Научная статья на тему 'Профессиографический подход к развитию мировоззрения студентов'

Профессиографический подход к развитию мировоззрения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIOGRAPHIC APPROACH / WORLD-OUTLOOK DEVELOPMENT / STUDENTS / ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лезина В.В., Мальсагов А.А.

Статья посвящена проблеме развития мировоззрения студентов в вузе с использованием профессиографического подхода. Согласно ему перед системой высшей школы ставятся конкретные задачи и моделируется мировоззренчески ориентированный воспитательно-образовательный процесс. Регулирование и корригирование мировоззренчески направленного педагогического процесса сводится к готовности корректировать поставленные педагогические задачи, обеспечивать адаптацию внешних влияний или их нейтрализацию, ориентироваться и перестраивать способы деятельности в изменяющихся условиях, регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения студентов, ликвидировать возникающие локальные конфликты. Посредством предложенных автором внешних регуляторов, принципов, процедур, этапов, методов, вырабатываемых умений, готовности, прогнозируемых результатов у студента вырабатывается мировоззренчески ориентированная субъектная позиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лезина В.В., Мальсагов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIOGRAPHIC APPROACH TO THE STUDENTS WORLD-OUTLOOK DEVELOPMENT

The article is dedicated to a problem of studentsworld-outlook development in institution of higher education with help of professiographic approach. In accordance with this, pedagogic society uses concrete tasks and models for the world-outlook educating process. Regulation and correction of the worldview-oriented pedagogical process is reduced to the readiness to adjust the pedagogical tasks, to ensure the adaptation of external influences or their neutralization, to Orient and restructure the ways of activity in changing conditions, to regulate, direct and develop intra-and interpersonal relationships of students, to eliminate emerging local conflicts. The author uses exterior regulators, principles, procedures, stages, methods, abilities, readiness, prognostic results for production student’s world-outlook reference point subject position.

Текст научной работы на тему «Профессиографический подход к развитию мировоззрения студентов»

Библиографический список

1. Климова И.И. Современные вызовы в обучении иностранному языку в университете новой формации. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы, Москва, 2017: 115 - 121.

2. Восковская А.С., Карпова Т.А. Роль самооценки студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Мир педагогики и психологии. 2019; 1 (30): 41 - 49.

3. Танцура Т.А. Формирование способности студентов к самостоятельной работе в процессе обучения иностранному языку Мир науки, культуры, образования. 2019; 2 (75): 309 - 312.

4. Ростовцева П.П., Гусева Н.В., Соболева О.С. Оптимизация профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов. Педагогика и психология образования. 2016; 4: 78 - 83.

5. Melnichuk M.V., Osipova V.M., Kondrakhina N.G. Market-oriented Isp training in higher education: towards higher communicative skills. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017; 13 (8): 5073 - 5084.

6. Борщева В.В. Особенности использования массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранному языку для специальных целей. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2017; 1: 86 - 95.

References

1. Klimova I.I. Sovremennye vyzovy v obuchenii inostrannomu yazyku v universitete novoj formacii. Teoriya ipraktika obucheniya inostrannymyazykam vneyazykovom vuze: tradicii, innovacii, perspektivy, Moskva, 2017: 115 - 121.

2. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Rol' samoocenki studentov v processe izucheniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Mirpedagogiki ipsihologii. 2019; 1 (30): 41 - 49.

3. Tancura T.A. Formirovanie sposobnosti studentov k samostoyatel'noj rabote v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; 2 (75): 309 - 312.

4. Rostovceva P.P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Optimizaciya professional'no orientirovannoj inoyazychnoj rechevoj podgotovki studentov neyazykovyh vuzov. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2016; 4: 78 - 83.

5. Melnichuk M.V., Osipova V.M., Kondrakhina N.G. Market-oriented lsp training in higher education: towards higher communicative skills. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017; 13 (8): 5073 - 5084.

6. Borscheva V.V. Osobennosti ispol'zovaniya massovyh otkrytyh onlajn-kursov v obuchenii inostrannomu yazyku dlya special'nyh celej. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2017; 1: 86 - 95.

Статья поступила в редакцию 08.08.19

УДК 37

Lezina V.V., Doctor of Sciences (Pedagogics), Professor, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: lezina07@rambler.ru

Malsagov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogics), assistant of Initial Education cathedra, Ingush State University (Nazran, Russia), E-mail: Malsagov@mail.ru

PROFESSIOGRAPHIC APPROACH TO THE STUDENTS WORLD-OUTLOOK DEVELOPMENT. The article is dedicated to a problem of students' world-outlook development in institution of higher education with help of professiographic approach. In accordance with this, pedagogic society uses concrete tasks and models for the world-outlook educating process. Regulation and correction of the worldview-oriented pedagogical process is reduced to the readiness to adjust the pedagogical tasks, to ensure the adaptation of external influences or their neutralization, to Orient and restructure the ways of activity in changing conditions, to regulate, direct and develop intra-and interpersonal relationships of students, to eliminate emerging local conflicts. The author uses exterior regulators, principles, procedures, stages, methods, abilities, readiness, prognostic results for production student's world-outlook reference point subject position. Key words: professiographic approach, world-outlook development, students.

В.В. Лезина, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: lezina07@rambler.ru

А.А. Мальсагов, канд. пед. наук, ассистент каф. начального образования, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Назрань,

E-mail: Malsagov@mail.ru

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена проблеме развития мировоззрения студентов в вузе с использованием профессиографического подхода. Согласно ему перед системой высшей школы ставятся конкретные задачи и моделируется мировоззренчески ориентированный воспитательно-образовательный процесс. Регулирование и корригирование мировоззренчески направленного педагогического процесса сводится к готовности корректировать поставленные педагогические задачи, обеспечивать адаптацию внешних влияний или их нейтрализацию, ориентироваться и перестраивать способы деятельности в изменяющихся условиях, регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения студентов, ликвидировать возникающие локальные конфликты. Посредством предложенных автором внешних регуляторов, принципов, процедур, этапов, методов, вырабатываемых умений, готовности, прогнозируемых результатов у студента вырабатывается мировоззренчески ориентированная субъектная позиция.

Ключевые слова: профессиографический подход, развитие мировоззрения, студенты.

Введение

Общеизвестно, что академическая среда, устремленность студента к будущей профессии выступают решающими факторами в развитии его мировоззрения. По этой причине профессиографический подход является приоритетным в развитии мировоззрения студентов. Данный подход был разработан В.А. Сла-стениным [1], который полагал, что профессиограмма отражает инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности. К таким параметрам учёный относил гуманистическое мировоззрение, моральные и ценностные ориентации, сознание общественного долга и гражданской ответственности, социальную активность.

Специфику получаемой в вузе профессии определяет профессионально-познавательная направленность. Она привносит в сферу мировоззрения интерес и увлеченность работой, психологическую зоркость и наблюдательность, интеллектуальную активность, духовные потребности и интересы, организаторские способности, общительность, воображение, целеустремленность, настойчивость, такт, выдержку, адекватную самооценку, научную эрудицию, готовность к профессиональному самообразованию.

Студенты входят в состав разных социальных групп: они могут одновременно заниматься учёбой, работой, состоять членом спортивного клуба, выпол-

нять общественные функции, участвовать в политической жизни, выполнять при этом обязанности сына, дочери и др. В каждой из групп, куда входит студент, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой он придерживается и которая позволяет другим ожидать от него определенного поведения, уровня и стиля общения.

Основное содержание статьи

Развитие мировоззрения у студентов сопряжено с фундаментальным аксиологическим противоречием в России - противостоянием либеральных циви-лизационных стандартов и ценностей российской культурно-религиозной идентичности. Несмотря на широкие социальные изменения, в России сохраняется доминирование исторически присущих ей базовых эмпирических, политических и идеологических институтов. Коммунальная среда, характерная для исторического развития России, требует интеграции общественных усилий для своего использования, общих форм собственности и единого централизованного управления.

Основными ценностями коллективистической культуры являются следование традициям, чувство долга, способствующие сохранению единства группы, взаимозависимости её членов и гармоничным взаимоотношениям между ними. Высоко оценивается «правильное поведение», «жизнь по обычаю», «как у лю-

дей», «по уставу». Нормативно поощряется зависимость от группы. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей. Базовыми ценностными категориями русской патриархальной культуры являются: антропокосмизм, целостность, синкретичность, экзистенциальность, «онтологический реализм», соборность, культурные механизмы генетического воспроизводства, поклонение природе, социальное упорядочение, духовность, мудрость, креативность, смелость, мужество, трудолюбие, оптимизм, эстетизм (музыкальность, танцевальное искусство).

В наши дни высшее образование остаётся действенным механизмом, обеспечивающим общественную стабильность за счёт реализация одной из своих базовых функций - контроля над распределением индивидов по социальным слоям, стратам в соответствии с уровнем и качеством полученного образования. Вторичные функции высшего образования (социокультурная, прагматическая, статусно-престижная, профессиональная, сервисная и т. д.) способствуют адаптации молодых людей к быстроизменяющимся условиям жизни, социальной защите от негативных обстоятельств. Частные мотивы (желание работать в крупных городах или за рубежом, открыть собственное дело, найти высокооплачиваемую работу, продолжить семейные традиции, конкурентоспособность и т. д.) способствуют достижению успешности, практичности, материального благополучия и высокого социального положения, - черт, отражающих мировоззренческие «запросы» студентов.

Важным фактором развития мировоззрения студентов выступает этнокультурная образовательная система. Она является многомерным социокультурным и педагогическим явлением, в условиях которого происходит формирование свободной самоорганизующейся культуросозидающей личности. При этом системообразующим элементом такой системы является принцип этнокультурной направленности образования. Нормативная база социокультурного высшего образования сложилась в целом к началу XXI в. В соответствии с Законом об образовании концептуальной основой развития высшего образования на ближайшую перспективу в контексте развития этнорегиональ-ных систем образования являются развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации и сохранение национальных ценностей образования [1 - 5].

Вместе с тем, национально-региональный компонент высшего образования реализует ряд функций, способствующих формированию у молодёжи мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнических культур. К числу таких функций относятся:

- воспитательно-рефлексивная, ориентированная на восприятие и осознание важности культурного многообразия для развития личности студента, становление духовно-нравственной направленности на основе культурного плюрализма, создание условий для реализации данной направленности в конструктивное гуманное поведение;

- гуманитарно-гностическая, направленная на формирование у студентов активного познавательного интереса к родной и российской культурам, на отражение в содержании образования уникальности родной культуры во взаимосвязи с российской;

- личностно-развивающая, нацеленная на развитие интереса студента к самому себе, системе потребностей, интересов, установок, направленных на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, члена мирового сообщества;

- философско-культурологическая, направленная на формирование этнического самосознания как составной части общепланетарного сознания, преодоление националистического мышления и предрассудков к другим народам и их культурам;

- этико-гуманистическая, учитывающая идеи поликультурности общества и этики межнационального общения, выражающая с позиций гуманизма в содержании образования и способах учебной деятельности культурный опыт человечества в его конкретных этнонациональных формах [2].

Для мировоззренчески ориентированного воспитательно-образовательного процесса перед системой высшей школы ставятся следующие задачи: 1) осознание самоценности личности как носителя высоких гуманистических начал, её неповторимой индивидуальности и творческой сущности; 2) признание гармоничного развития личности предназначением человека; 3) понимание творческой природы профессионально-ориентированной деятельности, осознание необходимости для её реализации духовных затрат и самосовершенствования; 4) развитие гуманитарной культуры.

Реализация этих задач в вузе предполагает моделирование мировоззренчески ориентированного воспитательно-образовательного процесса.

Его функции включают:

1) развитие способностей и самоидентификации студента, позволяющих ему определить своё место в мире и выбрать оптимальную стратегию жизненного пути,

2) привитие общечеловеческих ценностей,

3) продуцирование поликультурного мировоззрения, толерантности, диалога культур,

4) создание условий для развития творческих, индивидуальных, духовных потенций,

5) обеспечение возможности для самореализации,

6) овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы.

Педагогическая стратегия формирования мировоззренчески ориентированной субъектной позиции у студента складывается из следующих принципов: ориентация на личностную и профессиональную индивидуальность каждого студента, обеспечение дифференциального и индивидуально-творческого подхода к его подготовке, усиление субъектных потенциалов личности каждого студента, открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах профессиональной подготовки, фундамен-тализация высшего образования в сочетании с углублённой профессионализацией, диалогизация и полисубъектность воспитательно-образовательного процесса.

Его специальная организация с соответствующими знаниями и отношениями становится внешним регулятором жизнедеятельности студента. Внешние регуляторы (нормы, правила, ценности) интериоризируются во внутренние регуляторы жизни и деятельности студента. При этом эффект перехода внешних воздействий во внутриличностный план будет тем выше, чем более они адекватны разнообразным условиям развития мировоззренческой субъектной позиции будущего специалиста. Процедуры мировоззренчески ориентированного воспитательно-образовательного процесса студентов должны осуществляться на всех уровнях высшего образования, тактически изменяясь соответственно динамике индивидуального развития студентов.

В соответствии с такой логикой последовательность этапов становления и развития (тактика) мировоззренчески ориентированной позиции студентов может быть выстроена согласно нескольким этапам. Нулевой этап (подготовительный) - формирование мотивации.

Первый этап - формирование навыков самопознания, самоидентичности; развитие рефлексивных и эмпатийных способностей, стимулирование всех форм активности в учебном процессе, альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.

Второй этап - овладение основами мировоззренческого жизнетворчества.

Третий этап - формирование готовности студента к самостоятельной подготовке и профессиональному решению теоретико-прикладных задач, проектной культуры.

Четвёртый этап - практическая реализация индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, осуществление необходимой коррекции, самоанализ учебно-профессиональных и жизненных достижений, актуализация потребности самосовершенствования [3].

Методы реализации такой модели сводятся к ролевым играм, тренингам, дискуссиям, симпозиумам, поисковой самостоятельной деятельности, диалогам, имитациям и т. д. Формами культурно-мировоззренчески ориентированного субъектного взаимодействия могут выступать тематические занятия и вечера, праздники, фестивали культуры, выпуск информационных бюллетеней, конкурсы, экскурсии в исторические и культурные места и др.

Моделирование предполагает: умение отбирать (селекционировать), анализировать, синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с конкретными воспитательными задачами, уровнем воспитанности студентов, их поведением и активностью, индивидуальными особенностями, логикой образовательного процесса. Важно учитывать социально-психологические установки и мотивы поведения.

Регулирование и корригирование мировоззренчески направленного педагогического процесса сводится к готовности корректировать поставленные педагогические задачи, обеспечивать адаптацию внешних влияний или их нейтрализацию, ориентироваться и перестраивать способы деятельности в изменяющихся условиях, регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения студентов, ликвидировать возникающие локальные конфликты.

Получение результатов и определение новых воспитательных задач предполагают умение анализировать полученные данные в сопоставлении с заданной педагогической целью, выявлять сравнительную эффективность применяемых методов и форм воспитательной работы, анализировать достижения и недостатки профессиональной педагогической деятельности.

Результаты развития мировоззрения студентов включают:

1) систему знаний и интересов личности, представляющих её кругозор и эрудицию,

2) сформированные убеждения, оформленные на базе интересов, жизненных предпочтений и ценностных ориентаций,

3) профессиональные умения и развитые на их основе способности, характеризующие практическую деятельность,

4) нормы поведения и индивидуальные способы деятельности, составляющие уровень реализации социального поведения личности,

5) социальные чувства, эмоциональную культуру,

6) потребности к анализу, самоанализу и самосовершенствованию.

Молодой человек осуществляет мировоззренческую связь между поколениями, являясь носителем и распространителем академического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью высшей школы как социального института.

Выводы

Резюмируем изложенное в статье: оптимальное развитие мировоззрения студентов в вузе обеспечивает профессиографический подход. В своей профессиональной направленности он учитывает аксиологические приоритеты современной российской молодёжи, национально-региональный компонент высшего образования, мировые интенции развития компетентной, самостоятельной, созидательной, креативной личности. Согласно данному подходу перед системой

Библиографический список

высшей школы ставятся конкретные задачи и моделируется мировоззренчески ориентированный воспитательно-образовательный процесс.

Данный подход необходимо более активно внедрять в практику профессиональной подготовки, прежде всего, педагогических кадров [3 - 5]. Посредством предложенных нами внешних регуляторов, принципов, процедур, этапов, методов, вырабатываемых умений, готовности, прогнозируемых результатов у студента вырабатывается мировоззренчески ориентированная субъектная позиция.

1. Слатенин В.А. О воспитательной практике студентов. Народное образование. 1974; 10: 35.

2. Гуренко О.И. Поликультурное образование в полиэтническом социуме. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2009; 2: 163 - 167.

3. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1998.

4. Шургучиев ХЭ., Лезина В.В. Методологические основы формирования этнокультурной толерантности. Бизнес. Образование. Право. 2017; 1 (38): 254 - 259.

5. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентоспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; 1 (19): 230 - 232.

References

1. Slatenin V.A. O vospitatel'noj praktike studentov. Narodnoe obrazovanie. 1974; 10: 35.

2. Gurenko O.I. Polikul'turnoe obrazovanie v poli'etnicheskom sociume. Vestnik Taganrogskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituía. 2009; 2: 163 - 167.

3. Aksenova G.I. Formirovanie sub'ektnoJpozicii uchitelya v processe professional'noJpodgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1998.

4. Shurguchiev H.'E., Lezina V.V. Metodologicheskie osnovy formirovaniya 'etnokul'turnoj tolerantnosti. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2017; 1 (38): 254 - 259.

5. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; 1 (19): 230 - 232.

Статья поступила в редакцию 09.08.19

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher, Educational Methodological

Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

THE CONCEPT OF MUSICAL AND COMPUTER-BASED TEACHERS' EDUCATION IN RUSSIA. The processes of informatization of music education related to functioning of high-tech educational creative environment and the formation of new approaches and fundamentally new methods of training, transform the professional activity of a teacher-musician. Innovative music pedagogy at the present stage is associated with the use of music and computer technology (MCT) - a modern and effective means of improving the quality of teaching music at all levels of the educational process. The MCT is an indispensable tool for the introduction to the highly artistic musical culture of different categories of students, including people with disabilities. The necessity of changes in the activity of the teacher-musician and the content of music education in connection with the use of digital educational resources is emphasized. The article focuses on the active development in Russia of the school of performing arts on electronic musical instruments (EMI) as one of the forms of functioning of the MCT. The work studies the experience gained in the implementation of the concept of music and computer pedagogical education from methodological and aesthetic positions, scientific and methodological evaluation of the results. The experimental data of the conducted research are analyzed, based on the results of surveys of leading teachers of MCT and EMI from different regions of Russia, who are trained in programs of advanced training and professional retraining in the Educational and Methodical Laboratory Music Computer Technologies of the Herzen State Pedagogical University of Russia, as well as students and undergraduates, the process of preparation of which is an effective basis for the developed concept. The results of the research are reflected in the dissertations conducted under the guidance of the author from 2000 to the present time. The conclusions of the article allow to outline prospects for the development of the concept of music and computer pedagogical education as a new type of educational and artistic activity in general, professional, additional and inclusive education.

Key words: music education, high-tech information educational environment, music pedagogy, music computer technologies, teacher-musician.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»,

проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Процессы информатизации музыкального образования, связанные с функционированием высокотехнологичной образовательной творческой среды и формированием новых подходов и принципиально новых методов обучения, преобразуют профессиональную деятельность педагога-музыканта. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) - современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом приобщения к высокохудожественной музыкальной культуре различных категорий обучаемых, включая людей с ограниченными возможностями здоровья. Подчёркивается необходимость изменений в деятельности педагога-музыканта и содержании музыкального образования в связи с использованием цифровых образовательных ресурсов. В статье акцентируется внимание на активном развитии в России школы исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах (ЭМИ) как одной из форм функционирования МКТ. Целью проведённого исследования является осмысление накопленного опыта по реализации концепции музыкально-компьютерного педагогического образования с методологических и эстетических позиций, научно-методическая оценка полученных результатов. Анализируются экспериментальные данные проводимых исследований, основанные на результатах опросов ведущих преподавателей МКТ и ЭМИ из различных регионов России, которые обучаются по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, а также студентов и магистрантов, процесс подготовки которых составляет действенную основу разработанной концепции. Результаты проводимых исследований отражены в диссертационных работах, проводимых под руководством автора статьи с 2000 года по настоящее время. Выводы статьи позволяют наметить перспективы развития концепции музыкально-компьютерного педагогического образования как нового вида образовательной и художественной деятельности в общем, профессиональном, дополнительном и инклюзивном образовании.

Ключевые слова: музыкальное образование, высокотехнологичная информационная образовательная среда, музыкальная педагогика, музыкально-компьютерные технологии, педагог-музыкант.

Введение

На рубеже XX и XXI веков возникло новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием информационных технологий и электронных музыкальных инструментов (от простейших

синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров), новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств, требующая знаний и умений как в музыкальной сфере, так и в области инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.