Научная статья на тему ' возможности рисунка в преподавании анатомии: стимуляция интереса студентов к предмету'

возможности рисунка в преподавании анатомии: стимуляция интереса студентов к предмету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анатомия человека / анатомический рисунок / средства обучения. / human anatomy / anatomical drawing / method of educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Н. Николенко, Н А. Ризаева, М В. Оганесян, В А. Кудряшова, А А. Болотская

Статья посвящена рассмотрению анатомического рисунка как важнейшего средства реализации зрительной наглядности. Целью работы является исследование особенностей использования зрительных образов в аудиторной и внеаудиторной работе студентов-медиков при изучении анатомии. Предлагаются практические рекомендации по использованию анатомического рисунка в процессе изучения анатомии человека в медицинском вузе. Они основываются на результатах итогового экзамена в конце семестра и отзывах студентов. В процессе преподавания курса «Анатомия человека» в вузе целесообразно использовать рисунки как самостоятельные средства обучения. В поисках эффективных методов преподавания учебной дисциплины мы пришли к выводу о необходимости применения в аудиторной и внеаудиторной работе студентов анатомического рисунка, выполненного самими обучающимися. Изучение курса «Анатомия человека» с помощью графических образов дает возможность уяснить сложный мир человеческого организма; побуждает студентов думать не только головой, но и «глазами»; видеть в обычном необыкновенное, удивительное. Использование анатомических рисунков, наглядно представляющих органы и системы, способствует сознательному усвоению теоретических вопросов, обобщению и систематизации знаний студентов по анатомии, формированию у них не только прочных умений и навыков, но и клинического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В Н. Николенко, Н А. Ризаева, М В. Оганесян, В А. Кудряшова, А А. Болотская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITY OF A PICTURE IN TEACHING ANATOMY: STIMULATING STUDENTS’ INTEREST IN THE SUBJECT.

The article is dedicated to consideration of the anatomical drawing as the most important means of implementing visual clarity. The aim of the work is to study the features of the use of visual images in the classroom and extracurricular work of medical students in the study of anatomy. Practical recommendations on the use of anatomical drawing in the process of studying human anatomy in a medical university are offered. They are based on the results of the final exam at the end of the semester and student feedback. In the process of teaching “Human Anatomy” at a university, it is advisable to use drawings as independent learning tools. In the search for effective methods of teaching discipline, we came to the conclusion that it is necessary to use the anatomical drawing made by the students themselves in the classroom and extracurricular activities of students. The study of “Human Anatomy” with the help of graphic images makes it possible to understand the complex world of the human body; encourages students to think not only with their head, but also with their “eyes”; see in the ordinary extraordinary, amazing. The use of anatomical drawings, clearly representing organs and systems, contributes to the conscious assimilation of theoretical issues, generalization and systematization of students’ knowledge of anatomy, the formation of not only strong skills, but also clinical thinking.

Текст научной работы на тему « возможности рисунка в преподавании анатомии: стимуляция интереса студентов к предмету»

8. Kazakova E.I., Tarhanova I.Yu. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2018; № 5: 127 - 135.

9. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Smysl, Akademiya, 2005.

10. Smirnov E.I., Solov'eva A.A. Samoorganizaciya issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov psihologicheskih profilej pri izuchenii matematiki. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019; № 1 (106): 70 - 78.

Статья поступила в редакцию 05.08.19

УДК 378

Nikolenko V.N., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Head of Department of Human Anatomy, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Rizaeva N.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Human Anatomy, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Oganesyan M.V., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Human Anatomy, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Kudryashova V.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Human Anatomy, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Bolotskaya A.A., student, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

OPPORTUNITY OF A PICTURE IN TEACHING ANATOMY: STIMULATING STUDENTS' INTEREST IN THE SUBJECT. The article is dedicated to consideration of the anatomical drawing as the most important means of implementing visual clarity. The aim of the work is to study the features of the use of visual images in the classroom and extracurricular work of medical students in the study of anatomy. Practical recommendations on the use of anatomical drawing in the process of studying human anatomy in a medical university are offered. They are based on the results of the final exam at the end of the semester and student feedback. In the process of teaching "Human Anatomy" at a university, it is advisable to use drawings as independent learning tools. In the search for effective methods of teaching discipline, we came to the conclusion that it is necessary to use the anatomical drawing made by the students themselves in the classroom and extracurricular activities of students. The study of "Human Anatomy" with the help of graphic images makes it possible to understand the complex world of the human body; encourages students to think not only with their head, but also with their "eyes"; see in the ordinary extraordinary, amazing. The use of anatomical drawings, clearly representing organs and systems, contributes to the conscious assimilation of theoretical issues, generalization and systematization of students' knowledge of anatomy, the formation of not only strong skills, but also clinical thinking.

Key words: human anatomy, anatomical drawing, method of educational process.

В.Н. Николенко, д-р мед. наук, проф., ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России» (Сеченовский университет), г. Москва; зав. каф. нормальной и топографической анатомии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]

Н.А. Ризаева, канд. мед. наук, доц., ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) г. Москва, E-mail: [email protected]

М.В. Оганесян, канд. мед. наук, доц., ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]

В.А. Кудряшова, канд. мед. наук, доц., ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]

А.А. Болотская, студент, Международная школа «Медицина будущего», ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ РИСУНКА В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ: СТИМУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ПРЕДМЕТУ

Статья посвящена рассмотрению анатомического рисунка как важнейшего средства реализации зрительной наглядности. Целью работы является исследование особенностей использования зрительных образов в аудиторной и внеаудиторной работе студентов-медиков при изучении анатомии. Предлагаются практические рекомендации по использованию анатомического рисунка в процессе изучения анатомии человека в медицинском вузе. Они основываются на результатах итогового экзамена в конце семестра и отзывах студентов. В процессе преподавания курса «Анатомия человека» в вузе целесообразно использовать рисунки как самостоятельные средства обучения. В поисках эффективных методов преподавания учебной дисциплины мы пришли к выводу о необходимости применения в аудиторной и внеаудиторной работе студентов анатомического рисунка, выполненного самими обучающимися. Изучение курса «Анатомия человека» с помощью графических образов дает возможность уяснить сложный мир человеческого организма; побуждает студентов думать не только головой, но и «глазами»; видеть в обычном необыкновенное, удивительное. Использование анатомических рисунков, наглядно представляющих органы и системы, способствует сознательному усвоению теоретических вопросов, обобщению и систематизации знаний студентов по анатомии, формированию у них не только прочных умений и навыков, но и клинического мышления.

Ключевые слова: анатомия человека, анатомический рисунок, средства обучения.

Традиционные средства обучения, используемые в преподавании анатомии, в настоящее время все чаще дополняются средствами новых информационных технологий (СНИТ): разрабатываются новые способы представления материала, внедряются компьютерные технологии, среди них наибольшей популярностью пользуются компьютерные презентации, выполненные в Power Poin [1]. Так, большинство лекций ведется с применением программ подготовки презентаций и их просмотра, что позволяет использовать наглядные средства обучения, например, показывать рисунки, необходимые графики, не тратя времени на их изображение на доске. На практических занятиях активно используется метод рассечения, благодаря которому у студентов возникает более четкое представление о строении и расположении органов, их кровоснабжении и иннервации. Он помогает представить различные части тела в 3D (особенно полезно будущим хирургам); познакомить студентов с вариациями в анатомическом строении [2]. Кроме того, в настоящее время практические занятия по анатомии человека настоятельно требуют и применения ультразвукового метода изображения - одного из новых неинвазионных методов морфологического

исследования, значение которого трудно переоценить в формировании базовых знаний у будущих врачей [3].

Использование СНИТ дает возможность активно применять в преподавании дисциплины «Анатомия человека» имитационно-моделирующие компьютерные программы (основываются на уникальной способности электронной техники моделировать сложные процессы и явления): многими ведущими медицинскими школами и учреждениями мира используется анатомический 3D-ct^; это технологически продвинутая система визуализации анатомии в процессе преподавания учебной дисциплины. Анатомический стол объединяет стереоскопические изображения всего тела с программным обеспечением для создания трехмерной реконструкции различных частей человеческого тела (первоначально взятых из двух трупов: мужского и женского пола), что позволяет осуществлять виртуальное рассечение и реконструкцию. Названное средство обучения используется в Сеченовском университете на занятиях по 3D-анатомии [4].

По мнению B. Alsaida, и M. Bertrand, перед анатомическим рассечением целесообразно предлагать студентам выполнить рисование анатомической об-

ласти в качестве подготовки к практическому занятию, так как это будет мотивировать обучающихся и повышать их внимание. Кроме того, отмечается, что рисование после занятия препарирования помогает студентам сформировать прочные знания [5].

В последнее время все чаще звучат мысли о необходимости использования увлекательных технологий в процессе преподавания анатомии [6]. По мнению исследователей, для эффективного изучения предмета студентам необходимо максимально использовать свой творческий потенциал, в том числе составлять рассказы, разыгрывать сценки, писать стихи, связанные с анатомией человека [6].

На кафедре анатомии человека Сеченовского университета в 2016 году впервые был организован конкурс «Vesalius-2016» на лучший анатомический рисунок. Он проводился в два этапа. На первом, внутривузовском этапе, в конкурсе приняли участие 47 студентов 1 и 2 курсов всех факультетов университета (лечебного, стоматологического, педиатрического, фармацевтического и сестринского дела).

Общие требования к рисункам включали несколько пунктов: оригинальность и креативность, художественный подход к изображению тела человека [7]. Однако выбор техники выполнения оставался за участниками. Выставленные в вестибюле корпуса морфологических дисциплин работы оценивали как студенты, так и преподаватели. Интерес студентов к проведенному мероприятию оказался настолько высок, что было принято решение допустить к участию в конкурсе студентов, представляющих различные медицинские факультеты и вузы Российской Федерации и других стран мира.

Вторым этапом стала организация первого всероссийского конкурса анатомического рисунка с международным участием «Vesalius-2016». Между собой соревновались студенты, чьи работы были признаны лучшими на внутривузовском этапе, а также участники, самостоятельно приславшие заявки. 24 ноября 2016 г на кафедре анатомии человека в рамках конференции, посвященной 250-летию со дня рождения проф. Е.О. Мухина, были подведены итоги конкурса [8]. На выставке было представлено 235 работ из 16 городов России, СНГ (Азербайджан, Армения), а также Китая (Харбин, Шеньянг), Сирии (Дамаск), Австрии (Вена), Малайзии (Куала-Лумпур), Конго (Браззавиль).

Проведение конкурса анатомического рисунка на кафедре анатомии человека Сеченовского университета стало традицией: он проходил в прошлом году, в

Библиографический список

ноябре 2019 года состоится очередная творческая выставка работ студентов-медиков.

Студенты, представившие свои работы, отмечали, что участие в конкурсе анатомического рисунка положительно повлияло на их успеваемость и помогло надолго запомнить, например, топографию мышц, анатомическое строение черепа и его отверстий, места выхода черепных нервов - анатомический рисунок помогает лучше усвоить сложный материал и облегчает его запоминание. Студенты пришли к выводу, что рисование требует высокой концентрации и внимательности к деталям и мелким элементам, которые обычно остаются незамеченными даже при тщательном изучении учебника и внимательном просмотре иллюстраций к атласу [9].

Кроме того, участники конкурса считают, что самостоятельное изображение различных систем органов стимулирует студентов использовать информацию сразу из нескольких учебников и атласов и создает целостное представление об отдельных частях тела человека.

Хотя заключение, к которому пришли абсолютно все юноши и девушки, выставившие работы на конкурс, напрямую не относится к обучению, но тоже играет немаловажную роль в продвижении и популяризации творческой и научной деятельности студентов [1 - 12]. Проведенные конкурсы привлекли внимание всех студентов университета, изучающих различные дисциплины в анатомическом корпусе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Выставка не только преобразила корпус и сделала его похожим на небольшую картинную галерею, но и дала возможность профессорско-преподавательскому составу и обучающимся института проявить себя и показать свои таланты в новой сфере деятельности [13]. Студенты отметили, что подобные конкурсы стоит проводить чаще, так как они позволяют лучше узнать одногруппников и делают процесс обучения более ярким и интересным.

Рисование, являясь хорошим дополнением к основному виду обучения, помогает студентам лучше усваивать сложную информацию, дает им возможность открывать закономерности в процессе анализа анатомических понятий [14 - 16], самостоятельно определять траекторию учебного процесса, позволяет сделать преподавание более эффективным, творческим, что особенно важно при формировании познавательной активности студентов-медиков.

1. Szabo A., Hastings N. Using IT in the undergraduate classroom: Should we replace the blackboard with PowerPoint? Computers and Education. 2000; № 35: 175 - 187.

2. Benly P. Teaching Methodologies on Anatomy - A Review. J. Pharm. Sci. & Res. 2014. № 6 (6): 242 - 243.

3. Rao S, van Holsbeek L, Musial JL, Parker A, Bouffard JA, Bridge P, et al. A pilot study of comprehensive ultrasound education at Wayne State University School of Medicine: a pioneer year review. Journal Ultrasound Med. 2008; № 27: 745 - 749.

4. Jesús García Martín, Concepción Dankloff Mora and Soledad Aguado Henche. Possibilities for the use of Anatomage (the Anatomical Real Body-Size Table) for Teaching and Learning Anatomy with the Students. Biomedical Journal of Scientific & Technical Research. 2018; № 4.

5. Alsaid B., Bertrand M. Students' memorization of anatomy, influence of drawing. Morphologie. 2016; 100 (328): 2 - 6.

6. Keerti Singh, Ambadasu Bharatha, Bidyadhar Sa, Oswald Peter Adams & Md. Anwarul Azim Majumder. Teaching anatomy using an active and engaging learning strategy. BMC Medical Education. 2019; № 19: 149 - 155.

7. Виппер Б.Р Искусство Древней Греции. Москва, 1972: 71 - 74.

8. Сапин М.Р, Клочкова С.В., Никитюк Д.Б. Кафедре анатомии человека первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова 250 лет (1764 - 2014 гг.). Морфология. 2014; Т. 19: 88 - 91.

9. Сапин М.Р Анатомия человека: атлас: в 3-х т. Москва: Медицина, 2016; Т. 1: 670.

10. Байбаков С.Е. Роль анатомии человека в формировании клинического мышления студентов младших курсов медицинских вузов. Международный журнал экспериментального образования. 2013; № 4: 35 - 36.

11. Машталир М.А. Клинические моменты в преподавании анатомии человека: наш и зарубежный. Морфология. 2007; 3: 114 - 116.

12. Сапин М.Р К истории старейшей анатомической кафедры анатомии. Врач. 2007; Вып. 3: 119 - 120.

13. McLachlan J.C., Bligh J., Bradley P., Searle J. Teaching anatomy without cadavers. Med Educ. 2004; № 38: 418 - 424.

14. Jariyapong P., Punsawad C., Bunratsami S., Kongthong P. Body painting to promote self-active learning of hand anatomy for preclinical medical students. Med Educ Onlain. 2016; 21: 308 - 333.

15. Mavridis I.N. A powerful way of teaching anatomy. Surg Radiol Anat. 2013; 35(4): 365 - 376.

16. Clavert P., Bouchaib J., Duparc F., Kahn J.L. A plea for the use of drawing in human anatomy teaching. Surg Radiol Anat. 2012; 34 (8): 787 - 799.

References

1. Szabo A., Hastings N. Using IT in the undergraduate classroom: Should we replace the blackboard with PowerPoint? Computers and Education. 2000; № 35: 175 - 187.

2. Benly P. Teaching Methodologies on Anatomy - A Review. J. Pharm. Sci. & Res. 2014. № 6 (6): 242 - 243.

3. Rao S, van Holsbeek L, Musial JL, Parker A, Bouffard JA, Bridge P, et al. A pilot study of comprehensive ultrasound education at Wayne State University School of Medicine: a pioneer year review. Journal Ultrasound Med. 2008; № 27: 745 - 749.

4. Jesús García Martín, Concepción Dankloff Mora and Soledad Aguado Henche. Possibilities for the use of Anatomage (the Anatomical Real Body-Size Table) for Teaching and Learning Anatomy with the Students. Biomedical Journal of Scientific & Technical Research. 2018; № 4.

5. Alsaid B., Bertrand M. Students' memorization of anatomy, influence of drawing. Morphologie. 2016; 100 (328): 2 - 6.

6. Keerti Singh, Ambadasu Bharatha, Bidyadhar Sa, Oswald Peter Adams & Md. Anwarul Azim Majumder. Teaching anatomy using an active and engaging learning strategy. BMC Medical Education. 2019; № 19: 149 - 155.

7. Vipper B.R. Iskusstvo DrevnejGrecii. Moskva, 1972: 71 - 74.

8. Sapin M.R., Klochkova S.V., Nikityuk D.B. Kafedre anatomii cheloveka pervogo moskovskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta im. I.M. Sechenova 250 let (1764 - 2014 gg.). Morfologiya. 2014; T. 19: 88 - 91.

9. Sapin M.R. Anatomiya cheloveka: atlas: v 3-h t. Moskva: Medicina, 2016; T. 1: 670.

10. Bajbakov S.E. Rol' anatomii cheloveka v formirovanii klinicheskogo myshleniya studentov mladshih kursov medicinskih vuzov. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013; № 4: 35 - 36.

11. Mashtalir M.A. Klinicheskie momenty v prepodavanii anatomii cheloveka: nash i zarubezhnyj. Morfologiya. 2007; 3: 114 - 116.

12. Sapin M.R. K istorii starejshej anatomicheskoj kafedry anatomii. Vrach. 2007; Vyp. 3: 119 - 120.

13. McLachlan J.C., Bligh J., Bradley P., Searle J. Teaching anatomy without cadavers. Med Educ. 2004; № 38: 418 - 424.

14. Jariyapong P., Punsawad C., Bunratsami S., Kongthong P. Body painting to promote self-active learning of hand anatomy for preclinical medical students. Med Educ Onlain. 2016; 21: 308 - 333.

15. Mavridis I.N. A powerful way of teaching anatomy. Surg Radiol Anat. 2013; 35(4): 365 - 376.

16. Clavert P., Bouchaib J., Duparc F., Kahn J.L. A plea for the use of drawing in human anatomy teaching. Surg Radiol Anat. 2012; 34 (8): 787 - 799.

Статья поступила в редакцию 07.08.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.