материала: линейный, концентрический и спиральный. Наиболее распространённым способом является линейный. Главными его достоинствами является экономичность и технологичность структурирования учебного плана или учебной программы. Дисциплины в учебном плане и, соответственно, содержание каждой дисциплины в рабочей программе представлены последовательно, каждая следующая часть базируется на освоенном содержании предыдущей. При этом очевидна доминирующая пред-метоцентрированность образовательной программы, которая к тому же, задает четкие и однозначные границы каждой учебной дисциплины. Однако при таком построении программ есть определённые проблемы, прежде всего, психологические, связанные с особенностями студенческого возраста, с задачами, которые решает современный студент в плане своего познавательного, личностного и социального развития. Наши педагогические наблюдения и рефлексия позволяют говорить, что, к сожалению, чаще всего сегодня у студента превалирует жесткая ориентация на решение прагматических вопросов, связанных с «результатом» собственного обучения. «Учебную дисциплину нужно сдать, закрыть сессию, перейти на следующий курс». Такая утилитарно-прагматическая установка студента приводит к тому, что образ будущей профессии складывается мозаично, фрагментарно и избирательно, без должного осмысленного и осознанного отношения к себе как к будущему специалисту, существенно сужая профессиональную картину мира. Кроме того, в плане дидактическом, такой способ организации учебных программ и построения учебного материала, ограничивает возможность выстраивания межпредметных связей, не создавая предпосылок целостности профессионального становления и развития будущего специалиста, нарушает логичность, последовательность, непрерывность и преемственность в траектории прохождения профессионального маршрута студентом.

Реализация компетентностно-ориентированных федеральных государственных образовательных стандартов актуализирует интеграцию различных дисциплин. Следующим способом является концентрический, предполагающий, что одну и ту же единицу (модуль, блок) содержания образования можно осваивать несколько раз. При этом качество освоения повышается за счёт новых компонентов (содержания или способов его освоения). Происходит, как отмечает П.И. Пидкасистый, углубление понимания связей и зависимостей данного содержания с другим содержанием [4]. В профессиональном образовании это углубление происходит не только внутри выделенной единицы (модуля, блока, предмета, раздела), но и в процессе освоения, «внешних», единиц. То есть, концентрическое освоение содержания - это не простое повторение, а движение студента к пониманию сущности изучаемого явления, которая выявляется посредством установления его разнообразных связей с другими явлениями. В этом случае также, как при линейном освоении содержания образования, причины недостатков имеют психологическую природу. И, безусловно, что при таком способе обучения у части студентов уже после первого года обучения возникает иллюзорная уверенность, что ввод в будущую профессию ими пройден. И, как следствие, студенты в соподчиненности мотивов обучения и ранжировании учебных дисциплин по значимости и важности для будущей профессии отдают предпочтение тем предметам, которые обеспечивают, прежде всего, технологическую сторону, способствуют формированию динамического стереотипа профессиональной картины мира с установкой: «этот предмет обязателен, этот - может пригодиться, а вот этот - никогда не пригодится»! К сожалению, такому положению дел способствует и позиция некоторых педагогов-предметников, считающих, что дисциплины по специальности, задающие четкий алгоритм поведения в будущей профессии, студент должен знать, они имеют первостепенное значение, а дисциплины, обеспечивающие общепрофессиональную подготовку (особенно гуманитарной направленности с высокой теоретизацией знаний) вторичны, а иногда и вовсе не нужны в наше время с его требованием технологичности и алгоритмизации. Можно вспомнить положение Л.С. Выготского о том, что словесное значение есть единица общения и обобщения. Субъективный образ или картину мира в сознании каждого человека образуют именно обобщенные значения или категории. Эта картина является индивидуальной, но в то же время она может быть и одинаковой для людей, развивающихся в сходных условиях.

«Освоение знаний есть цель обучения, однако в случае, если студенту не нужны эти знания, цель эта недостижима. В то же время у него может быть какая-то другая потребность, опосредованно стоящая за получением знаний. К примеру, учащийся стремится обучиться знаниям, так как нацелен на получение престижной профессии. Развивая тему познавательной потребности, следует отметить, что она в большей степени проявляется, когда студент прилагает усилия для расширения своих знаний и опыта, старается структурировать их, овладеть компетенциями, научиться понимать суть окружающих его проблем, выстраивает целостную и обоснованную картину мира. Ключевыми целями учащегося являются следующие: освоение методологии учебной деятельности, получение комплекса фундаментальных знаний, закрепление социального ста-

туса - быть студентом. С течением времени учащиеся лучше узнают тонкости будущей профессии. Возникает более оформленное отношение к выбранной специальности» [5].

Спиральное расположение программы, как полагает Ч. Куписевич, позволяет сочетать последовательность (свойственную линейному способу) и цикличность (характерную для концентрического способа) [4]. Если сравнивать концентрический способ и спиральный, то в первом случае возможно возвращение к проблеме или задаче спустя длительное время (до нескольких лет), а во втором случае она решается непрерывно. Такой способ построения учебной программы позволяет студенту постоянно приращивать представление о будущей профессии, давая возможность не просто корректировать профессиональную картину мира, но, и встраивать ее в реальную систему производственных, трудовых и социальных и иных отношений, существующих в настоящее время в стране, мире. Кроме того, такой подход уже к организации учебной деятельности, дает студенту возможность развиваться в своей профессии и видеть возможность развития самой профессии, ее перспективы движения, ее границы и безграничность. Прежде всего, спиральное расположение программы обеспечивается за счет установления межпредметных, междисциплинарных связей, взаимообогащения, взаимодополнения и взаимопроникновения разных дисциплин, областей знаний друг в друга. Создается представление о некоем трансграничном поле будущей профессии. А, следовательно, появляется высокая осознанность образа будущей профессии с расширенными горизонтами. Этот способ построения конгруэнтен возрасту поздней юности, с его потенциалом в развитии дивергентного мышления и переходом к более высокому этапу морального сознания - от конвенциональной морали к автономной. Л.С. Выготский связывал развитие морального сознания и самосознания юноши с прогрессом абстрактного, понятийного мышления. При этом именно в ходе

Библиографический список

практической деятельности человека и его общения с окружающими людьми формируется сознание личности, его образ мира, в том числе, и образ мира профессионала. Поведение личности зависит не только от того, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от психологической готовности к тому или иному действию.

Соотношения представленных трех способов организации учебных программ и построения учебного материала коррелирует, при некотором упрощении, с основными методами философского понимания мира, где способ линейный близок метафизике, спиральный - диалектике, и цикличный представляет собой промежуточный вариант понимания мира.

Предполагается синтез гуманитарных и социально экономических дисциплин, профессиональных педагогических дисциплин. Накопление компетенций должно происходить из логики поэтапного развития. Вести подготовку студентов на основе синтеза практического обучения в учебно-творческой мастерской и в освоении педагогической деятельности. Разработать программу дисциплины, объединяющую педагогическую составляющую, творчество и технологический компонент. Учебный план необходимо выстроить из предметов, где логично прослеживается взаимодополняемость в освоении необходимых компетенций. В рабочих программах должна прослеживаться межпредметная связь, для того, чтобы студент легко мог видеть значимость того, что изучает.

Важно в образовании студентов формирование не только теоретических знаний и развитию природных способностей, но и умение практически претворять результаты своего труда. Компетенции выпускника наряду с талантом и одаренностью определяются его умением рассчитывать собственные интеллектуальные, творческие и организационные ресурсы. Все это позволяет выпускникам быстрее адаптироваться к рынку творческих профессий, к тем условиям, которые предъявляет работодатель.

1. Зива В.Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2009. Available at: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/prognosticheskaja-model-i-strategija-postroenija-innovacionnoj-sistemyhtml

2. Ягупова Т.А. Художественное образование как основное средство, влияющее на формирование личности ребёнка. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ hudozhestvennoe-obrazovanie-kak-osnovnoe-sredstvo-vliyayuschee-na-formirovanie-lichnosti-rebenka

3. Соина Д.Н. Использование авторских методик в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014; 12/3. Available at: http://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-avtorskih-metodik-v-protsesse-obucheniya-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu

4. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Ред. П.И. Пидкасистый. Москва: Педагогическое общество России, 2005.

5. Юрьева О.В., Хазиев А.Р Профессиональная мотивация как фактор успешного обучения студентов в вузе. Вопросы экономики и права. 2015; 6 (84): 69 - 74. Available at: http://law-journal.ru/files/pdf/201506/201506_69.pdf

References

1. Ziva V.F. Prognosticheskaya model' i strategiya postroeniya innovacionnoj sistemy hudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009. Available at: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/prognosticheskaja-model-i-strategija-postroenija-innovacionnoj-sistemy.html

2. Yagupova T.A. Hudozhestvennoe obrazovanie kak osnovnoe sredstvo, vliyayuschee na formirovanie lichnosti rebenka. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ hudozhestvennoe-obrazovanie-kak-osnovnoe-sredstvo-vliyayuschee-na-formirovanie-lichnosti-rebenka

3. Soina D.N. Ispol'zovanie avtorskih metodik v processe obucheniya dekorativno-prikladnomu iskusstvu. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk 2014; 12/3. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-avtorskih-metodik-v-protsesse-obucheniya-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu

4. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhej. Red. P.I. Pidkasistyj. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2005.

5. Yur'eva O.V., Haziev A.R. Professional'naya motivaciya kak faktor uspeshnogo obucheniya studentov v vuze. Voprosy 'ekonomikiiprava. 2015; 6 (84): 69 - 74. Available at: http:// law-journal.ru/files/pdf/201506/201506_69.pdf

Статья поступила в редакцию 22.10.18

УДК 796.03

Dimova A.L., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Institute of Educational Management of RAO (Moscow, Russia), E-mail: aldimova@mail.ru

THE CONDITION OF TRAINING ON THE BASIS OF COMPUTERIZED DIAGNOSTIC COMPLEXES AND SYSTEMS. The article is dedicated to measures that can be taken to prevent possible negative health effects of students that are caused by the use of information and communication technologies in educational institutions. The contents of medical and pedagogical control is given on the basis of testing, monitoring indicators of the physical and psycho-physiological state of schoolchildren, students using computerized diagnostic hardware-software systems and systems. The article describes methods of self-control and self-assessment of indicators of physical development, functional state, physical fitness, and the health of students using an electronic diary of self-control. Calculation formulas are offered that allow to independently assess the state of health.

Key words: health monitoring, information and communication technologies, negative consequences, diagnostic hardware-software systems.

А.Л. Димова, канд. пед. наук, доц., ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», г. Москва, E-mail: aldimova@mail.ru

КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И СИСТЕМ

Статья посвящена мерам предупреждения возможных негативных последствий для здоровья обучающихся, связанных с применением средств информационных и коммуникационных технологий, в образовательных организациях. Приводится содержание врачебно-педагогического контроля на основе тестирований, мониторинга показателей физического и психофизиологического состояния школьников, студентов-с применением компьютеризированных диагностических аппаратно-программных комплексов и систем. В статье раскрываются способы самоконтроля и самооценки показателей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности, состояния здоровья обучающихся с использованием электронного дневника самоконтроля. Предлагаются расчетные формулы, позволяющие самостоятельно оценить состояние здоровья.

Ключевые слова: контроль состояния здоровья, информационные и коммуникационные технологии, негативные последствия, диагностические аппаратно-программные комплексы и системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.