Научная статья на тему 'Уровневое образование в университете: итоги и задачи'

Уровневое образование в университете: итоги и задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровневое образование в университете: итоги и задачи»

УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Материалы заседания Ученого совета университета 3 марта 2011 года «Реализация программы перехода на уровневую систему образования в контексте Программы развития университета на 2011 — 2015 гг.: состояние и текущие задачи»

О. В. Акулова,

начальник учебно-методического управления УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ИТОГИ И ЗАДАЧИ

В 2011 г. все вузы Российской Федерации переходят на уровневую систему подготовки выпускников при одновременном введении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. РГПУ им. А. И. Герцена как инновационный вуз и лидер системы уровневого образования фактически определяет стратегию развития педагогического образования России на современном этапе. В этих условиях развитие университета при сохранении установки на продолжение привычной работы невозможно. Ключевым словом в жизни нашего общества становится «развитие», и сегодня важно решить вопрос: какие конкретные мероприятия по каждому стратегическому направлению Программы развития университета на 2011—2015 гг. предстоит реализовать для подготовки высококвалифицированных кадров?

Развитие образовательной деятельности университета связано с ориентацией содержания подготовки по основным образовательным программам на потребности рынка труда, на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций выпускников. Однако следует отметить, что сегодня не стоит ориентироваться лишь на сиюминутные потребности рынка труда. Эксперты отмечают, что ориентация на имеющуюся востребованность не является устойчивой характеристикой качества образования. При сотрудничестве с работодателями важнее ориентироваться

на долгосрочные социальные эффекты и самим формировать будущий рынок педагогического труда, поскольку такие эффекты обусловливают возрастание значимости педагогического образования при подготовке специалистов для самых разных областей производства и социальной сферы.

Требования экономики, построенной на знаниях, предъявляемые к высшей школе, известны. Это опережающий характер обучения, фундаментальность образования, установка на подготовку специалистов с инновационным мышлением, ориентация студентов на конкурентные преимущества профессии в будущем с учетом направления инновационного развития региона.

В Программе развития университета на 2011—2015 гг. в рамках стратегического направления «Модернизация образовательной деятельности университета» цель определена как обеспечение качества образования, позволяющего выпускнику университета быть конкурентоспособным на современном рынке труда в социальной сфере. Достижение этой цели напрямую связано с полным переходом университета на уровневую подготовку кадров. Уровневое образование соответствует современным социально-экономическим условиям в стране, требованиям и вызовам времени, характеризуется фундаментальной и широкой теоретической подготовкой, способствует индивидуализации образовательного процесса и академической мобильности обучающихся. Особенностью уровневого образования

является гибкость и вариативность, которые достигаются путем построения и реализации модульных образовательных программ, обеспечивающих возможность выбора студентом индивидуального образовательного маршрута. В условиях уровневого образования возрастает ответственность студентов за сделанный выбор. Развитие ответственности студентов осуществляется за счет четко продуманной организации образовательного процесса и процедуры оценивания его результатов, зафиксированных в федеральном государственном образовательном стандарте на языке компетентностей. Изменение организации образовательного процесса проявляется в том, что основным становится выбор, который осуществляет студент, — выбор образовательной программы, последовательности изучения дисциплин, курсов по выбору, преподавателей, заданий для самостоятельной работы и др. Соответственно задача университета такой выбор обеспечить.

Подготовка к переходу на уровневое образование в университете осуществляется с 1990 г. Именно Герценовский университет являлся разработчиком и идеологом стандартов первого, второго и третьего поколений уровневой подготовки педагогических кадров.

В настоящее время в университете реализуется 93 направления и специальности по 10 укрупненным группам подготовки. Из них 30 направлений (53 профиля) — уровень бакалавриата, 21 направление (132 магистерские программы) — уровень магистратуры и 42 специальности (57 специализаций). Всего на сегодняшний день в университете реализуется: 355 основных образовательных программ уровня бакалавриата, специалитета и магистратуры (очной, заочной и очно-заочной форм обучения), из них 239 по педагогическим направлениям и специальностям (67,3%).

За последние годы произошло значительное расширение спектра магистерских программ и рост контингента магистрантов.

Подготовительная работа по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее сокращенно — ФГОС ВПО) ведется в университете с 2007 г., начиная с разработки стандарта и победы в конкурсе по закупке ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование». Реализация инновационной образовательной программы позволила разработать подходы к изменению содержания и технологий обучения студентов, обновить текущую и итоговую аттестации на основе компетентностного подхода и гуманитарных технологий, усовершенствовать организацию самостоятельной работы на основе создания современного учебнометодического обеспечения, использования современных инструментов контроля. Разработанные в ходе инновационной программы электронный атлас и справочник позволяют проектировать индивидуальный маршрут студента и обеспечивают его необходимой для этого информацией.

Вопросы внедрения уровневой системы высшего профессионального образования и перехода университета на ФГОС ВПО третьего поколения неоднократно обсуждались на Ученом совете, заседаниях ректората, советов институтов и факультетов, заседаниях кафедр. Был утвержден и полностью выполнен план перехода на уровневое образование в Герценовском университете.

План перехода на уровневое образование включал несколько направлений деятельности.

Во-первых, обеспечение готовности управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава к созданию условий по переходу факультетов на уровневое образование. С этой целью проведена серия обучающих семинаров для деканов, заведующих кафедрами, преподавателей. Всего повышена квалификация более полутора тысяч человек. Постоянно осуществляется консультационная работа сотрудниками учебно-методического

управления. Ряд деканов и заведующих кафедрами прошли обучение на всероссийских семинарах и курсах повышения квалификации, организуемых координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, принимали активное участие в общественном обсуждении ФГОС ВПО и разработке стратегии построения основных образовательных программ. Для поддержки разработчиков новых образовательных программ создана и постоянно обновляется ресурсная база. Страница отдела образовательных стандартов и программ на университетском сайте является наиболее посещаемой сотрудниками университета и работниками других вузов.

Во-вторых, проектирование новых образовательных программ. На всех факультетах созданы рабочие группы по созданию новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Всего разработано 55 программ, подготовлены к утверждению на заседании президиума 34 учебных плана, из них 17 по программам бакалавриата и 17 по программам магистратуры. Разработаны учебно-методические и организационно-управленческие материалы, такие как учебные программы дисциплин федерального и профессионального блоков, программы практик, систематизирована самостоятельная работа студентов, разработаны и утверждены положения, регламентирующие организацию нелинейного образовательного процесса. Все разработанные учебные программы размещаются на открытом доступе и проходят широкое обсуждение.

В-третьих, определение новых принципов организации нелинейного образовательного процесса. С нового учебного года университет переходит на реализацию индивидуальных учебных планов студентов бакалавриата, предоставляя возможность выбора последовательности изучения ряда дисциплин. Это стало возможным в результате проектирования факультетами образо-

вательных программ с согласованным федеральным компонентом. Единый подход к построению дисциплин базовой части всех циклов позволит существенно оптимизировать объемы учебных поручений целого ряда кафедр, сократив при этом аудиторную нагрузку преподавателей.

Новое поколение основных образовательных программ разрабатывается на основе компетентностного похода в обучении, внедрения системы зачетных единиц. Ряд факультетов перешел на модульные образовательные программы. Это такие факультеты, как факультет управления, физики, музыки, химии, институт детства, технологии и предпринимательства и др. Модульные учебные планы обеспечивают возможность быстрее реагировать на происходящие изменения, предъявляющие все более определенные и жесткие требования современному выпускнику педагогического вуза.

Расширен спектр дисциплин и курсов по выбору. Разработана вариативная самостоятельная работа. Продолжается обновление и разработка новых учебно-методических комплексов.

В-четвертых, развитие академической мобильности студентов внутри России. Разработаны и подписаны договоры о взаимодействии с вузами, входящими в сетевое объединение «Педагогические кадры России». Имеется опыт приема студентов из отечественных вузов (Нижневартовск, Казань). Проводится видеоконференцсвязь по обмену опытом с вузами-партнерами. Так, успешно завершилось обучение в институте детства студентов из Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Обучение в режиме реального времени было дополнено дистанционными консультациями.

Как следует из перечисленных мероприятий, сделано очень много. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Переход на уров-невое образование связан с необходимостью учета нескольких важных факторов.

1. Сложная демографическая ситуация в стране приводит к необходимости сокращения контингента студентов. Демографическая проблема напрямую связана с качеством подготовки абитуриентов, которые поступают в вузы. Средний балл поступающих по ЕГЭ в педагогические вузы в прошлом году составил 53, что на 6 баллов ниже среднего балла поступающих на другие группы специальностей. Это обусловливает поиск новых форм работы с абитуриентами и со студентами I курса, направленных на улучшение качества их подготовки. В настоящее время эта работа организована недостаточно эффективно. Приведем в качестве примера две цифры. Прием в университет в 2010 г. на очную форму обучения (бакалавриат и специали-тет) составил порядка 1700 человек (в то время как число объявленных вакантных мест по всем курсам обучения составляет более 700 человек). Очевидно, что надо искать новые способы решения проблемы.

Для студентов I курса разработка индивидуального образовательного маршрута может состоять не только в выборе курсов и темпов освоения образовательной программы, а включать в структуру маршрута поддержку в освоении отдельных курсов и программы в целом.

Полезным является создание в университете службы тьюторов и академических консультантов как университетских наставников. Может быть надо официально определить в университете статус тьютора или академического консультанта, привлечь к этой работе магистрантов, продумать программу практики магистров, в качестве базы практики определить группы I курса студентов, поручить магистрантам проведение консультаций, закрепить за каждым магистрантом нескольких студентов первокурсников, расширить масштабы использования технологий групповой работы.

2. Возможность разрушения единого образовательного пространства высшего профессионального образования. В соот-

ветствии с новыми федеральными стандартами вузы имеют до 70% свободы в определении содержания подготовки на базовом уровне — в бакалавриате. При этом вузы могут самостоятельно формировать содержание профильной (специальной) подготовки. Такая свобода может привести к тому, что образовательные программы вузов по одному профилю будут существенно различаться. В результате будет затруднен перевод студентов из одного вуза в другой, возникнут проблемы с развитием академической мобильности студентов.

Для решения проблемы целесообразно разработать программу действий, предусматривающую согласование интересов всех сторон по следующим вопросам: а) уточнение социальных потребностей — «образ» специалиста с точки зрения развития гражданского общества и экономики знаний; б) методика проведения консультаций: работодатели и другие заинтересованные лица + академическое сообщество + специалисты соответствующей области и профессиональные организации; в) организация постоянного уточнения и обновления рабочих учебных планов; г) организация внедрения новых образовательных технологий, направленных на достижение запланированных результатов; д) разработка показателей прозрачной системы оценки качества университетского образования.

Герценовскому университету важно сохранить лидирующие позиции вуза, определяющего содержание подготовки педагогических кадров в стране. Для этого необходимо в очень короткие сроки разместить на сайте университета примерные образовательные программы по всем профилям педагогического образования.

3. Качество перехода на уровневую систему напрямую связано с качеством профессорско-преподавательского состава. Важно искать новые способы непрерывного повышения квалификации преподавателей на разных уровнях, активнее использовать возможности самих кафедр. Очевидно,

традиционные роли преподавателей уже не позволяют достичь нового качества образования. Влияние интернет-технологий, неограниченный доступ студентов к интернет-ресурсам меняют роль преподавателя, он становится консультантом и координатором, оказывающим сопутствующую поддержку студентам в виде тренингов, консультаций, инструктажа. Новая ситуация ни в коем случае не уменьшает значение преподавателя на занятии, просто меняется сам процесс обучения, а следовательно, и роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

Перечисленные факторы определяют задачи, которые необходимо решить в ближайшее время Герценовскому университету.

Внедрение основных образовательных программ, реализующих новые принципы образования, требует от университета продолжения системной широкомасштабной работы по обеспечению качества профессионального образования. Главные направления деятельности, как уже отмечалось, определены в Программе развития университета на 2011—2015 гг.

1. Среди первоочередных задач, которые предстоит решать факультетам и учебным институтам, стоит задача, связанная с завершением разработки основных образовательных программ в логике ФГОС ВПО и разработка широкого спектра дополнительных образовательных программ. Разработка и основных, и дополнительных образовательных программ должна осуществляться в соответствии с программой развития на основе интеграции результатов научных исследований в области приоритетных направлений развития образования и образовательного процесса по опережающей подготовке кадров. Для решения поставленной задачи структурным подразделениям предстоит обеспечить при-

влечение к образовательному процессу практических работников образования и сфер реальной экономики, создать новое поколение учебной литературы, в том числе на электронных носителях, продолжить повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета по проблемам современных тенденций образования, уровневого обучения, компетентностного подхода, использования ИКТ и т. д. Должны быть обновлены имеющиеся и вновь разработаны внутривузовские положения, регламентирующие реализацию новых основных и дополнительных образовательных программ. В частности, необходимо обновление положения о практике, включая летнюю практику. В связи с переходом на реализацию компетентностно-ориентированного стандарта необходимо внести изменения в положение об итоговой аттестации. Важно определить роль и статус академического консультанта и др.

Как уже было отмечено, новые стандарты дают до 70% свободы в определении содержания подготовки. Но свобода, означает в первую очередь, ответственность. Если раньше дидактические единицы были четко закреплены в стандарте, то теперь четко определен результат. Важно понять, как должно измениться содержание подготовки специалиста, чтобы в завершении получить именно планируемый результат. Поэтому очень важно согласовать содержание образования по различным дисциплинам, постоянно обсуждать на заседаниях кафедр промежуточные результаты. Подключить к этому процессу наши научно-исследовательские институты непрерывного педагогического и общего образования. При планировании тематики кандидатских и докторских исследований предусмотреть работы, связанные с отбором содержания высшего профессионального образования.

2. ФГОС ВПО, с одной стороны, предоставляет вузу широкие права по выбору

профилей подготовки, формированию и ежегодному обновлению учебных планов, определению видов практики, форм текущей и итоговой аттестации студентов. С другой стороны, широкие права связаны со значительной ответственностью университета за качество предоставляемого образования и создаваемые условия — кадровые, учебно-методические, информационные, материально-технические и др. Факультетам необходимо продолжить работу по внедрению информационных технологий, закупке нового оборудования, постоянному обновлению кадровых ресурсов.

Среди рейтинговых показателей развития вузов введен новый, связанный с развитием российской академической мобильности студентов и преподавателей. Герценов-ский университет выступил инициатором сетевого взаимодействия российских вузов в области подготовки педагогических кадров. Однако пока еще факультеты недостаточно эффективно используют потенциал вузов, входящих в сетевое объединение «Педагогические кадры России». Важно активизировать работу по заключению дополнительных соглашений с вузами-партнерами по конкретным направлениям деятельности, шире использовать возможности университетов, входящих в сеть. При этом можно использовать видеоконференции и семинары, дистанционную поддержку, предлагать виртуальные лекции ведущих преподавателей, а не ограничиваться лишь реальным обменом студентами.

3. Одной из наиболее значимых и сложных задач, стоящих перед факультетами, является организация самостоятельной работы студентов, которой в ФГОС ВПО отводится ведущая роль. Сегодня можно констатировать, что и у студентов, и у преподавателей имеются проблемы с ее организацией и выполнением. Трудности студентов связаны со слабой подготовкой к выполнению самостоятельных работ, низкой мотивацией, неумением четко распределить свое время; недостатком навыков

работы с литературой; отсутствием интереса к выполнению работы, нечеткими критериями оценки качества самостоятельной работы. Проблемы у преподавателей при организации самостоятельной работы проявляются в том, что виды самостоятельных работ однообразны и не обеспечивают в полной мере овладение умениями решать профессиональнее задачи, к которым выпускник должен быть готов на выходе. Наиболее часто преподаватели предлагают студентам в качестве самостоятельной работы — работу с текстами, поиском литературы, подготовкой доклада к семинарскому занятию, участию в конференции, то есть работу репродуктивного характера, в то время как исследовательские и проектные задания используются в недостаточной мере. Учебно-методические пособия порой вовсе не содержат заданий для самостоятельной работы студентам, некоторые ограничиваются списком рекомендованной литературы. Решение проблемы связано с необходимостью взаимодействия преподавателей разных дисциплин. Важно согласовать виды и количество заданий. Устранить однотипные задания. Велика вероятность, что трудоемкость выполняемых студентами заданий слишком велика, но при этом виды заданий мало отличаются друг от друга.

Предстоит активно развивать дистанционную поддержку образовательного процесса и постепенно переходить на дистанционное образование, шире использовать активные и интерактивные формы проведения учебных занятий, ограничивая традиционные лекционные занятия. Решение этой задачи напрямую связано с разработкой учебно-методического обеспечения новых образовательных программ. Причем разрабатываемые материалы должны ежегодно обновляться.

Важно отметить, что Герценовский университет поддерживает гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, развивая безбарьерную инфраструктуру и создавая условия доступ-

ности высшего профессионального образования для инвалидов. Что в свою очередь возможно лишь при наличии современных учебно-методических комплексов, доступных каждому.

Перечисленные задачи сложные. Но можно уверенно утверждать, что Герценовский

университет как лидер российского высшего профессионального образования будет и дальше активно совершенствовать практику отечественного высшего образования и предлагать научно-образовательные инновации для внедрения в российских высших учебных заведениях.

Е. Ю. Калинина,

доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) нового поколения обусловлен потребностью рынка в высококвалифицированных специалистах. Считается, что сложившаяся система образования не в полной мере способствует решению задач, стоящих перед обществом и государством в современных условиях. Новые стандарты, с одной стороны, появились в рамках развития идеи государственной стандартизации образования, появившейся еще в начале 90-х гг. и реализовавшейся в стандартах первого и второго поколения, с другой стороны, они представляют реализацию новой концепции, которая призывает менять содержание образовательного процесса. Стандарты второго поколения расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ (с 10% в 1988 г. до 30—40% в 2000 г.), но они не в полной мере изменили культуру проектирования содержания образования, поскольку сохранили ориентацию на информационно-знаниевую модель. При разработке и реализации не было учтено мнение профессионального сообщества. Именно этот пункт явился ключевым для создания стандартов третьего поколения. Глобализация современного мира диктует необходимость не просто повышения уровня образования, но обеспечения международной сопоставимости образовательных

программ и результатов обучения, включения вузов в межнациональные профессиональные сети и потоки академической мобильности. При создании проектов ФГОС учитывался весь положительный опыт предыдущих стандартов. При этом министерство руководствовалось требованиями, сформулированными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации: внедрение в практику адекватных времени образовательных стандартов; содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам с учетом накопленных отечественных преимуществ; создание конкурентоспособной образовательной системы на основе пересмотра содержания образовательных программ профессионального образования совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей и создания системы объективного, независимого внешнего контроля качества получаемых знаний.

Нормативно-правовая база перехода на ФГОС третьего поколения содержит более десяти федеральных законов, около десяти постановлений Правительства РФ и около 20 приказов Министерства образования и науки Российской Федерации. Новое содержание законодательства позволило определить современные тенденции развития образовательной системы страны. Новое законодательство определило: новую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.