Научная статья на тему 'Структура способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий'

Структура способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRUCTURE / COMPONENT / POLICE OFFICER / TRUST RELATIONS / POPULATION OF DIFFERENT CATEGORIES / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучмезов Р. А.

В статье выявлены основные компоненты способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий: когнитивно-педагогический, коммуникативно-рефлексивный, эмпатийно-доверительный и организационно-партнерский, которые призваны обеспечить продуктивность профилактической деятельности, осуществление проведения превентивных мероприятий с гражданами разных категорий способствуют усилению доверия общества к полиции. Именно способность сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий значительно снижают материальные и психологические затраты в борьбе с преступниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучмезов Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE ABILITY OF THE POLICE TO ESTABLISH RELIABLE RELATIONSHIPS WITH THE POPULATION OF DIFFERENT CATEGORIES

The article identifies the main components of the ability of police officers to establish trustfulness with the population of different categories: cognitive-pedagogical, communicative-reflective, empathic-trust and organizational-partner, which are designed to ensure the productivity of preventive activities, the implementation of preventive measures with citizens of different categories contribute to strengthening public confidence in the police. It is the ability of police officers to establish trust with the population of different categories significantly reduce material and psychological costs in the fight against criminals. The author concludes that the main components of the ability of police to establish a trust relationship with the population of the different categories would improve the efficiency of professional policing.

Текст научной работы на тему «Структура способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий»

11. Николенко В.Н., Оганесян М.В., Кудряшова ВА, Ризаева H.A., Шумак A3. Что может приблизить преподавание анатомии к потребностям практической медицины? Современные проблемы науки и образования. 2017; Э: 46.

12. ^коленко В.К, Кудряшова ВА, Ризаева H.A., Оганесян М.В., Шумак AE., Мовсисян PK. Hacтaвничecтво как инновационный метод в преподавании анатомии человека. Морфология - науке и практической медицине. Сборник научных трудов, посвященный 100-летию ВГМУ им. H.H. Бурденко. Под редакцией И.Э Есауленко, 2018.

References

1. Vipper B.R. iskusstvo Drevnej Grecii. Moskva: Nauka, 1972.

2. Shvedavchenko A.I., Kudryashova V.A., Oganesyan M.V., Rizaeva N.A. Nekotorye uchebnye aspekty anatomii. Morfoiogiya. 2017; T.151. Э: 115 - 116.

3. Shvedavchenko A.I., Kudryashova V.A., Oganesyan M.V., Rizaeva N.A. Problemy prepodavaniya anatomii na sovremennom 'etape. Morfoiogiya. 2017; T. 151. Э: 116.

4. Nikityuk D.B., Chava S.V. Mihail Romanovich Sapin (k 85-letiyu so dnya rozhdeniya). Morfoiogiya. 2010; T. 138; 5: 95 - 96.

5. Nikolenko V.N., Kudryashova V.A, Makarova V.D., Rizaeva N.A, Oganesyan M.V. Slovo ob uchitele. Pamyati zamechatel'nogo pedagoga i uchenogo M.R. Sapina. Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2017; T. 72. 2: 164 - 168.

6. Nikolenko V.N., Kudryashova V.A., Rizaeva N.A., Oganesyan M.V., Shumak A.V., Klochkova S.V., Nikityuk D.B. Dobroe slovo ob akademike Dmitrii Arkad'eviche Zhdanove. Morfoiogiya fizicheskoj kui'tury, sporta, kiinicheskoj i aviacionno-kosmicheskoj mediciny: materialy V Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj 50-letiyu kafedry anatomii MGAFK. Moskva, 2017.

7. Sapin M.R. K istorii starejshej anatomicheskoj kafedry anatomii. Vrach. V. Э. 2007.

8. Nikolenko V.N., Kudryashova V.A, Oganesyan M.V., Rizaeva N.A., Zakirov F.H. Dmitrij Arkad'evich Zhdanov - osnovopolozhnik funkcional'noj anatomii limfaticheskoj sistemy. Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2018; T. 73. 1: 69 - 76.

9. Nikolenko V.N., Ovchenkov V.S., Oganesyan M.V., Kudryashova V.A., Rizaeva N.A., Klochkova S.V. Portretnaya galereya velikih anatomov: uchebno-vospitatel'naya rol'. Morfoiogiya. 2018; T. 153. 1: 86 - 89.

10. Sapin M.R. Anatomiya cheioveka: atias: uchebnoe posobie v 3-h tomah. Nauch. red. V.N. Nikolenko. Tom 1. Moskva: Medicina. 2016.

11. Nikolenko V.N., Oganesyan M.V., Kudryashova V.A., Rizaeva N.A., Shumak A.V. Chto mozhet priblizit' prepodavanie anatomii k potrebnostyam prakticheskoj mediciny? Sovremennye probiemy nauki i obrazovaniya. 2017; 3: 46.

12. Nikolenko V.N., Kudryashova V.A., Rizaeva N.A., Oganesyan M.V., Shumak A.V., Movsisyan R.K. Nastavnichestvo kak innovacionnyj metod v prepodavanii anatomii cheloveka. Morfoiogiya - nauke i prakticheskoj medicine. Sbornik nauchnyh trudov, posvyaschennyj 100-letiyu VGMU im. N.N. Burdenko. Pod redakciej I.'E Esaulenko, 2018.

Статья поступила в редакцию 08.02.19

УДК 378

Kuchmezov R.A., teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training, Branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]

STRUCTURE OF THE ABILITY OF THE POLICE TO ESTABLISH RELIABLE RELATIONSHIPS WITH THE POPULATION OF DIFFERENT CATEGORIES. The

article identifies the main components of the ability of police officers to establish trustfulness with the population of different categories: cognitive-pedagogical, communicative-reflective, empathic-trust and organizational-partner, which are designed to ensure the productivity of preventive activities, the implementation of preventive measures with citizens of different categories contribute to strengthening public confidence in the police. It is the ability of police officers to establish trust with the population of different categories significantly reduce material and psychological costs in the fight against criminals. The author concludes that the main components of the ability of police to establish a trust relationship with the population of the different categories would improve the efficiency of professional policing. Key words: structure, component, police officer, trust relations, population of different categories.

Р.А. Кучмезое, преп. каф. огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ УСТАНАВЛИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ

В статье выявлены основные компоненты способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий: когнитивно-педагогический, коммуникативно-рефлексивный, эмпатийно-доверительный и организационно-партнерский, которые призваны обеспечить продуктивность профилактической деятельности, осуществление проведения превентивных мероприятий с гражданами разных категорий способствуют усилению доверия общества к полиции. Именно способность сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий значительно снижают материальные и психологические затраты в борьбе с преступниками.

Ключевые слова: структура, компонент, сотрудник полиции, доверительные отношения, население разных категорий.

В рамках разработки основных компонентов способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий, мы прибегли к структурно-функциональному подходу Указанный подход, с учетом предыдущего теоретического психолого-педагогического и философского материала, помог разобраться в сути и содержание исследуемой способности, выявить его составные части как элементы единого целого. Структурно-функциональный подход состоит из двух важных составляющих - «структура» и «функциональность». Термин «структура» - представляет собой «определённую взаимосвязь и взаиморасположенность ряда составных частей, строение или устройство чего-либо» [1, с. 288]. То есть, структура - это совокупность связей между отдельными частями объекта. Основатель концепции функционализма, французский социолог и функционалист, Эмиль Дюркгейм, указывал на то, что именно структурно-функциональный анализ помог сформулировать проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, обязанностей работников в организации, выполняющие разный набор функционала. Выявление функционала каждого элемента в общем целом - и есть главный принцип структурно-функционального подхода, позволившего разделить на составляющие общую способность полицейского. Структурно-функциональный подход предполагал выявление в способности полицейского устанавливать доверительные отношения составные элементы, которые имеют разное функциональное назначение, но все вместе они составляют общее качество сотрудника.

Исходя и основываясь на предыдущем материале, раскрывающего общее представление, суть и содержание способности полицейского устанавливать доверительные отношения, мы пришли к выводу что основнымикомпонентами

могут стать четыре компонента - когнитивно-педагогический, коммуникативно-рефлексивный, эмпатийно-доверительный и организационно-партнерский.

Когнитивно-педагогический компонент предполагает и требует от полицейского хорошее знание возрастной педагогики и психологии, особенности подростков, юношества, особенности взрослого населения и граждан пенсионного возраста. Сотрудник полиции, который желает наладить добрые, доверительные отношения с гражданами, должен быть знаком с историей развития возрастной педагогики и психологии, хорошо знать теоретическую базу, психологию развития разных категорий граждан, уметь охарактеризовать отдельные возрастные периоды каждой категории, с которой ему приходится сталкиваться, а также психологические особенности взаимодействия. Знание полицейским основных возрастных психологических особенностей каждой категории граждан, позволит ему оперативно и качественно наладить отношения, грамотно, более эффективно строить процессы взаимодействия. В данное знание также входит понимание полицейским основного предмета возрастной психологии - изучение психологических закономерностей воспитания и коммуникации с разными категориями людей. Помнить, что один из главных принципов построения доверительных отношений в системе «полицейский-гражданин» - это единство возрастной и педагогической психологии, которые образуют единство, рассматривая личность в процессе обучения и ознакомления населения основным положениям уголовного и гражданского кодекса, новшествам в гражданском законодательстве.

Коммуникативно-рефлексивный компонент как способность к коммуникации относят к общей культуре личности, так как, владение искусством общения позволяет человеку разрешать многие профессиональные задачи и многие про-

фессиональные проблемы. Не нужно объяснять, что жизнь и деятельность сотрудника полиции, да и любого современного человека, нельзя представить без позитивного, эффективного общения и коммуникации. Всегда люди старались наладить общий язык друг с другом для эффективного взаимодействия, учились слышать и слушать друг друга. Именно коммуникация и рефлексия - важный атрибут в профессиональной деятельности полицейского в ходе общения с разными категориями граждан. Сегодня разработаны и реализуются определенные условия успешной коммуникации и общения с населением, соблюдая которые сотрудники полиции решают свои запланированные мероприятия с гражданами разных категорий.

Известный психолог, социалист по коммуникации и общению, практик в рамках проведения тренингов коммуникации, Тамара Михайловна Дамашкан пишет, что «главные условия успешного общения - это искренне интересоваться собеседником и стремиться получить удовольствие от восприятия его речи. Показное внимание здесь не годится. Благодаря этим условиям, ваш собеседник станет общаться с вами более откровенно и заинтересованно. Следует стремиться завоевать его симпатию и интерес, приложить максимум усилий, чтобы во время разговора установить взаимопонимание. Это и есть основные составляющие в процессе коммуникации. Умение общаться - это и умение слушать. Говорят, что люди предпочитают хороших слушателей хорошим ораторам. Все знают, что далеко не каждый человек способен выслушать собеседника. Тем не менее, умение слушать - это одно из основных правил общения, которое высоко ценится» [2, с. 22 - 28].

Эмпатийно-гуманистический компонент. Важным качеством, способствующим становлению доверительных отношений между полицией и населением, является проявление сотрудником полиции - эмпатии. В процессе общения сотрудники обязаны уметь располагать к себе людей разных статусов, разных категорий, уметь их слышать и слушать, понимать проблему населения и реагировать на нее оперативно. Сотрудник в ходе общения должен вовремя или сказать какое-то нужное слово или промолчать, можно отвлечь или, наоборот, заострить внимание на каком-то слове. Эмпатийное слушание должно вести за собой же-

Библиографический список

лание помочь, предупредить неблагоприятные поступки, постараться убедить, ни в коем случае, не скрывать главные детали события. Общение с разными категориями граждан должно осуществляться на основе нравственно-этических норм, чего часто не хватает сотрудникам полиции. Именно эмпатийно-гуманисти-ческие отношения эффективно меняют жизнь в нравственно-правовом направлении «полицейский-население». Беспокойство за близких людей, установление добрых, открытых отношений обязательно приводят к эффективным расследованиям, способствуют оперативному раскрытию правонарушений.

Организационно-партнерский компонент. Сотрудник полиции часто имеет дело ни с одним отдельным человеком на вверенном ему участке, а часто с целой группой людей. Работа с группой людей - это могут быть просители и жители целого подъезда, дома и т. д. Для решения данной задачи от полицейского требуется владение организаторскими способностями, которые включают в себя целый комплекс личностных качеств. Первое - проявление самообладанием, потому что не каждый человек, имеющий публичную профессию, относящийся к профессии «человек-человек», может проявлять твердость, спокойствие, которые помогают ему осуществлять профессиональную деятельность - общаться с людьми, решать их вопросы, мирить конфликтующих и т. д. То есть, самообладание позволяет хорошо сосредоточиться на проблемах, дума и продумывать разрешение, понимать, что происходит у тебя в участке или не территории, куда пришел на собрание, например, собрания микрорайона или отдельного дома. То есть, способность владения собой, проявляется в проявлении выдержки и хладнокровия, даже если ситуация имеет высокий градус эмоциональности.

Итак, разработанные нами основные компоненты способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий: когнитивно-педагогический, коммуникативно-рефлексивный, эмпатий-но-доверительный и организационно-партнерский, обеспечат продуктивность профилактической деятельности, осуществление проведения превентивных мероприятий с гражданами разных категорий способствуют усилению доверия общества к полиции.

1. Дамашкан Т.М. Создание и автоматизация сверхэффективного отдела продаж. Умение общаться. Москва: Бизнес. Экономика. Финансы. 2017.

2. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин ГЮ., Огурцов А.П. и др. Москва: Мысль, 2010.

References

1. Damashkan T.M. Sozdanie i avtomatizaciya sverh'effektivnogo otdela prodazh. Umenie obschat'sya. Moskva: Biznes. 'Ekonomika. Finansy. 2017.

2. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. V 4 tomah. Red. sovet: Stepin V.S., Gusejnov A.A., Semigin G.Yu., Ogurcov A.P. i dr. Moskva: Mysl', 2010.

Статья поступила в редакцию 08.02.19

УДК 378

Lezina V.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: [email protected]

Kerimov M.M., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE PROCESS OF FORMATION OF SCIENTIFIC OUTLOOK OF STUDENTS. The article is dedicated to one of the urgent problems of pedagogy - the ways of forming the scientific outlook of students. The subject of the analysis is cognitive activity and the conditions of its development. The author aims to show the best ways to solve this crucial task. The authors conclude that the task of the modern educational space of the university is to educate students, taking into account the prospects for the growth of scientific information, the need for a deep understanding of knowledge about the world. The success of ideological education of students depends on the correct use of methods and means by the teacher. Students who have this need will be formed in this process of understanding, will be guided in the vicissitudes of our time, in the future to build their relationships with the outside world.

Key words: cognitive activity, scientific worldview, personality formation, problem-based learning.

В.В. Лезина, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: [email protected]

ММ Керимов, д-р филос. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена одной из актуальных проблем педагогики - способам формирования научного мировоззрения студентов. Предметом анализа выступают познавательная активность и условия развития. Авторы делают вывод о том, что задача современного образовательного пространства вуза - воспитать у студентов с учетом перспектив роста научной информации потребность к глубокому осмыслению знаний о мире. Успешность мировоззренческого воспитания студентов во многом зависит от правильного использования преподавателем методов и средств, которыми он обладает Студенты, у которых эта потребность будет сформирована в указанном процессе осмысления, будут ориентироваться в перипетиях нашего времени, в дальнейшем строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Ключевые слова: познавательная активность, научное мировоззрение, формирование личности, проблемное обучение.

Современный этап развития общества характеризуется сложным сплетением политических, экономических, научно-технических процессов. Человеку становится все труднее справляться с изменениями в окружающем его мире и темпами этих перемен. В связи с этим возрастает роль научного мировоззрения, которое служит средством понимания, объяснения и является одной из основных задач отечественной педагогики. Об этом говорится в «Национальной доктрине

образования в Российской Федерации» [1]. Новые условия создают потребность в социально активной личности, ответственной, всесторонне развитой.

Выделяют психическую, социально-психологическую, умственную интеллектуальную, познавательную активность [2]. Несмотря на многочисленные формулировки познавательной активности, в них прослеживается общий подход к характеристике данного термина. Познавательная активность, - по мнению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.